УДК 81-114.2
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ»: ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Т. В. Алтухова
SOCIAL COMPUTER NETWORK “VKONTAKTE”: GENRE CHARACTERIZATION
T. V. Altukhova
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ М 12/14/42001а «Повседневная письменная русскоязычная культура Кузбасса: жанры речи».
В статье дается аспектная характеристика социальной компьютерной сети «ВКонтакте» как гипержанра Интернет-коммуникации. Рассматриваются такие параметры как «автор», «адресат», «функция жанра», «языковые особенности», «формальные характеристики». Делается вывод о роли нового носителя информации в формировании специфики исследуемого гипержанра.
In the article the aspect characterization of the social computer network “VKontakte” as an Internet genre is given. The parameters of "author", "addressee", "genre function", "stylistic features" and "formal characteristics" are described. The role of new media in the formation of the analyzed genre specificity is determined in conclusion.
Ключевые слова: Интернет-лингвистика, компьютерно-опосредованная коммуникация, Интернет-жанр, социальная компьютерная сеть.
Keywords: Internet linguistic, computer-mediated communication, Internet genre, social computer network.
Цель данной статьи - охарактеризовать социальную сеть «ВКонтакте» как Интернет-гипержанр Социальная Сеть. Характеристика дана нами по следующим параметрам: «образ автора», «образ адресата», «функциональный параметр», «языковые особенности», «структурно-медийные характеристики».
Перед тем как перейти к обобщенному описанию социальной сети «ВКонтакте», определим используемые в статье термины «Интернет-жанр», «формат», «гиперформат» и «интернет-гипержанр». Интернет-жанр формируется на основе формата, который входит в его состав как типичная программно-медийная структура для упорядочивания текстов. По словам
О. Ю. Усачевой, формат выступает как внешние, экс-тралингвистические условия и ограничения, накладываемые носителем информации на коммуникативную деятельность пользователя и влияющие на особенности создаваемого им текста [8, с. 62].Связанные гипертекстовым способом в рамках одного сайта, форматы объединяются в функциональное и структурное целое - гиперформат. Интернет-жанр понимается нами, вслед за Л. Ю. Щипициной, как модель социокультурной деятельности в сфере компьтерно-опосредованной коммуникации, реализуемую с помощью устойчивых типов текстов, различающихся медийными, прагматическими и лингвистическими характеристиками [10, с. 72]. Под Интернет-гипержанром в данной работе понимается жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в Сети и объединяющее в своем составе несколько жанров [3].
Социальные компьютерные сети представляют собой комплексные образования, состоящие из форматов, ранее существовавших в Сети как автономные средства коммуникации. Однозначного определения границ понятия «социальные компьютерные сети» пока не выработано. Так, в работе Л. А. Браславец под социальными компьютерными сетями понимается «Интернет-сервис, который предоставляет пользователю возможность создавать стандартизированную
личную веб-страницу, установить и формализовать связи с прочими пользователями сервиса» [1, с. 10]. Понятые таким образом социальные компьютерные сети включают в себя анкетные социальные сети (сайты знакомств, собственно социальные компьютерные сети типа «Facebook», «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.), блоги и файлообменники (социальные сети коллекционного типа) [там же]. К. О. Черняева и А. А. Селютин предлагают более узкое понимание исследуемого явления: «комплексное образование, сочетающее в себе черты форума, сетевого сообщества и ICQ» [7, с. 46], представляющее все многообразие связей человека с другими людьми [9, с. 9]. Социальная компьютерная сеть позволяет каждому пользователю образовать свою персональную социальную сеть как ее понимает современная социология: субъективная реальность межличностных взаимодействий человека со значимыми для него людьми [6, с. 3]. Персональные социальные сети отдельных пользователей (материализованные в списках «Друзья») вместе образуют цепочки, из которых и образуется вся сеть, позволяющая, с одной стороны, «организовать личное коммуникативное пространство», с другой - дающая возможность «отследить контакты человека и, при наличии общих знакомых, установить с ним неформальные отношения» [5, с. 292]. Главный принцип функционирования социальных сетей - практический или моральный эгоизм, мотивом человеческих действий является удовлетворение личных потребностей, который в сети становится основным двигателем пользовательской активности [2, с. 59, 62].
