Научная статья на тему 'Социальная политика в отношении старших возрастных групп как основа преодоления социальной эксклюзии: экспертные оценки'

Социальная политика в отношении старших возрастных групп как основа преодоления социальной эксклюзии: экспертные оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1451
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / SOCIAL EXCLUSION / ELDERLY PEOPLE / POPULATION AGEING / EXPERT EVALUATION / SOCIAL POLICY FOR ELDERLY PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна, Ноянзина Оксана Евгеньевна, Максимова Маргарита Максимовна

Дана экспертная оценка в области анализа социальной политики в отношении лиц пожилого и старческого возраста, оценка ее способности учитывать актуальные потребности пожилых граждан в социальной помощи и в выявлении основных проблем, с которыми сталкиваются представители старших возрастов. Приведены результаты исследования методом полустандартизированного интервью представителей экспертного сообщества Алтайского края. Данные опроса свидетельствуют о том, что в сфере социальной политики существует комплекс проблем, так или иначе сопряженный с процессом постарения населения. Наиболее незащищенными в социальном плане, по мнению экспертов, сегодня остаются пенсионеры, остро стоит вопрос крайне низкого уровня жизни данной группы населения. Несовершенство как самой законодательной базы, так и собственно системы получения социальной помощи, бюрократизм становятся существенной преградой к получению социальной поддержки пожилыми людьми. Рост численности пенсионеров также означает возрастание расходов государства на социальную сферу и, в силу ограниченности финансовых ресурсов, отвлечение средств от программ, целевой аудиторией которых являются другие группы населения. Характеризуя данную проблему, некоторые эксперты отмечали патерналистские установки пожилых граждан, их нежелание самостоятельно заблаговременно заботиться о своем благосостоянии в пенсионном возрасте. Полученные результаты будут полезны для разработки эффективных инструментов государственного регулирования социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна, Ноянзина Оксана Евгеньевна, Максимова Маргарита Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY FOR ELDERLY AGE GROUPS AS A BASE FOR OVERCOMING SOCIAL EXCLUSION: EXPERT EVALUATIONS

The paper discusses expert evaluations in the field of social policy in relation to persons of elderly and senile age groups, possibilities to understand actual needs of elderly citizens in social aid, and revelation of general problems of elderly age groups. The results of semi standardized interviewing among expert community in the Altai Region are presented. Data testify about the existence of a set of problems in the sphere of social policy related with population ageing. Nowadays, pensioners are the most vulnerable group in social sense and there is a question of their extremely low living standard. The imperfection of legislation, the system of social aid and bureaucracy are serious barrier to social aid for elderly people. The growth in number of pensioners lead to the growth of governmental outcomes for social sphere and, furthermore, to the withdrawal of resources away from programs for other groups of population. Some experts pointed out paternalist attitudes of elderly people and unwillingness to independently take care of their well-being while pension age. The obtained results will be useful for the development of the instruments of state regulation of social policy.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в отношении старших возрастных групп как основа преодоления социальной эксклюзии: экспертные оценки»

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

-I-

УДК 60. 542.15

С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, М.М. Максимова S.G. Maksimova, O.Ye. Noyanzina, M.M. Maksimova

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

SOCIAL POLICY FOR ELDERLY AGE GROUPS AS A BASE FOR OVERCOMING SOCIAL EXCLUSION: EXPERT EVALUATIONS

Ключевые слова: социальная эксклюзия, пожилые люди, старение населения, экспертная оценка, социальная политика в отношении пожилых людей.

