Научная статья на тему 'Социальная поддержка населения как элемент социальной политики государства'

Социальная поддержка населения как элемент социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1754
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIAL STATE / SOCIAL POLICY / INDUSTRIAL SOCIETY / POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова О. В.

Для любого современного государства, провозгласившего себя социальным, особое внимание следует уделять грамотному построению социальной политики, которая является важнейшим направлением внутренней политики. Вхождение государства в мировое сообщество предполагает присоединение его к общемировым стандартам и ценностям, без которых существование цивилизованного индустриального и постиндустриального общества невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social support of population as an element of social policy of state

For any modern state which has claimed itself social, special attention should be given to competent social policy, which is the most significant direction of domestic policy. State's entry into the global community presupposes joining global standards and values, without which the existence of the civilized industrial and postindustrial society is impossible.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка населения как элемент социальной политики государства»

достижение общественного консенсуса по важнейшим проблемам воспроизводства трудовых ресурсов, что будет выражаться в расширении для сферы труда «правового поля», то есть более полной правовой артикуляции и закреплении цивилизованных форм трудового поведения и регулирования труда.

1. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000

2. Бессонова О.Э., Кирдина С.Г., О’Салливан Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Новосибирск, 1996. С. 22-24.

3. Бесонова О.Э. // Общественные науки и современность. 1994. № 4. С. 43.

4. Polanyi K. The Livelihood of Man. N. Y., 1977.

5. Каргалова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. М., 1999.

6. Кирдина С.Г. // История финансовой политики: сб. ст. СПб., 2000. С. 216.

7. Даниленко Н.Н. Занятость населения в условиях командно-распределительной системы. Иркутск, 1994. С. 14.

8. Бахматова Т.Г. // Историко-экономические исследования. 2002. № 1 (1). С. 100.

9. Конституция Российской Федерации. М., 1997. С. 12.

Поступила в редакцию 12.11.2007 г.

Zakovorotnova E.A. Methodology of institutional matrixes theory usage for characterizing the society humanization process. Tendencies recently taking place in society and economy can be characterized as humanization. The process of humanization could be observed in the system of reproduction of labour resources in the brightest way. The author of the article uses the theory of institutional matrixes to analyze and to characterize the system of reproduction of labour resources and the process of humanization of Russia.

Key words: theory of institutional matrix; institutional matrix; humanization of society.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

О.В. Комарова

Для любого современного государства, провозгласившего себя социальным, особое внимание следует уделять грамотному построению социальной политики, которая является важнейшим направлением внутренней политики. Вхождение государства в мировое сообщество предполагает присоединение его к общемировым стандартам и ценностям, без которых существование цивилизованного индустриального и постиндустриального общества невозможно.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, индустриальное, постиндустриальное общество.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX в. стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы и не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Прежняя система социальной политики во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком

уровне социальных гарантий всему населению. В ходе реформирования в условиях экономического кризиса не удалось сохранить социальные гарантии каждому члену общества. Этому способствовала также замена принципа социальной справедливости принципом равных возможностей и преждевременное свертывание ряда государственных форм удовлетворения социальных потребностей в пользу негосударственных [1].

В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России произошли кардинальные изменения во всех отраслях экономики, управлении, структуре власти. Это оказало сильное влияние на снижение уровня жизни населения.

Возникшие явления оказали негативное воздействие на неоправданно высокую социальную и материальную дифференциацию населения. Все эти проблемы поставлены государством во главу угла и требуют немедленного их разрешения.

Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям, но ее важной составной частью продолжает оставаться социальная политика.

Социальная политика - это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.) [2].

Под социальной политикой понимают совокупность (систему) конкретных мероприятий и мер, направленных на жизнеобеспечение населения [3].

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве [4].

Эффективность реализации социальной политики любого уровня - федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т. д.

Первоочередные действия Правительства РФ в сфере социальной политики и социальной поддержки населения направлены на разработку четких социальных приоритетов. Основные из них следующие:

1. Создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, соответствующее потребностям развития экономики.

2. Улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким

слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта.

3. Развитие культурного потенциала населения страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.

4. Создание эффективного цивилизованного рынка труда.

5. Усиление адресности социальной поддержки населения.

6. Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий.

7. Создание условий для осуществления прав граждан на жилище с учетом их плате -жеспособного спроса, в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

8. Погашение задолженности по заработной плате.

9. Расширение источников финансирования социальных услуг.

В Генеральном соглашении Правительства Российской Федерации с более чем 30 отраслевыми профсоюзами и работодателями на 2005-2007 гг. отражены вопросы социального партнерства между профсоюзами, работодателями и российским правительством, а также определены основные направления социально-экономического развития страны и социальной поддержки граждан.

Чтобы придать такого рода документам силу «социального договора», представляется необходимым вернуться к идее разработки и принятия Социального кодекса Российской Федерации, в котором следует закрепить все социальные обязательства государства перед гражданами, механизмы принятия и исполнения такого рода обязательств, законодательно увязать минимальный уровень пенсий и заработной платы с реальным прожиточным минимумом, установить размеры гарантированных государством минимальных социальных стандартов. Наличие такого законодательного акта позволит переориентировать социальную политику государства с решения задач льготного обеспечения на разработку и осуществление мер, направленных на стимулирование роста заработной платы и пенсий.

Сегодня система социальной защиты населения является ведущим звеном в формировании социальной политики государства и

представляет собой многофункциональную отрасль, которая значительно выросла в последние годы, существенно расширив свои функции.

Только за последние 3 года на социальные службы были возложены дополнительные функции: социальная защита ветеранов, семьи, женщин, детей, граждан, уволенных с военной службы, чернобыльцев, репрессированных граждан, узников концлагерей, граждан, попавших в экстремальные ситуации, беженцев, безработных и т. д. То есть наиболее уязвимые слои населения становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.

В России вырабатывается единая страте -гия в отношении реализации социальной политики.

Современные модели социальной политики отличаются следующим:

□ по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества;

□ по степени социальной защищенности граждан;

□ по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения;

□ по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Одной из моделей социальной политики является рыночная социальная модель, которая отличается наибольшей социальной твердостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы.

Государство играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия трансформируется. Некоторые социальные программы нуждаются в сокращении, другие требуют изменения как структуры, так и направленности на определенный контингент, адресности [5]. Единственная и всеобщая форма социальной защиты - государственное социальное обеспечение, финансируемое исключительно из бюджета, постепенно утрачивает свой монополизм. Начали появляться различные альтернативные формы, финансовое обеспечение которых связано с целевыми страховыми взносами, за осуществление которых отвечают сами работники и работодатели, корпоративные и муниципальные структуры. Среди этих форм

на первый план вышло обязательное социальное страхование, с которым в рыночной экономике связывают управление типичными и наиболее массовыми видами рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости дополнительных расходов на медицинское обслуживание [6].

Классификация мер по социальной защите может быть представлена по различным основаниям:

□ по объектам распространения (по категориям населения);

□ по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые);

□ по типу финансирования (Государственный бюджет, местный бюджет, благотворительный фонд);

□ по способу получения социальной услуги (пенсия, компенсационные выплаты, переобучение).

К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети-сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - государственный бюджет, доплата к пенсии - местный.

По способу получения, меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение детей-сирот;

6) государственное обеспечение заключенных;

7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;

9) оказание социальной услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное или льготное обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

С развертыванием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности существенно сократились, но, тем не менее, в России все больше людей нуждаются в помощи государства [6]. Система социальной защиты изменяется под воздействием возникающих перед страной проблем [5]. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и многое другое.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи.

