Научная статья на тему 'Социальная сатира в творчестве Noize MC'

Социальная сатира в творчестве Noize MC Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1220
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА / SOCIAL SATIRE / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / КАРНАВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / CARNIVAL CULTURE / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMER SOCIETY / ДУХОВНАЯ СВОБОДА / SPIRITUAL FREEDOM / РОК-ГРУППЫ / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / RUSSIAN POETRY / РОК-ПОЭЗИЯ / ROCK POETRY / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / POETIC IMAGES / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЙ РОК / RUSSIAN ROCK / ROCK BANDS / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается творчество группы Noize MC как яркий образец современной социальной сатиры. Композиции группы анализируются в контексте постмодернистской и карнавальной литературных традиций. Основным мотивом композиций Noize MC становится обретение свободы через разрушение стереотипов «больного» общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL SATIRE IN THE CREATIVE WORK OF NOIZE MC

In the article the creativity of the group Noize MC studies as the vivid example of modern social satire. The group's compositions are analyzed in the context of postmodern and carnival literary traditions. The main motive of Noize MC compositions is gaining freedom through the destruction of stereotypes of «sick» society.

Текст научной работы на тему «Социальная сатира в творчестве Noize MC»

УДК 821.161.1-192:785.161 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-453 +Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Т. С. КОЖЕВНИКОВА

Карабаш

СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ NOIZE MC

Аннотация. В статье рассматривается творчество группы Noize MC как яркий образец современной социальной сатиры. Композиции группы анализируются в контексте постмодернистской и карнавальной литературных традиций. Основным мотивом композиций Noize MC становится обретение свободы через разрушение стереотипов «больного» общества.

Ключевые слова: социальная сатира, постмодернизм, карнавальная культура, общество потребления, духовная свобода, рок-группы, русская поэзия, рок-поэзия, поэтические образы, поэтическое творчество, русский рок.

Сведения об авторе: Кожевникова Татьяна Сергеевна, кандидат филологических наук, специалист по связям с общественностью ЗАО «Кара-башмедь».

Контакты: 456140, Челябинская обл., г. Карабаш, ул. Подлесная, д. 8; [email protected].

T. S. KOZHEVNIKOVA

Karabash

THE SOCIAL SATIRE IN THE CREATIVE WORK OF NOIZE MC

Abstract. In the article the creativity of the group Noize MC studies as the vivid example of modern social satire. The group's compositions are analyzed in the context of postmodern and carnival literary traditions. The main motive of Noize MC compositions is gaining freedom through the destruction of stereotypes of «sick» society.

Keywords: social satire, postmodernism, carnival culture, consumer society, spiritual freedom, rock bands, Russian poetry, rock poetry, poetic images, poetic creativity, Russian rock.

About the author: Kozhevnikova Tat'yana Sergeevna, PhD of Philological Science, manager of public relations of «Karabashmed» close corporation.

Начало XXI века для русской рок-поэзии - время «перезагрузки» традиционного мироощущения. Русский рок формирует свою полноправную нишу в массовой культуре.

В связи с окончательной потерей подпольного, запретного статуса рока эволюционирует и тематика русской рок-поэзии. Собственно, привычный круг проблем, беспокоящих рок-героя/автора - постижение высшего смысла бытия, взаимоотношение человека и социума, поиск свободы и

© Кожевникова Т. С., 2018

подлинной любви и так далее, - кардинально не меняется. Иным в связи со сменой исторических декораций становится их прочтение.

Для представителей молодого поколения российской рок-сцены борьба с государственной «системой», пронизывающая творчество рок-поэтов советского периода, - уже история, легенда. В прошлом остаётся и героизированный образ рокера - непримиримого и жертвенного воина.

Для творчества ряда российских рок-авторов нового поколения («Сплин», «Ночные снайперы», «Би-2», «Мумий Тролль» и других) более привычным становится вдумчивое постижение жизни. А кто-то, продолжая панковскую линию, выбирает основными инструментами своего творчества карнавальный смех, стёб, эпатаж («Ленинград», «Король и Шут» и т. д.).

