Научная статья на тему 'Социальная революция как метод распространения идеологии исламизма'

Социальная революция как метод распространения идеологии исламизма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
214
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ISLAMISM / THE SOCIAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрухина Анна Александровна

В статье исследуется современный метод распространения исламского радикализма умеренного толка. Переосмысление и оценка социально-политических изменений, которые повлекла за собой «арабская весна» в современном мире именно в политическом измерении становится необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the modern method of spread of Islamic radicalism moderate wing. Rethinking and assessment of social and political changes that resulted in the "Arab spring" in the modern world, it is a political dimension becomes a necessity.

Текст научной работы на тему «Социальная революция как метод распространения идеологии исламизма»

Этносы и конфессии

Анна ПЕТРУХИНА

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК МЕТОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМИЗМА

В статье исследуется современный метод распространения исламского радикализма умеренного толка. Переосмысление и оценка социально-политических изменений, которые повлекла за собой «арабская весна», в современном политическом измерении становятся необходимостью.

The article studies the modern method of spreading the moderate wing of Islamic radicalism. Rethinking and assessment of social and political changes generated by «Arab spring» are becoming the necessity in the modern political dimension.

Ключевые слова:

исламизм, социальная революция; Islamism, social revolution.

В течение последних десятилетий в разных районах мира формируются зоны возрастающей многоуровневой нестабильности. В их центре — радикальные исламские организации, группировки и режимы. Они образуют в своей совокупности радикальное исламское движение, охватившее практически все мусульманские страны. Достаточно взглянуть на результаты так называемой «арабской весны». Сегодня в мусульманском мире происходит исламизация политики и политизация ислама. Любое политическое действие подкрепляется догмами религии, превращаясь тем самым в социально-политическую доктрину — исламизм.

Метод социальных революций был введен в социальнополитическую практику исламизма зимой 2011 г. Разгорелся так называемый социальный пожар на Ближнем Востоке, где вслед за Тунисом и Египтом «пожар» вспыхнул в Ливии, Алжире, Йемене, Бахрейне, т.е., по сути, захватил Северную Африку и ринулся в Азию. Эти события в очередной раз заставили задуматься о том, что влияние исламистов на население мусульманских стран можно оценить как крайне серьезное. Ведь именно ими были подготовлены религиозные лозунги, именно они мотивируют простых мусульман после пятничной молитвы бежать на площади и митинговать, не жалея собственных жизней, именно в их документах и пропагандистских материалах содержится призыв к свержению существующих режимов в мусульманских странах. И все это может привести к смене нашей истории и достижению основной цели исламистов — во всеобщем хаосе и разрухе создать истинно мусульманское государство — халифат, политико-юридической платформой которого станет шариат.

Как подчеркивает академик Е. Примаков1 в каждой стране, будь то Египет, Тунис, Ливия и Сирия, отмечались разные содержания революций. Если говорить о Египте и Тунисе — это, действительно, самобытные революции против авторитарных коррумпированных режимов, а вот в Сирии и Ливии — другие сценарии. Он убежден, что исламисты отнюдь не являются главной силой этих революций на Ближнем Востоке, т.к. на улицы выходили не под исламскими знаменами, но сбрасывать со счетов их не следует, потому влияние их очевидно. И еще больше становится понятно, что с исламскими радикалами нужно иметь дело и постоянно взаимодействовать, а не пренебрежительно относиться, умаляя их достоинство и не заме-

1 Материалы лекции Е.Примакова на факультете политологии МГУ им. М.В. Ломоносова от 27 апреля 2011 г.

ПЕТРУХИНА

Анна

Александровна — научный сотрудник кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова petruchina86@mail.ru

126

ВЛАСТЬ

2012'01

чая их деятельности. Они в очередной раз показали свои способности, чем дальше будут удивлять — вопрос времени.

