Научная статья на тему 'Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение'

Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13136
1086
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Сергей Захарович

Социальная компетентность личности есть интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 130.3:316.6:378 ББК С53

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ И ЗНАЧЕНИЕ

С. З. Гончаров

Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, культура, культурный капитал, гуманитарное образование, духовность, ценности, креативность, личность.

Резюме: Социальная компетентность личности есть интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права.

Вопрос о социальной компетентности актуален в силу ряда обстоятельств общего и частного характера. С ростом влияния человеческого капитала увеличивается значение образования, подготовки специалистов. Образовательная политика России, отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., учитывает не только общенациональные интересы, но и общие тенденции мирового развития, влияющие на систему образования, в частности:

• расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

• значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

• возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [2, с. 2].

Способность к политическому и социальному выбору, коммуникабельность и толерантность, опережающее развитие образования предполагают социальную компетентность личности. Но, с точки зрения теоретической, главным, на наш взгляд, является понятие человеческого капитала.

«Капитал» в переводе с латинского означает «главный». В экономике под капиталом понимается определенное экономическое отношение, выраженное как самовозрастающая стоимость на основе производства при посредстве обращения: то есть капитал понимается в сугубо вещной форме, за которой человеческое измерение скрыто. Человеческое содержание капитала после Маркса заново открыли специалисты по культурной антропологии и этнологии, исследуя образования социума в чистом виде на примере архаичных обществ, не знающих рыночных отношений [1]. Они ввели понятие коллективного символического капитала и доказали, что собственно человеческие связи образуют человеческий социум. Такой социум образуется на основе духовной собственности людей - «тех ценностей, которые их объединяют без принуждения и которые они готовы сообща защищать»; коллективной памяти, деяний героев как образцов, а также габитуса как «способа согласования практик человека с заветами коллективной памяти, ставшими культурной нормой, с одной стороны, и коллективными целями и проектами - с другой» [5, с. 120-121]. А. С. Панарин весьма точно определил символический капитал как «социально мобилизованную духовность, выступающую как инструмент людского социального сплочения» [5, с. 119]. Человеческий капитал есть живое, личностное или субъективное бытие символического капитала в виде культурно развитых продуктивнотворческих сил человека, благодаря которым люди начинают производить как люди - производить не просто цемент, сталь или прибыль, а культурно воспроизводить полноту своей жизни во всем богатстве человеческой субъективности. В рамках такой «культурной экономики» за внешним отношением к «другому» (предмету) субъект усматривает внутреннее отношение к самому себе, к человеческим продуктивно-творческим силам, которые запечатлены в предмете. «Человек не теряет самого себя в своем предмете лишь в том случае, если этот предмет становится для него человеческим предметом или опредмеченным человеком. Это возможно лишь тогда, когда этот предмет становится для него общественным предметом, сам он становится для себя общественным существом, а общество становится для него сущностью в данном предмете» [3, с. 121]. Поэтому «человек есть самоустремленное (зеЬ&гвсИ) существо. Его глаз, его ухо и т. д. самоустремлены; каждая из его сущностных сил обладает в нем свойством самоустремленности» [3, с. 160]. Отношение к другому - это точка зрения сознания, еще захваченного предметом. Отношение к самому себе - позиция самосознания, не теряющего себя в предмете. За капиталом, как

реальной категорией экономики (Д - Т - Д'), скрывается культурный (символический) капитал как категория культурной антропологии, выражающая человеческую связь и человеческую общность. Подобно тому, как промышленность, весь предметный мир богатства есть «раскрытая книга» человеческих сущностных сил, их объективное выражение. Выходом из тупика тотального овещения (от слова - вещь) и капитализирования является, на наш взгляд, ориентация образования и на культурный капитал.

Во-вторых, социальные системы «чувственно-сверхчувственны». Чувственному восприятию дана лишь внешняя, предметно фиксированная сторона этой реальности. Сущность же ее в форме отношений между людьми восприятию не дана. Ибо отношения постигаются «только в идеях», силой абстракции. Восприятие имеет дело лишь с носителями отношений. Так, государство есть организованная общая воля граждан, представленная в полномочных органах и гражданах. Такая воля есть субстанция государства, и в ее понимании не помогут ни «микроскоп», ни «химические реактивы». Здесь нужна должная сила мышления, которая воспитывается годами. Более того, социальная реальность рефлектирована внутрь себя, обладает «для-себя-бытием», т. е. функционирует при посредстве направляющей и регулятивной функции сознания, что требует для ориентации в такой реальности целостного и рефлективного мышления, социальной компетентности в целом.

