Научная статья на тему 'Социальная политика в Азербайджане: современное состояние и направления развития'

Социальная политика в Азербайджане: современное состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1311
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПЕНСИЯ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SECURITY / LIVING STANDARDS / NEEDY GROUPS OF THE POPULATION / PENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева Расмия Сабир

За последние годы в статье было анализировано современное состояние социальной политики в республике. Автором дана оценка влияния проведенной социальной политики на уровень жизни населения, в том числе на малообеспеченное. В статье показаны пути повышения уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY IN AZERBAIJAN REPUBLIC: MODERN SITUATION AND DEVOLEPMENT DIRECTIONS

In the article the social policy carrying out in the republic has been analyzed at last years. The influence of the social policy to the living standards of the population, including the needy groups has been determined. In the article, the improvement directions of the living standards of the population have been shown too.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в Азербайджане: современное состояние и направления развития»

АБДУЛЛАЕВА Р.С.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

За последние годы в статье было анализировано современное состояние социальной политики в республике. Автором дана оценка влияния проведенной социальной политики на уровень жизни населения, в том числе на малообеспеченное. В статье показаны пути повышения уровня жизни населения.

ABDULLAYEVA Я. S.

SOCIAL POLICY IN AZERBAIJAN REPUBLIC: MODERN SITUATION

AND DEVOLEPMENT DIRECTIONS

In the article the social policy carrying out in the republic has been analyzed at last years. The influence of the social policy to the living standards of the population, including the needy groups has been determined. In the article, the improvement directions of the living standards of the population have been shown too.

Ключевые слова: социальная политика, социальное обеспечение, уровень жизни, малообеспеченное население, пенсия

Key words: social policy, social security, living standards, needy groups of the population, pension.

В последние годы наблюдается ускоренное развитие в экономической и социальной жизни нашей республики. Макроэкономические показатели последних шести лет показывают более динамическое развитие нашей страны по сравнению не только со странами СНГ, но и среди европейских стран. В результате целевой и направленной экономической и социальной политики, увеличился выпуск продукции, расширилась сфера услуг, увеличились доходы и заработная плата, характеризующих жизненный уровень населения. Приведенные ниже макроэкономические показатели подтверждают наше мнение (Таблица 1).

Основной макроэкономический показатель, характеризующий развитие страны, - производство валового внутреннего продукта за последние восемь лет, увеличившись в 7,2 раза составил 51157,2 миллион манатов. За этот период общий объем промышленный продукции увеличился в 7,0 раз, розничный товарооборот в 5,2 раза, внешний торговый оборот в 7,0, доходы госбюджета в 13,0, расходы в 12,5 раза.

Таблица 1

Основные макроэкономические индикаторы_

2003, миллион манат 2011, миллион манат В 2011 % к 2003

Валовой внутренний продукт 7146.5 51157,5 7,2 раз

Полный объем промышленной продукции (работ, услуг) 4982.1 35026,9 7,0 раз

Инвестиции в основной капитал 3786.4 12799,1 3,4 раз

Розничный товарооборот 3062.0 15880,3 5,2 раз

Платные услуги населению 592.2 5332,4 9,0 раз

Оборот внешней торговли, мил. США $ 5216.6 36326,9 7,0 раз

Из которых:

экспорт 2590.4 26570,9 10,3 раз

импорт 2626.2 9756,0 3,7 раз

Доходы государственного бюджета 1220.9 15700,7 13,0 раз

Расходы государственного бюджета 1234.5 15397,5 12,5 раз

Профицит в государственный бюджет X 303,2 X

Доход населения 5738.1 30633.5 4.8

Необходимо отметить, что с повышением доходов госбюджета растут средства, выделяемые на социальную защиту и социальное обеспечение. Так, в 2011 году, по сравнению с 2003 годом, из госбюджета было израсходовано в 7 раза больше средств на социальную защиту и социальное обеспечение. В 2011 году из госбюджета на социальную защиту и социальное обеспечение было израсходовано 1495,4 млн. манатов, а это говорит о росте на 34,0% по сравнению с 2010 годом. В целом социальная политика государства была направлена на усиление социальной защиты не только малообеспеченных групп населения, но и всех социально - демографических групп. Расширение финансовых возможностей обеспечило, в значительной степени, увеличение ресурсов, направленных в социальные сферы, улучшение устойчивого благосостояния населения, созданием новых рабочих мест обеспечило рост уровня занятости, снижение уровня бедности (Таблица 2).