Дана экспертная оценка в области анализа социальной политики в отношении лиц пожилого и старческого возраста, оценка ее способности учитывать актуальные потребности пожилых граждан в социальной помощи и в выявлении основных проблем, с которыми сталкиваются представители старших возрастов. Приведены результаты исследования методом полустандартизированного интервью представителей экспертного сообщества Алтайского края. Данные опроса свидетельствуют о том, что в сфере социальной политики существует комплекс проблем, так или иначе сопряженный с процессом постарения населения. Наиболее незащищенными в социальном плане, по мнению экспертов, сегодня остаются пенсионеры, остро стоит вопрос крайне низкого уровня жизни данной группы населения. Несовершенство как самой законодательной базы, так и собственно системы получения социальной помощи, бюрократизм становятся существенной преградой к получению социальной поддержки пожилыми людьми. Рост численности пенсионеров также означает возрастание расходов государства на социальную сферу и, в силу ограниченности финансовых ресурсов, отвлечение средств от программ, целевой аудиторией которых являются другие группы населения. Характеризуя данную проблему, некоторые эксперты отмечали патерналистские установки пожилых граждан, их

нежелание самостоятельно заблаговременно заботиться о своем благосостоянии в пенсионном возрасте. Полученные результаты будут полезны для разработки эффективных инструментов государственного регулирования социальной политики.

Keywords: social exclusion, elderly people, population ageing, expert evaluation, social policy for elderly people.

The paper discusses expert evaluations in the field of social policy in relation to persons of elderly and senile age groups, possibilities to understand actual needs of elderly citizens in social aid, and revelation of general problems of elderly age groups. The results of semi standardized interviewing among expert community in the Altai Region are presented. Data testify about the existence of a set of problems in the sphere of social policy related with population ageing. Nowadays, pensioners are the most vulnerable group in social sense and there is a question of their extremely low living standard. The imperfection of legislation, the system of social aid and bureaucracy are serious barrier to social aid for elderly people. The growth in number of pensioners lead to the growth of governmental outcomes for social sphere and, furthermore, to the withdrawal of resources away from programs for other groups of population. Some experts pointed out paternalist attitudes of elderly people and unwillingness to independently take care of their well-being while pension age. The obtained results will be useful for the development of the instruments of state regulation of social policy.

Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., проф., зав. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: svet-maximova@yandex.ru.

Maksimova Svetlana Gennadyevna, Dr. Sociol. Sci., Prof., Head, Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: svet-maximova@yandex.ru.

Ноянзина Оксана Евгеньевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: noe@list.ru.

Максимова Маргарита Максимовна, студент, Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: maximova margaritam@gmail.com.

Noyanzina Oksana Yevgenyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: noe@list.ru.

Maksimova Margarita Maksimovna, student, Natl. Research University "Higher School of Economics". E-mail: maximovamargaritam@gmail.com.

Актуальность

Современные научные работы зарубежных и отечественных ученых подтверждают интерес мировой науки к изучению причин и последствий социального неравенства населения в разные периоды времени, возможности регулирования основными инструментами социальной политики. Зарубежные исследователи уделяют внимание социальной политики, анализируют динамику социально-экономических процессов, выявляя проблемы социального расслоения общества, влияние совокупности этих проблем на положение человека (группы) в данном обществе. В России подобные исследования начали проводиться с начала 90-х годов ХХ в., т.к. до этого времени в нашей стране социальное неравенство считалось проблемой индивидуально-личностной, а не темой государственного управления. После 90-х годов ХХ в. представителям разных сфер стало ясно, что эта проблема имеет серьезные последствия для государства, и в конце XX — начале XXI вв. начинают появляться работы по проблемам занятости, материальных компенсаций различным социальным группам, низкой оплате труда, социальной эксклюзии и пр. [1-3].

Старение населения — проблема, с которой приходится сталкиваться не только государству с экономической, политической и социальной позиции, но и в первую очередь самому человеку. С увеличением доли пожилых людей в обществе приходится жить и самому обществу, вырабатывая при этом свои схемы приспособления к данной ситуации. Сами пожилые люди находятся в еще более сложной ситуации, когда государство постоянно транслирует через СМИ, что продолжительность жизни и старение население несут проблемы, когда общество не всегда хорошо относится, когда меняется уклад жизни, появляются проблемы со здоровьем и уменьшаются гибкость и приспособляемость к окружающему миру. Ведь старость — это заключительный период человеческой жизни, условная граница которого связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Одна из самых главных ценностей мира — это ценность жизни человека, и невозможно переоценить степень важности увеличения продолжительности жизни. Однако такие позитивные изменения (увеличения продолжи-

