Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВКЛЮЧЕНИЕ В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMPLOYMENT / YOUTH / LABOR MARKET / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL CHOICE / SOCIAL SUPPORT / COMPETENCE / INCLUSION IN WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Келасьев Вячеслав Николаевич, Первова Ирина Леонидовна, Акимова Алёна Вячеславовна

Формирование профессиональной компетентности российской молодежи происходит в неблагоприятных условиях, связанных с изначальными ограничениями в сфере профессионального выбора и социальной мобильности, кризисным характером функционирования институтов образования и труда. В статье обобщены основные направления государственной поддержки занятости молодежи в России, представлена институциональная структура содействия занятости молодежи на региональном уровне и результаты эмпирического исследования мнения учащихся и экспертного опроса специалистов об эффективности профориентационных мероприятий и проблемах трудоустройства молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social services support of youth employment (on the example of St. Petersburg)

The development of professional competence of the Russian youth takes place in unfavorable conditions connected with initial restrictions in the sphere of professional choices, social mobility, as well as crisis with in functioning of education and labor institutions. The article summarizes main directions of state supported youth employment in Russia. It presents the institutional framework of youth employment system improvement at the regional level, and the results of empirical study of students and experts opinions on the effectiveness of career guidance and problems of youth employment.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

УДК 331.5

В. Н. Келасьев, И. Л. Первова, А. В. Акимова

Социальная поддержка занятости молодежи (на примере Санкт-Петербурга)

V. N. Kelas'ev, I. L. Pervova, A. V. Akimova. Social services support of youth employment (on the example of St. Petersburg)

Формирование профессиональной компетентности российской молодежи происходит в неблагоприятных условиях, связанных с изначальными ограничениями в сфере профессионального выбора и социальной мобильности, кризисным характером функционирования институтов образования и труда. В статье обобщены основные направления государственной поддержки занятости молодежи в России, представлена институциональная структура содействия занятости молодежи на региональном уровне и результаты эмпирического исследования мнения учащихся и экспертного опроса специалистов об эффективности профори-ентационных мероприятий и проблемах трудоустройства молодежи.

Ключевые слова: занятость; молодежь; рынок труда; профессиональная ориентация; профессиональный выбор; социальная поддержка; компетентность; включение в трудовую деятельность.

Контактные данные: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд; (812) 274-61-46; akimovalyona@gmail.ru.

The development of professional competence of the Russian youth takes place in unfavorable conditions connected with initial restrictions in the sphere of professional choices, social mobility, as well as crisis with in functioning of education and labor institutions. The article summarizes main directions of state supported youth employment in Russia. It presents the institutional framework of youth employment system improvement at the regional level, and the results of empirical study of students and experts opinions on the effectiveness of career guidance and problems of youth employment.

Keywords: employment; youth; labor market; vocational guidance; professional choice; social support; competence; inclusion in work.

Contact Details: Smol'nogo Str. 1/3, the 9th entrance, St. Petersburg, Russian Federation, 191124; (812) 274-61-46; akimovalyona@gmail. ru.

Создание искусственного интеллекта, роботизация, развитие цифровой экономики — этими словами характеризуется Четвертая промышленная революция, которая затрагивает и сферу занятости. Будущее состояние рынка труда омрачено негативными последствиями революции: исчезновение мало-, средне- и высококвалифицированных мест, рост безработицы, отпадет необходимость многих профессий, предъявляются новые требования к уровню образования и квалификации. Технологизация становится неотъемлемой частью рынка труда, которому необходимо быть способным адаптироваться под меняющиеся условия и достижения.

Вячеслав Николаевич Келасьев — заведующий кафедрой теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

Ирина Леонидовна Первова — профессор кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

Алёна Вячеславовна Акимова — магистр социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета.

© Келасьев В. Н., Первова И. Л., Акимова А. В., 2018

Молодые люди на рынке труда являются наиболее мобильной категорией работников. Необходимость анализа занятости молодежи и решения ее проблем обусловлена в первую очередь тем, что молодежь в сегодняшней России — это почти 18% от всего населения (порядка 26,6 млн человек) [1], а во-вторых, именно молодежь является будущим страны, и по уровню ее образования, стартовых условий ее деятельности зависит последующее развитие любой сферы производства. С одной стороны, молодежь находится в более выигрышной позиции по сравнению с другими возрастными группами, поскольку она обладает различными ресурсами, в числе которых современное образование, здоровье, желание занять свою нишу на рынке труда и реализовать собственный потенциал, а с другой — она же является и более беззащитной и несостоятельной по отношению к ряду требований рынка труда и работодателей в силу отсутствия профессионального опыта и своих завышенных требований.

