Научная статья на тему 'Социальная культура как гуманизация цивилизации'

Социальная культура как гуманизация цивилизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапина Татьяна Сергеевна

Social culture (in the narrow sense) is not studied thoroughly enough. It consists of special measures upon humanization of social relations and main tenance of human potential of society. The article reveals philosophic bases of this kind of culture and shows its global nature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social culture as humanization of civilization

Social culture (in the narrow sense) is not studied thoroughly enough. It consists of special measures upon humanization of social relations and main tenance of human potential of society. The article reveals philosophic bases of this kind of culture and shows its global nature.

Текст научной работы на тему «Социальная культура как гуманизация цивилизации»

«технический прогресс (high tech) - душевный комфорт (high touch)», когда каждая новая технология сопровождается компенсаторной гуманитарной реакцией [16]. Кроме того, культурные созидатели имеют в своих руках мощный инструмент распространения своих идей в виде современных информационно -коммуникационных технологий.

Итак, на сегодняшний день, очевидно, что в информационном обществе как социокультурной среде в контексте идеационного анализа по схеме «гуманизм-постгуманизм-неогуманизм» превалирует состояние постгуманизма, характеризующееся ощущением терминальности существования человеческого существа в традиционном гуманистическом понимании, вектор параллельного развития информационного общества и потребительского общества видится как тупиковый и ведущий к коллапсу. Однако, пример техно-неогуманистов типа Дж. Барлоу и растущий сегмент сообществ, в том числе виртуальных, подобных «культурным созидателям» оставляет надежду на возможность развертывания и позитивных сценариев развития информационного общества как социокультурной системы.

2. Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to Our Changing Society. N. Y., 1969.

3. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. Basic Books. N. Y., 1999.

4. Зиновьев A.A. Глобальный человейник. М., 2003. С. 10.

5. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М, 1998. С. 43-44.

6. Фукуяма Ф. // Вопр. философии. 1990. № 3. С. 148.

7. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2000. С. 251.

8. DurningA.T. // Environmental Ethics. Readings in Theory and Application / Posman, P. Louis (Editor). Boston, L., 1994. P. 487.

9. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N. Y., 2000.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 58-59.

11. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 43.

12. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002. С. 399.

13. Барлоу Дж.П. // Информационное общество. М., 2004. С. 349-355.

14. Ray P.H. The Rise of Integral Culture. The Noetic Sciences Review, Spring 1996. P. 76.

15. Ray P.H. The Emerging Culture. American Demographics. February, 1997. P. 43.

16. Нейсбит Дж. Мегатренды. М., 2003. С. 8.

1. Machlup F. 7Ъе Production and Distribution of Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

Knowledge in the United States. Princeton, 1962.

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ГУМАНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Т.С. Лапина

Lapina T.S. Social culture as humanization of civilization. Social culture (in the narrow sense) is not studied thoroughly enough. It consists of special measures upon humanization of social relations and maintenance of human potential of society. The article reveals philosophic bases of this kind of culture and shows its global nature.

Начиная с середины XX в. - времени принятия первых международных документов по правам человека - в мире особенно бурно эволюционирует вид культуры, непосредственным назначением которого является гуманизация общественных отношений, -социальная (в узком смысле) культура. В широком смысле «социальное» тождествен-

но «общественному», а в узком - «социальное» означает сосуществование людей в обществе, деление населения на различные слои и классы, выделение из него разнотипных участников общественной жизни, а также отношения между различными типами участников. Рассматриваемую культуру

можно назвать и гуманитарной, если срав-

нивать ее с технической, и она составляет один из наиболее крупных видов культуры вообще, находясь в ряду с материальной, духовной и политической. В сфере гуманитарной культуры субъекты целенаправленно изобретают и внедряют в общественную жизнь как личностно-индивидуальные, так и социальные формы гуманизма, некоторые из которых зародились еще в далеком прошлом (например, благотворительность и меценатство, официальная помощь ветеранам войн и вдовам погибших воинов, общественное призрение сирот и немощных людей, снижение ставки ссудного процента).

