Научная статья на тему 'Социальная помощь детям в США на примере общенациональной программы casa'

Социальная помощь детям в США на примере общенациональной программы casa Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ АДВОКАТЫ / CHILDREN WHO HAVE REMAINED WITHOUT GUARDIANSHIP OF PARENTS / THE SOCIAL HELP / PUBLIC LAWYERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Варламова-дингман С. А., Фоллс К.

Описывается система социальной помощи детям, оставшимся без попечительства родителей, в США. Раскрываются особенности процесса подготовки волонтеров назначенных судом общественных адвокатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL HELP TO CHILDREN IN THE USA ON THE EXAMPLE OF NATIONAL PROGRAM CASA

The system of the social help to children who have remained without guardianship of parents, in the USA is described. Features of process of preparation of volunteers the public lawyers appointed court reveal.

Текст научной работы на тему «Социальная помощь детям в США на примере общенациональной программы casa»

специалиста, а, следовательно, и образовательного процесса в вузе предполагает не только и не столько оценку знания системы психологических понятий, соответствия свойств его личности требованиям профессиональной деятельности, сколько оценку ее смысла для каждого студента.

С.А. Варламова-Дингман, К. Фоллс, Орегон, США

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В США НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ CASA

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечительства родителей, социальная помощь, общественные адвокаты

Keywords: children who have remained without guardianship of parents, the social help, public lawyers

Система социальной помощи детям, оставшимся без попечительства родителей, в США кардинально отличается от подобной системы в России. В США детских домов и приютов в понимании российской системы социальной помощи детям не существует в принципе. Все дети, которые забираются от родителей по тем или иным причинам или остаются сиротами и подпадают в юрисдикцию государства, помещаются в приемные семьи, названные Foster Families. Такой приемной семьей может стать любая американская супружеская пара в возрасте старше 18 лет, а верхней возрастной границы не существует. Для этого всем членам семьи необходимо пройти очень серьезную проверку на наличие криминальной истории, а также проверку для вовлечения в агентство помощи детям и подросткам (типа департамента по опеке и попечительству), то есть на отсутствие истории совершения неправоправных действий в отношении детей и подростков. И наконец, необходим сертификационный шестинедельный процесс, который включает в себя и подготовку к тому, чтобы стать приемными родителями.

Одной из американских структур помощи детям, оставшимся без попечения родителей временно или постоянно, проживающим в приемных семьях и находящимся в юрисдикции государства, является программа КАСА/CASA. Аббревиатура CASA расшифровывается как Court Appointed Special Advocates — назначенные судом общественные адвокаты. Все представители этой программы являются волонтерами, кроме сотрудников-организаторов (директора, координатора и секретаря), которые получают зарплату за свой труд. Программа является национальной, но финансирование ее осуществляется за счет пожертвований местных частных больших и малых компаний, частных лиц, а также за счет грантов. КАСА-волонтеры назначаются решением судьи и имеют доступ ко всем материалам дела. Они фактически являются «голосом» ребенка в суде: после изучения материалов делопроизводства, исследования и анализа всех обстоятельств, встреч со всеми взрослыми, вовлеченными в дело ребенка (родителями, приемными-фостерными родителями, представителями социальных служб, адвокатами родителей и ребенка, учителями), и непосредственно с ребенком они пишут специальные рекомендации для судьи, которые редактируются и заверяются координатором программы. Им рекомендуется встречаться с ребенком не менее одного раза в месяц.

Для того чтобы стать волонтером этой программы, необходимо заполнить подробную форму заявления, пройти подготовительный этап проверки на отсутствие криминальной истории (должно быть не более 3-х задержаний полицией), собеседование, очень похожее на интервью при приеме на работу, а кроме того, начальный интенсивный тренинг в течение 4-х дней, в общей сложности 32 часа.

Темы, обсуждаемые на тренинге:

• История возникновения программы КАСА в США.

• Принципы и концепции, по которым работают волонтеры программы.

• Введение в законодательную и судебную систему по защите детей и подростков.

• Развитие межкультурной компетентности.

• Семьи и их динамика (факторы риска и стресса в американских семьях; понимание межкультурных и классовых различий; влияние психологических и психиатрических проблем, а также проблем наркотической зависимости на семьи в целом и детей в частности).

• Дети и их возрастное и психологическое развитие: психологические особенности развития детей и подростков; влияние травмирующей проблемы отделения детей от родителей на их психологическое состояние и возрастное развитие; образовательные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.

• Особенности общения волонтера, выполняющего обязанности общественного адвоката (общение с детьми и взрослыми, которые вовлечены в судебный процесс по делу ребенка; разрешение конфликтов; выступление на суде в качестве адвоката-защитника ребенка; понимание необходимости конфиденциальности).

• Практика работы общественного адвоката (сбор информации по делу; оформление документации, в частности отчета на имя судьи с рекомендациями; использование местных ресурсов для родителей и детей, включая центры психологического развития, консультационные центры для семьи).

