Елена ГЕРАСИМОВА, Татьяна ЧЕРНЯЕВА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ: РЕСУРСЫ МИКРОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье рассмотрены особенности социально-политического конструирования проблем семьи. Проанализирован опыт Саратовской обл. по реализации семейной политики с позиций микрополитического подхода, даны рекомендации по повышению качества социальных услуг.
In the article special features of the socio-political construction of the problems of family are examined. The experience of Saratov region on realization of the family policy is analyzed in the frames of micro-political approach; recommendations regarding to the improvement of a quality of social services are given.
Ключевые слова:
социально-политическое конструирование, микрополитика, социальная поддержка семьи, кейс-менеджмент; socio-political construction, micro-politics, social support to family, case management.
ГЕРАСИМОВА
Елена Юрьевна — к.соц.н., доцент кафедры социальных коммуникаций ПАГС им. П.А. Столыпина [email protected]
ЧЕРНЯЕВА Татьяна Ивановна — д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций ПАГС им. П.А. Столыпина [email protected]
Как политика определяет, какие семьи нуждаются в помощи
Решение сложных и многоаспектных проблем защищенности семьи, охраны детства и прав ребенка в России во многом зависит от того, как определяется (конструируется) проблема в политической деятельности федеральных, региональных и муниципальных государственных органов власти. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» предусматривает, что клиентом социальной службы может быть гражданин (семья), находящийся в трудной жизненной ситуации1. Следовательно, попадание семьи в категорию клиента социальной работы понимается как процесс или следствие ряда событий, которые, по мнению П. Штомпки, являются мельчайшими фундаментальными единицами социологического анализа, где «под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля»2. Эти события могут определяться различными факторами, становящимися основанием для интервенции в семью, «постановки на учет», предоставления экономической, социальной, психологической помощи. Таким образом, семья должна выйти за пределы идеального, нормативного или возможностного измерения поля3, что выражается в переформулировании идеологии, убеждений, принятых в обществе, пересмотре или отказе от общепринятых норм, ценностей, исчезновении этических кодов, нарушении правового режима, сужении каналов взаимодействия и групповых связей. Подобная ситуация ведет к значительным изменениям круга общения, социальных сетей контактов, снижению возможностей, интересов, жизненных перспектив, падению социального статуса и смещению на более низкие уровни социальной иерархии.
В современных российских условиях именно государство определяет не только приоритетные направления экономического роста, но и социальные возможности (термин А. Сена4), ведущие к личной свободе индивидуума, семьи и улучшению качества жизни в
1 Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2 Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ., под ред. В.А Ядова.— М. : Аспект Пресс, 1996.
3 Там же.
4 Сен А. Развитие как свобода. — М. : Новое издательство, 2004.
целом. Сен предлагает создавать системы социальной защиты как часть социальной политики для социального обеспечения и предотвращения бедности. По его мнению, социальная защита должна включать в себя постоянно действующие институциональные меры — выплату пособий, материальную помощь, создание рабочих мест, разработку и внедрение социальных программ и т.д.
Современная социальная политика в отношении семьи и детей строится в соответствии с федеральными законами № 131-Ф3, № 95-ФЗ и № 122-ФЗ, которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики путем переноса основной нагрузки по работе с семьей с федерального на региональный уровень. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных акторов, занимающихся поддержкой семьи (федеральная власть и местное самоуправление, группы самопомощи, общественные объединения, движения и инициативы); региональной культуры; приоритетов в сфере социальной поддержки населения; налаженных коммуникативных практик. Последнее означает, что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и, прежде всего, представителей административных структур, работников социальной сферы, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов из общественных организаций. Другими словами, конструирование проблем семьи смещается на уровень микрополитики, которая на первый план выдвигает развитие человеческого потенциала в условиях глобальных рисков; обеспечение социальной справедливости, прав и свобод личности; развитие гражданского общества1. Единицами микрополитического анализа являются индивиды и группы как субъекты социально-политического действия. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.
1 Мусиенко Т.В. Микрополитика как раздел современной политологии: тенденции и перспективы развития // http://credonew.ru/content/ view/446/56/
Социальная поддержка семьи в Саратовской обл.
Масштабы социального неблагополучия семей и детей в Саратовской обл. достаточно велики — об этом свидетельствуют публикуемые Министерством социального развития данные. Число семей в регионе, находящихся в трудной жизненной ситуации, за последние 3 года увеличивается ежегодно на 8% и составляет 50% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми в Саратовской обл.: в 2010 г. — 160 976 (данные за 6 мес.), в 2009 г. — 148 318, в 2008 г. - 135 750. Удельный вес семей, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, составил 17% от общего числа семей (за 9 мес. 2009 г. — 16,8 %). На социальном патронаже в учреждениях социального обслуживания семьи и детей находилось 13 033 семей2.
