Научная статья на тему 'Социальная политика Церкви: современное состояние и перспективы'

Социальная политика Церкви: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / RELIGIOUS ORGANIZATION / CHURCH / SOCIAL ACTIVITIES / CHARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Далекорей М. И.

В статье рассмотрены формы церковной общественно-благотворительной деятельности. Предложены пути возможной активизации социальной деятельности Украинской Православной Церкви в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Далекорей М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH SOCIAL POLICY: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The main attention is paid to the analysis of the forms of ecclesiastical charity. The ways possible activation of the Ukrainian Orthodox Church in the modern society.

Текст научной работы на тему «Социальная политика Церкви: современное состояние и перспективы»

будет означать, что в российской экономике сформировалась, по сути, новая интеллектуальная среда, в которой главную роль играет уже не просто инженер, специализирующийся в узкой области техники, а инженер-управленец, способный реализовывать крупные инновационные проекты в разных отраслях промышленности.

Литература

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: м'м'м'.правительство.рф/ docs/22617. (дата обращения 25.03.2013).

Саморегулирование в строительной отрасли: учеб.-практ. пособие для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций. 2-е издание. Под ред. Викторова М.Ю., Ларионова А.Н. - М., «Библиотека НОСТРОЙ», 2012.

Яськова Н.Ю., Силка Д.Н. Новый вектор поиска адекватных форматов управления деловой активностью инвестиционностроительной сферы // Вестник Иркутского государственного строительного университета, № 11(70), 2012.

Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М., МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHICAL SCIENCES

Далекорей М.И.

Проректор по хозяйственно-экономической деятельности Закарпатского государственного университета СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕРКВИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассмотрены формы церковной общественно-благотворительной деятельности. Предложены пути возможной активизации социальной деятельности Украинской Православной Церкви в современном обществе.

Ключевые слова: религиозная организация, Церковь, социальная деятельность, благотворительность.

Dalekorey MI

Vice-rector for economic activities Transcarpathian State University

CHURCH SOCIAL POLICY: CURRENT STATE AND PROSPECTS

Abstract

The main attention is paid to the analysis of the forms of ecclesiastical charity. The ways possible activation of the Ukrainian Orthodox Church in the modern society.

Keywords: religious organization, church, social activities, charity.

Принципиальным отличием некоммерческих общественных организаций от государственных структур является добровольное участие граждан в их деятельности. Добровольность предполагает отсутствие какого-либо принуждения (добровольным является принятие решения относительно вступления и выхода из них, внесение пожертвований или уплаты взносов и т. д.). Авторы исследования «Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества» отмечают, что большинство некоммерческих общественных организаций «созданы для решения тех же задач, с которыми ежедневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод... Их существование... тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно» [1, с. 7]. Правовой, экономический и морально-этический аспекты взаимодействия некоммерческих общественных организаций (в т. ч. религиозных) и государства рассмотрели в своих работах А.И.Кавалеров, В.А.Кравченко, В.Ф.Лазарев, В.И.Лубский, О.В.Макаренко, Н.А.Мшрохин, А.С.Павлов, К.П.Победоносцев, Б.Л.Рудник, В.В.Симонов, В.И.Синайский, Р.С.Суворов, В.А.Ципин, О.В.Шведов, С.В.Шишкин, Л.И.Якобсон и др. ученые. Предлагаемое во внимание исследование посвящено анализу социально-благотворительной деятельности наиболее влиятельной в Украине религиозной организации - Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) - далее в статье - УПЦ (МП).