тельности жизни) порождают и некоторые не очень приятные последствия как социального, так и экономического характера, т.к. наша страна еще не смогла выработать единую политику преодоления последствий данного изменения [4]. Как следствие старения населения возникают такие проблемы, как: дисбаланс соотношения между численностью работающих и неработающих людей, что приводит к увеличению налогов; рост расходов на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание, что влечет за собой поиск адекватных источников дополнительного финансирования; изменение в пользу пожилых людей структуры электората, что делает этот слой общества мощной политической силой.

Еще одной проблемой является рынок труда для пенсионеров. В настоящее время при достижении пенсионного возраста пожилые люди, которые продолжают работать, получают сравнительно невысокую пенсию и такую же невысокую заработную плату, обеспечивая себе тем самым существование. В случае повышения пенсионного возраста пожилые люди будут существовать только на одну заработную плату, а при условии того, что их здоровье и качество жизни не улучшатся, они будут испытывать огромные материальные и физические трудности, из-за которых будут вынуждены обращаться в органы социальной защиты населения. В таком случае государство вновь будет вынуждено оказывать материальную помощь пожилым людям. Таким образом, и само государство будет находиться в заложниках такой ситуации до тех пор, пока не будут улучшена конкурентоспособность пожилого человека на рынке труда, пока не будут улучшены качество его жизни и уровень здоровья [4].

Позитивная тенденция увеличения продолжительности жизни влияет на социально-экономические процессы (в целом), социальную политику в частности, актуализируя проблемы социального, общественного положения пожилых людей, их медико-социальной реабилитации и социального обеспечения, обслуживания, роли и места в семье, обществе и ряд других. Эти проблемы имеют как теоретическую, так и практическую значимость [5-7]. При формировании соответствующего отношения и условий для пожилых людей со стороны государства, обществен-

ных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно интегрированной. Виды и уровни существующих проблем усугубляются с возрастом и временем, активизируя важность заботы, внимания и соучастия в жизни пожилых людей.

Цель исследования связана с анализом социальной политики в отношении лиц пожилого и старческого возраста, оценки ее способности учитывать актуальные потребности пожилых граждан в социальной помощи и в выявлении основных проблем, с которыми сталкиваются представители старших возрастов.

Объекты и методы

В целях разработки научных основ для решения упомянутых проблем в Алтайском крае проведена апробация основных параметров социальной эксклюзии лиц старших возрастных групп. Социологическое исследование было направлено на изучение социального положения лиц старших возрастных групп, выявление особенностей социальных установок общества к процессам, связанным со старением населения. В социологическом опросе приняли участие эксперты в количестве 20 чел. Экспертный опрос проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности для оценки геронтоло-гической политики и восприятия проблем старшего возраста.

Основными эмпирическими методами сбора и анализа данных являются метод интервьюирования, традиционный анализ документов, методы категориального анализа [8, 9].

Представим некоторые результаты, полученные по итогам анализа данных экспертного опроса методом полуструктурированного интервью, которые закодированы следующим образом: МС — органы местного самоуправления, ИВ — органы исполнительной власти, ЗВ — органы законодательной власти, НС — научно-педагогическая общественность, ОО — общественная организация. Курсивом выделены цитаты экспертов, сохранена их исходная лексика.

Результаты и обсуждения

Социальная политика как инструмент достижения баланса интересов разных социальных групп, безусловно, должна отвечать реалиям стареющего общества. Увеличение численности пожилых людей требует реформирования системы пенсионного обеспечения, льгот и преференций, совершенствования системы медицинского страхования, создания механизмов защиты прав граждан

предпенсионного и пенсионного возраста на рынке труда. Слабый учет фактора постарения населения естественным образом приводит к росту социального неравенства, конкуренции поколений за социальные ресурсы, повышению уровня социальной напряженности, конфликтности, снижению уровня жизни населения, неэффективности социальных вложений.

