ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА И ЕГО ПРИНЦИПОВ В СВЕТЕ НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
К.К. ГАСАНОВ,
доктор юридических наук, профессор
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Освещаются ценностные и функциональные основания права как многогранного явления общественной жизни. Особое внимание уделяется правовым принципам, рассматриваемым в статье базовыми идеями, в которых концентрируется вся сущность права.
Ключевые слова: право; роль и функции права; основные права человека; неотчуждаемость; методы осуществления функций права; социальная ценность права.
SOCIAL ROLE AND FUNCTIONS OF LAW AND ITS PRINCIPLES IN THE LIGHT OF THE INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS
K.K. GASANOV,
doctor of jurisprudence, professor
Annotation. The illuminating value and functional bases of law as a multifaceted phenomenon of social life. Particular attention is given to legal principles covered in the article, the basic ideas, which are concentrated the whole essence of the law.
Keywords: law, the role and function of law, fundamental human rights, inalienability, and methods of carrying out the functions of law, the social value of law.
Вопрос о сущности права и его назначении в жизни общества во все времена рассматривался как политическая проблема, так как от ответа на него во многом зависела легитимность действующей власти. Не случайно, когда рассматривают роль права, то говорят о его классовой и общесоциальной сущности.
В знаменитом Манифесте Коммунистической партии его авторы, обращаясь к буржуазии, подчеркивали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Далеко не случайно, что право советского периода рассматривалось как совокупность правил поведения, установленных властью господствующего класса. Действительно, «в праве выражается прежде всего воля властвующих. Однако, последние, опасаясь негативных социальных последствий, вынуждены считаться с волей и интересами подвластных» (М.Н. Марченко). С данной точки зрения можно говорить уже об общесоциальной сущности права, которая заключается в обес-
печении в равной степени интересов всех членов общества, всех субъектов права в целом и по отдельности каждого из них.
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В.С. Соловьев). В этом аспекте основное назначение права следует рассматривать в том, чтобы оно было наиболее эффективным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и организаций; оно должно быть действительным гарантом свободы, равенства и справедливости в обществе и, соответственно, государственным критерием правомерно дозволенного или недозволенного поведения (С.Н. Кожевников).
Выполняя свое предназначение, право оказывает непосредственное позитивное влияние на поведение субъектов права, на систему общественных отношений. В таком направляющем воздействии заложены его важнейшие функции, к числу которых относятся регулятивная, охранительная и воспитательная.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
Регулятивная функция — это непосредственное воздействие права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества действия, т.е. это установление позитивных правил поведения.
Регулятивная функция выражается в том, что право воздействует на общественные отношения двумя способами:
♦ статическим способом, закрепляя эти отношения в нормативно-правовых актах: экономический, политический, государственный строй, права и обязанности, свободы граждан;
♦ динамичным способом, который заключается в предоставлении необходимых и полезных личности и обществу отношений обязанностей.
В рамках осуществления регулятивной функции право посредством норм права определяет праводе-еспособность граждан; закрепляет и изменяет правовой статус физических лиц; определяет компетенцию юридических лиц, полномочия должностных лиц и организаций; определяет юридические факты, устанавливает конкретные правовые связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); предписывает оптимальный тип правового регулирования (общедозволительный или разрешительный) применительно к конкретным общественным отношениям и др.
Охранительная функция права — это правовое воздействие, направленное на охрану положительных и вытеснение вредных для человека и общества отношений, на предупреждение и пресечение правонарушений, на восстановление нарушенных прав посредством применения мер государственного принуждения. Проявляется в охранительных правоотношениях и в правоохранительной деятельности государственных и уполномоченных на то негосударственных органов (установление запретов, введение и применение санкций).
Воспитательная функция проявляется во всем действии права, в его существовании, она побуждает людей действовать правомерно, формирует у граждан позитивное восприятие права.
