Научная статья на тему 'Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления'

Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления»

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Б. С. БАТАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления

Финансовой академии при Правительстве РФ

Большой интерес к социальной ответственности бизнеса в последнее время объясняется двумя причинами. Первая заключается в том, что социально ответственное поведение является одной из сторон корпоративного управления. Вторая обусловлена все возрастающим вниманием государства к данному вопросу. Это проявилось и в том, что искоренение бедности было названо одной из приоритетных задач в президентском послании Федеральному- Собранию, и в других менее популярных действиях власти по отношению к бизнесу. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как кампанию давления на крупный бизнес с целью разворота его к нуждам общества. Как пишет одна из газет, «государство напоминает олигархам, что они не только имеют право получать и распределять прибыль от данной им собственности, но и обязаны проводить социально ответственную политику»'. Однако в этих условиях может возникнуть опасность однобокой трактовки социальной ответственности бизнеса. В связи с этим тема социальной ответственности корпораций является сегодня особенно актуальной.

Усиление внимания корпораций к вопросам социально ответственного поведения проходит на фоне общего процесса совершенствования корпоративного управления. Данный процесс ориентирован на международные стандарты с учетом мировых тенденций. Международные стандарты основаны на принципах добросовестного корпоративного управления, разработанных в 1999 г. экспертами из разных стран по корпоративному управлению по поручению Совета организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти принципы сводятся к следующим:, честность, прозрачность, подотчетность и ответственность.

Остановимся на последнем — ответственность. Перед кем и за что ответственен бизнес?

1 Слиин П. «Двойной нажим» // Родная газета. № 24. 10 октября 2003 г.

Он ответственен перед акционерами, ожидающими своих дивидендов, перед покупателями, ожидающими качественный продукт или услугу, перед налоговыми органами — полной и своевременной выплатой налогов, перед местным сообществом — различными социальными программами, перед работниками — своевременной выплатой зарплаты и т.п. При этом некоторые из этих обязательств носят обязательный характер (например, выплата налогов), в то время как другие принимаются компаниями самостоятельно.

Что же следует вкладывать в понятие социальной ответственности?

В нашей литературе встречается определение социальной ответственности как добровольного вклада бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанного напрямую с основной деятельностью компании и выходящего за рамки определенного законом минимума.

В зарубежной литературе социальная ответственность трактуется как обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом2.

Автор считает, что социальная ответственность - концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта или услуги, добровольно берет на себя обязательства перед обществом. Иными словами экономическая эффективность производства не может быть самоцелью крупного бизнеса и должна одновременно способствовать гармоничному эффективному развитию общества в целом.

Однако не все экономисты разделяют эту точку зрения. Одна их часть (ее выразителем является

2 Документы Всемирного банка по проблемам социальной

ответственности бизнеса.

М. Фридман) считает, что производить прибыль — есть основная цель предприятия и в этом смысле через удовлетворение потребностей хозяев и проявляется социальная ответственность. Другие (автор разделяет эту точку зрения) считают, что корпорации должны учитывать интересы не только собственников, но всех других групп, заинтересованных в ее развитии: инвесторов, сотрудников, потребителей, поставщиков, сообщества, окружающей среды3. В зарубежной литературе их обозначают как «stakeholders». Данную теорию называют теорией групп.

Раскроем более подробно, в чем заключаются интересы данных групп и как корпорации выстраивают отношения с ними.

Инвесторы. Вопрос привлечения инвесторов один из самых важных для любой компании. Однако свои стратегии компании строят в разных странах по-разному. Так, в англо-саксонской модели инвесторов привлекают прежде всего высокие дивиденды, а в континентальной помимо дивидендов — возможность строить длительные отношения с корпорацией. И, несмотря на это, традиция этичных инвестиций, т.е. когда инвесторы оценивают компанию помимо дивидендной политики еще и с точки зрения социально ответственного поведения, зародилась в 1969 г. в США. На сегодняшний день только в США действует 40 паевых инвестиционных фондов с активами более 3 млрд дол. США, которые проверяют объекты инвестиций на социальное и экологическое соответствие. Аналогичное отношение проявляют и европейские инвесторы.

