Научная статья на тему 'Социальная ответственность как национальная духовная традиция российского предпринимательства'

Социальная ответственность как национальная духовная традиция российского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / «КОДЕКС ЧЕСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» / «CODE OF HONOR FOR THE BUSINESSMAN» / HISTORICAL ASPECT OF THE RUSSIAN BUSINESS / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / ETHICAL STANDARDS OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьячкова С.

Рассматривается исторический аспект возникновения социально ответственных принципов российского предпринимательства. Обосновывается неразрывная связь национальных духовных традиций и этических норм купечества XVIII-XIX вв. и современного российского предпринимательства. Систематизируется накопленный исторический опыт в области социальной ответственности российского предпринимательства с целью адаптации его к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY AS A NATIONAL SPIRITUAL TRADITION OF THE RUSSIAN BUSINESS

The historical aspect of social responsibility principles which rise in the Russian business sphere is considered. Indissoluble communication of national spiritual traditions as well as the ethical standards of merchant class of the XVIII-XIX centuries and modern Russian business is substantiated. The stored historical experience in the range of social responsibility of the Russian business for the purpose of its adaptation to modern conditions is systematized.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность как национальная духовная традиция российского предпринимательства»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2012

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

С. ДЬЯЧКОВА кандидат экономических наук, советник президента Группы компаний «НОВАРД»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматривается исторический аспект возникновения социально ответственных принципов российского предпринимательства. Обосновывается неразрывная связь национальных духовных традиций и этических норм купечества ХУШ-Х1Х вв. и современного российского предпринимательства. Систематизируется накопленный исторический опыт в области социальной ответственности российского предпринимательства с целью адаптации его к современным условиям.

Ключевые слова: исторический аспект российского предпринимательства, социальная ответственность предпринимательства, этические нормы предпринимательства, «кодекс чести предпринимателя».

Традиция социальной ответственности предпринимательства в России складывалась в очень сложных, нередко драматических исторических условиях. Наше Отечество в своей истории проходило через зоны системных социальных потрясений: нашествие ливонцев, тевтонцев, шведов, ордынское иго, смутное время, Отечественная война 1812 г., Первая и Вторая мировые войны, две революции и одна контрреволюция, тяжелые переходы «капитализм - социализм - капитализм», потеря и обретение огромных жизненных пространств, развал империи и достижение уровня супердержавы, индустриализация и деиндустриализация, уход от сохи к атомной бомбе и энергетике, достижение всеобщей грамотности и занятости в середине ХХ в., появление больших масс безграмотных и безработных в начале XXI в., высочайший уровень народного патриотизма в Великой Отечественной войне и неверие в собственные силы

через полвека. Таким героическим и трагическим опытом не обладает ни одна страна и ни один народ в мире.

Становление купечества как социального сословия

Необходимо заметить, что до XVIII в. в России не существовало понятия «экономика». Самобытный хозяйственный строй носил название «Домостроительство», которое в понимании русского человека, означало ведение хозяйства на духовно-нравственных началах для обеспечения достатка и изобилия. Главная идея «Домостроя» - саморегулируемое хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение, живущее по нравственным нормам.

Важную социальную роль в русском обществе выполняло купечество. Известный российский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. сказал о московском купечестве: «Оно служит верно Отечеству своими трудами... Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа»1. Купцы были одними из самых образованных и информированных представителей древнерусского общества. Большой интерес представляют русские купеческие корпорации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам, целью которых было объединение купечества для защиты общих интересов, взаимопомощь членов гильдии, активное участие в городской жизни.

Купечество как сословие начало юридически оформляться в России только ко второй половине XVIII в. До времен Екатерины II купечество платило подушную подать. Положение даже привилегированных богатейших купцов и членов Гостиной сотни не отличалось социальной устойчивостью. Размах их предпринимательской деятельности часто ограничивала мелочная регламентация со стороны государственных органов, использовавших в своих целях и экономические возможности, и капитал, и организаторский талант небольшого круга состоятельных торговых людей. Более многочисленный слой рядовых купцов и мелких торговцев не имел никаких привилегий и нередко страдал от произвола властей. Вполне возможно что именно поэтому примеров социальной деятельности купечества до второй половины XVIII в. не так много, хотя традиции Руси имели примеры трудов, направленных на благо общества.

При императоре Петре I, считавшем порядок в государстве главным залогом его процветания, было обращено внимание на создание системы общественного призрения под контролем государственных органов. Основная забота в социальной помощи беднейшим слоям общества

1 Толоконников Д. Меценатство в России // Завтра. 2004. Июнь-июль. № 27(554).