В ведущих странах Европы государственные учреждения и местные органы власти помогают финансировать социально значимые проекты некоммерческих организаций. Они «заключают с ними контракты на предоставление соответствующих услуг. Естественно, на конкурсной основе. Как правило, это обеспечивает лучшее удовлетворение запросов потребителей и меньшие затраты» [1, с. 51]. Так, например, в Германии более 35% всех детских садов, 60% интернатов для инвалидов, 50% домов престарелых и 40% больниц являются негосударственными. Во Франции все программы по работе с детьми на местном уровне осуществляются исключительно некоммерческими организациями, в том числе за счет государственных контрактов и грантов. На сегодняшний день в некоторых европейских странах (например, в ФРГ) социальные проекты традиционных религиозных организаций финансируются на государственном уровне за счет средств от сбора церковного налога. Зарубежный опыт наглядно демонстрирует, что религиозные организации во многих случаях гораздо лучше справляются с предоставлением таких социальных услуг, как уход за престарелыми гражданами и инвалидами, помощь бездомным, лечение от алкоголизма и наркомании, оказание психологической помощи, содействие социальной реабилитации и т. д.

В современной Украине религиозные организации помимо выполнения своих основных функций (например, культовых) занимаются финансово-экономической деятельностью, благотворительностью и другими социально значимыми проектами. Украинское государство способствует благотворительной деятельности некоммерческих организаций и, в частности, религиозных общин. В Статье 4 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» указано, что благотворительная деятельность включает в себя: «содействие практическому осуществлению общегосударственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического и материального положения получателей благотворительной помощи, содействие социальной реабилитации малообеспеченных, безработных, инвалидов, других лиц, нуждающихся в опеке, а также предоставление помощи лицам, которые в силу своих физических или других недостатков ограничены в реализации своих прав и законных интересов; оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, а также жертвам репрессий и беженцам; содействие развитию науки и образования, реализации научно-образовательных программ..., содействие развитию культуры..., содействие охране и сохранению культурного наследия, историко-культурной среды, памятников истории и культуры...; содействие развитию здравоохранения..., пропаганда здорового образа жизни и участие в оказании медицинской помощи населению» [2].

Православная Церковь стремится занимать активную социальную позицию и, соответственно, выполнять различные общественно значимые функции. Руководство РПЦ приняло программный документ «Основы социальной концепции Православной Церкви», в котором указано, что сферами сотрудничества Церкви и государства могут быть «миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях...; забота о сохранении нравственности в обществе, участие в духовном, нравственном и патриотическом воспитании..., участие в делах милосердия и благотворительности, сохранение, возрождение и развитие историко-культурного наследия (в частности, охрана памятников истории и культуры)..., работа по профилактике правонарушений и попечительства о лицах, находящихся в местах лишения свободы, участие в гуманитарных исследованиях,

111

здравоохранении...; соучастие в работе светских СМИ, деятельность по охране окружающей среды; экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества, поддержка института семьи, материнства и детства» [3]. Как можно видеть из этого документа, цели в нем задекларированы благие, и эти цели почти совпадают с государственным пониманием благотворительности. Но, к сожалению, многие положения «Основ социальной концепции Православной Церкви» являются сугубо декларативными, поскольку их реализация не обеспечена должным образом материальными и административными ресурсами.

Православные приходы часто сотрудничают с государственными учреждениями здравоохранения. Священники в больницах оказывают больным моральную поддержку, помогая выдержать их физические страдания. Наиболее активную работу в медицинских учреждениях ведут воцерковленные женщины из православных общин. В лечебных учреждениях сестры, опекая больных, ведут с ними духовные беседы и раздают им подарки (крестики, иконы, книги и т. д.). Кроме того, они помогают верующим больным осуществлять подготовку к церковным таинствам.

Наиболее распространенными формами благотворительной деятельности УПЦ (МП) является кормление нуждающихся и раздача им гуманитарной помощи. При обычных городских храмах благотворительное питания могут получать до нескольких десятков нуждающихся людей, а при кафедральных соборах и больших монастырях благотворительное питание часто получают до нескольких сотен человек. Некоторые епархии поддерживают проекты по раздаче представителям социально незащищенных слоев населения в местах их проживания (в частности, сиротам и старикам). Кроме того, при некоторых храмах созданы пункты раздачи гуманитарной помощи (прежде всего, одежды и обуви). Основными источниками получения церковью этих вещей является западная гуманитарная помощь, спонсорство предпринимателей и волонтерская помощь обычных верующих граждан. Верующие приносят вещи в храм или отдают представителям приходского актива, откуда они перераспределяются среди неимущих и бездомных.

