УДК 101.1:316(045)
Чекушкина Елена Николаевна
кандидат философских наук, доцент
кафедры философии Мордовского государственного
педагогического института имени
М. Е. Евсевьева
Elena N. Chekushkina
Candidate of Philosophy, lecturer
Chair of philosophy Mordovian State Pedagogical Institute [email protected]
Социальная рефлексия в гуманитарном знании1 Social reflection in the humanities
Аннотация. В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.
Ключевые слова: знание, деятельность, познание, сознание, социальная рефлексия.
Abstract. ne article analyzes the role and social reflection in the humanities.
Keywords: knowledge, activity, cognition, consciousness, social reflection.
Выявление и изучение роли социальной рефлексии в гуманитарном знании определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством социальных, политических, экономических, духовных и других процессов и проблем, существующих в обществе и требующих порой незамедлительного решения. Философский анализ социальной рефлексии является важнейшим средством обоснования, уточнения и создания некоторой личностной программы социальной самореализации человека; направлен на развитие стремления человека к самоутверждению, поиску истины; устремлен на формирование общественно-значимых ориентиров и прояснение развития социума.
Радикальные общественные изменения актуализируют рост самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества. Изучение субъективной стороны социальной реальности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.
Категория социальной рефлексии представляет большой интерес для современного гуманитарного знания. Она рассматривается при изучении мышле-
1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.
ния, идентификации, самосознания, самосовершенствования личности, творческих и диалогических процессов, а также коммуникации [17, с. 16].
В кратком философском словаре рефлексия определяется как «принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека» [7, с. 327].
Латинское «reflecto» означает «отражение», позднелатинское «reflexio» -это «обращение назад». В самом общем смысле рефлексия - процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного [15, с. 394].
Щедровицкий Г. П. отмечает, что рефлексию необходимо рассматривать в «контексте процедур преобразований различных видов деятельности» [13, с. 34]. Им она понималась как сугубо деятельностная позиция. Схема деятельности разворачивается за счет рефлексии, ее конструктивным принципом служат связи кооперации.
В центре внимания Лефевра находится рефлексия, которой обладают любые типы конкретных субъектов: индивид, группа, организация, государство и т. д. Согласно мыслителю, сознание всегда «эгоцентрично»: оно выталкивает человека в центр мироздания и заставляет взять на себя... всю полноту ответственности за этот мир» [13, с. 37].
В современной науке наблюдается интенсивный рост теоретических и прикладных исследований рефлексивных процессов, глубокий анализ их теоретических и методологических оснований. Исследования ХХ века показывают важность анализа рефлексивных аспектов социальных процессов, ценность использования понятия «рефлексия» в социо-гуманитарном знании. Понятие «рефлексия» выступает в качестве особого объекта изучения.
Научные подходы к определению рефлексии представлены двумя направлениями: 1) «экстерналистский», определяющийся развитием науки с точки зрения социокультурной детерминации; 2) «интерналистский» - это противоположный подход, ориентирующийся на внутренние источники развития научного познания.
«Экстерналистский» подход воспроизводит «освещенное» еще Гегелем традиционное понимание рефлексии, ориентирующееся на понимание человеческого сознания как самодетерминирующего феномена.
Недостаточная разработанность «интерналистского» подхода проявляется в недостаточно четком понимании механизмов и степени контроля научного самосознания за развитием науки. Согласно Н. С. Автономовой, «научная рефлексия, в конечном счете, есть «рефлексия практики», т. к. путь рефлексивного движения «детерминирован извне гетерогенными ему (сознанию) факторами» и что научное сознание способно «сознательно контролировать формы, условия и основания процесса познания» [1, с. 19].
Традиционный подход исходит из того, что рефлексия обеспечивает конкретизацию целей развития науки, определяемых актуальными социокультурными проблемами. А. П. Огурцов высказывает ценную методологическую мысль о необходимости преодолеть традиционное понимание рефлексии о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работы сознания, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру деятельности и выявлении ее целевой направленности в познании мира [11, а 17].
По мнению Л. А. Микешиной, рефлексия есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других - в целом культуры, науки и их оснований [9, а 412].
Социальная рефлексия - это очень важная функция и механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного знания [16, с. 113]. Ее результатом является концептуальное выражение социальной теории, позволяющее объяснить сущность, динамику и движущие силы социальной системы.
Социальная рефлексия представляет собой когнитивное основание для адекватного изучения глобальных проблем, создавая возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она есть процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; знание или понимание субъектом самого себя [18]; процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воссоздание и воспроизведение особенностей друг друга; раскрытие того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Социальная рефлексия - это способность человека неоднократно обращаться к началу своих мыслей, действий, умение стать в позицию наблюдателя, размышляя над тем, как познаешь, что ты делаешь, в том числе и самого себя.
С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывал особый способ существования человека в мире. Он выделяет два способа существования человека: реактивный и рефлексивный. Реактивный - это обычное существование и отношение человека к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Рефлексивный способ существования выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе» [14, а 117-124].