Изучение истории вопроса и состояния социальной помощи на Земле в современный период показывает, что субъектами умиротворения общественных отношений и оказания социального вспомоществования в принципе могут быть органы общественного управления (государственного, муниципального, гражданского, международного), субъекты материального и духовного производства (предприниматели, банкиры, коммерсанты, писатели, артисты, художники и т. д.), а также соответствующие структуры (производственные, финансовые, художественные и иные), профессионалы определенных категорий (социальные работники, врачи, медсестры, юристы и др.), религиозные организации и церковь, а кроме того - лица, добровольно вставшие на путь миротворческой и социальной работы: например, какие-то

представители правящих династий, правозащитники из числа волонтеров и др. Выявляется, что начиная с древности и по сию пору поиск субъектами форм гуманизации встает в качестве особой проблемы не только и не столько на уровне личных отношений между людьми, сколько на макроуровне, т. е. в качестве общественной задачи.

Теоретическое выведение «человеческого измерения» и практическое возделывание соответственно ему общественного бытия составляет отдельное направление активности субъектов, из чего следует вывод: есть резон гораздо более подчеркнуто и явно, чем это делалось в теории ранее, выделять особый вид культуры. Между тем, социальная культура далеко не во всех культурологических работах обособляется в качестве вида, и пока отсутствует достаточно полное раскрытие ее природы. Социальная культура пред-

ставляет собой возделывание гуманизированной социальности, при этом развитие теории культуры пошло таким образом, что культуроносная социальность - творение людей, которое в числе немногих не изготавливается из природного материала и поэтому полностью представляет собой человеческое создание, - не привлекла еще достаточного внимания исследователей в отличие, например, от науки и искусства. Однако социальность - главная и непосредственная среда человеческого существования, и определенные субъекты цивилизованного общества продуцируют специальные способы придания ей антропофильного характера. Они дифференцируются в зависимости от конкретных целей, на которые бывает направлена социальная политика тех или иных государственных, гражданско-инициативных, предпринимательских и религиозных структур.

Коротко охарактеризуем рассматриваемую культуру. Существуют два основных вида социальных (в узком смысле) связей: 1) межсубъектные отношения и 2) отношение социальных субъектов к несубъектным (в социальном, а не юридическом смысле) участникам общественных отношений. Соответственно двумя главными блоками рассматриваемой культуры выступают: а) придание межсубъектным отношениям умиротворенного, т. е. правового, бесконфликтного, нежертвенного, ненасильственного и вообще гуманистически ориентированного характера. В частности, это проявляется во внедрении договорных начал и социального партнерства в практику установления меж-субъектных отношений и разрешения политических, трудовых, национальных, территориальных (например, на основе принципа «мир за землю») и иных споров и конфликтов, а также в своевременном принятии профилактических мер против возбуждения какой-то стороной насильственных действий на почве разжигания вражды между теми или иными странами, социальными слоями или группами, общностями, этносами; б) социальное обслуживание и защита «слабых» участников: инвалидов, стариков, сирот, беженцев, жертв преступлений, войн, стихийных бедствий ит. п. (Этот блок сейчас называют «со-циалкой» или от английских слов - «вэл-фэр»). В социальной защите нуждаются младенчество и детство, материнство, социально

неокрепшая молодежь, неблагополучные семьи и т. д., а также могут нуждаться по существу «сильные» участники, из-за характера их активности и/или особых перипетий общественной и их личной жизни поставленные в неблагоприятные условия: новаторы, реформаторы, малый и средний бизнес, перспективные ученые, квалифицированные работники, оказавшиеся безработными, невостребованные таланты и др.

