УКД 316.44
Митюрникова Л.А.
Кораблев А.А.
СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА - ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассмотрена социальная сплоченность как основная, базовая доктрина развития современного общества. Она предполагает активное участие трудовых ресурсов и трудового потенциала в решении актуальных проблем сегодняшнего дня. В статье рассмотрены социологические исследования системы профессиональной ориентации трудового потенциала как одного из важнейших социальных институтов общества, влияющего на социальное партнерство и социальную сплочённость общества, на конструктивные преобразования социокультурного пространства. Выявлены особенности социальной сплоченности, её место, роль в современном мире, её перехода в новое качество, к улучшению благосостояния государства и экономического его развития. Социальная сплоченность является одним из важных объективных факторов, влияющих на конструктивные преобразования основ механизма управленческой деятельности организаций и предприятий, а также социокультурного пространства, как российского общества, так и мирового сообщества в целом.
Ключевые слова: управленческая деятельность, социальная сплоченность, профессиональная ориентация, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, трудовые рабочие микрогруппы, социальные связи и взаимоотношения
Lyudmila A. Mitjurnikova Andrey A. Korablev
SOCIAL COHESION AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE LABOUR POTENTIAL - THE BASICS OF THE MANAGEMENT PROCESS IN
MODERN RUSSIA
Basic, basic doctrine of modern society development is social cohesion. It involves an active participation in the solution of actual problems. The article deals with the sociological studies of vocational orientation of young people as one of the most important social institutions of society, affecting the social partnership and social solidarity society, constructive the transformation of the socio-cultural space. Peculiarities of social cohesion, its place and role in the modern world. The following conclusions: social cohesion prepares society to move into a new quality to the welfare State and economic development. Social cohesion is one of the important factors affecting the transformation of socio-cultural space as a constructive Russian society and the international community as a whole. Social cohesion is an indicator of the maturity of civil society.
Keywords: social cohesion, professional orientation, young people working meant postgraduates and undergraduates, social connections and relationships
В
условиях социально-экономических процессов глобализации,
модернизации и демократизации гражданское общество становится ведущим, определяющим и решающим фактором в эволюционном процессе. Наблюдаются новые признаки в социальных связях и во взаимоотношениях между государством и обществом, государством и социальным субъектом, государством и организацией, предприятием. Социальная сплоченность является одной из базовых доктрин развития современного общества. Она предполагает активное участие социальных субъектов в решении актуальных проблем его жизнедеятельности, преодоления социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и т.д.) [1].
Актуальность информационного материала обусловлена необходимостью выявления путей формирования, развития и осмысления социально- экономических процессов, протекающих в обществе, обладающим высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, практически во всех сферах деятельности.
Основной целью изложения материала и информации является раскрытие некоторые основных механизмов управленческой деятельности современной России, посредством совершенствования и развития профессиональной ориентации трудового потенциала, развития человеческого капитала и социальной сплоченности.
В современных условиях развитие рыночных отношений в России, различных форм собственности, активные процессы переустройства общества требуют новых подходов к пониманию управленческих процессов, сущности организаций, их структуры. В настоящее время появилось много новых моментов в вопросах основ механизма управленческой деятельности в современной России.
Следует отметить, что в настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, характеризующиеся социальной трансформацией, переходом к иным формам сосуществования и взаимодействия, которые в свою очередь способствуют новому видению место и роли социальной сплочённости в современном мире.
В 1997 г. состоялся 2-й саммит глав государств и правительств, на котором была принята Концепция социальной сплоченности, а в 1998 г. был утверждён Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности (CDCS), состоящий из представителей стран - членов Совета Европы. Комитетом было приняты стратегия социальной сплоченности и основные направления политики в области социальной сплоченности: занятость и труд, социальная защита, образование и переподготовка, здравоохранение и социальное обслуживание, экология, стимулирование активности населения и интеграция общества [2].
Исследованием социальной сплоченности занимались такие видные зарубежные и отечественные классики социологии и философии как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, О. Конт, Т. Лукман, П. Новгородцев, Т. Парсонс, Е. Де Роберти, П. Сорокин, которые смогли предопределить категориальное поле исследуемой проблематики.
Теоретико-методологические аспекты социальной сплочённости и стратификации российского общества рассматривают современные российские
исследователи: В.И. Жуков, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, О.А. Аникеевой, Е.М. Авраамова, Л.А. Гордон, И.Е. Дискин, И. Дзлиев, Т.И. Заславская, и др. В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, характеризующиеся социальной трансформацией, переходом к иным формам сосуществования и взаимодействия, которые, в свою очередь, способствуют новому видению места и роли социальной сплочённости в современном мире.
