мировым сообществом, если бы установила уголовную ответственность на ненадлежащее воспитание несовершеннолетних в отношении тех лиц, на которых эта обязанность возложена по закону. Да и название главы «Преступления против семьи и несовершеннолетних» предполагает, что под ее охрану должны быть поставлены семейные отношения и связанные с ними вопросы воспитания и развития несовершеннолетних. В тех случаях, когда необходимо усилить ответственность за вовлечение несовершеннолетних в конкретные виды преступлений (например, кражи), можно в нормы об этих преступлениях ввести соответствующие квалифицирующие признаки. Точно так же, как это сделано применительно к ст. 230 ч. 2 п.
«г» УК РФ. В тех случаях, когда специальной нормой не будет предусмотрена уголовная ответственность для взрослых лиц, последние все равно не избегут репрессивного воздействия со стороны уголовного закона. Лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение преступления, должно нести уголовную ответственность либо как организатор или подстрекатель (ч. 4 ст. 34 УК), либо как соисполнитель (ч. 2 ст. 34 УК РФ), либо как посредственный исполнитель (ч. 2 ст. 33 УК РФ) этого преступления. Не следует забывать и про такое обстоятельство, отягчающее наказание, как привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Работа выполнена при финансовой поддержке
РГИР (проект №08-03-22304.а/В)
ИВАНЦОВА Н.В.. доктор юридических наук, декан юридического факультета ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Е.А. Сизая
Истоки принципов уголовного наказания и его реализации уходят в глубь истории человечества. Еще в рабовладельческой, а затем и в феодальной формациях начали зарождаться гуманистические идеи равенства людей перед законом, справедливого обращения со всеми лицами, нарушившими закон.
Греческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) писал: «Тот, кто воспитывает ... убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение»1 . Прогрессивные взгляды философов Демокрита нашли отражение Римском уголовном праве, а затем в «Законе XII таблиц»2.
Однако, сформулированные идеи равенства и справедливости в Законе XII таблиц предназначались не для всех. Рабы, по-прежнему, оставались говорящими орудиями и на них приведенные установления права и провозглашенные идеи-принципы фактически не распространялись.
В ранних антагонистических общественно-экономических формациях значение пра-
вовых идей-принципов было ничтожно. В них отражались лишь ближайшие, имеющиеся на данный момент классовые интересы, обусловленные насущными общественными потребностями. Принимаемое законодательство не шло дальше представлений об уже сложившихся отношениях, урегулирование которых было выгодно господствующему классу.
Приход буржуазии к власти ознаменовался проведением ряда реформ в области уголовного и пенитенциарного законодательства, которые отразили гуманистические и демократические взгляды великих прогрессивных просветителей. Идущая к власти буржуазия опровергала право феодализма и считала
'Цит. по книге: Келина С.Г. Принципы советского уголовного права / С.Г. Келина, В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1988. - С. 39.
2См.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Чер-ниловского. - М.: ВЮЗИ, 1973. - С. С.46-55; Омеяъчижо O.A. Римское право: Учебник / O.A. Омельчинко. -М.: ТОН-Острожье, 2000. - С. 79-80.
право феодалов произволом и несправедливостью.
Те правовые положения, которые в настоящее время именуют принципами современного уголовного и уголовно-исполнитель-ного права, исторически сформировались как требования, направленные на защиту прав человека. Они с особенной силой прозвучали в эпоху предшествующей Великой Французской революции.
Одним из первых сочинений, где были сформулированы новые принципы уголовных законов, было произведение Шарля Монтескье «О духе законов» (1748 г.)3. Принципы о наказании и их реализации получили дальнейшее развитие в книге итальянского юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.).
Критикуя несправедливость феодального права, тиранию аристократов и изощренные издевательства инквизиции, Шарль Монтескье и Ч. Беккариа обосновали следующие принципы: законности (нет преступления, если нет точного указания в законе); равенства всех людей перед законом; соразмерности наказания причиненному вреду; неотвратимости ответственности; предупреждения преступлений путем осуществления социальных мероприятий (устранение нищеты, «хорошее воспитание» и др.4 Целью наказания провозглаша-
3 См.: Монтескье Ш.Л. О духе законов. Сост. и авт. коммент. A.B. Матешук / III. Л. Монтескье. - М.: Мысль, 1999. - С. 67. 96, 102.
4 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа - М.: Юриздат, 1939. - С. 224.
5 См.: Вентам И. Основные начала уголовного кодекса. Избр. соч. в 3-х томах. Т.1. / И. Бентам.- СПб: Изд. русс. кн. торговли, 1867. — 677 с.