Внутри длинного ряда стран насущным делом является применение весьма широкого спектра социально-обеспечительных и защитных мер как-то: охрана труда и пенсионное обеспечение работника в старости, защита прав личности через суд, государственная и общественная защита прав потребителя ит. д. Реабилитационными службами и кризисными центрами в этих странах проводится восстановительная работа над людьми, травмированными вследствие аварий, катастроф, ведения военных действий, стихийных бедствий, социальных столкновений и преступного насилия над личностью; в них ведется борьба с бедностью и принимаются меры по уменьшению разницы в доходах между самыми богатыми и самыми бедными (в частности, путем законодательного введения прогрессивной шкалы налогообложения), что несколько снижает остроту напряженности в имущественных отношениях. Рассматриваемый вид окультуривания выражается и во введении социального сопровождения семей; выделении для трудоспособных инвалидов в фирмах и на предприятиях специальных рабочих мест, в подчинении в чем-то их ограниченным возможностям планировок улиц, жилых домов и квартир.

В порядке иллюстрации предпримем краткий экскурс в историю окультуривания труда и трудовых отношений. В конце XIX в. трудовые отношения в развитых странах Запада в основном были поставлены в цивилизованные рамки. В первую очередь это явилось следствием забастовочной борьбы западноевропейских рабочих. Облегчение условий труда происходило также под влиянием голосов гуманистически настроенной общественности, звучавших со страниц периодических изданий, общественно-политических и теоретических работ, в которых высказывалось сочувствие тяжелому положению рабочих и раздавалась критика в адрес работода-

телей и правительств за безжалостность, проявляемую по отношению к рабочему люду. Государства и работодатели пошли на уступки работникам, хотя это не означает, что все противоречия там между предпринимателями и наемными работниками были сняты, часть которых существует, как известно, и по сей день. Однако уже тогда были разработаны некоторые способы их смягчения и разрешения.

В указанное время в этих странах произошла юридизация трудовых отношений, при этом первой страной, в которой было принято достаточно прогрессивное социальное законодательство, была Германия. Вследствие отмеченного заметно улучшились условия труда, что выразилось в ограничении рабочего времени с 15 до 9-10 часов в сутки, законодательном введении выходных и праздничных дней, повышении зарплаты, смягчении условий труда и усилении его охраны. Первые профсоюзы возникли в странах Западной Европы еще в XVII в., но они могли действовать лишь нелегально, тогда как обозначенное время ознаменовалось там легализацией и активизацией деятельности профсоюзов. Кроме того, в указанных странах возникли государственные инспекции труда, которые осуществляли надзор и контроль за соблюдением социального законодательства. В начале XX в. трудовые отношения стали оформляться таким юридическим документом, как трудовой договор, в котором оговаривались порядок найма, обязанности и права (включая право на забастовку) работника. Была введена система его защиты: с конца XIX - начала XX в. западноевропейские рабочие получили возможность обращаться в суд за защитой своих прав.

В России в 1886 г. был принят Устав о промышленном труде, в котором значились и права работника, однако он плохо соблюдался. В современный период основные права наемного работника в России юридически закреплены в Трудовом кодексе РФ 2001 г., но с соблюдением этих прав в стране пока еще наблюдаются большие трудности. Отметим и то, что в законодательстве ряда стран, в том числе в трудовом законодательстве РФ, из-за особенностей психики и организма подростков и женщин, а также из-за выполнения последними детородной и материн-

ской функций охрана труда женщин и подростков прописана не только общим, но и особым образом. Особая охрана труда осуществляется кроме того по отношению к труду инвалидов и лиц пенсионного возраста. В трудовых законодательствах многих стран зафиксированы положенность дополнительного отпуска работникам, занятым на производствах с вредными условиями труда, а также положенность повышенной оплаты сверхурочных часов работы и работы в праздничные дни. В 1989 г. была принята международная конвенция о правах ребенка, в которой, в частности, содержится запрет на применение детского труда.

Окультуривание трудовых отношений выражается и в учреждении по странам бирж труда и центров трудовой занятости, в выплате пособий по безработице, во вменении правительствам и предпринимателям такой функции, как создание новых рабочих мест. Достижением своего времени было введение и несколько иной цивилизованной формы установления трудовых отношений - заключения контракта, т. е. письменного соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон, которыми чаще всего выступают импресарио, с одной стороны, и представитель творческой профессии (обычно артист) - с другой.