Острая, искромётная и язвительная критика негативных явлений современной действительности становится настоящим коньком в творчестве лидера группы Noize MC Ивана Алексеева. Злободневные рокерские тексты в сочетании с модной рэперской стилистикой на стыке «нулевых» и десятых годов сделали эту группу популярной в молодёжной среде.

Преемственность с предшествующей пластом российской рок-культуры автор подчёркивает двумя первыми песнями дебютного альбома группы Noize MC «Greatest Hits. Vol. 1» (2008). «Песня для радио» - буквально современное прочтение известной композиции Сергея Чигракова «О любви», в которой пародируется образ поп-звезды:

«Чиж и Ко» «О любви» А не спеть ли мне песню

о любви? А не выдумать ли новый жанр? Попопсовей мотив и стихи, И всю жизнь получать гонорар.

Мою песню услышат

тысячи глаз, Моё фото раскупят сотни рук. Моё солнце мне скажет:

«Это про нас!» Посмеётся над текстом

лучший друг1.

Noize MC «Песня для радио» Песня для радиоэфира - вот она, готова! Ни одного плохого слова,

и припев попсовый.

<...>

Я ни одной запретной темы

в тексте не затронул, Не противоречил ни морали, ни закону. <...>

Ни слова о наркотиках, ни слова о политике, Ни буквы в адрес недовольных

мною критиков

<...>

Будут на радио звонить девчонки и просить: «Привет десятому «Б»,

поставьте N0^ MC!»

<...>

Я влезу в хит-парад на одно из первых мест И буду там висеть, пока всем не надоест.

1 Цитаты из песен приводятся на основе композиций с официальных сайтов групп «Чиж и Ко» [5] и Шж ЫС [4]

Но если в песнях «Чижа и Ко» преобладает довольно мирный хипов-ской образ героя/автора, который может и погрустить в одиночестве, и поиронизировать, то градус критичности в текстах Noize МС1 резко повышается. А обращение к отрицательным сторонам действительности приобретает поистине сатирическое звучание.

В «Песне для радио» Noize МС «от противного» анонсирует основные творческие принципы и содержание своих текстов, которые изобилуют и «запретными темами», и - местами - ненормативной лексикой. Постмодернистским вариантом чижовской «Вечной молодости» становится и песня «За закрытой дверью», опять же отличающаяся от шутливо -ностальгического оригинала натуралистичным описанием подростковых нравов. Noize МС жёстко (и, похоже, самокритично) иронизирует над юными рок-н-ролльщиками, превратившими свой концерт в пьяную вакханалию:

В каморке, что за актовым залом, три раза в неделю

Репетировала наша группа за закрытой дверью гримерки.

Мне было хреново, корячило очень

Ввиду плачевного состояния печени и почек.

<...>

Барабанщик ускоряет темп, я не помню слов. Обдолбанный басист машет пальцами мимо ладов.

Так, в духе русского постмодернизма, вырисовывается образ псевдогероического лирического персонажа Noize МС. Как пишет Д. И. Иванов, в современном русском роке «практически одновременно с "гламурной" формой рок-искусства в стереотипизированном пространстве массовой культуры зарождается агрессивно-деструктивный "антигламурный вариант" <...> В результате формируется модель псевдогероической личности рок-музыканта, воплощённая через отождествление себя с различными симулятивными, стереотипизированными образами <...>. Деструктивная направленность приводит к тому, что одним из центральных элементов вербального компонента становится ненормативная лексика, с помощью которой псевдогерой выражает своё отношение к себе и к миру как особой симулятивной модели гиперреальности» [3, с. 77-78].

Карнавальный образ шута, дурачка, трикстера, зримо освобождённого от морали и пресловутых высших ценностей, помогает постмодернистскому персонажу довести до абсурда негативные стороны современной жизни, разрушая «больной» мир.

«Дурачество - это мудрость отказа от разума, готовность попадать в самые смешные, нелепые и унизительные положения, оставаясь открытым случайностям, которые только и таят в себе возможность волшебного преображения всей жизни», - пишет М. Н. Эпштейн: «<...> Дурачество сродни творческой пустоте, из которой появляется на свет никогда раньше не виданное, неизвестное нам» [7, с. 225].