Нельзя не согласиться с академиком РАН ректором РГСУ В.И. Жуковым с тем, что проблема национальной социальной сплоченности из очередной превратилась в первостепенную.[3] Правомерно было отмечено в работах д.ф.н., профессора П.Д. Павленка, что «социальная сплоченность имеет важнейшее значение для современного общества, в центре внимания которого находятся права человека и которое сталкивается с быстрыми и радикальными переменами, потрясающими те основы, на которых традиционно строились социальные связи. Социальная сплоченность выступает инструментом обеспечения свободы, равенства, общественной солидарности и рассматривается, прежде всего, в отношении человеческого общества.
В плане рассматриваемой проблемы (социальной сплоченности), бесспорным является вывод ученых о необходимости учета развития не только материального и духовного производства, производительных сил и производительных отношений, базиса и надстройки, но и способа развития общественной жизни, т.е. развития самого человека, его социальной и духовной жизни, его идей, развитие человеческого капитала.[4]
Однако вопросы развития социальной сплочённости, в рамках процесса формирования гражданского общества, исследуются разрозненно, малоизученными остаются вопросы исследования текущих процессов интегрирования социальных субъектов и институтов внутри трансформирующегося общества, разработки социологических моделей развития российского социума с учетом региональных особенностей и специфики. Данные предпосылки обусловливают целевую необходимость рассмотрения социальной сплоченности более глубоко и основательно.
Основная часть. Организация Объединенных Наций дает следующее определение прав человека: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы». [5]
Одним из важных и необходимых факторов развития целостного современного общества является теоретико-методологический анализ феномена социальной сплочённости в процессе деятельности комплексной системы профессиональной ориентации. При рассмотрении сущности и основных функций комплексной системы профессиональной ориентации можно увидеть, что функции и вся деятельность профессиональной ориентации построена на социальной сплоченности общества и основных направлениях политики в области социальной сплоченности: занятость и труд, социальная защита, образование и переподготовка,
здравоохранение и социальное обслуживание, стимулирование активности населения и интеграция общества.
Рассмотрим более подробно основную деятельность и функции комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи как будущего трудового ресурса, потенциала, человеческого капитала.
Комплексная система профессиональной ориентации молодежи - это сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием общества, государства, экономики и других сфер жизни и деятельности молодёжи. Система профессиональной ориентации молодёжи включает в себя три основных ступени деятельности: профессиональная ориентация школьников - это первая ступень, знакомящая школьников с миром профессий, с рынком труда и т.д.; вторая ступень - создание Центров развития профессиональной карьеры студентов (в дальнейшем ЦРПКС) старших курсов при высших учебных заведениях и колледжах; третья ступень - создание Центров сообщества молодых ученых и аспирантов, а также создание «Золотого фонда молодых специалистов», как завершающий этап комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, являющийся одним из специфических интегративных социальных институтов общества сферы труда, функции которого связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов. Необходимо отметить, что функции системы профориентации имеют ценностные ориентации: удовлетворение социальной потребности, ради которой она сформирована, помощь молодежи в выборе профессии, самореализации личности, как в интересах самой личности, так и общества, а также социальной поддержки и защищенности молодежи от безработицы.[12] Здесь система профориентации выступает как интегративный институт общества. Заметим, что интегративные институты включают в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Сплоченность, возникающая в процессе деятельности системы профориентации, является важным элементом социальной системы взаимосвязи и взаимообусловленности данного вида института.
В социологических концепциях развития социальных систем, классических и современных теориях социальная сплочённость - многомерное и сложное явление. Общими принципами формирования социальной сплочённости остаются ценностные принципы - это взаимосвязь гражданского общества и государства, учёт мировоззренческих позиций и убеждений людей, ориентация на имеющиеся у населения структуру ценностей и интересов, а также функциональные принципы - это разделение труда, специализация, соответствие прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Функции системы профессиональной ориентации молодежи содержат в себе не только социализацию молодежи, но и все пять основных функций социального института, которые четко отражают социальную сплоченность общества: функция закрепления и определения связей и отношений; регулятивная функция; интегративная функция; коммуникативная функция, транслирующая, посредством которых происходит социальная сплоченность общества.
Социальная сплоченность касается возможности системы профессиональной ориентации восстанавливать, поддерживать отношения между государственными учреждениями, частными организациями и личностью, между государственными учреждениями и частными организациями. Система профессиональной ориентации в процессе своей деятельности является связующим звеном между обществом и личностью, здесь ярко проявляется эффективность социальной сплоченности как динамической категории.
