краткие сообщения
УДК 94 (47).084.8 DOI: 10.14529/ssh170314
ББК 63.3(2)622-2 «1941/1945»
социальная сфера южно-уральской железной дороги в годы великой отечественной Войны: историография проблемы
Н. П. Палецких, С. В. Шутов
в статье рассматриваются историографические источники по теме социальной сферы Южно-Уральской железной дороги в годы войны, анализируются наиболее значимые работы советского и постсоветского периодов, в которых поднимались те или иные вопросы, связанные с социальной инфраструктурой и социальной политикой на ЮУЖд. сделан вывод о слабой изученности темы в отечественной историографии.
Ключевые слова: великая Отечественная война, социальная сфера, Южно-Уральская железная дорога, историография.
специальных историографических работ, посвященных социальной сфере Южно-Уральской железной дороги периода великой Отечественной войны, нет. Предлагаемая статья является первой попыткой анализа историографических источников по данной теме. в истории изучения темы можно выделить два крупных этапа: советский — с 1941 г. до рубежа 1980—1990-х гг., постсоветский — с рубежа 1990-х гг. по настоящее время.
Основы историографии темы были заложены в трудах, появившихся в годы войны. Публикации военных лет еще нельзя назвать историко-исследовательскими: они имели прикладную и пропагандистскую направленность, выполняли задачи агитационного характера, ограничивались констатацией отдельных фактов. Их содержание проникнуто ярко выраженным чувством патриотизма, показом героизма советских железнодорожников. многие работы военного времени, например, м. я. Белоусова [1], И. кирюшкина [9], И. П. Блинова [2] выходили в виде памяток, докладов, брошюр. Эти публикации интересны тем, что в них рассказывается непосредственно о работе ЮУЖд, станции челябинск в начале войны, о перестройке дороги на военный лад, присутствует информация об организации социалистического соревнования на станциях, в депо, на предприятиях дороги, идет описание лунинских методов работы. следует также отметить статьи в. Н. Образцова [15] и Т. с. Хачатурова [21], где подчеркивалось значение внедрения технических изобретений в работу железнодорожников, рационализаторской инициативы снизу, приводились примеры по ЮУЖд, в том числе о применении метода ф. А. лисянского, разработанного на этой дороге. в работах А. Г. Напорко [19], с. Н. Новикова [20], Г. Райхера [25] помимо описания трудового подвига и всесторонней помощи фронту встречаются и детали, говорящие о бытовых условиях жизни железнодорожников: о сборе и переучете теплой спецодежды, организации бань. Изданиям военных лет свойственны описательность, отсутствие обобщающих данных, но их ценность несомненна, так
как с течением времени они превратились в важный источник информации, передающий не только факты, но и дух военного времени. в них содержались конкретные данные по отдельным предприятиям ЮУЖд, назывались имена работников дороги, и таким образом происходило первичное накопление сведений и формирование проблемного спектра интересующей нас темы.
Победа в великой Отечественной войне, переход страны к мирному развитию вызвали потребность научно осмыслить работу железнодорожного транспорта в экстремальных условиях войны и его роль в разгроме фашизма. Открывались некоторые архивные фонды, издавались статистические сборники, публиковались мемуарные статьи, где зачастую многие герои, станции, участки дороги все еще были засекречены. к таким историческим произведениям относится сводный труд «челябинская область», который вышел в 1947 г. ограниченным тиражом под грифом «секретно». в нем были собраны первые послевоенные воспоминания руководителей и ключевых лиц оборонно-промышленного комплекса челябинской области, в том числе руководителя ЮУЖд в годы войны л. П. малькевича, начальника станции «8 километр» в. л. левандовского. Большой раздел в статье директора кировского завода И. м. зальцмана был отведен совместной работе завода с ЮУЖд [16]. Авторы сборника описывают трудности в работе, связанные с войной, героические поступки людей, их быт. в названных статьях обнаруживаются ценные свидетельства очевидцев и участников событий.
Отдельно следует назвать труд Н. А. вознесенского [4], где представлена общая картина работы транспорта в 1941—1945 гг. с точки зрения управленца — экономиста. Благодаря своему высокому государственному положению, автор привлек ценную информацию, закрытую для других исследователей, впервые в отечественной историографии привел сводные данные о железных дорогах страны, о численности и составе работников.
