УДК 316.344.32+378.4 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.5.142
КУДРЯШОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 250 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий*
СОРОКИН Сергей Эдуардович, кандидат политических наук, доцент, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций**
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ «ТРЕТЬЕЙ МИССИИ» УНИВЕРСИТЕТОВ
Роль университетов в жизни современного общества выходит за привычные границы двух «миссий» -образовательной и научной. Все большее значение приобретает «третья миссия», предполагающая участие университетов в жизни регионального сообщества. В данном контексте она рассматривается в т. ч. с позиции социальной вовлеченности образовательных организаций в региональные социально-экономические процессы. Университеты становятся значимыми субъектами, принимающими на себя ответственность не только за внутренние процессы, связанные с созданием комфортных условий жизнедеятельности работников и обучающихся, но и за формирование развивающей среды в регионе. Основываясь на опыте исследования корпоративной социальной ответственности в сфере бизнеса, авторы анализируют теоретические подходы к определению социальной ответственности университетов, выявляют формы и механизмы ее реализации, прослеживают связи социальной ответственности и «третьей миссии» университетов. Притом что в основу осмысления вопросов социальной ответственности легли исследования в сфере бизнеса, выработанные научные подходы начинают применяться и к изучению других общественных институтов, и в частности университетов. Социальная ответственность университетов имеет свои особенности, обусловленные их миссией, структурой и формой организации, внутренними процессами и отношениями. На примере Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова рассматривается практическое применение принципов социальной ответственности в работе университетов. Аргументируется вывод о том, что системная работа университетов по реализации политики социальной ответственности способствует выполнению их стратегических целей и задач, поскольку позволяет вовлекать в процессы развития ключевых стейк-холдеров.
Ключевые слова: «третья миссия»университета, социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность.
* Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: [email protected]
"Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: [email protected] Для цитирования: Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 5. С. 142-149. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.5.142
На современном этапе своего развития университеты находятся в поиске новых основ и фундаментальных принципов существования, определения своей миссии и места в социуме.
Большинство исследователей сходятся в том, что помимо двух «классических» миссий университетов - образовательной и научной - важное значение приобретает и «третья», связанная с участием в развитии общества.
Взгляды на то, что именно представляет из себя эта «третья миссия», различны. В связи с этим ряд ученых говорит о концепции «предпринимательского университета» [1-3], нацеленного на коммерциализацию нового знания через трансфер технологий и создание инновационных компаний. Многие исследователи фокусируют внимание на социальном аспекте «третьей миссии» университета, вопросах социальной вовлеченности в развитие региона [4-7].
В данном контексте большое значение имеет анализ такой категории, как социальная ответственность университетов, поскольку без этого невозможно понимание базовых принципов, на которых университет строит взаимодействие с социальной средой, форм и механизмов этой работы.
Определения социальной ответственности, различаясь формулировками, имеют общие основания, связанные с необходимостью соответствия деятельности организации нормам и принципам жизни общества, содействия его развитию.
Достаточно универсальным и отвечающим логике данного исследования представляется определение социальной ответственности, данное российскими учеными Н.Н. Богдан и Т.В. Климовой: «...добровольно взятые на себя организацией обязательства вносить вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанные напрямую с основной деятельностью и выходящие за рамки определенного законодательством минимума»1.
В то же время необходимо понимать, что изначально в научной литературе проблематика социальной ответственности рассматривалась большей частью применительно к сфере бизнеса.
Для этого используется понятие «корпоративная социальная ответственность», под которой подразумевают «систему последовательных экономических, экологических и социальных действий компании, реализуемых на основе отношений с заинтересованными сторонами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия»2. Ряд авторов использует понятие «корпоративное гражданство», которое представляет собой «модель ответственного общественного поведения компании, нацеленного на ее включение в системное взаимодействие с другими социальными институтами для совместного участия в осуществлении стратегии развития» [8, с. 36].
Обе эти категории в своей основе имеют понимание необходимости установления тесных и долговременных отношений коммерческой организации или предприятия с окружающей средой, а также видение того, что эти отношения являются взаимовыгодными.
Большой вклад в развитие темы социальной ответственности внесли обсуждение глобальных мировых проблем и пересмотр роли государства и бизнеса в их решении. Так, вопросам ответственности мирового сообщества за решение экологических проблем была посвящена Конференция ООН по окружающей среде 1972 года в г. Стокгольме. В 1985 году были подписаны Венская конвенция, а в 1987 году - Монреальский протокол, которые явились предпосылками создания Киотского протокола - документа, регламентирующего выбросы углекислого газа в атмосферу.