4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и профессиональный ориентации.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности,

разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Таким образом,

- социальная политика является частью государственной политики;

- эффективность социальной политики государства зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства;

- для реализации социальной политики следует обеспечить оптимальное сочетание стимулирования экономической активности трудоспособного населения и социальной защиты тех, кто не может работать в силу каких-либо причин;

- забота о человеке позволит обеспечить рост производительности труда, эффективности производства;

- государственная социальная политика должна проводиться с учетом объективных особенностей регионов;

- приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека, в этой связи следует предпринимать серьезные шаги в области образования, медицины и культуры;

- система социальной защиты населения является ведущим звеном в формировании социальной политики государства;

- возможности государственного обеспечения существенно сократились, несмотря на то, что в России все больше людей нуждаются в помощи государства. Система социальной защиты изменяется под воздействием возникающих перед страной проблем;

- благополучие людей - важный фактор социальной устойчивости и экономического развития страны.

1. Россия и современный мир. Наша политика / под ред. В.Д. Нечаева. М., 2007. С. 19.

2. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. М., 2004. С. 164.

3. Романова Е.В. Право социального обеспечения. СПб., 2005. С. 204.

4. Нижегородцев Р.М., Абашкина Е.О. // Проблемы нов. полит. экономии. 2000. № 3. С. 13.

5. Кадомцева С. // Экономист. 2006. №7. С. 9.

6. Роик В. // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 17.

Поступила в редакцию 19.12.2007 г.

Komarova O.V. Social support of population as an element of social policy of state. For any modern state

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

which has claimed itself social, special attention should be given to competent social policy, which is the most significant direction of domestic policy. State’s entry into the global community presupposes joining global standards and values, without which the existence of the civilized industrial and postindustrial society is impossible.

Key words: social state, social policy, industrial society, postindustrial society.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Е.А. Святодух

В статье предложена авторская трактовка эффективности воспроизводства человеческого капитала. Эффективность воспроизводства человеческого капитала представляет собой сложное социально-экономическое явление, концептуализированное как экономическая категория и как процесс увеличения количества и качества человеческого капитала на базе инвестиционных затрат.

Ключевые слова: человеческий капитал, эффективности воспроизводства человеческого капитала, эффективность.

Фундаментальность процессов, происходящих в современной хозяйственной жизни как в нашей стране, так и в мировом масштабе, заставляет возвращаться к рассмотрению глубинных проблем экономической науки, решение которых определяет направление экономического развития. В первую очередь, это относится к проблеме человека как субъекта хозяйственной жизни общества.

Ведущей концепцией роли и места человека в общественном производстве является теория человеческого капитала. Сторонники данной концепции понимают под человеческим капиталом совокупность производительных способностей современного работника.

Несмотря на широкое освещение проблем человеческого капитала, многие вопросы являются дискуссионными, недостаточно изученными и требуют критического переосмысления ряда теоретических представлений, в частности вопросов эффективности воспроизводства человеческого капитала.

К раскрытию содержания категории эффективности в экономической теории имеются два концептуальных подхода: неоклассический и марксистский. Каждый из названных подходов основывается на определенных методологических принципах, опре-

деляющих не только экономическое содержание эффективности воспроизводства человеческого капитала, но и пути ее повышения и критерии оценки. Неоклассический подход опирается на принцип результативности экономики, марксистский - на принцип «затраты-результаты».

Экономисты неоклассического направления определяют результативность функционирования той или иной экономической системы степенью использования ограниченных ресурсов. Представители марксистской теории рассматривают эффективность более широко и связывают ее с соотношением «затраты-результаты». Они считают, что эффективность необходимо определять «соотношением результатов экономической деятельности, с одной стороны, и различных ресурсов или затрат в их раздельности или совокупности, с другой» [1].

При рассмотрении существующих точек зрения по поводу определения сущности и содержания категории эффективности производства целесообразно придерживаться марксистского подхода, в соответствии с которым эффективность необходимо рассматривать с точки зрения «затраты-результаты» -для человека, фирмы и государства, а также как совокупность экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.