Стремление понимать и осознавать свои собственные чувства и действия, разъяснить себе тайны мира обнаруживается на всех ступенях развития культуры. Социальная рефлексия представляет способность отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Она «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир: помогает осознать и осмысливать свои поступки, отношения, ценности, конструкты, при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания.
Изучение работ, посвященных рефлексии, свидетельствует о том, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.
В кооперативном аспекте рефлексии акцент, как правило, ставится не на ее процессуальных различиях в их проявлениях, а на результаты рефлексии как деятельности по рефлектированию. Он обеспечивается коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов. Важной является кооперация их совместных действий. Рефлексия интерпретируется как «освобождение» субъекта из процесса деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней.
В кооперативном аспекте анализируются субъект-субъектных виды деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. По мнению К. Х. Момджян, необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление [10, с. 226].
Рассматривая рефлексию в связи с динамикой кооперативных отношений, Г. П. Щедровицкий отмечает, что для него рефлексия «в ее изначальном и сущностном существовании есть всегда особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов и коопе-рантов» [13, с. 24].
Исследования И. С. Кона, В. А. Лефевра, В. А. Петровского и др. направлены на выявление специфики коммуникативного аспекта. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Она включает в себя размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, что отличает его от философского употребления этого понятия. Согласно И. С. Кону, рефлексия - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» [6, с. 110].
В. А. Лефевр утверждает, что «происхождение рефлексии и все, что с этим связано, может быть понято только исходя из отношения коммуникаций между индивидами» [13, с. 25]. Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности позволяет партнерам предсказывать и прогнозировать действия друг друга, корректируя свои действия, воздействовать на партнера, проникать в глубины взаимопонимания или, наоборот, намеренно вводить партнера в заблуждение.
В. А. Петровский выделяет два вида рефлексии: ретроспективная и проспективная. Ретроспективная рефлексия выступает в форме ретроспективного восстановления акта деятельности и приводит к возникновению активности. Она направлена на ориентацию в системе условий, способствующих жизненно-значимому эффекту и построению соответствующего образа. Проспективная рефлексия представлена «динамикой переживания потребности в ходе осу-
ществления деятельности и новизной в системе предметных условий. Результатом проспективной ориентировки являются некоторые предметы, которые прежде не воспринимались «как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности возможностей» [12, а 123].
Считается, что индивидуальная рефлексия (личностная) является вторичной формой: персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным. Этой межиндивидуальной, или коммуникативной рефлексии, по мнению В. А. Лефевра, отдается предпочтение по сравнению с классической рефлексией (т. е. самосознанием), последняя считается более поздним филогенетическим образованием. Например, согласно общему генетическому закону культурного развития, как это описывает Л. С. Выготский, психическая функция появляется на сцену дважды: сначала в социальном плане, только потом - в психологическом [2, т. 3, а 145]. В контексте личностно-ценностного направления современные исследователи трактуют рефлексию как форму психической деятельности, которая проявляется в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций, она характерна для личной интровертированности.
Личностная рефлексия выдергивает человека из бесконечного потока жизни и заставляет встать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Такую способность можно рассматривать как переосмысление стереотипов собственного опыта. Она представляет одну из важных характеристик творчества. Рефлексия - «зеркало», отражающее происходящие в человеке изменения. Человек становится для самого себя объектом управления; основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
Развитие личности обычно рассматривается в двух аспектах: а) когда человек конструирует себя, присваивая имеющиеся в культуре ценности, нормы, способы и формы деятельности; б) появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающую действительность, преобразуя культуру, создавая что-то новое. Оба аспекта свидетельствуют о том, что совершается переход к самосовершенствованию: у человека возникают новые потенциальные возможности. Появлению возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.
Исследуя рефлексию в контексте проблематики мышления, выделяют интеллектуальную рефлексию. В свое время Н. И. Гуткина была против выделения этого понятия, обосновывая это тем, что любая рефлексия протекает на фоне интеллектуальной деятельности, и каждый тип рефлексии предполагает наличие интеллектуального компонента [3]. С ней солидарен А. З. Зак, который также высказался против этого выделения, отмечая, что рефлексия есть единое универсальное действие - и при познании мира вещей и при познании своего внутреннего мира [4].
Интеллектуальная рефлексия в контексте индивидуального сознания (самостоятельного мышления) может возникнуть только в том случае, если мышление человека сосредоточено на духовных содержаниях, пребывает в них, созерцает их и познает их. Одним из основных условий возникновения интеллек-
туальной рефлексии считается процесс обучения. Это основное условие отличает интеллектуальную рефлексию от личностной рефлексии (классической рефлексии) и от коммуникативной (нетрадиционной) рефлексии, которые возникают и формируются часто спонтанно в культурной среде (без выбора личностью определенных паттернов культуры) [5, с. 229].
