3. [Электронный ресурс]. Smart Beta: Как инвестировать по-умному? URL: http: //www.gazeta.ru/business/invest/articles/2014/09/09_a_6208097.shtml.
4. [Электронный ресурс]. Робо-эдвайзер vs портфельный управляющий. URL: http://www.therunet.com/articles/4910-robo-edvayzer-vs-portfelnyy-upravlyayuschiy.
Социальная сеть как нематериальный актив Маковеева Е. Н.1, Кулькова Е. И.2, Федоров В. А.3
'Маковеева Елена Николаевна /Makoveeva Elena Nikolaevna — студент;
2Кулькова Екатерина Игоревна /Kulkova Ekaterina Igorevna — студент;
3Федоров Владислав Анатольевич / Fedorov Vladislav Anatol'yevich — студент, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация: социальные сети становятся мощным инструментом продаж. Их необходимо учитывать при составлении отчетности.
Abstract: social networks are becoming a powerful sales tool. Should be considered when preparing financial statements.
Ключевые слова: социальная сеть, бухгалтерский учет, нематериальный актив. Keywords: social networking, accounting, intangible asset.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. Группы в социальных сетях -это объединение пользователей, которые имеют сходные интересы или идеи. В настоящее время многие бренды и компании используют группы в рекламных целях.
Группа в социальной сети является существенным способом для ведения бизнеса. Сейчас современные компании в разных сферах существенно увеличили затраты на продвижении своих брендов, товаров и услуг в социальных сетях, что показывает анализ групп в социальной сети Вконтакте. Удобство и простота делает использование групп простым способом рекламы для малых и средних предпринимателей.
Группа может рассматриваться как новый вид нематериального актива, наравне с сайтом компании. Это связано как с практической пользой группы для компании, так и структурой затрат на поддержания ее функционирования. Главные задачи, которые выполняет группа в социальной сети для бизнес-процессов: привлечение дополнительных клиентов; средство рекламы; платформа для продажи. Основными затратами на работу группы является: создание дизайна группы; заработная плата редакторам и ведущим группы; затраты на внутреннюю рекламу в социальной сети. Данные затраты являются постоянными, так как для ведения группы существенно важным является обновление текстовой и визуальной информации, которые составляют копирайтеры (авторы текстов) и дизайнеры.
Группа в социальной сети состоит из нескольких элементов:
• «аватар» - главная обложка группы;
• посты: блоки с аудио, текстовой и визуальной информацией. Посты обладают уникальной информацией, то есть ее нельзя больше встретить в других группах (для официальных групп). Таким образом, они являются объектами авторского права, исходя из ГК РФ и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений;
• участники группы - люди, которые получают посты в своей ленте новостей.
Также у каждой группы существует внутренний документ ее ведения, который принимает компания при согласии руководителя. Он утверждает правила ведения группы по таким критериям как: правила написания постов; виды постов; хэштеги группы; правила для участников.
Группы могут иметь собственные встроенные магазины, где можно приобрести товар. На каждую группу приведена статистика, где администраторы группы могут увидеть основные показатели группы: количество посещений; охват; активность; группы посетителей. Кроме группы существуют страницы сообществ: они выполняют в основном функции рекламы.
Таким образом, группа в социальной сети является важной частью бизнес-процесса компании, которая ее использует, регламентируется документацией и имеет постоянные затраты на ее поддержание, основными из которых является интеллектуальная деятельность. Это является поводом проверить группу в социальной сети как нематериальный актив.
Рассмотрим выполнение требований по МСФО 38 [1], так как они более прогрессивные и имеют официальное закрепление веб-сайта как нематериального актива (ПКР 32).
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(8) 2016 | 50 |
Группа в социальной сети всецело соответствует определению нематериального актива: немонетарная форма; не имеет физической формой; идентифицируем.
Также группа в социальной сети соответствует основным характеристикам:
• группу можно отделить от деловой репутации: ее можно передать другому собственнику или обменять, что часто применяется на практике (так как группа формирует базу участников и подписчиков);
• компания полностью контролирует группу как актив и имеет право на получение будущих экономических выгод (продаж и рекламы). К управлению ею полностью ограничены третьи лица (через систему интернет-безопасности). Также группа юридически защищена: типичны ситуации, когда мошенники создают группы известных компаний для извлечения выгоды и осуществления методов нечестной конкуренции, но они сразу блокируются, так как не имеют юридических прав на их создание;
• группа способна приносить будущие экономические выгоды: в дальнейшем способствовать продаже товаров и рекламе бренда и компании;
• у группы отсутствует физическая форма.
Группа в социальной сети выполняет критерий по вероятности получения будущих экономических выгод, связанных с активом (исходя из сущности процесса работы с группой и постоянным числом участников группы).
Однако встает проблема критерия достоверной оценки стоимости актива. Он требует глубокого изучения и анализа.
Литература
1. МСФО (IAS) 38. [Электронный ресурс]: Министерство финансов. URL:
http://minfm.ru/common/upload/library/2015/02/main/IAS38.pdf. (дата обращения: 15.06.2016).
| 51 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(8) 2016