должна была перейти от Церкви к государству. По мысли Петра, государственные органы попечения должны были различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Было обозначено, что предупреждение нищеты - лучший способ борьбы с ней. Нуждающиеся делились на категории: работоспособные, профессиональные нищие и др. Частная благотворительность должна была стать регулируемой: организовывались органы призрения и из казны выделялись необходимые средства. Петр пытался построить целостную систему, отличающуюся выдержанностью и последовательностью. Следует отметить, что в данном вопросе император действовал в соответствии со своими взглядами, часто идя в разрез с традиционными укладами, существовавшими в России до него.

Изменения в статусе купечества, имевшие своей целью упорядочить деятельность предпринимателей, начались со второй половины XVIII в. Манифестом Екатерины II от 1775 г. купечество освобождалось от подушной подати, а в 1785 г. с изданием «Городского положения» происходит окончательное оформление купеческого сословия. Появляется четкое деление купечества на группы - «гильдии». Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами. Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Данные преобразования обозначили сословное деление городского населения Российской империи, которое с небольшими изменениями просуществовало до 1917 г. Таким образом, в конце XVIII в. произошло статусное оформление купеческого сословия.

Благотворительная деятельность купечества

Период расцвета социальной деятельности предпринимательства в России пришелся на XIX столетие.

Нашествие Наполеона в 1812 г. вызвало небывалый всплеск патриотических чувств в российском обществе. Купечество с первых дней Отечественной войны активно включилось в борьбу с неприятелем. В первую очередь это касалось финансовых пожертвований на нужды обороны. Заявление Александр I, прибывшего в Москву в начале войны, о своем решении формировать народное ополчение в рядах московского купечества вызвало живейший отклик. Тут же начался сбор пожертвований, и вскоре было собрано 2400000 руб.

В 1846 г. при Николае I в Петербурге под опекой государства было создано знаменитое Общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф. Одоевский. Оно аккумулировало

средства благотворителей и направляло их на помощь нуждающимся. Именно в середине XIX в. вновь начинают набирать обороты открытые формы помощи нуждающимся, существовавшие и ранее. К ним относятся: раздача милостыни (наиболее популярная), выдача ссуд и денежных пособий (постоянных и единовременных), вещевая, денежная и продуктовая помощь на дому, дешевые столовые и квартиры и пр. Примеры социально значимых поступков российского купечества можно проследить практически во всех сферах жизни общества.

Благодаря либеральным реформам императора Александра II, изменившим российское общество, начался бурный рост промышленности. Слой предпринимателей значительно увеличился численно. Увеличилось и количество купцов, имевших крупные состояния. Следует заметить, что в этот период среди купечества важную роль играют выходцы из крестьянства, которые в большинстве являлись верующими людьми. Отцы и деды крупных промышленников были выходцами изкрестьян. Народные нужды были им несравненно ближе и понятней, чем давно оторвавшемуся от народных корней русскому дворянству. Эта генетическая связь объясняет тот факт, что дело благотворительной помощи народу являлось для многих купцов более естественным, чем для других привилегированных групп населения. Со временем сформировались общественные организации благотворительности, которые стали брать на себя функцию сбора благотворительных пожертвований от состоятельных людей. В то же время активизировалась деятельность частных лиц по оказанию социальной помощи населению .

Особенно велики были заслуги купечества в развитии социальных учреждений в Москве. Московские промышленники превзошли в этом, даже столичные петербургские благотворительные общества. Не случайно Москва признавалась купеческой столицей России. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Прохоровы, Хлудовы и др. - построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием3. Всего в Москве в конце XIX в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: от предоставления жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдачи единовременных или постоянных денежных и натурных пособий до врачебной помощи и оплаты лекарств.

2 Лыткин В.А. История социальной работы в России. Калуга, 1997. С. 63- 64.

3 Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. С. 20-21.

При этом стоит заметить, что благие дела предпринимателей не всегда находили понимание у части современников. Дореволюционная публицистика полна примеров, когда благородные поступки меценатов и филантропов, социально ответственная деятельность предпринимателей объяснялись их склонностью к мелкому тщеславию, к навязчивому желанию прославиться. Однако большинство российского общества понимало важность трудов купечества по оказанию помощи нуждающимся соотечественникам. Начиная со второй половины XIX в., в условиях быстро увеличивающегося разрыва в материальном благосостоянии богатых и беднейших слоев населения, благотворительная деятельность купечества решала важный вопрос снижения уровня социальной напряженности в обществе.

Согласно данным статистического справочника 1913 г., «Лишь 25% бюджета системы общественного призрения исходило из средств казны, земств, городов и сословных обществ, а 75% - из средств частной благотворительности. Одних только благотворительных обществ было создано в Москве 495 в 1889 г. и уже 628 - в 1901 г.»4. Посчитать, что сделали предприниматели в так называемый «золотой век благотворительности и меценатства» было просто невозможно. Постоянно возникали новые формы и направления благотворительности в сферах искусства, образования, медицинской помощи населению, поддержке сирот и престарелых, утверждении стипендий учащейся молодежи и пр. Некоторым образом эту ситуацию характеризует динамика роста пожертвований, поступавших в распоряжение Московского городского общественного управления (см. табл. 1).