1 Богдан Н.Н., Климова Т.В. Социальная политика и социальная ответственность организаций. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. С. 36.
2Михайлина С.А. Корпоративная социальная ответственность. М.: МИЭТ, 2013. С. 120.
Вопросы социальной ответственности рассматривались в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро на Всемирном саммите по устойчивому развитию, посвященном важнейшей проблеме -обеспечению устойчивого развития на нашей планете. В Декларации, принятой по итогам саммита, была обозначена ответственность развитых государств за решение вопросов искоренения бедности, преодоления голода, сохранения окружающей среды. В 2000 году был принят Глобальный договор ООН, направленный на поощрение социальной ответственности бизнеса и предоставление отчетов об осуществлении такой политики. Договор ООН декларирует 10 принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.
Важно отметить, что 2010 году международная организация по стандартизации ISO разработала стандарт в области социальной ответственности - ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Его цель - укрепление социальной позиции организации и повышение ее социальной активности. Тема социальной ответственности делится в стандарте на 7 составляющих: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, взаимодействие с потребителями, участие в жизни местных сообществ и их развитие.
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности. Согласно первому подходу, для того чтобы считаться социально ответственной, коммерческой организации достаточно соблюдать требования законодательства, исправно платить налоги, имея при этом цель получения максимальной прибыли. Об этом писал, в частности, известный американский экономист Милтон Фридман [9, с. 45]. Согласно второму подходу, помимо всего перечисленного компания обязана вносить свой вклад в устойчивое развитие, в т. ч. социального капитала, участвовать в решении социальных проблем
3Богдан Н.Н., Климова Т.В. Указ. соч. С. 36.
общества3. Есть еще и третий подход, считающий социальную ответственность способом улучшения имиджа организации, с помощью которого можно привлечь дополнительных клиентов, потребителей, уделяющих внимание репутации организации или предприятия [10, с. 103]. В данном понимании социальная ответственность становится конкурентным преимуществом.
Говоря о структуре корпоративной социальной ответственности, можно выделить базовый, средний и высший уровни.
К первому относятся такие формы социальной ответственности, как своевременная выплата налогов и заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение мер по охране труда. Ко второму - реализация социальных программ для трудового коллектива, приобретение дополнительных медицинских страховок, повышение квалификации, льготное кредитование. На третьем уровне компания берет на себя ответственность за развитие территории, на которой находится, финансирует социальные проекты для местного сообщества.
Вопросам анализа принципов и форм социальной ответственности бизнеса посвящены работы С. Ааронсона, С. Адамса, Р. Агилера, Д. Бенито, Д. Вудса, П. Друкера, Б. Корнел-ла, А. МакУильямса, Дж. Муна, С. Уильямса, С. Уэддока и др.
В российской научной литературе проблемы социальной ответственности отражены в исследованиях А. Гизатуллина, С. Гончарова, М. Корсакова, Н. Кричевского, М. Лучко, И. Соболева и др.
По мере развития теоретических подходов и организационных форм работы коммерческих организаций, предприятий и корпораций принципы их деятельности начинают применяться и другими общественными институтами, в частности университетами.
В связи с этим логичным представляется то, что научные подходы к исследованию проблем социальной ответственности бизнеса легли
в основу осмысления вопросов социальной ответственности университетов.
Очевидно, что социальная ответственность университетов имеет свои особенности, обусловленные их миссией, структурой и формой организации, внутренними процессами и отношениями.
Фактически с момента своего появления университеты несли социальную ответственность, поскольку вели деятельность в интересах общества, при этом на каждом историческом этапе их развития эта ответственность возрастала, однако нормативное закрепление необходимости подобной работы началось лишь в конце XX - начале XXI века.
Так, Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века, принятая в 1998 году на Всемирной конференции ЮНЕСКО, говорит о «большей ответственности высших учебных заведений перед обществом и их подотчетности в вопросах использования государственных и частных, национальных или международных ресурсов»4. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе 2004 года говорит о «необходимости равновесия между деятельностью университетов во благо общества и их пред-принимательством»5.
Исследователи выделяют основные функции, которые выполняет социально ответственный университет по отношению к обществу. Это воспроизводство общественного интеллекта (предоставление обществу образовательных услуг); подготовка высококвалифицированных кадров (фактор развития системы образования и социально-экономического прогресса); формирование рынка труда (создаваемые в учебном заведении новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам); развитие культуры и норм поведения (корпоративная этика); стабилизация социальных отношений (университет как участник соци-
4Богдан Н.Н., Климова Т.В. Указ. соч. С. 59.
