УДК 316
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА
© Александр Вадимович ЛОГИНОВ
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, аспирант, кафедра коммуникационного менеджмента, e-mail: sasha.logos88@gmail.com
Представлено исследование процессов социальной мобильности молодежи в условиях социально-экономической ситуации региона. Основываясь на том, что проблематика молодежной социальной мобильности становится все более актуальной в условиях современной России, осуществляется анализ специфических условий развития процессов социальной мобильности в регионе. Помимо выявления ряда проблем, препятствующих эффективной социальной мобильности провинциальной молодежи, также намечены пути решения данных проблем. В методическом плане опирается на современный исследовательский материал, монографии, статьи, посвященные проблемам мобильности молодежи. Научные выводы и практические результаты базируются в т. ч. и на материалах авторских социологических исследований, авторском анализе статистических данных органов государственного управления. Приходим к выводу о том, что процессы социальной мобильности провинциальной молодежи на рынке труда довольно проблематичны. Поэтому трансформации в политической и социально-экономической жизни России требуют новых подходов к интеграции молодого поколения в общество, его социализации и адаптации - в частности, большое значение имеет формирование у молодежи социально значимых мотивов и ценностей, которые в конечном счете ведут к выбору жизненной стратегии. Выводы и рекомендации логически и научно обоснованы, а также подкреплены статистическими и эмпирическими выкладками. Наглядность подачи материала достигается посредством графической презентации анализируемых данных.
Ключевые слова: регион; провинция; региональное пространство; социальная мобильность; социализация; молодежь.
Проблематика молодежной социальной мобильности становится все более актуальной в условиях современной России. Во-первых, это обусловлено демографическими проблемами: по прогнозам Лаборатории пенсионной реформы, отделения Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области, в столичном регионе в перспективе может сложиться ситуация, когда на одного пенсионера будет приходиться по одному лицу трудоспособного возраста [1]. Это, конечно, самый пессимистичный вариант, однако проблему он обозначает весьма четко: молодежь должна как можно быстрее начинать трудовую деятельность.
Во-вторых, молодежь на рынке труда представляет собой острую социальную проблему для любого государства, желающего выстроить грамотную политику [2]. В Российской Федерации, в частности, уже предпринимались попытки реализации программ содействия трудоустройству, однако результаты оказались довольно скромными: с одной стороны, у молодых людей недостает опыта, с другой - есть амбиции и желание работать. К чему может привести неверное решение вопроса об оптимизации молодеж-
ного труда явственно показывает ситуация во Франции в период принятия закона о первом найме: только благодаря созданию дополнительных рабочих мест правительству удалось стабилизировать ситуацию и прекратить многотысячные демонстрации и акты гражданского неповиновения.
Под социальной мобильностью нами понимается изменение выпускником или группами выпускников места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (вертикальная мобильность) в другой или в пределах того же слоя (горизонтальная мобильность) [3]. При этом отметим, что указанные изменения применительно к выпускникам связаны с началом трудовой деятельности, будь то трудоустройство по найму организаций или ведение собственного бизнеса, в т. ч. с продолжением ими обучения.
В условиях кризисных явлений в экономике эти проблемы только обостряются. Сегодня выпускники вузов оказались в более сложном положении по сравнению с предыдущими выпусками, т. к. искать работу им пришлось в условиях кризиса на рынке труда,
снижения экономической активности предпринимателей, сокращения работников [4].
С учетом вышесказанного, в сентябре-октябре 2014 г. автором было проведено исследование перспектив социальной мобильности молодежи в региональном пространстве Пензенской области (п = 500).
Объектом исследования выступили выпускники юридического и экономического (ФЭиУ) факультетов Пензенского государственного университета (студенты 4-х и 5-х курсов, обучающиеся по программам очного и заочного обучения).
Предмет - жизненные стратегии и установки в отношении дальнейшего профессионального и личностного пути молодого поколения.
Цель - исследовать перспективы социальной мобильности провинциальной молодежи в российском регионе.
