УДК 342:331.25(470+571)
Н. А. Баиева
Социальная справедливость и правовое регулирование трудовых пенсий в Российской Федерации
В статье анализируются понятие и суть социального государства и принципа социальной справедливости, рассматриваются вопросы реформирования пенсионной системы РФ.
The article analyzes the concept and the essence of the social state and the principle of social justice, the issues of the reform of the pension system of the Russian Federation.
Ключевые слова: социальное государство, социальные права, социальная справедливость, распределительная система, накопительная пенсионная система, трудовые пенсии.
Key words: welfare state, social rights, social justice, distribution system, pension system, retirement pensions.
С 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
До сих пор и зарубежные и отечественные исследования не привели к единому пониманию сути социального государства и не дали его общепризнанного определения. В литературе имеются различные определения, например, М. В. Баглай под социальным понимает государство, «которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан»1. М.И. Лепихов предлагает под социальным понимать «государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее каждому и народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закреплен-
© Баиева Н. А., 2013
1 БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 118-119.
170
ных в международных правовых актах, к которым присоединилась РФ»2. По мнению О.В. Кутафина, это такое государство, главной задачей которого «является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование»3.
Во всех приведенных выше определениях одним из критериев социального государства является деятельность государства в социальной сфере. Объединяет взгляды ученых на природу социального государства наличие принципа справедливости в распределении экономических благ, забота о социальной справедливости. Справедливость как принцип общественной жизни является одной из важных характеристик социального государства.
Как социальное явление справедливость имеет ту же социальную основу, что и нравственность. Так же как свобода и равенство понятие «справедливость» употребляется и как идеологическая категория, и как категория права. В идеологической трактовке справедливость отражает классовый, групповой интерес. В социально дифференцированном, современном обществе справедливость рассматривается как обеспечение интересов и прав человека. Принятие справедливого решения по какому-нибудь вопросу, или в каком-либо деле на уровне государства состоит в учете различных интересов и нахождении компромиссов. Другими словами, социальная справедливость представляет собой компромисс интересов отдельных людей и социальных групп, так как именно нахождение компромисса составляет сущность управления государством в современных условиях.
Справедливость пронизывает все сферы жизни общества, но наиболее яркое воплощение она получает в правовой системе4. Это связано с тем, что именно право регулирует большую часть общественной жизни, именно только право, по определению, и справедливо. Ведь справедливость воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в
2 Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: моногр. М., ГИС, 2005. С. 29.
3 Государственное право Российской Федерации / под ред. О. В. Кутафина. М., 1996.
С. 141.
4 Лукашова Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 112.
171
своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы5. Справедливость, воплощенная законодателем в норму права, выступает в качестве масштаба соизмерения действия людей. Посредством права все, что было лишь морально, приобретает силу закона. Воплощенная в праве справедливость отражает специфически правовую, качественную определенность соответствующих явлений и процессов. Таким образом, в справедливости сконцентрировано отношение общества к праву.
Исследовательский интерес к теме социального государства представляется вполне закономерным, обоснованным и своевременным, так как социальное государство является политическим институтом и комплексным средством предоставления юридических гарантий для реализации социальных прав граждан с учетом принципа социальной справедливости. К социальным правам относится и право на пенсию. В списке потребностей человека пенсия занимает одно из первых мест.
Государственные пенсии, которые необходимы для поддержания материального положения человека при наступлении старости, инвалидности, при потере кормильца в силу ст. 39 Конституции устанавливаются законом.
До 1 января 2002 г. в Российской Федерации действовал закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который был принят 20 ноября 1990 г. Закон закрепил единую пенсионную систему в стране, охватившую все население. С принятием этого закона, по мнению М. Л. Захарова, «были ликвидированы привилегированные и ущербные пенсионные системы (система персональных пенсий и система пенсионного обеспечения колхозников); закон закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной ценности пенсии путем
защиты ее от инфляции, предотвращая, таким образом, снижение уровня
6
жизни пенсионеров» .
На основании этого закона пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Работающие граждане платят взносы в Пенсионный фонд РФ либо непосредственно из своей заработной платы, либо через
5 Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. и др. Право и культура: моногр. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 43.
6 ЗахаровМ.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2001.
С. 31.
работодателей, и все аккумулированные таким способом средства используются для финансирования пенсий тем, кто достиг установленного законом пенсионного возраста и имеет необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж.
Кроме распределительной системы разработана и используется в целом ряде стран мира так называемая накопительная пенсионная система. Суть этой системы состоит в том, что работающий гражданин платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученным доходом от инвестирования используются именно для пенсионного обеспечения того гражданина, который осуществлял накопления. В некоторых государствах накопительная система сочетается с распределительной, являясь лишь частью пенсии, основная доля которой состоит из перераспределения части ВВП.
Несмотря на существование различных пенсионных систем и использование их на практике, проблема пенсионного обеспечения существует практически во всех развитых странах мира в силу снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни, что ведет к более тяжелой нагрузке на государственные бюджеты. Например, в Германии почти половина, а в Италии - 80 % пенсионных выплат ложится на государственный бюджет7.
