Научная статья на тему 'Социальная природа фотографии'

Социальная природа фотографии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1931
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
“PERSON EXAMINING" / PHOTOGRAPH / COMMUNICATION / SUBJECT / OBJECT / I-MIRRORED / INTERNAL DIALOGUE / SOCIAL FACT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Светлана Алексеевна

Представлена проекция субъект-объектных отношений в акте фотокоммуникации. Реконструирован процесс взаимодействия субъекта фотографирования, объекта фотографирования и «Рассматривающего» фотоснимки. Рассмотрена презентация фотографии как социального факта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NATURE OF PHOTOGRAPH

The projection of subject and object relations in the act of photo communication is presented. The process of interaction of the subject photograph, the object of photograph and the “person examining" the photographs is reconstructed. The presentation of photographs as a social fact Is considered.

Текст научной работы на тему «Социальная природа фотографии»

УДК 101.8 : 316.4:77 Афанасьева Светлана Алексеевна

аспирантка кафедры философии Донского государственного технического университета тел.: (908) 507-59-87

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ФОТОГРАФИИ

Afanasyeva Svetlana Alexeevna

post-graduate student of the chair of philosophy, Don State Technical University tel.: (908) 507-59-87

SOCIAL NATURE OF PHOTOGRAPH

Аннотация:

Представлена проекция субъект-объектных отношений в акте фотокоммуникации. Реконструирован процесс взаимодействия субъекта фотографирования, объекта фотографирования и «Рассматривающего» фотоснимки. Рассмотрена презентация фотографии как социального факта.

Ключевые слова:

фотография, коммуникация, субъект, объект, «Рассматривающий», зеркальное Я, внутренний диалог, социальный факт.

The summary:

The projection of subject and object relations in the act of photo communication is presented. The process of interaction of the subject photograph, the object of photograph and the “person examining" the photographs is reconstructed. The presentation of photographs as a social fact Is considered.

Keywords:

photograph, communication, subject, object, “person examining", I-mirrored, internal dialogue, social fact.

В современном мире фотография выступает одним из вариантов огромного числа восприятий повседневной жизни, в этом феномене отображаются социально значимые реальности. Интерес к фотографии - это как раз интерес к повседневной жизни обыкновенного человека, интерес к коммуникативным особенностям фотографии, к ее социальной природе.

«Раздробленный на фрагменты мир уже является фотографичным по своей сути, ибо фрагмент реальности идентично совпадает с его копией в виде фотографического кадра. Он провоцирует на его запечатление, и фотографу остается только вовремя разглядеть и поймать заданную окружающим пространством головоломку» [1, с. 394]. По мнению З. Баумана, современный постмодернистский мир «превратился в склад потенциально интересных объектов, и задача заключается в том, чтобы выжать из них как можно больше занимательного» [2, с. 189-190].

Каждый может взять в руки фотоаппарат и сделать снимок, занять место перед объективом и получить фотоснимок с самого себя, ну и, безусловно, каждый из нас является созерцателем получившихся фотографий. Внешняя незамысловатость действий в процессе фотографирования скрывает под собой сложные, многоаспектные отношения субъектов фотокоммуникации. В связи с этим актуальным представляется анализ отношений фотографа, фотографирующегося и рассматривающего фотоснимки, а также факт социального использования фотографий.

В контексте нашего исследования нас интересует многоаспектность субъект-объектного взаимодействия участников акта фотографирования и процесса рассматривания фотоснимков, их взаимовлияние. Это проблема анализируется нами в рамках коммуникативного взаимодействия акторов коммуникации.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ в. и весьма быстро, наряду с его общенаучным значением (как средство связи любых объектов), приобрел социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая ему возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.

Понятие коммуникации тесно связано с понятием общения, однако между ними существуют некоторые различия. Именно такую точку зрения высказывает отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что их различие состоит, по крайней мере, в двух главных отношениях: а) общение имеет и практический, и материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений; б) они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем [3]. Мы принимаем коммуникацию как базовое понятие в русле нашего исследования.