Таблица 1

Пожертвования в распоряжение городского общественного управления

в 1863-1902 гг. (тыс. руб.)5

Поже Московского го ртвования в распоряжение родского общественного управления

Периоды Пожертвования

1863-1872 481,588

1873-1882 827,002

1883-1892 6 081,981

1893-1902 16 412,428

4 Согласно данным Музея Меценатов г. Москвы.

5 Из Издания Московского Городского Общественного Управления «Московские учреждения Москвы, основанные на пожертвования». 1906.

Однако, как это ни печально, следует признать, что самая щедрая благотворительная помощь не смогла решить целиком проблему бедности и снять социальную напряженность в России в начале ХХ в. Количество промышленников, активно занимающихся социальной благотворительностью, было сравнительно невелико (от общего числа российских предпринимателей). Но именно они пользовались заслуженным уважением, и их имена сохранились в истории о благих делах, сделанных на пользу обществу.

Просветительская деятельность купечества

Важным направлением социальной деятельности купечества являлась поддержка профессионального образования. Острая потребность в образовании была связана с промышленным переворотом, начавшимся в России в 30-40-е гг. ХГХ в., - новая техника требовала от работника специальных знаний и навыков. Российские купцы-предприниматели, будучи зачастую сами почти неграмотными, вкладывали часть прибыли не только в развитие промышленности и совершенствование техники производства, но и в повышение квалификации работников.

В XIX в. в России качеству продукции уделялось самое серьезное внимание. Учреждались призы и награды за качество. Ими отмечались не только российские и зарубежные товары на ярмарках и выставках, но таким образом признавалась успешная деятельность предприятий, выпустивших эту продукцию. В 1824 г. купцы, постоянно поставляющие свою продукцию ко двору, стали получать диплом и звание «поставщик Двора Его Императорского Величества», а также право украшать торговые щиты императорским гербом. Это считалось высшей формой признания качества изделий. Кроме того, российские товары с успехом экспонировались за границей. Каслинский чугунный павильон, получив высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., стал одним из выдающихся примеров международного признания российского мастерства. Подобные награды способствовали постоянному улучшению качества изделий.

Во второй половине XIX - начале XX в. в среде российских предпринимателей появляется и быстро распространяется понимание важности поддержки стратегических направлений науки, разработки и внедрения новых технологий, технических идей. Особенность этих сфер деятельности в том, что они имеют жизненно важное значение для обеспечения устойчивого развития общества, государства, однако являются малоприбыльными. Точнее, получение прибыли от вложенных в них средств существенно растянуто во времени. Однако история наглядно показывает, что итоговый результат от таких вложений превосходит самые смелые ожидания.

Характерным является пример почетного гражданина г. Вологды, купца первой гильдии Христофора Леденцова, жившего в конце XIX -начале XX в. Его называли русским Нобелем. Свой замысел он сформулировал следующим образом: «Я не хочу дела благотворения, исцеляющего язвы людей, случайно опрокинутых жизнью, я ищу дела, которое должно коснуться самого корня человеческого благополучия»6. Он организовал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений», заложил в него уставной капитал и выбрал энергичных, ответственных ученых для реализации идей фонда. Управление делами фонда было поставлено на такой профессиональный уровень, что, несмотря на большие расходы, доходы его устойчиво росли. При его поддержке была создана лаборатория академика И.П. Павлова в Колтушах, аэродинамическая лаборатория Н.Е. Жуковского в Высшем техническом училище, физическая лаборатория профессора П.Н. Лебедева (будущий ФИАН). Общество оказывало материальную поддержку А. Чичибабину в изучении отходов от переработки нефти и, в частности, в получении из них медицинских препаратов; химику-изобретателю московской фабрики «Богатырь» Ивану Остромысленскому, работавшему над проблемой получения каучука и превращения его в резину.

«Фонд Леденцова» поддерживал изыскания В.И. Вернадского по обнаружению первых урановых месторождений в России, материально помогал К.Э. Циолковскому. С началом Первой мировой войны значительную часть средств Общество Леденцова направляло на исследование и приготовление остродефицитных медикаментов. Из капиталов Х.С. Леденцова финансировались Московский университет и техническое училище, а финансовые вложения Х.С. Леденцова в русскую авиацию позволили теоретически и практически заложить фундамент всего будущего воздухоплавания - вплоть до освоения космического пространства.