В-третьих, односторонность подготовки специалистов заключается в том, что ставка при этом делается на отношение «человек - профессия» и «человек - техника». При этом упускается решающая роль отношения «человек - человек», важное и во внепрофессиональнъх областях жизнедеятельности людей.

В-четвертых, общественному сознанию в России присуща недостаточная ясность в понимании феномена техники и технологий. Их обычно сводят к материальному началу. Техника есть искусственный орган человеческой воли для реализации целей. Технология - это система «люди - техника», взятая в операционально-процессуальном состоянии, как операциональное поле, где взаимодействуют актуальные операции, протекающие во времени, и операции, опредмеченные в пространстве. Для человека техника есть не что-то другое, а «свое другое». В технологии выражено активное отношение людей друг к другу и к природе. Техника, как и технология, бывает материальной (для обработки природы), социальной (для обработки людей людьми) и интеллектуальной (для обработки значений, идеальной реальности). Социальная техника (социальные организации) в отличие от материальной невещественна, она создана из отношений между людьми, из координации и субординации таких отношений и представлена в сознании людей соответствующей системой

значений. Ее невозможно воспринимать внешними органами чувств. Например, государство есть организация общей воли граждан для совместной жизни. Эта общая воля регламентирована Конституцией и всей последующей системой права. Как таковое, государство есть система отношений между людьми, направляемая обязанностями и правами граждан, должностных лиц; оно сверхчувственно и постигается только сознанием. Здания, техника, должностная форма одежды суть лишь внешнее выражение нормативно организованных отношений между гражданами. Государство может функционировать, если граждане сознательно действуют согласно своим обязанностям и правам; оно «сильно сознательностью» народа, добровольной лояльностью, законопо-слушанием граждан. Поэтому его «нет у животных» (Аристотель). Интеллектуальная техника (все методы духовного труда) - высший уровень техники. Поскольку лишь представители духовного труда разрабатывают социальную и интеллектуальную технику, то только они способны ее присваивать и устанавливать свою монополию на нее - на управление всем общественным жизненным процессом, на образование, науку, искусство, правосудие и др. В силу такой монополии значительная часть людей выступает не субъектом, а объектом социальных процессов. Для ослабления этой тенденции целесообразно осуществить всеобщее высшее образование с должной гуманитарно-социальной подготовкой специалистов. Социальная техника неизмеримо сложнее материально-вещественной. Жизнь личности связана, в первую очередь, с этой специфической техникой. И чтобы быть субъектом в системе социальных отношений и норм, организации и управления, граждане должны иметь должную гуманитарно-социальную подготовку. Такая подготовка технологически необходима каждому гражданину, независимо от его профессии. Возникает вопрос не только о профессиональной, но и о социальной компетентности. В-пятых, как свидетельствует опыт хоздоговорных работ с предприятиями, представители последних отмечают у молодых работников ряд недостатков. Это - неразвитая способность к самоопределению, самостоятельному выбору и принятию решений, неумение оценивать свои поступки с позиций общего дела и социальная безответственность; смутное понимание необходимости качественно выполнять производственные обязанности, слабо выраженная коммуникативность в деловом общении по поводу общих интересов, неумение кооперировать свои личные усилия с усилиями других в решении общих задач, фокусировка внимания на личных интересах при равнодушии к общему делу, упрощенные и заниженные притязания. Эти изъяны дают о себе знать в еще большей мере за пределами профессиональной деятельности - в областях личной и гражданской жизни. Эти недостатки можно свести к одному диагнозу - неопределенности ценностного сознания, абстрактным социальным знаниям, нераз-

витым субъектным качествам и отсутствию должных умений осуществлять социальные технологии в личной, гражданской и профессиональной сферах жизнедеятельности. Отмеченные обстоятельства обусловливают актуальность воспитания социальной компетентности.