6 Соцкий Ю.Ф. История и законодательство тюрем-mix учреждений дореволюционной России: Монография / Ю.Ф. Соцкий. — Черновцы: КП видавництво «Зсшт Литаври», 2006. —79 с.
7 См.: Тогелъ С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью / С.К. Гогель. - С.-Пб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1906. — 282 с.
8 См.: Дршь ДА. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею; сост. и предисловие B.C. Овчинского / Д.А. Дриль. — М,: ИН-ФРА-М, 2006. - 770 с.
9 См.: Жижиленко A.A. Наказание. Его понятие и отличие от других правоохранительных средств / A.A. Жижиленко. — Петраград: Тип. «Правда», 1914. - 684 с.
10 См.: Люблинский П.И. Очерки уголовного суда и наказания в современной Англии / П.И. Люблинский. - С.-Пб.: Сенат. Тип, 1911. - 725 е.; он же. Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса. Пособие к практическому занятию по уголовному праву / П.И. Люблинский. - Петраград: Типо-лит Ру-манова, 1917. — 270 с.
лось не мщение, а исправление преступника.
В последующие годы в процессе реализации принципов провозглашенных идеологами идущей к власти буржуазии, претерпели существенную модификацию. Однако идеи III. Монтескье, Ч. Беккариа сыграли позитивную роль в формировании гуманистических взглядов у многих прогрессивных мыслителей.
Начало новой науки об исполнении наказания в виде лишения свободы положили английский гуманист Джон Горвард (1726-1790) и английский философ Иеремий Бентам (1748-1832).
На основе развития идей Ш. Монтескье и Ч. Беккариа, Д. Горвард и И. Бентам разработали принципы назначения и исполнения наказаний. Суть этих принципов состоит в том, что наказание:
— должно, чтобы зло наказания превосходило выгоду преступления;
- чем менее неминуемость наказания, тем более должна быть строгость его;
- чем опаснее преступление, тем строже должно быть за него наказание;
— одинаковые наказания за одинаковые преступления не долженствуют быть налагаемыми на всех преступников без изъятия5.
И. Бентам так же сформулировал принцип о необходимости соразмерности между преступлением и наказанием При этом он полагал, чем скорее за преступлением следует наказание, тем оно справедливее и полезнее.
Разработанные в трудах Д. Говарда, И. Бен-тама принципы назначения и исполнения тюремного заключения следует отнести к категории классических, поскольку они в несколько измененной редакции находят отражение и закрепление в действующем уголовном и пенитенциарном законодательстве многих зарубежных государств и в том числе в УК и УИК РФ.
Российское уголовное и пенитенциарное право в дореволюционный период проходило те же этапы развития, что и западноевропейское уголовное право6. Становление его демократических принципов проходило под непосредственным влиянием как западноевропейских просветителей и философов, так и русских революционных демократов. Этому процессу в теории уголовного права способствовали представители русского классического направления С.К. Гогель7, Д.А. Дриль8, АА Жижиленко9, П.И. Люблинский10, Н.Ф. Лу-
чинский11, С.П. Мокринский12, В.Н. Никитин11 C.B. Позиышев14, Э.В. Розенберг15, Н.Д. Сергеевский16, Н.С. Тагаидев17, И.Я. Фой-ницкий18 и др.
Перечислить все принципы-идеи, которые предлагали ученые-юристы дореволюционного периода из-за их значительного количества практически не представляется возможным. В обобщенном виде высказанные ими идеи (принципы) можно сформулировать следующим образом:
равенство граждан перед законом. Недопустимость преследования за взгляды и убеждения человека; соразмерность наказания преступлению; наказание должно превосходить выгоду от преступления; индивидуализация исполнения наказания; раздельное содержание осужденных в зависимости от пола, возраста и тяжести совершенного преступления; цель наказания заключается только том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других лиц от совершения преступления; нет преступления и нет наказания; смертная казнь не может быть полезной, потому что она подает людям пример жестокости.
Из краткого анализа принципов русских ученых-юристов дореволюционного периода следует ряд положений:
во-первых, принципы уголовного и пенитенциарного права не разделялись. Это было связано с тем, что пенитенциарное или тюремное право и законодательство было составной частью уголовного нрава'9;
во-вторых, с появлением первых учебников по русскому уголовному праву, по сути, началась научная разработка прин-
11 См.: Лучинский II.Ф. Основы тюремного дела / Н.Ф. Лучинский. — С.-Пб.: Изд. редакции журнала «Тюремный Вестник», — 1904. — 179 с.