Качественный скачок в развитии форм социального обслуживания произошел в западных странах в 30-е гг. XX в. в связи с утверждением социальной работы как профессиональной деятельности хорошо подготовленных специалистов, становление которой происходило там начиная с конца XIX в. Во второй половине XX в. свершилась институционализация социальной работы: в 1956 г. была учреждена Международная федерация социальных работников, при этом соответствующие национальные объединения, входящие в МФСР, действуют в 55 странах мира (в том числе в России). Но решающая роль в деле утверждения социального окультуривания в качестве непреложного общественного процесса принадлежит международному институту прав человека, в которых, как они выражены в нормативных документах, относительно определенно проступает содержание того, чего ведущим субъектам в целях реализации гуманистической ориентированности следует добиваться по отношению к

личности и социальному аспекту общественных отношений.

В совокупности прав человека, содержащихся в нормативных источниках права, специфически «обрисован» образ достойной жизни в ее общих чертах: продолжение жизни каждого до естественного конца, личная безопасность, обладание собственностью, наличие жилища, пребывание в экологически здоровой среде, доступность здравоохранения ит. д. Содержание прав человека в общем и целом соответствует основам бытия людей: материально-неорганическим, физиологическим, психологическим, общественным. Эти права - социальное образование, но они продуцируются для того, чтобы личность свободно могла пользоваться ими индивидуально. С их помощью программируется деятельность социальных субъектов в том смысле, что обеспечение соблюдения рассматриваемых прав предполагает создание социальными субъектами общественной среды по меркам человека и жизни. Соблюдение прав человека высоко оценивается в сознании мирового сообщества в силу того, что представляет собой важнейший социальный способ поддержки человеческого достоинства.

Вследствие эксплицирования и юриди-зации прав человека понятия социальной свободы и справедливости содержательно конкретизировались по сравнению с абстрактно декларативной формой их репрезентации. Долго искомое в истории философской и социологической мысли понимание социальной свободы обрело полноценное содержательное наполнение и ее можно теперь определять как наличие для личностей конкретных возможностей удовлетворять свои права, отсутствие помех в осуществлении правомерной жизнедеятельности и простор для социально здоровой самореализации. Ведь общественные условия, имеющиеся для соблюдения прав человека, - это предпосылки того, чтобы индивид мог развернуть свою деятельность как труженик, творец, гражданин, общественный деятель, семьянин, отдыхающий и т. д. Благодаря реальности прав человеческие индивиды обладают таким достоянием, на которое никто, в том числе и государство, не должен посягать. «...Нет иного (кроме прав человека) института, - пишет известный правовед С.С. Алексеев, - пред-

ставляющего собой прямое выражение свободы личности, твердой основы ее суверенности, независимости, противостоящей произволу власти и насилию» [1]. Ограничение гражданина в правах в правовом государстве производится лишь на основе оговоренных в законе случаев и путем применения специальных юридических процедур.

Среди исследователей, работающих в области общественных наук, распространилась точка зрения, будто бы права человека носят исключительно естественный характер, что усиленно пропагандировали теоретики естественного права в России еще в XIX в. В связи с этим встает вопрос о том, являются ли права человека явлением культуры. На наш взгляд, права человека являются не естественным, а социальным образованием, естественны лишь их некоторые, при этом -нельзя отрицать - существенные предпосылки. Права не представлены непосредственно. Еще до закрепления в законе они явились социально-духовным открытием, а также изобретением тех субъектов, которые первыми поставили о них вопрос, удачно уловив исходящее от социально-экзистенциальной практики требование признавать и учитывать даже уже стихийно возникающие притязания человеческих индивидов на обладание определенными условиями жизни. Права моделируются на основе выявления философией права и учета в процессе правотворчества их естественных и социальных предпосылок.

Проектирование, декларирование, легитимация и тем более само соблюдение прав -это явление социальности. Правоведы, называя их естественными в противоположность их этатистской трактовке, согласно которой права даруются властью, благородно хотят подчеркнуть их не зависящий от усмотрения власти характер, то, что они вытекают из родовой природы человеческого существа и существования. Да, права человека неверно изображать даром, исходящим от государства, но они и не нечто, просто данное от природы. Они даны людям социальными субъектами.