Одной из идей Леденцова была идея создания уникальной выставки достижений науки и техники, которая осуществилась в советское время: павильоны ВДНХ, по архивным документам, строились на национализированные финансы Леденцовского фонда7. В 1914 г. фонд профинансировал разработки ученых по созданию водохранилищ в России. В результате этого грандиозного проекта на некоторых реках должны были строиться гадроэлектростанции. Можно утверждать, что позже эта идея была реализована как одно из направлений плана ГОЭЛРО8.

6 Шарапов С., Улыбышева М. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. М., 2011. С. 292.

7 Там же. С. 292-293.

8 Там же. С. 293.

«Кодекс чести предпринимателя »

В XIX в. происходит выработка четких этических норм российского предпринимательства. Официальный статус получают купеческие традиции, исполнение которых считается в торговой среде обязательным. Заметим, что сами эти традиции возникли намного раньше. Они прошли долгий, многовековой путь становления, формирования, развития, прежде чем пришли к фазе общественного осознания и принятия их в качестве кодекса правил.

В этот период в России сформировался механизм, позволявший «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал «Совестный суд», который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. За нарушение долговых обязательств могли наказать только штрафом. Но за нарушение «честного купеческого слова» полагалось изгнание из гильдии и пожизненный позор. Поэтому многие купцы считали долговую тюрьму меньшим злом, чем потеря авторитета в обществе.

Не пользовались уважением купцы, чей капитал был нажит с помощью криминала, даже его тени. С таким человеком всячески избегали вести дела. Купцы влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнеров по бизнесу. Более того, формально законный способ наживы - ростовщичество и финансовые операции -тоже считался «грязным», и финансисты стояли в купеческой иерархии на последнем месте. Считалось, что слово финансиста слишком легковесное, а сам он склонен к обману и спекуляции.

Негативный образ купца как мошенника и плута сформировался в русской литературе XIX в. благодаря нечистым на руку предпринимателям. Однако это было однобокое представление, имевшее мало общего с действительностью. Купцы были частью российского общества, поэтому были не лучше и не хуже других социальных групп. «Если бы торговое сословие и в прежней Московии, и в недавней России, - отмечал историк русского купечества Я.А. Бурышкин, - было бы на самом деле сборищем плутов и мошенников, не имеющих ни чести, ни совести, то как объяснить те огромные успехи, которые сопровождали развитие русского народного хозяйства и поднятие производительных сил страны»9.

9 Российское предпринимательство: история становления и развития // Предпринимательство в событиях и лицах. 2006. С. 30.

Другое дело - крупное купечество. Люди, обладавшие миллионными состояниями, высоко ценили репутацию и авторитет в глазах общества. Это были предприниматели с высоким чувством социальной ответственности. Поэтому они всячески избегали и сомнительных дел, и сомнительных партнеров.

Именно среди представителей купцов I и II гильдий, понятия «честность» и «принципиальность» традиционно ценились выше любого богатства. «В московской неписаной купеческой иерархии, - писал известный купец В.И. Рябушинский, - на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал.. ,»10.

Классический пример - московский промышленник Сергей Иванович Четвериков, разыскивавший кредиторов своего отца, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. Будучи семидесятилетним стариком, он вспоминал: «Я страстно любил отца и на его могиле дал обещание посвятить свою жизнь восстановлению этого столь доброго имени. Мне понадобилось 36 лет, чтобы обещание исполнить. За эти 36 лет большинство кредиторов перемерло, и давно все об этом забыли, не забыл только я». Сергей Иванович смог рассчитаться со всеми кредиторами отца. К слову сказать, этот благородный жест имел совершенно непредвиденные последствия. Товарищество С.И. Четверикова стало пользоваться в деловом мире неограниченным кредитом.

К концу XIX в. происходит обобщение и систематизация норм деятельности предпринимательства, сложившихся из опыта предыдущих столетий. В 1881 г. Н.Е. Зегимелем11 был сформулирован «кодекс чести предпринимателя» или общепринятые правила поведения российских предпринимателей XIX в. В книге, в частности, говорилось о таких правилах поведения, как:

- Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

- Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но, раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.

- Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится

10 Бурышкин Я.А. Москва купеческая. Нью-Йорк, 1954. С. 110.

11 Зегимель Н.Е. Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом. С-Пб., 1881.

иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное -честностью и добросовестностью.

В начале ХХ в. «кодекс чести» был доработан. В частности, в 1912 г. российским деловым сообществом были определены «Семь принципов ведения дел в России»:

- Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

- Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

- Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

- Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает проявлять их во всем блеске.

- Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши - кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

- Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

- Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Осмысление исторической традиции социальной ответственности предпринимательства в России, гармоничного устроения отношений различных групп и слоев общества, отдельных его граждан на основе согласования их интересов и потребностей (духовных, нравственных, материальных) и сегодня может служить одним из базовых положений формирования социально ответственной экономики, условием стабильного развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.