12 См.: Мокринский СП. Наказание, его цели и предположения. Ч. 1: Общее и специальное предупреждение преступлений; Ч. 2: Значение результата; Ч. 3: Казуальный и потенциальный момент действия / С.П. Мокринский. — М.; Томск: Унив. тип. Т-во Печатня С.П. Яковлева: Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1902. — 569 с.
13 См.: Никитин В.М. Тюрьма и ссылка / В.М. Никитин. - С.-Пб.: Типография Г. Шпарнарт, 1884. - 675 с.
м См.: Познышев C.B. Основные вопросы учения о
наказании / C.B. Познышев. — М.: Унив. тип., 1904. -447 е.: он оке. Учение о карательных мерах и мере
наказания. Курс, составленный по лекциям / C.B. По-
знышев. - М.: Об-во взаимопомощи студентов-юри-
стов Моск. ун-та, 1908. - 184 е.; он же. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права / C.B. Познышев. — М.: A.A. Карцев, 1912. -
669 е.; он же. Очерки тюрьмоведения / C.B. Позны-
ципов-идей уголовного и тюремного права;
в-третьих, специальных разделов (глав) в трудах ученых, где бы отдельно рассматривались ими принципы не содержалось. Они формулировались и вытекали из содержания их трудов. В гносеологическом плане идеи но исполнению уголовных наказаний представляли собой мировоззренческие взгляды, которые отражали сущность регулируемых отношений, характерные для той или иной исторической эпохи;
в-четвертых, рассмотрение принципов уголовного нрава в дореволюционный период показывает, что авторы затрагивали широкий сектор принципов, освещающих вопросы назначения и исполнения наказаний, что свидетельствует о их слабой научной разработке. Во многом авторы излагали свою субъективную позицию и на уголовное наказание и его исполнение.
Процесс законодательного закрепления принципов назначения и исполнения наказаний остался незавершенным. Уголовное уложение 1903 г. в силу не вступило.
Советское исправительно-трудовое право — право другой исторической эпохи. Оно формировалось в обществе, экономическую основу которого составляли государственная и общественная собственность на средства производства и соответствующая ей социалистическая система хозяйства. Пролетариат и его идеологи доказывали несправедливость капитализма и его права, которое освещает частную собственность и эксплуатацию тех, кто трудящихся.
В советский период российские юристы брали за основу конспективные указания В.И. Ленина к Программе партии 1918 года,
шев. - М.: Издание Г.А. Лемана и Б.Д. Плетнева. 1915. - 295 с.
15 См.: Розенберг Э.В. Экономия страданий: Общее понятие наказания и основные принципы его применения / Э.В. Розенберг. - Петраград: Тип. Петрагр. т-ва и изд. «Труд», 1916. — 168 с.
16 См.: Сергиевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века / Н.Д. Сергиевский. - С.-Пб.: Издание книжного магазина А.Ф. Цинзерлинга, 1887.- 297 с.
17 См.: Тагаицев С.Н. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1 / Н.С. Тагаицев. - С.-Пб.: Гос. Тип., 1902. - 823 е.; он же. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 2 / Н.С. Таганцев. — С.-Пб.: Гос. Тип., 1902. - 659 с.
18 См.: Фойшщкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением / И.Я. Фойницкий. — С.-Пб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1889. - 503 с.
19 Пенитенциарное законодательство, как и криминология «вышли из уголовного права» и получили возможность собственного развития (Примеч. автора).
в которых указывалось на необходимость замены тюрем воспитательными учреждениями, а на то, чтобы система наказаний была окончательно заменена мерами воспитательного характера20, и уже известные принципы неотвратимости наказания, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым21.
Правовые принципы, нашли отражение в первых нормативных актах Советской власти: Руководящих началах по уголовному праву РСФСР (1919 г.)22, Исправительно-трудовом кодексе 1924 г, (ИТК РСФСР) и НТК РСФСР 1933 г. и пр. Эти документы провозглашали классовую сущность государства, перед которым ставилась цель защиты диктатуры пролетариата от общественно опасных преступлений.
Существенная особенность ИТК РСФСР 1924 г. - уделение большого внимания принципу ресоциализации осужденных. Согласно ст. 227 ИТК РСФСР помощь освобождаемым из мест заключения предполагала: оказание материальной помощи неимущим осужденным; оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или на место постоянного жительства; предоставление на первое время помещения и питания на льготных условиях; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода; устройство мастерских и предприятий для привлечения труда бывших заключенных; подыскание им занятий; оказание юридической и медицинской помощи; профессиональное и общеобразовательное развитие.
