Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса в регионе восточного Оренбуржья'

Социальная ответственность бизнеса в регионе восточного Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL INVESTMENT / CHARITY / SPONSORSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клепиков Дмитрий Михайлович

Исследованы формы реализации социальной ответственности бизнеса в регионе на примере предприятия тяжёлого машиностроения восточного Оренбуржья. Установлено, что общие тенденции развития социальной ответственности бизнеса свойственны и региональному уровню. Предложен комплекс количественных показателей для характеристики состояния и динамики социальной ответственности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE EASTERN ORENBURG REGION

The article is devoted to the study of forms of social business responsibility in the region on the pattern of a heavy engineering enterprise in eastern Orenburg. It is established that the general tendencies of business social responsibility development are typical of the regional level as well. A complex of quantitative indices to characterize the state and dynamics of an enterprise social responsibility is suggested.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса в регионе восточного Оренбуржья»

Социальная ответственность бизнеса в регионе восточного Оренбуржья*

ДМ Клепиков, аспирант, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского ГУ

Анализ практической деятельности отечественных и зарубежных фирм, обобщение теоретических исследований показывают, что для реализации социальной ответственности бизнес к настоящему времени использует несколько форм: благотворительность, спонсорство, социальное инвестирование. Эти формы различаются мотивами реализации, способами, периодичностью и последствиями осуществления:

— благотворительность — формирование имиджа компании и бизнеса с точки зрения их полезности для общества;

— спонсорство — преодоление вызревающих корпоративных социальных проблем и переход к социально ответственному инвестированию;

— социальное инвестирование — выполнение бизнесом миссии по созданию среды своего обитания и формированию человеческого капитала как носителя интеллектуальной собственности [1].

Спонсорство и благотворительность имеют разовый характер, социальное инвестирование нацелено на долгосрочную перспективу и является элементом стратегии развития крупных компаний.

В широком смысле социальное инвестирование рассматривается как основная форма ответственности бизнеса в социуме. Экономическое содержание социального инвестирования опирается на исследование объекта его направленности — человека с позиции, прежде всего, условий его жизни.

Российский бизнес профессионально осознаёт, что одним из основополагающих признаков цивилизованности и современности любой крупной компании становится её социальная роль. Результаты многочисленных исследований показывают, как происходит изменение взгляда на социальные расходы: от восприятия их как добровольных вложений в соответствии с личными ценностями и этическими принципами до признания социальных инвестиций одним из важных способов эффективного вложения активов.

Демонстрацией данного утверждения может служить изменение оценки компаниями перспектив социального инвестирования. В 2008 г. рост объёмов социальных инвестиций запланировали

75% ведущих российских компаний, включивших социально ответственную деятельность в стратегию своего развития, и только 5% заявили о снижении этих расходов [1].

Нами проведён анализ формирования, состояния и динамики изменений социальной ответственности бизнеса в регионе восточного Оренбуржья на примере трёх крупных компаний: ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» — предприятия тяжёлого машиностроения; ОАО «Орскнефте-оргсинтез» — предприятия нефтепереработки; Оренбургского отделения ОАО «РЖД» — предприятия транспорта, сферы услуг. Ограниченный объём статьи обусловил выбор только одного предприятия в качестве объекта исследования — ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ». Оно имеет репутацию социально ориентированного предприятия, которое активно участвует в реализации городских и областных социальных программ, заботится о создании благоприятных условий для производительного труда и поддержания нормального психологического климата в коллективе.

Реализуя свои и участвуя в городских социальных программах, проводя благотворительные акции, руководство ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» преследует следующую цель: создать условия, при которых социальная ответственность предприятия стала бы нормой делового поведения. Сохраняя традиции, постоянно развиваются ключевые социальные направления — комплексный подход к охране здоровья: популяризация здорового образа жизни, создание условий для восстановления, оздоровления работников предприятия, организация отдыха работников, семейного отдыха и отдыха детей работников в детских оздоровительных лагерях.

Социальные программы ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» охватывают следующие направления: рост образовательного и профессионального уровня сотрудников, качественное медицинское обслуживание персонала предприятия, обеспечение восстановления здоровья, полноценное питание; социальная защита пенсионеров, забота о подрастающем поколении; развитие спорта, приобщение к здоровому образу жизни; культурно-массовая работа. Концерн принимает и финансирует социальные программы, которые являются значимой частью стратегии предприятия. Затраты на эти программы за период 2007—2009 гг. представлены в таблице 1.

* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 08-02-99035-р_офи), а также Министерства образования и науки России (задание Рособразования № 1.3.06).

1. Программы, реализованные ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2007—2009 гг., тыс. руб.

Программа Затраты Абсолютное отклонение

2007 г. 2008 г. 2009 г 2008 г. от 2007 г. 2009 г. от 2008 г.

Лечение и оздоровление сотрудников и членов их семей Развитие физической культуры и спорта, в т.ч.: - на проведение мероприятий - на содержание спортсооружений Внедрение и укрепление корпоративной культуры Работа с ветеранами Благотворительность и спонсорская помощь Развитие персонала Итого 7054 260 180 80 1032 2030 1754 10753 22883 7175 345 260 85 1042 2042 1980 13638 26222 6430 373 280 93 4053 2069 1942 12375 27893 +121 +85 +80 +5 +10 +12 +226 +2885 +3339 -745 +28 +20 +8 +3011 +27 -38 -1263 +1671

Как следует из таблицы, имеет место положительная динамика. В 2009 г. всего на реализацию всех программ затрачено 27893 тыс. руб. Увеличился объём средств, направленных на внедрение и укрепление корпоративной культуры на 3011 тыс. руб., на развитие физической культуры и спорта — на 28 тыс. руб., на программу по работе с ветеранами — на 27 тыс.руб. В то же время уменьшился объём средств, направленных на развитие персонала, на лечение и оздоровление сотрудников и членов их семей, благотворительность и спонсорскую помощь, что было обусловлено последствиями кризиса.

Стратегической целью по развитию персонала является сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, сплочённого коллектива, заинтересованного в достижении поставленных целей и задач, способного ощущать личную причастность к общим победам и поражениям.

Персонал рассматривается как основной капитал организации, в значительной степени определяющий успех её деятельности, и представляет собой один из основных ресурсов предприятия, которым надо грамотно управлять, создавать оптимальные условия для его развития, вкладывая в это необходимые.

За тот же период объём товарной продукции предприятия существенно увеличился. Так, в

2008 г. темп прироста к уровню 2007 г. составил 7,54%, а темп роста товарной продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 140,55%. Возросла выработка на одного работающего соответственно на 2,47 и на 40,9%. Среднемесячная заработная плата одного работающего достигла в 2009 г. 12331 руб., что на 20,7% больше, чем в 2008 г.

Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их качественный состав и рациональное использование имеют большое значение для реализации целей и задач его деятельности. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин,

механизмов и, как результат, объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Персонал является главной ценностью для ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» в реализации его стратегии.

Данные исследования показали, что наибольший удельный вес в общей численности работающих на предприятии составляли работники, возраст которых 40—50 лет: в 2007 г. — 26,62%, в 2008 г. - 25,69%, в 2009 г. - 25,67%. Число работников данной возрастной группы в

2008 г. выросло на 1,32% по сравнению с 2007 г., однако в 2009 г. по сравнению с 2008 г. удельный вес данной категории работников снизился на 0,33%.

Удельный вес персонала, возраст которого составляет 50-60 лет, увеличился в 2008 г. на 0,95%, (удельный вес составил 25,97%), в 2009 г. численность данной категории снизилась на 181 чел., удельный вес также снизился и составил 21,83% - это высокий процент. Следует отметить рост в общей численности работающих удельного веса работников в возрасте до 20 лет, который составил 1,94% в 2008 г., в 2009 г. этот показатель сократился до 1,19%. Из приведённых данных следует, что повышение квалификации и обучение персонала является для предприятия важнейшим условием дальнейшего развития.

Общее число работников, прошедших обучение за период 2007-2009 гг., выросло. В 2008 г. их численность увеличилась на 2497 чел., в

2009 г. — на 15 чел. и составила 4857 чел.

Предприятие увеличивает затраты на подготовку и повышение квалификации персонала. Так, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. затраты повысились на 2885, 3 тыс. руб., однако в 2009 кризисном году затраты снизились на 1262,6 тыс. руб. и составили 12357,3 тыс. руб.