Перейдем к аспектной характеристике социальной компьютерной сети «ВКонтакте». Образ автора «ВКонтакте» может быть описан в экстралингвисти-ческом и собственно лингвистическом аспектах, связанных друг с другом. Экстралингвистический аспект. Автор как пользователь социальной компьютерной сети «ВКонтакте» характеризуется наличием специальной компьютерной техники (ПК),
доступа к сети Интернет, персонального аккаунта на сайте «ВКонтакте». Лингвистический аспект. Автор текстов, опубликованных в рассматриваемой социальной сети, характеризуется эксплицированностью (автоматической подписью) и может быть описан по разным основаниям. Далее мы опишем образ автора в рассматриваемой социальной компьютерной сети по типам создаваемой сетевой личности и по целевому компоненту коммуникативной деятельности.
Характеристика образа автора по типам создаваемой сетевой личности
Сетевая личность автора формируется при помощи трех типов средств коммуникации:
1) докоммуникативных форматов создания виртуального образа;
2) форматов непосредственной коммуникации, расположенных на Персональной Странице пользователя и моделирующих облик его личного пространства;
3) форматов непосредственной коммуникации, расположенных на Имперсональной Странице и формирующих облик коммуниканта в его социальном взаимодействии с другими пользователями сети.
В процессе коммуникации в социальной сети «ВКонтакте» пользователь формирует один из трех типов сетевой личности: сетевая реальная личность, сетевая реально-виртуальная личность, сетевая виртуальная личность. Общие особенности выделенных типов сетевой личности при коммуникации в социальной компьютерной сети «ВКонтакте» таковы.
Сетевая реальная личность. Данный тип сетевой личности формируется коммуникантом, который использует социальную сеть для восстановления утраченных связей и упрощения соединения с людьми, с которыми данный пользователь взаимодействует в реальной жизни. Сетевая реальная личность - это образ реальной личности, помещенной в социальную сеть без изменения своих свойств, что воплощается в указании достоверной фактической информации и отсутствии игровых и компенсаторно-эмоциональных средств конструирования образа. В процессе коммуникации в социальной компьютерной сети сетевая реальная личность характеризуется малой фатической активностью и сводима к реальной личности, стоящей за данным образом. Этот тип личности является периферийным для «ВКонтакте».
Следующие два описанных типа сетевой личности сформированы при помощи определенной доли виртуальной информации (не соответствующей действительной или не имеющей аналога в реальной жизни пользователя) и являются ядерными для рассматриваемой социальной сети.
Сетевая реально-виртуальная личность. В отличие от предыдущего типа, сетевая реальновиртуальная личность не сводима к стоящему за ней реальному человеку. Тем не менее существуют связи, соединяющие этот тип сетевой личности и человека, создавшего ее: достоверные данные или их часть, друзья-пользователи, знакомые с ним как с реальным лицом. Коммуникативная деятельность реальновиртуальной личности носит преимущественно фати-
ческий, в т. ч. социально-регулятивный и направленный на самопрезентацию, характер. Самопрезентация и социальное общение в сети усиливают или проявляют качества и свойства личности, которые скрыты в несетевой жизни:
1) индивидуальность и насыщенность внутреннего мира, проявляемая в повышенной эмоциональности, стремлении выставить напоказ свои переживания. О себе: ленивый, временами эгоистичный, но добрый человек, с хорошим чувством юмора. Страдаю от депрессий из-за нехватки общения, из-за чего бываю агрессивным и могу наговорить гадостей;
2) принадлежность какому-либо сообществу или
субкультуре, проявляющаяся в приписывании себе или выделении тех качеств, которые одобряются в рамках данного сообщества, пример: О себе: учитель английского языка, учу корейский, занимаюсь танцами, косплеем)))) Косплей м., скл. (яп. косупу-
рэ, сокр. от англ. costume play - костюмированная игра) - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Костюмы шью сама;
3) включение игровых элементов. Мировоззре-ние:пришельцы зохватют нас!!!111 О о;
4) построение идеального «Я» с коррекцией существующих недостатков, приписыванием себе социально одобряемых качеств и принятием соответствующей модели поведения: Когда я боюсь чего-то - я бросаю этому вызов. Жить в страхе просто глупо;
5) построение теневого «Я» [9] с приписывани-
ем себе качеств, расцениваемых социумом как отрицательные, и принятием соответствующей модели поведения: страдаю манией величия, психованная
дурра; Злой ленивый рукожоп. Я люблю сиськи! И котяток! :D
Эти свойства проявляются на фоне реального образа личности и дополняют, но не определяют его.
