специалиста, а, следовательно, и образовательного процесса в вузе предполагает не только и не столько оценку знания системы психологических понятий, соответствия свойств его личности требованиям профессиональной деятельности, сколько оценку ее смысла для каждого студента.
С.А. Варламова-Дингман, К. Фоллс, Орегон, США
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В США НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ CASA
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечительства родителей, социальная помощь, общественные адвокаты
Keywords: children who have remained without guardianship of parents, the social help, public lawyers
Система социальной помощи детям, оставшимся без попечительства родителей, в США кардинально отличается от подобной системы в России. В США детских домов и приютов в понимании российской системы социальной помощи детям не существует в принципе. Все дети, которые забираются от родителей по тем или иным причинам или остаются сиротами и подпадают в юрисдикцию государства, помещаются в приемные семьи, названные Foster Families. Такой приемной семьей может стать любая американская супружеская пара в возрасте старше 18 лет, а верхней возрастной границы не существует. Для этого всем членам семьи необходимо пройти очень серьезную проверку на наличие криминальной истории, а также проверку для вовлечения в агентство помощи детям и подросткам (типа департамента по опеке и попечительству), то есть на отсутствие истории совершения неправоправных действий в отношении детей и подростков. И наконец, необходим сертификационный шестинедельный процесс, который включает в себя и подготовку к тому, чтобы стать приемными родителями.
Одной из американских структур помощи детям, оставшимся без попечения родителей временно или постоянно, проживающим в приемных семьях и находящимся в юрисдикции государства, является программа КАСА/CASA. Аббревиатура CASA расшифровывается как Court Appointed Special Advocates — назначенные судом общественные адвокаты. Все представители этой программы являются волонтерами, кроме сотрудников-организаторов (директора, координатора и секретаря), которые получают зарплату за свой труд. Программа является национальной, но финансирование ее осуществляется за счет пожертвований местных частных больших и малых компаний, частных лиц, а также за счет грантов. КАСА-волонтеры назначаются решением судьи и имеют доступ ко всем материалам дела. Они фактически являются «голосом» ребенка в суде: после изучения материалов делопроизводства, исследования и анализа всех обстоятельств, встреч со всеми взрослыми, вовлеченными в дело ребенка (родителями, приемными-фостерными родителями, представителями социальных служб, адвокатами родителей и ребенка, учителями), и непосредственно с ребенком они пишут специальные рекомендации для судьи, которые редактируются и заверяются координатором программы. Им рекомендуется встречаться с ребенком не менее одного раза в месяц.
Для того чтобы стать волонтером этой программы, необходимо заполнить подробную форму заявления, пройти подготовительный этап проверки на отсутствие криминальной истории (должно быть не более 3-х задержаний полицией), собеседование, очень похожее на интервью при приеме на работу, а кроме того, начальный интенсивный тренинг в течение 4-х дней, в общей сложности 32 часа.
Темы, обсуждаемые на тренинге:
• История возникновения программы КАСА в США.
• Принципы и концепции, по которым работают волонтеры программы.
• Введение в законодательную и судебную систему по защите детей и подростков.
• Развитие межкультурной компетентности.
• Семьи и их динамика (факторы риска и стресса в американских семьях; понимание межкультурных и классовых различий; влияние психологических и психиатрических проблем, а также проблем наркотической зависимости на семьи в целом и детей в частности).
• Дети и их возрастное и психологическое развитие: психологические особенности развития детей и подростков; влияние травмирующей проблемы отделения детей от родителей на их психологическое состояние и возрастное развитие; образовательные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
• Особенности общения волонтера, выполняющего обязанности общественного адвоката (общение с детьми и взрослыми, которые вовлечены в судебный процесс по делу ребенка; разрешение конфликтов; выступление на суде в качестве адвоката-защитника ребенка; понимание необходимости конфиденциальности).
• Практика работы общественного адвоката (сбор информации по делу; оформление документации, в частности отчета на имя судьи с рекомендациями; использование местных ресурсов для родителей и детей, включая центры психологического развития, консультационные центры для семьи).
Почти все волонтеры — люди среднего и высокого достатка, представители так называемого среднего класса. При подготовке волонтеров на этапе начального тренинга фактору классовых различий в американском обществе придается очень серьезное значение, так как общественным адвокатам приходится в основном работать с семьями, которые имеют достаток ниже среднего, порой живут в нищете, и проблемы неблагополучных и бедных семей обсуждаются на тренинге очень подробно. Акцент делается на понимание проблем детей из бедных семей и их родителей. Для многих волонтеров программы КАСА являются открытием аспекты выживания малообеспеченных семей. Зачастую ожидания общественных адвокатов КАСА не соответствуют возможностям родителей детей, с которыми они работают. Обсуждаются реальные истории семей, находящихся на грани выживания, родителей, употребляющих алкоголь и наркотики. В заключение тренинга принимается присяга перед судьей.
