Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забралова О. С.

Статья посвящена общетеоретическому анализу социальной направленности публичной финансовой деятельности. В работе анализируются такие основополагающие для финансового права категории, как финансы и финансовая деятельность. В работе критикуется либеральный подход к управлению экономикой, предполагающий минимизацию роли государства. По мнению автора, с течением времени становится всё более очевидным, что «невидимая рука рынка» не может обеспечить нормальное функционирование экономики в публичном интересе. Частные финансы служат только частным интересам. Медицина, образование, культура - сферы, которые, как правило, не могут приносить значительную прибыль предпринимателям. Социальный характер присущ именно современной публичной финансовой деятельности, что во многом характеризует текущий этап развития финансового права в целом. В связи с этим отмечается фундаментальная роль публичной финансовой деятельности в развитии социальной сферы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIAL DIMENSION OF PUBLIC FINANCING: GENERAL THEORETICAL ANALYSIS

The paper is devoted to the general theoretical analysis of the social dimension of public financial activity. The paper analyzes such fundamental categories for financial law as finance and financial activity. The paper criticizes the liberal approach to economic management, which involves minimizing the role of the state. According to the author, over time it becomes more and more obvious that the "invisible hand of the market" cannot ensure normal functioning of the economy in the public interest. Private finance serves only private interests. Medicine, education, culture are areas that, as a rule, cannot bring significant profits to entrepreneurs. A social character is inherent in modern public financial activity, which largely characterizes the current stage of development of financial law as a whole. In this regard, the author highlights a fundamental role of public financial activity in the development of the social sphere in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.039-046

О. С.Забралова*

Социальная направленность публичной финансовой деятельности: общетеоретический анализ1

Аннотация. Статья посвящена общетеоретическому анализу социальной направленности публичной финансовой деятельности. В работе анализируются такие основополагающие для финансового права категории, как финансы и финансовая деятельность. В работе критикуется либеральный подход к управлению экономикой, предполагающий минимизацию роли государства. По мнению автора, с течением времени становится всё более очевидным, что «невидимая рука рынка» не может обеспечить нормальное функционирование экономики в публичном интересе. Частные финансы служат только частным интересам. Медицина, образование, культура — сферы, которые, как правило, не могут приносить значительную прибыль предпринимателям. Социальный характер присущ именно современной публичной финансовой деятельности, что во многом характеризует текущий этап развития финансового права в целом. В связи с этим отмечается фундаментальная роль публичной финансовой деятельности в развитии социальной сферы в Российской Федерации.

Ключевые слова: финансы; финансовая деятельность; социальная направленность; социальная политика; социальная сфера; принципы финансового права; публичная финансовая деятельность; государство; социальное государство; социальное обеспечение.

Для цитирования: Забралова О. С. Социальная направленность публичной финансовой деятельности: общетеоретический анализ // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 8. — С. 39-46. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.039-046.

A Social Dimension of Public Financing: General Theoretical Analysis2

Olga S. Zabralova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Financial Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

lab.kfp@msal.ru

Abstract. The paper is devoted to the general theoretical analysis of the social dimension of public financial activity. The paper analyzes such fundamental categories for financial law as finance and financial activity. The paper

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030».

2 The study was carried out within the framework of the strategic academic leadership program "Priority-2030."

© Забралова О. С., 2022

* Забралова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 lab.kfp@msal.ru

criticizes the liberal approach to economic management, which involves minimizing the role of the state. According to the author, over time it becomes more and more obvious that the "invisible hand of the market" cannot ensure normal functioning of the economy in the public interest. Private finance serves only private interests. Medicine, education, culture are areas that, as a rule, cannot bring significant profits to entrepreneurs. A social character is inherent in modern public financial activity, which largely characterizes the current stage of development of financial law as a whole. In this regard, the author highlights a fundamental role of public financial activity in the development of the social sphere in the Russian Federation.

Keywords: finance; financial activity; social orientation; social policy; social sphere; principles of financial law; public financial activity; state; social state; social security.

Cite as: Zabralova OS. Sotsialnaya napravlennost publichnoy finansovoy deyatelnosti: obshcheteoreticheskiy analiz [A Social Dimension of Public Financing: General Theoretical Analysis]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(8):39-46. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.039-046 (In Russ., abstract in Eng.).

