Научная статья на тему 'Социальная политика в отношении молодой семьи'

Социальная политика в отношении молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2134
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОПОЛУЧНАЯ МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цинченко Галина Михайловна

Статья посвящена рассмотрению роли молодой семьи в современных социально-экономических условиях российского государства. Автор утверждает, что ориентация на тип благополучной молодой семьи должна стать реальной стратегической целью для проведения государственной молодежной политики. Описывается модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в отношении молодой семьи»

Общество и реформы

Г. М. ЦИНЧЕНКО

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Ключевые слова:

социальная политика, благополучная молодая семья, социальное государство, национальные интересы, репродуктивное здоровье

Статья посвящена рассмотрению роли молодой семьи в современных социально-экономических условиях российского государства. Автор утверждает, что ориентация на тип благополучной молодой семьи должна стать реальной стратегической целью для проведения государственной молодежной политики. Описывается модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений.

Key words:

social policy, secured young family, social state, national interests, reproductive health

The article is devoted to investigation of the role of a young family in the contemporary social and economical conditions of the Russian state. The author states that orientation to the type of secured young family should become a real strategic aim for state youth policy realization. The model of a secured young family is described as an object of social relations.

Социальная политика, если она проводится с учетом национальных интересов страны и отвечает требованиям социального государства, представляет собой разноуровневые управленческие воздействия на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества, обеспечения стабильности политической системы и власти на основе гармонизации социально-трудовых и иных отношений. Как составная часть внутренней политики она воплощается в законодательстве, нормативных актах, специальных программах и реальной практике,

регулирует отношения и взаимодействие различных социальных групп [1, с. 8].

В научной литературе семья понимается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместными взаимными обязанностями по отношению друг другу. Семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которых осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

В последние годы ведутся фундаментальные исследования в об-

ласти семейной политики. Сегодня, в условиях кризиса российской семьи, особый интерес приобретают работы А. С. Агавеляна, А. И. Антонова, С. В. Дармодехина, О. В. До-рохиной, Е. В. Елизарова, Г. И. Кли-мантовой, С. Д. Мезенцева и др., в которых прослеживается развитие российской семьи и делается акцент на повышение роли государства в укреплении и развитии семьи посредством концептуально разработанной и реалистичной семейной политики.

Молодые семьи занимают особое место в обществе, т. к. они во многом определяют будущее этого общества. Рождение и воспитание детей и, значит, воспроизводство нации связано с молодыми семьями. Большинство детей (около 3/4 от общего числа) в нашей стране проживают с родителями, возраст которых менее 30 лет. Именно в молодых семьях начинается воспитание детей, закладываются основы сознания, отношения к тем или иным сторонам жизни у подрастающего поколения. Молодые семьи часто находятся в более трудном положении, потому что, с одной стороны, одновременно с формированием семьи происходит профессиональное становление членов семьи. С другой — супруги в таких семьях, как правило, еще не имеют опыта налаживания, укрепления супружеских отношений, что делает молодые семьи весьма уязвимыми,

подверженными риску распада. В связи с этим необходимо совершенствование политики в отношении молодой семьи. Решение задач сбережения и преумножения народа находится в сфере семейной политики и, в первую очередь, в комплексной поддержке молодых семей. Проблема организации социальной поддержки молодых семей на федеральном и региональном уровнях предпо лагает рассмотрение молодой семьи в качестве особой социальной категории со специфическими интересами и потребностями.

Сегодня необходимо осознать, что народосбережение является главной проблемой России. «Иначе через полусотню лет в нашей стране жителей может оказаться менее ста миллионов — в полтора раза меньше, чем сейчас. Тогда уже никакие экономические программы будут не нужны. От демографической ситуации в нашей стране зависит самым непосредственным образом решение ключевых социально-экономических проблем, освоение огромных территорий и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-экономических ресурсов, возможности использования географических преимуществ страны, сохранение территориальной целостности Российской Федерации», — считает заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М. Е. Николаев [4, с. 5].

