Научная статья на тему 'Социальная ответственность предпринимательства в региональном социуме'

Социальная ответственность предпринимательства в региональном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / REGION / REGIONAL SOCIETY / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / CHARITY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность предпринимательства в региональном социуме»

Социология региона / Sociology of a region УДК 338.22 http://regionsar.ru ISSN 2413-1407

Г. Б. КОШАРНАЯ Р. В. ДМИТРИЕВ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

Ключевые слова: регион; региональный социум; предпринимательство; социальная ответственность; корпоративная социальная ответственность; благотворительность

Введение: в настоящее время интерпретация социальной ответственности предпринимателей связана с понятием «предпринимательство». Современные эмпирические исследования корпоративной социальной ответственности бизнеса показывают, что сложность заключается в трактовке предпринимателями содержания социальной ответственности.

Материалы и методы: эмпирической базой для написания статьи послужили данные авторского исследования социальной ответственности предпринимателей Чувашской Республики методом контент-анализа материалов справочного портала г. Чебоксары http://cheb.ru, официальных сайтов

КОШАРНАЯ Галина Борисовна, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета, доктор социологических наук, профессор (440026, г. Пенза, ул. Красная, 40) (e-mail: siup@pnzgu.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2425-4155

ДМИТРИЕВ Роман Вячеславович, аспирант кафедры социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета (440026, г. Пенза, ул. Красная, 40) (e-mail: mitrioman2008@rambler.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5562-5516

© Кошарная Г. В., Дмитриев Р. В., 2017

организаций (АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО, АО «Акконд», Чебоксарский электроаппаратный завод, Чебоксарский завод силовых агрегатов, Чебоксарский агрегатный завод, АО «Чебоксарское производственное объединение имени В. И. Чапаева»), а также вторичного анализа всероссийских исследовательских центров (ЦИРКОН, Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково, Русфонд, Grayling), Торгово-про-мышленной палаты Чувашской Республики. В статье применялись также общенаучные (исторический, сравнительный, системный, функциональный) методы анализа.

Результаты исследования: анализ социальной деятельности предприятий Чувашской Республики позволил уточнить их региональные особенности, сущность и содержание социальной ответственности крупных предприятий региона. В статье обозначены пути развития и совершенствования корпоративной социальной ответственности предприятий республики.

Обсуждение и заключения: результаты исследования социальной ответственности предпринимательства в региональном социуме дают возможность увидеть сложившиеся в настоящее время особенности поведения крупных и средних предпринимательских структур в Чувашской Республике, многообразие трактовок понятия и содержания корпоративной социальной ответственности, необходимость дальнейшего качественного и количественного увеличения числа социально ответственных предпринимателей, в том числе за счет мероприятий, проводимых органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Введение. Зрелость предпринимательства, осознание им своей роли в современном обществе наиболее ярко отражаются в социально значимой и ответственной деятельности современного предпринимательского сообщества. Обеспечение жителей страны и регионов необходимыми товарами и услугами, создание новых рабочих мест, внедрение инноваций на рынке, повышение конкурентоспособности страны на мировой арене возможны только при соблюдении предпринимателями принципов корпоративной социальной ответственности (КСО). Социально ответственное предпринимательство должно учитывать как собственные экономические интересы (ориентация на прибыль), так и интересы общества, способствуя решению социальных проблем [1, с. 107]. Улучшение качества жизни населения отражается и на его покупательной способности, принося больший доход предпринимателю. К последнему повышается уровень доверия со стороны общества и органов власти, что, несомненно, влияет на экономические и социальные результаты его деятельности.

Обзор литературы. Предпринимательство как экономическая деятельность и социальное явление связано с термином «предприниматель» и пониманием его ответственности перед обществом.

В современном мире в погоне за прибылью коммерсанты забывают о своей социальной роли, а нередко и «попирают человеческие законы». Выводы Р. Мертона о том, что в результате успеха даже девиация может получить положительную оценку со стороны социума, все чаще подтверждаются современным предпринимательским сообществом [2].

К. Маркс описывал последствия пренебрежения со стороны предпринимателей принципами социальной ответственности. Он считал, что увеличение числа социально безответственных собственников капитала, эксплуатирующих наемных работников, может привести к революционной смене капиталистического общества социалистическим, а позднее — коммунистическим1. М. Вебер рассматривал социальную ответственность предпринимателя сквозь призму религиозной этики. Он описывал протестантскую этику как некую силу, регулирующую социальную ответственность людей, преисполненных «духом капитализма». Ученый ссылался на некоего Бакстера, который определял полезность профессии «ее соответствием нравственной точке зрения, важности для общества и доходности для самого человека»2.