5Там же. С. 60.
альных взаимодействий с заинтересованными сторонами и представителями социальной среды региона) [11].
Социальная ответственность университета имеет внутреннюю и внешнюю направленность, в качестве объектов выступают основные заинтересованные стороны (стейкхолдеры), с которыми происходит взаимодействие. Можно выделить формы социальной ответственности университета по отношению к основным стейк-холдерам.
По отношению к внешним стейкхолдерам:
1) государство - формирование социального капитала, выполнение государственного задания на подготовку специалистов, создание фундаментальных и прикладных научных знаний, реализация молодежной политики, в т. ч. социализация, уплата налогов;
2) субъект Федерации (органы власти) - подготовка кадров для экономики региона, образовательные услуги для жителей региона («образование через всю жизнь»), содействие региональному развитию (экспертная деятельность, консультирование), уменьшение политических и социальных рисков, участие обучающихся в реализации социальных проектов (в т. ч. волонтер-ство), рабочие места, уплата налогов;
3) муниципальное образование - участие в формировании городской инфраструктуры, участие обучающихся в реализации социальных проектов (в т. ч. волонтерство);
4) работодатели - подготовка высококвалифицированных кадров, инновации и исследования;
5) местное сообщество (жители) - оказание социальных услуг жителям региона, удовлетворение образовательных и культурных запросов местных сообществ, вовлеченность в социальные инициативы и проекты, использование инфраструктуры университета жителями.
По отношению к внутренним стейкхолдерам:
1) обучающиеся - качественное образование, создание комфортных условий для обучения
и проживания, сохранение здоровья обучающихся;
2) работники - достойная заработная плата, социальные гарантии, комфортные и безопасные условия труда, кадровые перспективы;
3) выпускники - содействие в трудоустройстве, послевузовское сопровождение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре);
4) ветераны (неработающие пенсионеры) -социальная защита, оценка заслуг, поддержание связи с университетом.
Необходимо отметить, что социальная ответственность носит и обратный характер. Например, государство ответственно за предоставление университету академических свобод, а также материально-финансовых ресурсов для работы. Преподаватели ответственны за качество учебного процесса, формирование у обучающихся необходимых компетенций, их социализацию, принятие ими общественных норм и правил. Обучающийся ответственен за получение знаний и их дальнейшее применение в процессе работы в экономике государства.
Реализация университетом принципов социальной ответственности тесно связана с выполнением им «третьей миссии», т. е., по определению М. Мархла и А. Паусиста, оказанием «совокупности специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества» [12]. Наиболее ярко это проявляется в реализации социального аспекта «третьей миссии», т. е. участии университета в развитии региона, городских пространств, взаимодействии с местным сообществом, культурной средой. Однако участие университета в инновационном развитии, внедрение научных разработок, консультирование органов власти и правительственных организаций также можно рассматривать как одну из форм социальной ответственности.
В настоящее время все большее количество университетов стремится закрепить принципы социальной ответственности в своих программных или стратегических документах.
Так, в 2013 году Уральский федеральный университет принял Политику в области социальной ответственности, обозначив в качестве ее цели
«содействие устойчивому социально-экономическому и культурному развитию Уральского федерального округа путем реализации комплекса мероприятий, проектов и программ социальной направленности во взаимодействии с заинтересованными сторонами».
Различные аспекты социальной ответственности отражены в программах развития федеральных университетов: Сибирского («развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров»); Северо-Восточного («обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования; повышение качества жизни на Севере; сохранение и развитие культуры народов Арктики»); Северо-Кавказского («воспитание выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки ... патриотов, с высоким уровнем общекультурной компетентности и правового сознания»); Северного (Арктического) («научное и кадровое обеспечение защиты геополитических интересов России в Арктике», «формирование интеллектуального центра, способствующего развитию арктических территорий РФ»).
В 2016 году в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова был взят курс на реализацию политики «САФУ - социально ответственный университет». Она предусматривает два направления: внешнее, направленное на среду, в которой находится университет (арктический макрорегион, субъект Федерации - Архангельская область, муниципальное образование - г. Архангельск, местное сообщество), и внутреннее, направленное на коллектив работников, обучающихся и ветеранов университета.