Сегодня этические инвесторы - это физические лица, пенсионные фонды, трасты, финансовые организации, учебные заведения и т.п. Они используют информацию как из масс-медиа, так и из различных специальных источников. При этом оцениваются такие параметры, как:

• наличие токсичных выбросов, производство химикатов, уничтожение отходов и пр.;

• доля алкогольных, табачных изделий в общем объеме выпуска продукции;

• отношения с профсоюзами, сотрудниками, схемы предоставления льгот, наличие пенсионных программ;

• проведение благотворительных программ, наличие программ помощи незащищенным слоям населения и т.п.

У нас наблюдается обратное. Показательна конференция «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха», проведенная Ассоциацией менеджеров 28 марта 2003 г. в Москве. Исполнительный директор одноименного проекта С.Е. Литовченко

3 Некоторые исследователи предлагают рассматривать еще одну группу — будущие поколения.

на данной конференции так охарактеризовал ситуацию: «Не секрет, что на фондовых рынках обращают внимание на наличие в компаниях профсоюзов. Если таковые есть, то, как правило, капитализация снижается на 10-15%»4. Данное высказывание по мнению автора, не требует комментариев.

Сотрудники. Компании ведут работу по улучшению условий труда на рабочем месте, заботятся о развитии персонала, способствуют реализации ими своего потенциала, принимают на себя заботу о жизни семей работников. Важное место уделяется обеспечению совместимости условий труда и семейной жизни. Речь идет, прежде всего, о заботе о женщинах -сотрудницах. С этой целью компаниями создаются детские сады, предоставляются дополнительные отпуска по уходу за ребенком, вводятся гибкие графики работы для женщин-матерей, где это возможно и т.п.

Наличие зависимости между обеспечением «более высокого уровня жизни на рабочем месте» и ростом объема прибыли через повышение производительности труда, ростом качества продукции, увеличением числа рационализаторских предложений стало аксиомой и не требует доказательств. Тем не менее результаты исследований впечатляют. Согласно исследованиям работы 700 крупнейших корпораций США, компании, получившие высокие оценки в области социальной ответственности, в среднем добивались «окупаемости капитала на уровне 22%», т.е. более чем в 2 раза больше, чем другие фирмы.

На взгляд автора, наиболее полно социальная ответственность в отношении сотрудников проявляется в реализации компаниями пенсионных программ. Речь идет о так называемых программах ESOP.fi разных странах степень распространения участия служащих в прибылях компании варьируется. Так, во Франции каждый четвертый рабочий пользуется правом участия в прибыли, а в США и в Японии — каждый восьмой. Эта более справедливая система вознаграждения стабилизирует занятость, повышает производительность, снижает затраты по найму работников (за счет повышения общего уровня занятости).

Потребители (клиенты). Компании, как правило, стремятся строить длительные отношения с клиентами. В рамках этой концепции прибыль — побочный продукт, вознаграждение за качественное обслуживание клиентов. Другой аспект столь внимательного отношения к клиентам — возрастающая роль этических клиентов. Исследования, проведен-

4 Публичный отчет по результатам конференции «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха». С. 12.

ные Всемирным банком5, покупателей из разных стран мира свидетельствуют, что большинство из них при покупке товара отдает предпочтение производителям, характеризующимся внимательным отношением к окружающей среде, сообществу и т.п.

В некоторых странах с этой целью созданы организации, занимающиеся мониторингом социальной и экологической документации компаний. Так, например, в США, функционирует Совет по экономическим приоритетам. Подобные организации существуют в Германии. Великобритании, Швейцарии, Швеции, Индии и Японии. Они дают возможность потребителям, инвесторам участвовать в «экономическом голосовании» с учетом осведомленности о работе корпорации в отношении таких факторов, как защита окружающей среды, работа с общественностью, условия труда на рабочем месте, открытость информации, возможность сделать карьеру для женщин, представителей меньшинств и пр.