1 Название группы дословно переводится с английского как «шум», «гам», «помеха», «крик».

228

«В антигерое рок-поэзии помимо смеховой карнавальной традиции, выражается идея внутренней свободы, - отмечает Ю. Э. Пилюте. - Персонаж здесь играет важную роль, поскольку независим от общества, а значит, свободен» [6, с. 34-35].

В духе такого карнавального и постмодернистского дурачества МС создаёт образ своего лирического персонажа в композиции «Накосячу», название которой можно назвать жизненным девизом героя. Начинается композиция со сказочного зачина, а в основном тексте перечисляются жизненные передряги, в которые попадает персонаж:

«Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а вот что ни сделает - все у него смешно выходит, не как у людей...»

Накосячу! Залью всю кухню молоком горячим. Куплю в палатке жвачку и забуду с тыщи сдачу. <...>

Если поеду чью-то днюху отмечать на дачу, Потопчу там всю рассаду и дом спалю впридачу. Пару месяцев как Папа Карло побатрачив, Заначу денег пачку и забуду, куда спрячу. <...>

Да, вот такой я неудачник, анекдот ходячий. Но что с того? Ведь я смеюсь над этим, а не плачу.

При таком «косячном» отношении к действительности вещный мир, проблемы и заботы которого доставляют «обычным» людям немало серьёзных переживаний, обесценивается. Даже собственную смерть от руки «набыченного мачо» нойзовский дурачок воспринимает со смехом. И такой - карнавальный - смех «универсален <...>, направлен на всех и вся, <...>, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий, он и отрицает, и утверждает, и хоронит, и возрождает» [1, с. 17].

По словам М. М. Бахтина, суть карнавальной культуры, к которой постоянно обращается №17е МС, заключается в том, чтобы через отрицание и уничтожение предмета возродить новый мир. «Карнавал празднует уничтожение старого и рождение нового мира - нового года, новой весны, нового царства. <...> Это мир, проходящий через фазу смерти к новому рождению» [1, с. 454-455].

Так какому же миру предлагает «устроить дестрой» вслед за героем известного произведения Чака Паланика лирический персонаж №17е МС? Часть злободневных проблем автор перечисляет в одноименной композиции («Устрой дестрой!»):

А теперь давай-ка взгляни вокруг: Всюду гадость, скоты кругом. Задай им жару, устрой погром! <...>

Почему воруют политики?

Почему врут средства массовой информации?

Почему на свободе преступники?

Почему деградирует нация?

Стоит отметить, что обитатели художественного пространства текстов Noize МС сродни персонажам, населяющим произведения культового постмодернистского прозаика Виктора Пелевина. Своё творческое родство с писателем Noize МС обозначает заголовком одной из остросатирических композиций - «П5». У Пелевина это название сборника рассказов: «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана», у Noize МС - ещё один гимн собственному дурачеству под заглавием «Получал п.лей и буду получать».

Как и у Пелевина, под прицел социальной сатиры Noize МС попадают «оборотни в погонах», живущие в мире вседозволенности олигархи и зазом-бированные обыватели, сидящие напротив телеэкранов. По словам самого Ивана Алексеева, его творческая борьба направлена даже не только против так называемых «ментов и олигархов». Подлинный протест автора вызывает связанная с ними «социальная несправедливость в той или иной форме» [2].

Лирический персонаж включается в активную и открытую борьбу с негативными явлениями своего мира. Знаковым для рок-культуры жестом в одной из песен («Из окна») становится выбрасывание «из окна гостиничного номера» телевизора1:

Девятый, десятый, пятидесятый -

Куда ни включи - кругом одни дегенераты.

Сколько кнопками ни щёлкай на пульте,

Нормального ничего не показывают нигде.

<...>

Бум! Прогнулась крыша «гелендвагена».

Ха-ха-ха! Смотрите все, какая вмятина!