Почти все волонтеры — люди среднего и высокого достатка, представители так называемого среднего класса. При подготовке волонтеров на этапе начального тренинга фактору классовых различий в американском обществе придается очень серьезное значение, так как общественным адвокатам приходится в основном работать с семьями, которые имеют достаток ниже среднего, порой живут в нищете, и проблемы неблагополучных и бедных семей обсуждаются на тренинге очень подробно. Акцент делается на понимание проблем детей из бедных семей и их родителей. Для многих волонтеров программы КАСА являются открытием аспекты выживания малообеспеченных семей. Зачастую ожидания общественных адвокатов КАСА не соответствуют возможностям родителей детей, с которыми они работают. Обсуждаются реальные истории семей, находящихся на грани выживания, родителей, употребляющих алкоголь и наркотики. В заключение тренинга принимается присяга перед судьей.

При обращении к волонтерам программы КАСА рекомендуется употреблять термин «адвокат», а не «волонтер». Здесь следует прояснить некоторые сложности юридической терминологии английского языка в сравнении с русскими терминами. Существует общий термин «lawyer» — юрист, человек с юридической степенью и лицензией на правовой род деятельности, «attorney» — это адвокат, юрист, представляющий интересы клиента в суде, а вот термин «advocate» — более широкое понятие, ближе к русскому «защитник», но не только адвокат в юридическом понимании этого слова.

Мотивацией людей, которые добровольно, с большим желанием и энтузиазмом становятся волонтерами и подписывают соглашение о том, что они не покинут программу в течение 2-х лет, является простое человеческое чувство жалости к детям, которые испытывали физические, психологические страдания или сексуальное насилие со стороны взрослых. Многие адвокаты-участники программы религиозны, и их вера способствует тому, что они участвуют в программе социальной помощи детям. Большинство волонтеров — пенсионеры, это бывшие учителя, юристы и другие профессионалы. Мотивацией этой группы волонтеров является зачастую дефицит общения, потребность в реализации своих профессиональных навыков, опыта общения с людьми, навыков в различных областях знаний, в том числе компьютерной технике. Часть волонтеров — это работающие на полную ставку с гибким графиком люди среднего возраста (бухгалтеры, медсестры, представители малого бизнеса, других профессий), а также инвалиды. Небольшую группу среди общественных адвокатов составляют студенты местных учебных заведений. Их мотивацией является проба своих сил и возможностей при подготовке к карьере в социальной сфере, а также возможность расширить резюме и получить рекомендателей в лице координатора или директора программы, которые осуществляют контроль за деятельностью волонтеров. Таким образом, к моменту начала поиска работы по окончании учебного заведения у выпускника есть определенный

опыт, документально подтвержденный в ежемесячных почасовых отчетах и отраженный в резюме студента. Поскольку программа является национальной, а не местной, в рамках одного штата или региона, и существует во всех штатах США, это дает большой приоритет для признания волонтерской деятельности в любом потенциальном месте получения работы и начала карьеры.

Итак, чтобы стать общественным адвокатом, заниматься довольно серьезной деятельностью в сфере помощи детям, не получая за это никакой материальной компенсации, необходимо:

заполнить заявление,

пройти скрининг — проверку на отсутствие криминальной истории (включая проверку отпечатков пальцев и в некоторых случаях проверку через Федеральное бюро расследований),

пройти собеседование, как при приеме на работу,

пройти обучение на 40-часовом тренинге (32 часа в классе + 8 часов посещения судебных заседаний и индивидуальной работы), принять присягу в суде.

Е.М. Гребнева, Чайковский

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Ключевые слова: развитие персонала, инновационные технологии, критерии эффективности

Keywords: personnel development, innovative technologies, criteria of efficiency

Концепция «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала» направлена на повышение эффективности производства и удовлетворенности трудом и своим профессиональным развитием работников предприятия.

Концепция опирается на принципы:

1. Целенаправленности и целесообразности действий во всех частях системы.

2. Системности и последовательности.

3. Свободы выбора и ответственности.

4. Партнерских отношений (субъект-субъект), основанных на позициях гуманизма и открытости, при соблюдении этических норм.

5. Гибкости в применении технологий.

6. Адресности.

Мы рассматриваем конкретные системы развития персонала, а именно:

• систему работы с резервом кадров для назначения на руководящие должности (учет фактора потенциала работника, оценка и развитие потенциала, комплексность подхода к формированию резерва: формирование базы данных по персоналу (алгоритм, параметры и т. д.)), алгоритмы оценки резервистов для отбора в резерв (кто оценивает (сверху, снизу, горизонталь, самооценка), методы оценки, методы анализа данных, выходные документы), разработка персональных траекторий личностного развития с учетом потенциала работника с выходом на мотивацию его профессионального саморазвития;

• систему работы с молодыми специалистами;

• систему оценки персонала (комплексная оценка по компетенциям), с соответствующим ведением целенаправленной работы как с конкретными группами людей, так и индивидуально;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.