Доход от обучения в 2008 г. составил 2111,5 тыс. руб., что на 1361,5 тыс. руб. больше, чем в 2007 г., в 2009 г. доход от обучения составил 2300,2 тыс. руб., что на 188,7 тыс. руб. больше, чем в 2008 г. (расчёты сделаны по методике предприятия).

ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» уделяет большое внимание социальному партнёрству. Ад-

2. Количественные показатели для оценки социальной ответственности ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2007-2009 гг.

Показатели Значение показателя Темп роста, %

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г.

Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. Коэффициент текучести кадров, % Образование, чел.: - высшее - среднее специальное - прочее Коэффициент нетрудоспособности Расходы на социальные инвестиции, тыс. руб. Затраты на охрану окружающей среды, тыс. руб. 8 617 10,43 1 043 1 672 2 981 65,84 22 883 1137,1 10 213 10,24 1 248 1 774 2 956 40,82 26 222 1334,5 12 331 10,16 1 462 1 850 2 651 23,31 27 893 1338,6 118,52 98,18 119,65 106,10 99,16 62,00 114,59 117,36 120,74 99,22 117,15 104,28 89,68 57,10 106,37 100,31

министрация г. Орска находит поддержку руководства концерна в проведении политики социального партнерства.

К основным направлениям участия в социальных программах области и муниципалитетов относятся:

1) акция «Помоги ребенку»;

2) городская программа «Детские дворы». В рамках этой программы силами заводчан была благоустроена территория двора по адресу пр. Мира, 19а, установлен игровой спортивный комплекс. На это были направлены средства в размере 341 тыс. руб.;

3) спонсорская поддержка спортивных турниров (мемориала С. Моисеева, «Золотая шайба» и др.);

4) шефская помощь воспитанникам социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних «Росток», «Родничок», детских домов «Росинка», «Надежда», Дому инвалидов и престарелых;

5) содействие деятельности «Союзу семей военнослужащих России», городским организациям ветеранов и инвалидов;

6) восстановление памятника дважды Герою Советского Союза лётчику-космонавту Владимиру Комарову;

7) выполнен ремонт спортивного зала школы № 1 им. Макаренко г. Орска.

Следует отметить, что за 2007 г. расходы концерна по статье «благотворительность» составили 1754 тыс. руб., в 2009 г. — 1942 тыс. руб., что на 264 тыс. руб. меньше, чем в 2008 г. Сказался кризис.

ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» уделяет пристальное внимание социальной сфере, обеспечивающей условия здорового образа жизни персонала и членов их семей.

Общий объём средств, направленных концерном на развитие и поддержание социальной сферы, в 2008 г. составил 35022,5 тыс. руб., что на 14350,5 больше, чем в 2007 г. В 2009 г. объём средств на поддержание социальной политики сократился на 2258,4 тыс. руб.

Из общей суммы в 6184,7 тыс. руб., инвестированной концерном в 2009 г. на оздоровление персонала, 51% средств был направлен на оздоровление работников в профилакториях и лечебно-профилактических учреждениях, 39% - на оздоровление детей работников в санаторно-оздоровительных лагерях. Такая структура поддерживается на предприятии на протяжении 2007-2009 гг.

В ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» функционируют Молодежный клуб, центр культуры «Машиностроитель», Совет ветеранов, деятельность которых финансируется предприятием.

Как показало исследование, масштабы социальной ответственности одного из крупнейших предприятий восточного Оренбуржья выглядят достаточно убедительно и солидно. В экономической теории и практике отсутствуют в настоящее время критерии оценки необходимости и достаточности этой деятельности для бизнес-организации. Система оценки, по нашему мнению, должна состоять из количественных и качественных показателей.

На сегодняшний день при помощи имеющихся статистических показателей можно получить лишь представление о социальной ответственности бизнеса по динамике этих показателей во времени. Предлагаемую систему показателей по ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» мы представили в таблице 2.

К качественным показателям социальной ответственности могут быть отнесены:

1) наличие на предприятии коллективного договора;

2) существование на предприятии подразделения, ответственного за проведение социальной политики.

Система показателей и критериев оценки уровня социальной ответственности бизнеса требует дальнейшего теоретического осмысления и проработки.

Литература

1. Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса в

системе рыночного хозяйства (теоретико-экономический

аспект): автореф. дис. ... докт. эк. наук. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.