Социальная коммуникация в наши дни основана на отношениях человека со средствами массовой коммуникации (масс-медиа). К средствам массовой коммуникации смело может быть отнесена и фотография.

Созданию фотографии предшествует акт фотографирования. Анализ акта фотографирования не является предметом нашего анализа, однако в процессе фотографирования складываются опре-

- 5G -

деленные отношения между фотографом и объектом фотографирования, которые могут быть «декодированы» «Рассматривающим» фотоснимки. Поэтому, нами будут рассмотрены процессы взаимодействия и взаимовлияния субъекта и объекта фотографирования, которые реализуются в самом акте фотографирования, являющиеся также актом коммуникации. Помимо этого нас интересует и проблема восприятия, рассматривания фотографии другими: как запечатленные в фотографии взаимодействия фотографа и фотографируемого воспринимаются рассматривающими - человеком или группой. В целом процесс фотографирования, или же опосредованный процесс коммуникации, подразумевает под собой некое социальное действие между субъектами и объектами познания.

Субъект познания может быть определен, как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объяснение причин и характера отношений субъекта и объекта познания претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт) до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Классический подход к пониманию субъекта и объекта постулирует субъект-объектные взаимодействия как дистанцирование познающего субъекта от объекта познания, в нашем случае - субъекта фотографирования от объекта фотографирования. Неклассическая рациональность предлагает следующий путь: познающий субъект находится внутри социального мира, он понимает действия других людей, переживает и сопереживает им, тем самым преодолевает собственный субъективизм, поскольку входит в положение других людей, знает, как ведет себя абстрактный среднестатистический индивид. Именно с таких позиций исходил М. Вебер. А объект превращается в субъекта, наделяясь его активностью [4].

Поэтому, исходя из существующих типов субъект-объектной связи, доминирующими в рамках акта коммуникации, следует признать связь взаимопроникновения субъекта и объекта, раскрываемую посредством категорий опредмечивания и распредмечивания. Под опредмечиванием философия понимает осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия. И, наоборот, под распредмечиванием понимается обратный переход свойств объекта в свойства использующего его субъекта действия [5]. В процессе взаимодействия объекта и субъекта фотографирования, и тот и другой наделены активностью, которая от фотографа передается фотографируемому и обратно. Так, в соответствии с данным типом субъект-объектной связи мы можем считать фотографируемого активным объектом деятельности фотографа, что позволяет нам говорить уже о другом типе связи - субъект-субъектной.

Здесь целесообразно процитировать П. Бурдье, который прямо указывал на следующую необходимость: «необходимо помнить, что вопреки механистическим взглядам на действие, социальные агенты конструируют социальную реальность не только индивидуально, но и коллективно...» [6, с. 89].

Это положение взято нами как одно и теоретико-методологических основ фотографического акта с участием субъекта и объекта взаимодействия. Акт фотографирования будет рассмотрен как коммуникативный акт активного взаимодействия, где социальная реальность конструируется коллективно.

Одним из первых модель субъект-объектного взаимодействия в процессе фотокоммуникации, анализирует Р. Барт. Данная модель предполагает наличие помимо субъекта и объекта фотографического акта, еще и «Рассматривающего» снимки. Такая модель представляется нам наиболее полной и будет взята нами за основу.

Фотографический опыт, по Р. Барту складывается из активностей разных субъектов: снимающего (Operator) - субъект, снимающегося (Spectrum) - объект, и «Рассматривающего» снимки (Spectator) [7, с. 19]. Они с разной успешностью вовлекаются в коммуникацию. Коммуникация разворачивается в оптически проницаемом пространстве, люди открыты взглядам друг друга. Но фотографический взгляд - нечто иное, чем приближение удаленного объекта. Человек (как Operator) смотрит на другого через видоискатель. Фотография отражает не «жизнь как она есть сама по себе», но систему соглашений между снимающим (Operator), снимающимся (Spectrum), и рассматривающим снимки (Spectator). Нами будут рассматриваться в большей степени отношения профессионального фотографа и клиента, фотографирующегося.

