Научная статья на тему 'Социальная помощь терминальным больным как проявление гуманизма в общественной жизни'

Социальная помощь терминальным больным как проявление гуманизма в общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ТЕРМИНАЛЬНЫМ БОЛЬНЫМ / ГУМАНИЗМ / ТЕРМИНАЛЬНЫЙ БОЛЬНОЙ / SOCIAL HELP TO THE TERMINALLY DISEASED / HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипов Михаил Александрович

Рассматривается социально-философский аспект социальной помощи терминальным больным. Утверждается, что основанием данного явления общественной жизни является гуманизм. Говорится о том, в чем именно должен выражаться гуманизм по отношению к терминальным больным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the socially-philosophical aspect of social help to terminally diseased people as a display of humanism. The author claims that humanism is the main foundation of this phenomenon of social life. Means about humanism are described concerning the terminally diseased

Текст научной работы на тему «Социальная помощь терминальным больным как проявление гуманизма в общественной жизни»

№ 322

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май

2009

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 364.442:17.026.3

М.А. Антипов

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ТЕРМИНАЛЬНЫМ БОЛЬНЫМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГУМАНИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Рассматривается социально-философский аспект социальной помощи терминальным больным. Утверждается, что основанием данного явления общественной жизни является гуманизм. Говорится о том, в чем именно должен выражаться гуманизм по отношению к терминальным больным.

Ключевые слова: социальная помощь терминальным больным; гуманизм; терминальный больной.

В социально-философском плане под социальной помощью терминальным больным мы подразумеваем особое отношение общества к ним, основанное на всеобщем принципе гуманизма. Проблема заключается в том, какое отношение к терминальным больным может считаться социальной помощью, базирующейся на гуманистических основаниях. Двумя крайними полюсами этого отношения являются безразличие как игнорирование обществом проблем терминальных больных и милосердие как оказание поддержки умирающим. Нельзя определить точно, какое отношение можно расценивать как социальную помощь: в одних случаях, если человек не нуждается в поддержке общества и не хочет ее принимать, социальной помощью будет так называемое социальное равнодушие (например, оказывая человеку помощь, мы подчеркиваем его «особенность», отчужденность от системы социальных отношений); в других случаях, когда люди, находящиеся на терминальной стадии жизни, нуждаются в поддержке со стороны, социальной помощью будет проявление милосердия к ним, заключающееся в поддержке, облегчении страданий, сочувствии, сопереживании.

Таким образом, обществу нельзя «навязывать» себя терминальным больным. Причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что гуманизм в социальных отношениях проявляется, прежде всего, в признании каждого индивида свободным и несущим ответственность за свою судьбу. Именно такое отношение к человеку является, по его мнению, гуманистичным. Общество должно исходить из того, что терминальный больной обладает свободой: он сам выбирает, нужны ему поддержка и милосердие или не нужны, и если нужны, то в какой степени. Если исходить из феноменологической парадигмы рассмотрения социальной реальности, то каждый человек определяет гуманизм по-своему, т.к. каждый конструирует свой социальный мир, каждый наполняет известные ему понятия своим уникальным смыслом.

Гуманизм можно понимать двояко: как систему взглядов на человека и его место в мире, социальном и природном, и как определенный вид отношения общества к человеку, как практическое осуществление определенных взглядов. Фундаментом социальной помощи терминальным больным является именно практический гуманизм: можно сколько угодно рассуждать о величии человека или о человечности в социальных

отношениях, не предпринимая ничего для этого, а можно реализовать человечность и милосердие на практике, в реальной жизни. Способов практической реализации гуманизма множество, и одним из них является социальная помощь терминальным больным.

Каждый человек не выбирает то место и время, в котором ему приходится жить. Он, как говорят экзистенциалисты, «забрасывается» в этот мир, и жить ему приходится в той социальной среде, в которой он оказался. Среда, система противоречит уникальности человека, его свободе, пытается подчинить его себе, навязывает стереотипы, определенные правила поведения, заставляет его носить маски, «играть», в результате чего теряется естественность в отношениях. Люди превращаются в «автоматы», что хорошо обрисовано Альбером Камю в одном из его произведений. Описывая одно «примечательное семейство», он говорит о том, что каждый день они повторяют одни и те же действия, их поведение друг с другом манерно и лишено естественности, отец семейства к жене и детям обращается на «вы», в нем нет истинной человечности, для которой характерна эмоциональность, импульсивность, живость [1. С. 106]. Он ведет себя строго в соответствии с правилами приличия, диктуемыми обществом. Это ведет к ограничению его свободы.

Одним из таких правил приличия в современном обществе является замалчивание темы смерти. Разговоры о смерти тут же прекращаются, умирающим пациентам врачи и родственники до последнего момента не говорят правду о диагнозе. Еще один общественный стереотип: раковые больные заразны. Люди настолько быстро привыкают жить в соответствии со стереотипами, что не могут отделить истину ото лжи. Эти стереотипы относятся к бэконовским «идолам площади» [2. С. 17-19], возникающим из-за незнания людьми истинного значения слов. Так и слово «рак» порой незнакомо людям полностью, многие не имеют представления об этимологии этого заболевания, но все равно твердо уверены в «заразности» раковых больных.