в 1950 г. состоялась защита кандидатской диссертации И. А. кириллова [8], в которой на обще-
краткие сообщения
союзном материале анализировалась деятельность профсоюзных организаций железнодорожников в годы войны. Для нашего исследования важны сведения о работе дорпрофсожа ЮУЖд: проведение и результаты соцсоревнования на дороге, внедрение стахановских, папавинских методов в работе железнодорожников в годы войны. челябинский историк А. Г. карманов [7], рассматривая трудовые подвиги и патриотические движения южноуральцев в годы войны, не обошел вниманием и подвиг железнодорожников.
Большую работу по изучению истории ЮУЖд проделал А. И. козырев — один из первых краеведов, писавших о деятельности ЮУЖд в военное время [11]. в его работах сухим слогом, больше похожим на деловой отчет, повествуется об упорном труде железнодорожников челябинского узла и в целом Южного Урала.
в начале 1960-х гг. к юбилею Победы выходит в свет многотомное издание [6], в котором говорится о роли железнодорожного транспорта в войне, сделаны первые выводы о вкладе железнодорожников в общую победу, но вопросы, связанные с социальной сферой железных дорог, не поднимались.
впервые комплексный социально-экономический анализ деятельности железнодорожного транспорта в годы войны по стране в целом сделал академик Г. А. куманев [14]. Им освещена трудовая деятельность железнодорожников, вопросы подготовки кадров, совершенствования организации труда рабочих. Показаны изменения в составе кадров и материально-бытовое положение железнодорожников. впервые на всесоюзном уровне было сказано о важной роли ЮУЖд в процессах эвакуации.
На региональном уровне в конце 1960 — начале 1970 гг. появились исследования, посвященные уральским железным дорогам: кандидатские диссертации И. П. климова [10], Ю. м. молчанова [18]. Они рассматривали вопросы участия железнодорожников в субботниках, организации соревнования, помощи трудящихся ЮУЖд освобожденным районам. Увидели свет воспоминания железнодорожников А. И. козырева [12], А. П. Рождественского [25] и статьи очевидцев, которые непосредственно участвовали в управлении ЮУЖд в годы войны. в статье П. И. матвейцева — зав. транспортным отделом челябинского обкома вкП (б) [17] было показано качественное и количественное изменение кадрового состава на ЮУЖд, отмечена роль подростков, женщин, пенсионеров в годы войны.
в первом обобщающем труде о вкладе Урала в Победу — книге «Урал — фронту» [27] — была дана общая оценка роли ЮУЖд в годы войны. Но приведенные в книге сведения о социальной инфраструктуре дороги, составе рабочей силы фрагментарны.
советский этап в историографии темы был связан с постепенным накоплением знаний, появлением трудов общесоюзного значения и обращением к работе региональных железных дорог. Однако главным образом поднимались вопросы партийного руководства транспортом, трудовой активности железнодорожников. Отдельные сведения о социальной сфере, имеющиеся в ряде работ, носят со-
путствующий, иллюстративный характер. вне поля зрения историков оставалась система подготовки кадров железнодорожников, их социально-бытовые и социально-культурные условия.
в постсоветский период отечественная историческая наука в целом вышла на новый виток развития в связи с ликвидацией властной монополии кПсс, рассекречиванием архивных фондов, расширением проблемного поля исследований. Но в первых работах нового поколения, посвященных южноуральским железнодорожникам, несмотря на ввод новых архивных данных, авторы в традициях парадигмы советского периода описывают массовый доблестный труд, бронепоезда, вагоны, локомотивы. На этом фоне заслуживает внимания работа Н. Е. Хайбуллиной [28], в которой на основе изучения местного архивного материала предпринята попытка проанализировать условия жизни и труда работников ЮУЖд, показать трудности и способы их преодоления, бытовые аспекты повседневности. в книге в. д. и Г. к. Павленко [22] введены в научный оборот сведения о дефиците продовольственного снабжения рабочих, в том числе занятых на ЮУЖд. в статье Н. П. Палецких, специально посвященной социальной инфраструктуре ЮУЖд, были намечены основные контуры изучения этой темы [23].
