УДК 332 Д.В. Зябликов, Е.А. Коледа,
С.И. Хамхеева
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
D.V. Zyablikov, EA. Koleda, S.I. Khamkheeva
SOCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS ROLE IN THE FIELD OF INCREASING STANDARD OF LIVING
OF THE POPULATION
В статье приводится статический анализ по основным показателям социальной политики, исходя из которого видно, что социальные показатели России отстают от аналогичных показателей зарубежных стран. Далее показывается сущность и основные направления современной социальной политики России. Обосновывается утверждение, что целью социальной политики выступает рост благосостояния всех граждан страны, а ее основной задачей является наращивание человеческого капитала до уровня человеческого потенциала. Приводится различие двух категорий - человеческий капитал и человеческий потенциал. Для реализации поставленной задачи необходимо развитие таких направлений социальной политики, которые позволят осуществлять формирование и развитие человеческого капитала по всей цепочке, начиная от его создания, то есть рождения человека, и заканчивая развитием его компетенций. Для этого показывается, что в формировании человеческого капитала участвует демографическая политика и политика здравоохранения, а в его наращивании - политика на рынке труда, заключающаяся в подготовке молодежи к его требованиям, и политика в сфере образования, ориентированная на подготовку специалиста, обладающего компетенциями. Представлены мероприятия в рамках отдельных направлений формирования и развития человеческого капитала. Так, показаны основные направления стимулирования рождаемости в России. Представлены также и другие задачи социальной политики России. Показывается, что второй важной задачей социальной политики выступает стимулирование самозанятости населения, что дает возможность населению самостоятельно увеличивать свое благосостояние, представлены методы ее стимулирования. В качестве третьей задачи выступает задача помощи малообеспеченным и слабозащищенным слоям населения. В качестве четвертой задачи выступает развитие системы социального партнерства, для чего разработаны инстру-
менты его развития. В заключении приводятся общие выводы и тенденции развития социальной политики России.
Ключевые слова: социальная политика, уровень жизни, человеческий капитал, человеческий потенциал, демография, образование, безработица.
Static analysis on the main indicators of social policy proceeding from which it is visible is provided in the study that social indicators of Russia lag behind similar indicators of foreign countries. Further the essence and the main directions of modern social policy of Russia are shown. The statement locates that as the purpose of social policy growth of welfare of all citizens of the country acts, and its main objective is building of human capital to the level of human potential. The distinction of two categories, i.e. human capital and human potential is given. The realization of the objective requires the development of such directions of social policy which will allow carrying out formation and development of human capital in all chain, beginning from its creation, i.e. the birth of the person, and finishing with the development of its competences. For this purpose it is shown that in the formation of human capital the population policy and the policy of health care, and participates in its building - the policy in labor market consisting of preparation of youth for its requirements and the policy in education focused on training of the expert possessing competences. The actions within certain directions of formation and development of human capital are presented. So, the main directions of stimulation of birth rate in Russia are shown. They are presented together with other problems of social policy of Russia. It is shown that as the second important problem of social policy is the stimulation of self-employment of the population giving the chance to the population to increase their welfare independently, the methods of its stimulation are presented. The problem of the help to the poor and vulnerable segments of the population acts as the third task. The development of the system of social partnership for which the instruments of its development are developed acts as the fourth task. In conclusion, general inferences and trends in the development of Russia's social policy are given.
Keywords: social policy, standard of living, human capital, human potential, demography, education, unemployment.
Введение. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия с 1993 г. является страной с социально ориентированной экономикой. Социальная политика - это один из неотъемлемых элементов внутренней политики государства. Рыночная экономика в условиях мо-
дернизации экономики в целом не гарантирует высокии уровень жизни для всех членов общества. Рынок - это социально индифферентный инструмент рассредоточения экономических ресурсов, базирующийся на законах спроса и предложения. Один из недостатков рыночной экономики заключатся в том, что в обществе происходит расслоение на тех, кто востребован рынком, и тех, кто не котируется по своим квалификационным характеристикам. Следствием этого является рост социального неравенства и усугубление таких социальных проблем, как безработица, бедность, низкий уровень жизни.
Основополагающими целевыми ориентирами социальной политики Российской Федерации на период до 2020 г. являются: увеличение числа среднего класса до 50 % населения, снижение численности населения с доходом ниже прожиточного минимума, достижение уровня занятости людей с ограниченными возможностями до 40 % от общей их численности, доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения, повышение размера пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет.
Уровень жизни в государстве как экономическая категория представляет собой уровень обеспеченности населения материальными благами и услугами. В настоящее время основным оценочным показателем уровня жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), исчисляемый как интегральный индекс трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования. Помимо ИРЧП уровень жизни граждан складывается из таких составляющих, как уровень инфляции, уровень безработицы, продолжительность жизни, степень дифференциации населения по величине дохода и других.