Эти «ошибки познания» вызывают социальное отчуждение терминальных больных, лишая их самого главного - возможности находиться в обществе, изолируют их от социальной жизни, приводят к одиночеству терминальных больных и их близких. Именно в ситуации социальной изоляции, на мой взгляд, человек сталкивается с рядом переживаний экзистенциального ха-

рактера - переживания отчужденности, переживания заброшенности в мир, переживания холодности, враждебности и равнодушия общества по отношению к индивиду.

Отсюда следует, что важнейшим аспектом социальной помощи терминальным больным должно являться просвещение общества о терминальных заболеваниях для формирования адекватного их понимания и разрушения тем самым указанных выше «идолов познания». В этом процессе должно принимать участие не только государство, но и общественные организации. Таким образом, формирование в обществе положительного отношения к умирающим больным является опосредованной, но отнюдь не второстепенной формой социальной помощи терминальным больным.

Реальность же такова, что терминальные больные часто оказываются не среди людей, а среди «живых автоматов»: родственники ничего им не говорят об их диагнозе, лишь улыбаются, сдерживая слезы, и пытаются неумело поддержать, сказать: «все будет хорошо»; медсестры на все вопросы отвечают «спросите у врача», врач в силу специфики медицинской подготовки не может почувствовать, в чем нуждается умирающий: в сообщении истинного диагноза или в обнадеживающей лжи. Терминальный больной оказывается невольно зрителем спектакля, роли в котором играют родственники и медицинский персонал, а режиссером является общество с его стереотипами о неприемлемости разговоров о смерти и заразности раковых больных. Несмотря на то что терминальные больные как никто другие нуждаются в «диалоге», т.е. в открытом истинном общении, в поддержке, в искреннем проявлении сочувствия, очень часто в больницах они испытывают лишь холодность и неприступность больничного персонала.

Помимо этого жизнь терминального больного в традиционных медицинских учреждениях строго упорядочена больничным режимом: подъем во столько-то, завтрак, медицинские процедуры, прием обезболивающих средств, отдых и так далее, и так весь день, ночь, сутки; из суток складываются недели, а из недель месяцы, и заканчивается все то тем, что терминального больного выписывают домой, демонстрируя тем самым ему и его родственникам безнадежность его состояния.

Из больного таким образом пытаются сделать робота, живущего по расписанию: я говорю о так называемом «обезболивании по часам». Человек не машина, запрограммированная на то, чтобы в определенные часы испытывать болевые симптомы, а в определенные часы не испытывать, он живой, а значить боль, как и другие симптомы ракового заболевания, может возникнуть и исчезнуть, усилиться и ослабнуть в любой момент. Поэтому естественным в отношении терминальных больных является «обезболивание по потребности».

Я бы назвал такое отношение к терминальному больному автоматизмом; причина этого в том, что автоматизм преобладает в социальных отношениях в современном обществе. Причина этого заключается в диспропорциональном общественном развитии: бурный материально-технологический прогресс без соответствующего духовного развития человечества. А это отражается на терминальных больных, усугубляя их положение.

Проявлением человечности в отношении к терминальным больным является естественность в общении с ними, сообщение правды, если они в этом нуждаются и готовы к принятию этой информации, отсутствие строгих режимных предписаний. Уже такое отношение к умирающему является, на мой взгляд, своего рода помощью общества терминальному больному.

Социальная помощь терминальным больным как особое отношение общества к ним должна быть строго индивидуализирована. Нельзя определить, что является социальной помощью для всех, что в отношении всех терминальных больных будет гуманизмом, а что - антигуманизмом. Например, что выражается в сообщении терминальному больному правды о его диагнозе: гуманизм или антигуманизм? В традиционной радикальной медицине раньше считалось, что гуманным является сокрытие правды. Сейчас господствует точка зрения, гласящая, что правду о диагнозе сообщать необходимо, и это будет гуманным отношением к умирающему. Какая же из них наиболее верная? Для поиска разрешения данной дилеммы, по моему мнению, нужно вновь вернуться к экзистенциально-гуманистической интерпретации человека, т.е. признания его свободным существом, несущим ответственность за свое существование. В таком случае гуманистичной является следующая норма: сообщение терминальному больному правды о его диагнозе, только если он хочет это узнать и если он к этому готов.

Данный пример подтверждает необходимость индивидуализации социальной помощи терминальным больным. Также под индивидуализацией подразумевается создание терминальному больному таких условий, с учетом его уникальных потребностей и интересов, проблем и нужд, в которых он смог бы, насколько это возможно, сам находить средства для оказания самопомощи. Такая социальная атмосфера позволит терминальному больному быть максимально свободным в череде своих повседневных решений, выборов среди множества возможных путей существования и само-осуществления.

