Научная статья на тему 'Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства: региональный аспект'

Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3880
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЛИЦО БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА / БЕЗДОМНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ / A PERSON HOMELESS / HOMELESSNESS / SOCIAL REHABILITATION / THE REGIONAL PROGRAM OF SOCIAL REHABILITATION / SOCIAL SHELTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шильдяева В. В.

В статье дана характеристика понятия «лицо без определенного места жительства». Выделены проблемы, рассмотрены методы социальной реабилитации. Представлена региональная целевая реабилитационная программа. Описаны направления социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и деятельность социального приюта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social rehabilitation of homeless people: regional aspect

The article provides a description of the concept of "person of no fixed abode." Identified problems, the methods of social rehabilitation. Submitted by regional target rehabilitation program. We describe the direction of social rehabilitation of homeless shelters and social activities.

Текст научной работы на тему «Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства: региональный аспект»

В. В. Шильдяева, доцент,

кафедра социальной политики, психологии

и педагогики профессионального образования,

Забайкальский государственный университет,

г. Чита, Россия,

vshildyaeva@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА

ЖИТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Современный курс развития России направлен на построение социального государства, что предполагает решение проблем незащищенных слоев населения, и в первую очередь это связано с разработкой технологий социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. Акцентирование внимания на социальных причинах, обусловивших бездомность, бродяжничество, призвано пробудить активность государственных и общественных структур и способствовать решению жизненно важных проблем.

«Воспроизводство» лиц «бомж», как социальной патологии в современной российской действительности, является отражением нынешних социально-экономические проблем.

Лица без определенного места жительства и занятий — это «носители» запущенной «стадии бездомности», поскольку представляют собой специфический слой населения, не имеющий средств к существованию, утративший семейные и социальные связи, трудовые отношения. Это граждане, которые по собственной воле или в силу событий причинного характера (социально-экономических, процессуально-юридических, медико-психотерапевтических, морально-этических и других) оказались в трудной жизненной ситуации. К этой категории относят опустившихся попрошаек,

алкоголиков, обитателей мусорных свалок, а также бродяг (лица, занимающиеся бродяжничеством), т. е. граждан РФ, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации, не состоящих на учете для получения жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, либо не признанных в установленном законодательством порядке вынужденными переселенцами, и не занятых трудовой деятельностью, приносящей заработок или трудовой доход1.

Проблемы социальной реабилитации лиц без определенного места жительства требуют систематических исследований в силу недостаточной изученности и в силу возрастающей практической потреб-ности2.

Анализ социологических исследований показал, что изучение социальных проблем лиц бомж осуществляется постоянно и последовательно. Например, В. Н. Архангельский, Г. М. Иващенко, С. М. Бели-чева, К. Ю. Добрина, В. Ю. Меновщикова, В. В. Терехина, Б. Ю. Шапиро изучают вопросы, связанные с социальной реабилитацией беспризорных и безнадзорных детей. Эти работы представляют значительный интерес для специалистов, занимающихся исследованием девиаций, так как беспризорные дети в будущем могут пополнить «ар-

№ 5 (23) МАЙ 2012

т

мию взрослых лиц без определенного места жительства и занятий»3.

Социологи (Р. Мертон, Т. Шибутани, Е. Максимов), рассматривают маргиналь-ность как статусно-ролевой конфликт в поведении человека, находящегося на границе двух разных культур, образов жизни и стандартов поведения4.

Бездомность рассматривается и с точки зрения нищенства и мер борьбы с ним: И. Мещанинов, А. Герцензон5.

Лиц без определенного места жительства можно разделить на так называемых «коренных» и «иногородних». «Коренные» живут на чердаках, в подвалах, в квартирах заброшенных домов, под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах. Место «иногородних» — в основном вокзалы и прилегающие к ним территории. Весь образ жизни «бомжей» направлен на борьбу за существование. Им приходится постоянно «отвоевывать» «теплое» место или «прибыльный» пятачок возле рынков, вокзалов, бороться за пищу, алкоголь и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят6. Источниками существования для представителей этой категории являются: утильсырье, вещи и продукты, которые они находит на свалках и в мусорных контейнерах, милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, уборка территорий, мытье вагонов в отстойниках и т. п.). Следует иметь в виду, что более 90 % из них — трудоспособны7.

Увеличение числа лиц без определенного места жительства в мирное время, при отсутствии войн и стихийных бедствий, является признаком социального неблагополучия, которое представляет собой серьезную социально-экономическую проблему. Официальная статистика количества российских бездомных очень приблизительна, что обусловлено сложностью объекта изучения, невозможностью подсчитать и однозначно оценить это явление со стороны различных организаций и ведомств. Благо-

творительные организации фиксируют количество лиц без определенного места жительства, обратившихся к ним за помощью, правоохранительные органы — число задержанных.