Классовый подход при исполнении наказания в виде лишения свободы предусмат-
20 См.: Ленин В.И. Конспект раздела о наказаниях пункта программы о суде / В.И. Ленин. Поли. собр. соч. Изд. 5. Т. 38. - М.: Изд-во полит, литер., 1981. -С. 408; он же: Программа Российской Коммунистической партии (большевиков) / В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 38. - М.: Изд-во полит, литер., 1981. - С. 431:
21 См.: Ленин В.И. Случайные заметки / В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 4. - М.: Изд-во попит, литер. 1976. - С. 41.
22 Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Постановление НКЮ РСФСР от 12 декабря 1919 г. // Хрестоматия но истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. - М.: Зерцало. 1977. - С. 63-68.
23 См.: Смыкалин А.С. ГУЛАГ как важный фактор экономического развития СССР в 30-е годы / АС. Смыкалин. - Государство и право. - 2007. - № 1. -С 92-102.
ривался и ИТК РСФСР 1933 г. Так, согласно ст. 89 ИТК РСФСР 1933 г. заключенные из числа «классово враждебных элементов не могли избираться на руководящую работу ни в какие ячейки самоуправления и общественные организации осужденных».
Следовательно, принципы уголовных наказаний и система мест лишения свободы в первые годы советской власти носили явно классовый характер, и зависели от политической ситуации в государстве. В силу взаимозависимости уголовного и пенитенциарного законодательства принципы уголовного права с неизбежностью воспринимались и в местах лишения свободы.
Государство предпочитало идти по пути закрытия от общества деятельности ГУЛА-Га, возрастало действие ведомственных нормативных актов. В течение более чем двадцати лет система исполнения наказания в виде лишения свободы развивалась, как известно, вне законодательных рамок, несмотря на наличие формально не отмененного ИТК РСФСР 1933 г.
Массовые нарушения принципа законности, имевшие место в период культа личности, были следствием не плохого уголовного и пенитенциарного законодательства. Нарушения принципа законности явились результатом его несоблюдения, игнорирования демократических принципов-идей уголовной права и исполнения наказаний.
В предписаниях ИТК РСФСР 1924, 1933 гг. а так же ИТК РСФСР 1970г. были заложены важные положения, определившие на последующие годы, вплоть до настоящего времени, позитивные организационно-педа-гогические принципы исправительного процесса исполнения наказаний23.
После смерти И.В. Сталина в общественно-политической жизни общества и государства, произошли существенные изменения, направленные на укрепление принципа законности.
Это отразилось и на исправительно-трудовой системе, Новые правовые акты, касающиеся исполнения наказания сняли ряд ограничений, несколько были смягчены условия содержания заключенных в местах отбывания наказания, места лишения свободы стали более открытыми для общества. Наиболее значительным было то обстоятельство, что исполнение наказания в виде лишения свободы вновь стало регулироваться уже исправительно-трудовым законодательством.
Устанавливался принцип отбывания на-
или жительства осужденного. Местным органам управления (исполкомам) вменялось в обязанность заниматься трудовым и бытовым устройством освобожденных из исправительных учреждений. Воссоздавались деятельность наблюдательные комиссии, комиссий по делам несовершеннолетних и иных общественных формирований, что законодательно было урегулировано Указами Президиума Верховного Совета РСФСР, максимальный срок наказания в виде лишения свободы был снижен с 25 до 15 лет.
В мае .1957 г. H.A. Стручков совместно с B.C. Утевским выступили с докладом на теоретической конференции МВД СССР, посвященной основным проблемам исправительно-трудового права. Проведенная конференция послужила началом разработки проблемы закрепления в законе принципов исправительно-трудового права, дала стимул для активизации научной деятельности этого направления во многих юридических вузах24.
Указанные преобразования явились результатом изменившейся социальной обстановки в государстве и затем были закреплены на уровне закона в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., а после в ИТК РСФСР 1970 г.
После принятия в Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик в 1969 г. И.А. Сперанский опубликовал учебное пособие, предметом которого было рассмотрение принципов уголовно-исполнительного права, а также их классификации. К категории принципов он относил:
а) социалистического демократизма; гуманизма; сочетания убеждения и принуждения (общеправовые принципы);
б) возможности исправления каждого лица, совершившего преступление; принцип индивидуализации наказания (межотраслевые принципы );
в) дифференциации исполнения наказания, соединения исполнения наказания с мерами исправительно-трудового воздействия; развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных (специфические или отраслевые: принципы)25.