Таким образом, оказывая социальную помощь такой категории, как терминальные больные, общество показывает свое гуманистичное отношение к каждому члену общества. Социальная помощь терминальным больным как отношение общества к данной категории является существенной характеристикой социальной жизни в целом. Ведь социальная жизнь это не только жизнь здоровых, обеспеченных и счастливых людей. Это и жизнь обездоленных, бедных и больных. Итак, можно сделать вывод о том, что фундаментальным всеобщим основанием социальной помощи терминальным больным является гуманизм, причем в отношении не только терминальных больных, а всех членов общества.

Даже будучи в терминальном состоянии человек может стремиться к деятельности и реализовывать себя в тех или иных сферах. И то, насколько он стремится к самоосуществлению, будет определять сохранение им человеческой сущности даже перед лицом смерти. Гуманизм по отношению к терминальному больному означает создание для него условий для деятельностной самореализации, предоставление всех необходимых ему ресурсов, предотвращение его от-

чуждения от социальной реальности. Все это будет способствовать сохранению терминальным больным со-бытия - участия в социальном бытии, бытии окружающих, бытии знакомых и незнакомых людей. Такое отношение к терминальным больным демонстрирует общественную сплоченность, внимание общества к каждому индивиду.

Поскольку в терминальной ситуации может оказаться каждый из членов общества, то отношение к умирающим в обществе является индикатором социальной солидарности.

Однако, говоря о гуманизме в отношении терминальных больных, нельзя игнорировать родственников терминальных больных и их близких людей. Это обусловлено тем, что любой человек страшится смерти своих близких, и смерть близкого человека вызывает у каждого страдания, чувство одиночества, растерянности, смятения. Как говорили экзистенциалисты, смерть близкого заставляет человека задуматься о своей собственной конечности, что также вызывает чувство страха и растерянности. То, что смерть близкого вызывает в человеке чувство одиночества, обусловлено стремлением каждого человека к общению и нахождению рядом с близкими людьми. Как писал Мартин Бубер, «нет «Я», есть лишь «Я-Ты» [3]. Человек, несмотря на свою уникальность и стремление к свободе, является человеком лишь в отношении с другими людьми.

В силу этого обстоятельства в социальной помощи нуждаются не только сами терминальные больные, но и их близкие. Близкие нуждаются в социальной помощи не только во время умирания терминального больного, но и после его смерти. Смерть близкого - это всегда горе, а «работа горя», согласно психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда, состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, уже утраченного объекта. По ее завершении «Я» может направлять свою психическую энергию на другие объекты. Но сделать это человеку в одиночку, без посторонней помощи порой очень сложно.

Все сказанное выше о гуманизме в отношении терминальных больных относится и к их родственникам: социальной помощью им будет не навязывание поддержки, а такое отношение со стороны общества, в ко-

тором они нуждаются. Насильно вмешиваясь в ситуацию горевания, можно не оказать помощь, а навредить. Поэтому гуманным будет такое отношение общества, в котором приоритетным являются потребности и желания конкретного индивида. Иначе гуманизм на практике легко может превратиться в антигуманизм.

Итак, социальная помощь, в том числе и социальная помощь терминальным больным, избавляет людей от страданий, а общество не бывает счастливо там, где большинство индивидов страдает. Социальная помощь нужна обществу, это средство сохранения социальной солидарности, а значит, и поддержания социальной стабильности. Ведь общество образуют индивиды, находящиеся в процессе взаимодействия. Именно они образуют социум, и в интересах самого социума обеспечить достойные условия существования каждому из индивидов. А это и есть ничто иное, как практическая реализация гуманизма. Реализовывая принципы гуманизма и социальной справедливости в социальной помощи терминальным больным, общество выражает свое гуманистичное и справедливое отношение ко всем членам общества, поскольку каждый может оказаться в ситуации терминального, т. е. неизлечимого заболевания.

Помогая умирающим достойно уйти из этой жизни, общество демонстрирует свою стабильность, свое внимание ко всем противоречиям и дефектам, возникающим в ходе социального функционирования и развития. Пусть умирающие активно не участвуют в социально значимой деятельности в силу состояния здоровья, но поддержать их на последнем отрезке их жизненного пути - это моральный долг общества, поскольку они на протяжении своей жизни, будучи социальными субъектами, сделали свой уникальный, неповторимый вклад в жизнь и развитие социума. В социальной помощи терминальным больным выражается принцип гуманизма, поскольку именно в ее цели реализуется отношение общества к человеку как свободной ценной уникальной личности. А в реализации такого отношения социума ко всем без исключения индивидам, его составляющим, проявляют себя еще два универсальных принципа организации социальной жизни: принцип социальной солидарности и принцип социальной справедливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камю А. Чума // Камю А. Чума. Посторонний. М., 2003. 333 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 1. 590 с.

3. Бубер М. Я и ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 464 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 19 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.