Посредством социальной сплоченности, возникающей в процессе деятельности профориентации, разрешаются внутренние конфликты: проблемы трудоустройства молодёжи и проблемы руководителей предприятий и организаций, которые предъявляют определенные требования к уровню подготовки и профессионализма кадров с учетом специфики деятельности этих предприятий, организаций. Конфликт (проблема) становится отправной точкой в стабилизации системы, социальная сплоченность возникает в результате разрешения этого конфликта и рассматривается в качестве процесса взаимодействия субъектов в ходе согласования различных точек зрения при обсуждении и решении социальных проблем, с целью поиска равновесия системы.
Ярким примером может служить совместная деятельность крупных коммерческих предприятий, организаций и высших учебных заведений. Одной из основных функций системы профессиональной ориентации молодёжи, как специфического интегрального института общества, является удовлетворение потребностей руководителей в квалифицированных кадрах с учетом специфики каждого предприятия региона. А также немаловажным является разрешение проблемы трудоустройства молодёжи, с одной стороны и с другой
снижение напряженности в социально - трудовой сфере молодёжи, снижение безработицы молодёжи в масштабах, угрожающих серьезными социальными потрясениями. Концептом профессиональной ориентации молодёжи как системы является признак социального действия, направленного на поддержание равновесия, целостности социальной системы, является ключевым фактором системной организованности социума. Социальная сплоченность в данном случае является основным фактором решения социально-экономических проблем, с целью поиска равновесия экономической системы государства.
В качестве структуры системы профессиональной ориентации молодёжи выступают нравственно - правовые, ценностные отношения и ориентации. Структурный уровень представлен областью самореализации деятельных субъектов, ассоциаций, являющейся элементами социальной системы профориентации. На уровне субстрата осуществляется принцип взаимодействия, сотрудничества между компонентами комплексной системы профориентации, основанной на согласовании интересов, усилий и ресурсов. Данный принцип определяет социальную сплоченность в качестве атрибута социальности - принадлежности, ориентации индивида на ту или иную группу, где главным критерием эффективности будет являться уравновешенность прав и обязанностей в рамках системы социальных связей. Отметим, что равновесие системы профориентации молодёжи также достигается благодаря социальной сплоченности, по принципу нейтрализации
различных влияний, направленных на дезинтеграцию социума. Отсюда вытекает, что комплексная система профессиональной ориентации влияет на развитие общества и, представляется возможность понимания общества как взаимодействие относительно самостоятельных социальных групп и каждой отдельной личности.
Сплоченность ярко выражена в основных принципах профессиональной ориентации молодёжи, которые проявляются в необходимости защищать интересы молодого человека и социума в их совокупном единстве и развивать сеть служб, предоставляющих услуги по решению личностных проблем, связанных с выбором профессии и построением профессиональной личной карьеры. Основным направлением деятельности системы профессиональной ориентации является организация взаимоотношений и взаимосвязей с социальными институтами, организациями и предприятиями, а также обеспечение гармоничного сочетания интересов самой личности, государства и социума.
Социальная сплоченность проявляется также и в особенностях системы профессиональной ориентации молодёжи, определяющих ее как специфический вид социального интегративного института. Во-первых, система профессиональной ориентации имеет вполне определенную устойчивую социальную структуру как совокупность объектов, на которые направлено воздействие: человека, малых человеческих групп, коллективов, а также крупных организованных человеческих сообществ со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами. Во-вторых, существование и взаимодействие элементов данного социального института подчиняются вполне определенным социальным законам, распределяющим такие виды деятельности, как социальная защита молодежи, социальное обслуживание, социальная защита инвалидов, что является основными общими ценностными принципами формирования социальной сплоченности.
Центры развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних учебных (в дальнейшем ЦРПКС) и «Золотой фонд молодых специалистов» при высших и средних специальных заведениях могут стать в дальнейшем одним из основных и стабильных механизмов формирования будущих трудовых ресурсов для предприятий и организаций регионов, основу которых будет составлять подготовка и создание информационного банка данных о будущих специалистах региона с индивидуальными психофизиологическими особенностями, способностями, мотивацией и интересами, а также учетом требований работодателей и учетом специфики региона. ЦРПКС можно рассматривать и как центры развития профессионализма, так как они могут дать молодежи дополнительные знания о профессиональной культуре и профессиональной мобильности, важных качествах будущей профессии, и своих психофизиологических качествах, путях достижения поставленных целей и росте профессиональной карьеры, и тем самым расширить возможности дальнейшего трудоустройства и способствовать достижению более высокого уровня квалификации.[6]
В данном случае социальная сплоченность выступает как условие и содержание качественного изменения структур общества, которое обеспечивается активностью социальных субъектов, представляющих собой совокупность
индивидов, которые ориентированы в обществе сходным образом, осознавая направленность своих интересов, возможностей. В условиях деятельности системы профессиональной ориентации молодёжи социальная сплочённость выступает инструментом адаптации участников социального взаимодействия к новым реалиям социального бытия, выступает как атрибут социальности, так как она характеризует социальность с точки зрения интеграции и самоориентации, установок индивидов в «составе» социального субъекта, позволяет, как в фокусе, выявить, где сходятся проявления как субстанциальных изменений, так и наличных форм движения социальных систем.