По данным Росстата (учет по методике МОТ), на конец 2016 г. средний уровень безработицы по России составлял 5,5%, в то время как уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет — 6,4%. Если сравнивать с 2014 г., то во всех трех группах (15-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет) количество безработной молодежи увеличилось на 7%. Данные ВНИИ труда свидетельствуют, что 30% выпускников, которые не находят работу с достойной оплатой труда, работают не по специальности [2]. Эксперты связывают эти тенденции с экономическим кризисом, который существенно повлиял на деятельность предприятий, а при сокращении объемов производства произошло и сокращение рабочих мест [3].

Одной из современных тенденций рынка труда и демографической ситуации России является сокращение трудовых ресурсов. Поэтому проблемы профессиональной ориентации молодежи, эффективности профессионального и трудового обучения напрямую в будущем влияют на текучесть кадров, связанной с неправильным выбором профессии или неудовлетворенностью профессией. Возникает необходимость исследования профессионального самоопределения личности в современных условиях.

Включение человека в среду — это процесс направленного изменения, в ходе которого человек вырабатывает свойства, требуемые этой средой, что позволяет ему развиваться и удовлетворять свои потребности [4]. От результативности этого включения зависит процесс развития человека, его дальнейшая судьба, успешность и т. д. Одним из вариантов включения в среду является включение человека в трудовую деятельность.

Выделяются детерминанты: зависящие от человека, зависящие от состояния социальной среды, от процессов взаимодействия социальной среды и человека и регуляторов этих взаимодействий, и зависящие от этапов социоге-неза [там же].

Существуют типы ошибочного включения в среду, вытекающие из неадекватного представления потребностей общества в представителях определенных профессий, выбора профессии на основе недостоверной информации, «предрассудков чести» (деление профессий на престижные и недостойные), влияния друзей и/или выбора профессии «за компанию», ориентира только на внешнюю сторону будущей профессии, подмена самого выбора профессии выбором уровня образования, и что особенно важно — игнорирование своих интересов и способностей.

Самореализация человека и его профессиональное становление в будущем зависят от успешного или неуспешного включения в социальную среду. Формирование базовых навыков и компетенций происходит во время получения основ-

ного образования. Но преобладание ошибочных типов включения в трудовую деятельность позволяет судить о том, что учащиеся не готовы адекватно оценить и проанализировать обстановку на рынке труда. Они недостаточно информированы о требуемых специалистах сейчас и в будущем, не всегда способны учесть свои возможности, способности и интересы, что приводит к спонтанному выбору как профессии, так и учебного учреждения после окончания школы. Поэтому программы сегодняшней профориентации старшеклассников не только должны формировать у учащихся представления о мире профессий, но и позволять им развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией и, следовательно, успешность в ней зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Необходимо как можно раньше определять профессиональные интересы в зависимости от способностей учащихся, постоянно их развивать и совершенствовать. Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях.

На сегодняшний день в Российской Федерации есть ряд законов, включая региональные, помогающих молодому поколению с самоопределением и поиском работы. Кроме того, действуют отдельные региональные программы, учитывающие социально-экономические условия конкретной территории.

Основные направления политики содействия занятости в России:

• информирование о рынке труда;

• обеспечение возможностей трудоустройства молодежи и содействие трудоустройству;

• обеспечение социальной защиты в области занятости;

• поддержка трудовой и предпринимательской инициативы молодежи;

• поощрение работодателей, создающих новые рабочие места для молодежи;

• временное трудоустройство молодежи.

Конструктивный опыт содействия занятости молодежи накоплен в крупных субъектах РФ — Москве и Санкт-Петербурге.

Одной из инновационных практик ранней профориентации в Москве стали детские технопарки. Основная задача распределенной системы детского технопарка — профориентирование старшеклассников и, как результат, подготовка высококвалифицированных кадров для промышленной, научно-технической и инновационной отраслей города. Широко развивается при сотрудничестве таких технопарков система отложенных трудовых договоров. Отложенный трудовой договор, то есть трудовой договор с отложенной датой начала работы, позволяет работодателю заключить контракт с молодым специалистом, обучающимся по востребованной в компании специальности. Таким образом, работодатель берет на себя обязательство принять на работу специалиста после того, как он получит образование, не позднее двух месяцев после окончания вуза или колледжа. Система отложенных трудовых договоров позволяет предприятиям города готовить кадры с учетом конкретных требований и особенностей компании. А для школь-

ников и студентов это гарантия трудоустройства. Данный опыт Москвы следовало бы развивать в регионах России, особенно в Санкт-Петербурге, имеющем пространство и собственные технопарки для такой работы.

