Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР САМОСОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР САМОСОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / САМОСОХРАНЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЧИЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Храпова Виктория Анатольевна

Данная статья является первым опытом рефлексии, первой интуицией событий, связанных с пандемией 2020 года. Основываясь на концепции М. Эпштейна о продуктивном значении очищения в результате разотождествления со средой, автор стремится выявить конструктивные моменты самоизоляции в обществе, находящемся в состоянии неопределенности, риска, опасности, заставляющей понять, насколько хрупка человеческая жизнь и насколько значимо самосохранение личности для снижения напряженности и оптимизирующей деятельности во внешнем мире. Вынужденная самоизоляция для всех свидетельствует о глобальных проблемах, о необходимости изменения коллективного сознания. Автор полагает, что существует связь-зависимость между состоянием человека и окружающей его действительностью. Для ее описания К.Г. Юнг использовал концепцию синхронистичности. Важные аспекты этой связи рассматриваются в синергетической картине мира, осмысляются благодаря открытиям в квантовой физике. Она обнаруживает себя в концепции актуализированной личности А. Маслоу. В сложившейся ситуации значимы духовный опыт и знания, интеллектуальный поиск и трансцендентные переживания, способствующие восстановлению внутреннего баланса, необходимого для выбора правильных стратегий во внешнем мире. Подчеркивается, что в период глобальной социальной трансформации, масштабного интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, когда результаты коммуникативных интенций могут многократно усиливаться, обретают автономию и непредсказуемый характер, возрастает степень ответственности за производимые действия, слова, поступки, мысли. Ситуация требует внимательного и экологичного отношения к себе, близким, миру в целом. Изоляция рассматривается как одно из условий изменения, необходимого для внутреннего роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ISOLATION AS A FACTOR OF SELF-PRESERVATION OF THE INDIVIDUAL

This article presents the first experience of reflection, the first intuition of events related to the 2020 pandemic. Basing on the concept of Mikhail Epstein about the productive value of purification as a result of disengagement with the environment the author tries to identify constructive moments of self-isolation in a society in a state of uncertainty, risk, danger, which makes us understand how fragile human life is and how important self-preservation of the individual is for reducing tension and optimizing activities in the outside world. Forced self-isolation for everyone indicates global problems, the need to change the collective consciousness. The author believes that there is a dependence relation between the human condition and the surrounding reality. To describe it, Carl Gustav Jung used the concept of synchronicity. Important aspects of this connection are considered in the synergetic picture of the world, they are comprehended thanks to discoveries in quantum physics. It reveals itself in the concept of the actualized personality of Abraham Maslow. In this situation, spiritual experience and knowledge, intellectual search and transcendental experiences are important contributing to the restoration of internal balance necessary for choosing the right strategies in the external world. It is emphasized that in the period of global social transformation large-scale intensive development of information and communication technologies, when the results of communicative intentions can be repeatedly strengthened, acquire autonomy and unpredictable character, the degree of responsibility for the actions, words, actions, thoughts increases. The situation requires an attentive and environmentally friendly attitude to yourself, your loved ones, and the world as a whole. Isolation is considered as one of the conditions of change necessary for internal growth.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР САМОСОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2021.2.10

UDC 1:159.922.262 LBC 87.524.1

SOCIAL ISOLATION AS A FACTOR OF SELF-PRESERVATION OF THE INDIVIDUAL

Viktoriya A. Khrapova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article presents the first experience of reflection, the first intuition of events related to the 2020 pandemic. Basing on the concept of Mikhail Epstein about the productive value of purification as a result of disengagement with the environment the author tries to identify constructive moments of self-isolation in a society in a state of uncertainty, risk, danger, which makes us understand how fragile human life is and how important self-preservation of the individual is for reducing tension and optimizing activities in the outside world. Forced self-isolation for everyone indicates global problems, the need to change the collective consciousness. The author believes that there is a dependence relation between the human condition and the surrounding reality. To describe it, Carl Gustav Jung used the concept of synchronicity. Important aspects of this connection are considered in the synergetic picture of the world, they are comprehended thanks to discoveries in quantum physics. It reveals itself in the concept of the actualized personality of Abraham Maslow. In this situation, spiritual experience and knowledge, intellectual search and transcendental experiences are important contributing to the restoration of internal balance necessary for choosing the right strategies in the external world. It is emphasized that in the period of global social transformation large-scale intensive development of information and communication technologies, when the results of communicative intentions can be repeatedly strengthened, acquire autonomy and unpredictable character, the degree of responsibility for the actions, words, actions, thoughts increases. The situation requires an attentive and environmentally friendly attitude to yourself, your loved ones, and the world as a whole. Isolation is considered as one of the conditions of change necessary for internal growth.

