Научная статья на тему 'Социальная категоризация идентичности в социальном познании'

Социальная категоризация идентичности в социальном познании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / IDENTITY / SOCIAL COGNITION / SOCIO-PHILOSOPHICAL CATEGORY / CATEGORIZATION / SOCIAL CATEGORIZATION FUNCTION / CONCEPTUALIZATION / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немчина Вера Ивановна

В статье идет речь о такой функции категории социальной идентичности, как категоризация в социальном познании. Функция социальной категоризации находит выражение в упрощении сложного социального мира, экономии когнитивных ресурсов, схематизации социального познания. Формируя на основе категоризации понятия идентичности представление о социальной действительности, индивид концептуализирует свое отношение к миру и к себе в этом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social categorization of identity in social cognition

The article deals with such a function of the category of social identity as categorization in social cognition. The function of social categorization finds expression in simplifying a complex social world, saving cognitive resources, and schematizing social cognition. Forming, on the basis of the categorization of the concept of identity, the idea of social reality, the individual conceptualizes his attitude to the world and to himself in this world.

Текст научной работы на тему «Социальная категоризация идентичности в социальном познании»

В.И. Немчина*

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет

Социальная категоризация идентичности в социальном познании

Категория идентичности как категория познания социальной действительности ориентирует на то, что социальный контент этой категории первичен по отношению к индивидуально-личностному контенту. Это обусловлено тем, что если индивидуально-личностный контент, трактуемый как способ субъективной организации мира индивида, его событийно-деятельностной компоненты, как внутренняя динамическая структура, которая системно интегрирует все отдельные стороны индивида, то социальный контент является тем, что объективно организует и предопределяет мир каждого отдельного индивида и все формы их взаимоотношений, так же как целое и общее предопределяют частное и единичное.

Конечно, этот тезис не стоит понимать механистически. Социальный контент является многоуровневым конструктом, который включает в себя в той или иной степени индивидуальные и коллективные параметры, онтогенетические и социогенетические предпосылки и формирует целостность социальной идентичности как противоречивый синтез различных атрибуций. При этом целостность социальной идентичности не сводится к сумме ее составляющих компонентов, а является новым качеством, а каждый отдельный компонент наполняется соответствующим смыслом только в указанной целостности.

Категория идентичности характеризуется тем, что она служит как бы разграничительной чертой между индивидуальными субъективно-психическими процессами (индивидуальная идентичность) и сложными объективированными социальными отношениями. Идентичность в ее социально-философском осмыслении выражает несколько уровней социального знания. Прежде всего, это знание о стремлении любого индивида к сохранению позитивной идентичности. Это важное социальное знание, поскольку в нем содержится позитивный потенциал оценки окружающего социального мира как мира, должным образом устроенного, т.е. справедливого, стабильного, устойчивого и надежного. В этом отношении социальная идентичность предназначена для такой организации внутреннего мира индивида, которая бы соответствовала пози-

* Немчина Вера Ивановна, email: nemchina@sfedu.ru.

тивным атрибуциям социального мира. Формирование такой позитивной идентичности индивида, организация его внутреннего мира основываются на сравнении его с другими позитивными индивидами и, соответственно, с позитивными социальными образованиями, социальными группами и общностями. Такое сравнение есть один из способов социального познания. Оно связано с системой оценок и ценностей, со сбалансированностью и обоснованностью суждений индивида о внешнем по отношению к нему мире.

При этом сам категориальный строй социальной идентичности является важным разделителем позитивных и негативных атрибуций, одобряемого и неодобряемого, «своих» и «чужих». Такое понимание есть важное знание о социальном мире и его социальном устройстве, которое опирается на практику того, что идентичность, формируясь в определенных конкретных общественно-исторических условиях, будучи наполненной социокультурным потенциалом традиций, устоев и социальных привычек, также выступает мерилом филиации социальных нравов.

Кроме ситуативности подобных оценок и сравнений, категориальные представления социальной идентичности дают возможность распространить оценки и сравнения на схожие, типичные ситуации, пролонгировать свои суждения относительно всех возможных ситуаций. Это означает, что такое знание становится релевантным.