в рамках изучения проблем эвакуации населения и промышленных предприятий на Урал вопрос о роли железнодорожного транспорта поднимался в диссертациях м. Н. Потемкиной [24] и А. в. чурикова [29]. Авторы впервые в региональной историографии обратились к социальным проблемам, связанным с эвакуационно-реэвакуационными процессами, которые непосредственно касались ЮУЖд. Историей ЮУЖд занимаются преподаватели и сотрудники профильного железнодорожного института — чИПс (филиал УрГУПс). в их публикациях имеются сюжеты, относящиеся к социальной сфере ЮУЖд периода войны. Так, с. А. лоскутов показал деятельность профсоюза железнодорожников — дорпрофсожа [14], е. е. задворнова рассмотрела вопросы, связанные с системой профессионального железнодорожного образования и ролью железнодорожных войск в годы войны [5], основатель вузовского музея ЮУЖд Н. я. Шуклина написала об учебных заведениях ЮУЖд военной поры [30].
Новейшими исследованиями по смежной тематике явились кандидатские диссертации, подготовленные в Оренбурге. важные сведения о борьбе с воинскими преступлениями на железной дороге, о пресечении органами Нквд хищений на железных дорогах, о предотвращении диверсионных актов содержатся в диссертации в. в. Блиновой [3]. в работе Г. Ю. колесниковой [13] обобщен материал о деятельности Оренбургской и Южно-Уральской железных дорог в период великой Отечественной войны, но социальная проблематика не выделена.
Анализ постсоветской литературы по избранной теме исследования позволяет заключить, что в современных работах заметно стремление всесторонне характеризовать развитие ЮУЖд, но вопросы социальной инфраструктуры и социальной политики
Социальная сфера Южно-Уральской железной дороги в годы Великой Отечественной войны: историография проблемы
Н. П. Палецких, С. В. Шутов
пока не получили развернутого освещения. в целом можно сделать вывод о слабой изученности темы в отечественной историографии.
Литература
1. Белоусов, М. Я. Боевые задачи железнодорожного транспорта / М. Я. Белоусов //Железнодорожный транспорт. — 1941. — № 5—6. — С. 12—20.
2. Блинов, И. П. Мой опыт работы на паровозе «ФД» / И. П. Блинов. — М. : Гудок, 1944. — 66 с.
3. Блинова, В. В. Деятельность органов НКВД Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Оренбург, 2008. — 36 с.
4. Вознесенский, Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны /Н. А. Вознесенский. — М.: Госполитиздат, 1947. — 192 с.
5. Задворнова, Е. Е. Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / Е. Е. Задворнова // Страницы истории России : сб. науч. трудов. — Вып. 63 (146). — Екатеринбург : УрГУПС, 2008. — С. 65—76.
6. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг. — Т. 6. — М. : Воениздат, 1965. — 652 с.
7. Карманов, А. Г. Коммунистическая партия — вдохновитель и организатор патриотического движения рабочего класса в годы Великой Отечественной войны (на примере Челябинской области) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Челябинск, 1956. — 23 с.
8. Кириллов, И. А. Профсоюзы советских железнодорожников в социалистическом соревновании периода Отечественной войны (1941—1945 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1950. — 21 с.
9. Кирюшкин, И. Советские железнодорожники в условиях Отечественной войны / И. Кирюшкин // Большевик. —1942. — № 17. — С. 32—42.
10. Климов, И. П. Коммунисты Урала — вдохновители героического труда железнодорожников в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1969. — 19 с.
11. Козырев, А. И. Из истории Южно-Уральской железной дороги. Краткий историко-экономический очерк/ А. И. Козырев. — Челябинск, 1957. — 70 с.
12. Козырев, А. И. Южно-Уральская магистраль в годы Великой Отечественной войны / А. И. Козырев // Сборник статей по краеведению, истории и географии. — Челябинск : ЧГПИ, 1963. — С. 46—53.
13. Колесникова, Г. Ю. Железнодорожный транспорт Южного Урала в годы Великой Отечественной войны 1941—1945гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Оренбург, 2006. — 26 с.
