СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА
С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент Е.Л. Петрова, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-83-86
Аннотация. В статье отражено содержание, проведен анализ теорий корпоративной социальной ответственности. Показана взаимосвязь деятельности бизнеса, уровня неравенства и экономического развития. Сделан вывод о значимости и направлениях программных мероприятий в рамках социальной ответственности бизнеса в целях устойчивого функционирования и развития бизнеса, решения проблемы неравенства.
Ключевые слова: социальная ответственность, бизнес, неравенство, устойчивое развитие.
Широкое распространение термин «социальная ответственность» получил в 70-х годах прошлого века в странах Запада. При этом социальная ответственность бизнеса является предметом дискуссий со времен начала эпохи промышленной революции [1].
Актуализация проблемы социальной ответственности бизнеса предопределила принятие стандартов в этой области на международном и национальном уровнях [1]. Так, в соответствии с принятым в Российской Федерации Национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «социальная ответственность» представляет собой ответственность экономических акторов за действия и решения, оказывающие существенное влияние как на экономику страны, так и на социум в целом [2].
Российская ассоциация менеджеров определяет социальную ответственность бизнеса как «философию поведения», направленную на развитие общества через деятельность компаний во всех сферах в полном согласии с местным законодательством.
Как показывают результаты исследования, зарубежные и отечественные ученые отождествляют понятие «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность» (КСО).
Американский экономист А. Кэрролл, определяя корпоративную социальную ответственность (1991 г.), представил её в виде пирамиды и выделил четыре уровня (составляющие элементы) - обязанности бизнеса перед обществом (рис.).
Рис. Компоненты социальной ответственности бизнеса [3]
При этом экономическая и юридическая ответственность - требуемые, этическая -ожидаемая от бизнеса обществом, а дискреционная (филантропическая) ответственность - желаемая.
Проведенный исследователями факторный анализ доказал эмпирическую взаимосвязь, при концептуальной независимости, компонентов корпоративной социальной ответственности.
Анализ экономической литературы позволяет выделить следующие теоретические направления в рамках концепции КСО: корпоративный эгоизм, корпоративный альтруизм, разумный эгоизм.
По мнению Нобелевского лауреата М. Фридмана социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли компании, в её экономическом развитии. В одной из своих работ он писал о том, что бизнес не должен сосредотачивать свою деятельность на борьбе с бедностью. Для этого существует государство. Задача бизнеса состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, не нарушая законов, и вовремя платить налоги.
Такой подход принято называть концепцией «корпоративного эгоизма». В процессе реализации данной концепции зачастую случается, что бизнес, заинтересованный в максимизации прибыли, стремится любыми способами не соблюдать законодательство. Такой «дикий капитализм» приводит к расслоению общества, делению социума на сверхбогатую и очень маленькую элиту, и бедные остальные слои населения. В таком случае покупательная способность населения снижается, бывшие некогда прибыльными бизнес-проекты становятся убыточными по причине падения платежеспособного спроса, что приводит к их закрытию и выводу основных ресурсов элиты за рубеж. Бизнес переключается на внешние рынки, закрепляя нищету основной части населения и технологическую отсталость страны. При отсутствии внутреннего платежеспособного спроса, который обеспечивается только ростом доходов населения, никакие инновации и прорывные новые технологии не находят внутри страны применения [4]. Таким образом, «корпоративный эгоизм»
приводит не только к обнищанию страны, но и, как это ни парадоксально, к невозможности воспроизводства капитала.
Противоположная концепция - «корпоративный альтруизм». В ее рамках предприниматели, с одной стороны, должны соблюдать законы, а с другой - принимать участие в жизни общества и оказывать широкую благотворительную поддержку нуждающимся социальным группам, что соответствует этической и филантропической ответственности бизнеса в пирамиде А. Кэрролла. Взаимоотношения бизнеса и общества рассматриваются системно. Бизнес-компания представляет собой открытую социо-эколого-экономическую систему [1], взаимодействующую с обществом для достижения общих целей развития. Слабой стороной этой теории является смешение главной цели бизнеса - извлечение прибыли, с общественными интересами.
Третий подход устраняет недостатки двух предыдущих теорий и называется теорией «разумного эгоизма». Согласно данной теории, бизнес сознательно предпринимает некоторые позитивные, с точки зрения общества, шаги, которые укрепляют его позиции на рынке.
Как уже было отмечено, широкое распространение дискуссии о социальной ответственности бизнеса получили в XX столетии. По мнению американского экономиста Г. Боуэна для приумножения капитала недостаточно только соответствующих экономических условий. Наряду с этим необходимо внутреннее общественное согласие, которое обеспечивается гармоничными отношениями внутри социума, между его различными группами и слоями.