Таблица 2

Расходы государственного бюджета_

1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2011

Расходы государственного бюджета (миллион. манат) 428.4 764.0 931.8 1234.5 1502.1 2140.7 3790.1 6086.2 10680.9 15397,5

На социальную защиту (миллион. манат) 34.7 104.9 145.2 153.6 168.8 217.7 330.3 578.4 825.3 1478,3

Расходы государственного бюджета, % 8.0 13.7 15.6 12.4 11.2 10.2 8.7 9.5 8.0 10,0

По социальному обеспечению, (миллион. манат) 1.8 34.5 45.1 60.4 67.6 87.2 11.2 16.4 21.1 17,1

Расходы государственного бюджета, % 0.4 4.5 4.8 4.9 4.5 4.1 0.3 0.26 1.0 1,0

Увеличение средств на социальную защиту и социальное обеспечение стало причиной роста доходов населения, заработной платы работающих в

бюджетных организациях, пенсий и пособий и др. Так в 2011 году, по сравнению с 2003 годом, доходы населения выросли в 5,3 раза, а доходы на душу населения в 4,8 раза. (Таблица 3)

Таблица 3

Показатели, характерезующие уровень жизни_

Показатели, характерезующие уровень 2000 2003 2005 2007 2008 2011

жизни, манат

Среднемесячные доходы 42.5 59.0 81.2 143.4 195.3 282.0

Среднемесячные расходы 33.5 47.4 63.0 106.5 143.4 201.8

Среднемесячная номинальная заработан- 44.3 77.4 123.6 215.8 274.4 364.2

ная плата

Среднемесячная пенсия 15.4 25.1 29.9 41.1 95.8 145.1

Источник: Статистические показатели Азербайджана - 2012, стр..38, 140.

В 2011 году в стране среднемесячная заработная плата составляла 364,2 маната, что на 10,0% выше уровня 2010г. Более высокая заработная плата наблюдалась в добывающей промышленности, сферах финансовой деятельности, в операциях связанных с недвижимостью, в областях оказания арендных и потребительских услуг и в строительной сфере.

В 2008 году Президентом страны был подписан ряд Указов и Распоряжений для повышения заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета. Этими указами минимальная заработная плата работников сфер науки, социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. бюджетных организаций увеличилась на 50%, работников научных учреждений, находящихся в составе Академии Наук на 50%, работников учебных заведений в зависимости от трудового стажа и числа студентов от 50% до 2 раз.

За последние 9 лет минимальная заработная плата выросла в 8 раз и с 9 манатов в 2003 году увеличилась до 85 манатов в 2011 году и в связи с этим в соответствии с Указом «О регулировании заработной платы» работников сфер финансируемых из госбюджета установленной Единой Тарифной Таблицей месячных тарифных (должностных) окладов, заработная плата служащих бюджетных организаций также повысилась. В период с 2004-2008 годов заработная плата работников здравоохранения, охраны границ, таможни, военнослужащих, сотрудников фельдегерьской службы, работников образовательных учреждений, предприятий, учреждений и организаций находящихся свыше 1200 метров над уровнем моря, также повысилась.

Необходимо отметить, что в то время, когда финансовый кризис создал много социальных проблем, в том числе весьма серьезную проблему безработицы в развитых странах мира, в Азербайджане были созданы сотни новых предприятий и сотни тысяч рабочих мест. В период с 1 октября 2003 года по 1 января 2009 года было открыто 766277 новых рабочих мест, в том числе 547537 постоянных. В течении 2011 года в стране было открыто 94111 новых рабочих мест, в т.ч. 72353 постоянных. Значительная часть их приходится на долю регионов. Это показывает, что социально-экономическая политика, проводимая в стране, служит усилению социальной защиты не только столичного населения, но в тоже время проживающих в регионе.

С целью более эффективного использования существующего потенциала регионов Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 14 апреля 2009 года издал Указ об утверждении «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах». В качестве одной из основных целей приоритетных направлений этой Программы была отмечена необходимость еще большего улучшения жизненного уровня населения. Для достижении цели поставленной в Государственной Программе, в ряд обязанностей предусмотренных в этом документе, входит продолжение осуществления мер в направлении повышения уровня занятости населения, улучшения коммунальных услуг и др.

В центре внимания проводимой государством социальной политики, постоянно находится улучшение социальной защиты малообеспеченных групп населения. В результате проведения реформ по улучшению социальной защиты малообеспеченных групп населения уровень бедности с 44,7 процентов в 2003 году, снизился до 9,1 процентов в 2011 году.

