А.А. Плюхина
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Многие из известных социальных проблем, таких как бедность, безработица, неграмотность сопровождали общество в течение всей истории человечества. В процессе их решения и в достижении социальноэкономической стабильности любой страны важнейшую роль играет социальная направленность государственной политики.
Социальную политику можно определить как деятельность государства и иных общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
На протяжении многих исторических периодов именно государство исполняло роль монопольного субъекта социальной политики, являясь одновременно и ее гарантом. Однако с переходом к новым экономическим отношениям произошли весомые изменения в социальной сфере. Субъектами социальной политики, проводящими непосредственную практическую работу по ее реализации, стали являться не только государственные органы власти, но и целый ряд гибридных структурных форм, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан. Стало актуально партнерство между коммерческими и некоммерческими организациями и развитие такого явления как социальное предпринимательство.
Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Участие негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере позволяет существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, привлекать внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.
Теория социального государства явилась исторической инновацией XIX в., направленной на решение весьма острых социальных противоречий того времени. В дальнейшем сформированные модели и идеи социального государства и связанные с ними вопросы социальной солидарности и партнерства оказались весьма востребованными в значительном числе государств и в XX, и в XXI вв.
Модели социального государства в настоящее время вполне успешно действуют в мировой практике. Можно выделить англо-американскую
36
модель, характерную для таких стран как США, Канада, Австралия, Великобритания, где основной акцент социальной политики делается, в основном, на частный сектор, на благотворительные и общественные организации, на социальных предпринимателей, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру. Роль государства в такой модели - минимальна и оно является лишь регулятором определенных социальных гарантий. При этом социальные программы направлены на самые бедные слои общества.
Франко-германская модель, напротив, подразумевает, широкие обязательства и высокую степень вмешательства государства в сферу социальной политики и сохраняет статусные различия социальных групп, включая ориентацию на традиционную структуру семьи и традиционную роль женщин.
Наиболее ярко описанная модель реализуется в Германии, где государственные социальные инвестиции достаточно широко охватывают такие сферы, как здравоохранение, социальное страхование, жилищнокоммунальную сферу. Финансовая система Германии построена таким образом, что огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию стабильного уровня жизни населения.
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. Среди них преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
Социальное страхование, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.
Нельзя не отметить скандинавскую модель социальной политики (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия). Она отличается своей всеобщностью и универсальностью, а также тесно связана с государственным регулированием экономики, которое имеет явную социальную направленность. Системой социального страхования охвачено все население, а не только ее беднейшая часть, как во многих других странах.
37
Доминирующую роль в социальной защите населения играет государства в лице центрального правительства и местных органов власти. Отсюда - высокий удельный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете. Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны государства. С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственном бюджете большие объемы ресурсов и перераспределять, тем самым, значительные объемы первично распределяемых доходов.
Надо отметить, что каждая страна имеет свои особенности реализации модели социального государства, формирования и осуществления социальной политики, которые отражают национальные традиции и менталитет, исторический опыт, социально-экономический уровень развития экономики, финансовые возможности и степень поддержки государства.
Однако функционирование моделей строится на основе соблюдения базовых принципов социального государства1, а именно:
• экономической свободы человека и признание права предпринимателей и лиц наемного труда, а также их профсоюзов на социальное партнерство;
• социальной защиты, предоставляющей гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны;
• справедливости, которая предполагает недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. Критерии социального государства признают нормальным расхождение в доходах между 10 % наиболее бедных и 10 % наиболее богатых граждан (дециль-ный коэффициент) не превышающее 1:82;
• ответственности всех членов общества за положение дел в стране, предполагающая солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает - детях, или уже не работает, то есть нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту;
• ответственности государства за «игру» рыночных сил, за разработку и соблюдение правил поведения в социальной сфере, создание условий для упорядочения экономической и социальной жизни, недопущение разрушительного действия рынка на социальную сферу.
В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все население страны, отдельные категории граждан, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.
Современное содержание социальной политики, сформированной на базе принципов социального государства, предполагает привлечение к оказанию услуг в социальной сфере негосударственных организаций, в том
38
числе в рамках государственно-частного партнерства, а также внедрение в практику социального предпринимательства. Исходя из этого, социальная политика определяется такими ключевыми элементами как широкая сеть институтов социальной защиты и поддержки населения, как государственными институтами, так и негосударственными социально ориентированными организациями; участие региональных органов государственной власти и муниципальных образований в обеспечении социальной стабильности всех слоев населения; развитие многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг с внедрением электронных технологий.
Основная цель государственной социальной политики заключается в заботе об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальной направленности. В то же время максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»3, обеспечение высокого уровня социальной справедливости посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экологической, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности, а также ослабление социального неравенства4.
К сожалению, в России еще не до конца сформирована четкая модель социальной политики и действуют некоторые принципы советской концепции социального государства с соответствующими методами и инструментами.
