Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "TIKTOK" КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "TIKTOK" КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
352
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / TIKTOK / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АБСЕНТЕИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурда Михаил Александрович, Порошина Алина Сергеевна

В статье рассматриваются существующие подходы к определению использования политической коммуникации в различных социальных сетях. В качестве конкретного примера авторами приводится запущенная в 2016 году платформа TikTok, которая в настоящее время проходит процесс трансформации от исключительно развлекательной к коммуникационной платформе, где уже присутствуют активные аккаунты политических партий и отдельных политиков. По мнению авторов, использование популярных среди молодежи подобных электронных платформ окажет положительное влияние на политическую социализацию молодежи, снижение уровня политического абсентеизма. Приводятся примеры использования данной платформы в рамках агитационных кампаний различных региональных выборов в России, общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также выборов Президента США. Авторы отмечают потенциал использования платформы TikTok, как нового эффективного инструмента политической коммуникации, при этом акцентируя внимание на необходимости объективного контроля и модерации размещаемого контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORK "TIKTOK" AS A NEW TOOL OF POLITICAL COMMUNICATION IN YOUTH ENVIRONMENT

The article examines the existing approaches to determining the use of political communication in various social networks. As a concrete example, the authors cite the TikTok platform launched in 2016, which is currently undergoing a transformation process from a purely entertainment platform to a communication platform, where there are already active accounts of political parties and individual politicians. According to the authors, the use of such electronic platforms popular among young people will have a positive effect on the political socialization of young people, and a decrease in the level of political absenteeism. Examples of the use of this platform in the framework of campaigning campaigns for various regional elections in Russia, the all-Russian vote on the approval of amendments to the Constitution of the Russian Federation, as well as the election of the President of the United States are given. The authors note the potential of using the TikTok platform as a new effective tool for political communication, while focusing on the need for objective control and moderation of posted content

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "TIKTOK" КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

М.А. Бурда, А.С. Порошина

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «TIKTOK» КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье рассматриваются существующие подходы к определению использования политической коммуникации в различных социальных сетях. В качестве конкретного примера авторами приводится запущенная в 2016 году платформа TikTok, которая в настоящее время проходит процесс трансформации от исключительно развлекательной к коммуникационной платформе, где уже присутствуют активные аккаунты политических партий и отдельных политиков. По мнению авторов, использование популярных среди молодежи подобных электронных платформ окажет положительное влияние на политическую социализацию молодежи, снижение уровня политического абсентеизма. Приводятся примеры использования данной платформы в рамках агитационных кампаний различных региональных выборов в России, общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также выборов Президента США. Авторы отмечают потенциал использования платформы TikTok, как нового эффективного инструмента политической коммуникации, при этом акцентируя внимание на необходимости объективного контроля и модерации размещаемого контента.

Ключевые слова:

политическая коммуникация, цифровые технологии, социальные сети, TikTok, политическая социализация, политический абсентеизм.

M. Burda, A. Poroshina

SOCIAL NETWORK "TIKTOK" AS A NEW TOOL OF POLITICAL COMMUNICATION IN YOUTH ENVIRONMENT

Abstract

The article examines the existing approaches to determining the use of political communication in various social networks. As a concrete example, the authors cite the TikTok platform launched in 2016, which is currently undergoing a transformation process from a purely entertainment platform to a communication platform, where there are already active accounts of political parties and individual politicians. According to the authors, the use of such electronic platforms popular among young people will have a positive effect on the political socialization of young people, and a decrease in the level of political absenteeism. Examples of the use of this platform in the framework of campaigning campaigns for various regional elections in Russia, the all-Russian vote on the approval of amendments to the Constitution of the Russian Federation, as well as the election of the President of the United States are given. The authors note the potential of using the TikTok platform as a new effective tool for political communication, while focusing on the need for objective control and moderation of posted content.

Key words:

political communication, digital technologies, social networks, TikTok, political socialization, political absenteeism.

Понятие «политическая коммуникация» обогащается все новыми свойствами и признаками, теоретическими и методологическими подходами. На познание сущности ее механизмов, форм, методов и средств направляют свое внимание специалисты различных отраслей научного знания. На современном этапе общественных трансформаций углубленного анализа требуют, прежде всего, новые формы политической коммуникации, как значимые факторы, влияющие на общественно-политические отношения. Это обусловлено не только нынешним состоянием развития российского общества, но и теми вызовами, которые стоят перед ним в контексте процессов глобализации и модернизации общественной жизни. Развитие инструментария политических коммуникаций характеризуется возрастающей ролью информационных технологий.