Помогает Церковь малообеспеченным слоям: пенсионерам, одиноким детям, которые живут в семьях, чьи члены употребляют наркотики или злоупотребляют алкоголем и т. д. Эта помощь малоимущим категориям людей имеет несколько направлений. Во-первых, этим людям могут давать посильную работу, за выполнение которой их кормят и дают определенную плату. Чаще всего они продают в храмах свечи и другие средства культа, а также работают сторожами, поварами или уборщицами при храмах и монастырях. Кроме того, Церковь оказывает посильную помощь маргиналам: бывшим заключенным, алкоголикам и наркоманам, людям с отклонениями в развитии и т. д. Во-вторых, помощь может быть оказана в рамках прихода, когда с благословения настоятеля, верующие обязуются помогать пожилым членам общины (например, приносят продукты, помогают убрать в доме и т. п.).

Христианский путь покаяния и молитвы помогает многим заключенным выдержать срок наказания и начать социально полезную или, по крайней мере, не противоправную, деятельность. Основным путем социальной адаптации бывших заключенных является привлечение их к работе по строительству храмов или в монастырях (например, в хлебопекарнях или на пасеках), охранниками при церквях и т. д. Эпизодически в различных епархиях и храмах объявляются сбор продуктов, вещей или одежды заключенным.

Начиная с 90-х гг., Церковь способствует созданию домов престарелых. Финансируются эти учреждения из приходских и епархиальных средств, а также пожертвований спонсоров. Кроме того, за эту реабилитацию церковные учреждения получают еще и финансовую поддержку со стороны учреждений государственной власти, поскольку Церковь снимает с них часть их социальных обязательств по попечительству над этой социально незащищенной группой. Еще одной разновидностью социальной опеки УПЦ (МП) стало создание при крупных монастырях и некоторых храмах детских приютов. Это, преимущественно, небольшие заведения, рассчитанные на несколько десятков детей и подростков (заметим, что сейчас заметна тенденция к увеличению количества детей, находящихся в этих приютах). В приюты принимают бездомных детей, которых там кормят и обучают.

Приоритетной сферой социальной политики УПЦ (МП) является ее образовательная деятельность и катехизация (религиозное просвещение). Координация различных форм катехизаторской деятельности на высшем церковном уровне осуществляется через профильные Синодальные отделы. Эти отделы проводят лекционную работу, общаются с различными группами населения (пациентами и персоналом больниц, заключенными, воспитанниками детских домов, инвалидами, бывшими сектантами и т. п.). Катехизация основной массы верующих осуществляется в воскресных школах, которые одновременно являются и базой для всей православной образовательной системы. Ответственность за открытия и функционирования воскресных школ возлагается на настоятелей храмов. Поскольку образовательная церковная деятельность не финансируется епархиальными управлениями, в ней участвуют, в основном, отдельные энтузиасты. Заметим, что согласно украинской Конституции, «государственная система образования. отделена от церкви (религиозных организаций) и носит светский характер. Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии...» [4]. Программы церковных воскресных школ рассчитаны, как правило, на один-два года обучения. В этих школах преимущественно учатся дети прихожан, но примерно четвертую часть от общего количества учащихся составляют взрослые. Дети учатся, сидя за партами и слушая наставления наставника, а во взрослых группах обучения строится преимущественно по принципу клуба - с чаепитиями и разговорами на жизненно важные темы.

