Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике на примере Хабаровского края'

Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике на примере Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Примак В. А.

Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике является стабилизирующим фактором общественной среды, что, безусловно, положительно как для субъектов, на которые направлена социальная ответственность, так и для самого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике на примере Хабаровского края»

- увеличение финансирования социальной сферы;

- законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между региональным и местным бюджетом, формирование объективно прозрачного механизма распределения финансовой помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Внедрение вышеобозначенных предложений позволит вывести Российскую социальную защиту на другой, более высокий уровень, повысив социально-экономическую эффективность реализуемых мероприятий. Это будет способствовать улучшению человеческого капитала, повышению социальной стабильности и экономическому росту.

Список литературы:

1. Конституция РФ.

2. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности / Центр региональной экономики СПб НЦ РАН и Правительства Ленинградской области. -СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006.

3. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

© Примак В.А.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике является стабилизирующим фактором общественной среды, что, безусловно, положительно как для субъектов, на которые направлена социальная ответственность, так и для самого бизнеса.

Мировой экономический кризис, в процессе которого значительно пострадала наиболее уязвимая, малообеспеченная часть населения, актуализирует вопросы социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Социальная ответственность бизнеса - это ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т.д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в

* Студент кафедры «Экономика и управление на транспорте».

целом. Социальная ответственность - это не правило, а этический принцип предпринимательства. Под социальной ответственностью бизнеса понимается благотворительность, меценатство, корпоративная социальная ответственность, социально-маркетинговые программы, спонсорство, филантропия.

Социальная ответственность предпринимателя по отношению к персоналу собственного предприятия позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке, обеспечивать рост производительности труда, формировать положительный имидж компании в средствах массовой информации. Все это способствует стабильности и устойчивости развития компании в долгосрочной перспективе. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для прочих участников рынка.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает бесспорное выполнение обязательств, предусмотренных законодательством: своевременная оплата налогов и выплата заработной платы, по возможности создание новых рабочих мест.

Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

И, наконец, третий, высший уровень предполагает благотворительную деятельность, спонсорство, содействие в охране окружающей среды и т.п.

Многоуровневый характер социальной ответственности можно объяснить с помощью пирамиды ценностей. Очевидно, что в процессе развития любая компания достигает такого этапа, когда может задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Обычно в первую очередь компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. В конкурентном окружении имидж компании чрезвычайно важен, т.к. может явиться решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Не смотря на все проблемы Российского предпринимательства, всё же существует и благотворительная сторона в нашей стране. Понятие «благотво-

рительности» в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания.

Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком или отсутствием финансовых средств.

Предприниматель, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. Это в свою очередь создаёт положительную репутацию, а значит и увеличивает спрос на производимую продукцию, что способствует росту прибыли. Сотрудничество с общественными организациями может быть дополнительной положительной характеристикой при взаимоотношениях с государственными и финансовыми структурами, например, при получении льготного кредита, или выгодного государственного заказа. Положительный имидж может способствовать укреплению репутации в глазах партнеров.

В то же время, следует отметить, что нестабильность экономической ситуации является существенным фактором, ограничивающим возможности осуществления благотворительной деятельности. В состоянии внешней нестабильности предприятию в любой момент могут потребоваться незапланированные расходы и вложения. Это означает, что предпринимателю для благотворительности может просто не доставать оборотных средств. Механизмы частно-государственного партнерства, выгодные обеим сторонам могут сгладить негативные эффекты нестабильности экономической ситуации, сохранив объемы благотворительности и спонсорства.

Одним из таких механизмов становятся соглашения о социально-экономическом партнерстве между бизнесом и администрациями территорий, на которых он работает. Социальные программы развития административных территорий все больше увязываются со стратегией бизнеса. Из разряда разовых благотворительных акций они переходят в категорию социальных инвестиций. Это означает другую эффективность и другие под-

ходы к управлению компанией. Для многих бизнесменов становится все очевиднее тот факт, что успех компании на рынке во многом зависит от объема ее инвестиций в социальную сферу страны.