Поставщики. Речь идет об отношении к поставщикам как к партнерам, установлении долгосрочных и взаимовыгодных контактов. Это выражается в использовании «справедливых» цен, привлечении поставщиков к разработке новых проектов. Показательна история с компанией «Хью-лит-Паккард». Тогда президент компании, узнав от агента по закупкам, что он добился 20%-го снижения цен на продукцию поставщика, выяснил реальный уровень рентабельности последнего, позвонил ему и предложил более высокую цену.

Или недавний реальный случай на Московской межбанковской валютной бирже. В результате ошибки трейдера одного из банков Инвесткомпа-ния «Файненшл Бридж» приобрела на ММВБ облигации «Газпрома» на 10% ниже рыночной цены. Премия составила 10 ООО дол. США. Однако брокеры данной компании «не стали наживаться на ошибке коллег, через биржевого маклера нашли своего контрагента и сами предложили отменить сделку»6.

Кстати, необходимо отметить, как данная проблема решается в Японии. Там существует комиссия по справедливым сделкам. В результате любое действие покупателя, вынуждающего подрядчика к необоснованному снижению цены, грозит ему крупными штрафами.

Окружающая среда. Исследования Всемирного банка (упомянутые выше), а также много других исследований показывают, что покупатели предпочитают приобретать продукты компаний, характеризующихся бережным отношением к окружа-

5 Всемирный банк проводил с 7 по 27 июля 2003 г. глобальную конференцию по проблемам социальной ответственности корпораций. Все ее участники, а также любые пользователи интернета могли заполнить анкету с вопросами, касающимися различных сторон деятельности корпораций.

6 Цена ошибки // Ведомости. № 190. 17 октября 2003 г. С. Б1.

ющей среде. В связи с этим разрабатывается концепция управления в сфере защиты окружающей среды, которая внедряется в практику предприятий во всех развитых странах мира. При этом распространение получают ценовые инструменты с учетом налогов для защиты окружающей среды.

В то же время эти инициативы справедливы и с экономической точки зрения. Об этом свидетельствует исследование, проведенное в США Университетом Вандербильт и Центром исследования ответственности инвесторов. Согласно его результатам, более чем в 80% случаев компании с низким уровнем загрязнения окружающей среды показывают более благоприятные финансовые результаты своей деятельности. В то же время компании, нарушающие нормативы загрязнения окружающей среды, обладают более низким уровнем доходности основного и оборотного капитала.

Сообщества людей. Местные сообщества — «это воздух, без которого ваше дело рискует задохнуться. Они являются существенной частью бизнес-окружения»7. Компании строят отношения с местными бизнес-сообществами в виде:

• партнерства с местной властью;

• партнерства с некоммерческими организациями;

• собственных инвестиций социального характера.

При этом предполагается, что основное предназначение любой компании — предложение товаров и услуг, на производстве которых она специализируется.

Коммерческая инициатива проводится, как правило, в партнерстве с местной властью и некоммерческими организациями. Яркий пример партнерства с некоммерческой организацией — это акция Gillet с World Wildlif Found. Тогда Gillet прелагал каждому покупателю своего продукта «Natural plus» приобрести майку стоимостью 1 фунт, средства от продажи которой перечислялись WWF. В результате Gillet проявил себя как «экологически озабоченная» компания и добился высоких продаж нового продукта.

Обобщим сказанное в виде конкретных преимуществ, получаемых бизнесом в случае социально ответственного поведения.

Это прежде всего:

1. Преодоление враждебного отношения к бизнесу в обществе.

2. Лучшее понимание бизнесом местного сообщества.

3. Укрепление взаимоотношений внутри компании благодаря следованию высоким моральным принципам и за счет этого повышение эффективности работы.

7 Туркин С. Социальная активность бизнеса в местном сообществе // Социальное измерение в бизнесе. М., 2001. С. 37.

4. Улучшение имиджа, репутации компании.