Затем в 1972 г. по принципам советского исправительно-трудового права во ВНИИ МВД СССР была опубликована работа проф. А.Е. Наташева Автор данного исследования полагал, что к принципам относятся: исправление и перевоспитание осужденных как основная задача исполнения наказания
и применения мер исправительно-трудового воздействия; соединение наказания с мерами исправительно-трудового воздействия; индивидуализация исправительно-трудового воздействия; общественно полезный труд как основа исправления и перевоспитания осужденных; развитие полезной инициативы осужденных; закрепление результатов исправительно-трудового воздействия; участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных26.
И.В. Шмаров принципы исправительно-трудового права назвал принципми борьбы с преступностью в процессе исполнения уголовных наказаний. К таким принципам он относил: принцип социалистического демократизма, законности, гуманизма, убеждения и принуждения, неотвратимости применения наказания, индивидуализации, исправления каждого преступника. Соединения наказания с исправительно-трудовым воздействием., развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных27.
Представленный перечень принципов показывает, что по их названию, не говоря уже об их содержании, учеными высказываются различные порой диаметрально противоположные точки зрения. Данное положение говорит о том, что они в теории уголовно-исполнительного права соответствующие принципы разработаны недостаточно.
К неоспоримым достоинствам ИТК РСФСР 1970 г. следует признать включение в него норм о гарантиях принципа законности. В ст. 4 указывалось, что основанием отбывания наказания является только приговор суда, вступивший в законную силу. Согласно ст. 10 ИТК РСФСР вся деятельность исправительно-трудовых учреждений основывалась на строгом соблюдении законов; должностные лица несли ответственность за обеспечение законности в своей деятельности.
Впервые на законодательном уровне
24 См.: Пономарев П.Г. О принципе равенства осужденных перед законом. / П.Г. Пономарев, В.П. Се-востьянов // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний: Материалы науч.-практ, семин. — Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2005. - C.D26.
25 См.: Сперанский И.А. Содержание и реализация принципов исправительно-трудового права / И А Сперанский. - Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1969. - 73 с.
26 См.: Наташев А.Е. Принципы советского исправительного трудового права. / А.Е. Наташев. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. - С. 8.
27 См.: Исправительно-трудовое право / Под ред. B.C. Тикунова. - М.: Юрид. лит., 1966. - С. 70-79.
был отражен принцип равенства осужденных перед законом и, хотя данное положение не было формулировано как отдельный принцип, однако это следовало из содержания. ст. 8 ИТК РСФСР, где говорилось о правовом положении осужденных.
Освещением уголовно-исполнительных принципов в советский период занимались Е.Г. Ширвиндт28, Б.С. Утевский29, А.Е. Наташев30, В.И. Селиверстов31, НА. Стручков32, И.В. Шма-ров33, А.И. Зубков34, О.В. Филимонов35 и др.
Дальнейшее развитие уголовно-исполни-тельного законодательства в с .1985 по 1996 гг. происходило довольно противоречиво36. Все это вылилось в недовольство осужденных и проявлении массовых беспорядков, захвате заложников37. Такая ситуация была результатом пробелов в законодательстве и не адекватной реализации принципов пенитенциарной политики и права, которые уже не в полной мере отражали существо тех социальных изменений, произошедших в обществе и государстве38.
Переломным рубежом в развитии института уголовных наказаний и в особенности лишения свободы в новейшей истории Рос-
28 См.: Ширвиндт Е.Г. Советское исправительно-трудовое право / Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский. — М.: Госуд. изд-ю юрид. лит., 1957. — 244 с.
29 См.: Утевский Б.С. Индивидуализация методов трудового перевоспитания заключенных: Сборник статей. / Б.С. Утевский. — М.: Научно-исследователь-ский отдел ГУИТК МВД СССР, 1957. - С..4-5; он же: Система, принципы и общие положения «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» / Б.С. Утевский // Проблемы развитии советского исправительно-трудового законодательства. — Саратов: Сарат. гос. юрид. н-т им. Д.И. Курского, 1961. - С. 11-26.
30 Наташев А.Е. Принципы советского исправительно-трудового права / АЕ. Наташев. - М. ВНИИ МВД СССР, 1972. — 40 е.: он же: Советское исправительно-трудовое законодательство (основы теории и практики) / А.Е. Наташев.. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1975. - С. 63-92.
31 Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. — 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2003. - С.25-32.
32 См.: Стручков H.A. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части / H.A. Стручков. - М.: Юрид. лит, 1984. - С. 80 -92.
33 Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. — М.: Новый Юрист, 1998. -С. 14-19.
34 Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX- начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во Норма (Издательская группа Норма-ИНФРА М), 2002. - С. 8-17.
35 Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. О.Ф. Филимонова. - М.: Институт
сии считается 1992 г., когда вышеуказанные и иные недостатки ИТК РСФСР 1970 г. были устранены. Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. (далее — УИК РФ) впервые в пенитенциарной практике на законодательном уровне урегулировал исполнение всех видов уголовных наказаний.
Исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 г 1933 г. и 1970 г. не содержали статей, определяющих принципы исполнения уголовных наказаний, принципы формулировались учеными, исходя из содержания отдельных норм и законов. Это один из существенных пробелов ранее действующего законодательства. Тем не менее, научное наследие науки о принципах исправительно-трудового права советского периода не утратило своего теоретического значения и в настоящее время. Принципы: социалистического права в нормативных предписаниях законодателем проявлялись по-разному. Одни из принципов прямо закреплялись в тексте конкретной статьи закона или подзаконного нормативного акта, другие были «растворены» в одном или нескольких нормативно-правовых предписаний.
актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004. - С. 20-26.
36 См.: Лысягин О.Б. Соотношение национального законодательства и международно-правовых актов в сфере охраны прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / О. Б. Лысяпш, С.К. Акимов // Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии: Материалы международного круглого стола. — М.: ВНИИ МВД России, 2005. - С. 216-226.
37 См.: Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография. Под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского / Б. Б. Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с; Гаврилой В.М. Криминологические и правовые меры предупреждения побегов из исправительных колоний: Лекция. / В.М. Гаврилой. — Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2005. - 38 с.
38 На волне псевдо демократизации, а так же под давлением западных правозащитных организаций законодателем были допущено ряд преждевременных решений, которые не отвечали объективным принципам Российской государственности, уголовной уголовно-исполнительной политики в вопросах борьбы с преступностью. Так, в законодательстве были преждевременно исключены институты о направлении в воспитательно-трудовой профилакторий (ВТП) лиц, ведущих паразитический образ жизни, наказания в виде ссылки, высылки и затем конфискации имущества. Здесь же следует заметить, что воспитательно-трудовые и лечебно-трудовые профилактории не были для России чем-то новым. В XVII-XVIII вв. существовали работные и смирительные дома, куда в числе прочих лиц направлялись бродяги и пьяницы и иные категории лиц, которые предпочитали паразитический образ существования.
До начала 50-х гг. прошлого века социалистическое право по исполнению уголовных наказаний провозглашала возведенную в закон волю диктатуры пролетариата, затем (начало 60-х гг.) была провозглашен прин-цип-идея развитого социализма, и, наконец (80-е гг.), на смену идеи «развитого социализма» был выдвинута идея построения социализма «с человеческим» лицом. При этом, принципы несли в себе ярко выраженную партийную направленность, которая вытеснила их классовую направленность.
Вопросы принципов права в советский период не остались без внимания и были предметом рассмотрения в науке исправительно-трудового права39.
В теории уголовного и уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права шел многолетний спор о целесообразности законодательного закрепления принципов. При рассмотрении проблемы принципов в уголовно-исполнительном праве возникает сложность, связанная с предметом их правового регулирования.
После распада СССР и установления рыночных общественных отношений классовый характер законодательства РФ и соответственно его юридических принципов продолжает иметь место40. О том, какой не простой путь дальнейшего развития и закрепления принципов в действующем УИК РФ 1996 г. могут свидетельствовать следующая деятельность ученых и источники уголовно-испол-нительного права:
В 1988 г. во ВНИИ МВД СССР был создан авторский коллектив под руководством
39 Утевский Б. С. Система, принципы и общие положения Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В кн.: Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства / B.C. Утевский. - Саратов, 1961. С. 11-16; Ефимов М.А. Основы советского исправительно-трудового права. — Свердловск, 1963. — С. 36-42; его же. Принципы исполнения лишения свободы в советских исправительно-трудовых учреждениях. Сб. ученых трудов Свердловского юридического института.
- Свердловск, 1964. - С. 65-66.; Иаташев Ä.E. Основы теории советского исправительно-трудового права / А.Е. Наташев, H.A. Стручков. — М.: Юрид. лит, 1967. -С. 51-79; Сперанский И.А. Содержание и реализация принципов исправительно-трудового права. —Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1969.
- 72 с; Стручков H.A. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью / H.A. Стручков. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1970. - С. 89-92.
40 В частности, современные исследования соци-
ологов показывают, что в структуре общества России, как и во всех государствах Европы сложились следующие классы или группы населения: а) выс-
А.И. Зубкова, в который вошла большая группа ученых ВНИИ МВД СССР, Академии МВД СССР. В течение 1988 г. была подготовлена первая модель проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. В этой доктриналь-ной модели была сформулирована всего одна норма (ст. 4), которая называлась «Принципы Уголовно-исполнительного законодательства», состоящая из трех частей.
