Научная статья на тему 'Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект'

Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ивенских Ирина Валентиновна, Хрусталева Татьяна Михайловна

В статье рассматривается психологический аспект социальной одаренности менеджера. Описывается актуальность выделения социальной одаренности, рассматриваются теоретические взгляды на проблему способностей менеджера, представлен вариант модели социальной одаренности менеджера и понятие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект»

2. Никифоров, А. Г. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / А. Г. Никифоров. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

3. Психология менеджмента: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. - 572 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1940. - 704 с,

УДК 33(001)

Ивенских Ирина Валентиновна

Соискатель ученой степени кандидата психологических наук Пермского государственного университета, директор МОУ «Лицей № 10», [email protected], Пермь

Хрусталева Татьяна Михайловна

Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета, Пермь

СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ivenskikh Irina Valentinovna

Post-graduate student Perm pedagogical university, [email protected], Perm

Khrustaleva Tatiana Mihailovna

Doctor of the psychological sciences, professor Perm pedagogical university, Perm

SOCIAL GIFTEDNESS IN MANAGERS: PSYCHOLOGICAL ASPECT

Современные социально-экономические условия страны увеличивают потребность общества в людях, обладающих высоким уровнем развития социальной одаренности. Сегодня, когда техника приняла на себя большую часть физического труда, новейшие информационные технологии могут решать умственные задачи, а количество должностей в рамках профессий социономического типа («человек-человек» по Е. А. Климову) растет в геометрической прогрессии, социальная одаренность становится первостепенной для большинства слоев общества, выступая в роли конкурентного преимущества. Одним из таких преимуществ является способность управлять другими людьми, проявляющая себя в деятельности менеджера.

Представление социальной (коммуникативной, организаторской, лидерской, педагогической) одаренности как самостоятельного вида связано, с одной

стороны, с существованием различных видов жизнедеятельности человека (познание, общение, труд - по Б. Г. Ананьеву) и выделением в связи с этим общей и специальной одаренности и, с другой стороны, со стремлением человека к успеху в профессиях типа «человек-человек» (по Е. А. Климову) и поиском основных составляющих, путей и способов его достижения [11].

Согласно анализу источников СМИ, современный рынок труда представлен на сегодняшний день широким разнообразием менеджериальных должностей (менеджер по рекламе, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам, офис-менеджер и т. д.). Однако условия и требования реальной деятельности, впрочем, как и профессиональные качества специалиста, не всегда соответствуют занимаемой им должности и обеспечивают успешность человека в данной деятельности. Складывается впечатление, что сегодня слово «менеджер» чаще всего выступает в роли «фоновой приставки» для множества появившихся и ранее существующих должностных обязанностей, хотя по существу, менеджмент - это самостоятельная профессиональная отрасль, требующая подготовки и отбора специалистов.

В психологическом словаре менеджмент определяется как управление социально-экономическими процессами на уровне организации. Менеджер - профессионал в области управления предприятием, знающий основы управления, обладающий навыками и умениями организации профессиональной деятельности группы людей, деловой лидер производственного коллектива [6]

Особый интерес для психологии представляют личностные и профессиональные качества менеджера, обеспечивающие эффективность выполнения данной деятельности. Обзор психологической литературы указывает на достаточно обширный спектр данных качеств в работах А. Л. Журавлева, И. И. Иоголевич, Б. Б. Коссова, А. В. Карпова, Р. Стогдилла, Л. И. Уманского и т. д. [7; 8].

При этом среди всего разнообразия управленческих качеств ядром личности менеджера являются, прежде всего, способности как мера соответствия свойств личности требованиям деятельности.

Б. М. Теп лов [9] выделил три признака способностей: во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (многих деятельностей); в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

В дополнение к признакам способностей, предложенных Б. М. Тепловым, В. С. Мерлин [4] добавляет еще два. Первый - продуктивные индивидуально-своеобразные приемы и способы работы; второй - в качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума, и свойства личности. Свойства личности как способности определяют наиболее обобщенные отношения личности.

Все эти признаки необходимо учитывать и при анализе способностей менеджера. В свою очередь А. В. Карпов [8] отмечает, что главными факторами эффективности менеджериальной деятельности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями.

Однако состав управленческих способностей очень широк. Ими являются не только свойства, которые имеют профессиональную специфику, но и многие иные - собственно личностные качества руководителя. Поэтому вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда - и подменяется ею. Это наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности. В результате такого подхода перечни управленческих способностей оказываются весьма обширными; они включают очень разные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.

Исходя из выше сказанного, общая структура управленческих способностей по А. В. Карпову [8] основана на взаимодополнительном использовании двух критериев - функционально-деятельностного и структурнопсихологического.

В итоге выделяется три основные категории качеств, которые являются либо непосредственно управленческими способностями, либо опосредованно реализуют функции способностей.