Характеризуя снимающего (Operator) - субъекта фотографического акта, следует выявить причину его активности. Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности -особое состояние субъекта, вызванное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Особо значимы высшие потребности человека - потребности в самоактуализации (по терминологии А. Маслоу). Следствием формирования потребностей становится становление субъектности.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости от своего социального положения. Социальное положение наряду с индивидуальными качествами субъекта определяет его уровень притязаний, то есть сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориен-

тации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Фотографируя, люди реализуют свое стремление к контролю над ситуацией через ее стандартизацию, производят рубрикацию событий, выстраивают их иерархию. Фотографирование людей предполагает эксплуатацию их облика. Фотограф видит и фиксирует свою модель в том виде, в каком модель никогда не имеет возможности увидеть себя. Он способен узнать про нее то, что не дано знать модели. Снимок превращает человека в своего рода предмет, дает возможность символического обладания им.

Таким образом, фотография - это своего рода отпечаток ценностных ориентаций, потребностей, притязаний самого фотографа. Фотографии творческого порядка в большей степени, нежели фотографии коммерческие, предполагают отражение творческих потенций фотографа, его системы ценностей. В акте фотографирования усматривается стремление фотографа к обладанию обликом клиента, к контролю за ситуацией.

Фотографирующийся перед объективом реализует несколько потребностей: быть увиденным фотографом, другими «Рассматривающими» снимок, и желание увидеть себя глазами фотографа.

Потребность быть увиденным фотографом реализуется в процессе фотографирования, «модель» предлагает увидеть фотографу себя такой, какой бы ей хотелось предстать перед другими «Рассматривающими» будущие фотографии. Здесь важную роль играют притязания, потребности в реализации самой «модели».

Потребность в познании себя реализуется при рассматривании полученного фотоснимка, фотография для «снимающегося» играет практически ту же роль, что и зеркало. Фотография, как и зеркало, служит для фотографирующего основанием для развития психопрактик, необходимых для идентификации человека с другими людьми, развивает навыки не только видения, но и умения быть видимым, играет важную роль в развитии экспрессивных порядков. Фотография способна не просто обслуживать коммуникацию, она способна активно вмешиваться, менять форму и содержание последней. Зеркало, как и фотография, «убедительно без всяких слов сообщает человеку о фактичности его социальных качеств уже через фактичность своего отражающего качества (маленькое оно, мутное и кривое, или -во весь рост или стену)» [8, с. 268].

В зеркало смотрят не только для того, чтобы понять свое «Я», но для того, чтобы сделать реальным тот образ, который другие желают увидеть [9]. Фотографии чаще всего рассматривается в ситуациях социального предъявления себя другим. В этом плане реализуется еще одна потребность -быть сфотографированным с целью демонстрации своего образа другим. Этот фотообраз, срежиссированный и фотографом и фотографирующимся, может быть представлен как некий социальный спектакль. Ирвин Гофман пишет, что любой социальный спектакль, разыгрываемый индивидом, берет свое начало в его жизненных мирах - тех социальных группах, институтах, общностях, с которыми он связан [10]. В процессе разыгрывания спектакля, в нашем случае фотографирования и предъявления фотографии другим, человек использует некоторые знаки, с целью эффективной самопрезентации.

Знаки, которые индивид использует для саморепрезентации, самоотнесения к референтной группе, социальной символизации, являются порождением культуры общества. К такого рода знакам могут быть отнесены фон, статусные вещи и предметы, известные люди, которые отражены в фотографии вместе с самим фотографируемым, впрочем, и сама по себе фотография считается таким знаком. Фотография используется индивидом с целью удовлетворения потребности в информации для ориентировки в социуме, потребности в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. Таким образом, фотография выполняет социализирующую функцию.

Как отмечает С. Мельшиор-Бонне, потребность обладать своим изображением становится все острее, право на обладание своим портретом будет внесено в качестве одного из пунктов в список прав человека. Триумф фотографии завершит процесс «демократизации нарциссизма» [11].