Уголовно-исполнительное законодательство Союза ССР и союзных республик основывается на принципах законности, демократизма, равенства осужденных перед законом, справедливости и гуманизма.
В целях обеспечения более эффективного воспитательного воздействия на осужденных, установленные Уголовно-исполнительным законодательством Союза ССР и союзных республик порядок и условия исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия предусматривают соединение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия с проведением обязательных воспитательных мероприятий, дифференциации и индивидуализации мер воздействия на осужденных, участие в воспитательной работе с осужденными трудовых коллективов и общественности.
Исполнение наказаний и применение инььх мер уголовно-правового воздействия не имеет целью причинение осужденному физических страданий или унижения его человеческого достоинства»41.
Этот проект обсуждался на научно-практической конференции в Рязанской
ший класс - прямые или косвенные владельцы производственных ресурсов, крупные и богатые промышленники, руководящая верхушка. Люди этого класса составляют 3 % к числу всего населения страны. Они самые богатые слои населения; б) средний класс — это все люди, занятые умственным трудом — «белые воротнички» или профессионалы. Данный класс составляет от 30 до 70 % к числу всего населения государства; в) рабочий класс — «синие воротнички» или люди, занятые физическим трудом. Данный класс составляет от 25 до 30 % к числу всего населения; г) низший класс - бедные слои населения: он составляет до 5% к числу всего населения страны. В некоторых странах (Франция, Япония и др.) выделяют пятый класс - крестьянство. (См.: Гуров Ю.С. Социология: Учебное пособие / Ю.С. Гуров. — Чебоксары: «Руссика», 2003. - С. 88-89; Добренькое В.И. Социология: Учебник / В.И. Доб-ренбков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА - М, 2006.
- С. 194-262.).
41 См.: Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (докт-ринальная модель) // Воспитание и правопорядок.
- 1988. - № 11. - С. 31-59.
высшей школе МВД СССР, где в целом получил положительную оценку. Публикация доктринальной модели вызвала значительный интерес. Было получено более четырехсот откликов и предложений.
Большинство из высказанных предложений учитывались в дальнейшей работе над проектом, которую продолжил авторский коллектив под руководством A.C. Михлина и И.В. Шмарова42.
Второй вариант проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик был завершен в 1990 г. и опубликован в печати43. Проект предлагал закрепить в законодательстве следующие принципы: законности, равенства осужденных перед законом при исполнении наказания; гуманизма; демократизма, справедливости; индивидуализации исполнения наказаний; принцип основных средств исправления.
Следует заметить, что данный проект предусматривал принципы, большинство из которых нашли закрепление в действующем УИК РФ 1996 г. К достоинствам данного альтернативного проекта следует отнести так же то, что каждый из предложенных принципов предусматривал основные положения их содержания то есть, для каждого принципа, была сформулирована отдельная статья.
Параллельно велась разработка третьего альтернативного проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик коллективом ученых под руководством А.И. Зубкова и В.И. Селиверстова44.
Они предложили урегулировать следующие принципы: приоритета цели исправления осужденных (ст. 5); дополнения наказания иными средствами исправления осужденных обеспечение (ст. 6); прав и законных интересов осужденных (ст. 7); дифференци-
42 Подробнее см.: Михлин A.C. Актуальность разработки нового уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе / A.C. Михлин, И.В. Шмаров // Проблемы уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. - М,: ВНИИ МВД СССР, 1991. - С. 3-8.
43 См.: Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (проект) / Авторский коллектив под рук. A.C. Михлина, И.В. Шмарова // Сб. научных трудов: «Проблемы уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы». - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. -С. 93-119.
44 См.: Зубков А.И. Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (альтернативный проект). / А.И. Зубков, В.И. Селиверстов. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1990. - 43 с.
ации и индивидуализации исполнения наказания и иных уголовно-правовых мер (ст. 8); языка исполнения уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер (ст. 9); участия общественности в исправлении осужденных и контроле за исполнением наказания (ст. 10); социальной помощи отбывшим наказание (ст. 11).
Из представленного перечня принципов следует, что альтернативный проект предусматривал семь принципов, которые за исключением одного (принципа дифференциация и индивидуализация исполнения наказания) в действующем законодательстве закрепления не получили.
Однако, принцип дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, закрепленный ныне в ст. 8 УИК РФ был предложен авторами в другой, но, как представляется, более удачной редакции. Авторы предложили его в следующей редакции: «принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных уголовно-правовых мер». К достоинствам данного альтернативного проекта следует отнести и то, что каждый из перечисленных принципов предусматривал основные положения их содержания.