Использование новых форм политической коммуникации в политическом управлении - актуальный тренд в современном мире. Успешное взаимодействие между участниками социальных процессов позволяет не только расширить возможности традиционных коммуникационных площадок, но и использовать новые платформы [5].

Исследование политической коммуникации как любой категории современной политической науки предполагает использование различных теоретико-методологических подходов и стратегий, комбинация которых составляет своего рода научно-исследовательскую матрицу, в какой-то степени облегчающую поиск вариантов решения имеющихся проблем и способствующую многоаспектности исследовательского процесса. Соответственно, политическая коммуникация является объектом исследования как минимум следующих областей социально-гуманитарного знания на современном этапе развития:

- социология (с точки зрения деятельности различных социальных институтов, динамики развития общественных отношений, структуры наблюдаемых в обществе конфликтов, ролевых и функциональных характеристик субъектов);

- психология (с точки зрения применяемых в повседневной практике психологических приемов и практик, воздействующих на вектор выстраивания межгосударственного взаимодействия, а также глубинных латентных трансформаций, происходящих на уровне межличностного и группового общения);

- коммуникативистика (с точки зрения характера установления взаимосвязи между участниками коммуникации, определения особенностей формулирования целей и задач коммуницирования, оформления свойств и ценностных аспектов имеющейся информации, продуцирования эффективности каналов направления сообщений);

- политология (с точки зрения поддержания определенного типа взаимодействия между представителями политической элиты и гражданами, аккумулирования и распределения политических ресурсов, определения характера доступа к принятию важных политических решений, ранжирования доминирующих в обществе политических ценностей).

Более того, понимание научно-исследовательских границ рассмотрения проблем политической коммуникации выстраивается относительно логики и положений следующих направлений и эпистемологических трендов социальной и политической наук: семиотика и теория политического дискурса, структурный функционализм и символический интерак-ционизм, социально-политическая футурология, политическая журналистика и теория массовых коммуникаций, политическая элитология, теория фрейминга.

Коммуникация - это универсальное явление, которое пронизывает все сферы социально-политической жизни. При этом средства массовой информации выступают в качестве рупора, генератора социально-политической модернизации. В современном медийном обществе коммуникация стала основной частью «стратегической игры», от которой зависит «успех или неудача отдельных групп граждан, организаций, социальных групп или даже всего общества в целом» [11].

Политическая коммуникация, как инструмент управления социумом, в первые упоминается еще в период античности. Так, Платон говорил о необходимости, «политико-патриотического» и идеологического воспитания молодежи с помощью современных ему героико-мифологических сюжетов, подвергнув их предварительной редактуре и купюрам, дабы боги и герои были представлены лишь с положительной стороны [8].

Большинство научных работ и публикаций в рамках исследовательской проблематики, связанной с конкретизацией и анализом современных практик и моделей конструирования политической коммуникации, фокусируется на выявлении и описании общих тенденций и процессуально-деятельностных аспектов формирования политической повестки со сторо-

ны медийных изданий, общественных и экспертных организаций, лидеров общественного мнения и наиболее активных граждан, а также со стороны органов государственной власти. Вместе с тем такие факторы, как изменение структурных особенностей общественно-политической системы, усложнение ролевых функций участников коммуникационного процесса, появление новых форм и конфигураций взаимодействия общественных структур и представителей политической элиты, продуцирование обновленных смыслов и дефиниций СМИ и политическими акторами, определяют актуальность выявления и детального изучения способов и технологий конструирования политической коммуникации со стороны, прежде всего, влиятельных медийных ресурсов и политических лидеров.

Непосредственно теоретический аспект заявленной проблематики в контексте настоящего исследования можно рассмотреть, в частности, в контексте концепций следующих исследователей:

- У. Шрамм (Wilbur Schramm), предложил рассматривать процесс коммуницирования в категориях многосубъектности, динамичности, вариативности и взаимозависимости [13];

- К. Ховланд (Carl Hovland), рассматривал психологические аспекты воздействия на сознание и деятельностную компоненту в процессе коммуницирования [10];

- М. Минский (Marvin Minsky), концептуализировал процесс фрейми-рования в контексте таких понятий, как «сознание» и «самосознание» [11];

- М. Постер (Mark Poster), описал происходящие процессы и изменения в современном обществе с позиции усиления зависимости от предлагаемого в эпоху глобальных сетевых цифровых коммуникаций (Globally Networked Digital Communications) контента, усложнения специфики взаимодействия, влияния работы СМИ на характер деятельности политических субъектов [12].