В тексте Noize МС один из главных символов общества потребления (в том числе, и информационного) приземляется «на авто авторитета местного». И такой выбор «мишени» абсолютно закономерен. Ведь именно это общество обывателей, вечерами бездумно переключающих каналы на пультах, породило «героев» близкой автору эпохи - криминальных авторитетов, «крутых» бизнесменов, коррумпированных чиновников и продажных полицейских.

А сам спародированный автором телеобыватель неизбежно деградирует и превращается из ребёнка, заветной мечтой которого было стать космонавтом и постичь Вселенную, в трагикомичного пленника, добровольно запертого в собственной типовой квартире («Говорящие головы»):

1 Такие «проступки» совершали легендарные рок-музыканты «The Rolling Stones», «Led Zeppelin», «Ария»

Я не выхожу из дома никуда уже с десяток лет. Кухня, коридор, гостиная, кладовка, спальня, туалет. <...>

Откуда в холодильнике еда берётся, разбираться лень <...>

И лень потом весь день валяться, как тюлень. <...>

Вон там «Пусть говорят», «Камеди Клаб», реклама,

«Модный приговор»

<...>

В зеркале урод - в крошках борода, майка в чёрти чём. <...>

Годы прошли, за мной так и не прилетели.

Вместо скафандра - треники, вместо анабиоза - телик.

<...>

Кто-то за меня выключит потом эту болтовню, Разожмёт с трудом вцепившуюся в пульт немую пятерню. На часы взглянув, допишет протокол, застегнёт мешок.

Образ ребёнка в ряде композиций №17е МС дополняет шутовской образ основного лирического персонажа, несомненно, проявляя его истинную сущность - невинного, мечтающего, духовно свободного создания, способного к постижению вселенской бесконечности. Ребёнок, противопоставленный бессмысленной и жестокой действительности, учится путешествовать в небесном мире фантазий под скандалы родителей («Ругань из-за стены»):

Обрывки серьёзных взрослых слов

Уже не мешают мне видеть сны.

Я засыпать привык давно под ругань из-за стены.

Мне снова приснится, что я смело набираю высоту.

<...>

И я покину дом, сквозь потолок уйду.

В образе ребёнка, брошенного в магазине игрушек (ещё один символ общества потребления) в композиции «Вселенная бесконечна» предстаёт даже Бог:

Бог - одинокий ребёнок, Брошенный всеми в пустом магазине игрушек. Бродя среди полок, убивающий время, Понимая, что взрослым не нужен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В композиции «Блатняк» №17е МС едко дегероизирует и образ «вора в законе», и подростков, которые стремятся подражать таким «авторитетам», а текст пародийно насыщает «блатной» лексикой:

Дядя Толя, спой-ка мне про воровскую долю, Да про везучих корешей, резвящихся на воле. <...>

И напоследок научи меня по фене ботать -Ну, так, хотя бы пару популярных оборотов. Кстати, что это у тебя за наколка такая? Я где-то читал, что «петухам» такие набивают. <...>

Тоже мне бандиты - похитители маминых денег: С.. .дел дома рубль, а крику - будто выставил обменник. <...>

И рэперы туда же - гангстеры, в натуре. Эй, дурень, а твоя мама знает, что ты куришь? А песни она слышала твои? Нет? Вот это зря -Тебе не помешала б небольшая порция ремня.

В скандальной композиции «Кури бамбук!» появляется гротескный анти-образ служителя закона, печально знакомый гражданам по скандальным новостным сводкам. Для усиления комического эффекта автор нарочито вживается в роль своего персонажа. Монолог «мусора», печально сочетающего в себе тупость, бесчеловечность и неограниченную в пределах отделения власть, звучит от первого лица:

Я «мусор» - персонаж очень важный.

Руки - чтоб держать дубинку, голова - чтобы носить фуражку. Во избежанье нанесенья телесных тяжких Меня бояться надо. Что, ещё не страшно? А что ты скажешь, когда через решётку фаршем Я пропущу твою тушу и по стене потом размажу? <...>

В классе я был самым тупорылым дебилом.

Одноклассники меня не любили, и поэтому свалил я.

После девятого в школу милиции пошёл.

Там мне было, как будто рыбе в воде, хорошо.

Из меня сделали настоящего мужчину:

Дали дубину из резины и «волыну» с полным магазином.

