Научная статья на тему 'Социальная ответственность предпринимательства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития в современных условиях'

Социальная ответственность предпринимательства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КАПИТАЛ / КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / BUSINESS / COMPETITION / MODERNIZATION / SOCIAL STATE / CHARITY / CAPITAL / CORPORATE POLICY / COOPERATION / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

В статье рассматривается социальная ответственность предпринимательства, способствующая социальному взаимодействию различных слоев населения. Она основывается на лучших традициях дореволюционных российских предпринимателей. В настоящее время «Социальная ответственность» это концепция, по которой предпринимательство не только отвечает за соблюдение законов и производство качественных товаров, но и берет обязательства перед социумом по повышению качества жизни, как собственных работников, так и общества в целом. Основная задача социальной ответственности в настоящее время состоит не только в повышении благосостояния населения, но и в решении различных социальных проблем, что, в целом, будет способствовать повышению экономического потенциала страны и обеспечит экономический рост. В статье проведено исследование факторов и условий, позволяющих обеспечить развитие института партнерства между предпринимательством, государством и обществом, основанного на доверии и равноправии, стабильных правилах и предсказуемости, что позволит сконцентрировать средства для решения наиболее важных социальных проблем и повысить эффективность экономики в целом. Грамотное использование механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества предоставит новые возможности для устойчивого экономического развития, позволит скорректировать ошибочные действия при проведении экономических преобразований в нашей стране и даст возможность осуществлять подлинно социально ориентированную и социально ответственную политику, в реализации которой принимают активное участие предприниматели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF MODERN BUSINESS AS FACTOR OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

The article discusses the social responsibility of business that is conducive to social interaction between different segments of the population. It is based on the best traditions of Russian pre-revolutionary entrepreneurs. The main goal of, "Social responsibility" nowadays is a concept according to which entrepreneurship is not only responsible for the observance of laws and the production of quality goods, but also undertakes obligations to the society to improve the standard of living of its own employees and the society as a whole. In general, the task of social responsibility now is not only to improve the welfare of the population, but also to solve various social problems, which, in general, will contribute to improving the country's economics potential and ensure economics growth. The article presents the research of the factors and conditions that allow to ensure the development of the institution of partnership between business, state and society, based on trust and equality, stable rules and predictability, which will allow to concentrate the means of solving the most important social problems and increasing the efficiency of the economy as a whole. Competent use of mechanisms of interaction between the state, business and civil society will provide new opportunities for sustainable economic development, will correct erroneous actions in the course of economic reforms in our country and will provide an opportunity to implement a truly socially oriented and socially responsible policy, in the implementation of which entrepreneurs are actively involved.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность предпринимательства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития в современных условиях»

Balashov Aleksey Mikhailovich

SOCIAL RESPONSIBILITY OF MODERN ..

economic sceinces

УДК 330.101

DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0026

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2019

Балашов Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных, сервисных и общетехнических дисциплин Новосибирский государственный педагогический университет (630083, Россия, Новосибирск, Вилюйская, 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается социальная ответственность предпринимательства, способствующая социальному взаимодействию различных слоев населения. Она основывается на лучших традициях дореволюционных российских предпринимателей. В настоящее время «Социальная ответственность» - это концепция, по которой предпринимательство не только отвечает за соблюдение законов и производство качественных товаров, но и берет обязательства перед социумом по повышению качества жизни, как собственных работников, так и общества в целом. Основная задача социальной ответственности в настоящее время состоит не только в повышении благосостояния населения, но и в решении различных социальных проблем, что, в целом, будет способствовать повышению экономического потенциала страны и обеспечит экономический рост. В статье проведено исследование факторов и условий, позволяющих обеспечить развитие института партнерства между предпринимательством, государством и обществом, основанного на доверии и равноправии, стабильных правилах и предсказуемости, что позволит сконцентрировать средства для решения наиболее важных социальных проблем и повысить эффективность экономики в целом. Грамотное использование механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества предоставит новые возможности для устойчивого экономического развития, позволит скорректировать ошибочные действия при проведении экономических преобразований в нашей стране и даст возможность осуществлять подлинно социально ориентированную и социально ответственную политику, в реализации которой принимают активное участие предприниматели.

Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, модернизация, социальное государство, благотворительность, капитал, корпоративная политика, сотрудничество, социальное взаимодействие, социальная ответственность.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF MODERN BUSINESS AS FACTOR OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

© 2019

Balashov Aleksey Mikhailovich, the candidate of economic sciences, the assistant professor of the Informational, service and fundamental technical disciplines department Novosibirsk State Pedagogical University (630083, Russia, Novosibirsk, Viluyskaja, 28, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses the social responsibility of business that is conducive to social interaction between different segments of the population. It is based on the best traditions of Russian pre-revolutionary entrepreneurs. The main goal of, "Social responsibility" nowadays is a concept according to which entrepreneurship is not only responsible for the observance of laws and the production of quality goods, but also undertakes obligations to the society to improve the standard of living of its own employees and the society as a whole. In general, the task of social responsibility now is not only to improve the welfare of the population, but also to solve various social problems, which, in general, will contribute to improving the country's economics potential and ensure economics growth. The article presents the research of the factors and conditions that allow to ensure the development of the institution of partnership between business, state and society, based on trust and equality, stable rules and predictability, which will allow to concentrate the means of solving the most important social problems and increasing the efficiency of the economy as a whole. Competent use of mechanisms of interaction between the state, business and civil society will provide new opportunities for sustainable economic development, will correct erroneous actions in the course of economic reforms in our country and will provide an opportunity to implement a truly socially oriented and socially responsible policy, in the implementation of which entrepreneurs are actively involved.

Keywords: business, competition, modernization, social state, charity, capital, corporate policy, cooperation, social interaction, social partnership.

В настоящее время в связи с недостатком средств только одно государство не в состоянии проводить активную социальную политику по всем необходимым направлениям. Поэтому оно ищет возможные пути решения социальных вопросов и пытается привлечь к этому предпринимателей, без которых в настоящее время не может быть решена ни одна серьезная проблема. В тоже время устойчивое развитие бизнеса неразрывно связано с социальным благополучием и стабильным развитием общества. Однако в настоящее время социальная политика не выступает концептуально продуманным инструментом регулирования общественных отношений [1]. Правительство и бизнес пока не поняли, что малая оплата труда ограничивает потенциальный спрос на товары и услуги и поощряет отток квалифицированной рабочей силы в другие страны. Социальная сфера - это не только затраты, необходимые для вложения в человеческий капитал. Они в дальнейшем обеспечивают повышение производительности труда, улучшение качества производимых товаров и услуг и повышение уровня потребления в целом. Поэтому, продуманная социальная политика является не только стимулом для экономиче-96

ского развития, но и способствует повышению благосостояния населения. В странах ЕС это стали понимать ещё с начала 70- х гг. XX в.

Социальная политика выступает одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики в условиях формирующегося рынка. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы устанавливать «правила игры» и механизмы управления экономикой. Такая политика требует сочетания мер государственной поддержки, поощрения конкуренции и развития личной инициативы граждан по обеспечению собственного благосостояния. Сегодняшний период социальной политики характеризуется становлением её субъектов - государства, бизнеса и формирующегося гражданского общества. Для предпринимателей в современных условиях это означает, что от того насколько успешно фирмы сумеют объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть их конкурентоспособность и рентабельность, а также имидж в глазах мирового сообщества [1,2] .

О проблемах социальной ответственности предпри-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Балашов Алексей Михайлович СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ...

нимательства в западной экономической мысли стали говорить в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда с теорией «эффективного спроса» выступил английский экономист Дж. М. Кейнс [3]. Однако научные дискуссии о сущности социальной ответственности бизнеса начались только в 1950-х гг. Существенно активизировались эти научные дебаты после выхода книги Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [4]. Он считается отцом корпоративной социальной ответственности (КСО). В своей монографии ученый отмечал, что бизнес, являясь составной частью общества, несет перед ним ответственность, за проведение социальной политики. Позже его последователь К. Девис подчеркивал, что эта ответственность может быть выгодна не только обществу, но и самим предпринимателям.

На огромную моральную роль корпорации в отношении окружающего сообщества обратили внимание профессора университета св. Фомы из США К.Е. Годпастер и Т.Е Холлоран в совместной статье «Анатомия духовного и социального сознания корпорации». Ученые ведут речь о «ценностном вкладе» сотрудников компании в «новые и более высокие формы удовлетворения человеческих потребностей», которые должны быть едины для работников и менеджеров [5,с.99].

Ученые из США Д. Старчер и М. Палацци выдвинули идею не просто о социальной ответственности бизнеса, а предвосхищения фирмой потребностей человеческого сообщества. Они пишут: «Экологические и социальные показатели оказывают все большее влияние на решения об инвестировании со стороны, как отдельных лиц, так и институтов, выступающих в роли клиентов и инвесторов». «Частное предпринимательство начинает обращаться к другим членам гражданского общества - таким, как неправительственные организации, Организация Объединенных Наций, местные органы государственного управления, а также фонды, с целью формирования партнерств, которые в состоянии более эффективно учитывать интересы различных участвующих сторон и сообщества в целом во все более усложняющейся системе глобальной экономики» [6,с.54].

