Научная статья на тему 'Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия бизнеса и государства'

Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия бизнеса и государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
635
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / КОРПОРАЦИЯ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL REPORTING / BUSINESS COMMUNITY / GOVERNMENT REGULATION / SOCIETY / REFORMS / CORPORATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полунин Константин Анатольевич

В статье содержится анализ современных международных стандартов составления корпоративных социальных отчётов и основных проблем, связанных с подготовкой данного вида отчётности российскими компаниями; отмечается, что социальная отчётность корпораций является важнейшей составляющей в системе взаимодействия бизнеса и государства; доказывается необходимость более активного участия органов государственной власти в совершенствовании существующих форм подготовки корпоративной социальной отчётности; сформулированы предложения по возможным направлениям развития государственного регулирования социальной отчётности российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Social Reporting in the System of Interaction between Business and State

The article reviews current international corporate social reporting standards and the main problems connected with the preparation of this kind of reports by Russian companies; it is noted that corporate social reporting is the most important component in the system of interaction between business and state; it is also argued that government bodies should more actively participate in the work aimed at the improvement of the current forms of corporate social reporting; suggestions are made as to the possible ways government regulation could develop in regard to corporate social reporting in Russia.

Текст научной работы на тему «Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия бизнеса и государства»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ КОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

К.А. ПОЛУНИН

директор Отдела по взаимодействию подразделений внутреннего контроля в банковской группе ОАО Банк ВТБ

Социальная отчётность корпораций является важнейшей составляющей системы социальной ответственности бизнеса. В научной литературе нет общепринятого определения понятия «корпоративная социальная отчетность». В различных исследованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчётность», «социально ответственная отчётность», «социальная отчётность», «социальная и экологическая отчётность».

Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимости следовать принципам корпоративной социальной ответственности привело к тому, что стандартная финансовая отчётность перестала быть достаточной.

Социальный отчёт корпораций - это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. По нашему мнению, корпоративную социальную отчётность можно определить как сложную систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных, связанных с ней групп общества [ 1].

Корпоративная социальная отчётность, включающая в себя достоверные и полные сведения об общественной деятельности корпораций, является важнейшим связующим звеном в цепи взаимодействия бизнес-государство [2].

Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, крупные мировые компании стали публиковать отчёты не только о финансовых, но и о нефинан-

совых (социальных) итогах своей деятельности. В настоящее время такие отчёты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.

В отношении компаний, которые придерживаются принципов корпоративной социальной ответственности, возникает вопрос фиксирования результатов социальной, экологической и прочей активности в отчётности.

Вопрос необходимости для бизнеса ведения нефинансовой отчётности представляет собой достаточно серьёзную проблему, так как проверить эмпирически влияние нефинансовой отчётности на деятельность компании крайне сложно. Однако наиболее очевидная причинно-следственная связь, объясняющая значение ведения нефинансовой отчетности состоит в том, что составление корпоративной социальной отчётности делает компанию более привлекательной для потребителей, повышая её открытость и, в конечном счёте, увеличивая рентабельность.

Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.

Ключевым преимуществом отчётности является её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надёжность, качество, прозрачность, отноше-

бб

ния с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от корпоративной социальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.

Необходимо подчеркнуть, что государство является одной из самых заинтересованных в подготовке социальной отчётности корпораций сторон, получая, наряду с полезной информацией о социально-экономической ситуации в стране, возможность корректировать предстоящие затраты на социальные программы.

Естественно, что ведение нефинансовой отчётности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и её проекты.

В современной зарубежной практике социальные отчёты корпоративных структур создаются не по произвольным программам, а в соответствии с международными стандартами, определяющими содержание отчёта, его структуру, порядок сбора данных и их обработки.

Подготовленные корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные отчёты отражают:

- цели их социальной политики;

- систему координации и управления её реализации;

- общие показатели деятельности корпораций в части трудовых отношений, безопасности труда, охраны здоровья персонала, охраны и восстановления окружающей среды, содержание социальных программ по взаимоотношениям с внешними контрагентами.

В целом процедура составления финансового отчёта проходит ряд этапов, охватывающих период в 12-14 месяцев.

Подготовка и публикация социальной отчётности корпораций свидетельствует о том, что это не просто технические отчёты о проделанной социальной работе и осуществлённых затратах на благотворительность. Одновременно с составлением собственно отчёта проводится значительная работа по корректировке социальной деятельности корпорации на основе учёта ожиданий её деловых партнёров и других контрагентов.

По нашему мнению, публикация корпорациями социальной отчетности предоставляет им благоприятные возможности для достижения важных целей.

Во-первых, компании, представляющие социальный отчёт, получают возможность узнать ожидания своих ключевых партнёров (в первую очередь - государства); обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что корпорация учитывает интересы своих деловых партнёров.

Во-вторых, процедура социальных отчётов даёт возможность корпорациям провести необходимые консультации с деловыми партнёрами, позволяющие найти компромиссные решения.

