Научная статья на тему 'Социальная мифология в современной массовой культуре и литературе'

Социальная мифология в современной массовой культуре и литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
720
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ / ХАОС / КОСМОС / АРХЕТИПЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черновская М.С.

Статья посвящена анализу социальных мифов в современной массовой культуре и литературе. Показано, что в основе социального мифа лежит космогоническая модель мироздания. В статье рассматриваются характеристики, функции и главные мифологемы данной модели: мифологемы Хаоса и Космоса, а также главные архетипические персонажи, актуализирующиеся в современной массовой литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social mythology of the modern mass culture and literature

The article deals with the concept of social myth in modern mass culture and literature which is based on the cosmogonical model. The main characteristics, functions and mythologemes of this model are considered, including the mythologemes of Chaos and Cosmos as well as the main archetypes conveyed by modern mass literature.

Текст научной работы на тему «Социальная мифология в современной массовой культуре и литературе»

подходов в гуманитарной сфере. Признание абсолютной ценности разнообразия локальных культур, их самоценности, о чем в свое время писал еще Н.Я. Данилевский [11], понимание хрупкости существования и опасности уничтожения традиционных культур и языков привели к тому, что межкультурная коммуникация стала бурно развиваться. Диалог культур и межкультурное взаимодействие тем не менее выходят далеко за пределы лингвистического опыта. Они самым непосредственным образом влияют на состояние общественных отношений, затрагивают социокультурное развитие общества в целом, гарантируют общественную стабильность.

В качестве вывода можно отметить, что феномен культурного взаимодействия определяется в первую очередь как процесс непосредственного общения между представителями различных культур на индивидуальном, групповом и цивилизационном уровнях. Этот процесс включает в себя смысловой и идеально-содержательный аспект различных форм общения. Межкультурное взаимодействие понимается как гуманитарная и социально-политическая проблема современного состояния культурно-исторического процесса, как важнейший фактор сохранения стабильности в обществе. В данной статье межкультурное взаимодействие анализируется на основе культурно-антропологического и социально-философского подходов как ведущих в философском знании и акцентирующих внимание на значении диалога культур для современной цивилизации.

Л и т е р а т у р а

1. Абалкин Л.И. Поиск путей взаимопонимания цивилизаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С.20.

2. Коковкина А.А. Эстетическое и этическое в межкультурной коммуникации: основания и проблемы взаимодействия культур в глобальной перспективе // Этносоциум и межнациональная культура, №2 (44). -М.: Этносоциум, 2012. - С.66.

3. Алексеев-Апраксин А.М. Культурная реальность в свете исследования межкультурных взаимодействий // Вестник ЛГУ имени А.С.Пушкина. Сер Философия. - 2010. - №4.

4. Иконникова С.Н. Перспективы сравнительной культурологии и диалог цивилизаций//Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С.236-237.

5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - С.21.

6. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8. - С.15-18.

7. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996.

8. Касьянов В.В. Взаимовлияние культур в условиях глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки (электронный журнал). - 2013. - Вып. 4:http://www.online-science.ru/m/productspunkt/number_4-2013/ (дата обращения 13.12.2013).

9. Бабайцев А.Ю. Коммуникация // Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный дом, 2003. - C. 497.

10. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации. - М.: Советский спорт, 2010.

11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб., 1995.

УДК 316.74:82 Канд. соц. наук М.С.ЧЕРНОВСКАЯ

(ЛГУ им. А.С. Пушкина,: marmila05@mail.ru)

СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

И ЛИТЕРАТУРЕ

Современная массовая культура, социальные мифы, волшебная сказка, космогонический миф, Хаос, Космос, архетипы

Социальные мифы, лежащие в основе современной массовой культуры, являются смысло - и мирообразующими константами, в которых реализуется космогоническая модель мира. Космогонический миф, выполняя функции мироупорядочивания, мироосмысления и мировосстановления, присущ как первобытному, так и современному мышлению. Космогонический миф, понимаемый в современном смысле, - это стремление человека к организации социума и