Анализ результатов опроса, вторичных материалов и государственной статистики позволил поставить и осветить в материалах исследования следующие задачи:
- типологические и классификационные характеристики молодежи российской провинции, как определенного регионального субсоциума;
- жизненные стратегии провинциальной молодежи, на чем они основаны и какие механизмы реализации предполагают;
- профессионально-трудовое определение молодежи, сферы занятости, работа по специальности, мотивация и настроение на бизнес;
- материальные условия, уровень и качество жизни молодежи в провинции.
Попытаемся решить эти задачи.
По данным, полученным в результате проведения исследования, наибольшая группа из числа студентов считает, что обучение в вузе и диплом о высшем образовании создают условия для успешного карьерного роста. Второе место занимает стремление быть образованным и культурным человеком, третье - возможность стать профессионалом, получить хорошее образование для того, чтобы приносить пользу людям, обществу. Мотивацией получения диплома для
каждого восьмого респондента является возможность найти интересную работу, приносящую удовлетворение. Каждый десятый студент отмечает, что диплом о высшем образовании нужен для устройства на высокооплачиваемую работу (рис. 1).
Таким образом, основной мотивацией получения высшего образования для подавляющего числа студентов являются такие позитивные ценности, как карьера, культурное развитие, работа, приносящая удовлетворение, профессионализм, польза обществу. Для значительного меньшинства характерны, главным образом, прагматичные цели [5-8]. До 16 % опрошенных получение высшего образования связывают со своими гедонистическими потребностями в богатстве, полезных связях, влиятельном окружении и с возможностью удачного брака в будущем.
Полученные данные сопоставимы с результатами исследования по проблемам качества образования, в рамках которого подобный вопрос также интересовал исследователей. По мнению студентов, обучение в вузе дает студентам возможность сделать хорошую карьеру, получить хорошую специальность, определенный статус и высокий уровень культуры (рис. 2) [9].
В качестве контрольного вопроса перед студентами был поставлен вопрос о том, каких целей они хотели бы достичь в жизни в первую очередь. На сегодняшний момент основными жизненными ценностями являются семья, достаток и друзья (рис. 3).
Полученные данные не противоречат результатам сопоставимых исследований, т. к. карьерный рост предполагает материальный достаток.
Примерно три четверти студентов в будущем настроены на бизнес-карьеру. Каждый пятый из числа опрошенных не собирается останавливаться на достигнутом с получением диплома юриста, а считает для себя необходимым получение второго образования. Каждый шестой связывает свою дальнейшую жизнь с государственной службой и столько же с преподавательской деятельностью (табл. 1).
4 % 1 %
17%
17 %
14 %
□ Карьера
□ Повышение образования
□ Приносить пользу
□ Заслужить авторитет
□ Найти высокооплачиваемую работу
□ Профессиональный рост
□ Войти в круг преуспевающих людей
□ Удачно выйти замуж
Рис. 1. Мотивация получения диплома
30
□ Диплом
Высокий уровень культуры
□ Материальное благополучие
□ Возможность сделать карьеру
I Хорошую профессию
Рис. 2. Что дает обучение на факультете (в %)
7 %
10 %
17 %
32 %
24 %
10 %
□ Семья
□ Карьера
□ Материальное благполучие
□ Хорошие отношения с друзьями
□ Принести пользу Родине
□ Здоровье
Рис. 3. Каких целей Вы хотели бы достичь в первую очередь?
Таблица 1
Предпочитаемая сфера деятельности после получения диплома %
Научная деятельность 13,0
Преподавательская деятельность 17,0
Бизнес-карьера 73,1
Государственная служба 17,6
Политика 9,9
Получение второго образования 19,3
Обучение за рубежом 10,3
Другое 5,8
Затрудняюсь ответить 2,2
Главным мотивом трудовой деятельности (рис. 4) для респондентов является решение насущных жизненных потребностей -стремление иметь материальную независимость. На это указали 66,3 % респондентов.