В последние годы была еще более усилена помощь, оказываемая малообеспеченным группам населения. С целью усиления социальной защиты малообеспеченных групп населения, президентом страны в 2008 году был подписан ряд Указов и Распоряжений. Так, яркий пример этого, Указы Президента Азербайджанской Республики «О повышении пособия находящихся в частично оплачиваемом социальном отпуска по уходу за ребенком» от 2 августа 2008 года и «О повышении социальных пособий» от 27 августа 2008 года. Месячная стипендия, выдаваемая аспирантам, студентам высших, средних специальных, профессиональных школ и профессиональных лицеев в среднем выросла на 40 процентов, сумма месячного пособия, выдаваемая вынужденным переселенцам на 50 процентов.

Значительное место среди малообеспеченных групп населения занимают пенсионеры. Согласно статистическим данным на начало 2012 года, в республике имеется 1277596 пенсионеров. Как известно в последние годы, проводятся основательные реформы в пенсионной сфере. С этой целью, 17 июля 2001 года была принята «Концепция Пенсионной реформы в Азербайджанской Республике». В этой концепции, в соответствии с предусмотренными целями, в первую очередь была сформирована законодательная база страны. Так, после принятия Законов «О социальных пособиях» и «О трудовых пенсиях» (7 февраля 2006 год), в нашей стране произошло разделение систем социального страхования и социальной помощи и внедрена «накопительная» пенсионная система, основанная на новом индивидуальном учете.

Социальная политика государства в направлении усиления социальной защиты малообеспеченных групп, предусматривала и пенсионеров, базовая часть пенсии из года в год увеличивалась. Так, в 2006 году базовая часть трудовых пенсий была установлена в размере 35 манатов. С 1 февраля 2007 года размер пенсии был 50 манатов, а в 2011 году базовая часть трудовых пенсий увеличившись по сравнению с 2007 годом на 70%, достигла 85 манатов. В результате этого, средняя сумма месячных пенсий достигла 145,1 манатов.

Как видно, с повышением уровням динамического развития страны и базовая часть пенсий постоянно повышается. С 1 января 2007 года страховая часть трудовых пенсий и пенсионный капитал накопленный в страховочной части индивидуального счета, не менее одного раза в год, индексируется в соответствии с индексом потребительских цен, устанавлиемым соответствующим органам исполнительной власти.

Важную роль в улучшении социальной защиты малообеспеченных групп населения играют пособия. В одном из основных направлений социальной политики государства - осуществление выдачи социальных пособии выполняется на принципах справедливости, адресности и равноправия. В Республике, в состав получающих социальные пособия включены не трудоспособные лица - инвалиды, в том числе дети - инвалиды до 18 лет, женщины достигшие 62 летнего возраста, мужчины достигшие 67 лет, 57 летние женщины, родивших и воспитавших до 8 лет 3-х и более детей. 62 летние мужчины, воспитавших без заключения повторного бракосочетания, 3-х и более детей, оставшихся сиротами результате смерти матери или лишения материнства или же детей инвалидов с детства, дети умершего лица не достигшие 18 лет, или бывших инвалидами до достижения 18 лет, а также дети выше 18 лет (получающих очное образование до завершения учебы, но не выше 23 летнего возраста). Выдача пособий в республике осуществляется Государственным Фондом Социальной Защиты (ГФСЗ) и Министерством Труда и Социальной защиты Населения (МТСЗН). Как было отмечено выше, в 2006 году системы социального страхования и социальной помощи были отделены. Поэтому со стороны ГФСЗ выдаются пособия нескольких видов только лицам занятых в экономике, в связи с рождением ребенка, уходу за ребенком до 3 лет, пособие для погребения. Выдача пособий малообеспеченным группам населения производится в основном МТСЗН. Согласно данным МТСЗН на начало 2012 года в стране было зарегистрировано 308831 человек получающих социальные пособия. В целях усиления социальной защиты малообеспеченных детей, Президентом Азербайджанской Республики 2 августа 2008 года был издан еще один Указ «О повышении пособия получаемого лицам находившихся в частично оплачиваемом социальном отпуске по уходу за ребенком». На основании этого Указа, с 1 сентября 2008 года месячное пособие, выдаваемого лицам находящихся в частично оплачиваемом социальном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет установлено в размере 20 манатов, с 1,5 лет до 3-х лет сумма этого пособия устанавливается в объеме 10 манатов.

С целью усиления социальной защиты малообеспеченного населения, Президент Азербайджанской Республики 27 августа 2008 года подписал еще один Указ «О повышении социальных пособий». В соответствии с этим Указом были увеличены социальные пособия некоторым категориям.