Финансовая деятельность — базовая категория финансового права, которая позволяет отграничить предмет названной отрасли от предметов иных правовых образований российской системы права, обосновать самостоятельный характер публичного финансового права. Финансовая деятельность, по справедливому замечанию Э. Д. Соколовой, играет значительную роль в развитии общества3. При этом вопросы, связанные с природой, а также предпосылками возникновения и осуществления финансовой деятельности, всегда занимали центральное место среди проблем, рассматриваемых учеными-финансистами.

Объективными предпосылками возникновения финансовой деятельности государства выступают финансы и финансовая система. Традиционно финансы рассматриваются как дуалистическая категория:

— с экономической точки зрения финансы — это система общественных отношений, связанных с образованием,распределением и использованием фондов денежных средств4;

— с материальной — это сами фонды денежных средств, аккумулирующие финансовые ресурсы5.

Заметим, что категория финансов становилась предметом исследования еще в дореволюционной науке финансового права. В частности, И. И. Янжул указывал на то, что финансы представляют собой совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства6.

В советское время наука финансового права потеряла самостоятельное значение и стала рассматриваться как неотъемлемая часть административно-правовой науки. Это же обусловило изменения в подходе к определению предмета

Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М. : Юриспруденция, 2009. С. 7.

Н. И. Химичева и Е. В. Покачалова определили финансы как экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, безопасности страны и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, а также контроль за удовлетворением потребностей общества (Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2020. С. 25.).

Вместе с тем И. В. Рукавишникова полагает, что материальным выражением финансов выступают финансовые ресурсы, не раскрывая, однако, указанную категорию (Финансовое право : учебник / отв. ред. И. В. Рукавишникова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2021. С. 14.). Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М. : Статут, 2002. С. 44.

3

4

5

6

финансового права: если ранее им выступали общественные отношения в сфере государственного хозяйства, то теперь — в области финансовой деятельности как части государственного управления. Финансы вполне обоснованно стали рассматриваться не только и не столько как фонды денежных средств, сколько как разновидность экономических отношений7. Подчеркивалось, что «социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых Советское государство планомерно собирает (аккумулирует), распределяет и использует фонды денежных средств в интересах решения задач коммунистического строительства»8.

С распадом Советского государства и окончательным переходом к строительству рыночной экономики перед наукой финансового права неминуемо встал вопрос, связанный с пересмотром подхода к определению предмета соответствующей отрасли права. Заметим, что ни для одной отрасли российского права — конституционного, гражданского, административного права и других отраслей — подобной фундаментальной проблемы не стояло. Между тем кардинальное изменение природы общественных экономических отношений привело к необходимости корректировки научных воззрений на предмет, метод и систему финансового права, с тем чтобы они, с одной стороны, соответствовали устоявшейся в доктрине традиции, а с другой — отвечали новым реалиям. Можно сказать, что 1990-е и начало 2000-х гг. для науки финансового права прошли под знаменем дискуссии о расширении предмета, эффективность и результативность которой послужили основой

для последующего развития данной отрасли российского права9.

Э. Д. Соколова справедливо отмечала, что финансы — экономическая категория, в связи с чем она не может создаваться государством, она проявляется в различных формах10. Таким образом, возникновение финансов представляет собой объективный процесс. При этом по столь же верному замечанию названного автора, указанные формы предопределяются историческими, социально-экономическими и политическими условиями развития того или иного общества11. Действительно, несмотря на общий факт объективного наличия финансов, в разных странах общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств, с одной стороны, испытывают на себе влияние, а с другой — отражают особенности общественно-экономических отношений конкретной страны на соответствующем историческом этапе. Специфической чертой российской системы финансовых отношений является ведущая роль государственных финансов: исторически именно государство выступало в качестве двигателя общественного прогресса, аккумулирующего наиболее значимые ресурсы и определяющего точки приложения коллективных усилий общества в целях обеспечения социально-экономического развития во благо всего населения. При этом следует отметить, что ведущая роль государственных финансов в экономике была присуща нашей стране практически всегда — не только в современный и советский периоды, но и на дореволюционном этапе.

7 Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич. М. : Юрид. лит., 1985. 272 с.

8 Советское финансовое право.