Деятельность комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи проявляет себя социальной целостностью, основным качеством которой является социальная сплоченность как стремление индивидов и групп к самоорганизации для достижения нравственно-политических целей, потребностей и запросов, она может являться «фундаментом» гражданского общества, главным показателем формирования гражданского общества. Социальные процессы, вызванные стремлением индивидов и групп удовлетворить свои потребности и запросы, приводят дифференциации социального пространства, которое становится гетерогенным. Гетерогенность показывает, насколько устойчиво конкретное общество. Общество с низкой степенью гетерогенности (то есть многие параметры индивидов совпадают) является наиболее устойчивым.
Особое место в деятельности комплексной системы профориентации занимает деятельность «Золотого фонда молодых специалистов» и создание рабочих микрогрупп из аспирантов, молодых ученых и студентов с высокими показателями интеллектуального уровня и ПВК (профессионально важными качествами), которые необходимы для решения социально-экономических, инновационных проблем региона, с учетом специфики развития каждого региона. В данном направлении деятельности Центров четко прослеживается социальная сплоченность организаций, предприятий и прикладной науки. Микрогруппы - это небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. При этом чаще всего указывается на следующие признаки: контактность, целостность, стабильность состава, устойчивость взаимодействия, наличие внутренней культуры, удовлетворение личных запросов. Это непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий, в малых группах происходит саморегуляция микрогрупп. [12] Важно отметить, что сплоченность в микрогруппах определяется как интегральная характеристика межличностных отношений в группе, коллективе, психологический результат групповых процессов, протекающих при соответственной деятельности людей.
Организация Центров сообщества молодых ученых и работа в микрогруппах должна происходить там, где есть наставники, способствующие развитию научной деятельности из числа молодых ученых, что в дальнейшем может привести к социальной сплоченности поколений.
Центры сообщества молодых ученых должны создаваться по разным направлениям, учитывая все требования различных направлений российской экономики. Здесь просматривается оптимальное сочетание интересов личности,
социальных институтов с интересами государства, руководителями предприятий, организаций и инвесторов, развитие социально-экономической сплоченности как на уровне регионов, общества, а также развитие социально-экономической сплоченности всего современного мира. Центром социальной жизни становится сам человек действия в микрогруппе. И именно социальная сплоченность микрогрупп, микрообщества, гражданского общества, региональной власти, руководителей как крупных, так средних и малых предприятий в дальнейшем могут стать важным моментом, основной формой сосуществования общества, которое направлено на конечную цель - развитие высокого уровня экономики и благосостояние всего государства.
Интересен тот факт, что путем включения социальных субъектов в социальное взаимодействие в рамках гражданского общества социальная сплоченность порождает социальность, легитимность власти, повышение социальной ответственности власти и политической культуры. Здесь реализуется интегративная функция системы, которая, в свою очередь, характеризует сильное гражданское общество, способное противостоять кризисам и конфликтам.
Особое внимание необходимо уделить основным источникам финансирования деятельности комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи. Некоммерческие организации имеют возможность привлекать для формирования финансовых ресурсов различные источники. В практике выделяют пять основных источников финансирования некоммерческих организаций: государство, бизнес, население, НПО, иностранные источники. Возможными источниками привлекаемых средств могут стать региональные благотворительные фонды, поддерживающие социальную инфраструктуру, научно-исследовательские и образовательные учреждения. [8] Представляет собой интерес инновационной технологии - эндаумент - фонд и фандрайзинг, которые могут быть использованы при внедрении комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи.
Заключение. Из структуры и деятельности комплексной системы профессиональной ориентации на всех трех стадиях деятельности видно, что социальная сплоченность проходит как связующее звено через разные группы молодёжи и слои общества, прослеживается социальная сплоченность всего общества, формируется новый класс общества - институциональные инвесторы, прослеживается гармония интересов разных слоев общества, происходят реформы бюджетного законодательства стимулирующие развитие эндаументов, совершенствуется режим налогового законодательства государства, усиливается государственная поддержка сектора НКО.