Key words: social isolation, self-preservation, personality, spiritual potential, purification.

Citation. Khrapova VA. Social Isolation As a Factor of Self-Preservation of the Individual. Logos et Praxis, 2021, vol. 20, no. 2, pp. 83-88. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.202L2.10

УДК 1:159.922.262 ББК 87.524.1

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР САМОСОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Виктория Анатольевна Храпова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Данная статья является первым опытом рефлексии, первой интуицией событий, связанных с пандемией 2020 года. Основываясь на концепции М. Эпштейна о продуктивном значении очищения в результате разотождествления со средой, автор стремится выявить конструктивные моменты самоизоляции в обществе, находящемся в состоянии неопределенности, риска, опасности, заставляющей понять, насколько ^ч хрупка человеческая жизнь и насколько значимо самосохранение личности для снижения напряженности и о оптимизирующей деятельности во внешнем мире. Вынужденная самоизоляция для всех свидетельствует о ^ глобальных проблемах, о необходимости изменения коллективного сознания. Автор полагает, что существу-.Вет связь-зависимость между состоянием человека и окружающей его действительностью. Для ее описания д К.Г. Юнг использовал концепцию синхронистичности. Важные аспекты этой связи рассматриваются в сии нергетической картине мира, осмысляются благодаря открытиям в квантовой физике. Она обнаруживает ^ себя в концепции актуализированной личности А. Маслоу. В сложившейся ситуации значимы духовный © опыт и знания, интеллектуальный поиск и трансцендентные переживания, способствующие восстановле-

нию внутреннего баланса, необходимого для выбора правильных стратегий во внешнем мире. Подчеркивается, что в период глобальной социальной трансформации, масштабного интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, когда результаты коммуникативных интенций могут многократно усиливаться, обретают автономию и непредсказуемый характер, возрастает степень ответственности за производимые действия, слова, поступки, мысли. Ситуация требует внимательного и экологичного отношения к себе, близким, миру в целом. Изоляция рассматривается как одно из условий изменения, необходимого для внутреннего роста.

Ключевые слова: социальная изоляция, самосохранение, личность, духовный потенциал, очищение.

Цитирование. Храпова В. А. Социальная изоляция как фактор самосохранения личности // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, №№ 2. - С. 83-88. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lp.jvolsu.2021.2.10

Самоизоляция как культурный феномен существовала всегда. Чувствуя деструктив-ность происходящих во внешнем мире процессов и испытывая острую потребность в выработке нового знания, некоторые люди становились отшельниками, изолируя себя от воздействия социальной среды. Одним из необходимых следствий разотождествления себя и мира является самоочищение. Любое живое существо обладает этим инстинктом, который направлен на отделение организма от среды и, как заметил М. Эпштейн, повышение его упорядоченности (чистоты) по сравнению со средой [Эпштейн 2006, 182]. Освобожденный от влияния социальной среды организм входит в резонанс с природными ритмами, восстанавливает физиологические функции. Концентрация на себе способствует активизации собственного духовного центра, сознание начинает работать в новом режиме.

Самовознаграждающая функция «чистки» состоит в стимуляции и усилении: обостряя восприятие, активизируя жизненные силы человека, очищение усиливает его связь с реальностью. Результатом очищения становится увеличивающаяся способность чувствовать, ощущать, слышать - воспринимать через органы чувств происходящее в мире. Получаемые при этом впечатления обладают большей силой и значением, позволяют фиксировать уникальные черты.