Тем не менее в общероссийском масштабе Саратовская обл. предстает как социально ответственный регион, знающий о нуждах и интересах населения, предпринимающий на разных уровнях попытки решения социальных проблем семей. Регионы получили больше возможностей в выборе форм и способов такой поддержки с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий. В то же время их ответственность неизмеримо возросла. Перед региональными органами законодательной и исполнительной власти встала сложная задача формирования правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, пропагандистских, консультативных, научных, кадровых механизмов обеспечения региональной по-литики3. В Саратовской обл. разработана серьезная нормативно-правовая база, ведется поиск новых возможностей реализации государственной политики по обеспечению государственной социальной поддержки семей с детьми. Активно разрабатываются стратегия и меры региональной семейной политики и соответствующее законодательство (в 2009 г. в Саратовской обл. принято 23 закона и
2 Итоги работы министерства социального развития области за 9 месяцев 2010 года; О положении детей в Саратовской области: информационно-аналитический доклад за 2009 г. // Ы!р://%^ге social.saratov.gov.ru/efTektivnost/
3 Климантова Г.И, Ростовская Т.К. Молодая семья — демографический ресурс России. — М., Изд-во РГСУ, 2008, с 131.
постановления правительства). Меры по повышению рождаемости и укреплению института семьи в области реализуются с использованием программно-целевых методов, в т.ч. через национальные проекты в сфере здравоохранения, жилищной политики, образования, федеральные целевые программы.
Условно меры государственной поддержки семьи можно разделить на три на категории: прямая государственная денежная помощь в связи с рождением и воспитанием детей (предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий); натуральная помощь (натуральные выдачи семьям, имеющим детей, установлены на федеральном уровне в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей); льготы и субсидии.
В настоящее время Министерство социального развития области разработало проект долгосрочной областной целевой программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних» на 2011—2013 гг. Приоритетными направлениями долгосрочной политики социальной поддержки семей и детей являются: создание условий для эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия; организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей1.
Для решения проблем семьи внедряются современные технологии работы с семьей и детьми. Это стало возможным в результате участия специалистов социальных учреждений в международном проекте «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми». Основной инновационной идеей проекта является расширение сети услуг для профилактики различных форм семейного неблагополучия и привлечение новых акторов к семейной микрополитике. Внимание и приоритеты семейной политики сегодня направляются не только на
1 Проект долгосрочной областной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних» на 2011—2013 годы // http://www.saratov.gov.ru/news/ events/detail.php?ГО=4962з&sphrase_id=141814/
оказание помощи нуждающимся семьям, но и на активное вовлечение в нее, например, молодых семей с целью формирования осознанного родительства, повышения уровня социальной компетентности молодых людей, развития необходимых навыков построения успешных семейных отношений. Такие формы работы с семьей являются привлекательными как с точки зрения профилактики семейного неблагополучия, так и в целях построения позитивного образа семьи. Результатом проведенной работы можно считать снижение количества семей в социально-опасном положении в регионе, в среднем на 4% в год (в 2010 г. — 2 817 семей, что составляет 0,9% общего числа семей в регионе,; в 2009 г. — 2 882 семьи, в 2008 г. — 3 101 семья), а также уменьшение случаев лишения родительских прав ежегодно на 0,3% от числа семей с несовершеннолетними детьми (0,1% за 6 мес. 2010 г.)2.
Новые проекты, старые проблемы
Серьезной проблемой в сфере профилактики семейного неблагополучия является разобщенность и разнонаправ-ленность действий, предпринимаемых различными ведомствами социальной направленности. С целью изучения взаимодействия учреждений разной ведомственной принадлежности в работе с детьми и семьями, а также выявления региональных ресурсов для реализации комплексной программы муниципального образования по профилактике социального сиротства в 2009 г. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации дал старт межрегиональной программе «Ступени роста» в 6 муниципальных районах опорных регионов РФ — г. Рубцовске Алтайского края; г. Югорске Ханты-Мансийского АО — Югры; Красноармейском районе г. Волгограда; Шекснинском муниципальном районе Вологодской обл.; Ступинском муниципальном районе Московской обл.; Вольском муниципальном районе Саратовской обл.3 Анализ результатов реализации программы «Ступени роста» в
2 Итоги работы министерства социального развития области за 9 месяцев 2010 года; О положении детей в Саратовской области: информационно-аналитический доклад за 2009 г. // Ы^//^^^ social.saratov.gov.ru/efTektivnost/
3 Итоги реализации программы «Ступени роста» в 2009 г. // http://www.fond-detyam. ru/?node=81&lang=ru/
2009—2010 гг. показал, с одной стороны, уникальность региональных межведомственных программ с точки зрения наиболее актуальных целей и задач с учетом географических, экономических, социокультурных факторов, с другой — универсальность существующих проблем и приоритетных направлений работы с семьей.