В направлении «внешнего» вектора социальной ответственности у университета выстроено системное взаимодействие с основными стейкхолдерами.
Между университетом и правительством региона заключено соглашение о сотрудничестве,
предполагающее участие университета в подготовке кадров со средним профессиональным и высшим образованием; повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников организаций экономики Архангельской области; выполнении фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ; разработке программ и проектов по социально-экономическому развитию Архангельской области; реализации совместных общественных, издательских, информационных и медиа-проектов; формировании кадрового резерва и поддержке обучающейся талантливой молодежи Архангельской области.
Такие же соглашения заключены с администрацией Ненецкого автономного округа, Архангельским областным Собранием депутатов, Ассоциацией муниципальных образований Архангельской области.
САФУ является активным участником разработки и актуализации стратегий развития региона и г. Архангельска, привлекая преподавателей и сотрудников к экспертной работе в совещательных структурах при органах власти.
Университет ведет подготовку кадров и интеллектуальное сопровождение крупнейших стратегических проектов региона: «Белкомур», глубоководный район «Северный», «Большой Архангельск», транспортно-логистических проектов, участвует в работе лесопромышленного инновационного территориального кластера Архангельской области «Поморинновалес», судостроительного инновационного территориального кластера, социального кластера Архангельской области, разработке проектов по созданию рыбопромышленного кластера и кластера биоресурсов и биотехнологий Архангельской области.
Университет активно взаимодействует и с работодателями региона. В 2016 году было заключено соглашение с Союзом промышленников и предпринимателей Архангельской области, а также более чем с 140 крупнейшими предприятиями и организациями региона.
САФУ является центром притяжения местного сообщества, проводя на своих площадках крупные федеральные, региональные и муниципальные мероприятия в сфере культуры,
спорта, молодежной политики, работы с пенсионерами и людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы и формы реализации социальной ответственности, связанные с «внутренним» вектором, отражены в Программе социального развития САФУ на 2017-2020 годы, которая направлена на качественные изменения в условиях труда и обучения работников и студентов университета и основывается на принципах социальной ответственности, социального партнерства и солидарности всех членов университетского сообщества.
Задачи Программы объединены по направлениям: совершенствование социальной инфраструктуры университета; создание комфортных условий для труда и отдыха, обеспечение безопасности работников и обучающихся; поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы и мотивации к труду.
В русле политики социальной ответственности университет реализует большое количество социальных программ, в т. ч. совместно с профсоюзной организацией, в рамках коллективного договора между работниками и администрацией, в котором закреплены дополнительные социальные гарантии.
В САФУ действует ведомственный детский сад, услугами которого пользуются не только работники и обучающиеся, но и жители г. Архангельска. Возможности оздоровления предоставляет санаторий-профилакторий САФУ, который ежегодно посещают около 1000 работников, обучающихся и ветеранов университета.
Таким образом, в своей деятельности Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова реализует политику социальной ответственности, являясь не только одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков региона, но и активным участником ключевых процессов в экономике и социальной сфере.
Статус федерального университета накладывает на университет дополнительную социальную ответственность перед государством за развитие Арктического региона. Она заключается в подготовке высококвалифицированных
кадров для работы в Арктике, выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований по арктической тематике, направленных на защиту геополитических интересов страны в этом стратегически важном регионе.
Очевидно, что в современных условиях выполнение университетом своей миссии невозможно без взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, без активных действий, направленных на поддержку устойчивого развития общества и окружающей среды.
Список литературы
1. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ., под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
2. КларкБ.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2011. 240 с.
3. O'Shea R., Allen T., Morse K. Creating the Entrepreneurial University: The Case of MIT. Presented at Academy of Management Conference. Hawaii, 2005.
4. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / ed. by C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. Leicester: NIACE, 2005. P. 148-150.
5. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестн. междунар. организаций. 2011. № 1(32). C. 133-144.
6. Смирнов В.А., Фадеева Л.А., Лунина К.А., Голубев С.В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) // Ars Administrandi. 2013. № 4. С. 102-116.
7. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет как научный и социальный институт в современном российском обществе // Высш. образование в России. 2014. № 7. С. 37-43.
8. Перегудов С.Л., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 447 с.
9. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М.: Новое изд-во, 2006. 240 с.
10. Лузырева Ю.А. Имидж бизнес-организации и ее социальная ответственность // Проблемы управления. 2011. № 4(41). С. 103-107.
11. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестн. междунар. организаций. 2012. № 1(36). С. 203-218.