М. Эпштейн рассматривает очищение как фундаментальную культуросозидающую процедуру. Он пишет: «Часто этот процесс лишен прямой физиологической цели и служит скорее актом социального общения или механизмом нервной компенсации» [Эпштейн 2006, 182]. Ученый выделяет 7 основных этапов поступательного развития «очистительного» инстинкта: гигиенический, экономический, социальный, эстетический, этический, интеллекту-

альный, религиозный, рассматривая их как систему фильтров. Инстинкт самоочищения ведет человека через все сферы культурного самоутверждения к неприкосновенной чистоте Абсолюта, активизируя способность восприятия богатства творения, его «механики» на грани проявленного и непроявленного аспектов бытия. По мере обогащения внутреннего мира личности сильными впечатлениями и глубокими знаниями возрастает чувство собственного достоинства, которое состоит в постоянстве самоощущения собственного Я, признании и абсолютизации его ценности. Глубина проникновения утончает восприятие, позволяет чувствовать состояния других. Через осознание собственной уникальности появляется возможность оценить уникальность многообразного мира, выработать к нему ценностное отношение. Человек, достигший такого уровня в своем развитии, способен испытывать милосердие, ощущать потребность оказывать импульсную помощь. Его цель не победа в конкурентной борьбе, а диалог и сотворчество. Он видит свою задачу в творческом синтезе, который становится продуктивным итогом первоначального разотожде-ствления. Живой мир требует соответствующих стратегий взаимодействия. Признание его ценности ведет к отказу от грубой преобразовательной (технократической, манипулятив-ной) деятельности. Разотождествление позволяет сохранить устойчивость взглядов, укрепить силу воли, способность противостоять деструктивным тенденциям - так проявляется механизм выживания в кризисных ситуациях, связанных с рисками и аффективными переживаниями.

Современный мультикультурный мир фрагментарен и многолик. Информационная перенасыщенность ослабляет внимание, снижает концентрацию, оказывает деструктивное

влияние на процессы мышления. Если в прежние времена для выработки нового знания избранные покидали общество, сейчас необходимы периоды интеллектуальной тишины для всех. «В современном обществе важно контролировать поток информации. Выбор, ежедневно осуществляемый современным человеком, предполагает необходимость отбросить часть информации. Мастерство заключается в том, чтобы защититься от ненужной информации, и наиболее полно использовать одну сотую ее часть» [Эриксен 2003, 29].

В условиях современной социальной трансформации большую роль начинают играть личный опыт, индивидуальные особенности, воля и здравый смысл. Очень важно уметь правильно реагировать на смыслы информации, выделять (фильтровать) продуктивные содержания информационных потоков. «Мы рассматриваем самоочищение как широкий феномен, присущий не только индивиду, но и группе, обществу в целом и включающий процесс взаимоочищения (социальный гру-минг как фактор консолидации сообщества)», - писал Эпштейн [Эпштейн 2006, 179]. В концепции М. Бахтина культуротворческий процесс связан с ситуацией «вненаходимо-сти», которая представляет собой «самый могучий рычаг понимания» [Бахтин 1979].

Мы пережили 90-е, когда начался пересмотр ценностей, а за ним - ниспровержение норм морали и нравственности. Проблемы, связанные с духовностью, уже не кажутся аномалией, а рассматриваются как неизбежное следствие современной социальной динамики. Завуалированное необходимостью выживания потребительское отношение к миру и друг к другу привело к рискогенности любых социальных процессов. Десятилетиями мы блуждали в иллюзиях, разрушая жизнь будущих поколений. Цивилизационный перелом сопровождается невиданным ранее нарушением баланса в системе «человек - мир».

Вынужденная самоизоляция для всех свидетельствует как о глобальных проблемах, так и о том, что пришло время изменения коллективного сознания. Реализовался закон нейтрального положения: для любых изменений в жизни нужна остановка.