Система православных воскресных школ сейчас переживает существенный спад. Большая их часть была создана в период религиозного бума первой половины 90-х гг. Однако затем количество учеников в воскресных школах сократилось. В 1997 г., чтобы остановить тенденцию к сокращению количества учащихся воскресных школ, при епархиях были созданы отделы религиозного образования и катехизации, а также были изданы приказы об обязательном открытии воскресных школ при всех приходах. Но эта церковная инициатива натолкнулась как на проблему отсутствия в постсоветских странах организационных традиций религиозного обучения, так и на недостаточную моральную готовность большинства граждан усваивать богословские истины. Многие потенциальные ученики воскресных школ пекутся, прежде всего, о своих мирских делах и не хотят выделять значительное количество времени на религиозное обучение. Заметим, что социальное окружение учащихся воскресных школ исповедует ценности, которые существенно отличаются от главных христианских установок. Это также не способствует целенаправленной образовательной работе воскресных школ. В настоящее время основные надежды на изменение отношения к православию в детской и подростковой среде, связанные с внедрением в светских средних школах катехизаторского по своему содержанию предмета «Основы христианской этики». По нашему мнению, чтобы воскресные школы стали более интересными детям, их следует преобразовать в клубы по интересам, где предлагались бы различные экскурсии и другие формы работы.

На наш взгляд, УПЦ (МП) недостаточно использует свой социально-экономический потенциал. Например, можно было бы ввести под эгидой Церкви масштабную программу поддержки малообеспеченных слоев населения. К выполнению такой программы можно было бы привлечь энтузиастов не только из числа православных верующих, но и волонтеров из числа неверующих. С помощью этой программы можно было бы поддерживать реально функционирующие объекты, например, приюты для бездомных. Этот проект не является утопическим, поскольку в обществе всегда есть люди склонные к бескорыстной благотворительной деятельности. К сожалению, этот потенциал почти не задействован, а волонтерско-благотворительное движение находится ныне в зачаточном состоянии. Поскольку УПЦ (МП) имеет разветвленную структуру с множеством региональных представительств, и, что важно, такой проект полностью соответствует целям ее социальной политики, Церковь участием в

112

подобном проекте смогла бы значительно улучшить свой общественный имидж и продемонстрировать свое стремление к преодолению общественного зла.

Литература

1. Макаренко О. В. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества [О. В. Макаренко, Б. Л. Рудник, С. В. Шишкин, Л. И. Якобсон]. - М. : «СИГНАЛЪ», 1997. - 176 с.

2. Закон Укра!ни «Про благодшництво та благодшш оргатзацп» ввд 16.09.1997. № 531/97-ВР, чинний, поточна редакщя - Редакщя вщ 15.05.2011, тдстава 3236-17 [Электронний ресурс] // Верховна Рада Украши. - Режим доступу до Закону: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/anot/531/97-%D0%B2%D1%80 (дата обращения 07.01.2013).

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: Материалы Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. [Электронный ресурс] / 12 сентября 2005. - Режим доступа к тексту: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения 07.01.2013)..

4. Конститущя Украши [Електронний ресурс] // Вщомост Верховно! Ради Украши (ВВР). - 1996. - № 30. - Ст. 141. -Режим доступа до тексту: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80 (дата обращения 07.01.2013)..

Кудин АА

Аспирант, кафедра религиоведения, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей функционирования ислама в современном мире, а также об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни западных стран.

Ключевые слова: ислам, глобализация, современность, джихад, социум, феномен.

Kudin AA

PhD student, Department of Religious Studies, Kyiv National Taras Shevchenko University ISLAM IN THE MODERN WORLD

Abstract

This article analyzes the features of the functioning of Islam in the modern world and also about the specific manifestations of Islam in social and political life of the Western countries.

Keywords: Islam, globalization, modernity, jihad, society, the phenomenon.

Актуальность темы. Исламский феномен - это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия и экстремизма. Формирование "исламского феномена" - это политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врага" для оправдания увеличения военных расходов.