По данным международной благотворительной организации «Врачи без границ», душевнобольные среди бездомных составляют примерно 12 %, еще 24 % бомжей «ненормальные» с общепринятой точки зрения, так как сознательно выбрали себе такой странный и явно некомфортный образ жизни. К типичным заболеваниям бомжей относятся: туберкулез, педикулез, дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и другие заразные заболевания. Зонами риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом, вокзалы, рынки, общественный транспорт и т. п. Города являются для бомжей пространством жизнедея-тельности8.

Для организации эффективной региональной социальной реабилитации лиц без определенного места жительства требуется создание социальной инфраструктуры, а именно — системы, обеспечивающей разрешение социальных проблем вышеназванных граждан.

Система социальной реабилитации лиц без определенного места жительства включает органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, службы занятости и другие органы и организации.

Управление системой социальной реабилитации лиц бомж осуществляется органами исполнительной власти Забайкальского края в соответствии с их полномочиями.

В целях координации деятельности органов и организаций, входящих в систему социальной реабилитации, могут образовываться соответствующие координационные и совещательные органы.

Участие в социально-реабилитационных процедурах других органов и организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Увеличение числа лиц без определенного места жительства в мирное время, при отсутствии войн и стихийных бедствий, является признаком социального неблагополучия, которое представляет собой серьезную социально-экономическую проблему.

Индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается государственным учреждением социального обслуживания, осуществляющим функции по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, и включает:

1) перечень реабилитационных мероприятий и предоставляемых в соответствии с индивидуальной нуждаемостью государственных услуг с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей;

2) порядок и сроки собственных действий граждан, направленных на исполнение данной программы.

Индивидуальная программа социальной реабилитации подлежит согласованию с лицом, для которого она предназначена и за которым сохраняется право согласия и отказа от исполнения того или иного вида мероприятий и государственных услуг, а также от реализации программы в целом9.

Индивидуальная программа социальной реабилитации лиц без определенного места жительства носит рекомендательный характер для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, входящих в систему их социальной реабилитации.

Координацию деятельности и оказание необходимого содействия лицам без определенного места жительства на территории края осуществляет исполнительный орган государственной власти, уполномоченный Правительством Забайкальского края, в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Одним из основных направлений развития системы социальной реабилитации в Забайкальском крае является развитие сети учреждений и достаточного перечня услуг. Обратившись в социальное учреждение, человек получает медицинский полис и должен пройти обследование в поликлинике. После этого он в течение месяца может бесплатно находиться в приюте — ночевать, питаться, мыться, работать в мебельной ма-

Города являются для бомжей пространством жизнедеятельности.

стерской или на подсобном хозяйстве, получить социально-правовые консультации по жилищным вопросам. Через месяц человек лишается права находиться в приюте бесплатно, но при оплате 53 руб. за сутки он может продлить свое пребывание в учреждении. - В 2010 г. курс реабилитации в Социальном приюте города Читы прошли 490 человек, из них 318 лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы — 97 человек. В том числе: направлено в стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты) — 66 человек, трудоустроено, в том числе временно трудоустроено — 71 человек.

Базовой задачей Социального приюта является социальная реабилитация лиц без определенного места жительства, в том числе лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, нуждающихся в социальной помощи, трудоустройстве, пенсионном и медицинском обеспечении. Стационарное отделение учреждения (рассчитанное на 100 мест) обеспечивает временное (сроком до 6 месяцев) проживание лиц, утративших родственные связи, социальную ориентацию и попавших в экстремальную ситуацию, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Отделение ночного пребывания (на 25 мест) обеспечивает прием на ночлег совершеннолетних лиц без определенного места жительства и занятий, граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц, попавших в экстремальные условия (сроком до 30 дней в году). Около 20 % клиентов Социального приюта имеют тягу к бродяжничеству. Они приходят в учреждение, приводят себя в порядок, а затем возвращаются на улицу.

В соответствии с государственными нормами (№ 52143-2003) клиентам учреждения оказываются следующие услуги: содействие в восстановлении утраченных документов, освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, юридическая и психологическая помощь, оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, социально-трудовая реабилитация, помощь в устройстве на работу,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

содействие в направлении в стационарные учреждения, оформление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Как показал анализ документов, на территории Забайкальского края, начиная с 2005 г., предпринимаются попытки разработки нормативно-правовой базы, регулирующей организацию работы служб социальной реабилитации лиц бомж.