Первую категорию качеств составляют характеристики личности менеджера, его профессиональных знаний и умений, которые являются факторами успешности управленческой деятельности и, следовательно, выступают в функции способностей к ней: менеджериальные характеристики (возраст, пол, культурно-образовательный уровень, социально-экономический статус) и личностные качества по Р. Стогдиллу (доминантность, уверенность, эмоциональная стабильность, креативность, стремления к достижениям, ответственность, независимость, общительность).

Вторая категория управленческих способностей включает две подгруппы способностей: 1) общеуправленческие способности (по Л. И. Уман-скому - психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт, общественная энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности); 2) способности более локального характера (способность к целеполаганию, способность к прогнозированию, способность к планированию, способность к принятию управленческих решений, коммуникативные способности, мотивирующие способности, способности контроля).

Третья категория управленческих способностей отражает принятое в психологии разделение способностей на общие (интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция) и специальные (развитие основных психических процессов) [6].

Е. И. Власова [3] полагает, что социально одаренный субъект несет в себе способности двоякого рода. С одной стороны - это те психологические особенности, которые отличают одаренных людей в целом независимо от типа одаренности (креативность, трудолюбие и увлеченность, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремленность и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект). С другой стороны - это способности, которые появились у социально одаренного субъекта вследствие специфического опыта активности в различных видах деятельности социономического характера. Прежде всего, это способности к социальной перцепции и экспрессии, просоциальному поведению, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля. В личностной структуре социально одаренного индивида особое место должны занимать способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.

По Д. В. Ушакову [10] социальная одаренность - одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности - способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределенности, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений).

Как мы видим, состав профессионально важных качеств менеджера и социальной одаренности достаточно неоднороден и многозначен, требует оптимального решения и эмпирического обоснования. На сегодняшний момент эмпирические исследования социальной одаренности в качестве самостоятельного феномена проводились в рамках педагогической деятельности в работах Н. А. Аминова [1] и Т. М. Хрусталевой [11] как исследование педагогической одаренности школьников и учителя. Социальная одаренность будущего менеджера изучена менее и имеет в основном теоретические представления. Поэтому в исследовании феномена социальной одаренности менеджера мы ставим перед собой две задачи: 1) определить *модель социальной одаренности, её структурные составляющие и 2) осуществить эмпирическую проверку представленной модели социальной одаренности.

Мы рассматриваем понятие социальной одаренности как предпосылку развития управленческих способностей, потенциальную возможность достижения успеха в сфере деятельности типа «человек-человек». Это в свою очередь позволяет вывести понятие «социальной одаренности» за пределы исключительно управленческой деятельности. Мы же останавливаем свое внимание на деятельности менеджера в силу востребованности данной профессии в современном обществе.

Модель (структура) социальной одаренности строится нами на основе модели одаренности, разработанной американским специалистом в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли [11]. В мировой психологии эта модель часто называется теорией трех колец, поскольку концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлеченности (мотивация) выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трех взаимно пересекающихся окружностей.

Мы предполагаем, что социальная одаренность включает в себя пять основных компонентов: социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно-организаторские способности и управленческие свойства личности.

Под социальным интеллектом мы понимаем интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как свое собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. Такое понимание пересекается с позицией Дж. Гилфорда и Е. С. Алешиной, однако, в их исследованиях речь идет о социальном интеллекте как о когнитивной способности человека без указания его профессиональной направленности. В русле управленческой деятельности особенности интеллекта рассматривает А. В. Карпов, определяя интеллект менеджера одновременно как социальный (по предмету приложения) и как практический (по условиям и содержанию социально-направленной деятельности). Практический интеллект-те интеллектуальные свойства, которые, складываясь под влиянием управленческой деятельности, сами затем оказывают на нее определяющее воздействие.

Многие психологи в исследованиях одаренности (Д. Б. Блгоявленская, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. В. Ушаков) подчеркивают особую роль творческости для любого вида деятельности. Поэтому в рамках социальной одаренности креативность является одним из компонентов и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия. Дж. Гилфорд [5] выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость; 4) оригинальность; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность к анализу и синтезу. Э. П. Торренс [5] среди параметров креативности выделяет: легкость, гибкость, оригинальность и точность. В рамках управленческой деятельности менеджеру приходится постоянно сталкиваться с ситуациями, каждая из которых требует достаточно быстрого, гибкого, оригинального и точного решения с использованием операций синтеза и анализа.

Исходя из анализа системы «мотивация-способности» мы пришли к выводу, что «инициирующим» элементом в этой системе является мотивация. Именно мотивация определяет процесс развития и формирования способностей. В рамках социальной одаренности данный компонент представлен социальной мотивацией и включает в себя направленность на взаимодействие (на людей) и потребность в достижении успеха в данном взаимодействии, так как именно успех является одним из критериев одаренной личности.

Коммуникативно-организаторские способности выделены в самостоятельный компонент, поскольку сама по себе управленческая деятельность строится на процессах организации и конструктивной коммуникации.