С целью интеграции общего, профессионального и дополнительного образования столичные власти начали опробовать новую схему подготовки кадров для крупных работодателей Москвы и одновременно профориентации для подростков, которая представляла бы собой карьерную лестницу для школьников: сначала они знакомятся с работодателями, выбирают себе интересную практику, проходят тестирование на профпригодность, готовят резюме, потом выбирают профильный вуз-партнер, при хорошей успеваемости могут попасть в число стипендиатов мэра, с III курса — проходить платные стажировки на предприятии [5]. Считается, что это будет способствовать проявлению большей сознательности в выборе будущей специальности, а также помогать с выбором вектора своего развития. Поэтому сейчас развиваются детские технопарки: один из них создан на базе технопарка «Мосгормаш», а другой действует в составе технополиса «Москва». В первом кванториуме можно постичь азы космонавтики, робототехники, геоинформатики, во втором — получить знания в области авиамоделирования, робототехники, нанотехнологий, промышленного дизайна и 1Т.

Другим инновационным проектом стал Центр занятости молодежи — проект правительства Москвы, мэра С. С. Собянина. В основе работы центра — реализация принципиально новых подходов к оказанию услуг в сфере занятости: работа в двух форматах — онлайн и офлайн, персональное кураторство, предоставление работодателям возможности проведения презентационных сессий, мастер-классов, деловых игр, тренингов, скайп-собеседований, коворкинг-зона для разработки и реализации социальных проектов молодыми предпринимателями, площадка воркаута и многое другое [6]. Также на его базе создана профориента-ционная школа — медиашкола, где ребята две недели обучаются основам СММ, копирайтинга, рекламы и т. д. Все это происходит в интерактивной форме, а обучение проводят сами студенты. Планируется открытие школы рекрутера, школы профконсультанта, школы 1Т-специалиста.

Деятельность Российского центра содействия молодежному предпринимательству направлена на поддержку и развитие уникальных проектов в сфере молодежного предпринимательства. В 59 регионах страны реализуется проект «Ты — предприниматель», цель которого помочь молодым людям создать и начать собственное дело с помощью базового образования для предпринимателей и мастер-классов от лучших бизнес-тренеров страны. Центром проводится Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России», главной целью которого является выявление и поощрение талантливой молодежи, ведущей предпринимательскую деятельность. Также созданы Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) для технической и производственной поддержки инновационного творчества детей и молодежи, молодых предпринимателей, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий [7].

Важным для интеграции российского профессионального образования в мировое пространство является вхождение в систему международных конкурсов профессионального мастерства WorldSkills с 2012 г. В настоящее время в состав входит 61 страна, а история этого движения насчитывает более полувека. Основной деятельностью WSI является организация конкурсов профессионального мастерства в разных странах с целью выявления недостатков в профессиональном образовании и повышения мотивации молодежи выбирать осознанно свою будущую профессию [8].

С 2009 г. по инициативе и под руководством Комитета по образованию в Санкт-Петербурге проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов «Шаг в профессию», которые стали общегородским мероприятием, направленным на масштабную профориентацию школьников и пропаганду рабочих профессий. В 2017 г. городской конкурс «Шаг в профессию» принял новый формат, теперь будут соревноваться не только студенты профессиональных образовательных учреждений, но и учащиеся школ.

Образовательный проект «Знаю как» реализуется в Санкт-Петербурге, целью которого является содействие и помощь школьникам в профессиональном и личностном самоопределении: выявление интересов и обучение решению кейсов, помощь в построении образовательного и профессионального маршрута, доступ к видеосоветам экспертов различных отраслей, проведение кейс-чемпионатов. Для школьников проект помогает сделать более осознанный выбор профессии, основанный на практике с помощью решения уникального кейса в выбранной профессиональной области. Для предприятий и организаций — это возможность показать специфику деятельности и заявить о востребованных категориях сотрудников через кейсы, а также предложить стажировки для школьников.

Одним из новых направлений стали образовательные центры и проекты. На базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина был создан образовательный центр «Сириус» в городе Сочи. Цель работы центра — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

В настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась институциональная структура региональной политики содействия занятости молодежи, которая представлена на рис. 1.

Учреждения занятости населения Санкт-Петербурга образуют единую систему органов, обеспечивающих реализацию мер государственной политики в области содействия занятости населения и защиты от безработицы. В нее входят Комитет по труду и занятости населения, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитет по образованию, а также подведомственные комитетам организации и учреждения.

В Санкт-Петербурге существует разветвленная система взаимодействия субъектов профориентационной работы как на государственном уровне, так и в сфере частного социального бизнеса, но их действия не согласованы и дублируют друг друга, поэтому нужна координация этой работы и ее развитие. Необходимо сформировать единую информационную систему профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодых людей.