Характеризуя современную российскую социальную политику в целом, тенденции сокращения финансирования социальной сферы, эксперты говорили о том, что она далека от достижения одной из своих основных целей — поддержания, сохранения человеческих ресурсов: «... оптимизация, которая сейчас провозглашена, в основном касается лишь сокращения кадров, сокращения людей, сокращения каких-то единиц. И та социальная политика, которая ведется, провозглашается, будь то в здравоохранении, в образовании, в культуре, она лишь направлена на то, чтобы сократить уже имеющиеся фундаменты именно тех вот конкретных отраслей, просто-напросто социальная политика идет у нас не в ногу со временем в развитии» (ЗВ22.008, с. 6).

Говоря о проблемах, возникающих в социальной политике в условиях стареющего общества, эксперты отметили:

бюрократизм, громоздкость системы социальной поддержки, с которыми сталкиваются все группы граждан: «в сфере социальной политики, опять-таки, у нас все граждане поставлены в условия, когда сам аппарат, механизм реализации социальной политики достаточно громоздкий, но не удовлетворяет нужды и потребности населения» (ИВ22.003, с. 2-3);

несовершенство законодательной базы; декларативный характер принимаемых мер в отношении повышения уровня жизни пожилого населения, иллюстрирующий неуважение политиков к этой категории граждан: «____у нас очень много принимается

законов, направленных на то, чтобы субсидии, которые получают пенсионеры, в сто рублей или в двести рублей... это очень громко и широко пропагандируется, но на самом деле это не добавляет пенсионерам абсолютно в плане благополучия ничего» (ЗВ22.002, с. 5). Согласно экспертам, проводимая сегодня в России социальная политика далека от того, чтобы граждане замечали заботу о себе со стороны государства: «всем хочется, конечно, чтобы их ценили, любили, заботились. Я думаю, что нам не хватает этого ни для пожилых, ни для молодых, ни для людей среднего возраста» (НП22.018, с. 2);

неэффективную реализацию принимаемых социальных программ;

конкуренцию разных возрастных групп за получение социальной поддержки, социальных услуг: «у лиц пожилого (возраста) может быть и побольше социальных льгот, социальной поддержки...» (ИВ22.015, с. 4);

неоптимальную организацию социального обслуживания граждан;

проблемы финансирования мер, предпринимаемых в рамках социальной политики: «. если говорить о нашем крае, бедный край, дотационный, и все программы не обеспечиваются финансово. И при этом при всем еще и нет прозрачности» (0022.001, с. 68).

Сравнивая социальную защищенность разных возрастных групп населения, эксперты приходили к выводу, что наиболее социально защищенными сегодня являются люди среднего возраста, а наименее защищенными — пожилые люди, выступающие основными потребителями социальной помощи и услуг: «В сфере социальной политики, я полагаю, что мы недостаточно уделяем внимания поддержке пожилых. и поддержке молодых» (НП22.020, с. 2).

По мнению ряда участников исследования, законодательная власть не учитывает реальных условий жизни пожилых граждан, проводимая социальная политика не ориентирована на них, не отвечает их потребностям: «В социальной политике, скорее всего, потребуется пересмотр приоритетов, распределение средств и мер социальной поддержки, учитывая то, что чем больше лиц пожилого возраста, тем больше нужно будет уделять внимание, соответственно переносить акцент социальной политики в эту область» (ИВ22.008, с. 2).

Особенно острой сегодня является проблема материального благополучия, уровня и качества жизни представителей старшего поколения: «Пенсия не позволяет вести достойный образ жизни. Мы проводили социологический опрос, в качестве респондентов отобрали 2605 представителей людей старшего поколения. Подавляющее большинство — это крайняя нужда и отсутствие материальных средств для проведения текущего ремонта жилья, замены сантехники, зубопротезирования, материальной помощи на лечение и приобретение элементарных продуктов питания с точки зрения необходимости усиленного питания, и обновление одежды и обуви. Вот они трудности. Наша общероссийская проблема — это просто низкий доход населения, а у людей старшего поколения, которое не имеет возможности работать в силу уже состояния здоровья, эта проблема, она возрастает вдвойне и втройне» (МС22.016, с. 3).