14. Куманев, Г. А. Советские железнодорожники в борьбе за обеспечение нужд фронта и тыла в первые годы Великой Отечественной войны (1941—1943 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1959. — 18 с.
15. Лоскутов, С. А. Маршрут длиной в 100 лет: 100 лет профсоюзу железнодорожников / С. А. Лоску-
тов. — Челябинск : [б.и.], 2005. — 237 с.
16. Челябинская область. — Челябинск : Челябгиз, 1947. — С. 91—108.
17. Матвейцев, П. И. На стальных путях / П. И. Матвейцев //Великий подвиг труда. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970. — С. 233—240.
18. Молчанов, Ю. М. Деятельность партийных организаций по руководству железнодорожным транспортом в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (по материалам Пермской железной дороги) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Пермь, 1970. — 21 с.
19. Напорко, А. Г. Работать по-военному /А. Г. На-порко. — М. : Гос. трансп. ж. д. изд-во, 1941. — 43 с.
20. Новиков, С. Н. Советские железнодорожники в Великой Отечественной войне / С. Н. Новиков // Пропагандист. —1944. — № 13. — С. 9—16.
21. Образцов, В. Н. Железнодорожный транспорт — важнейшее средство связи фронта и тыла /В. Н. Образцов //Плановое хозяйство. — 1944. — № 1. — С. 59—65.
22. Павленко, В. Д. Огненный рубеж фронта и тыла /
B. Д. Павленко, Г. К. Павленко. — Челябинск, 2005. — 312 с.
23. Палецких, Н. П. Социальная инфраструктура ЮУЖД в годы Великой Отечественной войны / Н. П. Палецких // Достижения науки — агропромышленному производству : материалы LII Междунар. науч.-техн. конф. — Ч. 1. — Челябинск : ЧГАА, 2013. —
C. 40—45.
24. Потемкина, М. Н. Эвакуационно-реэвакуационные процессы и эваконаселение на Урале в 1941—1948 гг. : автореф. дис. . докт. ист. наук. — Екатеринбург, 2004. — 32 с.
25. Райхер, Г. Развитие транспортных связей Урала / Г. Райхер // Железнодорожный транспорт. — 1943. — № 5—6. — С. 16—24.
26. Рождественский, А. П. Железнодорожники / А. П. Рождественский //Великий подвиг труда. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970. — С. 241—252.
27. Урал — фронту /[П. Г. Агарышев, М. Н. Евланова, А. Г. Наумова и др.]; Под ред. А. В. Митрофановой. — М.: Экономика, 1985. — 343 с.
28. Хайбуллина, Н. Е. Профиль пути: К 100-летию локомотивного депо Челябинск/Н. Е. Хайбуллина. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1992. — 208 с.
29. Чуриков, А. В. Организационно-производственные и социальные проблемы эвакуации и реэвакуации тяжелой промышленности в Челябинской области (1941—1946 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Магнитогорск, 2011. — 26 с.
30. Шуклина, Н. Я. Учебные заведения ЮжноУральской железной дороги на станции Челябинск в годы Великой Отечественной войны /Н. Я. Шуклина // Исторические чтения : материалы науч. конф. «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» (2004). — Вып. 9. — Челябинск, 2005. — С. 92—98.
Поступила в редакцию 19 мая 2017 г.
ПАЛЕцКИХ Надежда Петровна, доктор исторических наук, профессор кафедры «История и философия, профессиональная педагогика и психология», Институт агроинженерии, Южно-Уральский государственный аграрный университет (Челябинск, Россия). E-mail: [email protected]
ШУТОВ Сергей Владимирович, аспирант кафедры «История и философия, профессиональная педагогика и психология», Институт агроинженерии, Южно-Уральский государственный аграрный университет (Челябинск, Россия). E-mail: [email protected]
краткие сообщения
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 3, pp. 109—113
DOI: 10.14529/ssh170314
social services of the south urals railway IN the years of the great patriotic war: the historiography of the problem
N. P. Paletskikh, South Ural State Agrarian University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
S. V. Shutov, South Ural State Agrarian University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The article discusses the historiographical sources on the topic of the social sphere of the South Urals railway during the war, analyzes the most significant works of the Soviet and post-Soviet periods, which raised certain issues associated with social infrastructure and social policy at the of the sur. The conclusion about weak knowledge of the topic in Russian historiography.