Необходимым условием появления и утверждения в социуме института прав человека является формирование субъектов, способных такие права спроектировать, продекларировать, юридизировать, определив их законодательные гарантии, и законными пу-

тями обеспечивать условия их соблюдения. Реальность прав зависит от устройства и степени развития экономической и политической подсистем общественной жизни, она невозможна без и вне определенного содержательного и процессуального наполнения юстиционной деятельности, которая составляет одно из важных звеньев субъективной стороны общественного детерминизма. Выражая ту мысль, что права человека - явление социальности, а она создается людьми как общественными существами, A.B. Грибакин резонно пишет: «...Все, чем располагает общество, все, что составляет содержание социума, есть результат жизнедеятельности человеческих индивидов. Иначе говоря, нужно признать, что никаких естественных прав человека нет, а есть только те права, которые выработаны в обществе, утверждены самими людьми» [2]. Поэтому фразы типа «естественное право существует само по себе», является «данным ему (человеку. - Т. Л.) от природы» [3] нуждаются в оговорках и пояснениях, проливающих свет на социальную природу появления и соблюдения прав. Взгляды, будто бы люди обладают правами от рождения и совершенно независимо от государственного признания, О.В. Марты-шин называет «наивными» и «недостоверными». «.Человек не имеет прав вне общества и государства», - обоснованно заключает этот правовед [4].

От природы человеку даны только жизнь, организм, инстинкты и витальные потребности. Люди в лице социальных субъектов сами продуцируют свои права, сознательно или бессознательно опираясь на их естественные предпосылки. Если права на жизнь, свободу, обладание достоинством, личную безопасность и др. отрефлексирова-ны в общественном сознании и зафиксированы в международных и внутригосударственных нормативных документах, а самое главное - если государство, гражданское общество, другие субъекты страны и мировое сообщество создают и поддерживают конкретные возможности использования и соблюдения этих прав, только тогда личность с рождения живет в социальных условиях обладания правами человека. Таким образом, права человека суть продукт культуры весьма высокого уровня развития. Как отмечает исследователь социальной помощи Е.П. Агапов, реализации

прав в западных странах способствует введение их соблюдения в содержание социальной работы. «Закрепленные в существующем законодательстве, - пишет этот автор, - эти права часто оставались на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали... Становилось все более очевидным, что помочь людям в реализации этих прав могут (и должны) социальные работники. В конечном счете это привело к изменению взгляда на социальную работу: если раньше ее рассматривали как помощь тем, кто оказался в катастрофическом положении (например, вследствие тяжелой болезни или потери работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на реализацию прав граждан... Неудивительно, что в законодательстве ряда стран (например, Швеции) было закреплено право каждого человека на помощь со стороны социального работника» [5]. Поскольку социальная работа в основном осуществляется профессионалами, находящимися на государственной службе, постольку введение соблюдения прав по отношению к клиентам социальных работников в число обязанностей последних ощутимо способствует реализации прав.

Социалка вмещает в себя такие формы гуманизма, для нахождения оптимальной степени распространения которых по странам требуется весьма большое искусство. Мало будут государство, общественные и религиозные организации, бизнес социально обслуживать уязвленные слои населения -созреют гроздья праведного гнева, зато очень уж щедрое предоставление порождает среди его подопечных тунеядство и социальный инфантилизм, иногда влечет со стороны опекаемых предъявление в наглой форме сильно завышенных требований, обращенных к властям. Кроме того, слишком большие социальные выплаты, налагаемые государством на бизнес, вызывают бегство из страны части предпринимателей и намного увеличивают дефицит бюджета. Гуманитарное окультуривание должно избегать Харибды потакания социальному иждивенчеству и Сциллы заброшенности индивида обществом. Пожалуй, лучше всего та социалка, вовлеченность в которую является своего рода лифтом, поднимающим ее «клиентов» в средние слои, т. е. создание гражданам условий для заведения на законных основаниях собственного дела.

