Научная статья на тему 'Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода'

Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / МИКРОПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ / SOCIO-POLITICAL CONSTRUCTION / MICRO-POLITICS / SOCIAL SUPPORT TO FAMILY / CASE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Елена Юрьевна, Черняева Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены особенности социально-политического конструирования проблем семьи. Проанализирован опыт Саратовской обл. по реализации семейной политики с позиций микрополитического подхода, даны рекомендации по повышению качества социальных услуг.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article special features of the sociopolitical construction of the problems of family are examined. The experience of Saratov region on the realization of family policy is analyzed in the frame of micro-political approach; recommendations regarding to the quality of social services improvement are given.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода»

Елена ГЕРАСИМОВА, Татьяна ЧЕРНЯЕВА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ: РЕСУРСЫ МИКРОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье рассмотрены особенности социально-политического конструирования проблем семьи. Проанализирован опыт Саратовской обл. по реализации семейной политики с позиций микрополитического подхода, даны рекомендации по повышению качества социальных услуг.

In the article special features of the socio-political construction of the problems of family are examined. The experience of Saratov region on realization of the family policy is analyzed in the frames of micro-political approach; recommendations regarding to the improvement of a quality of social services are given.

Ключевые слова:

социально-политическое конструирование, микрополитика, социальная поддержка семьи, кейс-менеджмент; socio-political construction, micro-politics, social support to family, case management.

ГЕРАСИМОВА

Елена Юрьевна — к.соц.н., доцент кафедры социальных коммуникаций ПАГС им. П.А. Столыпина e-gerasimova@list.ru

ЧЕРНЯЕВА Татьяна Ивановна — д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций ПАГС им. П.А. Столыпина tatcher@yandex.ru

Как политика определяет, какие семьи нуждаются в помощи

Решение сложных и многоаспектных проблем защищенности семьи, охраны детства и прав ребенка в России во многом зависит от того, как определяется (конструируется) проблема в политической деятельности федеральных, региональных и муниципальных государственных органов власти. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» предусматривает, что клиентом социальной службы может быть гражданин (семья), находящийся в трудной жизненной ситуации1. Следовательно, попадание семьи в категорию клиента социальной работы понимается как процесс или следствие ряда событий, которые, по мнению П. Штомпки, являются мельчайшими фундаментальными единицами социологического анализа, где «под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля»2. Эти события могут определяться различными факторами, становящимися основанием для интервенции в семью, «постановки на учет», предоставления экономической, социальной, психологической помощи. Таким образом, семья должна выйти за пределы идеального, нормативного или возможностного измерения поля3, что выражается в переформулировании идеологии, убеждений, принятых в обществе, пересмотре или отказе от общепринятых норм, ценностей, исчезновении этических кодов, нарушении правового режима, сужении каналов взаимодействия и групповых связей. Подобная ситуация ведет к значительным изменениям круга общения, социальных сетей контактов, снижению возможностей, интересов, жизненных перспектив, падению социального статуса и смещению на более низкие уровни социальной иерархии.

В современных российских условиях именно государство определяет не только приоритетные направления экономического роста, но и социальные возможности (термин А. Сена4), ведущие к личной свободе индивидуума, семьи и улучшению качества жизни в

1 Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2 Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ., под ред. В.А Ядова.— М. : Аспект Пресс, 1996.

3 Там же.

4 Сен А. Развитие как свобода. — М. : Новое издательство, 2004.

целом. Сен предлагает создавать системы социальной защиты как часть социальной политики для социального обеспечения и предотвращения бедности. По его мнению, социальная защита должна включать в себя постоянно действующие институциональные меры — выплату пособий, материальную помощь, создание рабочих мест, разработку и внедрение социальных программ и т.д.

Современная социальная политика в отношении семьи и детей строится в соответствии с федеральными законами № 131-Ф3, № 95-ФЗ и № 122-ФЗ, которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики путем переноса основной нагрузки по работе с семьей с федерального на региональный уровень. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных акторов, занимающихся поддержкой семьи (федеральная власть и местное самоуправление, группы самопомощи, общественные объединения, движения и инициативы); региональной культуры; приоритетов в сфере социальной поддержки населения; налаженных коммуникативных практик. Последнее означает, что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и, прежде всего, представителей административных структур, работников социальной сферы, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов из общественных организаций. Другими словами, конструирование проблем семьи смещается на уровень микрополитики, которая на первый план выдвигает развитие человеческого потенциала в условиях глобальных рисков; обеспечение социальной справедливости, прав и свобод личности; развитие гражданского общества1. Единицами микрополитического анализа являются индивиды и группы как субъекты социально-политического действия. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.

1 Мусиенко Т.В. Микрополитика как раздел современной политологии: тенденции и перспективы развития // http://credonew.ru/content/ view/446/56/

Социальная поддержка семьи в Саратовской обл.