Эксперты также отметили, что людям пожилого и старческого возраста фактически

недоступен широкий спектр платных услуг. В частности, стали недоступными для пожилых граждан санаторно-курортное лечение, качественный отдых: «Сегодня на похороны, на свадьбу, тем более на отдых, на курорт никто не поедет, а раньше все курорты гремели, гудели... Доходы были небольшие, но были путевки очень дешевые, был профсоюз не продажный, который занимался социальными вопросами. » (ЗВ22.001, с. 4-5).

Отдельные эксперты говорили о том, что установки на бесплатное социальное обслуживание мешают старшему поколению воспользоваться возможностями, которые предоставляет сегодня сфера платных услуг, даже при условии наличия необходимой суммы денег.

Пожилые люди сегодня практически поставлены в условия выпрашивающих помощь от государства: «Понимаете, они помнят: когда их родители уходили на пенсию (вот, допустим, те, кому сейчас за 60) — они были достойно обеспечены, у них была достойная пенсия, и были возможности: они могли съездить в отпуск спокойно, делать подарки детям и внукам, не оглядываясь. То сейчас люди, отработав так же, получают такую пенсию, что им постоянно приходится оглядываться и подсчитывать. Они не могут себе позволить каких-то широких жестов, а им бы хотелось. Они вынуждены работать. Работа, опять же, низкоквалифицированная и низкооплачиваемая. Это их тоже унижает, понимаете?» (0022.010, с. 2-3); «... как раз работают более молодые, трудоспособное население работает и молодое, а старшему поколению приходится себя чувствовать и ощущать в роли просящего, с протянутой рукой. Вот это мы в обществе в нашем должны изживать. У нас этого не должно быть. Старшее поколение абсолютно заслуженно заработало, это им принадлежит по праву, и они не должны быть в роли просящих» (ЗВ22.002, с. 5).

Одной из важнейших проблем людей пожилого и старческого возраста в сфере социальной политики согласно результатам опроса является неэффективность существующей пенсионной системы, не позволяющей обеспечить эту категорию граждан даже на уровне удовлетворения базовых потребностей: «...мы уже опять-таки к рынку труда вернемся, если брать современную пенсионную систему, которая. неудовлетворительна, то есть, в стареющем обществе считается, что трудоспособное население должно обеспечивать пожилых людей именно материально, естественно, в стареющем обществе подобная система, она не будет работать, поскольку трудоспособного населения будет меньше, это во-

первых. И, во-вторых, эта система пенсионного обеспечения изжила себя» (НП22.007, с. 3).

Неоднозначно эксперты оценивали и проект повышения пенсионного возраста: «У нас, вот смотрите, общество стареющее. Хотя мужчины, в среднем, по-моему, по-прежнему не доживают до 60 лет. Смысл вообще во всей пенсионной реформе...» (НП22.019, с. 6-7).

Отметим, что эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации в сфере пенсионного обеспечения.

Наряду с отмеченным выше, эксперты указали, что в современной России не хватает учреждений интернатного типа для престарелых граждан, нуждающихся в постоянном уходе: «. сегодня страшная ситуация у нас в обществе, когда пожилой человек часто остается без родственников, потому что мы малодетные. И вопрос: куда? когда ты утрачиваешь навык самообслуживания. Поэтому должны поддерживаться существующие учреждения для пожилых людей, и должны строиться новые учреждения для пожилых людей, куда, действительно, можно было бы прислониться, когда наступит глубокая старость, а ты еще как-то, каким-то образом останешься живым» (НП22.017, с. 9-10).