Необходимость содержать семью находится на втором месте в процессе принятия решения о выходе на работу (38,0 %). По мере увеличения возраста эта мотивация становится значительнее.
На третьем месте находится один из высших мотивов самореализации личности -потребность в самоуважении и престижность быть работающим человеком (37,5 %). Причем эта мотивация в самоутверждении наших респондентов имеет значительный рост - от младшей до старшей возрастной категории.
Далее идут мотивы, которые имеют незначительные различия для всех возрастов молодежи:
- интересная работа - 24,1 %;
- желание «быть на людях», нежелание сидеть дома - 20,0 %;
- мнение родных, знакомых - 7,9 %.
При рассмотрении проблем, волнующих
молодежь, также было изучено, в чем, по их мнению, нарушаются права представителей молодого поколения [10]. Чем больше возраст респондентов, тем больше высказывают они мнение о том, что право на труд им не обеспечено.
При этом оценка ценностных ориента-ций студентов показывает в целом невысокий уровень общей культуры и эрудиции. В выборе любимых учебных дисциплин значительное количество студентов обоих уровней образования назвали не дисциплины специализации, а дисциплины любимых преподавателей. Большинство респондентов не имеют
пристрастия к чтению, любимых писателей и книг.
Большинство респондентов предпочитают зарубежные (чаще американские) фильмы в жанрах боевика и комедии. Значительную часть предпочтений составляют также современные российские телесериалы, незначительную - серьезные произведения отечественной кинематографии. Молодые люди, как правило, много времени затрачивают на просмотр довольно низкопробных передач телевидения. Среди любимых указываются, в основном, шоу-программы (к примеру, «Дом 2»). Интеллектуальные передачи интересуют малую часть студентов.
Основными увлечениями молодежи являются современная поп-музыка и спорт, автомобили (особенно среди мужской части респондентов). Среди других вариантов указывали компьютерные игры, танцы, чтение, кино и др.
Студенты не назвали учебные и научно-популярные передачи по выбранной профессии. Все ограничиваются содержанием лекций, реже - учебников и других учебно-методических пособий.
Нас интересовали также мотивы выбора студентами учебных заведений. Для респондентов основным является «желание стать специалистом» (26 %), далее идет «интерес к профессии» (18,2 %) и «желание найти работу, стать финансово независимым» (14,6 %). Наименьшее значение для респондентов имеет «желание» откосить «от армии» (1,7 %). Значимыми оказались мотивы: «повышение общей культуры» (9 %) и «подчинение решению родителей» (6 %). При этом 19 % респондентов указали в качестве мотивов «вынужденные обстоятельства», «получение диплома как цель» (рис. 5).
15 %
Рис. 5. Мотивация выбора учебных заведений
Деньги как фактор профессиональной социализации и стимулирования студентов к усвоению знаний, овладению трудовыми умениями и навыками, приобретению профессий, которые в последующем могут обеспечить хорошо оплачиваемую работу, достойную жизнь, стали играть существенную роль. В ходе исследования изучались расходы студентов за неделю. Большинство обучающихся (62,5 %) расходуют в неделю в среднем до 500 руб. Несколько ниже процент тех, кто тратит более 500 руб. (до 1000 руб. -23,4 %, свыше 1000 руб. - 11,3 %). Основные статьи расходов студентов: питание (34,3 %), транспорт (24,8 %), мобильный телефон (18,5 %), развлечения (8,8 %), учебники (8,4 %). Помимо предложенных вариантов студенты указали следующие: на посещение
□ Стремление иметь материальную независимость
□ Желание «быть на людях»; нежелание сидеть дома
□ Вам просто понравилась работа, она Вам интересна
□ Мнение родных, знакомых
□ Потребность в самоутверждении
□ Необходимость содержать семью
□ Желание стать специалистом
□ Интерес к профессии
□ Желание найти работу, стать финансово независимым
□ Желание «откосить» от армии
□ Повышение общей культуры
□ Подчинение решению родителей
□ Другое
спортивных учреждений, оплату квартиры, косметику, сигареты и т. д.