Правовые функции осуществляются методами убеждения и принуждения. Убеждение — это административно-правовой (управленческий) метод, который проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Принуждение — это административно-
правовой метод, который заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов права.
Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а также выступать силой, противостоящей произволу.
Социальная ценность права проявляется в том, что: право, как незаменимое средство государственного управления, упорядочивает существующие общественные отношения и делает это намного эффективнее, чем иные социальные регуляторы (религия, политика, обычай); выражая общую волю участников общественных отношений, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений; право является универсальным, оптимальным и надежным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей; право, категорически отвергая силовые меры разрешения социальных проблем, противостоит произволу, несвободе, бесконтрольности отдельных индивидов и групп, тем самым воспитывает людей на гуманных началах сотрудничества и взаимопомощи; право основывается на идее справедливости и всем своим существованием проводит ее основы в складывающихся правовых отношениях; как продукт культуры право отражает достижения современной цивилизации, наиболее органично концентрирует и выражает наиболее положительные правила поведения различных народов и эпох, обеспечивает необходимую преемственность и стабильность регламентирования общественных отношений; право, объединяя людей для выполнения позитивных задач, выступает мощным фактором развития общества; в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфликты в международных и национальных отношениях и др.
Потребность эффективного использования потенциала права объективно требует усиления роли принципов права, а, следовательно, и их теоретического осмысления.
Проблема конституционного принципа неотчуждаемости основных прав человека есть часть более общей проблемы принципов права в целом. Вследствие этого содержащиеся в философской и юридической литературе представления относительно
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
принципов права могут быть отнесены и к характеристике принципа неотчуждаемости основных прав. Это касается, прежде всего, определения его понятия, признаков и юридических способов закрепления в праве (форм существования).
Понятие «принцип» (лат. рппСртт — начало) в философии имеет очень широкое и недостаточно строго очерченное значение. Существуют представления о принципе как об основном начале, на котором построена какая-либо научная теория; как об определенной методологической или нормативной установке, правиле и постулате1.
Одно из философских определений принципа, которое мы будем использовать в качестве рабочего, сводится к тому, что принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован2. Другими словами, принцип — это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления. «...Принципы, — писал Ф. Энгельс, — не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории»3.
Отталкиваясь от философских определений понятия «принцип», правоведы довольно неоднозначно определяют понятие «принцип права». Анализ обширнейшей научной литературы, в которой разрабатываются принципы права, дал возможность выявить несколько подходов к установлению сущности принципа права. Суть первого подхода состоит в том, что под принципами права понимаются выраженные в праве, основные, исходные положения (нормативно-руководящие начала, идеи), характеризующие его содержание и реализацию, и на которых строится вся система правовых норм.
Сторонники другого подхода в дефиниции принципов права наряду с определением их как основных положений, отражающих содержание права, особо выделяют объективный характер принципов. Причем сама их объективность выводится не из правовой материи, а из объективно существующих законов общественного развития: принципы права «это такие начала, которые выражают важнейшие закономерности и устои общественно-экономической формации...» (В.Н. Кудрявцев).
Третий подход к определению принципа права связан с формой его существования. Суть подхода сводится к ответу на вопрос — должны ли общие руководящие идеи, чтобы стать принципами права, быть закреплены в законе или же они будут принципами права, оставаясь только идеями, обычаями?
На этот счет в теории права и отраслевых науках нет единства. Одни ученые — среди них: Р.3. Лившиц, В.И. Никитинский, В.Н. Хропанюк — считают, что принцип права может быть закреплен в праве двояко: непосредственно (легально) и косвенно (нелегально). Непосредственное (легальное) закрепление имеет место в том случае, когда принцип сформулирован в собственно норме, а сама такая норма носит название принцип-норма. Косвенное (нелегальное) закрепление принципов права — это, по мнению многих авторов, признание правовой наукой и практикой в качестве принципов таких идей и положений, которые выводятся (синтезируются) из ряда норм и существуют в законодательстве как бы в скрытом виде. Большинство же правоведов полагают, что принципами права являются только такие, соответствующие его объективной сущности, руководящие идеи, которые получили свое закрепление в форме норм права.