Цинченко Г. М. Социальная политика в отношении молодой семьи

Общество и реформы

В России современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений. Большинство городских и сельских семей ограничиваются одним ребенком. По сравнению с 1991 г. численность населения уменьшилась на 3 млн человек и в итоге Россия занимает шестое место в мире по темпам сокращения численности населения. Убыль населения была бы в два раза больше, если бы не приток переселенцев из ближнего зарубежья. Важно иметь в виду, что низкая рождаемость связана не только с изначальными демографическими установками вступающих в брак, но в большей степени она обусловлена низкой устойчивостью российской семьи. В последние 5 лет на 1000 браков в среднем приходится около 700 разводов, т. е. 2/3 браков распадается. Почти 10% семей не состоят в зарегистрированном браке. Развод, распад семьи является социальным стрессом. Распадаются в первую очередь молодые семьи: более 70% всех разводов происходит в первые 5 лет совместной жизни. Во многом это происходит потому, что нерешенность социально-бытовых проблем и недостаточная государственная поддержка в первые годы супружества приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. Молодые семьи, как правило, не имеют жилья, среднедушевые доходы в молодых семь-

ях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Почти 70% молодых семей можно отнести к числу бедных. Государство должно учитывать эти особенности молодых семей и помогать им с трудоустройством, с решением жилищных проблем, оказывать материальную помощь при рождении ребенка [4, с. 12].

Судьба Российского государства напрямую зависит от благополучия первичной ячейки общества — семьи. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей. Жизнь семьи связана с продлением рода, а, следовательно, воспроизведением и воспитанием нового поколения. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передача опыта жизни, житейской мудрости [6, с. 21]. В связи с этим необходима комплексная, системная, последовательная работа, направленная на укрепление института семьи и возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

В России имеет место ухудшение репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Подтверждением этого можно привести следующие данные: 20% супружеских пар се-

годня страдают бесплодием, которое нередко является расплатой за сделанные аборты и перенесенные венерические заболевания. В стране более половины беременностей прерываются абортами. В России их совершается около 1,5 млн в год. Основная часть прерываний беременности приходится на молодых женщин, причем половина из них — на 19-летних девушек. Аборт — душевная трагедия и удар по женскому организму, приближающий болезни и старость. По данным Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, у трети женщин, страдающих вторичным бесплодием, была искусственно прервана первая беременность. Мы должны больше заботиться о духовном здоровье и нравственности молодых людей и пропагандировать целомудрие. Для этого надо внедрять в учебных заведениях преподавание «Основ православия» и не обращать внимания на пустые и досужие разговоры о свободе совести и религии. Если в ходе школьного урока человек получает представление о высокой нравственности и духовности, то никто — ни католик, ни мусульманин, ни буддист не будет выступать против него. Важно не кем, а что и как преподается. У православия есть уникальный тысячелетний опыт духовного воспитания в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны и им надо активно пользоваться [4, с. 14-15].

Национальный общественный комитет «Российская семья» выступает с инициативой создания с участием своих филиалов, муниципалитетов и местного духовенства Советов по духовно-нравственному воспитанию. Советы, привлекая к этим процессам педагогов, родителей, представителей общественных организаций, духовенства, местных администраций и бизнеса, должны взять на себя груз ответственности за формирование духовного мира молодежи и молодых семей. Только так можно усиленно противостоять насаждаемому культу разврата и бездуховности.

В России на фоне резкого падения рождаемости интенсивно развивается процесс снижения репродуктивного потенциала женщин, который должен обеспечивать из поколения в поколение рождение здоровых детей. Этот факт требует обратить внимание не только на количественные параметры рождаемости, но и на ее качественные характеристики.

Патологическая рождаемость становится важнейшим фактором, уменьшающим потребности в расширении семей в современных семьях. Нарастающая интенсивность патологии беременности, родов и послеродового периода, недостаточные доступность и качество акушерско-гинекологической помощи увеличивают риски материнской смертности, отражают проблемы

Цинченко Г. М. Социальная политика в отношении молодой семьи

Общество и реформы

охраны здоровья репродуктивного здоровья женщин. Успешное решение проблемы бесплодия супружеских пар является одним из резервов достижения семьями желаемого числа детей.

Государственная политика по охране репродуктивного здоровья должна включать систему комплексных профилактических мер в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведения научных исследований по проблеме [2, с. 40-42].

В области охраны здоровья молодых семей приоритет принадлежит профилактике заболеваний и смертности. Это требует изменения менталитета региональных и местных органов власти и населения, повышения места здоровья и человеческой жизни в системе общественных ценностей. Необходима разработка и реализация конкретных, осязаемых и понятных населению мер по пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию детей и молодежи в образовательных учреждениях, увеличение количества учебных часов на занятия физической культурой.