Концепции «коллективных действий» придерживается и Лауреат Нобелевской премии в области экономики Э. Остром. Она отмечает, что наибольший эффект от деятельности бизнеса достигается в объединениях частного капитала в партнерства, где имеет место си-нергетический эффект (совокупный капитал участников приносит гораздо больше экономической выгоды, чем обособленный) [7]. Она указала на большое значение в таких объединениях механизмов разрешения конфликтов, как в среде предпринимателей, так и между бизнесом и властями. Вопросы социальной ответственности рассматривают и российскими исследователями, в частности Б.Н. Кузык, Ю.А Яковец, С.В. Туркин и др. [8,9].

В России традиции ответственности передового предпринимательства перед социально незащищенным населением берут начало с конца XIX- начала XX вв. [10]. В этот период большинство предпринимателей страны финансировали учебные заведения, больницы, понимая, что от квалифицированных и активных работников зависит успех их дела и благосостояние жителей страны. В конце XIX- начале XX вв. в России произошла трансформация благотворительности, появился новый тип предпринимателей, которые активно занимались благотворительностью. Это достаточно убедительно наблюдается на примере многих знаменитых династий предпринимателей, вышедших из народа: Бардыгиных, Бахрушиных, Прохоровых, Рябушинских, Хлудовых, Мамонтова С., Шелапутина П. и многих других. В то время порядка трех четвертей бюджета благотворительности в России формировалось из частных средств и только на четверть - из средств государства, земств, городов и сословных учреждений.

Многие дореволюционные предприниматели видели

в благотворительности свой долг, и в то же время понимая, что работник, получивший образование, станет более эффективно трудиться, человек, проживающий в нормальных условиях, тоже будет лучше работать, сокращение заболеваемости, а значит и строительство больниц, способствует повышению производительности труда [11]. Поэтому они возводили для рабочих целые промышленные городки, где были школы, училища, библиотеки и музейные отделы в них, больницы, ясли для детей, богадельни для престарелых, дома для рабочих. Такие городки построили Хлудовы, Рябушинские, Прохоровы, Морозовы и многие другие. Они были заинтересованы в создании рабочих династий, ответственных и непьющих работников. Это способствовало индустриализации и модернизации России.

Под влиянием предпринимателей благотворительность превратилась в распространенное социальное явление, в котором стали принимать участие не только передовые деловые люди, но и представители строящегося гражданского общества. Демократизации общества способствовали земства и органы городского самоуправления, что привело к расширению социальной среды благотворительности. Стали увеличиваться затраты органов местного самоуправления на благотворительную деятельность. Эти демократические институты оказывали воздействие и на правительство в целях повышения расходов бюджета на социальные нужды. Под их влиянием страна перешла к всеобщему начальному образованию. В результате царская Россия превратилась в социально-ориентированное государство, где социальная политика по некоторым показателям превзошла европейские стандарты.

В дореволюционной России благотворительность частных предпринимателей ферментизировала всю остальную благотворительность и улучшала духовно-нравственный облик предпринимателя, а её формы значительно модифицировались: 1) предоставление нищим работы; 2) медицинская благотворительность; 3) пени-цитарная благотворительность, ведущая к исправлению и обустройству подопечных; 4) получение образования на средства частных предпринимателей. Такую благотворительную деятельность можно рассматривать как одну из форм проявления социальной ответственности, способствующей социальному взаимодействию различных слоев населения. Автор рассматривает социальную ответственность предпринимательства более широко, с учетом лучших исторических дореволюционных российских традиций социальной ответственности, когда она работала на благо всего населения страны, на модернизацию экономики и создание гражданского общества.

Возродить дореволюционные традиции русского предпринимательства пытается Общество купцов и промышленников России, которое создано в 1992 г., и в настоящее время объединяет свыше 20 тыс. человек и имеет свои представительства более, чем в 60 городах страны. Им разработана долгосрочная программа, направленная на развитие цивилизованного предпринимательства и улучшение деятельности среднего класса [11,12].

В настоящее время социальная ответственность - это неформальный институт, формирующейся под воздействием властей РФ и мирового сообщества, когда социально ответственное поведение постепенно начинает превращаться в часть корпоративной политики и культуры, хотя в нашей стране этот процесс пока идет медленно. В то же время, сегодня в России остро ощущается нехватка ресурсов, поэтому руководство РФ стремится привлечь бизнесменов для решения различных социальных задач, хотя механизмы сотрудничества государства, бизнеса и общества, пока находятся в стадии формирования и институционализации. «Социальная ответственность» - это такая концепция, по которой предприниматели не только отвечают за соблюдение действующего законодательства и выпуск качественных товаров, но и

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)

97

Balashov Aleksey Mikhailovich

SOCIAL RESPONSIBILITY OF MODERN ..

economic sceinces

берут определенные обязательства перед социумом по повышению качества жизни, как собственных работников, так и общества в целом.

