Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ (ЧАСТЬ I): ПРОБЛЕМА И НОВОЕ В МЕТОДИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ (ЧАСТЬ I): ПРОБЛЕМА И НОВОЕ В МЕТОДИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ADOLESCENTS / BRONCHIAL ASTHMA / SOCIAL DEVELOPMENTAL SITUATION / MILITARY MEDICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Е.В., Семенова Н.Д.

В статье освещается проблема социальной ситуации развития подростка с бронхиальной астмой в контексте военно-медицинского освидетельствования. Приведен фрагмент исследования, показывающий новое в методическом инструментарии изучения созависимости в отношениях мать-подросток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Е.В., Семенова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL SITUATION OF THE DEVELOPMENT OF A DRAFT-AGE ADOLESCENT WITH BRONCHIAL ASTHMA (PART I): THE PROBLEM AND NEW IN THE METHODOLOGICAL TOOLS

The article highlights the social situation of the development of a teenager with bronchial asthma in the context of a military medical examination. The report presents a fragment of the research highlighting the new in the methodological toolkit for studying codependency in the mother-teenager relationship.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ (ЧАСТЬ I): ПРОБЛЕМА И НОВОЕ В МЕТОДИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ (ЧАСТЬ I): ПРОБЛЕМА И НОВОЕ В МЕТОДИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ

Е.В. Иванова1, Н.Д. Семенова2 1РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва 2Московский НИИ психиатрии, филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава РФ, Москва

В статье освещается проблема социальной ситуации развития подростка с бронхиальной астмой в контексте военно-медицинского освидетельствования. Приведен фрагмент исследования, показывающий новое в методическом инструментарии изучения созависимости в отношениях мать-подросток.

Ключевые слова: подростки, бронхиальная астма, социальная ситуация развития, военно-медицинское освидетельствование

ВВЕДЕНИЕ

Своевременная диагностика бронхиальной астмы (БА) у подростков и назначение адекватной терапии, контролирующей заболевание, обеспечивают не только хороший прогноз, но и имеют важное социальное значение. У подростков мужского пола БА связана с проведением военно-медицинского освидетельствования. Исследования клинико-функциональных особенностей БА у подростков мужского пола в возрасте 16-19 лет [2] выявили фенотип заболевания, доминирующий у данной группы больных, преобладающие формы БА, особенности формирования физиологической ремиссии. Как оказалось, у большинства подростков мужского пола, страдающих БА, даже в случае интермиттирующего течения и ремиссии наблюдается повышенная бронхиальная реактивность, подростки-астматики не получают адекватную терапию БА и плохо информированы относительно методов лечения и профилактики болезни. Все это существенным образом связано с социальной ситуацией развития подростка и психологическими аспектами болезни.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Родители стараются оградить ребенка от опасностей, стоящих у него на пути. Одной из

таких «опасностей», в глазах родителей, считается служба в армии. Особенно остро этот вопрос проявляется при первичном призыве подростков в военкомат на медицинское освидетельствование. В данных ситуациях родители, в особенности, матери подростков-призывников, стараются сделать все возможное, чтобы их сын избежал военной службы, зачастую аггравируя уже существующее заболевание, и, таким образом, инфантилизируя своего ребенка.

Исследователи выделяют нормальное и аномальное психосоматическое развитие (задержки, отставания, регресс, искажение и др.) [3]. Показано наличие определенной «задержки» психосоматического развития у ребенка с БА, обнаруживаемой при сравнении нормы и соматической патологии разного типа (БА, головные боли, артериальная гипертензия) методом возрастных срезов, в том числе с применением проективных методик — рисуночных тестов, опрос-никовых и вербальных методик, позволяющих описать, среди прочего, детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка с матерью [3]. Выделены факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка, среди которых — ближайший взрослый, семья, возраст. Так, например, повышенная тревожность матери в совокупности с длительным симбиозом, стремлением удержать ребенка на более ранних этапах развития, оставить «своим», считается фактором риска аномального психосоматического развития [3].

Теоретико-методологическую основу работ отечественных авторов составляет культурно-исторический подход к развитию и формирова- о

г-л сч

нию телесности [1], в русле которого рассматри- о

вают особенности социальной ситуации развития ^

подростка с соматическим заболеванием [1, 3]. ^

Мы полагаем, что у подростков призывного ^ возраста с БА такие «задержки» могут быть: в со-

СОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ

циализации, в формировании ответственности, в основной деятельности (общение со сверстниками), в социально значимых видах деятельности для подростков и т.д. В первую очередь нас интересуют особенности родительской опеки, стремление матери удержать подростка на более ранних этапах развития, а также проблема соза-висимости (как это бывает, например, в семьях алкоголиков [4]). Нам представляется, что в определенного рода семьях подростков призывного возраста с психосоматическими заболеваниями, данного рода проблемы имеют место быть.

