Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНФЛИКТЫ. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНФЛИКТЫ. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
организация / социальные организации / социальная система / менеджмент социальной организации / структура / эффективное управление / organization / social organizations / social system / social organization management / structure / effective management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деменева С.И., Давлетов И.И., Черникова С.А.

В статье рассматривается социальная организация, ее понятие, особенности, организационные структуры, классификации, особенности функционирования и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORGANIZATION, ITS FEATURES, CONFLICTS. SOCIAL MANAGEMENT FUNCTIONS

The article examines the social organization, its concept, features, organizational structures, classifications, features of functioning and management.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНФЛИКТЫ. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 316.35 Деменева С.И., Давлетов И.И., Черникова С.А.

Деменева С.И.

Пермский государственный аграрно-технологический университет

(г. Пермь, Россия)

Давлетов И.И.

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Пермский государственный аграрно-технологический университет

(г. Пермь, Россия)

Черникова С.А.

кандидат экономических наук, доцент

заведующий кафедрой менеджмента

Пермский государственный аграрно-технологический университет

(г. Пермь, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНФЛИКТЫ.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: в статье рассматривается социальная организация, ее понятие, особенности, организационные структуры, классификации, особенности функционирования и менеджмента.

Ключевые слова: организация, социальные организации, социальная система, менеджмент социальной организации, структура, эффективное управление.

Социальная организация является одной из самых интересных составных частей жизни человека, не менее интересных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности. Поэтому данная тема исследования является

актуальной, а в теории организации и социологии данный раздел является одним из самых значимых. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование. Система, в набор элементов которой входит человек или, предназначенная для человека, деятельность, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе, взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений. В общем смысле под социальной организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных членов организации и социальных групп. Существует много разновидностей социальных организаций, начиная с организации в семье и заканчивая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как школа, профсоюзная организация и организация Объединенных Наций.

Таким образом, социальную организацию можно определить и так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» [1].

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является

основой для формирования отдельных административных функций. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между структурными подразделениями и сотрудниками организации. Организационная структура управления должна функционировать как управленческая система и все протекающие в ней процессы должны осуществляться своевременно и качественно. Соответственно руководители организаций должны уделять особое внимание принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. В каждой современной социальной организации имеются руководитель, заместитель (заместители) руководителя, заведующие структурными подразделениями, сотрудники, хозяйственный персонал. В социальной организации принят порядок подчиненности должностных лиц, которые в свою очередь являются начальниками других работников. Как правило, здесь существует система вертикальной зависимости (сверху вниз): совет директоров, главные руководители организаций, руководители среднего уровня и нижестоящие руководители, контролирующие деятельность рядовых работников. Социальные организации, составляющие основу любого цивилизованного общества, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур.

По признаку происхождения организации делятся на естественные, искусственные и естественно-искусственные. Такое деление организаций имеет важное научное и практическое значение. Типичные виды естественных, искусственных и естественно-искусственных организаций показаны ниже (табл. 1).

Таблица 1. Виды социальных организаций.

Естественные Естественно-искусственные Искусственные

Семьи Поселения Родильные дома

Неформальные группы Города Ясли, детские сады

Дружеские компании Нации Школы, вузы

Общественные движения Партии Больницы, фирмы

Эгалитарные общества Церкви Предприятия

Группы по интересам Корпорации Учреждения

Цивилизации Армия

По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти. Так, например, Министерство образования и науки Пермского края - орган государственной власти, социальная организация, является учредителем краевых образовательных учреждений, также социальных организаций. Частные организации - это организации, созданные индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений [5]. Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления проблемами организации. К

функциям социального управления следует отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

Специфика системы образования на любом уровне (уровне органа государственной власти, образовательного учреждения, учебно-методических объединений педагогов и пр.) состоит в том, что основной массой сотрудников являются женщины. Эта специфика сказывается на возникновении конфликтных ситуаций в социальных организациях отрасли «Образование». Но, к сожалению, в большинстве случаев конфликты либо остаются без внимания, либо не разрешаются до конца. Конфликтные ситуации можно подразделить на этапы, в котором первый этап связан с зарождением конфликта, напряжением сторон в процессе общения, при получении заданий от руководителя. Конфликтная ситуация нарастает постепенно, в этот момент менеджеру необходимо тщательно отслеживать такие состояния сотрудников, предупреждать их. Если конфликтная ситуация не разрешается, то наступает конфликт, который выражается в противоборстве. Далее наступает расширенный конфликт, внутри социальной организации начинают возникать ложные образы, недоверие, обиды. И последний этап - всеобщий конфликт, в который вовлекаются все работники социальной организации (иногда случается в школах), не находится общее решение, происходит давления на противоположные стороны конфликта.