Анализируя процесс фотокоммуникации, мы причисляем сюда и сам процесс рассматривания своего фотоснимка. «Рассматривающий» фотографию, или же субъект рассматривания, вступает в коммуникацию с образом реальности исторической действительности, со «следом» взаимоотношений фотографа и фотографирующегося. Е. Петровская отмечает, что «изображение существует, поскольку в нем намечен путь для зрителя, поскольку зритель как необходимый соучастник конституирует его» [12, с. 14].

Рассматривая свое изображение на фотографии, человек вступает во внутренний диалог с «Другим». «Другой» представляет собой «внутренний социум» индивида. «Другой» есть условие для самоопределения «Я». «Другой» переносит, проектирует систему взаимосвязей во внутреннее пространство «Я». Внутренний диалог является, таким образом, механизмом рефлексии; и собственно рефлексия, требующая от субъекта объективации, анализа и «возвратности», диалогична. Внутренний диалог выполняет в рефлексивном процессе своеобразную роль дирижера, чтобы упорядочить взаимодействия с другими и миром, чтобы выстроить непрерывную личность, которая и способна на самоактуализацию. Рассматривая собственную фотографию, человек вступает в отношения не самим собой, с «Я», а через «Другого». Через «Другого» человек находит свою целостность. [13].

Итак, фотокоммуникация, как мы выяснили, явление сложное и многогранное. С одной стороны, наблюдаются определенные субъект-объектные взаимоотношения фотографа и фотографируемого в процессе самого акта фотографирования, который опосредованно является актом коммуникации. Фотограф на основе собственных убеждений, потребностей в самоактуализации, системы ценностей, принятой в данном обществе, конструирует фотоизображение. Фотографирующийся на основе интереса, собственной активности выступает перед объективом таковым, каким он хочет быть увиденным другими.

С другой стороны, на основе социального взаимодействия субъекта и объекта фотографирования конструируется фотоизображение, которое в контексте практик коммуникации будет прочитано «Рассматривающими» снимок, то есть «Другими». «Рассматривающий» изображение вступает в контакт с фотографией, конструирует внутреннее «Я» через «Другого», в роли которого выступает система ценностей, потребностей, норм.

Нас интересует не только фотография, взаимодействие субъектов и объектов фотокоммуникации, но и ее презентация как социального факта, социальный смысл возникающих в культуре фотографических изображений и их дальнейшее влияние на общество.

Классическая наука рассматривает объективность как соответствие фактам. В качестве исходного пункта своей методологической программы Э. Дюркгейм выдвинул именно принцип объективности, обосновав реальное существование не только природных, вещественных, но и социальных фактов. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним [14]. Социальная реальность включает в себя ценности, правила и нормы, которые существуют независимо от отдельных индивидов и оказывают принудительное воздействие на них как внешняя реальность. Под социальными фактами Дюркгейм понимал коллективные привычки, традиции, правила поведения, обряды, обычаи. Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Мы, в свою очередь, рассматриваем фотографии как факты социального порядка, которые в настоящее время окружают нас повсюду и существует вне зависимости от наших желаний, принуждая нас к определенным действиям и поступкам.

Фотография является социальным фактом по следующим причинам. Во-первых, фотография отражает установку определенной исторической эпохи, ценности определенного отрезка времени. Она отражает коллективные впечатления и общезначимые суждения (общественное мнение). Фотография конструирует образы реальности, являющиеся импульсом коллективного сознания. Коллективное сознание, по Э. Дюркгейму, представляет духовное единство общества. Оно не является простой суммой индивидуальных сознаний, оно существует независимо от воли человека, оказывает сильное влияние на индивидуальное сознание. Фотография связана не только с интерсубъективностью, но и с общезначимостью. В фотографии выражаются представления (знания) фотографа, его пристрастность, и, конечно, ценности, доминирующие в сознании коллективного субъекта.

Во-вторых, фотография, в свою очередь, сама оказывает влияние на коллективное сознание, на систему ценностей и мотивирует людей на определенное поведение и действие, формирует общественное мнение. Под общественным мнением понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности.

