Б.Т. Ищанова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ:
ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ ИЖДИВЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
Ключевые слова: семья, социальная поддержка, профилактика / коррекция иждивенческих позиций, дидактическая многомерная технология, логико-смысловые модели.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования дидактической многомерной технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к профилактике/коррекции иждивенческих позиций в семье.
Одним из важных факторов любой эффективно функционирующей социальной системы является социальная поддержка населения. Настоящая ситуация в российском обществе такова, что в наиболее значимом социальном институте, а именно семье, наблюдаются глубокие изменения в жизнедеятельности, ее ценностях, нормах и образцах поведения (при этом отметим, что трансформация семьи происходит уже не одно десятилетие). Функцию гаранта социальной защищенности семьи выполняет, в первую очередь, государство; в силу сложного социально-экономического положения социальная поддержка семьи государственным сектором возрастает. Согласно А.И. Антонову и В.М. Медкову, социальная поддержка семьи - это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов [1, 263].
Государственная политика РФ в области социальной поддержки семьи реализуется как предмет совместного ведения федеральных органов власти и субъектов Федерации. Начиная с 1991 года, в нашей стране ведется активная работа по формированию и развитию системы учреждений социального обслуживания семьи; такая система включает центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи и т.д. Нуждающимся семьям предоставляются социально-медицинские, социально-экономические, психолого-педагогические, социальнобытовые, социально-правовые и иные услуги. С целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, помимо социальных услуг, государством предусмотрены также прямая государственная денежная помощь в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи, различные льготы, субсидии и компенсации (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные и др.). Следовательно, с одной стороны, видны положительные тенденции в политике государства в рамках оказания социальной поддержки семье (с каждым годом расширяется сеть социозащитных учреждений, увеличивается спектр оказываемых услуг, размер социальных пособий и компенсационных выплат и т.д.); однако, с другой стороны, учащаются случаи проявления чрезмерных претензий семьи к государственным структурам при отсутствии или снижении собственных действий для улучшения ситуации (в результате формирования иждивенческих позиций).
В соответствии со своей этимологической окраской социальная поддержка предполагает, при минимальном содействии государства, приложение определенных усилий, активизацию внутреннего потенциала, использование различного рода ресурсов со стороны семьи для достижения уровня полностью самостоятельного воспроизводства и развития. Тем не менее, родовой смысл данного понятия порой утрачивается. Так, по результатам социологического исследования, проведенного нами в Челябинской области (выборочная совокупность составила 348 человек), 23,85 % респондентов ответили, что вообще не получают никакого рода помощи и поддержки. Примечательно, что большинство респондентов, отвечавших на вопросы анкеты, являлись клиентами социальных служб, обратившимися за теми или иными услугами, то есть практически четверть опрошенных не расценивает услу-
122
ги, получаемые в социальных службах, как форму помощи или поддержки.
На наш взгляд, это является проявлением иждивенческих позиций со стороны семьи: предоставляя минимум гарантированных мер социальной поддержки на регулярной основе, государство тем самым стимулирует формирование социальной пассивности и проявление потребительской, иждивенческой позиции. Отметим, что речь идет не о так называемом социальном аспекте иждивенчества (когда оно является следствием объективных факторов -инвалидность, болезнь, трудная жизненная ситуация и т.д.), а, скорее, о психологическом аспекте иждивенчества, которое выступает как сформированная жизненная позиция, перерастающая впоследствии в устойчивое личностное качество.
Таким образом, возникает противоречие между первоначальной целью оказания социальной поддержки семье, носящей временный характер и ориентированной на обязательное проявление усилий со стороны семьи, и результатом оказанных мер социальной поддержки, сопровождающихся пассивностью, потребительской и приспособленческой позицией со стороны семьи, ориентацией на государственную поддержку на постоянной основе. Соответственно, актуализируется проблема профилактики / коррекции иждивенческих позиций семьи в рамках оказания ей социальной поддержки. В данном случае многое зависит от компетентности и уровня подготовки специалистов социальной сферы. Кроме того, в современных социально-экономических условиях возрастает роль нового поколения специалистов, готовых не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способными выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию с целью достижения наивысших результатов в профессиональной деятельности. Безусловно, высшая школа является главным институтом воспроизводства кадровых ресурсов, поэтому проблема профессиональной подготовки специалиста по работе с семьей по профилактике / коррекции иждивенческих позиций приобрела особую остроту. Перед специалистом встает необходимость выработки определенного уровня самостоятельности подшефной семьи, формирования мотивации с целью выхода из ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность (семьи). Мотивация предполагает побуждение семьи к активной деятельности, стимулирование, направленное на достижение индивидуальных и личных целей (как внутреннее состояние, определяющее поведение членов семьи). Побудительными силами активности семьи являются ее потребности - социальные, психологические и физиологические. Технология мотивации семьи на позитивное изменение образа и качества жизни является сложным процессом, основанным на выявлении и целенаправленном воздействии на потенциальные (внутренние) детерминанты с помощью различных внешних мотиваторов, которые зачастую являются определяющими в решении проблемы [2, 69]. В данных условиях специалист должен совершенствовать профессиональные навыки, расширять сферу компетенции и после получения документа об образовании. Ключевым аспектом образования, таким образом, становится не только приобретение знаний как таковых, но и развитие познавательной активности, способности приобретать новые профессиональные компетенции и адаптировать к новым условиям уже имеющиеся. Повышению качества образования в высших учебных заведениях способствует организация учебного процесса путем проектирования и использования современных образовательных технологий с целью эффективного развития профессиональной компетентности специалиста. К наиболее важным условиям организации учебного процесса, в рамках которого применяются современные образовательные технологии, следует отнести рациональное управление, осуществляемое преподавателями высшей школы, и наличие специально разработанных средств обучения.