Сетевая виртуальная личность. Особенностью данного типа личности является отсутствие видимых связей между сетевой личностью и реальным человеком, стоящим за ней, сокрытие достоверной информации о пользователе. Стратегии построения личности в данном случае зависят от субъективных целей, преследуемых пользователем (установление контактов с единомышленниками, самоидентификация себя как члена того или иного сообщества, релаксация, са-мопрезентация и т. д.) и способствуют принятию той или иной запрограммированной модели поведения.
Характеристика образа автора по целевому компоненту коммуникативной деятельности
На данном основании мы выделяем следующие типы авторов: «Репрезентант», «Релаксирующий», «Участник взаимодействия».
Цель «Репрезентанта» - конструирование собственной сетевой личности, представление себя, своего внутреннего мира, переживаний. При этом сетевая и реальная личности этого типа автора могут не совпадать и не иметь видимых связей между собой. Деятельность «Репрезентанта» носит альтерадресатный и автоадресатный характер и направлена на самореф-лексию и самонаблюдение и перенесение их результатов в сеть. Образ автора «Репрезентант» может реа-
лизоваться через демонстрацию богатства своего внутреннего мира и индивидуальности убеждений или через отнесение себя к определенному сообществу / течению, приписывание себе определенных качеств и свойств, одобряемых в рамках данного объединения людей или характерных для них, и принятие соответствующей модели поведения, например: Я
НЯшных дел мастер ЛЛ; Скууучно; .............; таки
накатала некое подобие статьи... Почему работа начинает двигаться только в ночь перед сдачей?!11.
В образе автора «Релаксирующий» выступает пользователь, пришедший в социальную компьютерную сеть для того, чтобы отвлечься от проблем реального мира. Данному образу автора присуще стремление к созданию карнавализированного, смехового виртуального мира, отличного от мира реального посредством реализации игровой интенции.
«Участник взаимодействия» стремится к установлению контакта и ведению диалога с другими пользователям, его цель - создание персональной социальной сети на основе взаимодействия с другими пользователями и вхождение в структуру какого-либо сетевого сообщества. Частными разновидностями данного образа автора, в зависимости от конкретной цели вступления в контакт, будут такие образы автора, как «участник диалога», «организатор взаимодействия» и «член иерархии сообщества». Цель «Участника диалога» - общение ради самого общения, для этого автора важен сам процесс речевого взаимодействия с другими пользователями, установление связей с ними. «Организатор взаимодействия» стремится скоординировать взаимодействие других пользователей для ведения дискуссии, формирования сообщества и др. Цель «Члена иерархии группы» - самореализоваться как участник сетевого сообщества среди других его членов посредством повышения личного рейтинга и значимости для сообщества.
Образ автора в течение его пребывания в социальной сети нестатичен и может переходить из одного типа сетевой личности в другой, его целевые установки могут меняться. В целом автор в социальной компьютерной сети «ВКонтакте» характеризуется эмоциональностью, субъективностью, усиление которых создает полноценный «живой» образ коммуниканта как индивидуальной личности со своими интересами и предпочтениями.