Некоторыми участниками опроса было высказано мнение о том, что современная социальная политика отвечает принципам либерализма, когда каждый человек должен сам заботиться об удовлетворении своих актуальных потребностей и уровне благосостояния: «Мы привыкли к помощи государства. А ведь вообще, в принципе, сейчас нас просто ставят на место, что государство не должно о всех заботиться... То есть, вот к чему нас приводят. А нам не нравится! Потому что мы к этому не привыкли» (НП22.008, с. 3-4).

С другой стороны, для представителей старшего возраста характерны патерналистские установки, типичные для советского времени: «...и здесь еще важно сказать, что силен в нашей стране, в нашей новой России, ну, такой типаж, стереотип, пришедший к нам из советского государства, из советского периода, когда основное население, а сейчас оно, кстати, пожилое население, привыкло к всеобщей заботе со стороны государства, к всеобщей готовности для всех людей всех услуг» (ЗВ22.016, с. 7).

Эксперты указали, что требования лиц старшей возрастной группы к системе социальной поддержки также различаются в зависимости от занимаемой жизненной позиции: «наше население делится на тех, которые надеются на государство. И те, которые всю жизнь надеялись только на себя. И к

старости эта тенденция сохраняется» (ИВ22.020, с. 4-5).

Вместе с тем, выход на пенсию послевоенного поколения, получившего высшее образование, обусловливает более критичное отношение пожилых людей к проводимой социальной политике. «Новые» пенсионеры, в отличие от старшего поколения, пережившего войну и привыкшего жертвовать собственными интересами ради блага государства, предъявляют к власти более высокие требования в плане социальных гарантий и обслуживания: «Вы знаете, сейчас на пенсию выходит поколение, которое родилось в пятидесятые годы, и это мое поколение, и это поколение, которое уже хорошо образовано. это люди, которые получили образование: техникум, институт, они работали бригадирами, они работали инженерами, руководителями производств, экономистами и так далее. И они уже по-иному оценивают действия государства, не просто говорят «ой, у меня маленькая пенсия», а они начинают не с пенсии, а говорят «неправильно посчитан тариф» и анализируют документацию, все постановления Правительства, и находят косяки...» (ЗВ22.001, с. 4-5).

Часть опрошенных приводили факты в пользу улучшения социального обеспечения пожилых людей в России сегодня: «Но вот той остроты, которая была, скажем, во время монетизации льгот, мы не прослеживаем и новые явления в быту, которые традиционно вызывают трудности у стареющего населения и у населения пожилого возраста, они все-таки постепенно преодолевают. То есть мы видим, люди пожилого возраста с мобильными телефонами, они пользуются автоматами для оплаты услуг ЖКХ, они так или иначе, в общем-то, осмысленно могут реагировать на действия властей. И в общем-то, я так думаю, что в социальной сфере, конечно, им хотелось бы большего, но есть тенденция относиться и с пониманием к происходящим переменам» (МС22.017, с. 4).

Итак, эксперты выделили широкий круг проблем в сфере социальной политики, так или иначе сопряженных с процессом постарения населения. Наиболее незащищенными в социальном плане, по мнению экспертов, сегодня остаются пенсионеры, остро стоит вопрос крайне низкого уровня жизни данной группы населения. Многие эксперты подчеркивали, что пенсионеры вынуждены буквально просить о помощи государство, несмотря на многолетний трудовой стаж, и чувствуют себя униженными, брошенными на произвол судьбы. Несовершенство как самой законодательной базы, так и собственно системы получения социальной помощи, бюрократизм становятся существенной преградой к полу-

чению социальной поддержки пожилыми людьми. Рост численности пенсионеров также означает возрастание расходов государства на социальную сферу, и, в силу ограниченности финансовых ресурсов, отвлечение средств от программ, целевой аудиторией которых являются другие группы населения. Характеризуя данную проблему, некоторые эксперты отмечали патерналистские установки пожилых граждан, их нежелание самостоятельно заблаговременно заботиться о своем благосостоянии в пенсионном возрасте.