Трудовая этика западных протестантов, описываемых М. Вебером, имеет общие черты с русской старообрядческой. А. Соболевская отмечает веру адептов обеих религий в то, что напряженный труд угоден Богу, а показателем христианской веры служит коммерческий успех3. В. В. Тимофеев указывает на стремление старообрядцев создавать конфессионально ограниченные производства. По его мнению, именно высокая степень религиозности старообрядцев,

1 См.: Маркс К. Капитал: квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / пер. с нем. С. Алексеева; сост., предисл. и прил. Ю. Борхардта. 3-е изд., испр. М.: КомКнига, 2010. 407 с.

2 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 220.

3 См.: Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 88—96.

влияние общины на поведение адептов были причинами высокого уровня социальной ответственности как работников, так и работодателей на предприятиях староверов4. На наш взгляд, именно под влиянием старообрядческого предпринимательства начинается зарождение КСО в дореволюционной России. Многие купцы-старообрядцы (Прохоровы, Морозовы, Бахрушевы, Хлудовы, Абрикосовы) известны своей благотворительностью. В Чувашии филантропами называли Курбатовых, оказывающих помощь церквям, школам, детским приютам. Ефремовы получили признание в результате устроения бесплатной столовой, женской гимназии. Таланцевы прославились открытием хирургической и глазной лечебниц, Таврины — женской прогимназии, Забродины — частного училища5.

Во второй половине XX в. на Западе вследствие массовых забастовок рабочих на предприятиях берет начало практика использования КСО, появляются различия в ее европейской и американской моделях. Первую характеризует влияние органов власти на бизнес, вторую — самостоятельная инициатива компаний по внедрению принципов КСО. Последнюю американский бизнесмен Э. Карнеги понимал как создание рабочих мест и благотворительность [3], Г. Форд ограничивался созданием рабочих мест и высокой заработной платой [4]. М. Фридман единственной ответственностью компании называл максимизацию получаемой ею прибыли [5]. Содействие общественному развитию как цель КСО рассматривали А. Кэррол [6], Н. Смит6.

Материалы и методы. Эмпирической базой для изучения КСО стали данные авторского исследования социальной ответственности предпринимателей Чувашской Республики методом контент-анализа материалов справочного портала г. Чебоксары http://cheb.ru, официальных сайтов предприятий республики, а также вторичного анализа все-

4 См.: Тимофеев В.В. Русские старообрядцы в XVII—XX вв.: опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом. М.: Чебоксары, 2006. 388 с.

5 См.: Социальное предпринимательство как форма гражданского участия и стратегии кризисного поведения (по результатам опроса ФОМ), 8 апр. 2015 г. URL: http://corp.fom.ru/uploads/files/Socpredprinimatelstvo. pdf (дата обращения: 12.01.2017).

6 См.: Смит Н. Этика маркетинга // Маркетинг: энцикл. / под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2012. С. 902—919.

российских исследовательских центров (ЦИРКОН, Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково, Рус-фонд, Grayling), Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы анализа, как исторический, сравнительный, системный, функциональный.

Результаты исследования. Анализ литературы по проблемам КСО предпринимательства позволил выявить следующие ее уровни: безответственный — нарушение норм действующего законодательства, базовый — деятельность в строгом соответствии с буквой закона, развивающийся — социальное инвестирование на предприятиях, высокоразвитый — публикация компанией социальной отчетности.

Осенью 2008 г. Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики проведено исследование социальной ответственности бизнеса (в нем приняли участие 30 различных предприятий), в результате чего был разработан собственный стандарт социальной отчетности предприятий и организаций, который содержит следующие положения: обеспечение высокого качества и конкурентоспособности товаров и услуг, утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса, стратегию и тактику компании в социальной сфере. Кроме того, в стандарте прописаны: необходимость заботы компании о благосостоянии своих сотрудников, создания безопасных условий труда, укрепление здоровья общества, участие в развитии интеллектуального и духовного потенциала общества, вклад компании в охрану окружающей среды7.

В 2014 г. компанией ЦИРКОН проведено исследование восприятия КСО бизнеса (в исследовании «Публичный отчет финансовой компании как инструмент формирования доверия» приняли участие клиенты финансовой корпорации «Уралсиб», потенциальные клиенты, ознакомленные с интегрированным отчетом компании, эксперты в области корпоративной социальной отчетности. Всего участвовало 248 респондентов). Согласно исследованию, 2/3 опрошенных к КСО бизнеса относят выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами (77 %) и работниками (66 %).