Деятельность комплексной системы профессиональной ориентации молодежи является человеческим и информационным капиталом, и включают в себя коллективный разум (работа в микрогруппах), общественный интеллект. Это может быть единственным вариантом будущего устойчивого развития государства. Таким образом, можно охарактеризовать социальную сплочённость как признак социального действия, направленного на трансформацию институциональных возможностей выражающих групповые ценности, интересы и цели, являющегося индикатором субъектности группы, показывающий степень её сплочённости,
интеграции, упорядоченности, стабильности и устойчивости.
Выводы. Все вышеназванные явления являются объективным фактором, влияющим на социальную сплоченность общества и конструктивные преобразования социокультурного пространства. В начале XXI века социально-регулятивные функции переходят к более гибким, мобильным и динамичным микросоциальным общностям, противопоставляя новое направление социального развития устаревающим социально-классовым отношениям. Приобретая более динамичный и взаимозависимый характер, новые изменения уже ставят на доминирующие позиции жизненные интересы каждого отдельного субъекта. Имея в своей основе новые функциональные качества, личность, на определённом этапе представляющаяся ключевым компонентом «социальной сплоченности», является не единственной составляющей этого многоуровневого феномена.
Функционирование социального института профессиональной ориентации порождает огромное число социально значимых явлений и процессов, некоторые из которых в свою очередь являются функциональными принципами формирования социальной сплоченности. Несомненно, модель социальной сплоченности в деятельности системы профессиональной ориентации молодёжи должна быть действенной, гибкой, перспективной.
Будущие трудовые ресурсы, обладая передовыми технологиями, высокой дисциплиной и инновационной восприимчивостью, должны играть стратегическую роль в обеспечении нового качества и темпов социально - экономического развития России, в поступательном укреплении ее экономики, социальной стабильности и безопасности. В сложной социально-экономической ситуации, в которой оказались высокотехнологичные российские организации и организации, приоритетной задачей государственного значения, как на федеральном уровне, так и в регионах, является сохранение и приумножение их человеческого капитала, на благо самих работников и стратегического развития государства.
Необходимо отметить, что социальная сплоченность готовит общество к переходу в новое качество, даёт импульс, который подталкивает гражданское общество к гомогенности, к улучшению благосостояния государства и экономического его развития. Социальная сплочённость - показатель зрелости гражданского общества.
1.Холостова Е.И. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях. Монография. М.: ИНФРА - М; 2013.
2.На пути к активной справедливой и социально сплоченной Европе. Доклад специальнойрабочейгруппы высокого уровня по вопросам социальной сплоченности в XXI в. Страсбург, 26 октября 2007 г. [Электр.ресурс].Режимдоступа:ww.coe.int/t/ dg3/socialpolicies/source/TSCF/2007; (дата обращения 05.12.2012 г.)
3.Жуков В.И. Специальное образование и социальная сплоченность
Литература
С.14-34.
российского общества в условиях глобального кризиса. М.: Изд.- во РГСУ, 2009. С.3-5.
4.Павленок П.Д. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях. Монография. М.: ИНФРА - М; 2013. С. 4-13
5.IFSW. International Policy (1988). Introduction/
6.Митюрникова Л.А. Состояние социальной сферы и роль её кадров в процессе повышения качества жизни населения в современной России. - М., 2011.
7.Павленок П.Д. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях. Гойхмах О.Я. Глава Х. Коммуникация в малой группе в ракурсе социальной сплоченности. Монография. М.: ИНФРА - М; 2013. С.105-Ш.
8.Подсевалова Е.Н., Совершенствование финансового механизма привлечения и использования целевого капитала некоммерческих организаций в системе профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - РГУТиС, Москва, 2013.- 21с.
9.А.А.Курушин Поддержка принятия инвестиционных решений в системе профессионального образования. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - МЭСИ, Москва, 2007. - 21 с.
10. The role of the universities in the Europe of knowledge. Commission of the European Communities. Brussels, 05.02.2003. По: Лукичев Г. США и Европейский союз: конкуренция в образовании и исследованиях // В мире науки. 2012. N 10. С. 17.
11. Субанова О. С. Российские эндаумент-фонды: итоги первой пятилетки / III INVESTFUNDS FORUM, г. Санкт-Петербург, 17 мая 2012 г.
12. Митюрникова Л.А. Концептуальные подходы профессиональной ориентации молодёжи в современной России. Монография. ИНФРА-М, 2014. -С.347.
13. Митюрникова Л.А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества. Монография. - М.: ГОУ ВП О МГУС, 2007. - С. 165.