Эмпирическое исследование на тему «Проблемы и перспективы молодежной занятости» проходило по двум направлениям:

1. Опрос учащихся 10-11-х классов для выявления важности профориента-ционных мероприятий, становления профессионального выбора и проблем молодежи. В исследовании приняли участие 82 учащихся.

2. Экспертный опрос специалистов по работе с молодежью и ответственных за профориентационную работу в школах. Было опрошено 19 экспертов. Выборка была представлена следующими учреждениями: СПб ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи „ВЕКТОР"», ГБНОУ «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга», Дом молодежи Санкт-Петербурга, МБУ «Районный центр культуры и молодежных

Правительство Санкт-Петербурга

Комитеты, управления, инспекции, службы

Молодежная биржа труда

Комитет по труду и занятости

СПбГАУ «Центр занятости населения»

Районные агентства занятости

СПбГАУ «Центр трудовых ресурсов»

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

ГБУ «Дом молодежи Санкт Петербурга»

Комитет □о образованию

СПб ГБУ «Городской центр социальных программ

и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "Контакт"»

Дворец учащейся молодежи

Учреждения

спо

Городской центр профессиональной ориентации детей и подростков

Центр содействия трудоустройству

СПб ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор"»

«Арт личность»— центр развития

детей и выбора профессии

Администрация районов

*

Общеобразова- Районные Подростково-

тельные дома молодежные

учреждения молодежи центры

Отделы в районах

Заместитель директора, социальные педагоги, специалисты по профориентации

Подростково-молодежные клубы

Семья

Рис. 1. Система организаций по содействию занятости молодежи в Санкт-Петербурге

инициатив», Служба занятости населения, Государственные бюджетные учреждения, средние общеобразовательные школы.

На вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить в рамках профориента-ционных мероприятий?», учащиеся предложили варианты:

• практические примеры того, что делает специалист той или иной должности (например, профориентационные игры). «Практические примеры гораздо лучше раскрывают суть профессии, чем долгие и нудные лекции»;

• информацию о вузах, где можно получить интересующую специальность, востребованность профессии и выпускников того или иного вуза после обучения, а также статистику заработной платы по регионам в данной профессии;

• психологическую помощь;

• информирование о востребованных профессиях.

Среди мероприятий, которые помогли бы школьникам в профессиональном выборе и облегчили бы их выбор профессии, самими учащимися были предложены следующие варианты:

• мероприятия с участием представителей различных профессий, в том числе родителям самих учеников, где бы они и рассказывали: а) суть их работы, функции, обязанности; б) что нужно знать и уметь, какое нужно образование; в) каков уровень заработной платы»;

• возможность прохождения упрощенной краткосрочной практики для школьников в различных сферах труда (предприятия, учреждения, компании, общепит и т. д.);

• подробное описание выбранной профессии, описание всех обязанностей и процессов, которые должны выполняться по данной специальности.

Почти все школьники не знают о деятельности центров занятости и мероприятиях, касающихся молодежи. Единственным известным мероприятием стали классные часы, проводимые представителями данного учреждения.

По мнению специалистов, профориентацией нужно заниматься с раннего детства, но более серьезную работу нужно начинать, ориентировать на определенную профессию с 12 лет, так как за три года можно познакомить ребят с различными видами профессий, провести анкетирование, изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и помочь ему выбрать свою профессиональную направленность.

На основе практического опыта специалисты-эксперты выделили проблемы, мешающие профориентации:

• незнание новых профессий и специфики профессий (направлений, особенностей, «ребята путаются в понятиях „профессия" и „специальность"»);

• отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника;

• отсутствие навыков определения своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям;

• изменчивость, нестабильность интересов школьников к профессиям и труду;

• трудность выбора профессии самостоятельно и нести за это ответственность;

• отсутствие постоянно действующей, широкораспространенной программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Распространенные заблуждения молодежи в выборе профессии, по мнению специалистов, состоят в том, что:

1. Школьники считают, что профессия выбирается на всю жизнь, и ничего изменить будет нельзя.

2. Многие подростки считают, что они смогут сразу после окончания профессионального учебного заведения получать большие деньги и часто выбирают «денежные профессии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Третье заблуждение состоит в том, что рабочие профессии — это низшая степень развития, туда идут либо «глупые», либо ленивые.

4. Выбор профессии, основываясь на ЕГЭ.

5. Боязнь будущего (равнодушие к своему будущему, «как будет, так и будет») и отсутствие желания самообучения.