Такое положение с финансированием пенсий заставляет искать различные пути преодоления трудностей в пенсионном обеспечении, например через дифференциацию пенсионного страхования по кругу лиц, охватываемых страхованием, или через осуществление страхования как в добровольном, так и в обязательном порядке.
В 1995 г. специалисты пришли к выводу о необходимости пенсионной реформы. Реформирование пенсионной системы стало необходимо из-за девальвации и разрушения системы пенсионного обеспечения, установленной Законом 1990 г. Вносимые поправки и дополнения в закон практически изменили его сущность, а принятие особых нормативных актов для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, в частности военнослужащих, служащих органов внутренних дел, судей и др. привели к разрушению единой системы и появлению привилегированной, которая охватывала кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, таможенную службу, прокурорско-следственных работников, государ-
7 Александров Д. Г. Принципы организации и финансирования пенсионных систем в развитых странах мира. СПб., 1997. С. 36.
ственных служащих, пенсии которым выплачивались из средств государственного бюджета.
В августе 1995 г. правительство утвердило «Концепцию реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», а в 1997 г. - «Программу пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой предлагалась трехуровневая пенсионная система, которая бы состояла из базовой пенсии, устанавливаемой государством, страховой пенсии, размер которой должен зависеть от продолжительности страхования и величины взносов; и третий уровень в пенсионном обеспечении, по мнению реформаторов, должны составлять негосударственные пенсии. Это дополнительное пенсионное обеспечение (по отношению к государственному), которое может существовать как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий либо отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопления средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах8.
В 2000 г. опять встал вопрос о реформировании системы пенсионного обеспечения, законотворческая подготовка к которому длилась на протяжении 2001 г.
В июне 2001 г. Президентом РФ был внесен пакет из пяти законопроектов - «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сбора».
На основании новых правил пенсионного обеспечения пенсия складывается из двух частей - базовой, которая всем в одинаковом размере гарантируется государством и величина которой должна соответствовать прожиточному минимуму пенсионера, и второй - страховой, размер которой будет дифференцирован и станет напрямую зависеть от объема поступивших средств от каждого конкретного человека. С учетом демографической тенденции для более молодых возрастных групп в законе предусмотрен накопительный элемент. Таким образом, новая пенсионная
8 Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / под ред. М. Э. Дмитриева, Д. Я. Травина. СПб., 1998. С. 61.
174
система предусматривает наличие как распределительного механизма, так и накопительного, что позволяет говорить о перспективах повышения пенсий до уровня, необходимого для достойной жизни человека.
Накопительная часть пенсии полагается лишь тем, за кого уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы с 1 января 2002 г. были установлены для лиц определенного возраста: для мужчин, родившихся в 1953 г. и позже; для женщин - родившихся в 1957 г. и позже.
Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. - мужчины и 1 января 2012 г. - женщины.
Однако с 1 января 2005 г. этот возраст был изменен - теперь накопительная часть будет у лиц 1967 г. рождения и моложе. Следовательно, накопительная часть пенсии может появиться не ранее 1 января 2022 г.
Несмотря на вносимые поправки и изменения, пенсионные законы имеют целый ряд существенных недостатков. Например, в Законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» значительно расширяются полномочия правительства в решении многих вопросов, затрагивающих существенные права граждан в сфере пенсионного обеспечения, которые должны регулироваться законом в силу ст. 39 Конституции РФ. Вместе с тем в законе указано, что правительство определяет: условия установления пенсии отдельным категориям граждан; правила подсчета страхового стажа; коэффициент и периодичность индексаций пенсий; правила исчисления периодов работы; количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по инвалидности и др.
Однако самым большим недостатком существующих «пенсионных» законов являются ограничительные коэффициенты, которые не позволяют рассчитать размер трудовой пенсии с учетом заработка застрахованного лица. Каким бы высоким ни был средний заработок застрахованного лица, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по РФ учитывается в размере не свыше 1,2. При таком положении закона сегодняшний уровень средней пенсии составляет 9700 руб. Но это средний размер, а например, трудовая пенсия доцента вуза при наличии трудового стажа 25 лет - около 6000 руб.
Необдуманность и поспешность реформы 2001 г. привела к тому, что сейчас, по прошествии 10 лет опять обсуждается очередная реформа. Пенсионный фонд собирает страховых взносов меньше, чем выплачивает пенсионерам. Разницу компенсирует федеральный бюджет - так установлено законом. Поступления из бюджета в Пенсионный фонд впервые в этом году превысят 1 трлн руб. В результате реформы ставится задача уменьшить
175
дефицит Пенсионного фонда. К 2030 г. он должен снизиться на 1,2 % ВВП, а в дальнейшем и вовсе сойти на нет.
Только соответствующая социальная политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни человека, может служить основанием для признания государства социальным. Пенсионная политика - часть социальной политики, и общество многие годы ожидает возрождения социальной справедливости в определении размеров трудовых пенсий путем их дифференциации с учетом трудового вклада и размера заработка. При обсуждении пенсионной реформы первостепенная задача, подчеркнул министр труда и социальной защиты Максим Топилин, - это восстановление социальной справедливости при назначении и выплате пенсий.