Данный обзор точек зрения по принципам, высказанных учеными говорит о том, что научные позиции, занимаемые как отдельными исследователями, так и авторскими коллективами по многим вопросам не совпадают. Принципы, выделяемые ими, существенно различаются как по названию, так и по содержанию. Это свидетельствует о том, что проблема принципов уголовно-исполни-тельного права далеко не совершенна и пока находится в начальной стадии разработки.
В связи с распадом СССР, проекты Основ законодательства Союза ССР и союзных республик своего дальнейшего развития не получили. Однако, те научные идеи, которые были положены в основу их содержания сыграли положительную роль по закреплению принципов в новом уголовно-исполнительном законодательстве РФ.
Анализ точек зрения отдельных ученых и творческих коллективов показывает, что наибольшее количество авторов высказались за необходимость установления таких принципов как: законности, гуманизма, демократизма, равенства граждан перед законом, это же относится и к межотраслевым и отраслевым принципам (индивидуализации и дифференциации).
Научные наработки ученых-юристов советского периода не только помогли сформу-
лировать и закрепить в законе принципы, но и подготовить новый УИК РФ 1996 г., а также принять Модельный кодекса по исполнению уголовных наказаний для стран — участниц СНГ, носящего рекомендательный характер45.
Таким образом, УИК РФ 1996 г. — первый действующий акт, содержащий не просто упоминание о принципах пенитенциарного законодательства, но и содержащий их систему (ст. 8 УИК РФ). Закрепление названных принципов уголовно-исполнительного права в УИК РФ было предопределено и международно-правовыми актами о правах человека.
Что же касается того, что закрепленные в ст. 8 УИК принципы не наполнены конкретным содержанием как это имеет место в уголовном законодательстве РФ (ст. 3— 7 УК РФ), а только обозначено их название, то это связано с тем, что законодатель не смог решить этот вопрос из-за того, что содержание принципов в достаточной степени наукой не исследованы.
Отсутствие научных исследований и глубоких проработок по содержанию принципов уголовно-исполнительного права их классового характера и сущности не позволили законодателю каждый из принципов наполнить конкретным содержанием.
Изложенное выше, позволяет сделать ряд выводов:
1. Принципы права делятся на различные сферы распространения. Так, в зависимости от типа государства принципы классифицируется на принципы, которые свойственны рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому формациям. Смена одного исторического типа права другим означает смену идей (принципов) права.
В ранних антагонистических общественно-экономических формациях значение принципов, а точнее принципов-идей было ничтожно. Историческое развитие права свидетельствует о том, что принципы-идеи всегда отражали классовый характер, а следовательно они обобщенно отражали главные классовые позиции и интересы, которые конкретизируются и развиваются в законодательстве.
2. Принципы права в том виде, в котором они предстают в настоящее время, сфор-
мировались не сразу. Они возникли процессе развития общества и права. На ранних этапах развита«! общества такие понятия как равноправие, справедливость, гуманизм принципами права назвать было нельзя, так как законодательство того времени во многом отражало положения сословного неравноправия.
3. Принципы объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, социально-классовой, природой государства и права. Они не всегда лежали на поверхности. Однако они присущи праву любой исторической формации. Как правило, они не закреплялись в законодательных актах, а вытекали из содержания конкретных правовых норм.
4. Пенитенциарные нормы ИТК РСФСР 1924, 1933, 1970 гг. и иных нормативных предписаний в целом были вполне прогрессивны с точки зрения науки того времени, они преследовали социально полезные цели и в них никогда не ставилась цель возмездия в отношении лиц, совершивших преступления. Регулируя с помощью принципов уголовно-исполнительного права применение методов убеждения и принуждения, на том или ином этапе исторического развития общества и государства пенитенциарные принципы России всегда преследовали цель исправления осужденных.
5. После урегулирования принципов в ст. 8 УИК РФ 1996 г. их перечень в источниках уголовно-исполнительного права стабшшзиро-вался. Однако точки зрения ученых-юристов в отношении принципов, не закрепленных в законе, по их названию, системе и содержанию существенно отличаются друг от друга и ими высказываются различные суждения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что перечень принципов для законодателя остается не закрытым, а так же то, что проблема принципов в теории науки уголовно-исполнительного права разработана недостаточно.
6. В условиях новой истории России отраслевые принципы права находят свое конкретное выражение в системе действующего законодательства и объективизируются в правовых актах, регулирующих исполнение уголовных наказаний.
СИЗАЯ Елена Аркадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. _
45 Модельный УИК для стран-участниц СНГ, носящий рекомендательный характер имеет тождественную систему принципов.