Процесс подготовки специалистов социальной службы по работе с семьей должен выстраиваться как социально-технологическая, организационно-управленческая, практикоориентированная и научно-исследовательская деятельность комплексного характера. При использовании современных образовательных технологий акцент делается на развитие по-
тенциала студента, использование им скрытых внутренних ресурсов, формирование самостоятельности, самообучаемости и саморазвития. Педагог в данном случае занимает позицию партнера по исследованию, проявляет заинтересованность и включенность в процесс той или иной деятельности студента, осуществляет взаимодействие всех сторон процесса. Данные технологии оказываются весьма продуктивными при обучении специалистов социальной сферы по работе с семьей: они позволяют студентам не только творчески усваивать определенного рода знания, но и овладевать ими непосредственно в контексте получаемой профессии. В настоящее время в профессиональном образовании при подготовке специалистов социальной сферы используются самые разнообразные технологии. Одной из динамично развивающихся в последнее время, в полной мере отвечающей требованиям современного образования, на наш взгляд, является дидактическая многомерная технология, разработанная Научной лабораторией дидактического дизайна БГПУ имени М Акмуллы.
Дидактическая многомерная технология (ДМТ) - дидактическая технология полифунк-ционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации / учебного материала как в традиционной аудиоформе, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога [3, 82-83]. Дидактическая многомерная технология, применяемая в учебном процессе при профессиональной подготовке специалистов социальной сферы, есть, по сути, проявление мотивированной учебной деятельности студентов, направленной на самореализацию творческих и исследовательских способностей при разработке логико-смысловых моделей.
Логико-смысловая модель (ЛСМ) - конкретная форма реализации дидактических многомерных инструментов в виде образно-понятийных моделей, содержащих смысловой и логический компоненты, причем последний выполнен в «солярной» координатно-матричной форме рекурсивного типа для размещения понятий (или их мультикодовых эквивалентов) и смысловых связей между ними; ЛСМ применяются для отображения изучаемых или создаваемых объектов в дидактической многомерной и других технологиях, в профессиональной деятельности и дидактическом дизайне [3, 83]. Разрабатываемые студентами ЛСМ ориентированы на создание оптимальных вариантов решения актуальных социальных проблем. Задача ДМТ состоит в том, чтобы будущий специалист социальной сферы в процессе разработки ЛСМ постигал реальные процессы, объекты, факты и явления действительности. Предполагается побуждение студента к проникновению вглубь явлений и процессов. При использовании дидактической многомерной технологии в учебном процессе создаются условия, когда студенты мотивированы к самостоятельной исследовательской деятельности с целью приобретения недостающих знаний из различных источников, развивают аналитические способности, формируют системное мышление.
По мнению автора технологии, дидактические характеристики ДМИ обеспечивают: а) многомерное моделирование знаний при выполнении подготовительной, обучающей и поисковой деятельности; б) развитие таких качеств мышления учителя и учащихся, как многомерность, произвольность, аутодиалогичность при включения ДМИ в содержание и технологию обучения, благодаря чему активизируется мышление, высвобождаются его дополнительные ресурсы для оперирования увеличенными объемами информации, ведения поиска и т.п.; в) повышение орудийности деятельности путем программирования операций анализа и синтеза, а также опоры на учебные и технологические модели при проектировании и моделировании знаний; г) неочевидное свойство аутодиалога, необходимое для поддержки режимов проектирования и самообучения, проявляющееся при взаимодействии
субъекта с мыслеобразом (виртуальным собеседником), вынесенным во внешний план [4, 27]. При этом стоит отметить, что психологические характеристики ДМИ затрагивают различные аспекты продуктивного мышления, как то: улучшение системности мышления, поддержка механизмов памяти и контроля информации, улучшение работы интуитивного мышления (отбор и вывод информации из подсознания, совмещение логических и эвристических действий), улучшение способности к «смысловой грануляции» и свертыванию информации, а также инициирование аутодиалога, основанное на том, что абстрактные свойства изучаемого объекта задаются левым полушарием, а правое полушарие накапливает внешний опыт и помогает левому сопоставлять признаки и оперировать ими [4, 27].