В подростковом возрасте происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью этого возраста. Однако, в определенного рода семьях, тип отношений с матерью, существовавший в детстве и отражающий асимметричное неравное положение ребенка, по-прежнему может доминировать и быть вполне приемлемым для подростка и соответствующим его представлениям о жизни. Если речь идет о подростках-призывниках, то разного рода «уходы в болезнь», аггравация симптомов психосоматического заболевания с целью уклониться от призыва на воинскую службу — все это подкрепляется соответствующими родительскими установками, отношениями созависимости матери и подростка.

ФРАГМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы представим фрагмент нашего исследования, касающийся нового в методическом инструментарии. Выборка исследования составила 25 человек — подростков мужского пола с БА в возрасте 15-17 лет, проходящих военно-медицинское освидетельствование, а также их матерей. В ходе исследования использовались проективные методики, метод беседы и метод наблюдения (наблюдение за подростками и их матерями на приеме подросткового врача). Среди проективных рисуночных методик — рисунки «Я», «Я, когда я болен», «Моя семья», «Моя семья, когда я болен», для выявления отношения подростка к болезни, особенностей взаимоотношения в семье и места болезни в структуре семьи. Среди методик — сочинение «Портрет моего ребенка, когда он болен». Такого рода сочинения, написанные матерями детей/подростков, а также «включенное наблюдение», успешно использовались в отечественной психологии А.С. Спиваковской [5] и, далее, ее учениками. В дополнение к этому методическому инструментарию нами предлагается Авторская методика на определение «составляющих» жизни матери

сд подростка, страдающего БА.

Матерям испытуемых предлагается стимуль-ный материал, представляющий собой «состав-

^ ляющие» жизни матери подростка с БА: род-

00 ственник, защитник, сострадающий, компаньон

01

Z по жизни (друг, собеседник), сотрудничающий

Защитник

' \ Собственная / *

Сотрудни \ <своя> /

чающий ] жизнь I Родственник

с врачом I I

Компаньон по жизни (друг, собеседник)

Сострадающий

Рис. 1. «Составляющие» жизни матери подростка с бронхиальной астмой

с врачом, «собственная (своя) жизнь» (рис. 1). Методика родилась как результат личных бесед одного из авторов статьи с известным специалистом в области ранних вмешательств в психиатрии и работы с родственниками больных — Merete Nordentoft (Дания) [6]. Проблемы созависимости, инфантилизации и аггравации в диаде мать-ребенок также отмечались и в отношении подростков группы риска психической патологии. Матерей просят оценить удельный вес каждой из «составляющих» ее жизни с сыном, страдающим БА. Предполагается, что при формирующихся отношениях созависимости доля составляющей «собственная (своя) жизнь» будет стремиться к нулю. Как и любая другая, впервые создающаяся методика, данная методика, безусловно, далека от совершенства.

В семьях определенного рода, о которых преимущественно идет речь, паттерн созависимости, подкрепленный стрессовой ситуацией военно-медицинского освидетельствования, затем, после единичного ситуативного его использования, уже может использоваться систематически, сдерживая «взросление» подростка и подготавливая почву к его постоянному использованию в

других жизненных ситуациях и при иных важных жизненных выборах: получение образования, выбор профессии, выбор спутницы жизни, нравственный выбор.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

2. Горячкина Л. А. и др. Особенности бронхиальной астмы у подростков мужского пола // Пульмонология. — 2020. — №. 2. — С. 15-19.

3. Николаева В.В., Арина Г.А., Леонова В.М. Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология. — 2012. — №. 4. — С. 67-72.

4. Петрова Н. Н. Проблема созависимости и подходы к ее решению // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2016. — Т. 11. — №. 2.

5. Спиваковская А. С. Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. МГУ — 1989.

6. Nordentoft M. et al. How successful are first episode programs? A review of the evidence for specialized assertive early intervention // Current opinion in psychiatry. — 2014. — T. 27. — №. 3. — C. 167-172.

The social situation of the development of a draft-age adolescent with bronchial asthma (Part I): The problem and new in the methodological tools

E.V. Ivanova1, N.D. Semenova2

'Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), Moscow

2Moscow Research Institute of Psychiatry — a branch of V.P. Serbsky Na tional Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow

The article highlights the social situation of the development of a teenager with bronchial asthma in the context of a military medical examination. The report presents a fragment of the research highlighting the new in the methodological toolkit for studying codependency in the mother-teenager relationship.

Keywords: adolescents, bronchial asthma, social developmental situation, military medical examination

о

CN

о

CN

i

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.