Образ адресата. Типичными адресатами в социальной сети «ВКонтакте» являются следующие группы пользователей: «сочувствующий друг», на которого направлена самопрезентационная и контактоподдерживающая коммуникативная деятельность автора: Друзья, холивар начат! Да ладно тебе, Фотовале, ты всех с ума сводишь, не боися, прорвемся)); «единомышленник» или член того сообщества, в котором состоит или в которое хочет войти автор: Эта группа для всех, кому нравятся китайцы; оппонент, в дискуссии с которым автор проявляет индивидуальность и специфику своей позиции и в результате занимает определенное место в иерархии конкретного сетевого сообщества или в персональной социальной сети других пользователей Вот и следите за собой, своей жизнью, СВОИМИ друзьями, если мама с папой Вас
ничему не научили, то мне Вас жаль. Сомневаюсь, что Вы отличите Блейка от Караваджо, но это не важно ведь, да?)).
Так как большинство форматов «ВКонтакте» характеризуются полной или ограниченной публичностью, можно также говорить о выделении основных адресатов, к которым обращается автор, и косвенных (потенциальных) адресатов или наблюдателей [4], которые могут просматривать сообщение. Обращение к первой группе адресатов имеет функцией актуализацию и укрепление связей между пользователями, а учет второй группы ведет также к завязыванию новых контактов и повышению валентности сетевой личности.
Функциональный параметр. Основной функцией социальной компьютерной сети «ВКонтакте» является построение собственного виртуального социального пространства пользователя. Эта базовая функция воплощается в частных (более конкретных) функциях:
- конструирования сетевого «Я», которое отразит индивидуальность и глубину внутреннего мира пользователя, через презентацию его личных качеств, актуального состояния, убеждений, интересов и принятие соответствующей модели поведения;
- установления и поддержания отношений через включение пользователя в определенное сообщество или группу единомышленников, построение персональной социальной сети посредством организации и регуляции взаимодействия с другими пользователями на основе желательности и добровольности контактов и повышение личного рейтинга как результат этого взаимодействия.
Языковые особенности. Для основного массива текстов, опубликованных в социальной компьютерной сети «ВКонтакте», характерно использование литературно-разговорной и обиходно-разговорной речи. Типичными стилевыми чертами текстов являются эмоциональность, субъективность и имитация разговорной спонтанности при помощи экспрессивно-окрашенной лексики, разговорного синтаксиса, звукового письма, эмотиконов и экспрессивной пунктуации. Степень проявления данных стилевых черт обусловлена языковой и культурной позицией пользователя и варьируется в зависимости от того, в каком формате данной социальной сети общается коммуникант.
Структурно-медийные и жанровые характеристики социальной компьютерной сети «ВКонтакте»
Рассматриваемая социальная компьютерная сеть характеризуется дискретной структурой: наличием множества основных Персональных и Имперсональ-ных Страниц, вокруг которых группируются дополнительные страницы-вкладки (к примеру, списки аудио- и видеозаписей, фотоальбомов и т. д.). Отдельные страницы, форматы и сообщения в форматах связаны гиперссылками, по которым можно перемещаться и / или сортировать содержимое. В целом гипертекстовый элемент объединяет отдельные эле-
менты в единое коммуникативное пространство социальной сети.
Технически «ВКонтакте» является трехуровневой структурой, на верхнем (первом) уровне которой располагается гиперформат Социальная Сеть, представляющий собой креолизованное гипертекстовое интерактивное коммуникативное пространство, связывающее воедино гиперформаты среднего (второго) уровня - Персональные и Имперсональные Страницы, сформированные текстовыми форматами, находящимися на нижнем уровне социальной компьютерной сети.