В контексте российской научной школы, связанной с инструментами политической коммуникации с использованием интернет-технологий, представляют интерес работы Г.И. Авциновой [1], С.В. Володенкова [4], С.В. Мурашенкова [6] и др.

Одним из инструментов политической коммуникации в социальных сетях становится запущенная в 2016 году китайской компанией ByteDance новая коммуникационная онлайн-платформа для публикации коротких видео - TikTok, которая с тех пор стремительно завоевывает

аудиторию по всему миру, имея в настоящее время порядка полумиллиарда пользователей. Благодаря активному росту количества развлекательного контента она привела туда сначала рекламодателей, а затем — и политиков.

На сегодняшний день площадка ^кТок стала агрегатором, ретранслятором новостной, политической и социальной повесткой. Утверждения о том, что политики в такой платформе не будет - уже не имеют ничего общего с реальностью. В связи с доступностью и возможностью влияния данной социальной сети на большие группы людей по всему миру встают закономерные вопросы: во-первых, сможет ли государство работать в социальных сетях в контексте взаимодействия с молодежью?; Во-вторых, есть ли возможность в этом пространстве для донесения официальной информации?

Некоторые эксперты, например, Р. Модин - управляющий партнер Центра стратегического консультирования «Прогресс-Коммуникация», заявил: «Насколько я знаю, ряд организаций, которые консультируют действующих руководителей и политиков, начинают работать на этой площадке. Вплоть до того, что коммуницируют с ее владельцами: некоторые политические консультанты уже ездили в Китай на переговоры с топ -менеджерами ^кТок об интересных форматах сотрудничества» [2].

Неофициальным началом «российского политического ^кТок» можно считать момент, когда сотрудница подмосковного телеканала «360» Арина Ростовская в своём аккаунте в 2018 году опубликовала серию видео с Губернатором Московской области Андреем Воробьевым. В одном из видео губернатор дарил цветы пациентке в подмосковной больнице, а в другом обнимал пенсионерок, при этом ведущая телеканала призывала зрителей оставаться неравнодушными - последовать примеру губернатора и обнять своих бабушек и дедушек. Лейтмотивом данных роликов стала попытка создать образ «губернатора с человеческим лицом» среди подмосковной молодежи. Можно сказать, что цель была выполнена - суммарно данные видео набрали около 450 тысяч просмотров и получили большой отклик в виде лайков и комментариев.

В начале 2020 года некоторые партии начали создавать аккаунты в ^кТок, одной из первых стала КПРФ. У них обнаружено 2 аккаунта, один из которых назван официальным. В совокупности у 2 каналов около 7 тысяч подписчиков. В официальном аккаунте около 90 видео. Пресс -

службе партии журналистами были заданы вопросы об этих аккаунтах, но вопросы остались без ответа. В основной массе ролики не набирают высокую популярность. Самое популярное видео набрало 70 тыс. просмотров. В нем член партии Максим Шевченко выступает с критикой «материнского капитала». На втором месте по популярности ролик, где депутат Николай Коломейцев выступает в Государственной Думе по поводу социальной помощи детям войны.

Некоторые члены партии ЛДПР также активно используют ^кТок. Одним из таких пользователей стал депутат Госдумы Борис Чернышов. Депутат неоднократно заявлял, что аккаунт создавал не он, однако о его существовании ему известно и он не против.

На сегодняшний день мы пока не можем говорить о том, что все политики используют ^кТок для продвижения своих взглядов, при этом интерес молодёжи к политике и съемка политических роликов являются «мейнстримом». Если пользователю интересна определенная тематика, он может набрать хэштег и посмотреть рекомендуемые видео. На сегодняшний день по хэштегу #политика можно найти более 1,2 млрд видео, также популярным является хэштег #путин: его указывают в 4,5 млрд роликов.