С целью выделения систем действия преподавателя и студента важно предварительно определить этапы совместной разработки логико-смысловой модели. На первом этапе осуществляется теоретическая подготовка студентов в ходе учебного процесса, при необходимости - изучение научной литературы по интересующей проблематике; на втором этапе студенты занимаются подготовкой материала, определением предполагаемого результата; на третьем этапе - непосредственно разрабатывают ЛСМ; четвертый этап предполагает заключительное оценивание и всесторонне обсуждение ЛСМ. Студенты актуализируют и обобщают имеющиеся у них знания о конкретной проблеме в будущей ЛСМ; при этом происходит интеграция содержания отдельных учебных дисциплин в единое целое.
Осуществляя рефлексивную оценку собственной готовности к разработке и реализации ЛСМ, студенты самостоятельно находят недостающую информацию: изучают специальную литературу, анализируют полученную информацию; при этом развиваются их креативные навыки. Приобретение студентами предметных знаний и навыков смысловой переработки информации в процессе выполнения различных видов работ и ведет к углублению специальных знаний; происходит развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы личности студента. Применение ЛСМ в процессе подготовки будущих специалистов социальной сферы дает возможность студентам не только осуществлять проектноимитационную профессиональную деятельность по разрешению социальной ситуации, но и непосредственно участвовать в преобразующей деятельности.
В сложившейся системе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, деятельность которых направлена на профилактику / коррекцию иждивенческих позиций семьи, имеется ряд существенных проблем. Так, в частности, в учебной литературе проблема иждивенческих позиций семьи совершенно не рассматривается, отсутствуют упоминания о технологиях, приемах и методах социальной работы с данной категорией семей, что в целом не позволяет достичь необходимого уровня профессиональной подготовки специалиста. Значение данного вида подготовки обусловлено способностью связать знания и умения, приобретенные в рамках дисциплин общекультурного, медицинского, пси-холого-педагогического и социального содержания, с закономерными личностными изменениями, происходящими в связи с включением в практико-ориентированную деятельность, разрабатывать на основе этого интегративного результата логико-смысловые модели и в результате достигать высокопродуктивной деятельности специалиста социальной сферы по профилактике / коррекции иждивенческих позиций семьи.
Безусловно, студент самостоятельно должен осознавать необходимость осуществления профилактики / коррекции данного явления среди семей (к тому же у него самого не должны доминировать иждивенческие позиции). Несомненно, чтобы активизировать инициативу у клиента, необходимо, чтобы будущий специалист был ориентирован на саморазвитие и самосовершенствование. Благодаря разработке логико-смысловых моделей, в содержание и методы профессиональной подготовки включаются компоненты, обеспечивающие развитие креативности, рефлексии, самоактуализации; существенно усиливаются практикоориентированные аспекты; возрастает роль самостоятельной творческой работы студентов в процессе освоения профилактического / коррекционного аспекта профессии.
В процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы посредством дидактической многомерной технологии неотъемлемым условием профессиональной состоятельности при оказании клиенту поддержки в позитивном изменении отношения к оказываемым услугам со стороны социозащитных учреждений является разработка собственной логико-смысловой модели профилактики / коррекции иждивенческих позиций семьи с авторским видением решения данной проблемы с последующей ее апробацией в рамках учебной или производственной практики (и при необходимости - доработкой). Практика обогащает и дополняет теоретическую подготовку студентов, дает возможность углубить и закрепить полученные в ходе обучения знания, развивает способности, необходимые ведения для успешной профессиональной деятельности.
Исследовательская цель ведения занятий, основанных на построении студентами ЛСМ, выходит за рамки традиционной формы преподавания. Благодаря ДМТ, происходит развитие творческой активности, что существенно сказывается на траектории развития личности студента: высокий уровень профессионализма и квалификации проявляется не в решении стандартного набора детально проанализированных и описанных в учебниках ситуациях, а вследствие поиска решений в неоднозначных, неявных ситуациях, требующих от специалиста развитой способности выявления скрытых тенденций развития, причинноследственных связей и отношений, умений предвидения отдаленных последствий принимаемых профессиональных решений.
