Научная статья на тему 'Социальная ориентация формирования гражданско патриотических ценностей молодежи'

Социальная ориентация формирования гражданско патриотических ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВО / ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH / STATE / VALUES / PATRIOTISM / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбатов В. А.

Рассматривается гражданско патриотические ценности молодежи, ценностная ориентация молодежи в условиях либерально рыночных преобразований, социальные механизмы и технологии, методы, приемы, способы воздействия на стимулирование социально значимых процессов в воспитании молодежи. Проанализированы мнения многих авторов, сформулирован ряд задач для выявления социально значимых потребностей и отрицательных явлений в патриотическом воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORIENTATION AND FACTORS FORMATION OF CIVIL PATRIOTIC VALUES OF YOUTH

The article considers the civil-patriotic values of the youth, youth values in the conditions of liberal market reforms, social mechanisms and technologies, methods, methods of influence on the promotion of socially significant processes in upbringing the youth. Analyzed opinions of many authors, formulated a number of tasks to identify socially important needs and the negative phenomena in Patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Социальная ориентация формирования гражданско патриотических ценностей молодежи»

Кондрашкин Владимир Александрович, аспирант, v.kondrashkin@sskp.mcx.ru, Россия, Москва, Институт государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Professional development of civil servants as the process and the basis

for their social mobility

V. A Kondrashkin

This article considers the problems of social mobility in the civil service and influence on the process of professional development of employees. The author on the basis of the analysis carried out previously the Department of state service and personnel policy of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation research, internal studies conducted in the Ministry of agriculture of the Russian Federation attempted to prove the influence of the factors of interaction of various categories of civil servants on the formation of career aspirations employees of the state apparatus. Defines the main directions of professional development of civil servants, the negative factors that affect this process.

Key words: cadre, social mobility, professional development, public service, career, education

Kondrashkin Vladimir Aleksandrovich, postgraduate, v.kondrashkin@gskp.mcx.ru, Russia, Moscow, Institute of state service and personnel management of the Russian Academy for state service under the President of the Russian Federation.

УКД 316.43

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНИСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В.А. Курбатов

Рассматривается гражданско-патриотические ценности молодежи, ценностная ориентация молодежи в условиях либерально-рыночных преобразований, социальные механизмы и технологии, методы, приемы, способы воздействия на стимулирование социально значимых процессов в воспитании молодежи. Проанализированы мнения многих авторов, сформулирован ряд задач для выявления социально значимых потребностей и отрицательных явлений в патриотическом воспитании молодежи.

Ключевые слова: Молодежь, государство, ценности, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание.

Важным компонентом системы гражданско-патриотического воспитания молодежи является формирование и развитие у нее социальнозначимых ценностей.

На основе изучения специальной литературы можно дать следующее определение ценностной ориентации: это определенное моральное и социально-психологическое состояние человека, коллектива, выражающее со-

отношение устремлений к достижению определенного идеала, достижение единства, целевой определенности и устремленности к данному идеалу.

В социологии употребляется термин «ценностно-ориентированное единство», которым характеризуют наличие общности взглядов у членов коллектива на основополагающие ценности, достижение единства устремлений (ценностей) и результата реализации этих устремлений. То есть ценности выступают как выражение желания, идеала и стимулирование его достижения.

Конечно, в условиях либерально-рыночных преобразований было и немало новых позитивных моментов в социализации молодежи: для молодых началось разрушение административно-командной системы управления, создана свобода выбора вида профессиональной деятельности, расширилась свобода для общественной активности. Но они не были определяющими.

Примечательно, что проблема воспитания людей на патриотических и гражданских ценностях давно была предметом внимания философов, политиков. Интересны элементы системы ценностей, которые выделил Цицерон в античном мире (рисунок).

Patria potestas -могущество Отчизны (мощь Родины)

Laus I Gloria -хвала и слава, термины встречались при прославлении военных подвигов аристократов

Cktmentia -милосердие обычно по отношению к заслуживающим наказания

Constantia -верность принципам и мнениям, нравственная стойкость

Fides -доверие, верность, честность; Humanitas -человечность, образованность

Honos et Virtus -военная доблесть;

Majestas Populi Romani -«величие римского народа»

Pietas -благочестивое уважение; верность человека традициям и обязательствам

Элементы системы ценностей в Древнем Риме, связанные с могуществом Отчизны (по Цицерону)

Ценности ориентации формируются, обновляются, корректируются под воздействием объективных и субъективных факторов.

Кризис, охвативший все сферы общества, наиболее тяжело отразился на подрастающем поколении (как и на пенсионерах). Неоправданная по темпам проведения приватизация государственной собственности, начавшаяся коммерциализация многих сфер организации жизнедеятельности (особенно в здравоохранении, образовании, в организации отдыха и спорта

и др.), сказались на качестве обучения и нравственного развития молодежи. Рост потребительских запросов, спад производства, снижение заработной платы породили у многих молодых людей кризис трудовой этики, разрыхление их прежних социальных ценностей. Возникла опасность ослабления преемственности трудовых и ратных традиций, единства поколений россиян. Была разрушена часть старых и возник ряд новых ценностей.

Возникла потребность в осознании ценностей с учетом изменившихся целей условий развития в выборе механизмов и технологий реализации ценностей.