В-третьих, практика показывает, что социальные отчёты корпораций создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.

Кроме того, такая отчётность вносит коррективы и в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений.

Вместе с тем, при всей очевидности положительных последствий ведения нефинансовой отчётности существуют и причины, тормозящие её воплощение в жизнь: это финансовые затраты, необходимые для её составления.

По мере развития системы социальной отчётности обострился вопрос о критериях (стандартах), которым она должна соответствовать.

В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчётности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта [3]:

(¡1(1 (включает три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика);

- ^41 ООО1 (направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности);

- 8А 8000 (имеет определённый уклон в сторону трудовых отношений, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий труда);

- 180 14 ООО (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве).

Социальная отчётность даёт конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, вклю-

1 В отношении использования данного стандарта российскими компаниями необходимо отметить, что социальный отчет ОАО «Лукойл» по итогам 2005-2006 годов подготовлен как с учетом принципов данного стандарта (АА1000), так и «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчетности (СШ, версия 3.0).

чая и те её виды, которые не поддаются количественному измерению.

Таким образом, есть основания сделать вывод о том, что социальная отчётность, принятая к реализации большинством крупных международных корпораций и некоторыми, действующими в нашей стране, представляет собой многофункциональный процесс. При этом понятие отчёт, в его традиционном смысле, отражает лишь часть данного феномена. Конечно, социальный отчёт содержит количественные показатели о благотворительности и спонсорстве, о построенных больницах и школах, домах престарелых, культурных программах и т.д. Однако специфика социального отчёта состоит в том, что анализирующим его должно быть понятно, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с её социальной и общей стратегией, каким образом контролировалось финансирование. Другими словами социальный отчёт, выполненный в соответствии с международными стандартами, предназначен для отражения взвешенной и ответственной социальной политики.

Значительное преимущество данного вида отчёта корпораций состоит в том, что он предполагает в качестве обязательной, процедуру диалога руководителей компании с представителями широкого круга заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон (прежде всего с представителями государственных структур). Это позволяет бизнесу располагать достаточно точной информацией об ожиданиях всех групп общества.

В нашей стране вопрос о необходимости социальной отчётности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, прессе. Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют социальные отчёты, это, скорее, исключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация социальных отчётов по международным стандартам не является обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой,

которые стимулируют российский бизнес к проведению социальных отчётов на основе международных стандартов. К ним относятся:

- необходимость привлечения стратегических зарубежных инвесторов. В этом случае социальный отчёт, содержащий «имиджевые» характеристики компании (например, показатели экологической и в целом социальной устойчивости компании), может существенно улучшить её позиции на переговорах;

- выход той или иной российской компании на международный фондовый рынок требует её открытости («прозрачности»). При этом факт публикации социального отчёта сам по себе свидетельствует об открытости компании и, соответственно, благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, её капитализацию;

- социальный отчёт является достаточно эффективным средством повышения качества управления в компании, позволяя систематизировать реализуемые социальные программы.

Представляется, что по мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.

По нашему мнению, в качестве базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно принять наиболее полный и широко используемый в настоящее время стандарт (¡1(1. Кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами.

Схематично данную модель можно представить в следующем виде:

Российская модель корпоративного социального отчёта

Экономическая

политика

Социальная

политика

Экологическая

политика

Политика в области отношений с государством

В качестве первого шага по внедрению стандар- вопрос об установлении для крупных частных

тов социальной отчётности в российскую практи- сырьевых российских компаний обязательной

ку представляется целесообразным рассмотреть к представлению социальной отчётности, опре-

делив соответствующий орган государственной власти, ответственный за её принятие, обработку, аналитику и подтверждение (по примеру налоговых органов, ответственных за аналогичные действия с финансовой отчётностью компаний).

Критериями необходимости предоставления отчётности могут являться величина выручки компании за последние три года, доля част-

ной собственности в общей структуре капитала, количество работающих на предприятии сотрудников.

Учитывая изложенное, мероприятия по подготовке компаниями социальной отчётности можно охарактеризовать как важнейший процесс, в равной степени значимый как для российского бизнеса, так и для государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полунин К.А. Роль, значение и проблема государственного регулирования корпоративной социальной отчетности в современной системе социальной ответственности бизнеса. Сборник материалов VIII ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления «Зеленый росток» / под ред. проф. Мерзликиной Г.С. - Волгоград, 2008.-206 с.

2. Беляева И.Ю. Монографический сборник работ «Инновационные и социальные аспекты управления проектами государственно-частного партнерства» «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» под общей ред. д.э.н. И.Ю. Беляевой и д.э.н. М.А. Эскиндарова. - Москва, 2008.-446 с.

3. Батаева Б. С. Монографический сборник работ «Инновационные и социальные аспекты управления проектами государственно-частного партнерства». «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» под общей ред. д.э.н. И.Ю. Беляевой и д.э.н. М.А. Эскиндарова. - Москва, 2008.-286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.