Социальная реклама в профилактической работе с молодежью
рекомендации нцпти
32
Социальная реклама в профилактической работе с молодежью
Зайцева Юлия Николаевна — аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону
Нестандартные интерактивные форматы профилактической работы позволяют решать ряд задач:
- наиболее полно вовлекать молодежь как целевую аудиторию в работу
для формирования антитеррористического сознания и неприятия экстремизма и иных деструктивных явлений;
- развивать их потенциал, навыки
в творчестве, самоорганизацию работы.
Проблема: восприятие мигрантов обществом.
Автор видеоролика: движение «Страна без расизма и ксенофобии».
О чем: видеоролик о стереотипах и шаблонном восприятии других людей. Действительно ли от национальности зависят человеческие качества и профессиональные компетенции людей? Можно ли судить о человеке, опираясь только на национальность? Именно эти вопросы лежат в центре сюжета.
Мы уже говорили о таких форматах, как тематические квизы, настольные игры, кинопоказы с обсуждением и т. д.
Еще один интересный формат — разработка социальной рекламы с последующим распространением на разных площадках: интернет-сообщества, сайты СМИ, рекламные табло в образовательных организациях, а также вокзалах, аэропортах, метро и т. д.
Прежде чем привлекать молодежь к созданию рекламы, следует показать качественные примеры, чтобы создать насмотренность, погрузить в контекст. Ниже представлены ролики по разным темам.
I. Профилактика экстремизма
1. Видеоролик «Страна без расизма и ксенофобии»
(пмот ПАХ 'С1На>4нтты< и
тка^шн'Чмии ¿вин ш Д-1ИТИ ^«имка ао<к«1
Рис. 1. Отрывок из социального видеоролика «Страна без расизма и ксенофобии»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY1Sm
2. Видеоролик «Серый вышел»
Проблема: распространение криминальной субкультуры и популяризация АУЕ*.
Автор видеоролика: творческий коллектив проекта «ЗонаНеКомфорта».
О чем: в центре сюжета группа ребят, идеализирующих тюремный быт и воспринимающих жизнь «на зоне» как курорт. Их знакомый, недавно вышедший из тюрьмы, показывает, что все выглядит совершенно по-другому. В ролике используются методы высмеивания и доведения до абсурда.
Рис. 2. Отрывок из социального видеоролика «Серый вышел»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY1Zl
II. Противодействие идеологии терроризма
1. Видеоролик «TSUTMB/стоптеррор»
Проблема: незнание основ антитеррористического и антиэкстремистского законодательства; необходимость повышения правовой грамотности населения.
Автор видеоролика: коллектив Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
О чем: в необычной форме с элементами сатиры ролик раскрывает основные антитеррористические статьи Уголовного Кодекса РФ.
Рис. 3. Отрывок из социального видеоролика «TSUTMB/стоптеррор»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY27I
* Экстремистская организация, запрещенная на территории России решением Верховного Суда РФ 17.08.2022 года.
2. Видеоролик «Телефонный терроризм. Аэропорт»
III. Профилактика распространения идей скулшутинга*.
Проблема: ложные сообщения об актах терроризма.
1. Видеоролик «Романтизация тоже оправдание»
Автор видеоролика: творческий коллектив кинокомпании «Мастерская».
Проблема: героизация образа преступника в социальных сетях.
О чем: в центре сюжета молодой человек, который сообщает о якобы возможном теракте на борту самолета, чтобы не опоздать на рейс.
Автор видеоролика: студенческий коллектив Южного федерального университета.
О чем: ролик рассказывает о двух подругах (персонажи выдуманы), одна из которых потеряла свою сестру при трагедии в казанской гимназии № 175 в мае 2021 года, а другая подруга симпатизирует стрелку в социальных сетях.
За поступки нужно отвечать.
СпПя 10? УКРкгткюйЛвдо^шг 'Змедоно лимит сжбщгнме об ат герреризиж' Ншзнме гея лишемгсн смо оди из с&я до 5 лег,
Рис. 4. Отрывок из социального видеоролика «Телефонный терроризм. Аэропорт»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY2ip
Рис. 5. Отрывок из социального видеоролика «Романтизация тоже оправдание»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY2ql
* Международное молодежное движение «Колумбайн» признано 2.02.2022 года Верховным Судом Российской Федерации террористической организацией.
2. Видеоролик «Вы не заметили, как он готовился убивать»
Проблема: равнодушие общества к проблемам окружающих людей.
Автор видеоролика: Некоммерческая благотворительная организация Sandy Hook Promise (США).
О чем: ролик рассказывает об истории дружбы двух подростков, рядом с которыми все время находился их однокурсник, готовящий скулшутинг.
Рис. 6. Отрывок из социального видеоролика «Вы не заметили, как он готовился убивать»
Посмотреть на видеохостинге YouTube https://vk.cc/cgY2BZ
С □ А О 1
Н ЦП т и
СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