Не вызывает сомнения, что ни одна бизнес-структура и её деятельность не может рассматриваться изолированно от того общества, в котором она существует. Благосостояние и здоровье социума прямо влияет на самочувствие бизнеса. Ключевую роль здесь играет уровень экономического неравенства. Это объясняется тем, что неравенство не только отражает качество человеческого капитала, но и, начиная с определенного критического уровня,
становится препятствием для его развития и тормозом для экономического роста [5].
По мнению авторов, утверждение многих исследователей о том, что рост экономики приводит к снижению неравенства и сокращению бедности, является ошибочным. Так, заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН О.А. Александрова отмечает, что несмотря на стабильный рост экономики США в 1980-ых годах, который был выше европейских показателей, доля американских домохозяйств, относящихся к категории бедных, превышала в два раза аналогичный показатель стран Европы.
Некоторые либеральные экономисты утверждают, что экономический рост приводит сначала к увеличению неравенства, а затем - к его уменьшению путем механизма так называемого «просачивания». В этом случае плодами роста экономики пользуется все общество, что, по их мнению, неизбежно приводит к сокращению неравенства, а не к его росту.
Джозеф Стиглиц подверг теорию «экономики просачивания» разрушительной критике, ссылаясь на факт, о том, что 1% сверхбогатого американского населения владеет не менее 20% совокупного дохода. Он утверждает, что неравенство замедляет экономический рост, и тогда доходы большей части американского общества не растут, а падают. Таким образом, богатые становятся богаче, а бедные - беднее [6].
При этом следует отметить, что речь идет, не о любом неравенстве, которое само по себе является важным стимулом для развития и конкуренции, а именно о крайних проявлениях неравенства - об избыточном неравенстве [5, 7].
Проблема неравенства имеет глобальный характер. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной устойчи-
вому мировому развитию (2015 г.), поставлено 17 целей. Одно из приоритетных направлений - ликвидация нищеты во всех её формах. Специалисты ООН подчеркивают, что неравенство и нищета влияют не только на покупательную способность населения. Высокий уровень неравенства ставит труднопреодолимые преграды в обучении населения, препятствует миграции в целях поиска более высокооплачиваемой занятости, не способствует развитию потенциала как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Следствием неравенства являются низкие темпы экономического роста, снижение качества жизни населения и деградация социума.
Основываясь на концептуальных аспектах социальной ответственности бизнеса, можно сделать вывод о том, что корпоративный эгоизм бизнеса приводит к увеличению богатства узкой прослойки состоятельных людей, как следствие - к росту неравенства, а в дальнейшем - к экономическому спаду, неустойчивому развитию.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что важными направлениями программных мероприятий в рамках КСО, обеспечивающих устойчивое развитие, решение ключевых проблем функционирования бизнеса, снижения неравенства являются: корпоративная культура; соблюдение прав человека; безопасность, охрана труда и рабочее место; мероприятия по вовлечению пожилых людей в качестве активных участников процесса развития; мероприятия по снижению влияния деятельности организации на изменение климата; охрана природы и окружающей среды; содействие в развитии локального сообщества и бизнеса; взаимодействие с обществом [1, 8]. При этом реализация мероприятий должна осуществляться на основе системного и комплексного подхода.
Библиографический список
1. Гагарина С.Н. Социальная ответственность бизнеса в контексте устойчивого развития / С.Н. Гагарина, Е.С. Еськова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 61 (76). - С. 32-35. - DOI 10.24412/2411-0450-2021-6-1-32-35. - EDN YQAAMR
2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200097847
3. Кэрролл А.Б. Carroll's pyramid of CSR: taking another look // Международный журнал корпоративной социальной ответственности. - 2016.
4. Шилкина И.С. Социальное неравенство и бедность в России в свете глобальных трансформаций. Обзор. - М.: РАН, 2019.
5. Чаусов Н.Ю. Введение в стратегическое управление активным долголетием: теория, методология, практика / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Н.Н. Чаусов. - Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2020. - 178 с. - ISBN 978-5-88725-558-3.
6. Стиглиц Д.Ю. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему. - М.: Эксмо, 2015.
7. Гагарина С.Н. Снижение неравенства как фактор повышения качества жизни населения / С.Н. Гагарина, Н.Ю. Чаусов, Н.Н. Чаусов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 16 января - 2017 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2017. - С. 88-93. - EDN ZAKOLJ.
8. Чаусов Н.Ю. Оценка демографического старения для определения стратегических ориентиров и содержания программ активного долголетия / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Т.А. Бурцева // Российский экономический интернет-журнал. - 2019. - №2. - С. 95.
SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AND THE PROBLEM OF INEQUALITY
S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.L. Petrova, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article reflects the content, analyzes the theories of corporate social responsibility. The interrelation of business activity, the level of inequality and economic development is shown. The conclusion is made about the importance and directions of program activities within the framework of social responsibility of business for the purpose of sustainable functioning and development of business, solving the problem of inequality.
Keywords: social responsibility, business, inequality, sustainable development.