Масштабы социального неблагополучия семей и детей в Саратовской обл. достаточно велики — об этом свидетельствуют публикуемые Министерством социального развития данные. Число семей в регионе, находящихся в трудной жизненной ситуации, за последние 3 года увеличивается ежегодно на 8% и составляет 50% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми в Саратовской обл.: в 2010 г. — 160 976 (данные за 6 мес.), в 2009 г. — 148 318, в 2008 г. - 135 750. Удельный вес семей, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, составил 17% от общего числа семей (за 9 мес. 2009 г. — 16,8 %). На социальном патронаже в учреждениях социального обслуживания семьи и детей находилось 13 033 семей2.

Тем не менее в общероссийском масштабе Саратовская обл. предстает как социально ответственный регион, знающий о нуждах и интересах населения, предпринимающий на разных уровнях попытки решения социальных проблем семей. Регионы получили больше возможностей в выборе форм и способов такой поддержки с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий. В то же время их ответственность неизмеримо возросла. Перед региональными органами законодательной и исполнительной власти встала сложная задача формирования правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, пропагандистских, консультативных, научных, кадровых механизмов обеспечения региональной по-литики3. В Саратовской обл. разработана серьезная нормативно-правовая база, ведется поиск новых возможностей реализации государственной политики по обеспечению государственной социальной поддержки семей с детьми. Активно разрабатываются стратегия и меры региональной семейной политики и соответствующее законодательство (в 2009 г. в Саратовской обл. принято 23 закона и

2 Итоги работы министерства социального развития области за 9 месяцев 2010 года; О положении детей в Саратовской области: информационно-аналитический доклад за 2009 г. // Ы!р://%^ге social.saratov.gov.ru/efTektivnost/

3 Климантова Г.И, Ростовская Т.К. Молодая семья — демографический ресурс России. — М., Изд-во РГСУ, 2008, с 131.

постановления правительства). Меры по повышению рождаемости и укреплению института семьи в области реализуются с использованием программно-целевых методов, в т.ч. через национальные проекты в сфере здравоохранения, жилищной политики, образования, федеральные целевые программы.

Условно меры государственной поддержки семьи можно разделить на три на категории: прямая государственная денежная помощь в связи с рождением и воспитанием детей (предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий); натуральная помощь (натуральные выдачи семьям, имеющим детей, установлены на федеральном уровне в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей); льготы и субсидии.

В настоящее время Министерство социального развития области разработало проект долгосрочной областной целевой программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних» на 2011—2013 гг. Приоритетными направлениями долгосрочной политики социальной поддержки семей и детей являются: создание условий для эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия; организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей1.

Для решения проблем семьи внедряются современные технологии работы с семьей и детьми. Это стало возможным в результате участия специалистов социальных учреждений в международном проекте «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми». Основной инновационной идеей проекта является расширение сети услуг для профилактики различных форм семейного неблагополучия и привлечение новых акторов к семейной микрополитике. Внимание и приоритеты семейной политики сегодня направляются не только на

1 Проект долгосрочной областной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних» на 2011—2013 годы // http://www.saratov.gov.ru/news/ events/detail.php?ГО=4962з&sphrase_id=141814/

оказание помощи нуждающимся семьям, но и на активное вовлечение в нее, например, молодых семей с целью формирования осознанного родительства, повышения уровня социальной компетентности молодых людей, развития необходимых навыков построения успешных семейных отношений. Такие формы работы с семьей являются привлекательными как с точки зрения профилактики семейного неблагополучия, так и в целях построения позитивного образа семьи. Результатом проведенной работы можно считать снижение количества семей в социально-опасном положении в регионе, в среднем на 4% в год (в 2010 г. — 2 817 семей, что составляет 0,9% общего числа семей в регионе,; в 2009 г. — 2 882 семьи, в 2008 г. — 3 101 семья), а также уменьшение случаев лишения родительских прав ежегодно на 0,3% от числа семей с несовершеннолетними детьми (0,1% за 6 мес. 2010 г.)2.

Новые проекты, старые проблемы

Серьезной проблемой в сфере профилактики семейного неблагополучия является разобщенность и разнонаправ-ленность действий, предпринимаемых различными ведомствами социальной направленности. С целью изучения взаимодействия учреждений разной ведомственной принадлежности в работе с детьми и семьями, а также выявления региональных ресурсов для реализации комплексной программы муниципального образования по профилактике социального сиротства в 2009 г. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации дал старт межрегиональной программе «Ступени роста» в 6 муниципальных районах опорных регионов РФ — г. Рубцовске Алтайского края; г. Югорске Ханты-Мансийского АО — Югры; Красноармейском районе г. Волгограда; Шекснинском муниципальном районе Вологодской обл.; Ступинском муниципальном районе Московской обл.; Вольском муниципальном районе Саратовской обл.3 Анализ результатов реализации программы «Ступени роста» в

2 Итоги работы министерства социального развития области за 9 месяцев 2010 года; О положении детей в Саратовской области: информационно-аналитический доклад за 2009 г. // Ы^//^^^ social.saratov.gov.ru/efTektivnost/

3 Итоги реализации программы «Ступени роста» в 2009 г. // http://www.fond-detyam. ru/?node=81&lang=ru/

2009—2010 гг. показал, с одной стороны, уникальность региональных межведомственных программ с точки зрения наиболее актуальных целей и задач с учетом географических, экономических, социокультурных факторов, с другой — универсальность существующих проблем и приоритетных направлений работы с семьей.