Кроме этого, предприниматели должны противодействовать нечестной конкуренции, воздерживаться от насилия как средства разрешения конфликтов, стать подлинными хозяевами своего предприятия, и способствовать формированию гражданского общества через различные партнерские программы. Поэтому в современных условиях частному капиталу необходимо: 1. объединяться в различные партнерства и общества, где немалое значение имеет присутствие эффективных механизмов разрешения конфликтов, т.е. возникает синергетический эффект. Например, увеличение роли и значения Торгово-промышленной палаты (ТПП) и Российского союза промышленников и предпринимателей. Предпринимательские организации могут также выступать гарантами при получении малыми и средними предприятиями финансовой помощи, благодаря снижению рисков банками возможно понижение процентной ставки по кредитам, а также они могут информировать предпринимательство о новых технологиях, способствовать налаживанию контактов, как между предприятиями, так и с иностранными партнерами. 2. Сегодня необходим приток в бизнес молодых кадров, не связанных с криминалом, хорошо подготовленных для работы в рыночной экономике. Поэтому особенно велико значение сотрудничества бизнеса, государства и общества в области образования. Предприниматели должны принимать активное участие в Управляющих и Попечительских советах образовательных учреждений, формулируя запросы на требуемых специалистов, помогая осуществлять связь образования с производством и финансируя особо значимые проекты. 3. Бизнес может взять на себя и долю ответственности по пропаганде здорового образа жизни среди населения. 4. Сотрудничество представителей бизнеса с работниками культуры и искусства, что даст не только дополнительные источники финансирования, но и будет способствовать нравственному воспитанию предпринимательства. 5. Социальная ответственность предпринимателей должна ферментизировать социально ответственное поведение всех слоев населения, в том числе и социальную активность современной молодежи и студентов [13]. Задача повышения образовательного уровня молодежи и подготовки квалифицированных кадров для бизнеса в настоящее время является одной из главных, особенно в связи с необходимостью новой индустриализации экономики и активного внедрения современных цифровых технологий [14].

В целом, грамотное использование механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества, предоставит новые возможности для устойчивого экономического развития, позволит скорректировать ошибочные действия при проведении российских преобразований по модернизации и реиндустриализации экономики и даст возможность осуществлять подлинно социально ориентированную и социально ответственную политику, в реализации которой принимают активное участие предприниматели. В то же время задача государства состоит в создании стабильных законов, обеспечении политической и экономической стабильности, благодаря чему предприниматели смогут выстраивать долговременную стратегию своей деятельности, в том числе и в области модернизации и инновации производства. В силу своего естественного стремления к постоянному обновлению предпринимательство должно взять на себя функцию воссоединения общества и увеличения его социального капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балашов А.М. Социальная ответственность предпринимателей в образовании.// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2011. № 4 (40). — URL http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3811 (дата обращения 10.05.2019).

2. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, симво-

лы. /Пер. с анг. - М.: Экономика, 1992.-372 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс». Т.1 гл. 11, 12, 13, Москва, 1992 г.

4. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman N.Y., Harper&Row, 1953.

5. Годпастер К.Е. Холлоран Т.Е. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: КЕЙС Medtronic, INC. // Российский журнал менеджмента. 2006. - №4. Т.4. - С.99-118.

6. Старчер Д., Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе./Пер. с анг.- М.: Права человека, 1997.280 с.

7. Остром Э. Управляя общинами. Эволюция институтов коллективной деятельности.-М.: Мысль, 2011.-447 с.

8. Кузык Б.Н, Яковец Ю.А. Россия - 2050: Стратегия инновационного прорыва. М., 2004 г.

9. Туркин С.В. Социальные инвестиции в бизнесе. М., 2003.

10. Балашов А.М. Социальная ответственность предпринимателя-хозяина как составляющая социального капитала нации. Коллективная монография «Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты». //Под ред. д. э. н., профессора Н.Ф. Газизуллина. СПб. НПКРОСТ, 2014.

11. Балашов А.М. Традиции предпринимательства и современность. ВестникМГТУ «Станкин» 2011, № 4, том 2 (17).

12. Вестник благотворительности, 2000. №11. С. 20.

13. Гудкова Т.В., Матвеев К.А., Матвеева Н.С. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи. Сибирский педагогический журнал 2016, №4. С.54-57.

14. Юдина Т.Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути.// Философия хозяйства. 2016. №4. С.161-171.

Статья поступила в редакцию 26.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

98

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.