С целью обеспечения выдачи социальных пособий более нуждающимся, с 1 июня 2006 года был внедрен механизм социальной помощи по республике. Адресная государственная социальная помощь это денежная помощь, оказываемая государством малообеспеченным семьям. Для 2008 года уровень нуждаемости был установлен в размере 55 манатов, с 1 января 2012 года

- в объеме 84 манатов. В 2011 году 541989 членам семей была оказана адресная социальная помощь. Месячная адресная социальная помощь приходящаяся на одного человека составляла 23,7 манатов.

Необходимо отметить, что в 2012 году Кабинетом Министров, в стране был установлен критерий нуждаемости в размере 84 манатов, а это в 1,3 раза меньше прожиточного минимума (108 маната). Это создает проблемы в социальной защите малообеспеченных семей. Не удивительно, что результаты опроса, проведенного обследованием домашних хозяйств показывают, что 83,2% получающих адресную социальную помощь расходуют ее на приобретение продовольственных продуктов. Большая часть респондентов, участвующих в опросе (71,3%) отмечают, что выдаваемая им социальная помощь лишь частично удовлетворяет их потребности, 13,2% респондентов заявили, что рост цен в стране не позволяет это, а 11% отмечают, что эта помощь не играет никакой роли в улучшении их материального положения.

Продолжаются реформы в направлении совершенствования механизма адресной социальной помощи. Использовав банк данных собранных о семьях, обратившихся в Министерство Труда и Социальной Защиты Населения для получения социальной помощи, Министерство, для частичного выхода из положения бедности малообеспеченных семей, разработало «Программу социальной реабилитации малообеспеченных семей» охватывающую 13 проектов. Это программа охватывает 13 таких проектов, как адресная государственная социальная помощь, обеспечение занятости, создание профессионального обучения и рабочих мест, поддержка семейных сельских хозяйств, из школы на работу, поддержка малого бизнеса, обеспечение социальных услуг и занятости, обеспечение медицинско-социальной реабилитации и занятости, обеспечение достойного труда, помощь в натуральной форме, улучшение жилищных условий семей шехидов и обеспечения их транспортными средствами, государственное обеспечение членов семей по социально-демографическим группам, психологическая-социальная помощь. Основная цель этой программы, используя банк данных собранных о семьях, осуществляя активных проекты, разработать механизм определения соответствующих мер по относительному выходу из бедствующего положения малообеспеченных семей.

Как видно, со стороны государства предпринимаются серьезные шаги в области оказания социальной помощи малообеспеченным семьям. Однако оказание социальной помощи нуждающимся может осуществляться не только государством, но и муниципалитетами, негосударственными благотворительными организациями и др. Для информации отметим, что в Швеции и Италии помощь нуждающимся на 100% осуществляют муниципалитеты, в Бельгии 50% государство и 50% благотворительные организации, в Дании 50% государство и 50% муниципалитеты.

По нашему мнению, необходимо привлечение не государственных структур к оказанию помощи малообеспеченным семьям. Совершенствуя систему социальной помощи, может оказать положительное влияние на по-

вышение уровня жизни малообеспеченных семей и выхода их положения бедности.

Таким образом, имеющиеся проблемы в сфере социальной защиты малообеспеченных групп населения, делает необходимость продолжения реформ. В процессе устранения существующих проблем должны найти свое решение следующие задачи в социальной политике государства:

❖ должны быт определены возможности социальной и экономической эффективности расходов бюджета по социальной защите; отводиться широкое место научным исследованиям в этом направлении;

❖ повыситься внимание к государственному регулированию занятости и использоваться новые методы и способы;

❖ должны увеличиться расходы на развитие человеческого капитала и человеческого потенциала, повыситься социальная и экономическая эффективность этих расходов;

❖ усовершенствоваться законодательная база в области социального обеспечения;

❖ основным показателем для оказания помощи малообеспеченным группам населения должен являться прожиточный минимум;

❖ адресная социальная помощь должна рассчитываться на разнице между месячным доходом и прожиточным минимумом на каждого члена семьи;

❖ определение нуждающихся групп населения как важного элемента адресной социальной помощи и усовершенствование механизма контроля за его осуществлением;

❖ эффективное использование финансовых средств в прогрессе оказания социальной помощи;

❖ привлечение не государственных структур к процессу оказания социальной помощи населению;

❖ ускорение доведения критерия нуждаемости к прожиточному минимуму.

Осуществление вышеперечисленного сможет оказать положительное влияние на усиление социальной защиты населения.

_Литература_

1. Интернет сайт www.sspf.gov.az

2. Aging Population, Pension Funds and Financial Markets, Robert Holzmann, The World Bank, 2006;

3. Growth, poverty, and inequality, Eastern Europe and the Former Soviet Union, The World Bank, 2005;

4. Azsrbaycanin Statistik göstsricilsri, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.