В настоящее время в городе Хабаровске и Хабаровском крае существует целый комплекс направлений по реализации социальной ответственности бизнеса. Прежде всего, это помощь детям и старикам, как самым незащищенным членам общества. Например, Хабаровский НПЗ постоянно оказывает финансовую помощь детскому дому № 7, приобрел медицинское оборудование для детской больницы. Предприятие ЗАО «Артель старателей «Амур» подарило школе в с. Джигда живой уголок и спортивные тренажеры, построило игровую площадку в детском саду пос. Нелькан. Кроме того, предприятие ежегодно поощряет лучших школьников района туристическими путевками в американский «Диснейленд».

Хабаровский бизнес спонсирует городские спортивные команды, строительство и реконструкцию стадионов, спортивных площадок и комплексов. Так, например, ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» является спонсором футбольной команды «Луч-Энергия». ЗАО «Артель старателей «Амур» входит в состав попечительского совета хоккейной команды «Амур», является владельцем женского волейбольного клуба «Самородок», а также содержит детско-юношеские волейбольные команды «Аурум» и «Золотинка». На собственные средства «Артель» построила в г. Хабаровске спортивно -зрелищный комплекс «Платинум арена» (самый крупный на Дальнем Востоке и в Зауралье).

Кроме того, существенны инвестиции бизнеса в развитие социальной инфраструктуры города и края (школы, детские сады, больницы, дома культуры, транспортное сообщение и пр.). Наконец, следует отметить такую сферу приложения средств бизнеса с региональной спецификой, как содействие развитию коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

Участие малого бизнеса в благотворительных мероприятиях, организуемых администрацией города, представлено перечислением средств, например, для реконструкции городских прудов, благоустройства города, малоимущим семьям в рамках акции «Помоги собраться в школу» и пр. К сожалению нередки случаи, когда на бизнесменов оказывается административное давление, спонсорская помощь приобретает форму обязательных платежей, что не только порождает недовольство в среде бизнесменов, но и искажает саму суть социальной ответственности и благотворительности.

Следует отметить, что социальная ответственность - это плод убеждений, а не результат поиска какой-либо выгоды для бизнеса. Участвуя в социальных программах, предприятие может получить определенные преимущества, но никак не прибыль.

На наш взгляд, администрации города и края следует больше внимания уделять пропаганде спонсорства и благотворительности в средствах

массовой информации, публикации списков участников благотворительных акций не зависимо от размеров взносов, использовании методов мотивации благотворительности и благодарностей активным спонсорам.

Список литературы:

1. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Литов-ченко, Корсакова. - 2003.

2. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Ивченко, Либоракина, Сиваева. - 2006.

3. www.itartass.ur.ru/pub/?id=96.

4. www.eg-online.ru/information/80449.

5. www.cfin.ru/press/zhuk/2004-7/index.shtm.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕЛЬКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ КАРЕЛИИ НА РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА

© Фомичев С.Н.*, Цатурян И.В.*

Центр экономической безопасности

Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск

В статье описана демографическая ситуация, складывающаяся в сельских территориях Республики Карелия. Выделены факторы, обусловливающие отток трудоспособного населения из сельских населенных пунктов. Отмечено негативное влияние сокращения трудовых ресурсов в сельских территориях на развитие региональных АПК и ЛПК. Даны рекомендации по улучшению социально-экономической ситуации в сельских территориях республики.

Эффективное функционирование и стабильное развитие региональной экономики должно обеспечиваться соответствующими трудовыми ресурсами. В настоящее время во многих субъектах РФ имеет место сокращение трудоспособного населения, что негативно сказывается на потенциале экономического развития отдельных отраслей производства и регионов в целом.

Указанные негативные тенденции характерны и для Республики Карелия (Северо-западный федеральный округ РФ). При этом продолжающаяся на протяжении последних десятилетий депопуляционные процессы (ес-

* Ведущий научный консультант, кандидат биологических наук.

* Ведущий научный консультант, преподаватель кафедры экономики и управления производством Петрозаводского государственного университета, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.