9 Горбунова О. Н. Финансовое право в системе российского права (Актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. № 2. С. 14-21 ; Она же. О предмете и системе финансового права // Юридический мир. 1998. № 5. С. 22-28 ; Химичева Н. И. Финансовое право в системе российского права: проблемы и перспективы // Научные труды РАЮН : в 2 т. М. : Юрист, 2002, Вып. 2. Т. 1. С. 851-860 ; Запольский С. В. О предмете финансового права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 5 (244). С. 25-30 ; Худяков А. И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. № 3. С. 2-8.

10 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 20.

11 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 20.

Наиболее ярким примером отхода от концепции главенствующей роли государства в экономике может служить период с конца 1980-х по начало 2000-х гг., когда ведущими экономистами и государственными деятелями на вооружение был принят либеральный подход. Проводившаяся в 1990-е гг. политика исходила из необходимости приватизации государственных предприятий. Основным локомотивом развития экономики виделись частная собственность и предпринимательская инициатива. Утрата контроля над национальными ресурсами, снижение уровня производства, резкое обнищание населения и, как следствие, падение уровня жизни российских граждан в целом — вот лишь немногие результаты недальновидных либеральных реформ, проведенных в 1990-е гг.

С течением времени становится всё более очевидным, что так называемая невидимая рука рынка не может обеспечить нормальное функционирование экономики в публичном интересе. Частные финансы служат только частным интересам. Медицина, образование, культура — сферы, которые, как правило, не могут приносить значительную прибыль предпринимателям. В случае же если они становятся рентабельными, услуги в соответствующих областях перестают быть доступными основной массе населения. Вместе с тем социальная сфера важна в том числе для развития частных финансов — она обеспечивает качественную подготовку специалистов, способных выполнять задачи разной степени сложности во всех отраслях экономики, придает им уверенность в своем будущем, что является необходимым условием для эффективного выполнения трудовой функции.

Либеральная модель экономики в ее классическом понимании нежизнеспособна. Как показывает практика, даже страны, в которых на

официальном уровне пропагандируются либеральные принципы построения экономики, все равно в первую очередь опираются на государственные финансы. Даже апологет либеральной экономики и противник меркантилизма А. Смит признавал важность государства в регулировании экономики, в том числе в целях ограничения различного рода монополий12.

Как бы то ни было, финансы выступают в качестве объективной предпосылки возникновения особого вида человеческой деятельности — финансовой деятельности, осуществляемой публично-правовыми субъектами (государством, международными организациями и муниципальными образованиями), а также частными субъектами (физическими лицами и организациями).

Понятие «финансовая деятельность государства и муниципальных образований» — краеугольный камень финансового права, его альфа и омега. В силу основополагающего характера определение финансовой деятельности можно встретить в любом учебнике по финансовому праву, а также в огромном количестве монографической литературы финансово-правовой направленности. Вместе с тем большая часть указанных определений сводится примерно к одним и тем же признакам. Можно сказать, что в общем и целом финансовая деятельность государства (муниципальных образований) представляет собой организационную деятельность «уполномоченных органов и субъектов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними задач»13. В свою очередь, Н. И. Химичева в своем определении финансовой деятельности указывала на ее планомерный харак-

12 Кроме того, А. Смит указывал на то, что «великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти». Таким образом, автор хотя и косвенно, но признавал важность государственного сектора экономики (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. М. : Эксмо, 2009. 960 с.).

13 Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2014. С. 10.

тер14, А. И. Худяков справедливо подчеркивал, что финансовая деятельность государства может также осуществляться за рамками процессов, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств15. Предлагаются в науке и иные подходы к определению финансовой деятельности государства16.

Финансовая деятельность государства основывается на ряде принципов, т.е. основополагающих идей, выступающих руководящими началами в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств. При этом анализ монографической литературы позволяет поставить знак равенства между понятиями «принципы финансового права» и «принципы финансовой деятельности»17. Обусловлено

это тем, что, как уже отмечалось, именно общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет названной отрасли права. Традиционно в доктрине финансового права к таким принципам относят законность, гласность, федерализм, плановость18, приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти19. Помимо этого, Э. Д. Соколова к принципам финансовой деятельности государства и муниципальных образований относила принцип единства цели осуществления, принцип максимально допустимой прозрачности, прин-

14 Н. И. Химичева, в частности, указывала на то, что финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также по обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов (Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009. С. 93-94).

