Научная статья на тему 'Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития'

Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21249
2149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная политика / модели социального государства / социально- экономическое развитие страны / социальная сфера / социальное предпри- нимательство. / Social policy / models of social state / social and economic development of the country / social sector / social entrepreneurship

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плюхина Анастасия Алексеевна

В статье рассматриваются особенности содержания современной соци-альной политики. Проведен анализ существующих моделей социального государства, действующих в мировой практике. Выделены базовые прин-ципы социального государства. Предложен подход к формированию рос-сийской модели социального государства с учетом специфики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy of modern Russia: Issues and trends

The article covers the features of the content of contemporary social policy. It analyses the existing models of the welfare state acting in the world and highlights its basic principles. Considering the specifi cs of the country, the approach to the formation of the Russian model of the welfare state is suggested

Текст научной работы на тему «Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития»

А.А. Плюхина

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Многие из известных социальных проблем, таких как бедность, безработица, неграмотность сопровождали общество в течение всей истории человечества. В процессе их решения и в достижении социальноэкономической стабильности любой страны важнейшую роль играет социальная направленность государственной политики.

Социальную политику можно определить как деятельность государства и иных общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

На протяжении многих исторических периодов именно государство исполняло роль монопольного субъекта социальной политики, являясь одновременно и ее гарантом. Однако с переходом к новым экономическим отношениям произошли весомые изменения в социальной сфере. Субъектами социальной политики, проводящими непосредственную практическую работу по ее реализации, стали являться не только государственные органы власти, но и целый ряд гибридных структурных форм, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан. Стало актуально партнерство между коммерческими и некоммерческими организациями и развитие такого явления как социальное предпринимательство.

Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Участие негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере позволяет существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, привлекать внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.

Теория социального государства явилась исторической инновацией XIX в., направленной на решение весьма острых социальных противоречий того времени. В дальнейшем сформированные модели и идеи социального государства и связанные с ними вопросы социальной солидарности и партнерства оказались весьма востребованными в значительном числе государств и в XX, и в XXI вв.

Модели социального государства в настоящее время вполне успешно действуют в мировой практике. Можно выделить англо-американскую

36

модель, характерную для таких стран как США, Канада, Австралия, Великобритания, где основной акцент социальной политики делается, в основном, на частный сектор, на благотворительные и общественные организации, на социальных предпринимателей, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру. Роль государства в такой модели - минимальна и оно является лишь регулятором определенных социальных гарантий. При этом социальные программы направлены на самые бедные слои общества.

Франко-германская модель, напротив, подразумевает, широкие обязательства и высокую степень вмешательства государства в сферу социальной политики и сохраняет статусные различия социальных групп, включая ориентацию на традиционную структуру семьи и традиционную роль женщин.

Наиболее ярко описанная модель реализуется в Германии, где государственные социальные инвестиции достаточно широко охватывают такие сферы, как здравоохранение, социальное страхование, жилищнокоммунальную сферу. Финансовая система Германии построена таким образом, что огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию стабильного уровня жизни населения.

Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. Среди них преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.

Социальное страхование, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.

Нельзя не отметить скандинавскую модель социальной политики (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия). Она отличается своей всеобщностью и универсальностью, а также тесно связана с государственным регулированием экономики, которое имеет явную социальную направленность. Системой социального страхования охвачено все население, а не только ее беднейшая часть, как во многих других странах.

37

Доминирующую роль в социальной защите населения играет государства в лице центрального правительства и местных органов власти. Отсюда - высокий удельный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете. Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны государства. С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственном бюджете большие объемы ресурсов и перераспределять, тем самым, значительные объемы первично распределяемых доходов.

Надо отметить, что каждая страна имеет свои особенности реализации модели социального государства, формирования и осуществления социальной политики, которые отражают национальные традиции и менталитет, исторический опыт, социально-экономический уровень развития экономики, финансовые возможности и степень поддержки государства.

Однако функционирование моделей строится на основе соблюдения базовых принципов социального государства1, а именно:

• экономической свободы человека и признание права предпринимателей и лиц наемного труда, а также их профсоюзов на социальное партнерство;

• социальной защиты, предоставляющей гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны;

• справедливости, которая предполагает недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. Критерии социального государства признают нормальным расхождение в доходах между 10 % наиболее бедных и 10 % наиболее богатых граждан (дециль-ный коэффициент) не превышающее 1:82;

• ответственности всех членов общества за положение дел в стране, предполагающая солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает - детях, или уже не работает, то есть нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту;

• ответственности государства за «игру» рыночных сил, за разработку и соблюдение правил поведения в социальной сфере, создание условий для упорядочения экономической и социальной жизни, недопущение разрушительного действия рынка на социальную сферу.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все население страны, отдельные категории граждан, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Современное содержание социальной политики, сформированной на базе принципов социального государства, предполагает привлечение к оказанию услуг в социальной сфере негосударственных организаций, в том

38

числе в рамках государственно-частного партнерства, а также внедрение в практику социального предпринимательства. Исходя из этого, социальная политика определяется такими ключевыми элементами как широкая сеть институтов социальной защиты и поддержки населения, как государственными институтами, так и негосударственными социально ориентированными организациями; участие региональных органов государственной власти и муниципальных образований в обеспечении социальной стабильности всех слоев населения; развитие многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг с внедрением электронных технологий.