Устойчивые формы речевого взаимодействия в социальной компьютерной сети «ВКонтакте» образуются на основе форматов, являющихся средствами общения с запрограммированными параметрами коммуникации. Форматы «ВКонтакте», вследствие изменчивости медийных параметров, образуют неста-
бильные жанры. Гиперформаты второго уровня -Персональная и Имперсональная Страницы - являются более устойчивыми макрообразованиями, так как сохраняют прагматическую, структурную и медийную целостность; изменения параметров коммуникации в форматах выступают как малозначимые колебания в структуре гиперформатов второго уровня. Гиперформат первого уровня Социальная Сеть выступает как наиболее стабильная структура, так как, по мере повышения структурного уровня изменения, вносимые в отдельные форматы, все менее отражаются на гиперформате «ВКонтакте».
Стабильность гиперформата первого уровня позволила сформироваться устойчивому гипержанру Социальная Сеть, где по мере понижения структурного уровня стабильность наджанровых макрообразований и жанров снижается.
Двуаспектная схема структуры социальной компьютерной сети «ВКонтакте»
Гипержанр Социальная Сеть «ВКонтакте» состоит из наджанровых макрообразований Персональная Страница и Имперсональная Страница, включающих в себя семь нестабильных жанров, соотносимых с форматами: Анкета, Статус, Записи на Стене, Личные Сообщения, Описание группы, Обсуждения и Комментарии.
Проведя поаспектное описание социальной компьютерной сети «ВКонтакте» мы можем сформулировать обобщенное определение нового Интернет-гипержанра Социальная Сеть. Итак, социальные компьютерные сети как устойчивая модель текстового взаимодействия представляют собой Интернет-гипержанр, являющийся совокупностью жанровых образований более низких уровней, имеющих свойства самостоятельных Интернет-жанров, таких, как форум, электронное письмо, мессенджер, блог, микроблог и др., и связанных общими функциями конструирования сетевого виртуального Я пользова-
теля и включения его в определенное сообщество, построение персональной социальной сети.
В заключение отметим, что специфика формирования любой формы речевого взаимодействия в Интернет-коммуникации (в нашем случае - гипержанра Социальная Сеть) связана с ее технической стороной, а именно - с новым, компьютерным носителем информации. Это приводит к установлению зависимости устойчивости жанровых образований в компьютерно-опосредованной коммуникации от изменчивости или стабильности медийных признаков образующих их форматов. Так, динамичность изменений, вносимых в медийные характеристики форматов «ВКонтакте», приводит к неустойчивости жанровых характеристик отдельных моделей речевого взаимодействия в рассматриваемой социальной сети и подвижности всей ее жанровой системы в целом.
Литература
1. Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: дис. ... канд. филол. наук / Л. А. Браславец. - Воронеж, 169 с.
2. Будовская, Ю. Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях / Ю. Будовская // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010. - № 11.
3. Горошко, Е. И. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное / Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. - 2011. - Т. 24(63). - № 1. - Ч. 1.
4. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М.: Ин-т языкознания РАН: Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992.
5. Крестинина, Е. С. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике / Е. С. Крестинина, Ю. Г. Чернышов // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. -№ 4 - 3.
6. Матрехина, Н. В. Социальная сеть человека в контексте его жизненных ситуаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Матрехина. - СПб., 2006. - 22 с.
7. Селютин, А. А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве: на примере анализа текстов социальных сайтов: дис. ... канд. филол. наук / А. А. Селютин. - Челябинск, 2009. - 247 с.
8. Усачева, О. Ю. К вопросу о жанрах Интернет-коммуникации / О. Ю. Усачева // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. - 2009. - № 3.
9. Черняева, К. О. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей: автореф. дис. ... канд. соц. наук / К. О. Черняева. - Саратов, 2010.
10. Щипицина, Л. Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации / Л. Ю. Щипицина // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 3.
Информация об авторе:
Алтухова Татьяна Владимировна - стажер-исследователь кафедры теории языка и славяно-русского языкознания КемГУ, 8-951-187-90-91, [email protected].
Altukhova Tatiana Vladimirovna - researcher at the Department of Language Theory and Slavonic and Russian Linguistics of KemSU