Около 48 % респондентов ответили, что после окончания учебного заведения пойдут работать по специальности. У 24 % - неопределенные планы, зависимы от решения родителей - 2,8 %. 6 % студентов ответили, что пойдут работать не по специальности (рис. 6).
Успешная карьера волнует всех опрошенных. Респонденты хотят видеть себя в качестве чиновников серьезной государственной структуры (32,5 %) и руководителями на производстве (32,1 %). Успешными бизнесменами хотят стать 18,3 % респондентов.
Суммировав ответы «успешный бизнесмен», «большой чиновник» и «крупный руководитель», получаем следующее: для ре-
Рис. 4. Мотивация трудовой деятельности молодежи
спондентов при прогнозировании будущего важнее всего оказался материальный и социальный статус. Интеллектуальный уровень и творческая самореализация существенны лишь для немногих. Всего 7,1 % желают быть деятелями культуры, науки, образования (рис. 7).
То есть зачастую наблюдается завышенная амбициозность респондентов, их претензии на высокий социальный статус без адекватных усилий по получению соответствующей интеллектуальной и культурной базы.
□ Пойдут работать по специальности
□ Неопределенные планы
□ Зависит от решения родителей
□ Пойдут работать не по специальности
Рис. 6. Оценка респондентами своих планов относительно трудоустройства после окончания учебы
(в %)
Образование Культура Наука Крупный бизнес Производство Государственная служба
Рис. 7. Оценка молодежью различных сфер трудовой деятельности в аспекте их привлекательности
Представляется, что проблему социаль- адаптации учащейся молодежи невозможно ной мобильности и социально-экономической раскрыть без исследования механизма соци-
( 02,5 О 1, 5 (-рз , 1 3
[ и 18
( 0 32 1
1 О32, 5 / / /' / /'
окультурного воздействия родительских семей на учащуюся молодежь. По нашему мнению, именно в этом исправно работающем механизме, определяющем преемственность поколений, и состоит будущее страны. Специфика данного подхода состоит в изучении проблем социальной мобильности учащейся молодежи с позиции, которая включает в себя сравнительный анализ следующих характеристик семьи: образовательный уровень родителей, уровень их материальной обеспеченности и профессиональный статус. За исключением первой и последней объективных характеристик, уровень материальной обеспеченности представляет собой субъективную оценку респондентами своего положения [11].
Результаты наших социологических исследований подтверждают гипотезу российских исследователей о том, что в последние годы в нашей стране изменяется модель семейной социализации. Главное направление этих изменений - переход от традиционалистских к современным (модернистским) образцам поведения [12].
Так, в ведущих вузах Пензенской области, согласно результатам социологических исследований, начинает преобладать парен-тократическая модель, в которой образование детей в возрастающей степени зависит от благосостояния и желания их родителей, нежели от их собственных способностей и усилий. Вполне естественно, что преимущество имеют те из молодых людей, кто проживает в г. Пенза и городах Пензенской области или те, чьи родители способны оплатить обучение студента и его проживание в городе.
Необходимо учитывать также влияние семейных традиций на профессиональные интересы абитуриентов, поскольку именно это закрепляет учащуюся молодежь в тех социальных группах, представителями которых являются их родители [13]. Если сам мотив выбора специальности или вуза недостаточно осознан студентом, тогда на первый план выступает преемственность родительской профессии.
1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
1. Пузиков В.Г. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 15-22.
2. Clark T. Is social mobility dead? // The Guardian. 2014. Vol. 3. 10 March.
3. Бедность и бедные в современной России / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2014.
4. Гимпельсон В.Е., Монусова Г.А. Восприятие неравенства и социальная мобильность // Проблемы рынка труда. 2014. № 3. С. 55-58.
5. Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография. М., 2015.