Результаты социальной политики России. В соответствии со статистическими данными Росстата уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в Российской Федерации на январь 2017 г. составляет 5,6 %. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения 15-72 лет) на январь 2017 г. составил 65,0 % [1].
Безработица оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. От ее уровня напрямую зависят темпы экономического роста страны, сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП, и она приводит к значительному снижению качества жизни людей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что решение проблемы безработицы является приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.
По данным исследования Института социологии РАН, численность среднего класса на 2017 г. составляет около 28 млн чел., или 20 %. Этот показатель значительно выше в странах с более высоким уровнем жизни, например, в таких как Америка (55 %), Германия (62 %), Норвегия (80 %). Небольшая численность среднего класса в России указывает на явную проблему социальной дифференциации в обществе. Число людей, живущих за чертой бедности, значительно выше, чем допустимое, для продуктивного функционирования общества. Это неизбежно ведет к низкому уровню жизни, обострению криминальной ситуации, низкому уровню образованности и утрате квалификационных навыков среди населения. Этих причин более чем достаточно, для того чтобы считать устранение социального неравенства и увеличения числа среднего класса приоритетным вектором социальной политики на пути к повышению уровня жизни в государстве [2].
Еще одно не менее существенное отличие от стран Европы - это прогрессирующий рост коэффициента смертности. Прежде всего, неприемлемо высоким является коэффициент смертности среди мужчин, не достигших пенсионного возраста. В том числе вырос коэффициент смертности от дорожно-транспортных происшествий и болезней системы кровообращения. Прежде всего, это является следствием неэффективной социальной политики в системе здравоохранения и социального страхования.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности страны и обеспечения приемлемых темпов экономического роста требуются реализация социальной политики в направлениях увеличения среднего класса, ликвидации безработицы и бедности, а также модернизации системы здравоохранения. Социальная политика не должна сводиться только к смягчению последствий реформ и трансформаций последних лет и поддержке малоимущих слоев населения. Она должна способствовать формированию устойчивой базы развития экономической и социальной сферы. Поэтому приоритеты социальной политики государства должны определяться с учетом ее воздействия на долгосрочное экономическое развитие и обеспечение сбалансированной и устойчивой социальной структуры общества.
Цели и ориентиры социальной политики на современном этапе. Эффективная социальная политика для России должна основываться на главной цели российской экономики, которая заключается в инновационном прорыве и модернизации экономики. Развитие инноваций невозможно без роста человеческого капитала до уровня человеческого потенциала [3]. Под человеческим потенциалом понимается ситуация максимально возможного использования человеческого ресурса.
Государство с точки зрения такой социальной политики должно выполнять в первую очередь следующие основные функции: 1) создание
условий для наращивания человеческого капитала (это главная функция); 2) развитие самозанятости и малого предпринимательства как инструментов роста благосостояния граждан; 3) помощь малообеспеченным и слабозащищенным слоям населения (создание им условий на уровне средних социальных стандартов), так как для остального населения государство создает условия для их самореализации за счет равного доступа к образованию и развития самозанятости; 4) участие в системе социально-трудовых отношений.
Основной задачей социальной политики является накопление человеческого потенциала, под которым понимается максимально возможная совокупность знаний, умений, трудовых навыков. Для реализации основной задачи необходимо сделать упор на такие элементы социальной политики, которые ведут к количественному увеличению фактора «высококвалифицированный труд». А это означает развитие таких направлений социальной политики, как демографической, направленной на рост населения и улучшение показателей здоровья, государственной политики на рынке труда и политики в сфере профессионального образования [4].
В сложившихся условиях надо правильно расставлять приоритеты, а они таковы, что в центре формирующейся социально-экономической модели стоит воспроизводство и сохранение качественных человеческих ресурсов.
Каждое из перечисленных направлений по увеличению человеческого капитала должно реализовываться отдельно. Так, демографическая политика должна осуществляться посредством усиления роли материальной помощи женщинам [5]. Формирование человеческого капитала начинается с формирования человеческих ресурсов. Этой цели следует и политика здравоохранения, и многие другие направления социальной политики. Государственная политика на рынке труда должна предполагать психологическую работу с молодежью с целью формирования необходимых установок и компетенций на рынке труда [6]. И, наконец, политика в области образования, исходя из целей модели социальной политики, должна основываться на следующих принципах: доступность (т. е. возможность получать его на всех уровнях бесплатно); индивидуализация (разработка индивидуальных программ); непрерывность (возможность обучения в течение всей жизни по дополнительным программам) и, конечно, рост качества образования на всех его уровнях.