социальных отношений по идеальным архетипическим законам миропорядка, выхода из хаоса, разъединенности и неопределенности. Как отмечает В.В. Василькова, космогоническая модель мироздания мифа и сказки (хождение героя в бездну Хаоса ради достижения победы над ним и восстановления миропорядка) является социальной и воплощается, в частности, в сюжетных мотивах современной массовой культуры как аналогах Пропповской волшебной сказки. Герой приходит на помощь к жертве враждебных сил (индивидов, или социальных институтов), сражается с ними, преодолевая трудности, препятствия, искушения, и в награду получает любовь спасенной героини. Необходимым является логическое развертывание «сказки» от «недостачи» до «свадьбы», от потери до восстановления, от хаоса к гармонии [1].

Американский женский роман как популярный жанр массовой культуры и литературы за последние пятнадцать лет стал лидером на книжном рынке Соединенных Штатов и России. Три самых ярких и популярных представительницы данного жанра - Даниэла Стил (социальная и историческая мелодрама), Нора Робертс (детектив и любовный роман) и Мэри Хиггинс Кларк (детектив с элементами фантастики) лидируют у себя на родине и в России как по рейтингу, так и по продажам. Показательно, что за последнее время на русский язык были переведены 152 романа Даниэлы Стил и 82 произведения Норы Робертс. Мэри Хиггинс Кларк называют современной Агатой Кристи - на Интернет-прилавках представлено 28 произведений. Многие произведения данного жанра экранизированы (художественные фильмы «Из коллекции Даниэлы Стил», «Из коллекции Мэри Хиггинс Кларк») и демонстрировались в России. Социальные мифы - мощный источник популярности и привлекательности женского романа для его читателей. Герои женского романа проходят переломные моменты жизненного цикла (ритуалы перехода, инициации; процесс индивидуации по Юнгу), являющиеся элементами космогонической модели социального мифа -взросление, столкновение с социальной несправедливостью, смерть и другие утраты, катастрофы, социальные катаклизмы и т.д., но в финале преодолевают все трудности и достигают гармонии, «настоящей» любви, находят идеального партнера и успешную карьеру.

Рассмотрим основные действующие лица американского женского романа с позиции космогонического мифа, используя терминологию К.Г. Юнга [2] и В.Я. Проппа [3].

Герой - самая стандартизированная фигура в женском романе. Прежде всего, он -необычайно хорош собой, мускулист и сексуален. Во-вторых, он сочетает некоторую «дикость» и нередко жесткий, свободолюбивый нрав с добрым и отзывчивым сердцем. В некоторых вариациях женского романа он может вести свободный образ жизни, не отличающийся пуританским поведением, или у него могут быть ошибки в прошлом; в любом случае, он занимается обычно благородным и иногда опасным делом - может быть врачом, воспитателем, психологом, детективом, полицейским, журналистом. В подавляющем большинстве сюжетных вариаций герой одинок и не связан брачными узами, иногда он разведен или вдовец. Мужской Архетип (Анимус), актуализирующийся в образе главного героя, выражается либо в образе героя-любовника (в положительном аспекте), либо героя-спасителя, а иногда и в образе Сенекса - отца или деда героини. Архетипическая функция «героя» в романе - ликвидация недостачи и возвращение утраченных ценностей (борьба и победа над антагонистами), и спасение, а затем и воссоединение с героиней.