Грамотное поведение руководителя социальной организации на всех этапах конфликта позволит найти выход из сложившейся ситуации. Менеджмент предлагает рассмотреть следующие методы разрешения конфликтов.

Рис.1

Для разрешения конфликта руководителю социальной организации необходимо придерживаться следующих позиций:

стараться не допускать развития конфликта, предпринимать попытки на каждом из этапов его развития к его погашению,

необходимо оставаться объективным и нейтральным, не принимая никакой стороны конфликта,

не озвучивать свое мнение, чтобы не навязывать его ни одной из сторон конфликта,

давать слово, в первую очередь, менее авторитетным членам организации, например, молодым специалистам,

предоставлять возможность высказываться всем членам коллектива социальной организации, анализируя точку зрения каждого, выказывая уважительное отношение к членам коллектива,

обобщать полученную информацию и интегрируя все мнения членов коллектива.

В этом случае руководитель сможет достичь эффективного разрешения конфликта, аккумулируя усилия всех участников конфликта на прекращение противодействия и устранения проблем. При этом участники конфликта

изменяются и сами, изменяют свои мнения, учатся слушать друг друга, изменяют свое отношение к коллегам и к конфликту в целом.

Таким образом, социальная организация, например, образовательное учреждение, как мы выяснили ранее, наиболее подвержена конфликтам, из-за своей специфики. Умелый менеджмент социальной организации и вовремя принятые меры по разрешению конфликтов позволят учитывать интересы личностей и групп, устанавливать правила и нормы отношений, соблюдать дисциплину, которая очень важна в социальной организации.

Центром образовательного учреждения является человек, в социальной организации объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические. Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. У каждой организации -своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Социальные организации направлены на реализацию социальных потребностей людей - образование, социальную защиту, здравоохранение и т.д. Причем такие потребности носят как коллективный, так и индивидуальный характер. Социальные организации более чем промышленные являются открытыми системами, активно взаимодействующими с внешней социальной средой. Для них более чем актуально понятие социального заказа.

Итак, социальная организация, независимо от ее происхождения, обладает способностью выявлять и решать конфликты и проблемы с помощью многообразных средств, которые она создает сама или использует в готовом виде.

Исходя из последнего положения, социальная организация имеет более широкую и глубокую обратную связь с окружающей социальной средой. Люди, на которых она работает, активно вмешиваются в работу социальной организации, выставляют свои требования по характеру и качеству ее работы, оценивают достигнутые ею результаты. Поэтому социальная организация более подвержена корреляции внешней средой и должна быть более мобильной, инновационной и ориентированной на развитие [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиев, В.Г. Теория организации / В.Г. Алиев // М.: Экономика. - 2010. - С. 432. - URL: https://prontapizza.ru/litigation/uchebnik-aliev-v-g-teoriya-organizacii.html (дата обращения 11.12.2023);

2. Андруник, А.П. Управление конфликтами в организации / А.П. Андруник // Академия управления МВД России. - Москва. - 2022. - С. 121. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01011199189 (дата обращения 25.12.2023);

3. Баранников, А.Ф. Теория организации / А.Ф. Баранников // М.: ЮНИТИ -2022. - С. 453. - URL: https://fenzin.org/book/668925 (дата обращения 22.12.2023);

4. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин // М.: ЮНИТИ. - 2000. - С. 376;

5. Леванков, В.А. Теория организации/ В.А. Леванков // СПб. - 2001. - С.342;

6. Парахина, В.Н. Теория организации / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко // М.: КНОРУС. - 2015. - С. 321. - URL: https://Htresp.ra/cMtat/m/mparahina-valentina-nikolaevna/teoriya-organizacii (дата обращения 20.12.2023);

7. Конфликты в организации: виды, причины и пути разрешения https://www.b17.ru/article/61029/ (дата обращения 31.01.2024)

Demeneva S.I., Davletov I.I., Chernikova S.A.

Demeneva S.I.

Perm State Agrarian and Technological University (Perm, Russia)

Davletov I.I.

Perm State Agrarian and Technological University (Perm, Russia)

Chernikova S.A.

Perm State Agrarian and Technological University (Perm, Russia)

SOCIAL ORGANIZATION, ITS FEATURES, CONFLICTS. SOCIAL MANAGEMENT FUNCTIONS

Abstract: the article examines the social organization, its concept, features, organizational structures, classifications, features of functioning and management.

Keywords: organization, social organizations, social system, social organization management, structure, effective management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.