Факторы, препятствующие внедрению инновационных практик социальной поддержки семьи, можно разделить на 3 группы: структурные, культурные, административные. Структурные препятствия заключаются в преобладании линейных структур над сетевыми и, как следствие, высокой разобщенности специалистов, жестких границах между подразделениями (организациями), нормах предоставления услуг, количественных показателях эффективности социальной помощи семье.
Необходимо создание региональных баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки. Особое внимание следует обратить на обеспечение доступности для всех семей информации о федеральных и региональных мерах государственной поддержки и учреждениях, оказывающих социальные услуги семьям и детям. Создание единой базы нуждающихся семей на базе социального паспорта и концентрация ее в одном центре позволят увеличить для семей доступность услуг учреждений социальной сферы, упростив процедуру оформления необходимых документов и контроль предоставляемой информации о материальном положении семьи. Необходимо также введение обязательного мониторинга получателей помощи (численность в целом, а также отдельных групп нуждающихся, прогноз их численности и потребности в различных видах поддержки).
Поддержка социальной рекламы и медийное сопровождение социальных проектов в регионе потребует дополнительных финансовых затрат, и их необходимо предусмотреть в деятельности министерств и ведомств. Расширение коммуникативных площадок — важный ресурс семейной микрополитики, позволяющий определять и конструировать семейные проблемы в ситуациях повседневной жизни. Эффективными формами микрополитического конструирования являются прямые встречи представителей социальных учреждений с жителями в образова-
тельных учреждениях, в женских консультациях и поликлиниках.
Важнейшими направлениями социальной поддержки семьи становятся развитие семейных форм устройства детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация медицинского и социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реклама в средствах массовой информации различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в лечении от алкогольной и наркотической зависимости взрослых членов семей и несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, оказание содействия в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних, решение проблем домашнего насилия и жестокого обращения в семье, профилактика семейного неблагополучия на различных уровнях функционирования общества и посредством участия различных социальных институтов, формирование и развитие ответственного родительства на всех этапах сопровождения семьи1.
Реализация этих направлений невозможна без принципиально новых социальных технологий, прежде всего кейс-менеджмента на основе клиентоориентированной деятельности. Кейс-менеджмент представляет собой «структурированный, но в то же время коллективный, динамический и информационно-интенсивный процесс, который приводится в действие внешним событием и требует пошаговой и поступательной реакции ответственного за работу с этим кейсом»2. К основным принципам такой работы можно отнести добровольность участия членов семьи, отношение к родителям как к равноправным и полноценным партнерам, мультисистемный подход, интенсивность и непрерывность, доступность для всех элементов семейной системы, единство с ближайшим окружением семьи, акцент на
1 Межведомственный подход в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства : сборник информационно-методических материалов / под ред. Н.В. Дзамукашвили, Н.А. Даниловой. - М., 2010.
2 Dynamic Case Management — An Old Idea Catches New Fire by Craig Le Clair, Connie Moore, Forrester Research, Inc., December 28, 2009 // http:// www.emc.com/collateral/analyst-reports/csg8619-forrester-dynamic-case-management-ar.pdf/
ресурсах (салютогенный подход)1, командную работу.
В социальном плане инновационные технологии требуют отлаженных практик партнерства социальных институтов, организационных структур, общественных объединений и конкретных людей, а не абстрактных социальных групп, слоев общества2. В основе социального партнерства в сфере семейной поддержки лежат принципы, позволяющие повышать заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем, способствовать объединению усилий и возможностей в преодолении важных проблем семьи, решение которых поодиночке неэффективно, обеспечивать конструктивное сотрудничество в процессе регулиро-
1 Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика, 2007, № 3; Салютогенез или где истоки здоровья // http://medcentrmaria.ru/article/zdorovoe-razvitie/ salyutogenez-chast-2-chuvstvo-kogerentnosti/
2 Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // http://www.jourssa. ru/2005/3/4aIvanov.pdf/
вания институциональных конфликтов и разрешения спорных вопросов. Решить проблему семьи можно лишь в случае развития новых социальных сервисов, направленных на раннее выявление неблагополучия в семьях, своевременное оказание помощи семье, стимулирование активности и максимальную мобилизацию ресурсов самих членов семьи и их ближайшего окружения. Опыт ряда регионов свидетельствует о том, что активная роль НКО в решении проблем семьи и детей имеет преимущества как для привлечения средств спонсоров, грантодате-лей, так и для развития общинных форм взаимодействия по принципу «равный — равному». Деятельность общественных организаций в данном направлении позволяет формировать неформальную сеть социальной поддержки семей, минимизировать вмешательство специалистов в жизненное пространство семьи, а вместе с тем — интегрировать усилия для преодоления бюрократических барьеров, регулирования конфликтов посредством медиативных практик.