Научная статья на тему 'Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями'

Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4623
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL PREVENTIVE MAINTENANCE / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PRIMARY PREVENTIVE MAINTENANCE / ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SECONDARY PREVENTIVE MAINTENANCE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / MINOR OFFENDERS / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / TECHNOLOGY OF THE SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Любовь Леонидовна, Вечканова Ольга Федоровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних. Она представляет собой комплекс конкретных социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества, вплоть до полного искоренения.The article is dedicated to the actual problem, social preventive maintenance of minor offenders. The article present complex of specific social measures, realized for the purpose of prevention and reduction of wrong up to its total extirpation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романова Любовь Леонидовна, Вечканова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 304.2

Л.Л. Романова, О.Ф. Вечканова

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме -социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних. Она представляет собой комплекс конкретных социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества, вплоть до полного искоренения.

Ключевые слова: Социальная профилактика, первичная профилактика, вторичная профилактика, несовершеннолетние правонарушители, технология социальной работы.

SOCIAL PREVENTION AS TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK WITH MINOR OFFENDERS

The article is dedicated to the actual problem, social preventive maintenance of minor offenders. The article present complex of specific social measures, realized for the purpose of prevention and reduction of wrong up to its total extirpation.

Key words: social preventive maintenance, primary preventive maintenance, secondary preventive maintenance, minor offenders, technology of the social work.

В социальной профилактике нуждается все население, но в особенности люди, входящие в группы повышенного риска, - малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и др. Подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в сфере профилактики, должны опираться на положительный потенциал, заложенный в различных представителях названных групп населения.

Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни - тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.

Социальная профилактика - сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата [1, с. 28].

Термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные

нежелательные последствия. Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой комплекс конкретных социальных мер - экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

Система мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся.

Социальная профилактика правонарушений отличается весьма существенными особенностями. Наличие их определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей [1, с. 132].

Наиболее перспективной применительно к социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних и практически значимой представляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими, определять последовательность их реализации, характеризовать всю систему социальной профилактики через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она позволяет правильнее определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

В социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних можно выделить:

1) первичную профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;

2) вторичную профилактику, устанавливающую обстоятельства, уже повлекшие совершение конкретных правонарушений несовершеннолетними;

3) третичную профилактику, направленную на предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях осуществляется целенаправленная работа по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышение эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями несовершеннолетних [3, с. 65].

Первичная профилактика определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми.

При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, поскольку для этого остается определенный резерв времени.

Первичную профилактику можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и соответствующими организациями, с целью:

1) оздоровления условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечения и установления действий источников антиобщественного влияния;

3) воздействия на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении - таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам [3, с. 69].

Основные направления первичной профилактики:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов подростков. Предмет профилактики здесь - окружающая несовершеннолетнего семейно-бытовая и трудовая (учебная) среда, среда досуга, а содержание составляют меры, направленные на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат); на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития несовершеннолетнего (ограничение пребывания в вечернее время в общественных местах, запрет продажи несовершеннолетним табачных изделий и спиртных напитков и т.д.); на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних; на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков.

2. Выявление и устранение, а также нейтрализация источников отрицательных влияний на подростков, которые могут сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. Данное направление предполагает применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям; изъятие несовершеннолетнего из отрицательно воздействующей на него обстановки; применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство и иную антиобщественную деятельность.

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на несовершеннолетнего с социально отклоняющимся поведением.

4. Применение конкретных мер по организации контроля за поведением несовершеннолетнего и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя).

Меры первичной профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т.д.).

Вторичная профилактика заключается в установлении обстоятельств, уже повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними, с тем, чтобы исключить возможность

совершения преступлений как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.

Направления вторичной профилактики: своевременное пресечение противоправной деятельности и недопущение возможности ее продолжения, выбор правильных мер пресечения; обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних; применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей; принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей; устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и непроцессуальных средств [4, с. 151].

Третичная профилактика направлена на борьбу с повторными правонарушениями несовершеннолетних. она включает меры:

1) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей;

2) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения.

На этом уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.

Среди субъектов, осуществляющих социальную профилактику правонарушений несовершеннолетних, можно выделить:

1) органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией их деятельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники-распределители, воспитательно-трудовые колонии);

2) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступностью. Для них характерно существование специализированных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

3) органы, которые выполняют профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации) [5, с. 53].

Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних является разработка комплексных планов по ее проведению. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями «усилия государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы», определяются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи, определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты.

Таким образом, социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних - важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи.

Меры социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних должны быть направлены не на то, чтобы дождаться момента, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступления, а на то, чтобы уберечь их от начальной стадии, предупредив тем самым совершение преступления.

1. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / под ред. А.С. Бланкова, И.А. Бурмистрова. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. - 177 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Принят Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. - Режим доступа: http://www.internet-law.ru/law/ kodeks/ ck.htm.

3. Дмитриев, М.Г. Типологические особенности характера у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы VI Международной научн.-практ. конф. «Диалог культур - 2009: поиск общих целей и ценностей». - СПб.: СПбАУиЭ, 2009. - С. 38-40 (в соавт., неразделенное).

4. Богза, Л.П., Власова, Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2003. - № 3. - С. 66-70.

5. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.