Как пишет Г.М. Андреева, знание индивида, что он принадлежит к определенной социальной группе, характеризуется трехуровневой структурой: на первом уровне подобная социальная категоризация есть организация и упорядочивание наличного социального окружения в терминах такой группировки других людей способом, который имеет смысл для данного индивида; на втором уровне имеет место процесс сравнения с другими группами; на третьем уровне производится обобщение полного социального отождествления индивида1.

Социальное познание имеет сложную природу: с одной стороны, это самопознание, т.е. внутрисубъектный акт; с другой - субъектно-объектное отношение, поскольку индивид относится сначала к окружающему миру (другому индивиду, социальной среде, группе индивидов) как к объекту; с третьей - это субъект-субъектное отношение, которое возникает на уровне, когда индивид осознанно и осмысленно посредством социальной рефлексии осуществляет организацию своего социального мира. Социально-философское осмысление категории идентичности может трактоваться как необходимый результат процесса самопознания, самопонимания, отождествления, самооценки, самопрезентации, самоатрибуции, идентификации-отчуждения2.

1 Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2001. С. 88.

2 Немчина В.И. Конструктивистская методология исследования изменчивой идентичности в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11.

Осмысление механизма обоснованности интерпретации предполагает предварительное решение таких методологических проблем, как различие между какой-либо феноменальной сущностью, в частности, идентичностью как элементом социальной онтологии (социальным бытием), как объектом исследования идентичности при анализе ее таких социально-психических свойств, как самоотождествление, самооценка, самопознание, самоатрибуция, самопрезентация, и теоретико-методологическим конструктом, элементом социальной гносеологии, характеризующим предметную сторону исследования идентичности.

По сути, интерпретативная роль социально-философской категории идентичности выражается в систематическом осмыслении и означивании с точки зрения истинности или ложности, полноты или неполноты предметов (теоретических конструктов) различных социальных и гуманитарных наук.

Формирование специальных теоретических конструктов в социальной психологии, социальной антропологии, социологии и других науках является началом формирования идентификационного дискурса, т.е. системы относительно законченных, логически стройных, содержательно наполненных и методологически осмысленных форм рассуждения о социальной реальности с точки зрения основных понятий идентичности, будь то этнонациональная, политическая, религиозная, гражданская, профессиональная или гендерная идентичность.

То есть знание об идентичности наполняется терминами, понятиями, рассуждениями, содержательными компонентами и становится некоторой объективированной системой: дискурсом о гендерной идентичности, дискурсом об этнонациональной идентичности или дискурсом о политической идентичности. Это систематически объективированное знание формулируется на принятом в данном научном сообществе языке, выражается в понятийном и категориальном строе, является предпосылкой мировоззренческих, методологических принципов, выступает основой для обоснования конкретных методик эмпирических исследований и базой для их практического использования.

Это означает, что социально-философская категория идентичности в социальном познании является общей матрицей интерпретации других понятий идентичности, которые свое предметное и конкретное наполнение получают в соответствующих предметных областях.

Категория идентичности в социальном познании выполняет роль социальной категоризации. Такой познавательный смысл данной категории заложен еще в теории социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера1. Они рассматривали познавательную роль категоризации на социально-групповом уровне как оценку феномена группового фаворитизма и групповой враждебности.

1 Tajfel H., Turner J. An Intergrative Theory of Intergroup Conflict. // The Social Psychology of Intergroup Relations / ed. by W.G. Austin and S. Worchel. Monterey: Books Publishing Company, 1979. P. 33-49.

Как познавательную функцию рассматривает категоризацию С. Московичи в своей теории социальных представлений. По его мнению, для того чтобы закрепить социальное представление и отнести его к определенной социальной категории, необходима некоторая метка, индикатор или ярлык. Тогда соответствующий объект соотносится с категорией и превращается в элемент уже принятой категориальной сетки. На следующем уровне закрепления осуществляется объективация - как включение поименованного объекта1.