В деле социального окультуривания встает много трудностей: имеются страны, говорить о нем в условиях которых вообще пока не приходится (в них, например, нет даже пенсионного обеспечения, женщины сильно дискриминированы), но и за развитыми странами постоянно тянется «шлейф» каких-то нерешенных социальных проблем. Вожделенная толерантность в социальном общении далеко не всегда достигается. И все же нельзя отрицать, что в немалом числе стран и на международной арене стали особым направлением труда, творчества и общественной деятельности разработка, а также практическое применение способов и методов трудоустройства нуждающихся в нем людей, социального обеспечения и защиты, умиротворения межсубъектных отношений, утверждения на Земле ненасильственного мира и производство других социальных благ. Отрицание немалых достижений цивилизованного человечества в вопросах отстаивания прав человека, оказания помощи слабо защищенным слоям и категориям населения (например, малоимущим, несправедливо репрессированным лицам, вынужденным переселенцам), предотвращения некоторых социальных конфликтов и т. д. было бы пренебрежением к выявлению и обобщению опыта социально-предоставительной деятельности, кроме того - к необходимости обмена им между странами.

Философская антропология и социальная философия в общем виде эксплицируют запросы на: проведение просветительской,

воспитательной, медицинской, законодательной работы по искоренению или хотя бы ограничению индивидуальных и общественных практик, приносящих вред личности -вроде курения, употребления наркотиков, забав с пиротехникой, показа сцен насилия, жестокости, сексуальных и психических извращений по телевидению; проведение структуризации населения для выявления всех без исключения демографических, социальных и профессиональных слоев, всех категорий населения от младенцев до бомжей и заключенных; непрерывный мониторинг реального положения различных слоев и категорий населений. Для этого должны использоваться введенные экономистами и социологами показатели, в которых мыслятся верифицируемые, иногда поддающиеся

количественному выражению и точному учету такие общественные реалии, как права человека, качество и уровень жизни, потребительская корзина, черта бедности, прожиточный минимум, децилъный коэффициент ит. п.; выявление нуждающихся в социальном предоставлении и обустройстве; создание специализированных структур и подготовку профессиональных кадров, способных как ставить, так и решать социальные задачи; составление социальных проектов и программ и установление обратной связи к ним от общественных реалий; дальнейшее совершенствование законодательства. На основе учета общих запросов на гуманизацию развертывают свою деятельность органы и учреждения общественного управления, здравоохранения, социальной защиты, образования, социологические службы.

Гуманистическая философия первой от-рефлексировала формирование на Земле такого вида культуры как социальная, и любомудрие, кроме того, как бы запускает гуманитарное окультуривание, выявляя его основания. Нам уже доводилось писать о том, что «философия в силу ее природы в состоянии спродуцировать общие принципы как объяснения, так и производства культуры, являющиеся ее основаниями, т. е. вывести изначальные причины и конечные следствия ее существования» [6], охарактеризовать «то, чем она детерминируется и что она, в свою очередь, детерминирует в обществе» [7]. Ставя вопрос не в конкретно-историческом, а в логическо-философском ключе, укажем на такие детерминанты становления и развития социальной культуры:

- отрефлексированность благодаря гуманистической философии в общественном сознании современных цивилизованных стран личности и жизни в качестве первостепенных ценностей и сформированность в нем понимания развития человеческого индивида как самоцели общественной истории. Вот, например, каковы некоторые принципы, записанные в Кодексе этики, являющемся одним из основополагающих документов Международной федерации социальных работников: «1) каждый человек имеет уникальную ценность независимо от происхождения, этнической принадлежности, пола, возраста, взглядов, социального и экономического статуса, а также его вклада в обще-

ство; 2) каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей до степени, которая не ущемляет такие же права других; 3) каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов» [5, с. 93]. Очевидно, что эти принципы сформулированы под влиянием воззрений Канта, Руссо, Вольтера и других философов на человеческую личность;

- полагание в качестве важнейшей основы общественного устройства понимания людей как существ, каждое из которых имеет право на достойную жизнь;

- многоаспектность родовой природы и многомерность натуры человека, влекущие многообразие его потребностей, от характера удовлетворения которых зависят самочувствие и возможности самореализации личности;

