Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STATE / NON-FINANCIAL REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Н.Ю.

Данная статья посвящена изучению специфики деятельности малых и средних организаций в сфере социальной ответственности бизнеса. На основе исследования различных научных позиций выделено определение социальной ответственности предприятий. Также выявлены признаки социальной ответственности бизнеса. По результатам анализа автором определены основные проблемы реализации социальной ответственности малого и среднего бизнеса в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

This article is devoted to the study of the specifics of small and medium-sized organizations in the field of social responsibility of business. On the basis of research of various scientific positions the definition of social responsibility of the enterprises is allocated. Also the signs of social responsibility of business are revealed. According to the results of the analysis, the author identifies the main problems of the implementation of social responsibility of small and medium-sized businesses in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 330

Ильина Н.Ю. студент магистерской программы «Корпоративное управление» Научный руководитель Брусенцова Л.С., к. с.н., доцент Уфимский филиал Финуниверситета При Правительстве РФ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

Аннотация. Данная статья посвящена изучению специфики деятельности малых и средних организаций в сфере социальной ответственности бизнеса. На основе исследования различных научных позиций выделено определение социальной ответственности предприятий. Также выявлены признаки социальной ответственности бизнеса. По результатам анализа автором определены основные проблемы реализации социальной ответственности малого и среднего бизнеса в современных условиях.

Ключевые слова: социальная ответственность, малый и средний бизнес, государство, нефинансовая отчетность.

Ilina N.Y.

Student of the master program «Corporate management» Research supervisor Brusentsova L., c.s.s., docent Ufa branch of Financial University Under the Government of the Russian Federation SOCIAL RESPONSIBILITY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Annotation. This article is devoted to the study of the specifics of small and medium-sized organizations in the field of social responsibility of business. On the basis of research of various scientific positions the definition of social responsibility of the enterprises is allocated. Also the signs of social responsibility of business are revealed. According to the results of the analysis, the author identifies the main problems of the implementation of social responsibility of small and medium-sized businesses in modern conditions.

Key words: social responsibility, small and medium business, state, non-financial reporting

В условиях рыночной экономики и динамично изменяющейся жизни общества вопросы социальной ответственности бизнеса приобретают особое значение.

Единое понятие социальной ответственности бизнеса в научной литературе отсутствует. В разное время использовались различные определения рассматриваемого понятия, однако, с появлением в 2010 г.

Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» существующие споры были во многом разрешены с выделением обобщенного определения социальной ответственности как «ответственности организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое преследует ряд целей:

• содействует устойчивому развитию, в том числе здоровью и благосостоянию общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• согласуется с международными нормами поведения и законодательству как международному, так и национальному;

• введено во всей организации» [1].

Корпоративная социальная ответственность отражает философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом в целом и отдельными предприятиями деятельности с целью реализации основной цели - устойчивого развития общества. В этой связи от бизнеса требуется создание условий, способствующих повышению качества жизни всех заинтересованных субъектов, например, сотрудников, акционеров, партнеров, общества в целом и т.д. Этому способствует систематическое взаимодействие с указанными субъектами для выявления и учета их мнения и интеграции во все бизнес-процессы. Соответственно, с учетом корпоративной социальной ответственности компании должны основываться не только на экономических факторах, но и на экологических, социальных и иных факторах.

Таким образом, социальная ответственность бизнеса - это многоуровневая категория, отражающая отношения между бизнесом и обществом в целом по поводу выявления и разрешения противоречий между их интересами, что позволяет эффективно вести бизнес, ориентированный на рост благосостояния акционеров, работников и других заинтересованных лиц и удовлетворения общественных ожиданий.

Полувековая история существования социальной ответственности бизнеса как институализированного организационного управленческого процесса не разрешила всех вопросов относительно признаков данного понятия, плюсов и минусов данной концепции. Поскольку малый и средний бизнес занимают особое место в социально-экономическом сегменте государства, наличие спорных вопросов может воспрепятствовать повышению эффективности взаимодействия основных факторов и стейкхолдеров деловой среды государства. Соответственно, изучение специфики деятельности малых и средних организаций в сфере социальной ответственности бизнеса имеет важное прикладное значение.

Е.Ю. Савичева отмечает специфику социальной ответственности бизнеса в современных условиях:

- широкое распространение практики несоблюдения принципов социально ответственного поведения подавляющим большинством малых предприятий;

- отсутствие методического и управленческого подхода к вопросам социально ответственного поведения;

- наличие у малого предприятия более узкого круга заинтересованных лиц, мнение которых надлежит учитывать;

- формирование практики массового нарушения прав трудящихся в малых предприятиях, в частности, нередко неформальный характер трудовых отношений;

- наличие значительного давления на малые предприятия со стороны органов государственной власти. Так, возможно склонение подобных предприятий к оказанию поддержки отдельным отраслям социальной сферы, пусть даже не представляющими интереса для бизнеса [2, с. 165].