Категоризацию как познавательную процедуру выделяют в концепции социального конструктивизма. Так, К. Герген отмечал, что категоризация - необходимый элемент познавательной процедуры при включении познавательных конструктов в теоретический дискурс. Итогом такой познавательной процедуры выступает конструирование социальной реальности, которое осуществляется посредством дискурса2.

На практике индивиду бывает необходимо идентифицировать себя в разных ситуациях и контекстах. Это значит, что ему надо соотнести себя с разными категориями социального порядка, с разными ценностями и с разными порядками этих ценностей. И в этом случае необходимо различать реляционные и категориальные способы идентификации. В первом случае идентификация осуществляется посредством позиционирования в системе сложившихся взаимоотношений, например, в системе родственных и подобных им отношений, в другом случае позиционирование происходит по определенным атрибуциям, которые подобраны по категориям свойства, качества, принадлежности и т.д. Р. Дженкинс рассматривает это как различие между идентификацией и самоидентификацией3.

Говоря о том, что функция социальной категоризации - это упрощение сложного социального мира, нужно отметить, что, как замечали такие исследователи, как Ф. Фидлер, Ф. Гибсон и К. Барретт, категоризация является специфическим упрощающим механизмом при селекции информации, дающим возможность экономно и быстро выносить суждения о процедурах идентификации в условиях неопределенности4.

В этом плане категоризация как функция механизма упрощения информации выступает как специфическая познавательная эвристика оценки доступных фактов. Тот же Ф. Фидлер рассматривает ее как эвристику представленности (репрезентативности) и эвристику имитации

1 Московичи С. Век толп. М. : Центр психологии и психотерапии, 1996. С. 76.

2 Герген К. Социальный конструкционизм: знание и практика : сб. ст. / пер с англ. А. М. Корбута; под общ. ред. А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2003. С. 32.

3 Jenkins R. Rethinking Ethnicity: Identity, Categorization, and Power // Ethnic and Racial Studies. 1994. Vol. 17, № 2. P. 197-223.

4 Fiedler F.E., Gibson F.W, Barrett K.M. Stress, Babble, and the Utilization of the Leader's Intellectual Abilities // Leadership Quarterly. 1993. Vol. 4 (2). Р. 189-208.

(воображения), которые индивиду позволяют достаточно быстро создавать гипотетические сценарии адаптационного поведения1.

Важной функцией категории социальной идентичности при анализе социального познания, как отмечают исследователи, такие как С. Фиск и С. Нейберг, является функция экономии когнитивных ресурсов. В частности, то, что выше обозначалось как механизмы упрощения категоризации социального мира, выражает также и функцию экономии когнитивных ресурсов личности2. Она реализуется при анализе социальной действительности, как и когда количество информации о социальном мире достаточно велико и требуются когнитивные механизмы для ее оптимального использования. Этот феномен С. Фиск и С. Нейберг назвали «гипотезой перегрузки»3.

Экономия когнитивных ресурсов способствует созданию социальных стереотипов как специфических социальных категорий, значительно упрощающих познавательные процедуры и дающих возможность сводить неизвестные сложные познавательные задачи к уже известным и более простым.

Обобщая сказанное о такой функции категории социальной идентичности, как категоризация в социальном познании, нужно отметить, что это познавательная функция, когда при использовании общего понятия исследователь оценивает различные блоки независимой информации. В указанную независимую информацию входят образы социального мира, образы людей и их действия, события и процессы. Информация об этом как бы представлена независимыми блоками.

Индивид, формируя свое отношение к социальному миру, в поисках своей принадлежности к какому-то его сегменту должен оценить всю доступную ему информацию. Он должен сформулировать свое представление о своем месте в этом мире. Свое представление индивид формулирует сначала в нерефлексивном понятии - ментальном образовании, в которое входят впечатления и оценки. Индивид классифицирует объекты, события и информацию о них.

Он формирует понятия позитивности и негативности, оценивает события и действия с точки зрения «свой» - «чужой». На этом уровне происходят обобщение черт и свойств окружающего мира и разнесение их по определенным социокультурным кластерам - категориям, где признаки и атрибуции группируются вместе4.