7 См.: Деловая культура. Социальная роль. Социальная ответственность бизнеса: материалы заседания правления Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики. 27 марта 2009 г. URL: tppchr.ru/files/content/15/ downloads/tppchr_l249302460.doc (дата обращения: 24.01.2017).

Более половины (58 %) волнует качество производимой продукции, и только четверть опрошенных (25 %) указывает на необходимость социальной деятельности предприятия8. В том же году в рамках исследования ценностных основ социальной деятельности российского предпринимательства выявлено, что 4 % респондентов считают современный бизнес социально ответственным, 22 % — скорее социально ответственным, 43 % — скорее безответственным, 17 % — безответственным, 14 % затруднились ответить9.

В 2015 г. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково провел исследование социальной ориентации и отношения к благотворительности среди владельцев капиталов. Выявлено, что у 14 % опрошенных слабая социальная ориентация, у 11 % — сильная, у 75 % — средняя. Наиболее популярными направлениями благотворительной деятельности являются пожертвования на нужды детей (78 %), церкви (56 %), малоимущих (50 %), школьного образования (50 %), искусства и культуры (44 %), спорта (41 %)10.

По данным Русфонда, в 2014 г. Чувашия занимала 43-е место в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития частной благотворительности, 17-е — по участию в денежных пожертвованиях, 36-е — по участию в волон-терстве, 51-е — по помощи незнакомым людям11.

Контент-анализ материалов справочного портала г. Чебоксары http://cheb.ru, интернет-сайтов предприятий и негосударственных коммерческих организаций Чувашской Республики выявил предприятия и организации республиканского уровня (не филиалы) из числа крупного и среднего

8 См.: Исследование компании ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/ news/predstavleny_rezultaty_issledovaniya_publichnyy_otchet_finansovoy_ kompanii_kak_instrument_formirovan/?sphrase_id=2764 (дата обращения: 24.01.2017).

9 См.: Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства: аналит. обзор по результатам исследования. М.: Группа компаний «Новард», 2015. 77 с. URL: http://novard.ru/upload/report/ novard-report-april-2015.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

10 См.: Исследование владельцев капиталов России 2015 / Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. URL: https://wtc.skolkovo. ru/events/wkd2016/pdf/capitals.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

11 См.: Русфонд. Общий рейтинг. URL: https://im5.rusfond.ru/images/ rating/001/rr-table.pdf (дата обращения: 27.01.2017).

бизнеса, отразившие на официальном сайте компании информацию о КСО. Среди выявленных социально ответственных организаций — АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО, АО «Акконд», три завода (Чебоксарский электроаппаратный завод, Чебоксарский завод силовых агрегатов, Чебоксарский агрегатный завод) и производственное объединение (АО «Чебоксарское производственное объединение имени В.И.Чапаева» )12.

У АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО социальная деятельность весьма разнообразна. Банк занимается поддержкой культуры и искусства, помощью общественным организациям, учреждениям социальной направленности, спортивным обществам и клубам. В сферу его общественной деятельности входят организация и проведение спортивных мероприятий, партнерство в легкоатлетической эстафете, республиканском фестивале «Спортивная семья», городских турнирах по карате среди несовершеннолетних. Банк реализует проект по экономическому образованию учащихся школ, участвует в городских программах «Одаренные дети», в благотворительных акциях «Подарок к школе», «Шоколадный дом» для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимается поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, закупает медицинское оборудование для больниц, приобретает мебель, игрушки, книги для детских социальных и образовательных учреждений.

Не меньшую активность банк проявляет и в сфере культуры и спорта. Он является партнером международных балетного и оперного фестивалей, которые проходят в Чувашском государственном театре оперы и балета, выступает спонсором конкурса непрофессиональных танцевальных коллективов, партнером конкурсов красоты, конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года», республиканских конкурсов педагогического мастерства. С 2007 г. банк является спонсором и активным участником Чебоксарского экономического форума «Регионы: новые источники роста экономики», в 2008 г. — проходившего в республике XXIII Кубка мира по спортивной ходьбе, с 2012 г. — автомобильных соревнований на льду «Волжский трек», в 2014 г. — строящейся в

12 См.: Информационно-справочный портал г. Чебоксары. URL: http:// cheb.ru (дата обращения: 27.01.2017).

д. Яныши Чебоксарского района средней школы. С 2016 г. финансовое учреждение взяло шефство над Кугесьским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей13.