Существует огромное количество очень известных фотографий, которые повлекли за собой формирование общественного мнения и даже привели к определенным изменениям в обществе: принятию и упразднению законов. Яркий примером, подтверждающим эту мысль, является фотография мальчиков-шахтёров, работавших на одном из месторождений в Америке в 1910 г. Вскоре после того, как фотография стала доступна широкой общественности, детский труд в Америке отменили (1910).

Социальная природа фотографии выражается также и в ее функционировании. Фотография выполняет функции социального контроля, социальной интеграции, социализации, манипуляции массовым сознанием, выступает средством формирования социальной идентичности, имеет инновационные характеристики. Фотография является не только отражением реальности, но и ее конструктом.

Социальная природа фотографии раскрывается в анализе субъект-объектных отношений, складывающихся в процессе акта фотокоммуникации, а также в презентации фотографии как социального факта. Превращение субъект-объектных отношений в субъект-субъектные в процессе фотографирования происходит на основе активности фотографирующегося. Рассматривающий выступает в качестве субъекта рассматривания, коммуницируя с образом социальной реальности, с ее отображением в фотографии. Рассматривание, анализ, «прочтение» фотоизображений происходят на основе ценностей, установок исторической эпохи. Рассматривающий свое изображение вступает в контакт с фотографией, конструирует внутреннее «Я» через «Другого», в роли которого выступает социум. Таким образом, субъект выступает и в роли познающего социальную реальность и в роли актора коммуникации.

Ссылки:

1. Панченко А.М. Феномен фотографии: функции фотографических образов в современной культуре // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2008.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.

3. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъект-ных отношений. М., 1988.

4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

5. Момджян К. Введение в социальную философию: учеб. пособие. М., 1997.

6. Bourdieu P., Wacquant L. An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago: Un-ty of Chicago Press, 1992.

7. Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры. М., 2003.

8. Мельшиор-Бонне С. История зеркала. М., 2005.

9. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994.

10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

11. Мельшиор-Бонне С. Указ. соч.

12. Петровская Е.В. Антифотография. М., 2003.

13. Мамонова В.А. Внутренний диалог в полночь экзистенции. Теоретический журнал CREDO NEW. URL: http://credonew.ru/content/view/983/65/

14. Дюркгейм Э. Метод социологии // О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

References (transliterated):

1. Panchenko A.M. Fenomen fotografii: funktsii foto-graficheskikh obrazov v sovremennoy kul'ture // Vtoroy Rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress s mezhdunarodnym uchastiem “Kul'turnoe mnogoobra-zie: ot proshlogo k budushchemu”: programma. Te-zisy dokladov i soobshcheniy. SPb., 2008.

2. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo. M., 2005.

3. Kagan M.S. Mir obshcheniya: problema

mezhsub"ektnykh otnosheniy. M., 1988.

4. Veber M. Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya. M., 1990.

5. Momdzhyan K. Vvedenie v sotsial'nuyu filosofiyu: ucheb. posobie. M., 1997.

6. Bourdieu P., Wacquant L. An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago: Un-ty of Chicago Press, 1992.

7. Bart R. Fotograficheskoe soobshchenie // Bart R. Sistema mody: stat'i po semiotike kul'tury. M., 2003.

8. Mel'shior-Bonne S. Istoriya zerkala. M., 2005.

9. Kuli C. Sotsial'naya samost' // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl': teksty. M., 1994.

10. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v pov-sednevnoy zhizni. M., 2000.

11. Mel'shior-Bonne S. Op. cit.

12. Petrovskaya E.V. Antifotografiya. M., 2003.

13. Mamonova V.A. Vnutrenniy dialog v polnoch' ekzist-entsii. Teoreticheskiy zhurnal CREDO NEW. URL: http://credonew.ru/content/view/983/65/

14. Dyurkgeym E. Metod sotsiologii // O razdelenii ob-shchestvennogo truda. Metod sotsiologii. M., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.