- понимание того, что удовлетворение индивидом потребностей и его самореализация требуют, если он практически здоров, не только усилий с его стороны, но и создания субъектами определенных общественных условий для обеспечения жителям доступа к социальным средствам существования;

- социально-коммуникативная природа общественной среды, в силу чего она создается и поддерживается установлением определенного характера связей между участниками общественных отношений;

- наличие в жизненном цикле большинства людей рисковых периодов в связи с младенчеством, достижением пожилого возраста, установлением инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, беременностью и родами, многодетностью, понесением ущерба вследствие попадания в положение жертвы и т. д., когда человеку требуется социальная поддержка по независящим от него обстоятельствам;

- отрефлексированность того, что поскольку каждый из нас больше или меньше нуждается в определенных формах обеспечения и защиты, в гуманистически ориентированных общественных отношениях, постольку социальная культура вырастает из общественной необходимости, что автоматически технологический и экономический прогрессы не обеспечивают гуманизации общественной жизни, для чего требуется особое окультуривание.

Общество может стать в ряде направлений его жизнедеятельности обеспечительно-предоставительным и его ведущие субъекты могут усиленно работать над тем, чтобы придать социальным отношениям бесконфликтный, правовой и нежертвенный характер, лишь самодостраиваясъ, поднявшись на более высокую ступень самоорганизации и поставив благодаря этому под гуманитарный контроль общественные отношения. Важнейшим гарантом развития любого вида культуры является создание новых высоко организованных субъектных структур, активность которых соответствует целям окультуривания.

Вначале факторы и пути гуманизации социальности надо теоретически вывести. А практическое внедрение «человеческого измерения» во все сферы общественной жизни предполагает специальную разработку курсов социальной политики и социальных программ; создание таких структур, как обеспечительные, защитные, миротворческие; учреждение соответствующих органов, фондов, ведомств; устройство специфически оснащенных заведений: детских домов и деревень, домов инвалидов, реабилитационных центров, служб доверия и спасения, пансионатов для бездомных лиц и др.; формирование гражданско-инициативных (неправительственных и некоммерческих) гуманитарных организаций внутригосударственного и международного масштабов. И вообще создание органов и учреждений социального обеспечения и защиты, опеки и попечительства составляет одно из выражений повышения уровня окультуренности страны. Требуется также разработка и введение в действие социального законодательства.

Для крупных компаний в цивилизованных странах стали нормой разработка и реализация проектов по поддержке образования, культуры и спорта. В немалом числе стран в настоящее время введены различные виды защиты граждан от возможных социальных рисков (фонды защиты обманутых вкладчиков и др.), учреждены министерства по чрезвычайным ситуациям, сформированы государственные и муниципальные органы по управлению делами беженцев и иного рода мигрантов, в международных масштабах разрабатываются и в чем-то выполняются программы помощи беднейшим странам, для

чего создана Международная ассоциация развития. Кроме того во многих современных странах в вузах специально готовятся кадры для проведения гуманитарного окультуривания: социальные работники, а также менеджеры и психологи определенных специализаций.

В миротворческих целях глобального масштаба после Второй мировой войны была учреждена ООН, на Земле действуют и другие миротворческие организации, при необходимости по странам и на мировой арене формируются согласительные комиссии и организовываются столы переговоров, дабы использовать диалог и полилог для устранения или хотя бы смягчения социальной напряженности, если она возникла. Под эгидой ООН в 1919 г. была образована Международная организация труда (МОТ), в функции которой входит разработка и утверждение международных стандартов в области труда, развитие социального партнерства (между правительством, работодателями и профсоюзами), международная правовая защита трудовых прав работника. МОТ издает рекомендации, которые государства, являющиеся ее членами (а это все цивилизованные страны), должны принимать и учитывать, что далеко не всегда делается. В 1998 г. МОТ приняла декларацию об «Основополагающих принципах и правах в сфере труда», одним из которых является запрет на применение детского труда, тогда как практически детский труд еще довольно широко и при этом подпольно используется в некоторых странах. Немалое число разработанных МОТ принципов вошло в соответствующие юридические кодексы отдельных стран, в том числе - в Трудовой кодекс РФ.