15 Это, в частности, связано с процессами организации денежной системы. Так, А. И. Худяков считал, что «в определенных ситуациях финансовая деятельность государства вообще напрямую не связана с процессами формирования, распределения и использования денежных фондов, рамками которых эта деятельность ограничивается во всех традиционных определениях данной деятельности. Речь идет о формировании государством денежной системы в своей стране и организации денежного обращения... Чтобы организовать свои финансы, надо прежде всего организовать в стране денежную систему» (Худяков А. И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2010. С. 58-59).

16 Полагаем, что одно из наиболее полных определений финансовой деятельности государства было предложено Э. Д. Соколовой, по мнению которой «финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на совершение организационных и иных действий органов государства, как правило, в правовой форме, в процессе распределения внутреннего валового продукта и части национального дохода общества путем образования, распределения (перераспределения), использования различных фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для обеспечения финансовыми ресурсами функционирования органов государства всех трех ветвей власти, осуществления мероприятий по внутренней безопасности и обороне страны, для выполнения национальных программ социально-экономического и культурного развития и удовлетворения иных потребностей общества». Автор также подчеркивала, что «органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения решения вопросов местного значения» (Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 47).

17 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 54-56.

18 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 54-56.

19 Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2020. С. 33-35.

цип строжайшего учета доходов и расходов, а также принцип результативности расходов20. Другой выдающийся представитель финансовой правовой науки — Н. И. Химичева — выделяла среди принципов финансового права приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан; единство финансовой политики и денежной системы; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения властей и т.д.21 Заметим, что именно Н. И. Химичева в качестве одного из основополагающих принципов финансового права выделила принцип социальной направленности финансово-правового регулирования. На сегодня данная позиция является общепризнанной, а принцип социальной направленности финансово-правового регулирования (также справедливо говорить о принципе социальной направленности финансовой деятельности) — один из фундаментальных принципов финансового права.

Следует отметить, что некоторые авторы связывают публичную финансовую деятельность в первую очередь с необходимостью реализации социальной политики государства и выполнением социальных обязательств государства22. Между тем подобный взгляд соответствует действительности лишь отчасти. Правильнее говорить о том, что финансовая деятельность государства возникает в целях решения целого комплекса задач. Решаются такие задачи в публичном, то есть в общем, интересе всех проживающих на территории государства. Со-

циальное обеспечение населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека23, лишь одно из направлений финансовой деятельности, которая, однако, не ограничивается социальными вопросами — помимо всего прочего, государство решает вопросы обеспечения национальной безопасности, обороноспособности страны, охраны правопорядка и т.д. Кроме того, не следует увязывать финансовую деятельность исключительно с концепцией социального государства24 — социальное государство является продуктом XX в25. Финансовая же деятельность начинает осуществляться государством с момента своего зарождения, поскольку она объективно обусловлена наличием товарно-денежных отношений, а также необходимостью формирования фондов денежных средств26.

Между тем не стоит недооценивать социальную направленность финансовой деятельности государства. Социальный характер присущ именно современной публичной финансовой деятельности, что во многом характеризует текущий этап развития финансового права в целом. Следует, однако, согласиться с мнением о том, что полноценная реализация принципа представляется на сегодняшний момент не вполне возможной и для этого требуется концентрация значительных финансовых ресурсов27. Между тем не следует забывать, что «социальная направленность» указывает на вектор финансовой деятельности. Кроме того, принцип — это основополагающая идея, которая, как правило, предъявляет нереально

20 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 57-58.

21 Финансовое право : учебник / под ред. Н. И. Химичевой. С. 47.

22 См.: Кадомцева С. В. Государственные финансы : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2009. С. 6-9.

23 Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.

24 Кадомцева С. В. Указ. соч. С. 6.

25 Здесь мы говорим про реализацию концепции социального государства, а не зарождение самой идеи в XIX в.

26 Соколова Э. Д. Указ. соч. С. 53.

27 Согласимся с мнением Н. И. Химичевой, отмечавшей, что «хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для реализации этой установки требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение» (Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Норма, 2009. С. 48).