То, что началось в Северной Африке в ночь на 20 марта 2011 г., сейчас можно расценивать как пролог к третьей мировой войне. С молчаливого согласия почти всего мирового сообщества США кинули европейские режимы на войну с Ливией. При этом во всех средствах массовой информации это преступление американского режима преподносилось как операция по спасению мирного населения Ливии. В действительности Соединенные Штаты, заявляя о своих демократических процедурах, первыми взялись за оружие.

Что касается гибели М. Каддафи, то, как и в случае с С. Хусейном, заинтересованным сторонам важно было прекратить его физическое состояние. Например, за ряд нарушений лидер ливийской революции Муаммар Каддафи вынудил французскую нефтяную компанию Total выплатить 500 млн долл. США компенсации. Также Ливия, даже будучи исламским государством, пресекала все радикальные формы ислама на своей территории. Муаммар Каддафи, переживший не одно покушение со стороны исламистов, вел бескомпромиссную борьбу с ними на территории Ливии, называя их не иначе, как «бродячими псами из Ирана и Афганистана». Также Каддафи был одним из первых глав государств, который обвинил США в негласной поддержке исламистов. Каддафи владел серьезной информацией, так же как Саддам Хусейн, так же как еще действующий Башар аль-Асад. Так что причин для недовольства со стороны Запада, а также врагов, в т.ч. и в арабском мире, у них было немало. Представляется, что многие подробности выяснятся уже в ближайшее время.

В широких кругах сейчас распространена версия, что США организовали всю эту ситуацию на Ближнем Востоке для того, чтобы прибрать к рукам его ресурсы, в основном нефть и газ. В обмен на поддержку США также могли обещать щедро поделиться добычей с Россией и Европейским союзом. Происходит пока то, что можно домыслить, но нельзя подтвердить фактологическим материалом и источниками. Сначала американцы свергают лояльного Бен Али в Тунисе, потом лояльного Мубарака в Египте, а

затем устраивают войну в Ливии, сейчас — в Сирии (где, судя по всему, повторится ливийский сценарий). На очереди Марокко, Алжир и другие государства Ближнего Востока, где не прекращаются сильные волнения.

Очевидно, что главная цель Соединенных Штатов в Ливии и Сирии — сменить неподвластные им режимы на лояльные.

Но необходимо акцентировать внимание, что процесс региональной интеграции может резко активизироваться в ближайшие годы в том случае, если успешно завершится разворачивающаяся сейчас в мусульманских странах смена элит и будет принята общая идеологическая платформа, которой, в принципе, и может явиться преломленная в свете современных процессов исламистская политическая доктрина. Безусловно, на место нынешних элит мусульманских стран, дестабилизированных арабскими восстаниями, претендуют прозападно настроенные либеральные круги. Но важно другое — ноябрьские беспорядки в Египте доказывают силу исламистов, которые готовы управлять государством («Братья-мусульмане»). Кстати, очевидно, что и в Тунисе, и в Египте «Братья-мусульмане» окажутся в парламентах. К тому же в самой Сирии действует очень сильная ячейка «Братьев». Именно поэтому Соединенные Штаты пытаются выстроить с ними отношения, т.к. понимают их силу. России также необходимо преуспеть в этом вопросе.

Помимо исламистских организаций, в конфликтах на Ближнем Востоке активную роль играют Иран и Турция, претендующие на роль государств, являющихся стержнем новых интеграционных процессов. Особенно серьезный характер все это приобретает в свете налаживающегося сотрудничества Анкары с Египтом, желания Израиля нанести удар по Ирану. А ведь очевидно, что США не заинтересованы в этом ударе в предвыборное время. Да и самому Израилю этот удар ничего не даст, кроме отсрочки производства ядерного оружия на год. Надо полагать, израильтяне отчетливо понимают, что выживание их государства напрямую зависит от того, будет ли мир и стабильность на Ближнем Востоке и от того, пойдут ли Соединенные Штаты на мирное урегулирование палестинского вопроса и конфликта в Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.