В частности, в 2006 г. было принято решение «О разработке областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства, средств к существованию и занятий на 2007-2010 годы"». Цель предлагаемой программы: восстановление способностей совершеннолетних бездомных к существованию и участию в общественной деятельности. В качестве основных задач программы предлагались следующие: совершенствование процесса оказания социальных услуг лицам «бомж»; организация системы служб социальной реабилитации лиц «бомж»; ресурсное обеспечение и администрирование процесса оказания услуг лицам «бомж».

Программа должна была реализовы-ваться в два этапа, первый — 2007-2008 гг., второй — 2009-2010 гг. На выполнение программы требовалось финансирование 32 130,7 тыс. руб. (7 728,0 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета; 21 576,3 тыс. руб. за счет средств областного бюджета; 2 826,4 тыс. руб. за счет внебюджетных средств), но финансирование мероприятий программы не осуществлялось.

В октябре 2011 г. Правительство Забайкальского края, приняв решение «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства на 2012-2015 годы"», возобновляет работу по созданию системы социальной реабилитации лиц «бомж». Значительный объем необходимых финансовых средств, трудозатрат, высокая социальная значимость проблемы определили необходимость применения программно-целевого метода. Цель программы — восстановление способности лиц без определенного

места жительства к общественно-полезной деятельности.

Основными направлениями социальной реабилитации лиц «бомж» могут стать:

1. Организационное обеспечение социальной реабилитации, в том числе: проведение подготовки и повышение квалификации специалистов, участвующих в процессе социальной реабилитации и адаптации.

2. Развитие сети социальных институтов и структур, способствующих реабилитации, в том числе:

— создание отделения социально-трудовой реабилитации на базе Социального приюта в городе Чите;

— создание специализированного учреждения, имеющего в своем составе: социальное общежитие для постоянного и временного проживания бездомных; социальную гостиницу для временного проживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: освободившихся из мест лишения свободы; постоянно проживающих в других регионах, утративших документы и временно (транзитом) находящихся в Забайкальском крае; а также места компактного проживания (поселения) лиц бомж.

3. В целях организации социально-реабилитационных мероприятий возможна организация мест компактного проживания лиц без определенного места жительства, на территории которых могут создаваться специализированные государственные учреждения социального обслуживания либо их обособленные специализированные подразделения для данной категории лиц.

Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края для лиц без определенного места жительства в пределах своей компетенции:

1) организует и обеспечивает деятельность государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих в установленном порядке социально-реабилитационные услуги;

2) создает условия для внедрения в деятельность организаций системы реабилитации современных методик и технологий социальной реабилитации;

3) организует работу по ведению банка данных всех категорий бездомных в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края;

4) организует оказание медицинской помощи на территории Забайкальского края в соответствии с федеральным законодательством и законодательством края;

5) содействует трудовому устройству и занятости;

6) содействует профессиональному обучению и переобучению лиц «бомж» при наличии соответствующей программы Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края.

Автор считает, что изученная программа и ее выполнение позволит уменьшить остроту социальных проблем лиц без определенного места жительства, а также увеличить количество социально реабилитированных лиц данной категории.

Государственными заказчиками программы должны быть Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Таким образом, социальная реабилитация лиц без определенного места житель-

ства в региональных учреждениях осуществляется в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации, включающими мероприятия по предоставлению временного приюта; социального обслуживания; восстановлению документов, удостоверяющих личность; оказанию социально-психологической помощи; охране здоровья и медицинскому обеспечению; возможному решению вопросов трудоустройства; жилищного и пенсионного обеспечения; оказанию юридической помощи и другие мероприятия, необходимые для преодоления трудной жизненной ситуации.

Итак, автор считает, что предлагаемая программа и ее выполнение позволит привлечь целевое финансирование и рационально его использовать; уменьшить остроту социальных проблем лиц без определенного места жительства, что в конечном итоге позволит увеличить количество социально реабилитированных лиц данной категории. ^

1. Чеха В. А. Кого считать бездомными // Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 2. С. 73-75.

2. Логунова Е. Г. К вопросу о двух концепциях феномена милосердия // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 3 (21) март. С. 21-24.

3. Лиходей О. А. Решение проблем бездомности силами государства // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 42-55.

4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: Хранитель, 2006. С. 220-232.

5. Мещанинов И. О нищенстве в России и способах борьбы с этим явлением. — М.: Сварог-НВФ СПТ, 1995. С. 52-68.

6. Завьялов Ф. Н. Уровень и образ жизни бомжей // Социс. 2009. № 2. С. 78.

7. Полюшкевич О. А. «Свои» и «чужие»: социокультурные маркеры // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 5 (13) май. С. 84-89.

8. Молчанов А. А. Бездомность в России: комплексный анализ и технологии профилактики // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 4. С. 43-52.

9. Петрова А. А. Подростки как социальная группа. Феномен пассивного потребителя в подростковой среде // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 9 (17) ноябрь. С. 163-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.