Понятие социальной компетентности

Латинский термин «compete» означает «знать», «уметь», «добиваться», «соответствовать» (4, с. 256; 6, с. 146). Термины «компетенция» и «компетентность» обычно связывали с правом. Под компетенцией понимают полномочия, обязанности и права, предоставляемые законом, иным нормативным актом государственному органу или должностному лицу, а под компетентностью - соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию. Компетенция есть разрешенная законом форма властвования. Компетентность же есть действительное качество субъекта, которым он может обладать и без компетенции. Усложнение и специализация социальных институтов и отношений потребовали расширения понятия компетентности применительно к иным профессиям. Оказалось, что компетентность имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога, врача, руководителя и т. д. Профессиональная компетентность означает соответствие знаний, способностей и умений работника его профессиональным и должностным обязанностям и правам. Но работник за пределами своей профессии имеет и иные социальные статусы в зависимости от принадлежности к той или иной общности, будь то семья, круг родственников и друзей, общественные организации, гражданство, нация и др. Такие статусы важны для личности не менее профессии. Возникает необходимость в понятии, которое фиксировало бы соответствие ценностей и знаний, способностей и умений субъекта его реальному социальному статусу, согласно должному уровню культуры, нравственности и права. В роли искомого понятия выступала метафора «социальная зрелость». Есть основание уточнить искомое понятие как социальную компетентность. Суждение «хороший человек - не профессия» выражает установку отживающей техногенной цивилизации, в которой люди воспроизводят себя в пределах вещно-технологических параметров и живут частичной жизнью (прикованы к «тачке профессии») ценой потери ее полноты и целостности. Подобную установку К. Маркс квалифицировал как плод «профессионального кретинизма».

Социальная компетентность личности есть интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии

в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права.

Структура социальной компетентности

Под структурой социальной компетентности понимаются ее основные компоненты и различные содержательные уровни. Социальная компетентность содержит такие структурные компоненты: аксиологический - в виде иерархии главных жизненных ценностей; гносеологический - верные социальные знания, необходимые для взаимодействия человека с самим собой (самовоспитание, саморазвитие), с другими людьми для оптимального решения социально значимых задач; такие знания предполагают методологическое, категориальное, рефлексивное и проективное мышление; такое мышление оперирует системными связями целого, что позволяет субъекту решать социальные задачи принципиально, в общем виде и многообразно варьировать общее решение применительно к меняющимся частным ситуациям; субъектный - готовность к самоопределению и самоуправлению, самодеятельности и нормотворчеству, умение порождать самостоятельно новые причинные ряды в социальной реальности и нести ответственность за принятое и сделанное; праксиологический (технологический), означающий умение осуществлять гуманитарносоциальные технологии и коммуникации в системе социальных норм, институтов и отношений.

Эти компоненты соотносятся следующим образом: ценности и знания выступают в роли направляющей, регулятивной и управляющей функций и непосредственно ориентируют на определенные действия (субъект знает, что делать согласно ценностям и знаниям); субъектные качества составляют личностную основу социальной компетентности; праксиологический компонент является результирующим - от него зависит эффективность операциональнопрактического включения субъекта в социальную действительность.

Социальная компетентность есть операционально оформленная социальная (жизненная, экзистенциальная) методология личности. В ней решающим является не информация, а методология в сфере ценностей и знаний, антропологии и социологии. Ее отличительная особенность - синтез ценностей и технологий. В структуре личности эта компетентность занимает средний уровень, связывая верхний, духовно-теоретический, с нижним, практико-функци-ональным, непосредственно обслуживающим повседневную жизнь. Без среднего уровня верхний станет абстрактным, оторванным от социальной действительности, а нижний уровень - ценностно и методологически слепым. Социальная компетентность связана не с мечтами, а с действием, с переводом ценно-

стей и знаний в волевой процесс самоопределения и практического действия. Поэтому в этой компетентности особое значение имеет воля, т. е. способность субъекта определять себя к действию согласно ценностям и знаниям. Разум предлагает, а воля утверждает. Владение методологией присуще мышлению, которое не поглощается целиком внешним предметом, а свои действия делает предметом и становится самонаправленным. Рефлексивное мышление позволяет субъекту отстраниться от усвоенного содержания, посмотреть на него со стороны, преобразовать его в проект новых вариантов действия и общения. Социальная компетентность присуща субъекту, который являет собой «для-себя-бытие» социальности, т. е. социальность, направленную на саму себя, самоустремленную, самопроектируемую.