В первоочередном порядке требуется создавать условия для безопасного материнства, родов, грудного вскармливания, сохранения здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

В современных социальноэкономических условиях реальной стратегической целью проведения государственной политики в отношении молодой семьи должна стать ориентация на тип благополучной молодой семьи.

Под благополучной молодой семьей понимается семья, которая:

— осуществляет свою деятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух и более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;

— в состоянии самостоятельно решать все проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной поддержки;

- обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом. Модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений отражает:

1) юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой прожи-

вают в зарегистрированном браке;

2) полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей)и детей;

3) детность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;

4) экономическую обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по региону;

5) социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно закрепленной государственной поддержки;

6) социальную направленность: основные направления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры.

При определении уровня благополучия молодой семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования

семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.

Показателем уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество выполнения ею социальных функций, предусматривающих обеспечение:

— воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;

— в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;

— формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;

— эмоциональной и психологической устойчивости: ориентации на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;

— развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе — профессиональный рост, успешное обучение в образовательных учреждениях);

— условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи. Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных органов

Цинченко Г. М. Социальная политика в отношении молодой семьи

Общество и реформы

власти, социальных институтов государства и общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ, направленных на взаимодействие с молодыми семьями. Достижение этих показателей должно рассматриваться как отдельные задачи, стоящие перед различными социальными структурами по работе с молодыми семьями [3, с. 177-178].

Государственная семейная политика как область социальной политики начала формироваться еще в советский период развития России, на этапе политической и социально-экономической трансформации страны началась ее модернизация. В основу идеологии семейной политики была положена парадигма общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека, семейного воспитания детей, содержащиеся в международных нормативно-правовых документах. В то же время семейная политика не получила полного законодательного закрепления и сегодня на практике связана с сокращением государственных гарантий всем семьям и переходом на адресную социальную помощь малоимущим. Следует провести экспертизу законодательства и привести его в соответствие с избранной концепцией государственной семейной политики. Помимо развития законодательного обеспечения

семейной политики нужно также осуществить реформирование организационных, финансовых, информационных и других механизмов реализации семейной политики. Целесообразно развивать взаимодействие и сотрудничество государства и институтов гражданского общества в реализации социальной политики, особенно с религиозными конфессиями, являющимися важным фактором преемственности поколений и стабильности семей, в том числе молодых.

В целом же законодательство должно усилить правовые предпосылки закрепления статуса государственной семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, обеспечить правовые основы ориентации всей социальной политики на семью. Социально-демографическая политика государства, по нашему мнению, должна быть ориентирована на молодые семьи. Проблема организации социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи в качестве особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями.

Укрепление молодой семьи должно способствовать снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей, решению проблем беспризорности и детской подростковой девиантности. Стабилизация

молодой семьи позволит снизить уровень социального сиротства, число внебрачных детей и количество отказов от новорожденных детей среди молодых родителей.

Заслуживает поддержки тезис Института социально-экономических проблем народонаселения РАН: «Развивая совершенно новую эко-

номическую, политическую и социальную систему, Россия имеет возможность увеличить свой эволюционный капитал... Используя социальную политику... и поддерживая семью как основу свободного производства и потребления, общество могло бы укрепить свои позиции» [5, с. 35].

1. Жуков В. И. Семья в контексте социальной политики России. М., 2008.

2. Каткова И. П. Репродуктивное здоровье россиянок // Народонаселение. 2002. № 4. С. 40-42.

3. Климантова Г. И., Ростовская Т. К. Молодая семья — демографический ресурс России. М., 2008.

4. Николаев М. Е. Доклад «Молодая семья: вызов времени и решения» на V Всероссийском конгрессе «Российская семья». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ. 111^: http://www.coundl.gov.ru/inf_ps/chronicle/2008/04/item7392. 1^т1 (дата обращения 15.08.2010).

5. Римашевская Н. и др. Окно в русскую частную жизнь. М., 1999.

6. Семья в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустафаевой, Г. А. Кудрявцевой и др. Магнитогорск, 2007.

Цинченко Г. М. Социальная политика в отношении молодой семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.