В начале ХХ1 века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены, как "исламский ренессанс" и "исламский бум". Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира. Реальности "феномена ислама" выдвинули на первый план проблему предотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. Если в Европе лжепророки агрессивно ревизуют официальное православие и католицизм, то в исламе они появляются в политических движениях и партиях ислама; речь идет о ваххабизме. Ваххабизм, как проявление "исламского феномена", со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной религиозных конфликтов. Плоды "исламского феномена" породили события в Намангане (1997),Ташкенте (1999), США (2001).

Анализ исследований и публикаций. Исламу, его традициям и особенностям посвящены работы Абу Аля Ал-Маудуди, С.Айри, Р.Армура, А.Ахадова, А.Ахмедова, Г. фон Грюнебаум, Г.Джемала, И.Добаева, В.Еленского, А.Ионовой, Г.Керимова, М. Кирюшко, Р.Климовича, А. Крымского, В.Лубского, А.Массе, М.Рыбачука, О.Сагадеева, В.Садура, Ф.Шюона и др.. Указанные авторы исследуют историю возникновения исламской религии, особенности ее функционирования в разные периоды развития человечества, главные характеристики вероучения, священных текстов и др. Некоторые авторы отмечают [2], что противоречия между конфессиями в Украине имеют давние исторические корни, являются отражением общего состояния демократических процессов, обусловленных спецификой переходного периода от тоталитаризма к гражданскому обществу. Вместе с тем эти конфликты поддерживаются и нынешней тяжелой политической и экономической ситуацией в стране, решениями проблем собственности на культовые сооружения, борьбой за сферы влияния в религиозной жизни.

Целью статьи является анализ основных характеристик ислама в современном мире.

Мусульмане всего мира ощущают в отношении Запада негодование и враждебность, которые в своих крайних проявлениях выливаются в виде национального и международного терроризма. По большей части такого рода ненависть связана с недавними событиями - бомбардировками Афганистана, насильственными мерами Израиля против палестинской интифады, американской поддержкой Израиля, присутствием американских войск в Саудовской Аравии, антииракскими санкциями и продолжающимися бомбежками этой страны.

Однако на глубинном уровне враждебность произрастает из-за влияния модернизации исламского общества и кризиса власти светских правительств, действующих на основе западноевропейской модели. Законность таких режимов, зачастую устанавливаемых светской военной элитой, ставится под сомнение многими истинными мусульманами и нередко подвергается нападкам со стороны воинствующих сторонников исламского возрождения.

арабоязычные государства обрели независимость от колониальных властителей. В период, последовавший за окончанием Второй мировой войны, все ителей. Последним из них был в 1962 году Алжир. Колониальный период сильно повлиял на весь исламский мир и даже на те государства (Турция, Иран, Саудовская Аравия и Йемен), что не являлись подмандатными, протекторатами или колониями. Сегодня мусульманский мир состоит из независимых национальных государств, во многих из которых существуют светские правительства, и действует юридическая система, основанная на европейской модели. Центральная Азия как источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может не вызывать геополитического и геостратегического интересов, когда налаживаются новые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции, Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии. Отношения с Западом предопределяли недавнюю историю многих других мусульманских стран, в частности, влиятельных нефтепроизводящих государств Ближнего Востока и Индонезии. Изначально созданные на основе западных концессий, эти страны ныне владеют собственными ресурсами. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты модернизировали свою политическую систему в рамках традиционалистских течений, тогда как в Ираке Саддам Хуссейн создал военно-социалистический светский режим с культом лидера сталинистского типа. Страшная война 1980-1988 гг. между Ираком и Ираном отразила прежние региональные и этнические противоречия, обостренные территориальными разногласиями. В 1990 г. Ирак предпринял вторжение в Кувейт, и коалиция в лице США, Великобритании, Саудовской Аравии и других арабских стран вмешалась и освободила Кувейт. Продолжительные антииракские санкции, бомбежки и присутствие американских войск на Саудовской территории способствует

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.