В содержании социальной компетентности можно выделить различные содержания, связанные с тремя ее уровнями: индивидуально-личностным., социальным и жизненно-футурологическим. Это, во-первых, содержание, связанное с телесной, душевной и духовной жизнью человека. Оно включает умение самостоятельно строить иерархию ценностей, мыслить доказательно, последовательно и систематически, владеть техникой выражения мысли, психическое самоуправление, владение оздоровительными технологиями, психосексуальную грамотность. Такое содержание включает в целом личностно развивающие технологии, которые поддерживают и развивают телесные, душевные и духовные силы человека. Это, во-вторых, содержание, связанное с бытием человека в общественном жизненном процессе, в системе социальных институтов, норм и отношений. Такое содержание транссубъективно, надинди-видуально, оно предполагает понимание своеобразия социальной реальности, целевое назначение социальных институтов, главных сфер общества, ценностных основ бытия человека, семьи, коллектива, Родины, права и государства, политики и хозяйства, труда и собственности, профессии и специальности; умение осуществлять коммуникативные, экономические, правовые и другие технологии в гражданской жизни. Если содержание первого уровня связано с внутренним опытом, то содержание второго уровня - с опытом внешним. Это, в-третьих, содержание, обусловленное с развертыванием жизни человека во времени: умение субъекта проектировать сценарий собственной жизни и планировать свой жизненный путь. Человек «пишет» свою жизнь сразу на «чистовик». Необратимость жизненного процесса драматична. Содержание жизненно-футурологического уровня включает знания об особенностях, достоинствах и недостатках основных периодов жизни человека. Оно позволяет понять молодому человеку свои социально-антропологические «координаты» и свои возможности, объединить ценности и знания в проект своей жизни, сообщить им смысловую жизненнную направленность и осознать себя ответ-

ственным творцом своей судьбы, понять свою жизнь в динамике, а не как статичное пребывание в беззаботности на попечении у старших.

Критерии и эмпирические показатели социальной компетентности можно представить, согласно ее четырем структурным компонентам, следующим образом.

1. Ценностное самосознание личности. Оно обнаруживается в ее умении выражать в понятиях избранные ценности, обосновывать их, оценивать события с позиций таких ценностей, определять в понятиях ценностные основы бытия человека, коллектива, Родины, государства, труда, собственности и др., своего социального статуса; выражать в понятиях свою культурную и иную самоидентификацию; в оформленном целеполагании, в социальной направленности поведения, в доминирующих элементах образа жизни.

2. Конкретные социальные знания проявляются в методологичности, ка-тегориальности, рефлексивности, проективности и конструктивности (операциональной исполнимости) мышления, в умении понимать единое в многообразном, всеобщее в особенном, решать социальные задачи в общем виде и варьировать решения применительно к конкретным обстоятельствам.

3. Субъектные качества проявляются в умении личности самоопределяться в актах мышления, воли, веры и чувств; в нравственных, политических, профессиональных и других отношениях; самостоятельно делать выбор, принимать решения, нести личную ответственность за принятое и сделанное, творчески моделировать новые социально значимые варианты действия и общения; в самоуправлении, самодеятельности, самовоспитании. Итоговый показатель субъектности - самостоятельность личности.

4. Праксиологический компонент социальной компетентности выражается во владении техникой жизни в сферах личной, гражданской и профессиональной жизнедеятельности, в организованности и технологической конструктивности, в эффективной продуктивности в единицу времени.

Итоговым показателем социальной компетентности является социальная синергия - умение человека согласовывать интересы личные и общие, корпоративно-профессиональные и государственные, кооперировать личные усилия с усилиями других, сотрудничать, работать в коллективе.

Социальная некомпетентность есть несоответствие ценностей и знаний, способностей и умений человека его реальному социальному статусу, уровню культуры, нравственности и права; она проявляется как ценностная неразборчивость и всеядность, равнодушие к жизни коллектива, государства, страны; неумение созидать общее дело, важное для народа, несамостоятельность, бездумное исполнительство из-за угасания способности к самоопределению, существование по преимуществу в качестве объекта социальных процес-

сов; в целом как неумение использовать те социальные возможности, которые имеются объективно. Человек при этом оказывается субъективно не на высоте их реализации. В таком человеке не разбужена его социальная природа.

Социальная компетентность как итоговый результат гуманитарного образования

Термин «гуманитарное образование» означает дословно образование человеческого в человеке, его родовых, всеобщих по значению общекультурных способностей, которые организуют все особенные проявления человека как индивидуальности, специалиста, гражданина и т. д. Всеобщие способности модифицируются в особенные - в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии согласно специальности. Гуманитарное образование относится к профессиональному как всеобщее содержание к особенному. Развитые всеобщие способности создают «стартовые» преимущества в самостоятельной жизни - в сферах профессиональной и внепрофессиональной.