Также нами выделены управленческие свойства личности: ответственность, высокий самоконтроль, общительность, смелость (уверенность), эмпатия, доминантность. Данные свойства личности обеспечивают устойчивое отношение к социальному взаимодействию и управлению. При этом состав свойств не является исчерпывающим. Однако, можно считать его достаточным и профессионально значимым для деятельности менеджера, исходя из выше указанных теоретических представлений в работах А. В. Карпова, Д. В. Ушакова, Е. И. Власовой [3; 8; 10]. По отношению к остальным компонентам социальной одаренности выделенные свойства личности носят гибкий характер, то есть, в зависимости от условий и факторов развития личности и социальной одаренности в частности, указанные свойства личности могут в различном качественном и количественном соотношении дополнять тот или иной компонент социальной одаренности.

Результатом социальной одаренности является формирование сог\иаль-но-коммуникативной компетентности, так как компетентность - это проявление социальной одаренности в деятельности. Социально-коммуникативную компетентность мы рассматриваем как интегративное качество человека, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к действию, субъективную способность к самоопределению (В. М. Масленникова) [2].

Графически модель социальной одаренности представлена на рисунке.

Как видно из рисунка, выделенные компоненты (социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно-организаторские способности, управленческие свойства личности) вносят определенные вклады в социальную одаренность, но не исчерпывают её сущности. В то же время социальная одаренность, вбирая в себя указанные выше компоненты, не исчерпывает их, подразумевая, что креативность, мотивация и интеллект являются наиболее универсальными компонентами успеха в разных сферах деятельности, а коммуникативно-организаторские способности и свойства личности менеджера, базируясь на социальной одаренности, развиваются и обогащаются в процессе дальнейшей профессиональной управленческой деятельности.

Рис. 1. Модель социальной одаренности: 1) социальный интеллект,

2) креативность, 3) социальная мотивация,

4) коммуникативно-организаторские способности, 5)управленческие свойства личности;

КСК - социально-коммуникативная компетентность,

СО - социальная одаренность.

Таким образом, социальная одаренность - целостное качественно своеобразное сочетание когнитивных и личностных особенностей индивида, обеспечивающее успешное установление зрелых, конструктивных взаимоотношений с другими людьми, являющееся предпосылкой развития управленческих способностей в частности. В состав данного образования входят 5 компонентов - социальный интеллект, креативность, коммуникативно-организаторские способности, социальная мотивация и управленческие свойства личности (ответственность, высокий самоконтроль, общительность, смелость (уверенность), эмпатия, доминантность). Результатом формирования социальной одаренности является социально-коммуникативная компетентность.

Данная модель является теоретическим представлением, которое требует эмпирического обоснования. Соответственно цель второго этапа исследования - эмпирическая проверка модели социальной одаренности. Исследование проводится нами на базе ГОУ ВПО ГУ-ВШЭ (г. Перми). Экспериментальную выборку составляют студенты старших курсов факультета менеджмент в возрасте 21-22 года, из них 83% испытуемых на период исследования занимают должность соответствующей специальности в различных кампаниях и организациях города. В условиях финансового кризиса данный процент можно

рассматривать как показатель успешности студентов-менеджеров в профессиональной деятельности, поскольку в русле массовых сокращений работников, работодатель оставляет должность за успешным менеджером. Кроме того, выборка интересна тем, что позволяет исключить из эксперимента менеджеров, не имеющих специального образования и не связанных с управленческой деятельностью, так как на сегодняшний день слово «менеджер» чаще является дополнением к названию профессии, а не её сутью.

Мы полагаем, что данное эмпирическое исследование позволит представить пакет диагностических методик для выявления социально одаренных людей на разных этапах возрастного развития и профессионального становления. Оно является интересным с точки зрения профессионального отбора и формирования будущих профессиональных качеств на основе эмпирической модели социальной одаренности. Формируя качества личности в рамках модели социальной одаренности на более ранних возрастных этапах (сегодня при ГУ-ВШЭ существует лицей, где идет специальная подготовка), мы сможем спрогнозировать и предоставить большую успешность и конкурентоспособность будущему специалисту в рамках профессий типа «человек-человек», в нашем случае профессии менеджера.

Библиографический список

1. Аминов, Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя [Текст] / Н. А. Аминов // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна: Феникс,1997. С. 289-184.

2. Байков, Ю. Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса [Текст] / Ю. Н. Байков, Д. Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 6. - С. 12-24.

3. Власова, Е. И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одаренности [Электронный ресурс]. Украина, sputnik, master-telecom.ru/ biblioteka/07_or_0204/or_0204_04.doc

4. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека [Текст] / Б. А. Вяткин. - Пермь, 2000, - 179 с.

5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружи-вин - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

6. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев - М.: Изд-во ПРИОР, 2002. - 560 с.

7. Иоголевич, И. И. Особенности индивидуальности студентов менеджеров [Текст] / И. И. Иоголевич // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 97-106.

8. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: учебное пособие / А. В. Карпов - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.

9. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов -М, 1961.-С. 9-20.

10. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11-28.

11. Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности [Текст] / Т. М. Хрусталева // Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. - 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.