Одно из крупнейших градообразующих предприятий г. Чебоксары АО «Акконд» выступает в качестве партнера ежегодно проводимого мероприятия «Кросс наций», хоккейных соревнований, спонсором открытого чемпионата и первенства Чувашии по художественной гимнастике, организацией конкурсов и мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, городских праздников воспитанникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще одним показателем социально значимой деятельности предприятия является трудоустройство в компанию 60 инвалидов14.

Социальная деятельность характерна и для других крупных чувашских предприятий промышленности. Чебоксарский электроаппаратный завод содействует развитию профессионального потенциала трудящихся и улучшению качества образования будущих специалистов. Осуществление указанных направлений деятельности завода строится на финансовой поддержке образовательных и научно-исследовательских организаций г. Чебоксары, содействии укреплению их материально-технической базы, оказании организационной и финансовой поддержки аспирантам и докторантам, работающим в компании, материальном стимулировании молодежи, совмещающей работу на предприятии и обучение в профильных учебных заведениях15.

В социальную политику Чебоксарского завода силовых агрегатов входят забота о здоровье сотрудников, поддержка семей с детьми, пенсионеров. На территории завода проходят курсы, тренинги, семинары для повышения квалификации сотрудников и уровня их образования16.

13 См.: Официальный сайт АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО. URL: https://kred-bank.ru (дата обращения: 27.01.2017).

14 См.: Официальный сайт АО «Акконд». URL: http://www.akkond.ru (дата обращения: 26.01.2017).

15 См.: Официальный сайт Чебоксарского электроаппаратного завода. URL: http://www.cheaz.ru (дата обращения: 26.01.2017).

"См.: Официальный сайт Чебоксарского завода силовых агрегатов. URL: http://www.chzsa.ru (дата обращения: 26.01.2017).

Чебоксарский агрегатный завод взаимодействует со специальными интернатными и коррекционными учреждениями республики, оказывая им благотворительную помощь. Рабочие завода ежегодно участвуют в конкурсе «Инновационный проект». В рамках конкурса работники демонстрируют свои инновационные проекты. Лучшие награждаются призами и дипломами, а «самые достойные внедряются в производство»17.

АО «Чебоксарское производственное объединение имени В. И. Чапаева» на федеральном уровне оказывает спонсорскую помощь спортивной команде «Крылья Советов», Общероссийской общественной организации «Российский танцевальный союз». На уровне региона предприятие является активным участником проектов и программ по поддержке культуры и искусства, помощи социально незащищенным группам населения. На самом предприятии для сотрудников проводятся спортивно-массовые и культурные мероприятия. Для укрепления здоровья персонала руководство приобретает путевки в санатории18.

Обсуждение и заключения. Таким образом, анализ позволяет сделать вывод, что ряд современных предпринимателей, преимущественно крупных, осознают роль КСО, придерживаются ее принципов в своей деятельности. Однако вследствие отсутствия единого теоретического видения КСО содержание социально значимой деятельности предпринимателей сильно дифференцированно. Большинство осознают необходимость развития персонала, отсюда немало примеров благотворительной деятельности бизнеса.

Такое поведение предпринимателей заслуживает большего уровня доверия со стороны населения. Кроме того, перспективной моделью КСО, согласно исследованию Grayling, могут быть социальное предпринимательство, реализация волонтерских программ и проведение конкурсов социальных проектов19.

17 См.: Официальный сайт Чебоксарского агрегатного завода. URL: http:// www.chaz.ru/ru/company/review (дата обращения: 26.01.2017).

18 См.: Официальный сайт АО «Чебоксарское производственное объединение имени В.И.Чапаева». URL: http://www.chapaew.ru (дата обращения: 26.01.2017).

19 См.: Graiyling. Новая парадигма социальных инвестиций в Российской Федерации. URL: http://csrjournal.com/wp-content/uploads/2016/10/ Coциaльныe-инвecтиции-в-Poccии.pdf (дата обращения: 26.01.2017).

В последние годы в республике наблюдается увеличение числа учащейся молодежи, принимающей участие в разработке и реализации социально значимых проектов. Такой вид деятельности молодых людей способствует, с одной стороны, приобретению навыков и умений, необходимых современному предпринимателю, с другой — увеличению числа социально ответственных предпринимателей в нашей стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Кошарная Г.Б. Социальная ответственность субъектов предпринимательства: история и современность // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1. С. 100—108. URL: http://izvuz_on.pnzgu.ru/onllll4 (дата обращения: 17.01.2017).