Человеческое же в человеке представлено культурой, миром совершенных образцов человеческой субъективности. Развитие всеобщих способностей осуществляется путем усвоения культуры, точнее - тех продуктивно-творческих сил, которые воплощены и запечатлены в культуре как способности ее творцов, будь то теоретическое мышление, продуктивное воображение, эстетически организованное созерцание, нравственно-чуткая воля, одухотворенная вера, любящее сердце, совесть и др.

Гуманитарное образование есть, следовательно, передача и развитие от поколения к поколению абсолютного общественного богатства - всеобщих продуктивно-творческих сил человека. Воспроизводство этих сил в гуманитарном образовании относится к разновидности всеобщего по значению духовного труда.

Цель гуманитарного образования - воспитание культурного человека как самоопределяющегося субъекта, который умеет избирать и развивать «совершенные», объективно лучшие содержания и на этой основе достойно жить среди людей и творить в культуре. При такой цели это образование обретает ясную ценностную направленность, свободную от упрощения; основательность и дух совершенства, столь присущий культуре.

Цель гуманитарного образования достижима в рамках ее трехуровневой структуры. Это - уровень духовно-ценностный (аксиологический); уровень развития всеобщих по значению общекультурных способностей (креативноантропологический) и уровень социально-технологический (праксиологический). На первом уровне развивается ценностное самосознание личности, на втором - целостный духовный акт в единстве главных духовных сил, на треть-

ем - умения личности осуществлять социокультурные технологии по отношению к себе и к другим людям в системе социальных институтов, отношений и норм. Три отмеченных уровня имеют антропологическое обоснование: они выражают устойчивую структуру человеческой субъективности, которая включает сферы эмоционально-ценностную, рационально-волевую и операциональную. В рамках этих трех уровней созидается качествообразующая основа гуманитарного образования.

Цель духовно-ценностного уровня гуманитарного образования - развитие сознания личности от душевной стадии до духовной, воспитание любви и воли к совершенству, укоренение духа в совершенное содержание культуры и выведение из него системы конкретных ценностей. Любовь к совершенству - источник всех последующих положительных ценностей и качеств человека, верной иерархии ценностей, чувства качества и верного ранга, иммунитет души от деструктивной социальности. Дух совершенства выражается в ценностях. Духовные ценности направляют стратегию жизни; личностное, социальное, профессиональное самоопределение человека, его мотивы, выбор им модели своего «я», образа жизни и жизненного пути. Проектируя в юных душах ценности, педагог тем самым задает социальную направленность поведения молодежи. Аксиологический уровень - решающий и определяющий. Он обязывает педагога к наибольшей социальной ответственности.

В воспитании ценностного сознания весьма эффективным является курс, включающий в себя описательную часть «Великие люди России» (святые, подвижники, герои, полководцы, политики, ученые, писатели, художники, философы и др.) и часть теоретическую, раскрывающую систему ценностей и опыт их личностного обретения. В развитии духовно-ценностной сферы самосознания студентов ведущими являются такие дисциплины, как история России, религиоведение, философия, этика, эстетика, цикл культурологических дисциплин. История России развивает чувство родного и Родины, возвышает его до исторического и национального самосознания, до понимания исторического ранга России в религии и культуре, политике и хозяйстве. Россия есть великое историческое произведение многих поколений. Каждое из них получает его в дар для творческого наследия и под личную ответственность. Россия не есть достояние отдельного поколения. Но каждое поколение есть одна из живых ветвей на могучем историческом древе России. Россия, наша Родина, выше классов, сословий и партий, выше всякого лица и всякого государя. Она духовно питает каждого, и каждый питает ее и служит ей. Нет таких ценностей, даже «общечеловеческих», ради которых стоило бы пожертвовать Россией. Чувство родного, Родины обязательно придет к новым поколениям путем воспитания у них исторической памяти, национального и гражданского само-