Вторая задача социальной политики заключается в использовании человеческого капитала на благо российской экономики [7]. Инструментом этого может выступить рост самозанятости и развитие малого предпринимательства. Самозанятость населения и развитие малого бизнеса -это один из инструментов роста доходов населения, уменьшения дифференциации доходов, снижения бедности. Под понятием «самозанятые
граждане» подразумеваются индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, а также главы фермерских хозяйств.
В зарубежной практике существуют различные формы поддержки малого бизнеса и самозанятости населения. В России пока они применяются недостаточно. Но надо понимать, что дать возможность людям самостоятельно зарабатывать куда важнее, чем увеличивать им трансферты, и поэтому поддержка самозанятости и малого бизнеса (а особенно наукоемких инновационных предприятий) в модели социальной политики будет выступать одним из основных инструментов повышения доходов населения, снижения дифференциации, роста занятости, снижения бедности [8].
Для этого необходимо государственное финансирование малого бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей под разработанные бизнес-проекты, особенно, если эти проекты имеют инновационную направленность. Необходимы налоговые льготы таким предприятиям, возможность получать аренду у муниципальных властей на льготных условиях [9].
Возможны и какие-либо другие формы помощи, например, по аналогии с Канадой, где канадское правительство осуществляет кредитные гарантии для предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП). Благодаря этому рост объемов кредитов МСП в Канаде возрос за 2012 г. на 75 %. При этом заработная плата работников таких предприятий выросла на 12 %. Кредитор за предоставление такой гарантии вносит 2 % в качестве комиссии и ежегодно оплачивает по 1,25 % [10].
В зарубежной практике сложился целый спектр мер, позволяющих стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, которые с определенной модификацией могут быть использованы в России [11].
Также целесообразно предоставлять субсидии на развитие малого бизнеса в случае, если он социально значимый или инновационный. В действительности субсидии на открытие собственного дела предоставляются только безработным [12].
Политика по поддержке малого и среднего бизнеса не соответствует интересам и запросам самих предпринимателей и не соответствует развивающейся, согласно прогнозам и существующей необходимости, экономической политике России. Экономическая политика России, согласно всем программным документам, должна идти по пути экономики предложения. «Проблемы российской экономики связаны с внутренними факторами роста, которые к настоящему времени уже исчерпаны», -сказал на международном инвестиционном форуме в Сочи министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. «Нам необходимо перейти от экономики роста спроса к экономике роста предложения» [13]. Известно, что первоочередная мера в рамках данного направления - это снижение налогов для стимулирования предпринимательства.
Третья задача - помощь малообеспеченным и слабозащищенным слоям всегда должна оставаться одной из социальных функций государ-
ства (даже в либеральной модели), так как в обществе есть и всегда будут люди, которые не смогут заботиться о себе самостоятельно и обеспечивать себя. В настоящее время общество идет по пути гуманизма и создает для лиц с ограниченными возможностями условия жизни, сходные с условиями жизни обычных людей. В обществе есть и другие категории граждан, которые, несомненно, также нуждаются в заботе государства: многодетные семьи, матери-одиночки, дети-сироты и подобные социально незащищенные категории. Рассматриваемая модель социальной политики предполагает закрепление значительной части социальных функций за базовыми социальными институтами - страховыми внебюджетными фондами, которые распространяют свою деятельность только на работающее население. В основе системы социального страхования России положен страховой принцип, а застрахованными в основном являются работающие граждане. Неработающие могут получать некоторые виды пособий в минимальном размере, на государство должна возлагаться забота об экономически неактивном населении [14].
Четвертая задача социальной политики - развитие социального партнерства, которое является одним из центральных направлений предлагаемой социальной политики. Система социально-трудового регулирования - это очень важная функция государства в условиях недостаточного государственного регулирования. Кроме того, практика показывает, что внебюджетные фонды РФ с трудом несут возложенную на них финансовую нагрузку, а перспектива выглядит еще пессимистичнее. Поэтому социальная ответственность бизнеса, главным продуктом которой является эффективный коллективный договор, может частично решить социальные задачи. Государство и бизнес должны совместно решать социальные задачи: государство должно создавать условия для подготовки квалифицированных трудовых ресурсов, а бизнес - готовить качественный социальный пакет для этих ресурсов.
Основные функции социального партнерства:
- повышение роли профсоюза на предприятиях как полноценного партнера и участника в регулировании социально-трудовой сферы;
- определение механизма социального партнерства как регулятора социальной политики на малых и средних предприятиях;
- контроль представительных органов работников над финансово-экономическими результатами деятельности предприятий с целью своевременного внесения предложений по корректировке соглашений социально-трудовой сферы предприятий.
Социальное партнерство в России - это не столько продукт гражданского общества, а, прежде всего, результат необходимости балансирования и гармонизации отношений между работником и работодателем в рыночной экономике [15].