2. Merton R. Social Theory and Social Structure. Enl. ed. N. Y.; L.: Free press: Collier Macmillan, 1968. 702 p.

3. Carnegie A. Gospel of Wealth. Bedford, MA: Applewood Books Reprint, 1998. 28 p.

4. Ford H. My Life and Work. Garden City, N. Y., Doubleday, Page & Co., 1923. 294 p.

5. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1962. 202 p.

6. Caroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organization stakeholders // Buisness Horizons. 1991. Vol. 34, no 4. P. 39—48.

Заявленный вклад авторов:

КОШАРНАЯ Галина Борисовна — постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения, определение теоретико-методологических основ исследования, написание статьи.

ДМИТРИЕВ Роман Вячеславович — актуализация практических приложений результатов исследования, доработка статьи.

Для цитирования: Кошарная Г.Б., Дмитриев Р.В. Социальная ответственность предпринимательства в региональном социуме // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 2. С. 294—305.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

G. В. KOSHARNAYA, Б. V. DMITRIEV. SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE REGIONAL SOCIETY

Keywords: region; regional society; entrepreneurship; social responsibility; corporate social responsibility; charity

Introduction: interpretation of social responsibility of businessmen is associated with the concept of entrepreneurship. Contemporary empirical study of corporate social respon-sibility shows that the difficulty lies in the entrepreneurs' interpretation of social responsibility.

Materials and Methods: the empirical basis for writing this article were the data of the author's research of social responsibility of entrepreneurs of the Chuvash Republic through the method of content analysis of the materials of the informational portal of the city of Cheboksary (http://cheb.ru), of the official websites of enterprises of the Republic (Chuvashcreditprombank, AKKOND, Cheboksary electric apparatus plant, Cheboksary power system works, Cheboksary aggregate plant, Chapaev Cheboksary production association), as well as the secondary analysis of the ail-Russian research centers (ZIRCON, Centre of wealth management and philanthropy Skolkovo, the Russian aid fund of Rusfond and Grayling) as well as the Chamber of Commerce and Industry of the Chuvash Republic. The following general scientific methods of analysis were used: the historical, comparative, systemic and functional ones.

Results: the analysis of social activity of enterprises in the Chuvash Republic made it possible to clarify their regional features, the nature and content of social responsibility of large enterprises in the region. The ways of development and improvement of corporate social responsibility of enterprises in the Republic were identified.

Discussion and Conclusions: the results of the study of social responsibility of business in the regional society provide an opportunity to see the current behaviors of large and medium business entities in the Chuvash Republic, the variety of interpretations of the concept and content of corporate social responsibility, the need for further increase in the number of socially responsible entrepreneurs, including through the activities carried out by the authorities at the Federal and regional levels.

REFERENCES

1. Kosharnaya G.B. [Social responsibility of entrepreneural subjects: history and modern times], Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2014; 1:100—108. Available from: http://izvuz_on.pnzgu.ru/onllll4 (accessed 17.01.2017). (In Russ.)

2. Merton R. Social Theory and Social Structure. Enl. ed. New York; London: Free press: Collier Macmillan; 1968. 702 p.

3. Carnegie A. Gospel of Wealth. Bedford, MA: Applewood Books Reprint; 1998. 28 p.

4. Ford H. My Life and Work. Garden City, N. Y., Doubleday, Page & Co.; 1923. 294 p.

5. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago, IL: University of Chicago Press; 1962. 202 p.

6. Caroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organization stakeholders. Buisness Horizons. 1991; 4(34):39—48.

Contribution of the authors:

Galina B. Kosharnaya — statement of the scientific problem of the article and determination of the main directions of its solution, determination of the theoretical and methodological foundations of the study, writing of the article.

Roman V. Dmitriev — actualization of practical applications of the research results, revision of the article.

About the authors:

Galina B. Kosharnaya, Doctor of Sociological Sciences, Full Professor, Head of the Department of Sociology and Personnel Administration, Penza State University (40 Krasnaya St., Penza, 440026, Russia) (e-mail: siup@pnzgu.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2425-4155

Roman V. Dmitriev, Postgraduate at the Department of Sociology and Personnel Administration, Penza State University (40 Krasnaya St., Penza, 440026, Russia) (e-mail: mitrioman2008@rambler.ru). ORCID: http://orcid. org/0000-0001-5562-5516

For citation: Kosharnaya G.B., Dmitriev R.V. [Social Responsibility of Business in the Regional Society], REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 2(25):294—305.

All authors have read and approved the final manuscript.

nocTynnjia/Submitted 05.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.