сознания, достоинства и чести гражданина Государства Российского. Все граждане России являются членами единой и самой главной политической организации под названием «Государство Российское», все они имеют документ о таком членстве под названием «паспорт». Паспорт - это наш единый «партбилет», обязывающий к верности, служению и чести. Следует при вручении паспорта молодым людям принимать у них экзамен на знание основных положений Конституции и других государственных нормативных документов, регулирующих поведение граждан в основных сферах их общественной жизнедеятельности. Перед нами, педагогами, стоит задача - духовно передать Россию новым поколениям. Передать в дар, а не предать. Россия - это великая держава геополитического значения. Россия - это целый культурный континент, духовно питающий иноязыкие народы. Россия - это великая семья народов Европы и Азии. Россия - это родное, Родина. И нам, ее сынам и дочерям, нет ни малейшей надобности завышать исторический ранг России. Он и так велик. Но нам нет нужды и занижать этот ранг, стыдиться наших достижений в досоветский и советский периоды истории. Великий исторический ранг России должен войти в сознание молодых людей, чтобы они понимали - в какой стране они живут, какие задания перед страной стоят и что им лично надо делать согласно рангу России.

Путь к человечеству лежит через родное Отечество. Общечеловеческие ценности раскрываются каждому народу в национальных формах. Толерантность предполагает умение видеть в многообразии народов единство человеческого рода, в различии этнокультур - единство человеческого духа; т. е. понимать единство в многообразии, тождество в различии, всеобщее в особенном. Если же встать лишь на точку зрения особенного, то одному особенному противостоит другое особенное, и сознание будет видеть только различия без внутреннего их единства. Каждый начнет настаивать только на своем особенном. В итоге различия заострятся до враждебных противоположностей, до острого противоречия, которое в итоге заставит посмотреть на предмет более глубоко и увидеть за особенным всеобщее содержание, которое существует через особенное, а не рядом с ним. Точно так же особенное существует не вне всеобщего, а как форма его своеобразного бытия. Всеобщее есть смысл особенного, а особенное - «тело» всеобщего. Только в рамках всеобщего содержания можно осуществить творческий синтез противоположностей в гармонию.

Религиоведение (философия религии) раскрывает духовный опыт разных народов в переживании ими абсолютных и предельных ценностей, святынь; излагает эволюцию человеческого духа в развитии религиозного верования, погружает души студентов в опыт народного очищения души, приобщает к культуре духовного делания и горения. Этика обращается к свободной воле

человека, проясняет главное нравственное чувство - совесть, учит пониманию равноценности достоинства каждого человека независимо от его социального положения, национальности и пола, раскрывает моральные формы переживания социальных отношений, нравственные традиции народа. Эстетика и культурологические дисциплины раскрывают особенности освоения мира человеком с позиций развитого продуктивного воображения и чувственного созерцания, формы эстетического переживания реальности; развивают переживание совершенства на основе его образцов в мире культуры, учат пониманию сущности и своеобразия национальных культур. Философия обосновывает иерархию ценностей, которая составляет решающее ядро мировоззрения и направляет целеполагание личности, а значит и ее поведение.

В целом аксиологический уровень является мировоззренческим. В его рамках знания о мире и человеке доводятся до самосознания, а самосознание личности - до системы принципов и ценностей, которые направляют отношение человека к самому себе и к другим людям, к Богу и природе. Ценности, отметим еще раз, непосредственно избираются духовными чувствами, а не логикой мысли. Отечественная же культура имеет явно выраженную духовнонравственную направленность. Вот почему именно на основе отечественной культуры только и можно воспитать у студентов ту систему ценностей, которую они примут свободно, добровольно и искренне как нечто родное, как духовный факел в эстафете поколений. Культурный (символический) капитал обретается личностью в рамках духовно-ценностного уровня образования.

На креативно-антропологическом уровне ценностное самосознание закрепляется развитием целостного духовного акта в единстве главных продуктивно-творческих сил; это - теоретическое (понятийное) мышление, способность человека строить и самодеятельно перестраивать свои действия согласно объективным законам и смыслам; сознательная воля - способность человека определять себя к действию согласно ценностям и знаниям; продуктивное воображение и эстетическое созерцание - способность свободно порождать образы в их смысловой целостности и воспринимать чувственную реальность в культурно развитых формах; вера - воля человека к высшим, совершенным, абсолютным ценностям; любовь - художественное чувство постижения совершенства; совесть - умение оценивать помыслы и деяния с позиций должного совершенства.

В развитом виде мышление выражено в науке, воля - в нравственных и политико-правовых отношениях, воображение и созерцание - в искусстве, вера - в религии. Мышление целенаправленно организует все способности человека как социального существа. Оно есть технологическая система интеллекта, координирующая все его операции в связной смысловой ансамбль. Воля

переводит ценностное самосознание и мышление в поведение, без нее остановится живой «конвейер» человеческой души. Продуктивное воображение и органично связанное с ним эстетическое созерцание есть истинное лоно, где таинственно зарождается творчество. Вера интегрирует смысловой состав самосознания в цельность, в мировоззрение. Без нее сознание становится разорванным, мозаичным и несчастным.