Так, например, до сих пор отдельные группы получателей социальных услуг обеспечиваются неодинаково. Как и в советское время существует огромное количество привилегий и иногда качество, и количество услуг зависит от социального статуса получателя. Также можно отметить перекрестную реализацию социальных программ, вызывающих дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу. Нет системы перераспределения доходов от богатых к бедным. Согласно исследованию Global Wealth Report за 2014 г. именно в России наблюдается самый высокий уровень имущественного неравенства в мире. Десятая часть ее домохозяйств контролирует 85 % национального благосостояния, этот показатель выше, чем, например, в США (75 %) и в Китае (64 %). Тем не менее, благосостояние среднестатистического взрослого россиянина выросло с менее чем 3 тыс. долл. в 2000 г. до более 19 тыс. долл. в 2014 г. Это отражает существенный прогресс России по сравнению со странами, которые находятся на аналогичном уровне экономического развития.
39
Формирование в России новой модели социально-экономического развития сталкивается с большими трудностями, понять причину которых можно, если проанализировать противоречивый характер поставленной задачи. С одной стороны, новая экономика должна быть социально ориентированной, то есть обеспечивать возможность самостоятельного экономического существования практически всем категориям граждан, независимо от их способности к труду. С другой стороны, она обязательно должна быть эффективной, то есть обеспечивать результативность использования всех социально-экономических ресурсов в той степени, которая позволяла бы не только осуществлять простое воспроизводство, но и обеспечивала бы динамичное социально-экономическое развитие.
Поэтому необходимо обеспечить условия для расширения участия негосударственного сектора экономики, и тем самым поддержать развитие социального предпринимательства в области оказания социальных услуг, затрагивающих такие приоритетные области социальной сферы как пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, регулирование уровня безработицы и занятости, регулирование доходов населения, формирование социальной защиты и социальной помощи уязвимым категориям населения.
Одной из причин, сдерживающих процветание негосударственных организаций, работающих в социальной сфере, является недостаточно развитая инфраструктура поддержки со стороны государства. В частности, необходимо внедрить практику государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, аналогично механизму поддержки организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития.
Для социальных предпринимателей сейчас отсутствует возможность использования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что значительно ухудшает условия их функционирования и ограничивает возможности для получения необходимой помощи и поддержки.
В связи с этим проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вносит поправки в пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что может стать условием решения существенных проблем. В частности, предлагается прописать в законе, что действия организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, распространяются, в том числе, и на социальных предпринимателей, а центры инноваций социальной сферы при этом предлагается включить в состав организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего
40
предпринимательства. Законопроект впервые вводит в российское законодательство определение социального предпринимательства, официально закрепляющее статус социальных предпринимателей, что дает им право на получение государственной поддержки.
Кроме того в новой статье (пункт 22 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») устанавливаются условия, которые должны выполняться предпринимателями, чтобы считаться субъектами социального предпринимательства. Это необходимо для снижения рисков имитации недобросовестными предпринимателями социально направленной деятельности с целью получения государственной поддержки и дискредитирования, тем самым, социального предпринимательства. При этом указанные обязательные условия учитывают наиболее острые социальные проблемы российского общества. Например, к социальному предпринимательству можно будет отнести деятельность по содействию социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, а также страдающих социально значимыми заболеваниями).
Также предлагаются такие меры, как совершенствование механизмов формирования и использования целевого капитала, расширение поддержки ресурсных центров поддержки социально ориентированных негосударственных организаций, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере.
В части расширения имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо внедрить механизм предоставления нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе.
Эксперты полагают, что социальная сфера в России имеет большие перспективы, и при должной поддержке к 2020 г. доля этого вида деятельности может достичь 2 % ВВП. Общий потенциал рынка социальных услуг к 2020 г., по расчетам некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), составит 15 трлн. руб.5
Государственная социальная политика в Российской Федерации - это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации их потребностей и интересов. Анализируя опыт и теоретические аспекты функционирования моделей социального государства зарубежных стран, можно предположить, что уход от единовременного контроля государством социальной сферы и акцент на реализацию механизмов государственно-частного партнерства, совершенствование
41
законодательства, а также развитие таких институтов как микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере и социальное предпринимательство может стать оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях и началом реализации именно российской модели социального государства.
Примечания
1 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония. М., 2012. С. 269.
2 Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше : пер. с англ. М., 2014. С. 58
3 Информационно-правовой портал // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. М., 19902015. URL: http://base.garant.rU/10103000/1/#block_1000
4 Калманова С.А. О понятии социального государства // Вестник Московского государственного открытого университета. 2011. № 3. С. 34-41.
5 Социальное предпринимательство в регионах России: все только начинается. - [Электронный ресурс] / Российское информационное агентство «Федерал-Пресс» // Режим доступа: http://fedpress.ru/news/press_center/press_club/1372685465-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-regionakh-rossii-vse-tolko-nachinaetsya
42