Технологизированная методика позволяет в ходе обучения соединять технологические и творческие компоненты личностного развития студента и обеспечить, тем самым, рост его профессионализма в продуктивной деятельности по профилактике / коррекции иждивенческих позиций семьи. Она в определенной степени ставит студента в активную позицию, в которой он не только решает важные в профессиональном плане задачи, но и участвует в формировании себя как будущего профессионала. Использование данной образовательной технологии в процессе подготовки специалиста к профилактике / коррекции иждивенческих позиций семьи существенно повышает его результативность в профессиональной деятельности; создает условия для личностного развития и полноценной интеграции выпускника в профессиональную деятельность. Кроме того, ДМТ позволяет студентам эффективнее достигать собственных целей, грамотнее анализировать собственные проблемы и ресурсы, внимательнее изучать социальные ситуации. Полученные в ходе работы над ЛСМ знания и умения могут также быть использованы и в других сферах общественной и личной жизни конкретного студента. актуализируя роль самообразования обучающихся, формируя у них познавательные и образовательные потребности, ориентирует на формирование профессиональных компетенций. Построение практической подготовки на основе ДМТ позволит гармонизировать соотношение теоретической и практической подготовки, оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.
Таким образом, включение дидактической многомерной технологии в образовательный процесс вуза способствует профессионально-личностному развитию будущих специалистов социальной сферы; дает, с точки зрения продуктивности, возможность специалистам не только творчески усваивать базовые знания, но и овладевать ими в контексте своей профессии, так как при профилактике и коррекции иждивенческих позиций семьи крайне важно стимулировать активность и развитие способности семьи самостоятельно принимать решения, контролировать свою жизнь и отстаивать свои права. При этом, для того чтобы добиться конструктивных изменений, необходимо меры социальной поддержки дополнять рядом воздействий - повышать мотивацию членов семьи на самообеспечение и поиск дополнительных источников дохода с использованием внутренних резервов семьи. Безусловно, все это будет гораздо легче реализовать в практической деятельности, если данные принципы приоритетны для самого специалиста.
1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. М. : изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. - 304 с.
2. Терехова, Л.В. Мотивация семьи на выход из трудной жизненной ситуации / Л.В. Терехова // Социальная работа в свете региональной социальной политики: организация, управление, технологии : материалы международного круглого стола ученых и практиков. - Тюмень : изд-во «Вектор Бук», 2006. - 168 с..
3. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки / В.Э. Штейнберг // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 5(36). - С. 74-84.
4. Штейнберг, В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 44 с.
Т.А. Лопан
ЭВРИСТИКО-ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ВКЛЮЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ключевые слова: готовность, непрерывное профессиональное образование, саморегуляция учебнопрофессиональной деятельности, технология.
Аннотация: Рассматривается технология педагогического содействия включению студентов вуза в непрерывное образование, построенная на эвристико-диалогических методах обучения; приводятся примеры реализации технологии; дается авторское определение понятия «готовность к непрерывному профессиональному образованию».
Современному обществу предстоят глобальные перемены, и основными стратегическими ресурсами, способствующими его развитию, станут научные знания, информация. Непрерывное образование - основной признак информационного общества, поэтому готовность к непрерывному образованию становится чрезвычайно актуальной. Однако, следует отметить, что, несмотря на достаточно длительную историю понятия «непрерывное образование», до сих пор не существует его общепризнанной трактовки. Непрерывность в контексте образования понимают по-разному: как идею, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Для определения данного понятия международное профессионально-педагогическое сообщество использует различные термины: «образование взрослых», «продолжающееся образование», «дальнейшее образование», «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой), «перманентное образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение» [3]. Несмотря на разнообразие трактовок, можно выделить два основных направления в интерпретации «непрерывного образования», основанных на социо-центрическом и антропоцентрическом подходах. Подчеркнем, что в своей работе мы опирались на антропоцентрический подход. Это обусловлено тем, что мы говорим не о внешних условиях включения человека в непрерывное образование (курсы повышения квалификации, второе высшее образование и др.), а о внутренних факторах - создание мотивационной, когнитивной и регуляционно-деятельностной основы профессионального саморазвития. То есть, мы ориентируемся на поэтапное формирование у студентов осознанной саморегуляции своей учебно-профессиональной деятельности [3]. Исходя из этого, непрерывное образование рассматривается нами как постоянное развитие и саморазвитие личности с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в условиях информационного общества, характеризующееся нестабильностью и неопределенностью трудового рынка. Таким образом, под готовностью к непрерывному профессиональному образованию мы понимаем качество личности, направленное на постоянное ее развитие и саморазвитие с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в условиях информационного общества.