Теоретическое мышление позволяет человеку понимать объективную истину, нравственная воля - творить добро, воображение и созерцание - воспринимать красоту, вера - обретать совершенный идеал и абсолютные ценности, а любовь - художественно переживать идеалы и ценности, видеть лучшее, избирать его и жить им. Схемы развитого воображения мигрируют в подсознание, организуют его «хаос» в душевный «космос» и, работая в автоматическом режиме, становятся интуицией. Интуиция рождает непроизвольную догадку, ситуацию «эврика», прозрения, которое, «как вспышка молнии», озаряет новое видение реальности. Срастаясь воедино, все эти силы образуют целостный духовный акт. В нем «соло» каждой способности дополняется «хором» всех остальных. Возникает «симфония» духа, дарующая человеку богатство миропонимания и миропереживания, непроизвольное творчество. Эти всеобщие способности в их целостности есть самая надежная основа формирования особенных социальных и профессиональных умений. Так, за умением специалиста (врача, инженера и др.) оптимально решать профессиональные задачи скрываются развитое логическое мышление, продуктивное воображение, эстетический вкус, интуиция, ответственность и честность, столь важные в профессиональной «надежности». Целостность общекультурных способностей позволяет личности понимать и переживать культуру, успешно ориентироваться в междисциплинарных связях, самообучаться, быть самоопределяемой и самодеятельной, социально мобильной, способствует творческой продуктивности, профессиональному и духовному росту и полному претворению личности в многообразных видах деятельности, общения и мышления. Разъединять общекультурные способности и профессиональные значит делать первые пустыми, а вторые ценностно слепыми и безвдохновенными. В итоге воспитание отъединяется от образования и возникает педагогический брак - безответственный специалист и гражданин, несущий горе себе, семье и окружающим.

Антропологический уровень есть базис гуманитарного образования. Он сообщает целевую антропологическую направленность - какие способности и как развивать, определяет дидактику и педагогические технологии. Педагог призван через знания развивать умения продуктивно осуществлять духовные акты. Сами же знания уму (т. е. умению) не научают. Без обоснованной ан-

тропологической целевой направленности педагогические технологии, «инновации» вырождаются, как правило, в схоластическую формалистику.

Содержанием праксиологического уровня является развитие у студентов умений осуществлять гуманитарно-социальные технологии - логические, психологические, валеологические, духовного делания, правовые, коммуникативные, экономические и др. Этот технологический уровень операциональнопрактической направленности непосредственно соединяет гуманитарное образование с практической жизнью. В его рамках эффективны спецкурсы объемом 8-16 часов по таким вопросам: как мыслить логично, управлять собою, оздоровить себя, защитить свои права, вести деловое общение и т. д. Такие спецкурсы формируют конкретные умения, необходимые для самостоятельной жизни и во внепрофессиональной сфере. Известный изъян в преподавании гуманитарных дисциплин состоит в отрыве двух крайних полюсов друг от друга - ценностей и технологий; при этом основательные теоретические знания не доводятся до конкретной операциональной формы, до ответа на вопрос студента: что я лично могу делать согласно ценностям и знаниям? Каждая гуманитарная дисциплина имеет этот операционально-практический аспект, обращенный к деятельности студентов.

Трехуровневая структура гуманитарного образования позволяет обосновать оптимальный набор учебных дисциплин, их объем и целевое назначение (какие ценности, способности и практические умения они развивают), сообщить гуманитарному образованию человекотворческий, личностно развивающий характер, ориентирует образование на классическую основу (культуру), на путь интенсивный, а не экстенсивный (многознание по предметам) и позволяет весьма точно определить показатели эффективности гуманитарного образования. Трехуровневая структура гуманитарного образования является необходимой предпосылкой воспитания социальной компетентности личности.