Факторы, препятствующие внедрению инновационных практик социальной поддержки семьи, можно разделить на 3 группы: структурные, культурные, административные. Структурные препятствия заключаются в преобладании линейных структур над сетевыми и, как следствие, высокой разобщенности специалистов, жестких границах между подразделениями (организациями), нормах предоставления услуг, количественных показателях эффективности социальной помощи семье.

Необходимо создание региональных баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки. Особое внимание следует обратить на обеспечение доступности для всех семей информации о федеральных и региональных мерах государственной поддержки и учреждениях, оказывающих социальные услуги семьям и детям. Создание единой базы нуждающихся семей на базе социального паспорта и концентрация ее в одном центре позволят увеличить для семей доступность услуг учреждений социальной сферы, упростив процедуру оформления необходимых документов и контроль предоставляемой информации о материальном положении семьи. Необходимо также введение обязательного мониторинга получателей помощи (численность в целом, а также отдельных групп нуждающихся, прогноз их численности и потребности в различных видах поддержки).

Поддержка социальной рекламы и медийное сопровождение социальных проектов в регионе потребует дополнительных финансовых затрат, и их необходимо предусмотреть в деятельности министерств и ведомств. Расширение коммуникативных площадок — важный ресурс семейной микрополитики, позволяющий определять и конструировать семейные проблемы в ситуациях повседневной жизни. Эффективными формами микрополитического конструирования являются прямые встречи представителей социальных учреждений с жителями в образова-

тельных учреждениях, в женских консультациях и поликлиниках.

Важнейшими направлениями социальной поддержки семьи становятся развитие семейных форм устройства детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация медицинского и социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реклама в средствах массовой информации различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в лечении от алкогольной и наркотической зависимости взрослых членов семей и несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, оказание содействия в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних, решение проблем домашнего насилия и жестокого обращения в семье, профилактика семейного неблагополучия на различных уровнях функционирования общества и посредством участия различных социальных институтов, формирование и развитие ответственного родительства на всех этапах сопровождения семьи1.

Реализация этих направлений невозможна без принципиально новых социальных технологий, прежде всего кейс-менеджмента на основе клиентоориентированной деятельности. Кейс-менеджмент представляет собой «структурированный, но в то же время коллективный, динамический и информационно-интенсивный процесс, который приводится в действие внешним событием и требует пошаговой и поступательной реакции ответственного за работу с этим кейсом»2. К основным принципам такой работы можно отнести добровольность участия членов семьи, отношение к родителям как к равноправным и полноценным партнерам, мультисистемный подход, интенсивность и непрерывность, доступность для всех элементов семейной системы, единство с ближайшим окружением семьи, акцент на

1 Межведомственный подход в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства : сборник информационно-методических материалов / под ред. Н.В. Дзамукашвили, Н.А. Даниловой. - М., 2010.

2 Dynamic Case Management — An Old Idea Catches New Fire by Craig Le Clair, Connie Moore, Forrester Research, Inc., December 28, 2009 // http:// www.emc.com/collateral/analyst-reports/csg8619-forrester-dynamic-case-management-ar.pdf/

ресурсах (салютогенный подход)1, командную работу.

В социальном плане инновационные технологии требуют отлаженных практик партнерства социальных институтов, организационных структур, общественных объединений и конкретных людей, а не абстрактных социальных групп, слоев общества2. В основе социального партнерства в сфере семейной поддержки лежат принципы, позволяющие повышать заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем, способствовать объединению усилий и возможностей в преодолении важных проблем семьи, решение которых поодиночке неэффективно, обеспечивать конструктивное сотрудничество в процессе регулиро-

1 Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика, 2007, № 3; Салютогенез или где истоки здоровья // http://medcentrmaria.ru/article/zdorovoe-razvitie/ salyutogenez-chast-2-chuvstvo-kogerentnosti/

2 Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // http://www.jourssa. ru/2005/3/4aIvanov.pdf/

вания институциональных конфликтов и разрешения спорных вопросов. Решить проблему семьи можно лишь в случае развития новых социальных сервисов, направленных на раннее выявление неблагополучия в семьях, своевременное оказание помощи семье, стимулирование активности и максимальную мобилизацию ресурсов самих членов семьи и их ближайшего окружения. Опыт ряда регионов свидетельствует о том, что активная роль НКО в решении проблем семьи и детей имеет преимущества как для привлечения средств спонсоров, грантодате-лей, так и для развития общинных форм взаимодействия по принципу «равный — равному». Деятельность общественных организаций в данном направлении позволяет формировать неформальную сеть социальной поддержки семей, минимизировать вмешательство специалистов в жизненное пространство семьи, а вместе с тем — интегрировать усилия для преодоления бюрократических барьеров, регулирования конфликтов посредством медиативных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.