Научная статья на тему 'Социальная политика в вопросах социального менеджмента'

Социальная политика в вопросах социального менеджмента Текст научной статьи по специальности «Социальное управление»

522
88
Поделиться

Похожие темы научных работ по организации и управлению , автор научной работы — Артемова Л.А.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в вопросах социального менеджмента»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Л.А.АРТЕМОВА

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянного повышения качества жизни населения.

Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах с рыночной экономикой, устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп.

В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения - не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).

Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры. К их числу следует отнести:

а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация, как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей[2,с.6]

В результате возрастает противоречие между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального пространства является также:

- неразвитость экономических структур, окружающих человека;

- нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

- характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

- низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Поэтому очень велика в современном мире степень незащищенности человека, как не занятого в общественно-полезном труде, так и трудящегося.

Вопросами социальной защиты, качества жизни человека занимается социальная политика.

Социальная - значит общественная. Следовательно, социальную политику следует понимать как политику всего общества, основанную на общественных законах, законах экономического и социального поведения людей. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические вопросы и действия. Любое экономическое решение, например сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский рынок, а, следовательно, и на уровень жизни населения.

В свою очередь, любое решение из области социальной политики относится к экономическим решениям. Так, при высокой инфляции регулярные компенсационные выплаты населению либо индексация фиксированных размеров выплат, не обеспеченные неифляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.

В свою очередь социальная защита работников предприятий предусматривает разностороннее решение многообразных проблем, возникающих в процессе трудовой

деятельности человека. Это относится к соблюдению трудового законодательства, социальному партнерству, содействию стабильной занятости в условиях безопасности труда, недопущению дискриминации работников по любым признакам, созданию условий для карьерного и профессионального роста, развития личности.

Еще один важнейший аспект производственной деятельности человека - формирование и развитие на предприятиях социальной инфраструктуры, отражающей интересы работников, способствующей их производительному труду, ориентированной на охрану здоровья и цивилизованную производственную и социокультурную среду. Работник значительную часть своей жизни проводит на производстве, а потому создание условий для поддержания его здоровья, отдыха, предоставления социальных услуг, отражают интересы и личностные, и производственные.

Следует признать, что какими бы важными для трудящегося человека ни были самые различные проблемы, очевидно, что главенствующую роль занимает проблема собственного рабочего места. В рыночной экономике, тем более в период становления рыночных отношений, крайне сложным для человека становится найти и сохранить рабочее место, позволяющее иметь достойный заработок. К тому же работники и их представители в лице профсоюзов, а также работодатели, уполномоченные органы контроля соблюдения трудового законодательства, не владеют должными навыками цивилизованного отстаивания соответствующих прав и законных интересов, что приводит к множеству нарушений. В этих условиях в более выигрышном положении работодатель: его решение приоритетное.

В такой ситуации нередки случаи, когда работодатель, пренебрегая нормами права, да и просто здравого смысла, общепринятых норм порядочности, ответственности, фактически становится хозяином не собственности на средства производства, а работников. Он может наказать рублем (например, штрафовать рублем по своему усмотрению) или уволить. У работодателя есть не только организационные и финансовые ресурсы, но и его юристы, тогда как у работника ничего этого нет. В такой ситуации работник вынужден терпеливо относиться к любым условиям труда и его оплаты. Униженность наемного работника стала обыденным явлением.

Предприятия, «сбрасывая социалку», не в состоянии в должной финансовой мере компенсировать своим работникам покупку путевок в указанные учреждения, а сами работники из-за низких зарплат не могут себе позволить эту «роскошь». Оставшиеся в ведении профсоюзов санатории и оздоровительные базы не выдерживают сравнения с коммерческими профильными учреждениями, которые недоступны большинству работников.

Предприятия резко утратили интерес к оказанию помощи семьям своих работников. Повсеместно закрылись или закрываются, либо передаются в муниципальное владение ведомственные детсады, школы, оздоровительные детские лагеря. Из-за всех этих перипетий тысячи детишек оказались предоставлены воспитанию улицей. Как правило, объяснение находится только одно: экономические трудности переходного периода. Но есть и другая не менее значимая причина: незнание или откровенное игнорирование руководителями предприятий действующего законодательства и неумение (нежелание) решать проблемы. Вместе с тем действующее российское законодательство наделяет предприятия достаточно весомыми возможностями в рамках правового поля решать различные проблемы социальной защиты работников. На основе этого законодательства следует осуществлять рациональное планирование и реализацию целевых затрат.

Отказ от социальных объектов на предприятиях становится причиной значительной текучести кадров, повышенной заболеваемости работников, резкого ухудшения условий для организации отдыха в период трудовых отпусков работников, а также летнего отдыха и оздоровления их детей. В реальных условиях современной России, когда в целом значительно ухудшилось качество и доступность социальных услуг населению, в этом вопросе недопустимы решения властей по обязательной передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий в муниципальную собственность. Такая передача разумна, если она принесет улучшение, а не ухудшение в социальном благополучии людей.

Целесообразно Правительству РФ не декларировать передачу объектов социальной инфраструктуры предприятий в муниципальную собственность, а принять иной документ, в котором такая передача была бы рекомендована при взаимосогласии предприятия и местных властей, а также на их усмотрение определен механизм сохранения, функционирования и развития социальных объектов в интересах работников предприятия и жителей города. Там, где предприятия в состоянии содержать социальные объекты, это надо приветствовать, а не провоцировать работодателя на отказ от таких объектов.

Содержание социальных объектов и их развитие должны быть подкреплены устойчивым финансированием. В этом свете следует уточнить действующие нормативно-правовые документы, а при необходимости разработать и принять новые, регламентирующие использование различных

источников на соответствующие цели. В настоящее время предприятия финансовыми и проверяющими органами ориентируются на использование для содержания и развития социальной инфраструктуры и социальных программ средств из прибыли предприятий, что вызывает значительное удорожание содержания социальных объектов и целевых программ. Такой подход абсурден. Решение проблем функционирования объектов социальной инфраструктуры на предприятиях и реализации социальных программ должно происходить путем использования разных источников средств. Это должно быть уточнено в действующем федеральном и региональном законодательстве, о чем следует своевременно доводить до сведения руководителей и работников предприятий.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее особо значимо: без принятия адекватных мер в этой сфере, цивилизованное, некриминагоенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Невозможно достигнуть должного решения проблем социальной защиты работников предприятий без проведения активной социальной политики, осуществляемой в рамках социальной политики России. Для улучшения дел в социально-трудовой сфере страны необходимо разработать и принять на государственном уровне Концепцию социальной политики в России, которая должна быть широко обсуждена, и на ее основе следует разработать и принять Федеральный закон «Об основах социальной политики в Российской Федерации». В данных документах должны получить отражение четкие определения сути, целей и задач социальной политики на федеральном, региональном, муниципальном и на уровне предприятий.

Литература:

1. Актуальные проблемы развития бизнеса в реальном секторе экономики (по результатам социологического опроса руководителей предприятий) // Общество и экономика.2004. № 11-12. с.90 - 126; Велетиминский И. Бизнес бежит в социализм // Российская газета. Т2004. 1 декабря.)

2. Афонин, Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник/Жабин А.П., Панкратов А.С.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-320с.

3. Волгин Н.А. Корпоративная социальная политика, как ресурс развития России.//Социология власти. 2003. №3. С.115