Социальная компетентность в стратегии развития профессионально-педагогического образования

Профессионально-педагогические вузы готовят кадры, способные компетентно обучать той или иной специальности. В настоящее время подготовка таких кадров включает две основные составляющие - профессиональную и пси-холого-педагогическую. Синтез профессионального и психолого-педагогическо-го компонентов есть «точка роста» нового типа специалиста. Нового потому, что данный синтез учитывает важность отношений: «человек - профессия» и «человек - человек». Но психолого-педагогический компонент составляет лишь часть гуманитарно-социального содержания в подготовке специалистов. Если поэтапно усиливать роль гуманитарно-социального содержания в структу-

ре подготовки кадров ППО, то в итоге получится модель специалиста, который в равной мере обладает и профессиональной, и гуманитарно-социальной компетентностью.

В настоящее время гуманитарный компонент в виде психолого-педагоги-ческого привязан к профессии. Синтез гуманитарно-социального и профессионального компонентов в большей мере ориентирует на отношения «человек -человек» и «человек - профессия». Такая ориентация адекватна профессионально-педагогическому профилю вуза, название которого указывает на единство профессионального и гуманитарного содержаний.

На наш взгляд, миссия РГППУ как ведущего вуза в области ППО состоит в разработке и поэтапной реализации принципиально новой модели подготовки специалиста ППО. Новизна состоит в гармоничном синтезе и равноценности двух основных компонентов - гуманитарно-социального и профессионального, ценностей и технологий. Результатом такой подготовки является специалист, обладающий гуманитарно-социальной и профессиональной компетентностью. РГППУ призван преодолеть фабрично-заводской стереотип сужения личности работника до «рабочей силы» и дать две «профессии» - быть культурным человеком и компетентным специалистом. За такой синтез выскажется и современный работодатель.

Единство этих двух основ позволяет личности успешно овладевать лич-ностно развивающими, социальными и профессиональными технологиями, быть самоопределяемой в системе социальных норм, отношений и институтов, социально мобильной, открытой к переподготовке и усвоению инноваций гуманитарно-социального и профессионального характера, коммуникативной и т. д. Постепенное сближение профессионального и гуманитарно-социального компонентов в подготовке специалистов позволит РГППУ не только успешно выполнять государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, но и разнообразить спектр услуг для удовлетворения разнообразных потребностей населения как в профессиональном, так и в личностном развитии. Обоснование долговременной миссии позволит понять в более широком, социокультурном контексте специфику и перспективу подготовки профессионально-педагогических кадров, расширить диапазон специальностей и специализаций гуманитарно-социального профиля и тем самым улучшить свое положение на рынке образовательных услуг. Благодаря тщательному обоснованию такой миссии РГППУ может стать теоретическим центром разработки и реализации новой модели специалиста XXI в.

Воспитание социальной компетентности требует соответствующего научного обеспечения. Это, в частности, ясное целевое назначение рабочих программ гуманитарных дисциплин, т. е. какие ценности, субъектные каче-

ства и умения они призваны воспитывать. Во-вторых, это - учебная дисциплина на старших курсах «Социальная компетентность: ценности, знания, умения». Согласно структурным компонентам социальной компетентности такая дисциплина могла бы включать разделы «Аксиология», «Социальная гносеология», «Субъект социальных процессов», «Социальная праксиология». Содержание данной дисциплины можно представить в виде методологических выводов из цикла гуманитарно-социальных дисциплин.

В заключение следует отметить научно-прикладное и педагогическое значение дальнейшей конкретизации понятия социальной компетентности. Это понятие особо значимо при разработке государственных образовательных стандартов, регионального и вузовского компонентов такого стандарта, рабочих программ гуманитарно-социальных дисциплин. Данное понятие, фигурируя в виде метафоры «социальная зрелость», осознается интуитивно, а не дискурсивно. В результате исчезает должная ясность и точность в образовательных стандартах и рабочих программах. Социальная компетентность является важной характеристикой выпускников вузов, равно как и самих педагогических кадров. Наконец, вопрос о социальной компетентности выпускников вузов - это вопрос об их социальной защите и самозащите, об их умении владеть техникой социальной и духовной безопасности в сфере соблазнов антикультуры, нелегальных социальных групп, тайных мистических герметически замкнутых объединений и тоталитарных сект. Социальная компетентность как итоговый результат гуманитарной подготовки специалистов является необходимой составной частью эффективной профессиональной подготовки кадров, продуктом которой является культурный человек, нравственная личность, творческая индивидуальность, социально компетентный гражданин, профессионально компетентный специалист и патриот Родины, открытый к созидательному диалогу с иными этнокультурами.

Литература

1. См.: Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

2. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года. М., 2002.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1974.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981.

5. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.

6. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.