Иными словами, использование теории заинтересованных групп позволяет корпорациям получить конкурентное преимущество, так как предпринимаемые менеджментом меры способствуют повышению репутации корпорации, степени лояльности потребителей, укреплению отношений со средствами массовой информации и т.п. Следует отметить, что многие великие предприниматели прошлого и наши современники также рассматривали бизнес как нечто большее, чем способ зарабатывания денег. Они применяли такие жизненные установки, как «желание служить своему делу (Г. Форд), стремление к высшему качеству в работе и совершенству (К. Татенси), желание постоянного обновления (Р. Форстер), потребность оставить после себя след на земле (Ли Якокка)» и дрй.

Как обстоят дела в России?

В настоящее время некоторые ведущие российские компании, такие как «ЮКОС», «Роснефть», «Альфа-банк» и др., рассматривают социальную активность как часть бизнес-стратегии. В российской экономической литературе появился термин «корпоративный гражданин» и «социальные инвестиции». Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) 15 октября 2003 г. создал Комитет по социальной ответственности бизнеса, который возглавил глава «Интерроса» В. Потанин.

Для характеристики очень показательны исследования, проведенные АН О Северо-Западный Центр общественного развития» (Великий Новгород), Фон-цом «Институт экономики города» (Москва), Межрегиональным общественным фондом «Сибирский центр поддержки гражданских инициатив» (Новосибирск). Исследования проводились с целью выяснения, как бизнесмены оценивают необходимость социальной активности, что они вкладывают в понимание социально ответственного поведения, какую роль они отводят социальным программам в общей бизнес-стратегии и пр. Результаты показали, что российский бизнес в целом готов к пониманию необходимости социально ответственного поведения, но акцент делается главным образом на благотворительную и филантропическую деятельность. Размеры ее, к слову сказать, впечатляют. Так, только в Новгородской области предприятия жертвуют от 2 до 7 млн дол. США в год на различные благотворительные цели.

Однако, по данным тех же источников, основной мотивацией к участию компаний в благотворительных программах являются запросы местных администраций, которые часто являются получателями и распределителями благотвори-

8 Грядов С. И. Социальная ответственность, психология и этика предпринимателя. С. 16.

тельной помощи. Благотворители также, как правило, не оценивают обратной связи с получателями. Кроме того, на практике оказывается, что многие компании используют социально ответственное поведение как рекламу, т.е. оно не стало нормой во всех областях их деятельности.

Возьмем в качестве примера компанию «ЮКОС». Компания «ЮКОС» приняла 3 июня 2000 г. Кодекс корпоративного поведения, что само по себе является свидетельством заботы компании о своем имидже перед инвесторами относительно корпоративного управления. Компания объявила о введении независимых директоров в состав советов, о принятии решения ежеквартальной, начиная с 2001 г., публикации отчетов согласно стандартам ГААП США или эквивалентным стандартам, привлечении для проверок аудиторских фирм с международной репутацией. В Кодексе в п. 4 записано: деловые отношения с дружественными сторонами будут строиться так, чтобы избежать конфликта интересов, и компания будет отчитываться перед ними по мере необходимости.

Однако та же компания уклоняется от налога (а именно, от налога за пользование недрами), прибегая к терминологическим ухищрениям, когда добываемая нефть трактуется как скважинная жидкость. По данному вопросу администрации территорий, в частности администрация Томской области, где ведутся разработки компании «ЮКОС», пробовали добиться справедливости.

Очевидно, что этическое поведение не стало нормой для наших компаний. Здесь значительную роль способны сыграть государство и общественность. Активность государства в этом вопросе на данном этапе очевидна. Общественные институты также могут стать инициаторами изменений в сторону большей ответственности компаний. Так, профсоюзы могли бы инициировать изменения законодательства (внесение поправок к уже существующим законам) с целью придания больших прав служащим АО в делах их управления.

Хочется надеяться, что инициативы бизнеса будут носить не только ответный характер на действия власти и будут включать в себя весь комплекс мероприятий, определяемый социально ответственным поведением. Все это позволит не только решить определенные социальные проблемы общества, но будет способствовать повышению эффективности самого бизнеса. В противном случае в условиях, когда на российский рынок приходят зарубежные компании с уже сложившейся практикой социально ответственного поведения, недооценка данного фактора может стать причиной серьезного упущения с точки зрения конкурентоспособности отечественных компаний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.