1 Fiedler F.E. Assessing the Validity of Fiedler's Contingency Model of Leadership Effectiveness: A Closer look at Strube and Garcia // Psychological Bulletin. 1983. Р. 404-448.

2 Fiske S.T, Neuberg S.L. A continuum of impression formation, from category-based to individuating processes: Influences of information and motivation on attention and interpretation // Advances in experimental social psychology. 1990. Vol. 23. Р. 1-74.

3 Ibid.

4 Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1998. С. 144.

Категоризация выступает как познавательная процедура превращения впечатлений и представлений в понятия, общие суждения о мире, в котором живет индивид. Это эвристический процесс отнесения единичного предмета в социальной практике познающего социальный мир индивида к некоторому классу. Соответственно, это также и процесс социального познания в реальных познавательных практиках.

Особенностью данного процесса является то, что он охватывает все сферы познавательных практик: психику, мышление, язык, вербализацию познавательных процедур, вербальные и невербальные значения и смыслы, социальные эталоны и ценности, социальные стереотипы, поведенческие стереотипы.

Формируя на основе категоризации понятие единства многообразия окружающего социального мира, индивид концептуализирует свое отношение к миру и к себе в этом мире. Окружающий мир посредством концептуализации не только осваивается рациональным способом, но и конструируется. Он на уровне применения категории социальной идентичности как категории социального познания создается в понятии, а на уровне категории социальной идентичности как категории социальной практики он конституируется, т.е. организуется соответствующим образом.

Социальная категоризация как познавательная функция такого ме-тапонятия, как «социальная идентичность», по сути представляет собой метод схематизации социального познания. Схематизация - это отнесение какого-либо объекта или события, а равно и их атрибуций к какому-либо разряду (категории). Социальная схематизация позволяет упростить процедуру познания и разбить ее методически на разные эвристические процессы: выделение, описание, констатация, оценка и т.д.

Результатом социальной схематизации служат социальные стереотипы, представляя собой готовые познавательные и поведенческие рамки. Стереотипы организуют поведение индивида во множестве самых разных ситуаций в некий поведенческий репертуар. Множество социальных факторов и комплексов усложняет выбор того или иного адаптационного поведенческого репертуара индивида и уж тем более усложняет его реконструкцию в понятиях при описании и познании социальной действительности. Социальная категоризация как познавательный метод позволяет предельно упростить эти процедуры.

Социально-философская категория идентичности в социальном познании выполняет интерпретативную роль. Интерпретация вообще -это метод научного познания, связанный с правилами перевода различных средств познания - формул, знаков и символов - на язык содержательного знания. Применительно к тому, как выполняет свою интерпретативную роль социально-философская категория идентичности, можно сказать, что она помогает систематически осмыслить другие, более частные конструкты идентичности - социально-психологический, социально-этнический, политологический, социально-антропологический, культурологический, социологический и др.

Это означает, что социально-философская категория идентичности в социальном познании является общей матрицей для интерпретации других понятий идентичности, которые свое предметное и конкретное наполнение получают в соответствующих предметных областях.

Немчина В.И. Социальная категоризация идентичности в социальном познании. В статье идет речь о такой функции категории социальной идентичности, как категоризация в социальном познании. Функция социальной категоризации находит выражение в упрощении сложного социального мира, экономии когнитивных ресурсов, схематизации социального познания. Формируя на основе категоризации понятия идентичности представление о социальной действительности, индивид концептуализирует свое отношение к миру и к себе в этом мире.

Ключевые слова: идентичность, социальное познание, социально-философская категория, категоризация, функция социальной категоризации, концептуализация, интерпретация.

Nemchina V.I. Social categorization of identity in social cognition.

The article deals with such a function of the category of social identity as categorization in social cognition. The function of social categorization finds expression in simplifying a complex social world, saving cognitive resources, and schematizing social cognition. Forming, on the basis of the categorization of the concept of identity, the idea of social reality, the individual conceptualizes his attitude to the world and to himself in this world.

Keywords: identity, social cognition, socio-philosophical category, categorization, social categorization function, conceptualization, interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.