Апофеозом гибельности больного общества в творчестве №17е МС становится тема войны. В композиции-предупреждении «На Марсе классно» повествуется про крах гипотетической марсианской цивилизации, достигшей высокого уровня технологического развития, но позабывшей о разумной человечности:

Египтяне в спешке ворочали каменные блоки <...>

А на красной точке в иссиня-чёрном южном небе ночном, <...>

Самолёты и ракеты заполняли радары.

Пара ударов. Ещё пара. Попытка перехвата. Забавная всё-таки штука - этот ваш мирный атом. Высокие технологии, культура богатая. А теперь только красные пески, крутые горы и кратеры, Безумно красивые каналы рядом с экватором. Но некому больше любоваться тамошними закатами. Крутится вокруг Солнца рыжий безжизненный глобум, А вокруг него, в свою очередь, Деймос и Фобос1.

Но по-настоящему страшно, когда реальная война на Земле превращается циничными сильными мира сего и журналистами в новостную телепостановку. А обыватели тем временем продолжают верить экранам и рукоплескать марионеточным политикам - «голым королям» («Иордан»):

В камуфляжные пятна опять на экранах сложатся пиксели. Очереди автоматные многократно звукорежиссёр

приглушит в миксере. Снова голос закадровый невероятную правду нам

о врагах наших расскажет, Слова свои прохладным тоном читая с бумажек. И ни на одном из девайсов не откроются неудобные ссылки, Как веки бойца, спешащего к маме домой в коробке из цинка <...>

Голый король обещает всем подданным на зиму тёплые вещи. С открытыми ртами народ рукоплещет,

в восторге от пламенной речи его.

Не более чем пешкой, «расходным материалом», оказывается и сам публичный политик в композиции «Царь горы». И судьба его не менее бессмысленна, чем существование обывателей:

Они усадят тебя на трон, Дадут корону, скипетр и державу. <...>

Молва оближет со всех сторон Тебя своим языком шершавым. <...>

Это неотъемлемая часть шоу. <...>

Только дешёвый сериал про борьбу за власть -Короткометражный жанр.

Итак, социальная сатира в творчестве Noize МС нацелена на типичные для современной российской постмодернистской литературы негативные явления: общество потребления, утрату человеком духовной свободы,

1 Фобос и Деймос - греческие божества-братья, олицетворяющие страх и ужас; спутники планеты Марс, получившей название в честь древнеримского бога войны

233

подмену реальной жизни «информационным шумом» и политическими манипуляциями. Герой №17е МС стремится к разрушению «больного мира», в том числе, путём пародирования, сведения к абсурду различных знаковых ситуаций.

Вместе с тем, образ лирического персонажа текстов №17е МС двойственен. По сути, главный герой композиций - непосредственный и свободный ребёнок, нарочно надевший карнавальную маску непримиримого и циничного шута.

Литература

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Текст] / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Ху-дож. лит., 1990. - 543 с.

2. Жидкова А. №17е МС: «Мне не о чем разговаривать с политиками» [Электронный ресурс] / А. Жидкова // Режим доступа: http://www.mk.ru/culture/interview/2010/09/01/526709-noize-ms-mne-ne-o-chem-razgovarivat-s-politikami.html_(дата обращения: 08.04.2018).

3. Иванов Д. И. Синтетическая языковая личность в русской рок-культуре: генезис, типология, структура, межкультурные связи [Текст] / Д. И. Иванов. - Иваново: ПресСто, 2016. - 384 с.

4. Официальный сайт группы Noize МС [Электронный ресурс]: Альбомы // Режим доступа: http://noizemc.com/album-category/albomyi/ (дата обращения: 07.04.2018).

5. Официальный сайт группы «Чиж и Ко» [Электронный ресурс]: Песни // Режим доступа: http://www.chizh.net/songs.htm (дата обращения: 11.04.2018).

6. Пшюте Ю. Э. Типология культурного героя в русской рок-поэзии [Текст] / Ю. Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь: Ур. гос. пед. ун-т, 2010. - Вып. 11. - С. 27-35.

7. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория [Текст] / М. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.