При обращении к волонтерам программы КАСА рекомендуется употреблять термин «адвокат», а не «волонтер». Здесь следует прояснить некоторые сложности юридической терминологии английского языка в сравнении с русскими терминами. Существует общий термин «lawyer» — юрист, человек с юридической степенью и лицензией на правовой род деятельности, «attorney» — это адвокат, юрист, представляющий интересы клиента в суде, а вот термин «advocate» — более широкое понятие, ближе к русскому «защитник», но не только адвокат в юридическом понимании этого слова.
Мотивацией людей, которые добровольно, с большим желанием и энтузиазмом становятся волонтерами и подписывают соглашение о том, что они не покинут программу в течение 2-х лет, является простое человеческое чувство жалости к детям, которые испытывали физические, психологические страдания или сексуальное насилие со стороны взрослых. Многие адвокаты-участники программы религиозны, и их вера способствует тому, что они участвуют в программе социальной помощи детям. Большинство волонтеров — пенсионеры, это бывшие учителя, юристы и другие профессионалы. Мотивацией этой группы волонтеров является зачастую дефицит общения, потребность в реализации своих профессиональных навыков, опыта общения с людьми, навыков в различных областях знаний, в том числе компьютерной технике. Часть волонтеров — это работающие на полную ставку с гибким графиком люди среднего возраста (бухгалтеры, медсестры, представители малого бизнеса, других профессий), а также инвалиды. Небольшую группу среди общественных адвокатов составляют студенты местных учебных заведений. Их мотивацией является проба своих сил и возможностей при подготовке к карьере в социальной сфере, а также возможность расширить резюме и получить рекомендателей в лице координатора или директора программы, которые осуществляют контроль за деятельностью волонтеров. Таким образом, к моменту начала поиска работы по окончании учебного заведения у выпускника есть определенный
опыт, документально подтвержденный в ежемесячных почасовых отчетах и отраженный в резюме студента. Поскольку программа является национальной, а не местной, в рамках одного штата или региона, и существует во всех штатах США, это дает большой приоритет для признания волонтерской деятельности в любом потенциальном месте получения работы и начала карьеры.
Итак, чтобы стать общественным адвокатом, заниматься довольно серьезной деятельностью в сфере помощи детям, не получая за это никакой материальной компенсации, необходимо:
заполнить заявление,
пройти скрининг — проверку на отсутствие криминальной истории (включая проверку отпечатков пальцев и в некоторых случаях проверку через Федеральное бюро расследований),
пройти собеседование, как при приеме на работу,
пройти обучение на 40-часовом тренинге (32 часа в классе + 8 часов посещения судебных заседаний и индивидуальной работы), принять присягу в суде.
Е.М. Гребнева, Чайковский
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Ключевые слова: развитие персонала, инновационные технологии, критерии эффективности
Keywords: personnel development, innovative technologies, criteria of efficiency
Концепция «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала» направлена на повышение эффективности производства и удовлетворенности трудом и своим профессиональным развитием работников предприятия.
Концепция опирается на принципы:
1. Целенаправленности и целесообразности действий во всех частях системы.
2. Системности и последовательности.
3. Свободы выбора и ответственности.
4. Партнерских отношений (субъект-субъект), основанных на позициях гуманизма и открытости, при соблюдении этических норм.
5. Гибкости в применении технологий.
6. Адресности.
Мы рассматриваем конкретные системы развития персонала, а именно:
• систему работы с резервом кадров для назначения на руководящие должности (учет фактора потенциала работника, оценка и развитие потенциала, комплексность подхода к формированию резерва: формирование базы данных по персоналу (алгоритм, параметры и т. д.)), алгоритмы оценки резервистов для отбора в резерв (кто оценивает (сверху, снизу, горизонталь, самооценка), методы оценки, методы анализа данных, выходные документы), разработка персональных траекторий личностного развития с учетом потенциала работника с выходом на мотивацию его профессионального саморазвития;
• систему работы с молодыми специалистами;
• систему оценки персонала (комплексная оценка по компетенциям), с соответствующим ведением целенаправленной работы как с конкретными группами людей, так и индивидуально;