В 2020 и 2021 году были резкие всплески популярности политических видео в ^кТок, когда самые известные блогеры и обычные пользователи могли набрать сотни тысяч просмотров и лайков на данном контенте. Первая такая волна была в преддверии Голосования по поправкам в Конституцию РФ. В поисках около 115 млн роликов с хэштегом «поправки». Пользователи проявляли большой интерес к данной теме. Стоит отметить резкую полярность мнению комментаторов: агрессивная позиция против поправок (визуально она преобладала в ^кТок) и трансляция позиции В.В. Путина за поправки. Помимо юмористических видео на данную тематику, блогеры публиковали и политический контент с анализом ситуации и аргументацией своей позиции.

Вторая волна была связана с президентскими выборами в США в ноябре 2020 года. Молодёжь по всему миру проявила большой интерес к выборам, вплоть до того, что блогеры подробно разбирали речи обоих оппонентов. Запросы #выборывсша показали 15 млн видео. Хэштег #Трамп указали в 3,8 млн роликов, #Байден 2,9 млн.

Третий всплеск стал самым значимым и мощным: митинги 23 и 31 января 2021 года. Впервые по федеральным каналам показывали и

обсуждали видео блогеров. К данной социальной сети начали относиться серьезно в федеральном медийном и политическом сообществах. Показательно, что связанные с Администрацией Президента структуры предлагали известным блогерам рекламу против участия молодежи в митингах. Так, запрос #митинг стал самым популярным в 2021 году: его указали в 1,7 млрд роликов.

Член Общественной Палаты РФ А. Малькевич заявил: «Политического контента в ^кТок немного, потому что политики этот канал взаимодействия с аудиторией еще не распробовали. Я думаю, что они туда безусловно придут, потому что так происходит всегда со всеми каналами доставки: новыми медиа, социальными сетями, мессенджерами. Многое «обкатывают» подростки и молодежь, а потом туда приходят взрослые и пытаются себе все это подчинить» [5].

Некоторые политтехнологи заявили, что планируют использовать для агитации платформу ^кТок в целях привлечения аполитичной молодёжи к голосованию, что может оказать влияние на снижение уровня политического абсентеизма среди российской молодежи, который по мнению ряда отечественных экспертов представляет достаточно существенную проблему [2; 3].

Одним из таких политтехнологов стал Дмитрий Гусев, который на сегодняшний день отвечает за социальные сети и за медиа-направление в агитационной кампании провластных кандидатов. Попытка использовать ^кТок в качестве агитации уже была на региональных выборов в сентябре 2020 года.

На сегодняшний день ^кТок является новым коммуникационным инструментом для политиков, политтехнологов и политических менеджеров. Кто сможет овладеть искусством работы в данной социальной сети - тот и сможет активно вовлекать молодёжь в свои политические кампании. На данный момент мы не можем утверждать об идеологической принадлежности политических ^кТок-роликов, однако можно с уверенностью сказать, что с каждым днём битва за аудиторию и популярность в политическом сегменте данной соцсети будет расти и приобретать новые формы.

Таким образом, проблемы оформления политической коммуникации необходимо рассматривать в контексте структурирования политического дискурса, предполагающего наличие определенных контекстуальных и символических особенностей. В частности, предлагается учитывать сле-

дующие аспекты политико-дискурсивной практики: медийные аспекты (мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, синхронность, количество и эксплицированность коммуникантов); прагматические аспекты; структурно-семантические аспекты; языковые аспекты (знаковая природа, вокабуляр, понятийно-категориальный аппарат, стилистика).

Интегрирование проблематики политического дискурса в проблематику политической коммуникации способствует формированию наиболее объективированного понимания относительно происходящего в политической реальности, что достигается за счет учета наибольшего количества параметров и представления совокупной информации. Следование данной научно-исследовательской установке способствует более полному раскрытию таких функций политической коммуникации, как суггестивная функция (целенаправленное воздействие на общественное мнение за определенный временной период) и апеллятивная функция (побуждение адресата со стороны адресанта к принятию конкретной политической идеи и к совершению конкретного политического действия).