12. Мархл М., Лаусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949.
References
1. Etzkowitz H. Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. New York, 2008. 164 p. (Russ. ed.: Itskovits G. Troynaya spiral'. Universitety-predpriyatiya -gosudarstvo. Innovatsii v deystvii. Tomsk, 2010. 238 p.).
2. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford, 1998. 163 p. (Russ. ed.: Klark B.R. Sozdanie predprinimatel 'skikh universitetov: organizatsionnye napravleniya transformatsii. Moscow, 2011. 240 p.).
3. O'Shea R., Allen T., Morse K. Creating the Entrepreneurial University: The Case of MIT. Presented at Academy of Management Conference. Hawaii, 2005.
4. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities. Duke C., Osborne M., Wilson B. (eds.). Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place. Leicester, 2005, pp. 148-150.
5. Perfil'eva O.V. Universitet i region: na puti k realizatsii tret'ey funktsii [The University in the Region: Steps Towards Third Mission]. Vestnikmezhdunarodnykh organizatsiy, 2011, no. 1, pp. 133-144.
6. Smirnov V.A., Fadeeva L.A., Punina K.A., Golubev S.V. Universitet i regional'nye (gorodskie) soobshchestva: modeli sosushchestvovaniya i upravlencheskie mekhanizmy integratsii (rossiyskiy i evropeyskiy opyt) [University and Regional (Urban) Communities: Models of Coexistence and Managerial Mechanisms of Integration (Russian and European Experience)]. Ars Administrandi, 2013, no. 4, pp. 102-116.
7. Zinevich O.V., Ruzankina E.A. Universitet kak nauchnyy i sotsial'nyy institut v sovremennom rossiyskom obshchestve [University as a Scientific and Social Institute in the Contemporary Russian Society]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, no. 7, pp. 37-43.
8. Peregudov S.P., Semenenko I.S. Korporativnoe grazhdanstvo: kontseptsii, mirovaya praktika i rossiyskie realii [Corporate Citizenship: Concepts, World Practice and Russian Reality]. Moscow, 2008. 447 p.
9. Fridman M. Kapitalizm i svoboda [Capitalism and Freedom]. Moscow, 2006. 240 p.
10. Puzyreva Yu.A. Imidzh biznes-organizatsii i ee sotsial'naya otvetstvennost' [Image of the Business Organization and Its Social Responsibility]. Problemy upravleniya, 2011, no. 4, pp. 103-107.
11. Barablina S.V, Mekhrishvili L.L. Sotsial'naya otvetstvennost': rol' vysshikh uchebnykh zavedeniy [Social Responsibility: The Role of Higher Education Institutions]. Vestnikmezhdunarodnykh organizatsiy, 2012, no. 1, pp. 203-218.
12. Marhl M., Pausits A. Metodologiya otsenki tret'ey missii universitetov [Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXIvek, 2013, no. 1. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.5.142
Elena V. Kudryashova
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
Sergey E. Sorokin
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE CONTEXT OF THE THIRD MISSION
OF UNIVERSITIES
The role of universities in the modern society goes beyond the boundaries of their two common missions: educational and scientific. The third mission implies participation of universities in the life of the regional community and is becoming increasingly important. In this context, it is considered from the standpoint of social involvement of educational institutions in regional socioeconomic processes. Universities are growing in importance as they are taking on responsibility not only for internal processes ensuring comfortable conditions for faculty and students, but also for the formation of a developing environment in the region. Based on the studies of corporate social responsibility in business, the authors analyse theoretical approaches to determining social responsibility of universities, identify the forms and mechanisms of its implementation and trace the relationship between social responsibility and the third mission. Despite the fact that the issues of social responsibility are considered based on research in the sphere of business, the approaches developed are beginning to be applied to other public institutions and, in particular, to universities. Social responsibility of universities has its own characteristics due to their mission, structure and form of organization, as well as internal processes and relationships. Taking Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov as an example, the authors dwell on the practical application of the principles of social responsibility at universities. It is argued that the systematic work of universities on the implementation of social responsibility policy helps them achieve their strategic goals and objectives, as it allows them to involve key stakeholders in the development processes.
Keywords: third mission of the university, social responsibility, corporate social responsibility.
Поступила: 07.04.2018 Принята: 10.09.2018 Received: 7 April 2018 Accepted: 10 September 2018
For citation: Kudryashova E.V, Sorokin S.E. Social Responsibility in the Context of the Third Mission of Universities. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 5, pp. 142-149. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.5.142