6. Isaacs J., Sawhill Is. The Limits On Economic Mobility // The Brookings Institution. 2013. Vol. 15. P. 14.
7. Piketty T. Capital in the 21st century. L., 2014.
8. Мещерякова М. Технология управления качеством профессиональной подготовки в вузе // Вестник высшей школы. 2006. № 1. С. 7-18.
9. Требования работодателей к системе профессионального образования. Серия Управление. Финансы. Образование / под ред. Т.Л. Кляч-ко, Г.А. Краснова. М., 2012.
10. Экономика и общество: Проблема социальной справедливости / отв. ред. Ю.В. Веселов. СПб., 2012.
11. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 102-109.
12. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д. Молодежь России на рубеже XX-XXI вв.: образование, труд, социальное самочувствие. М., 2014.
1. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Ob-shchestvo. M., 1992.
2. Puzikov V.G. Investitsionnyy potentsial obra-zovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. № 2. S. 15-22.
3. Clark T. Is social mobility dead? // The Guardian. 2014. Vol. 3. 10 March.
4. Bednost' i bednye v sovremennoy Rossii / pod red. M.K. Gorshkova, N.E. Tikhonovoy. M., 2014.
5. Gimpel'son V.E., Monusova G.A. Vospriyatie neravenstva i sotsial'naya mobil'nost' // Problemy rynka truda. 2014. № 3. S. 55-58.
6. Konstantinovskiy D.L., Abramova M.A., Vozne-senskaya E.D., Goncharova G.S., Kostyuk V.G., Popova E.S., Cherednichenko G.A. Novye smys-ly v obrazovatel'nykh strategiyakh molodezhi: 50 let issledovaniya: monografiya. M., 2015.
7. Isaacs J., Sawhill Is. The Limits On Economic Mobility // The Brookings Institution. 2013. Vol. 15. P. 14.
8. Piketty T. Capital in the 21st century. L., 2014.
9. Meshcheryakova M. Tekhnologiya upravleniya kachestvom professional'noy podgotovki v vuze // Vestnik vysshey shkoly. 2006. № 1. S. 7-18.
10. Trebovaniya rabotodateley k sisteme professional'nogo obrazovaniya. Seriya Upravlenie. Finansy. Obrazovanie / pod red. T.L. Klyachko, G.A. Krasnova. M., 2012.
11. Ekonomika i obshchestvo: Problema sotsial'noy spravedlivosti / otv. red. Yu.V. Veselov. SPb., 2012.
12. Dement'eva I.F. Sotsial'noe samochuvstvie sem'i // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 9. S. 102-109.
13. Konstantinovskiy D.L., Voznesenskaya E.D. Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vv.: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie. M., 2014.
Поступила в редакцию 23.01.2015 г.
UDC 316
SOCIAL MOBILITY OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF REGION Aleksandr Vadimovich LOGINOV, Penza State University, Penza, Russian Federation, Post-graduate Student, Communi-cational Management Department, e-mail: sasha.logos88@gmail.com
Study of the processes of social mobility of youth in the socio-economic situation in the region was presented. Based on the fact that the issue of youth social mobility is becoming increasingly important in today's Russia, the specific conditions of development of processes of social mobility in the region were analyzed. In addition to identifying a number of obstacles to effective social mobility provincial youth, were also outlined solutions to these problems. In methodological terms relies on modern research material, monographs and articles on the problems of youth mobility. Scientific conclusions and practical results are based including copyright on the author's materials of sociological research, the analysis of statistical data of the government. Conclusion that the process of social mobility of provincial youth in the labor market is quite problematic was made. Therefore, the transformation in the political and socio-economic life of Russia requires new approaches to the integration of the younger generation in society, socialization and adaptation - in particular, is of great importance in the formation of youth socially significant motives and values, which ultimately lead to the choice of life strategy. Conclusions and recommendations logically and scientifically justified and supported by statistical and empirical calculations. Visibility of the material is achieved by means of graphical presentation of data being analyzed.
Key words: region; province; regional space; social mobility; socialization; youth.