Характер выстраиваемой сегодня политической коммуникации свидетельствует об утверждении явно прослеживающийся тенденции распространения горизонтальных связей над вертикальными связями. Это проявляется, в частности, в наличии разноплановых коммуникационных ролей (каждый сетевой пользователь может являться независимым инициатором процесса коммуницирования, источником информации, транслятором собственного мнения, модератором дискуссии и т.д.), появлении новых онлайновых форм взаимодействия. Благодаря подобным трендам границы информационно-коммуникационного пространства беспрецедентно расширились, что создано надежную основу для освоения новых коммуникационных ниш, расширения географии участников, технологи-зации используемого инструментария и интеллектуализации непосредственно процессуальных аспектов. При этом, однако, открытым является вопрос относительно усложнения способов контроля над распространением того или иного контента, а также определения характера ответственности за то или иное нарушение.

Литература

1. Авцинова Г.И. Политика цифровизации в современной России: особенности формирования и перспективы развития // Poli tBook. 2019. №4.

2. Авцинова Г.И., Бурда М.А. Молодежная политика в современной России: абсентеизм и политический протест // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. №4(44).

3. Бурда М.А., Горчакова А.Р., Стригина Н.С. Современные особенности становления новых агентов политической социализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15. №2.

4. Володенков С.В. Особенности интернета, как современного пространства политических коммуникаций // PolitBook. 2018. №3.

5. Гришин О.Е., Гудошникова О.Е. «Новые медиа» и СМИ как инструменты политической коммуникации: параметры эффективного функционирования // Вестник ГУУ. 2015. №6.

6. Муращенков С.В. Социальные сети как инструмент организации эффективной политической коммуникации гражданского общества и органов власти в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. №4. 2016.

7. Партия нас связала, партия нашей стала Как российские политики осваивают молодежную соцсеть TikTok // Meduza URL: https://meduza.io/feature/2020/03/23/partiya-nas-svyazala-partiya-nashey-stala (дата обращения 16.02.2021).

8. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. Москва: Мысль,

1999.

9. Münch R. Die Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. Frankfurt am Main, 1995.

10. Hovland C. Psychology Of The Communicative Process. University Of Illinois Press, 1948.

11. Minsky M. The Society Of Mind. Simon & Schuster, 1988.

12. Poster M. CyberDemocracy: Internet and the Public Sphere, in Hartley, J., Pearson, R.E. (eds.) American Cultural Studies: A Reader, Oxford University Press, 2000.

13. Schramm W. The unique perspective of communication: A retrospective view // Journal of Communication. 1983. Summer.

References

1. Avtsinova G.I. Politika tsifrovizatsii v sovremennoi Rossii: osobennosti formirovaniya i perspektivy razvitiya // PolitBook. 2019. №4.

2. Avtsinova G.I., Burda M.A. Molodezhnaya politika v sovremennoi Rossii: absenteizm i politicheskii protest // Voprosy politologii. 2019. T. 9. №4(44).

3. Burda M.A., Gorchakova A.R., Strigina N.S. Sovremennye osobennosti stanovleniya novykh agentov politicheskoi sotsializatsii // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2020. T. 15. №2.

4. Volodenkov S.V. Osobennosti interneta, kak sovremennogo prostranstva politicheskikh kommunikatsii // PolitBook. 2018. №3.

5. Grishin O.E., Gudoshnikova O.E. «Novye media» i SMI kak instrumenty politicheskoi kommunikatsii: parametry effektivnogo funktsionirovaniya // Vestnik GUU. 2015. №6.

6. Murashchenkov S.V. Sotsial'nye seti kak instrument organizatsii effektivnoi politicheskoi kommunikatsii grazhdanskogo obshchestva i organov vlasti v sovremennoi Rossii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Gumanitarnye nauki. №4. 2016.

7. Partiya nas svyazala, partiya nashei stala Kak rossiiskie politiki osvaivayut molodezhnuyu sotsset' TikTok // Meduza URL: https://meduza.io/feature/2020/03/23/partiya-nas-svyazala-partiya-nashey-stala (data obrashcheniya 16.02.2021).

8. Platon. Fileb, Gosudarstvo, Timei, Kritii. Moskva: Mysl', 1999.

9. Münch R. Die Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. Frankfurt am Main, 1995.

10. Hovland C. Psychology Of The Communicative Process. University Of Illinois Press, 1948.

11. Minsky M. The Society Of Mind. Simon & Schuster, 1988.

12. Poster M. CyberDemocracy: Internet and the Public Sphere, in Hartley, J., Pearson, R.E. (eds.) American Cultural Studies: A Reader, Oxford University Press, 2000.

13. Schramm W. The unique perspective of communication: A retrospective view // Journal of Communication. 1983. Summe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.