Основная цель государственной социальной политики заключается в заботе об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальной направленности. В то же время максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»3, обеспечение высокого уровня социальной справедливости посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экологической, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности, а также ослабление социального неравенства4.

К сожалению, в России еще не до конца сформирована четкая модель социальной политики и действуют некоторые принципы советской концепции социального государства с соответствующими методами и инструментами.

Так, например, до сих пор отдельные группы получателей социальных услуг обеспечиваются неодинаково. Как и в советское время существует огромное количество привилегий и иногда качество, и количество услуг зависит от социального статуса получателя. Также можно отметить перекрестную реализацию социальных программ, вызывающих дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу. Нет системы перераспределения доходов от богатых к бедным. Согласно исследованию Global Wealth Report за 2014 г. именно в России наблюдается самый высокий уровень имущественного неравенства в мире. Десятая часть ее домохозяйств контролирует 85 % национального благосостояния, этот показатель выше, чем, например, в США (75 %) и в Китае (64 %). Тем не менее, благосостояние среднестатистического взрослого россиянина выросло с менее чем 3 тыс. долл. в 2000 г. до более 19 тыс. долл. в 2014 г. Это отражает существенный прогресс России по сравнению со странами, которые находятся на аналогичном уровне экономического развития.

39

Формирование в России новой модели социально-экономического развития сталкивается с большими трудностями, понять причину которых можно, если проанализировать противоречивый характер поставленной задачи. С одной стороны, новая экономика должна быть социально ориентированной, то есть обеспечивать возможность самостоятельного экономического существования практически всем категориям граждан, независимо от их способности к труду. С другой стороны, она обязательно должна быть эффективной, то есть обеспечивать результативность использования всех социально-экономических ресурсов в той степени, которая позволяла бы не только осуществлять простое воспроизводство, но и обеспечивала бы динамичное социально-экономическое развитие.

Поэтому необходимо обеспечить условия для расширения участия негосударственного сектора экономики, и тем самым поддержать развитие социального предпринимательства в области оказания социальных услуг, затрагивающих такие приоритетные области социальной сферы как пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, регулирование уровня безработицы и занятости, регулирование доходов населения, формирование социальной защиты и социальной помощи уязвимым категориям населения.

Одной из причин, сдерживающих процветание негосударственных организаций, работающих в социальной сфере, является недостаточно развитая инфраструктура поддержки со стороны государства. В частности, необходимо внедрить практику государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, аналогично механизму поддержки организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития.

Для социальных предпринимателей сейчас отсутствует возможность использования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что значительно ухудшает условия их функционирования и ограничивает возможности для получения необходимой помощи и поддержки.

В связи с этим проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вносит поправки в пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что может стать условием решения существенных проблем. В частности, предлагается прописать в законе, что действия организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, распространяются, в том числе, и на социальных предпринимателей, а центры инноваций социальной сферы при этом предлагается включить в состав организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего

40

предпринимательства. Законопроект впервые вводит в российское законодательство определение социального предпринимательства, официально закрепляющее статус социальных предпринимателей, что дает им право на получение государственной поддержки.

Кроме того в новой статье (пункт 22 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») устанавливаются условия, которые должны выполняться предпринимателями, чтобы считаться субъектами социального предпринимательства. Это необходимо для снижения рисков имитации недобросовестными предпринимателями социально направленной деятельности с целью получения государственной поддержки и дискредитирования, тем самым, социального предпринимательства. При этом указанные обязательные условия учитывают наиболее острые социальные проблемы российского общества. Например, к социальному предпринимательству можно будет отнести деятельность по содействию социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, а также страдающих социально значимыми заболеваниями).

Также предлагаются такие меры, как совершенствование механизмов формирования и использования целевого капитала, расширение поддержки ресурсных центров поддержки социально ориентированных негосударственных организаций, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере.

В части расширения имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо внедрить механизм предоставления нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе.

Эксперты полагают, что социальная сфера в России имеет большие перспективы, и при должной поддержке к 2020 г. доля этого вида деятельности может достичь 2 % ВВП. Общий потенциал рынка социальных услуг к 2020 г., по расчетам некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), составит 15 трлн. руб.5

Государственная социальная политика в Российской Федерации - это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации их потребностей и интересов. Анализируя опыт и теоретические аспекты функционирования моделей социального государства зарубежных стран, можно предположить, что уход от единовременного контроля государством социальной сферы и акцент на реализацию механизмов государственно-частного партнерства, совершенствование

41

законодательства, а также развитие таких институтов как микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере и социальное предпринимательство может стать оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях и началом реализации именно российской модели социального государства.

Примечания

1 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония. М., 2012. С. 269.

2 Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше : пер. с англ. М., 2014. С. 58

3 Информационно-правовой портал // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. М., 19902015. URL: http://base.garant.rU/10103000/1/#block_1000

4 Калманова С.А. О понятии социального государства // Вестник Московского государственного открытого университета. 2011. № 3. С. 34-41.

5 Социальное предпринимательство в регионах России: все только начинается. - [Электронный ресурс] / Российское информационное агентство «Федерал-Пресс» // Режим доступа: http://fedpress.ru/news/press_center/press_club/1372685465-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-regionakh-rossii-vse-tolko-nachinaetsya

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.