Героиня - в отличие от сказки, где она выступает в основном в качестве награды или жертвы, героиня женского романа является главным персонажем и выполняет вполне самостоятельную, независимую роль, по крайней мере, до появления «героя». Она, как правило, живет одна и не зависит от родителей, успешно занимается карьерой. Это может быть «женский» бизнес (владение магазином модной одежды), мужское дело (частный сыщик) или творческая профессия (дизайнер, художник). Вторым сюжетным вариантом является счастливое (поначалу) замужество героини, в таком случае она - домохозяйка, которая тем не менее обладает талантами менеджера и оформителя. Как и во многих любовных женских романах, героиня сочетает внешнюю привлекательность и необычайную сексуальность с умом и инициативностью (хотя в некоторых романах как сексуальность, так и инициативность до встречи с героем латентны). В образе главной героини на первый план выступает все «женственное», «сексуальное», «магическое», что присуще архетипу Анимы и его мифологическим проявлениям - Коры (Девушки), которая привлекает Героя своей невинностью и неопытностью; Королевы (Колдуньи), которая соблазняет и «околдовывает» Героя; Матери (Великой Матери, Деметры), которая становится матерью его детей. Часто это - современная Золушка, которая благодаря своим усилиям, честности и доброте получает вознаграждение в виде

«принца», который, разумеется, имеет вполне реальную профессию. Героиня также может выполнять роль «отправителя» и «задавать» трудные задачи герою с целью проверить и испытать его чувства. Проходя череду испытаний и лишений, с помощью помощников она достигает узнавания настоящего героя и единения (воссоединения) с ним, а вместе с этим - счастья и гармонии с собой и миром. Рассмотрим архетипические роли героинь женского романа и их реализацию в космогонических конвенциях женского романа, используя терминологию В. Проппа и К. Г. Юнга:

а) Героиня-Царевна - это неопытная, по сути, беззащитная жертва жизненных обстоятельств, собственных ошибок или козней врагов, о которых она какое-то время может и не подозревать. Слабая и доверчивая Героиня проходит этапы женской «инициации», попав в ловушку и став жертвой обмана, злодеев-антагонистов. На помощь к ней приходит Герой, который выручает ее из опасной и сложной ситуации, и она полностью подчиняется его любовной власти. Лишь только любовь и подвиг героя помогает героине преодолеть все жизненные невзгоды и препятствия и самореализоваться в счастливой и взаимной любви.

б) Героиня-Герой - героиня (по крайней мере временно) превосходит Героя по профессиональным качествам и выполняет его работу (например, детектива, полицейского). При отсутствии Героя она может активно вести дело, например, самостоятельно заниматься поиском пропавших ценностей или выручать Героя из беды. Вариантом данной модели является сюжетная конвенция, когда вначале Героиня живет для Героя, отказываясь от успешной карьеры, чтобы не конкурировать с ним, затем происходит несчастный случай, который вскрывает его обман; муж превращается в ложного Героя и даже Антагониста, а Героиня, совершая геройский поступок, при помощи потусторонних сил (волшебных помощников) или настоящего Героя становится сильной и профессионально успешной. в) Героиня-Трикстер - Герой и Героиня могут быть соперниками в профессиональной сфере, занимаясь одним делом. Героиня старается всячески перехитрить, обмануть, обойти Героя, особенно если оба занимаются одним и тем же делом и в их отношениях есть конкуренция. Она может тайком совершать какие-либо действия, которые могут навредить Герою или общему делу, если они работают в паре. В их профессиональных отношениях наступает кризис, и им приходится идти на компромисс, чтобы восстановить утраченную гармонию.

г) Героиня-Антагонист - Героиня открыто или скрыто враждебна Герою (по крайней мере, временно) и выступает в роли противника Героя. Только лишь обнаружение общей задачи (дела) и внезапно вспыхнувшая страсть могут примирить героев.

Антагонист-вредитель - он может выступать как в единственном, так и множественном числе. Это может быть преступная группа, занимающаяся похищениями; продажный политик или главный менеджер в фирме; лицемерный коллега, мечтающий занять места героя и считающий, что с ним поступают несправедливо; «другая» женщина (соперница, например, секретарь мужа). Иногда место антагониста может занимать «ложный герой» и, в редких случаях, враждебные силы обстоятельств или заблуждений. В образе антагониста или, как мы далее рассмотрим, ложного героя актуализируется отрицательный аспект мужского архетипа Анимуса. Его архетипическая функция -обеспечение недостачи (потери) и захват ценностей, вредительство, борьба, преследование; в терминах космогонического мифа - творение Хаоса, Беспорядка.