Усилия специализированных социальных структур - это больше, чем благородные действия филантропически настроенных отдельных лиц (такие лица нередко участвуют в подобных структурах), они основаны на научных изысканиях, внутригосударственном и международном праве, и это придает их активности обязательный характер. Скажем, такие учреждения, как Европейский суд по правам человека в Страсбурге, Международный суд в Гааге, где судят, в частности, за преступления против человечности, работают на установление справедливого мирового порядка. В построении гуманизированного

общественного уклада серьезнейший шаг составляет создание правовых и социальных государств.

Но нельзя не признать, что в целом проблем и трудностей в деле повсеместной гуманизации общественных отношений на Земле пока еще не меньше, а может и больше, чем успехов и достижений. Тем не менее, внедрение в общественную жизнедеятельность социальных форм гуманизма не носит зыбкого характера, ибо во многом уже является делом институционализированным. Институционализация какого-либо вида общественной практики происходит, если: а) сформировались его субъекты в лице и тех из них, кто рядовым порядком осуществляет соответствующую деятельность, и тех, кто ведает управлением адекватной областью общественной жизни; б) эта практика достаточно разветвлена, структурированна, организованна и между ее составляющими налажено взаимодействие; в) разработано и введено в действие правовое оформление и обеспечение соответствующей деятельности субъектов; г) ведется подготовка профессиональных кадров для осуществления такой деятельности; д) целенаправленно разрабатывается теория этого вида практики. Поскольку все это имеет место в деле социального окультуривания, оно приобретает системный, воспроизводимый и относительно состоявшийся характер.

Социальное окультуривание глобализуется: соблюдение прав человека является требованием международного права, создана система международной юридической защиты прав человека, и по странам, и на международной арене действуют многочисленные гуманитарные организации, социальная работа устанавливается в качестве непреложного направления общественной жизнедеятельности внутри подавляющего числа стран.

В целях продолжения и наращивания опыта гуманизации мира требуется помимо прочего противопоставлять его зловещему опыту вершения бесчеловечных практик, среди которых выявлены: рабство, эксплуатация человека человеком, геноцид, апартеид, необоснованные репрессии, этнические, идеологические и конфессиональные чистки,

организация концлагерей, изуверские казни, пытки, дедовщина, дискриминация женщин, применение детского труда, насилие в семье и проч. Подобные явления инфернального, можно сказать, характера тоже надо изучать и типизировать, дабы вырабатывать надежные способы пресечения дегуманизации во всех ее разновидностях. Свертывание и искоренение на Земле антигуманных практик и - наоборот - развертывание практик гуманных (это соблюдение прав человека, расширение доступа к образованию, налаживание здравоохранения, повышение качества жизни населения и др.) философски обосновываются в качестве основных и глобальных направлений современного окультуривания человечества.

* * *

Итак, культура - это не только уменье производить духовные и материальные блага и правильно ими пользоваться. К культуре, как видим, относится и гуманизация общественных отношений. Гуманистическая философия выдвигает «человеческое измерение» в качестве непреложного критерия человеческой деятельности и созданий, в том числе общественных отношений. На этой основе философия выдвигает идею социальной культуры, что позволяет любомудрию отстаивать необходимость придания атрибутивного характера социальному окультуриванию цивилизации.

1. Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. И. Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998. С. 254.

2. Грибакин ^.Й.Введенне в философию права: Конспект лекций. Екатеринбург, 1999. С. 68-69.

3. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001. С. 6.

4. Мартышин О.В. // Государство и право. 2003. № 6. С. 19-20.

5. Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры. Ростов н/Д, 1999. С. 83.

6. Лапина Т.С. // Вестн. Российского философского общества. 2007. № 1. С. 150.

7. Лапина Т. С. // Аналитика культурологии. Научный журнал. http: analiculturolog.ru. 2007. № 1. Page of 8.

Поступила в редакцию 31.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.