6. Непонимание своих интересов и склонностей и неумение соотнести требования профессии со своими индивидуальными качествами.

Социальный портрет молодого человека, впервые устраивающегося на работу, эксперты описали следующим образом: они выделили три типа:

1. Неуверенный в себе, запуганный выпускник, не имеющий опыта работы. Но самое главное, абсолютно не умеющий вести деловые переговоры с работодателем, не может говорить о своих достоинствах, задавать вопросы и вести себя непринужденно. Этот тип встречается наиболее часто.

2. Чрезмерно активный, довольный собой соискатель, умеющий понравиться другим людям, но не понимающий, куда он хочет и чего он хочет от жизни.

3. В меру скромный, но знающий себе цену соискатель, имеющий определенный багаж знаний и умений, с желанием развивать и развиваться. Необходимо перестраивать всю профориентационную работу так, чтобы она способствовала формированию такого молодого человека. Этот тип составляет небольшую группу.

Учащимся и экспертам предлагалось определить круг профессий, которые будут перспективны и востребованы в будущем. Был проведен сравнительный анализ ответов со списком профессий, предложенным Министерством труда и социальной защиты РФ. Данные представлены на рис. 2.

мнение учащихся мнение специалистов-экспертов Приказ министерства труда Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

1Т-технологии Образовательная Специалист по аддитивным технологиям

Робототехника сфера (коучи, Специалист по гостеприимству

Врач модераторы) Специалист по информационным ресурсам

Экологи Информационные Специалист по информационным системам

РИ и управление технологии Специалист по неразрушающемуся контролю

Робототехника (дефектоскопист)

Косметологи, Экологи

визажисты Генетики

Военная сфера

Строительство

Фитнес-индустрия

Рис. 2. Сравнение перспективных профессий

Учащиеся информированы о том, что одни профессии устаревают (например, профессия стенографистки) и появляются новые. В ходе исследования выяснилось отношение респондентов к современной системе образования. По их мнению, качество образования устарело, и оно не успевает перестраиваться под изменяющиеся условия рынка труда.

Таким образом, подведя итоги исследования, следует учесть противоречивый характер программ содействия занятости молодежи на региональном уровне. С одной стороны, в Санкт-Петербурге действует расширенная система организаций, оказывающих как профориентационную помощь, так и содействующих занятости, с другой — эта структура разрозненна в связи с дублирующими функциями организаций, поэтому нет цельности в сфере предоставления услуг молодежи. Необходимо сформировать единую информационную систему профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодых людей.

Выяснилось, что молодые люди при выборе профессии ориентируются на ее престиж, а не на свои способности и интересы. Главным мотивом для них является заработная плата. Учащиеся понимают, что их образование не соотносится с современными условиями рынка труда, и поэтому возникает необходимость получения дополнительного образования. Мероприятия по поддержке занятости устарели, и требуются новые подходы к молодым людям, особенно — к талантливой молодежи. Поэтому представляется актуальным создание в Санкт-Петербурге образовательного центра для талантливой молодежи на базе одного из технопарков Санкт-Петербурга, а также возвращение в деятельность общеобразовательных учреждений, проведение профориента-ционных мероприятий на основе дифференцированного подхода в осуществлении психолого-педагогической поддержки разных категорий школьников в соответствии с типологией на базе уровня выраженности и объема активности учащихся.

Литература

1. Численность и состав населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.05.2018).

2. Беришвили н. Безработных выпускников вузов стало в два раза больше // Известия. 2016. 20 октября.

3. Рожкова л. В., Шилин Д. С. Формирование системы трудоустройства вузовской молодежи: проблемы и перспективы // Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях: матер. VII Междунар. социол. Грушинской конф. (Моск-ва,15-16 марта 2017 г.) / отв. ред. А. В. Кулешова. М.: ВЦИОМ, 2017. С. 354-356.

4. зобов Р. А. Келасьев В. н. Социальное здоровье и социализация человека: учеб. пособие для вузов. СПб.: Химиздат, 2005. 166 с.

5. Петрова и. Карьерный эксперимент // Московский комсомолец. 2014. 27 октября.

6. Шкут Р. А. Новый формат городской политики занятости молодежи // Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития: сб. докл. VI Социального форума. М., 2016. С. 99-102.

7. Официальный сайт Российского центра содействия молодежному предпринимательству. URL: ^Ир://роспредприниматель.рф/ (дата обращения: 18.05.2018).

8. Пахомова Е. А., Овчинников В. А., Пальянов М. П., лаптева и. Д., Бибик В. л., Морозова М. В. Взаимосвязь профессионального образования и занятости молодежи в Западной Европе и России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.