Иная, противоположная первой, точка зрения основывается на том, что принципы существуют в форме общих руководящих идей права. Будучи абстрагированными из закономерностей общественного развития, они значительно опережают во времени факт своего законодательного закрепления и поэтому являются категорией мировозренческой, а не нормативной.
Наметившаяся неоднозначность в использовании термина «правовой принцип» привела ученых к мысли о необходимости выделения принципов правового сознания и принципов права. В связи с этим они пишут: «...Между понятиями «принцип права» и «правовой принцип» существуют определенные различия. Правовой принцип — это категория правового сознания. Правовые принципы предшествуют созданию системы права». А когда такая система уже бывает создана, отмечают они, тогда правовые принципы становятся принципами права, т.е. его нормами4.
1 Голованов В.Н. Законы в системе научного познания. М., 1970. С. 81—82.
2 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова; 5-е изд. М., 1987. С. 382.
3 Энгельс Ф., К. Маркс. Анти-Дюринг: соч.; 2-е изд. Т. 20. М, 1961. С. 34.
4 Марксистско-ленинская теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973. С. 44.
-■îi.^'fc--
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
Синтезируя все выше приведенные точки зрения, авторы настоящей работы считают, что наиболее обоснованным и научным определением принципа права является то, которое дал Г.А. Свердлык. Под принципом права, считает он, следует понимать выражающее сущность права и закрепленное или отраженное в преамбулах нормативных актов, а также в правовых нормах стабильное нормативно-руководящее положение, в соответствии с которым строятся нормативная база правового регулирования, регламентация поведения субъектов права и правоприменение5.
Следовательно, принципами права являются лишь те, что так или иначе воплощены в нормах права. Будучи атрибутом права, принципы права тем и отличаются от других сходных категорий (принципов юридической науки, правосознания, правотворчества и др.), что характеризуют его ка-
чественные особенности как регулятора правоотношений и поведения людей: «Поэтому, принципы права есть не что иное, как принципы нормативно-юридического регулирования общественных отношений» (О.В. Смирнов).
Сопоставление различных точек зрения на форму существования принципов права дает возможность, таким образом, сделать следующий вывод: принцип права существует только в форме нормы права. Принципы других правовых явлений (правовые принципы) существуют в иных формах: принципы правосознания — в форме идей, обычаев, доктрин и положений, выводимых из норм; принципы юридической науки — в форме идей.
5 Обсуждение учебника по общей теории права // Государство и право. 1994. № 5. С. 90.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Ю.А. ИВАНЧЕНКО,
инспектор ученого совета Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Е-т ail:hedgivan@m ail.ru
Аннотация. Рассматриваются концептуальные основы правовой легитимации государственной власти в контексте ее принципиального содержания.
Ключевые слова: правовая легитимация, концептуальные основы, правовые принципы, принципиальная характеристика.
FUNDAMENTAL BASES OF GOVERNMENT LEGAL LEGITIMATION
YU.A. IVANCHENKO,
academic council inspector of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation. The article deals with conceptual bases of government legal legitimation in terms of principle substance. Keywords: legal legitimation, conceptual bases, lawful principles, principle description.
Принимая во внимание исходные смысловые интерпретации концепта легитимности государственной власти и современные представления о смысле и сущности легитимационного процесса, мы полагаем, что легитимация государственной власти в широком смысле представляет собой совокупность как политических, так и юридических основоположных компонентов признания государственной власти,
выраженную в равнозначности общественного признания государственной власти по отношению к его правовому оформлению.
Анализируя аргументы сторонников политической позиции в отношении легитимационного процесса, мы считаем ее методологически не приемлемой в силу того, что такой подход прив одит к переориентации на общие положения науки о власти, в итоге