В коммуникативном - рефлексия выступает в качестве механизма познания другого человека. Объектом рефлексии выступают представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. В личностном - объектом познания является сама познающая личность, ее качества, свойства, поведенческие характеристики, система отношений к другим. В интеллектуальном - способность анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия есть процесс решения различных задач.
Рефлексия занимает определенное место в любом научном исследовании. Исследование рефлексии направлено на изучение ее, прежде всего, как процесса. Научная рефлексия связана с накоплением (расширением) и структурированием (свертыванием) знания. Уметь накапливать, обобщать, структурировать знания - это необходимый этап любой исследовательской работы. Новые направления развития неизбежно приведут к рефлексии и снова к свертыванию.
Наличие двух форм познания связано с внутренней и внешней позициями познающего субъекта: а) субъект, занимая внутренние позиции - думает, принимает решения и т. д. Но при этом он не знает и не задумывается над тем - как он это делает; б) субъект, занимая внешние позиции по отношению к самому себе, не только думает, но и наблюдает за тем, как думает, делает и контролирует свои действия.
Итак, социальная рефлексия - это форма теоретической и практической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества. Она является не только фундаментальной основой собственно философствования [8], но и также обязательным условием конструктивного преодоления устаревших знаний; дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, конструировать эффективные и блокировать неэффективные действия; позволяет управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.
Литература
1. Автономова, Н. С. Рефлексия в науке и философии / Н. С. Автоно-мова. - Куйбышев : Изд-во КГУ, 1983. 161 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. 368 с.
3. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол наук/Н. И. Гуткина. -М., 1983. 24 с.
4. Зак, А. 3. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: автореф. дисс. ...канд. психол. наук /А. З. Зак. - М., 1976. 16 с.
5. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. -909 с.
6. Кон, И. С. Открытие «Я» /И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. 367
с.
7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев / под ред. А. П. Алексеева. - М. : РГ-Пресс, 2012. 496 с.
8. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. С. 6061.
9. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. 464 с.
10. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.
11. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.
12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
13. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : «Когито-Центр», 2009. 447 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.
15. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. 576 с.
16. Чекушкина, Е. Н. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / Е. В. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2 (18). С. 110-114.
17. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С. 16-19.
18. Яшкова, А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). С. 116-119.
References
1. Avtonomova, N. C. Reflection in science and philosophy / N. C. Avtonomova. - Samara : Publishing house of Kazan state University, 1983. 161 p.
2. Vygotsky, L. S. Collected works. Problems of development of the psyche / L. S. Vygotsky / Ed. by A. M. Matyushkin. - M. : Education, 1983. 368 p.
3. Gutkin, N. I. Personal reflection in adolescence: author. diss. ... candles. the course of studies of science / N. I. Gutkin. - M., 1983. 24p.
4. Zack, A. 3. Psychological characteristics of reflection in children of younger age: author. diss. ...candles. the course of studies. Sciences / A. H. Zack. - M., 1976. 16 p.
5. Ilyin, I. A. The path to the evidence /1. A. Ilyin. - M. : Eksmo-Press, 1998.
909 p.
6. Kon, I. S. Open «I» /1. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. 367p.
7. Short philosophical dictionary / Ed. by A. P. Alekseev. - M. : WG-Press, 2012. 496p.
8. Martynova, E. A. Philosophy in the system of humanitarian knowledge / E. A. Martynov // Humanities and education. - 2010. - № 2. P. 60-61.
9. Mikeshina, L. A. Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology : textbook. manual / L. A. Mikeshin. - M. : Progress-Tradition : MSI: flint, 2005. 464 p.
10. Momjian, K. H. An Introduction to social philosophy / K. H. Momjian. - M. : Higher school, KD University, 1997. 448 p.
11. Ogurtsov, A. P. Alternative models of analysis of consciousness: reflection and understanding / A. P. Ogurtsov // Problems of reflection. Modern comprehensive study of/ resp. Ed. I. C. Ladenko. - Novosibirsk, 1987.
12. Petrovsky, V. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity / V. A. Petrovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 1996. 512 p.
13. Reflexive approach: from methodology to practice / edited by C. E. Lepskaya. - M. : Cogito Center, 2009. 447p.
14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology : in 2 t. / S. L. Rubinstein. - M. : Education, 1989.
15. Encyclopedic dictionary of philosophy / edited by E. F. Gubsky, Century, Korableva, C. A. Lutchenko. - M. : INFRA-M, 2007. 576p.
16. Chekushkina, E. N. Reflection as the basis of pedagogical activity: social-philosophical analysis / E. C. Mochalov, E. N. Chekushkina // Humanities and education. - 2014. - № 2 (18). P. 110-114.
17. Chekushkina, E. N. Social reflection and creativity: the mechanisms of self-improving / E. N. Chekushkina, E. N. Rodina // Theory and practice of social development. - 2014. - № 12. P. 16-19.
18. Yashkova, A. N. Subjectivity as a psychological prerequisite for the development of career competencies / A. N. Yashkova // Humanities and education. -2012. - № 2 (10). P. 116-119.