В современной науке все большее внимание уделяется рассмотрению человека как субъекта жизненных изменений, признается важность субъективного понимания мира, возрастает значимость ценностных и смысловых аспектов человеческого бытия

По мнению рядов авторов, ценностно-смысловая сфера включает в себя два компонента - личностные ценности и систему личностных смыслов.

С социологической точки зрения ценность - это материальный или идеальный предмет, обладающий значимостью для социального самоутверждения субъекта, способный удовлетворить его потребности и реализовать его интересы. То есть в качестве ценности могут выступать как идеи, выраженные в понятиях, имеющих высокую степень обобщения, «убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет», так и стабильно значимые конкретные материальные блага и состояния.

Сложная и противоречивая социальная среда в постсоветской России размывала прежние ценности молодежи, черты «советского общежития» и порождала новые: достижение улучшения качества жизни «любыми средствами», индивидуализм, ослабление коллективизма и стимулирования социального неравенства. У значительной части молодежи возникли «денежные трудности» для занятий спортом, посещения театров, что стимулировало развитие раздражения и отторжения существующих порядков и даже протестные выступления. Возникло немало молодежных организаций радикально-деструктивного плана.

У современной молодежи развивается процесс осмысления рациональности идеалов и действий. Большинство молодых людей связывают свои представления о личностных качествах с профессионализмом, высоким уровнем образования, с материальным достатком и с трудолюбием, то есть с современными ценностями.

Таким образом, ценностные ориентации являются одной из важнейших характеристик личности, центральным и доминирующим ее компонентом.

Одна из причин разрыхления государственно-патриотических ценностей молодежи состояла в том, что представители либеральных сил ак-

тивно стремились деидеологизировать учебно-воспитательный процесс, навязать «идеологию денег», получение «любой ценой» прибыли. В результате снизился уровень овладения учениками в школах основ общественных наук, гуманитарного образования, было разорвано обучение и воспитание, ослабла работа ученических общественных объединений. Воспитательные функции были «возложены» на семью. Существенно сократилась значимость гражданского и патриотического воспитания.

В формировании и реализации гражданско-патриотических ценностей современной молодежи должен быть задействован широкий арсенал социальных механизмов и технологий, использование многих методов, приемов, способов воздействия, стимулирование социально значимых процессов. Причем, это воздействие оказывается с детских лет и до достижения социальной зрелости, с учетом возможности восприятия постоянно обогащающегося содержания воздействия (с учетом возраста и способностей обучающего восприятия). Показательна в этом постановка изучения истории России.

Итак, на формирование гражданско-патриотических ценностей молодежи оказывают воздействие социально-экономические условия и социальные факторы, механизмы и технологии. Велика роль определения целей, идеалов в организации жизни и поведении молодых людей, в выборе их ценностных ориентаций, проявляющихся в их желаниях, устремлениях. Но они не формируются стихийно: позитивные ценности важно более четко определять, выявлять, стимулировать их развитие; негативные сдерживать, влиять на их устранение социально-экономическими, правовыми, образовательными, воспитательными мерами, использованием различного рода механизмов, технологий, форм и методов.

Необходимой предпосылкой решения этих задач является проведение мониторинга состояния жизненных устремлений молодежи, выявление назревших социально значимых потребностей и отрицательных явлений. На мой взгляд, следует обратить внимание на то, что:

- несмотря на сложности и трудности социально-рыночных отношений среди значительной части подрастающего поколения, сохранилась верность российскому патриотизму, славным боевым и трудовым традициям народа; важно поддерживать и обогащать эти базовые духовнонравственные ценности;

- поддерживать присущую молодежи адаптированность к новым общественно-экономическим отношениям, вновь развивающуюся способность к профессиональному образованию, к квалификационному и карьерному росту;

- поднимать престижность труда как одной из главных жизненных ценностей, обогащать прагматизм, стремление к материальному достатку, духовно-нравственным ценностям;

= учитывая, что в системе ценностей российской молодежи существенно укрепились индивидуалистические ценности западного образца (развитие потребительства, индивидуализма, увлечение псевдокультурны-ми новациями и др.), значительно активизировать гражданско-патриотическое воспитание молодежи, сформировать уважение к историческим традициям народа, к опыту и духовно-нравственным ценностям старших поколений;

- расширить пропаганду и правовое обеспечение здорового образа жизни, понимания его значимости для физического и нравственного развития юношей и девушек.

Курбатов Владимир Александрович, аспирант, tula_fortuna@,mail. ru,

Россия, Москва, Институт государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Social orientation and factors formation of civil-Patriotic values of youth.

A.V. Kurbatov

The article considers the civil-patriotic values of the youth, youth values in the conditions of liberal market reforms, social mechanisms and technologies, methods, methods of influence on the promotion of socially significant processes in upbringing the youth. Analyzed opinions of many authors, formulated a number of tasks to identify socially important needs and the negative phenomena in Patriotic education of youth.

Key words: youth, state, values, patriotism, civil and Patriotic education.

Kurbatov Vladimir Aleksandrovich, postgraduate, tula_fortuna@,mail.ru,

Russia, Moscow, Institute of state service and personnel management of the Russian Academy for state service under the President of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.