Научная статья на тему 'Социальная политика в вопросах социального менеджмента'

Социальная политика в вопросах социального менеджмента Текст научной статьи по специальности «Социальное управление»

490
86
Поделиться

Текст научной работы на тему «Социальная политика в вопросах социального менеджмента»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Л.А.АРТЕМОВА

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянного повышения качества жизни населения.

Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах с рыночной экономикой, устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп.

В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения - не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).

Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры. К их числу следует отнести:

а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация, как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей[2,с.6]

В результате возрастает противоречие между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального пространства является также:

- неразвитость экономических структур, окружающих человека;

- нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

- характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

- низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Поэтому очень велика в современном мире степень незащищенности человека, как не занятого в общественно-полезном труде, так и трудящегося.

Вопросами социальной защиты, качества жизни человека занимается социальная политика.

Социальная - значит общественная. Следовательно, социальную политику следует понимать как политику всего общества, основанную на общественных законах, законах экономического и социального поведения людей. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические вопросы и действия. Любое экономическое решение, например сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский рынок, а, следовательно, и на уровень жизни населения.

В свою очередь, любое решение из области социальной политики относится к экономическим решениям. Так, при высокой инфляции регулярные компенсационные выплаты населению либо индексация фиксированных размеров выплат, не обеспеченные неифляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.

В свою очередь социальная защита работников предприятий предусматривает разностороннее решение многообразных проблем, возникающих в процессе трудовой

деятельности человека. Это относится к соблюдению трудового законодательства, социальному партнерству, содействию стабильной занятости в условиях безопасности труда, недопущению дискриминации работников по любым признакам, созданию условий для карьерного и профессионального роста, развития личности.

Еще один важнейший аспект производственной деятельности человека - формирование и развитие на предприятиях социальной инфраструктуры, отражающей интересы работников, способствующей их производительному труду, ориентированной на охрану здоровья и цивилизованную производственную и социокультурную среду. Работник значительную часть своей жизни проводит на производстве, а потому создание условий для поддержания его здоровья, отдыха, предоставления социальных услуг, отражают интересы и личностные, и производственные.

Следует признать, что какими бы важными для трудящегося человека ни были самые различные проблемы, очевидно, что главенствующую роль занимает проблема собственного рабочего места. В рыночной экономике, тем более в период становления рыночных отношений, крайне сложным для человека становится найти и сохранить рабочее место, позволяющее иметь достойный заработок. К тому же работники и их представители в лице профсоюзов, а также работодатели, уполномоченные органы контроля соблюдения трудового законодательства, не владеют должными навыками цивилизованного отстаивания соответствующих прав и законных интересов, что приводит к множеству нарушений. В этих условиях в более выигрышном положении работодатель: его решение приоритетное.

В такой ситуации нередки случаи, когда работодатель, пренебрегая нормами права, да и просто здравого смысла, общепринятых норм порядочности, ответственности, фактически становится хозяином не собственности на средства производства, а работников. Он может наказать рублем (например, штрафовать рублем по своему усмотрению) или уволить. У работодателя есть не только организационные и финансовые ресурсы, но и его юристы, тогда как у работника ничего этого нет. В такой ситуации работник вынужден терпеливо относиться к любым условиям труда и его оплаты. Униженность наемного работника стала обыденным явлением.

Предприятия, «сбрасывая социалку», не в состоянии в должной финансовой мере компенсировать своим работникам покупку путевок в указанные учреждения, а сами работники из-за низких зарплат не могут себе позволить эту «роскошь». Оставшиеся в ведении профсоюзов санатории и оздоровительные базы не выдерживают сравнения с коммерческими профильными учреждениями, которые недоступны большинству работников.

Предприятия резко утратили интерес к оказанию помощи семьям своих работников. Повсеместно закрылись или закрываются, либо передаются в муниципальное владение ведомственные детсады, школы, оздоровительные детские лагеря. Из-за всех этих перипетий тысячи детишек оказались предоставлены воспитанию улицей. Как правило, объяснение находится только одно: экономические трудности переходного периода. Но есть и другая не менее значимая причина: незнание или откровенное игнорирование руководителями предприятий действующего законодательства и неумение (нежелание) решать проблемы. Вместе с тем действующее российское законодательство наделяет предприятия достаточно весомыми возможностями в рамках правового поля решать различные проблемы социальной защиты работников. На основе этого законодательства следует осуществлять рациональное планирование и реализацию целевых затрат.

Отказ от социальных объектов на предприятиях становится причиной значительной текучести кадров, повышенной заболеваемости работников, резкого ухудшения условий для организации отдыха в период трудовых отпусков работников, а также летнего отдыха и оздоровления их детей. В реальных условиях современной России, когда в целом значительно ухудшилось качество и доступность социальных услуг населению, в этом вопросе недопустимы решения властей по обязательной передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий в муниципальную собственность. Такая передача разумна, если она принесет улучшение, а не ухудшение в социальном благополучии людей.

Целесообразно Правительству РФ не декларировать передачу объектов социальной инфраструктуры предприятий в муниципальную собственность, а принять иной документ, в котором такая передача была бы рекомендована при взаимосогласии предприятия и местных властей, а также на их усмотрение определен механизм сохранения, функционирования и развития социальных объектов в интересах работников предприятия и жителей города. Там, где предприятия в состоянии содержать социальные объекты, это надо приветствовать, а не провоцировать работодателя на отказ от таких объектов.

Содержание социальных объектов и их развитие должны быть подкреплены устойчивым финансированием. В этом свете следует уточнить действующие нормативно-правовые документы, а при необходимости разработать и принять новые, регламентирующие использование различных

источников на соответствующие цели. В настоящее время предприятия финансовыми и проверяющими органами ориентируются на использование для содержания и развития социальной инфраструктуры и социальных программ средств из прибыли предприятий, что вызывает значительное удорожание содержания социальных объектов и целевых программ. Такой подход абсурден. Решение проблем функционирования объектов социальной инфраструктуры на предприятиях и реализации социальных программ должно происходить путем использования разных источников средств. Это должно быть уточнено в действующем федеральном и региональном законодательстве, о чем следует своевременно доводить до сведения руководителей и работников предприятий.

Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее особо значимо: без принятия адекватных мер в этой сфере, цивилизованное, некриминагоенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Невозможно достигнуть должного решения проблем социальной защиты работников предприятий без проведения активной социальной политики, осуществляемой в рамках социальной политики России. Для улучшения дел в социально-трудовой сфере страны необходимо разработать и принять на государственном уровне Концепцию социальной политики в России, которая должна быть широко обсуждена, и на ее основе следует разработать и принять Федеральный закон «Об основах социальной политики в Российской Федерации». В данных документах должны получить отражение четкие определения сути, целей и задач социальной политики на федеральном, региональном, муниципальном и на уровне предприятий.

Литература:

1. Актуальные проблемы развития бизнеса в реальном секторе экономики (по результатам социологического опроса руководителей предприятий) // Общество и экономика.2004. № 11-12. с.90 - 126; Велетиминский И. Бизнес бежит в социализм // Российская газета. Т2004. 1 декабря.)

2. Афонин, Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник/Жабин А.П., Панкратов А.С.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-320с.

3. Волгин Н.А. Корпоративная социальная политика, как ресурс развития России.//Социология власти. 2003. №3. С.115