Keywords: Great Patriotic war, social issues, South-Ural railway, historiography.
References
1. Belousov M.Ya. Boevye zadachi zheleznodorozhnogo transporta [Combat tasks of railway transport] // Zheleznodorozhnyj transport. 1941. № 5-6. S. 12 — 20.
2. Blinov I.P. Moj opyt raboty na parovoze «FD». [ My experience working on the locomotive "FD"]. M., 1944. — 66 s.
3. Blinova V. V. Deyatel'nost' organov NKVD Yuzhnogo Urala v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Activities of the NKVD organs of the Southern Urals during the Great Patriotic War] : Avtoref. kand. ... ist. nauk. Orenburg, 2008. — 36 s.
4. Voznesenskij N.A. Voennaya e'konomika SSSR v period Otechestvennoj vojny [Military Economy of the USSR during the Patriotic War]. M., 1947. — 192 s.
5. Zadvornova E.E. Zheleznodorozhnye vojska v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. [Railway Troops in the Great Patriotic War of 1941-1945] Stranicy istorii Rossii. Sb. nauch. trudov. Vypusk 63 (146). Ekaterinburg. 2008. S. 65-76.
6. Istoriya Velikoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Soyuza 1941 — 1945 gg. V 6 tt. [History of the Great Patriotic War of the Soviet Union, 1941-1945. In 6 vols.]. M., 1960-1965. T. 6. 652 s.
7. Karmanov A.G. Kommunisticheskaya partiya — vdoxnovitel' i organizator patrioticheskogo dvizheniya rabochego klassa v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (na primere Chelyabinskoj oblasti) [The Communist Party is the inspirer and organizer of the patriotic movement of the working class during the Great Patriotic War (on the example of the Chelyabinsk region)]: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Chelyabinsk, 1956. — 23 s.
8. Kirillov I.A. Profsoyuzy sovetskix zheleznodorozhnikov v soc. sorevnovanii perioda Otechestvennoj vojny [Trade Unions of Soviet Railways in Soc. Competition of the period of the Patriotic War] : Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1950. — 21 s.
9. Kiryushkin I. Sovetskie zheleznodorozhniki v usloviyax Otechestvennoj vojny [Soviet railwaymen in the conditions of the Patriotic War] // Bol'shevik. 1942. № 17. S. 32 — 42.
10. Klimov I.P. Kommunisty Urala — vdoxnoviteli geroicheskogo truda zheleznodorozhnikov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941 — 1945 gg.) [Communists of the Urals — the inspirers of the heroic work of railway workers during the Great Patriotic War (1941-1945)] : Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1969. — 19 s.
11. Kozyrev A.I. Iz istorii Yuzhno-Ural'skoj zheleznoj dorogi [From the history of the South Ural Railway] : krat. ist.-e'kon. ocherk. Chelyabinsk, 1957. — 70 s.
12. Kozyrev A.I. Yuzhno-Ural'skaya magistral' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [South Ural Highway during the Great Patriotic War] // Sbornik statej po kraevedeniyu, istorii i geografii / M-vo prosveshheniya RSFSR. Chelyab. gos. ped. in-t. Chelyabinsk, 1963. S. 46-53.
13. Kolesnikova G.Yu. Zheleznodorozhnyj transport Yuzhnogo Urala v gody Velikoj Ot echestvennoj vojny 1941-1945 gg. [Railway transport of the Southern Urals during the Great Patriotic War of 1941-1945] : Avtoref. kand. ... ist. nauk. Orenburg, 2006. — 26 s.
14. Kumanev G.A. Sovetskie zheleznodorozhniki v bor'be za obespechenie nuzhd fronta i tyla v pervye gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1943 gg.) [Soviet railwaymen in the struggle to ensure the needs of the front and rear in the first years of the Great Patriotic War (1941-1943)] : Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. M., 1959. — 18 s.;
15. Loskutov S.A. Marshrut dlinoj v 100 let: 100 let profsoyuzu zheleznodorozhnikov [The route is 100 years old: 100 years for the trade union of railway workers]. Chelyabinsk, 2005g. — 237 s.