высокие стандарты, которые в жизни являются недостижимыми. Например, это можно сказать про идею демократии — реализация соответствующей концепции в строгом соответствии с идеалистическими представлениями философов о природе и сущности демократии является невозможной. Но это не значит, что государства

не должны отказаться от демократических начал. То же самое можно сказать и про принцип социальной направленности финансовой деятельности: государству следует опираться на данную идею в рамках проводимой им политики, стремясь обеспечить достойный уровень жизни населения страны.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Горбунова О. Н. О предмете и системе финансового права // Юридический мир. — 1998. — № 5. — С. 22-28.

2. Горбунова О. Н. Финансовое право в системе российского права (Актуальные проблемы) // Государство и право. — 1995. — № 2. — С. 14-21.

3. Запольский С. В. О предмете финансового права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2002. — № 5 (244). — С. 25-30.

4. Кадомцева С. В. Государственные финансы : учеб. пособие. — М. : Инфра-М, 2009. — 352 с.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. — М. : Эксмо, 2009. — 960 с.

6. Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич. — М. : Юрид. лит., 1985. — 272 с.

7. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — М. : Юриспруденция, 2009. — 264 с.

8. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2020. — С. 33-35.

9. Финансовое право : учебник / отв. ред. И. В. Рукавишникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2021. — 648 с.

10. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2020. — 800 с.

11. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 768 с.

12. Финансовое право : учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2014. — 571 с.

13. Химичева Н. И. Финансовое право в системе российского права: проблемы и перспективы // Научные труды РАЮН : в 2 т. — М. : Юрист, 2002. — Вып. 2. Т. 1. — С. 851-860.

14. Худяков А. И. Избранные труды по финансовому праву. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2010. — 472 с.

15. Худяков А. И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. — 2009. — № 3. — С. 2-8.

16. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. — М. : Статут, 2002. — 555 с.

Материал поступил в редакцию 19 июля 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Gorbunova O. N. O predmete i sisteme finansovogo prava // Yuridicheskiy mir. — 1998. — № 5. — S. 22-28.

2. Gorbunova O. N. Finansovoe pravo v sisteme rossiyskogo prava (Aktualnye problemy) // Gosudarstvo i pravo. — 1995. — № 2. — S. 14-21.

3. Zapolskiy S. V. O predmete finansovogo prava // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedenie. — 2002. — № 5 (244). — S. 25-30.

4. Kadomtseva S. V. Gosudarstvennye finansy: ucheb. posobie. — M.: Infra-M, 2009. — 352 s.

5. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov: per. s angl. — M.: Eksmo, 2009. — 960 s.

6. Sovetskoe finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. G. S. Gurevich. — M.: Yurid. lit., 1985. — 272 s.

7. Sokolova E. D. Pravovoe regulirovanie finansovoy deyatelnosti gosudarstva i munitsipalnykh obrazovaniy. — M.: Yurisprudentsiya, 2009. — 264 s.

8. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. E. Yu. Gracheva, O. V. Boltinova. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2020. — S. 33-35.

9. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. I. V. Rukavishnikova. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: Norma: Infra-M, 2021. — 648 s.

10. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. N. I. Khimicheva, E. V. Pokachalova. — 6-e izd., pererab. i dop. — M.: Norma: Infra-M, 2020. — 800 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. N. I. Khimicheva. — 4-e izd., pererab. i dop. — M.: Norma, 2009. — 768 s.

12. Finansovoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. E. Yu. Grachevoy. — M.: Prospekt, 2014. — 571 s.

13. Khimicheva N. I. Finansovoe pravo v sisteme rossiyskogo prava: problemy i perspektivy // Nauchnye trudy RAYuN: v 2 t. — M.: Yurist, 2002. — Vyp. 2. T. 1. — S. 851-860.

14. Khudyakov A. I. Izbrannye trudy po finansovomu pravu. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2010. — 472 s.

15. Khudyakov A. I. Diskussionnye voprosy predmeta finansovogo prava // Finansovoe pravo. — 2009. — № 3. — S. 2-8.

16. Yanzhul I. I. Osnovnye nachala finansovoy nauki: uchenie o gosudarstvennykh dokhodakh. — M.: Statut, 2002. — 555 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.