Проблемы организации доступа к получению социальных услуг, социальной помощи наиболее часто отмечали эксперты — сотрудники общественных организаций, необходимость увеличения расходов на пенсионное обеспечение — представители законодательной и исполнительной власти, низкий уровень жизни и пожилого населения — научно-педагогические кадры. Напротив, для представителей местного самоуправления были характерными мнения об улучшении ситуации в области социальной поддержки пенсионеров и патерналистских установках пожилых людей.

Библиографический список

1. Александрова А.Л. Льготы: помощь или сказка для бедных // Социальная политика в Российской Федерации. Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа. — 2004. — Вып. 2. — С. 3-5.

2. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики. — 2008. — № 4. — Т. 6. — С. 439-456.

3. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. — 2014. — № 1. — С. 7-19.

4. Гонтмахер Е. Проблема старения населения в России [Электронный доступ] // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 22-29. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/05 11/analit03.php (дата обращения: 23.02.2016)

5. Markovkina S.G. Some features of elderly adaptation // Социологические исследования. — 1997. — № 12. — С. 48-50.

6. Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Максимова М.М., Щеглова Д.К. Социальная экс-клюзия лиц старших возрастных групп: социально-экономические аспекты // Вестник Алтайского ГАУ. — 2015. — № 5 (127). — С. 180-184.

7. Морковкин Г.Г. Научное обеспечение инновационного развития АПК Алтайского края // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. — 2010. — № 2. — С. 17-25.

8. Максимова С.Г., Неваева Д.А. Социальная эксклюзия пожилых людей в современном регионе // Вестник Алтайского ГАУ. - 2015. - № 8 (130). - С. 173-177.

9. Максимова С.Г., Литвинова С.А. Социологический анализ социально-экономического положения лиц пожилого и старческого возраста (на примере Алтайского края) // Клиническая геронтология. — 1999. — № 3. — С. 36.

References

1. Aleksandrova A.L. L'goty: pomoshch' ili skazka dlya bednykh // Sotsial'naya politika v Rossiiskoi Federatsii. Al'manakh Assotsiatsii nezavisimykh tsentrov ekonomicheskogo analiza. — 2004. — Vyp. 2. — S. 3-5.

2. Ovcharova L.N. Bednost' i ekonomicheskii rost v Rossii // Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki. — 2008. — № 4. — T. 6. — S. 439-456.

3. Tikhonova N.E. Fenomen bednosti v sov-remennoi Rossii // Sotsiologicheskie issledo-vaniya. — 2014. — № 1. — S. 7-19.

4. Gontmakher E. Problema stareniya nase-leniya v Rossii [Elektronnyi dostup] // Miro-vaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheni-ya. — 2012. — № 1. — S. 22-29. URL: http://www.demoscope.ru /weekly/2012/05 11/analit03.php (data obrashcheniya: 23.02.2016).

5. Markovkina S.G. Some features of elderly adaptation // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 1997. — № 12. — S. 48-50.

6. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Maksi-mova M.M., Shcheglova D.K. Sotsial'naya ek-sklyuziya lits starshikh vozrastnykh grupp: sotsi-al'no-ekonomicheskie aspekty // Vestnik Al-taiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. — 2015. — № 5 (127). — S. 180-184.

7. Morkovkin G.G. Nauchnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya APK Altaiskogo kraya // Vestnik Bryanskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2010. — № 2. — S. 17-25.

8. Maksimova S.G., Nevaeva D.A. Sotsi-al'naya eksklyuziya pozhilykh lyudei v sov-remennom regione // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 8 (130). — S. 173-177.

9. Maksimova S.G., Litvinova S.A. Sotsio-logicheskii analiz sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya lits pozhilogo i starcheskogo voz-rasta (na primere Altaiskogo kraya) // Klinich-eskaya gerontologiya. — 1999. — № 3. — S. 36.

Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 15-03-00579 «Социальная эксклюзия лиц старших возрастных групп в современной России» (2015-2017).

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.