Специфика социальной ответственности предприятий малого и среднего бизнеса заключается в том, что если проекты, связанные с социальной сферой, ими реализуются, то носят они единичный, а не систематический характер. Это обусловлено наличием ряда иных проблем у малого бизнеса в России, связанных с необходимостью выживания в условиях рынка, что привело к довольно низкому уровню социальной ответственности.

На основе изложенного можно выделить наиболее яркие черты социальной ответственности малого и среднего бизнеса в современной России:

1. Руководители организаций малого и среднего бизнеса в большей степени не знакомы со стандартами социальной ответственности, однако, знакомы с понятием социальной ответственности бизнеса.

2. Значительное число представителей малого и среднего бизнеса реализуют отдельные направления деятельности, связанные с социальной ответственностью, и считают, что ответственность бизнеса обязательна, что позволит избежать банкротства.

3. Зачастую в качестве формы социальной ответственности в организациях малого и среднего бизнеса используется модель социальной ответственности, призванной разрешать внутренние проблемы. При этом отсутствуют попытки расширения фокуса деятельности на внешнюю среду.

4. В качестве мероприятий, направленных на социальную сферу, зачастую представители малого и среднего бизнеса реализуют благотворительные проекты. Также организации нередко понимают значимость благотворительности, однако, не занимаются ею, объясняя такую позицию отсутствием свободных средств и возможности нести дополнительные затраты.

5. Большое число представителей малого и среднего бизнеса занимаются социально ответственной деятельностью, осознают ее важность

и включают соответствующие мероприятия в рамках планирования работы

[3].

Особую актуальность в силу своей нерешенности для малого и среднего бизнеса приобретают вопросы нефинансовой отчетности: если для крупного бизнеса, системно реализующего внешнюю и внутреннюю социальную активность, характерна ежегодная публикация нефинансовой отчетности, то малые предприятия не используют эту возможность [4].

Таким образом, в современных условиях представители малого и среднего бизнеса в России понимают роль социальной ответственности в общественном развитии общества и государства. При этом малый и средний бизнес считает себя активным фактором процесса повышения качества общественной жизни. Это означает, что его представители осознают свою ответственность не только перед собственными сотрудниками или государством, но и перед обществом в целом.

При этом следует отметить, что у представителей малого и среднего бизнеса в контексте социальной ответственности фактически отсутствует системное понимание направлений и способов реализации социальной ответственности. Применение стандартов, разработанных для больших организаций при осуществлении социальной ответственности представляется слишком глобальным и затратным в плане ресурсов для организаций малого и среднего бизнеса. Использование собственных технологий и алгоритмов реализации социальной ответственности для таких организаций остается фактически несформированным. Исключение здесь составляют лишь отдельные аспекты благотворительности и требования к повышению квалификации работников, однако, они осознаются скорее как внешние по отношению к организации требования. Безусловно, это отсутствие единых требований и стандартов негативно сказывается на социальной ответственности организаций малого и среднего бизнеса. Таким образом, несмотря на формирующееся социально-ответственное поведение собственников малого и среднего бизнеса, данный процесс все еще находится на стадии становления и требует дополнительных исследовательских, организационных и управленческих практик.

Использованные источники:

1. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». URL: http : //spbtpp .ru/wp-content/uploads/2015/11/law national standart.pdf. (дата обращения: 05.04.2019).

2. Савичева Е.Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России / Е.Ю. Савичева // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4. - С. 164-166.

3. Лобанов С.В. Особенности развития социальной ответственности бизнеса в России / С.В. Лобанов, О.А. Сапрыкина // Достижения вузовской науки. -2013. - № 6. - С. 183-187.

4. Брусенцова Л.С., Гагина М.В., Хакимова И.И. К вопросу о состоянии и развитии нефинансовой отчетности в Российской Федерации. // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №12 (115). - с. 365-367.

УДК 338.24.01

Имангулова Л.Р. студент магистратуры, 2 курс Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский государственный университет,

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация. Организация финансового контроля является одной из важнейших управленческих задач для любой организации. В данной статье рассмотрены особенности финансового контроля, способы организация и различия в построении системы финансового контроля. Ключевые слова. Финансовый контроль, финансовая отчетность, управленческий учет, менеджмент организации.

L.R. Imangulova magitracy student, 2 year Institute of Economics, Finance and Business

Bashkir State University, Russia, Ufa

FEATURES OF FINANCIAL CONTROL: STRUCTURAL ELEMENTS AND

METHODS OF THE ORGANIZATION Abstract. Organization of financial control is one of the most important management tasks for any organization. This article discusses the features of financial control, ways of organizing and differences in the construction of a financial control system.

Keywords. Financial control, financial reporting, management accounting, organization management

Финансовый аспект деятельности организаций является наиболее сложным в связи с наличием у организации обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета. С одной стороны, управление финансовыми ресурсами организации является риском, результатом реализации которого является банкротство. С другой стороны, государство определяет стандарты ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, за несоблюдение которых предполагается уголовная ответственность.78 Таким образом, любая организация нуждается в системе финансового контроля, которая предотвратит как риск банкротства, так и риск ошибок ведения документации.

78 Ревизия и контроль: учебное пособие/ М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин; под ред. проф. М.В.Мельник.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2016.- С.78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.