Заключение. Таким образом, главная цель социальной политики -рост благосостояния граждан, который заключается как в росте доходов, так и в расширении свобод и возможностей граждан. Цель макроэкономического планирования - модернизация российской экономики и инновационный прорыв. Это невозможно без наращивания человеческого
капитала до уровня человеческого потенциала, что является важной задачей формирующейся социальной политики.
Поскольку экономическая политика России строится, исходя из программных документов и мнений представителей властей, на принципах «экономики предложения», то роль государства в такой экономике минимальна. Данное направление относится к неоклассическому, принципиальная позиция которого заключается в государственном невмешательстве в экономику.
Финансовый резерв формирующейся модели заключается в реализации основной цели социальной политики: роста прав и возможностей граждан, который даст возможность увеличить гражданам свое благосостояние. Это достигается посредством равного доступа к получению основного и дополнительного образования, стимулирования самозанятости населения, усиления профориентационной работы на рынке труда.
Формирующаяся модель социальной политики заложит основы для ее будущего развития. Наиболее эффективная модель социальной политики - шведская, так как в ней заложен фундамент сильного государственного вмешательства в экономику [16].
По мере укрепления экономики за счет развития предпринимательского сектора можно будет постепенно увеличивать налоги и социальные трансферты за счет роста этих налогов, что, соответственно, приведет к усилению социальной политики. Модель социальной политики перейдет от политики выбора альтернатив в условиях ограниченности ресурсов к полномасштабной социальной политике с сильной ролью государства. Такая модель социальной политики будет характеризоваться адресностью социальной помощи, качественными и бесплатными медицинскими и образовательными услугами, высокими социальными гарантиями и социальной защитой [17].
Таким образом, от стадии формирования в рамках континентальной модели российская социальная политика перейдет к стадии развития - шведской модели социальной политики. Переход этот произойдет вместе с усилением роли государства, которое неизбежно в силу единства и борьбы противоположностей: либеральная экономика, основываясь на принципе кумулятивного накопления (кумулятивной причинности Т. Веблена), исчерпывает себя и переходит в силу эволюционности на новый уровень развития уже с усилением роли государства.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 22.05.2017).
2. Федеральная служба по труду и занятости. - URL: http://www.rostrud.ru (дата обращения: 22.05.2017).
3. Bagdasaryan I.S., Safonova O.N., Vasileva ZA, Almabekova O.A., Popova I. Factors of innovative development of socio-economic system of the region // 2nd International multidisciplinary scientific conference on social sciences & ARTS (SGEM 2015) 2015. С. 275-282.
4. Сочнева Е.Н. Формы и направления политики социального государства / / Вестн. Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2006. - № 5 (12). -С. 239-243.
5. Сочнева Е.Н. Демографическая политика: какие меры приносят наибольший эффект // Человек и труд. - 2008. - № 12. - С. 24-26.
6. Сочнева Е.Н. Повышение эффективности политики борьбы с безработицей в Красноярском крае // Восточный вектор: социально-экономическое развитие Красноярского края / Сиб. федер. ун-т, Ин-т управления бизнес-процессами и экономики. - Красноярск,
2015. - С. 106-109.
7. Сочнева Е.Н. Человеческий капитал: проблемы измерения и роста в российской экономике / Сиб. федер. ун-т. - Красноярск, 2016. -188 с.
8. Belyakova G.Ya., Bagdasaryan I.S., Vasileva ZA., Almabekova OA. Management strategy for regional labor market (case of the krasnoyarsk krai) // International multidisciplinary scientific conference on social sciences & ARTS (SGEM 2016) 2016. С. 395-399.
9. Ivanitskaya V.V., Tsvettsykh A.V., Savelyeva M.V. The main methods of state support of small innovative businesses in Krasnoyarsk region // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. -
2016. - № 15. - С. 98-100.
10. URL: http://www.oecd.org/russia/Russia-Modernising-the-Economy-RU.pdf (дата обращения: 22.05.2017).
11. Багдасаръян И.С., Миронова Е.С. Импорт институтов в российской экономике // Постулат. - 2017. - № 2 (16). - С. 14.
12. Сумина Е.В., Зябликов Д.В. Развитие инновационной предпринимательской среды на территориях Красноярского края // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2014. - С. 36-40.
13. Банки.ру. - URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=5466572 (дата обращения: 22.05.2017).
14. Сочнева Е.Н. Институциональные основы социальной политики // Экономика и предпринимательство. - 2011. - № 2 (19). - С. 40-44.
15. Сочнева Е.Н. Новые вызовы профсоюзного движения в Рос -сии // Народонаселение. - 2014. - № 3 (65). - С. 120-125.
16. Сочнева Е.Н. Государственное управление социальной сферой // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 10. -С. 28-32.
17. Багдасаръян И.С., Родникова АА., Киселева А.В. Особенности социальной поддержки населения Красноярского края // Постулат. -2016. - № 12 (14). - С. 22.