Ложный Герой - это может быть и первый муж или друг героини, который поначалу представляется читателям положительным Героем. Его функция - пособничество при нарушении порядка, обман. В результате случайного «узнавания» вскрывается его истинное лицо и в дальнейшем его притязания на героиню или ценности оказываются ложными.

Даритель и помощники - часто эти функции совмещены. Это могут быть либо верные друзья и коллеги героев, либо родственники (как близкие, так и дальние), а также в мистических вариациях женского романа - умершие родители, выполняющие архетипическую функцию Сенекса или Духа через сны и видения. Сказочная функция Дарителя и Помощников - дарование волшебного средства - в женском романе актуализируется либо в виде реальной помощи силой и спасением от преследований, оружием, деньгами (наследством), либо помощи символической в виде доброго совета, напутствия, моральной поддержки.

Что касается основных сюжетных конвенций структуры женского романа как жанра современной массовой культуры и литературы, то архетипически их можно объединить, следуя логике волшебной сказки и космогонического мифа, в два главных элемента: потеря (недостача) и ее

ликвидация (знаменующая счастливый конец). В качестве недостачи может выступать реальная потеря - например, похищение/пропажа ребенка или мужа героини; несчастный случай или катастрофа, в которой страдает один из членов семьи героини или ее близкие друзья; опасная ситуация, в которую попадает герой (ему угрожает тюрьма); иногда смерть члена семьи, повлекшая за собой раскрытие семейной тайны, находившейся под запретом. Ликвидация недостачи может осуществляться как возвращение/восстановление утраченных ценностей (как материальных, так и символических) посредством достижения победы над антагонистами-вредителями героем в одиночку или совместно с героиней. Современная массовая литература (на примере рассмотренного нами американского женского романа) отражает социальные изменения в обществе конца ХХ - начала XXI века: идеи феминизма, сексуальная и гендерная революции, новые социальные ценности -утверждение социальной роли женщины как эмансипированной, независимой и свободной в выборе профессии, образа жизни и партнера; женщины, успешно занимающейся своим делом (а часто и бизнесом, считающимся мужским), и как следствие этого, равноправие в личных и профессиональных отношениях. Тем не менее, в рамках новых социальных ценностей, репрезентируемых современной массовой культурой и литературой, закрепляется традиционное распределение социальных и личных ролей, и это является компромиссом, который поддерживает социокультурный порядок. И, выражаясь в терминах социальной мифологии, достижение данного идеального Миропорядка сопряжено с чередой испытаний, временной утратой гармонии с собственной идентичностью и Космосом. Следовательно, космогонический миф является основополагающим социальным мифом американского женского романа, хотя в нем также реализуются нестареющие мифы о Золушке и «американской мечте», миф о борьбе добра и зла и победе добра.

Л и т е р а т у р а

1. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии»/Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексеенко. - СПб.: Лань, 1999. - 480 с.

2. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический Проект, 2009. - 302 с.

3. Пропп В. Морфология сказки. - Изд. 2. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

УДК 122/129 Аспирант Е.А. ПОТЕХИНА

(ЛГУ им. А.С. Пушкина, pea.89@inbox.ru)

КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ФЕМИННОГО В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Культурная модель, гендерный стереотип, феминное, маскулинное, западно-европейское Средневековье, христианская доктрина

На протяжении европейской истории представления людей о природе и роли гендерных различий постоянно менялись: от античности до наших дней европейская философская и общественно-политическая мысль прошла несколько последовательных этапов формирования идей о сущности феминного и маскулинного. Данные представления складывались под влиянием ряда факторов:

- постулатов основных идейных источников, главными из которых являлись философские и религиозные концепции;

- собственно вытекающей из них культурной традиции восприятия и отношения к мужскому и женскому в обществе, обнаруживающей очевидную преемственность эпох;

- материально-духовных потребностей и стремлений общества, отражавшихся в фактическом положении мужчин и женщин в рамках культуры и провоцирующих, сообразно ситуации, поддержание или переосмысление культурной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.