16. Chelyabinskaya oblast'. Chelyabinsk. Chelyabgiz, 1947. S. 91-108.
17. Matvejcev P.I. Na stal'nyx putyax [On the steel tracks] // Velikij podvig truda. Chelyabinsk, 1970. S.233 — 240.
18. Molchanov Yu.M. Deyatel'nost' partijnyx organizacij po rukovodstvu zheleznodorozhnym transportom v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 -1945 gg. (po materialam Permskoj zheleznoj dorogi). [Activities of party organizations on the management of rail transport in the Great Patriotic War of 1941-1945. (On materials of the Perm railway)]: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Perm', 1970. — 21 s.
19. Naporko A.G. Rabotat' po-voennomu [Work in a military way]. M., 1941. — 43 s.
Н. П. Палецких, С. В. Шутов
Социальная сфера Южно-Уральской железной дороги в годы Великой Отечественной войны: историография проблемы
20. Novikov S.N. Sovetskie zheleznodorozhniki v Velikoj Otechestvennoj vojne [Soviet railwaymen in the Great Patriotic War] // Propagandist. 1944. №13. S. 9-16.
21. Obrazcov V.N. Zheleznodorozhnyj transport — vazhnejshee sredstvo svyazi fronta i tyla [Railway transport — the most important means of communication front and rear] // Planovoe xozyajstvo. 1944. №1. S. 59-65.
22. Pavlenko V.D., Pavlenko G.K. Ognennyj rubezh fronta i tyla [Fiery front and rear frontier]. Chelyabinsk, 2005. — 312
s.
23. Paleckix N.P. Social'naya infrastruktura YuUZhD v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Social infrastructure of the South Caucasus Railways during the Great Patriotic War] // Dostizheniya nauki — agropromyshlennomu proizvodstvu: Materialy LII Mezhdunar. nauch.-texn. konf. Chelyabinsk, ChGAA, 2013. Ch. 1. S. 40—45.
24. Potemkina M.N. E'vakuacionno-ree'vakuacionnye processy i e'vakonaselenie na Urale v 1941-1948 gg [Evacuation and re-evacuation processes and evacuation in the Urals in 1941-1948] : Avtoref. dis. ... dok.ist. nauk. Ekaterinburg, 2004. — 32 s.
25. Rajxer G. Razvitie transportnyx svyazej Urala [Development of transport communications of the Urals] // Zheleznodorozhnyj transport. 1943. № 5-6. S. 16-24.
26. Rozhdestvenskij A.P. Zheleznodorozhniki [Railwaymen] // Velikij podvig truda. Chelyabinsk, 1970. S. 241—252.
27. Ural — frontu [Ural-front] / [P. G. Agaryshev, M. N. Evlanova, A. G. Naumova i dr.]; Pod red. A. V. Mitrofanovoj. M. : E'konomika, 1985. — 343 s.
28. Xajbullina N.E. Profil' puti: K 100-letiyu lokomotivnogo depo Chelyabinsk [Track profile: To the 100th anniversary of the locomotive depot Chelyabinsk]. Chelyabinsk. Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1992. — 208 s.
29. Churikov A.V. Organizacionno-proizvodstvennye i social'nye problemy e'vakuacii i ree'vakuacii tyazheloj promyshlennosti v Chelyabinskoj oblasti (1941 — 1946 gg.) [Organizational-production and social problems of evacuation and re-evacuation of heavy industry in the Chelyabinsk region (1941 — 1946)] : Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk, Magnitogorsk, 2011. — 26 s.
30. Shuklina N.Ya. Uchebnye zavedeniya Yuzhno-Ural'skoj zheleznoj dorogi na stancii Chelyabinsk v gody Velikoj Otechest-vennoj vojny [Educational institutions of the South Ural railway at the station Chelyabinsk during the Great Patriotic War] // Istoricheskie chteniya : materialy nauch. konf. «Neizvestnaya vojna: maloizuchennye stranicy Velikoj Otechestvennoj» (2004). Chelyabinsk, 2005. Vyp. 9. S. 92—98.
Received May 19, 2017