Усталость общества диагностировалась уже несколько десятилетий назад. На это ука-

зывает популярность программ поиска ресурсов, прежде всего психологических: развивающиеся стратегии экологичного потребления, минимализм как стилистическая доминанта1 Лидирующие позиции в рейтинге популярности занимали книги о гармонизирующей роли «просветленной повседневности», «магии утра», идеи порядка, ценности пространства, вещей, здесь и сейчас осуществляющейся жизни. «Ощущение безнадежности и перманентные кризисы ведут к тому, что мы опускаем руки. Можно знать, что дела идут не так, но при этом все исправить», - считает собравший рецепты благополучия и гармонии со всего мира создатель «Атласа счастья» - антрополог Х. Рассел [Рассел 2018, 12]. «Приведение дома в порядок радикально меняет жизнь, делает мир ярче, позволяет получить новый старт для реализации. Происходит перезагрузка, после которой легче осуществлять свою миссию», - констатирует автор бестселлера «Магическая уборка в доме и жизни» М. Кондо [Кондо 2016, 20].

В период пандемии деятели искусства и духовные учителя стремятся передавать знания, опыт, надежду и вдохновение без учета границ, идеологий, вероисповедания. Сложилась ситуация, описанная в исследовании С. Грофа: «В пределе невозможно оправдать жизнь и найти в ней смысл при помощи интеллектуального анализа и чистой логики. Необходимо попасть в такое состояние, когда эмоционально и физиологически осознаешь ценность жизни и ощущаешь радость от самого факта существования. В мучительных философских изысканиях смысла жизни следует видеть не закономерную философскую тематику, а некий симптом, показывающий, что динамический жизненный поток замутнен и блокирован. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и испытывающий живой и радостный интерес к нему, никогда не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. В этом состоянии существование воспринимается как драгоценность и чудо, ценность его самоочевидна» [Гроф 2005, 198].

Среди практик достижения внутренней трансформации наиболее универсальной и уместной в данных обстоятельствах является медитация, которая состоит в отвлечении от внешнего, изменении состояния, достижении расслабленной сосредоточенности. Практикующие ее люди убеждены: в какую бы ситуацию вы не попали, в каком состоянии не пребывали, всегда есть один рецепт, который лучше всех остальных, - обретение внутренней тишины, безмыслия и безмолвия. Там все ответы, там истина, там покой и свобода. Хотя бы 5 минут безмыслия в день ежедневно, и вы исцелены. В условиях вынужденной изоляции все мы оказались в подобном положении: отключенные от внешнего мира, расслабившиеся в домашней обстановке и одновременно сосредоточенные перед лицом опасности, сконцентрировавшиеся на поиске оптимального выхода, спасении себя, своих близких, друзей и всех тех, кого мы любим.

Основатель гуманистической психологии А. Маслоу составил список черт зрелой личности [Маслоу 2019, 190-212]:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других, природы.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Уважение установленных ритуалов, традиций и церемоний при одновременном следовании динамике жизни. Не автоматический, а сознательный конформизм.

4. Деловая направленность. Способность не зацикливаться на своих переживаниях, а решать жизненные задачи. Служение.

5. Позиция отстраненности. Умение использовать одиночество для саморазвития.

6. Автономия и независимость от окружения; внутренняя устойчивость.

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, вызванные спонтанным восприятием новизны, радостью открытия.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Доброжелательность в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Ориентация на цели, которым подчиняются средства.

13. Чувство юмора.

14. Креативность, проявляющаяся во всех сферах деятельности.

15. Критичное отношение к ограничивающим стратегиям культуры.

А. Маслоу полагал, что личности, в которых есть эти качества, являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Очевидно, что описанные психологом черты характеризуют позицию человека, способного устанавливать необходимый для гармоничной жизни баланс во взаимодействии с внешней средой.

Самоизоляция не только ограничение, но и уединение, необходимое для выработки ресурсов и стратегий, актуализации личностного начала, осознания своей роли и места в происходящих процессах.

Разотождествление позволяет установить дистанцию, необходимую, чтобы накопить энергию для осмысления, концентрации, выработки смыслов и ценностей. Это степень свободы, обязательная для прояснения собственной позиции и определения характера деятельности в мире.

Спустя год после официально объявленной самоизоляции не выработаны четкие и надежные социальные регулятивы, обеспечивающие безопасное взаимодействие и жизнедеятельность в целом. Как же индивидуальная состоятельность может повлиять на общее состояние, когда еще не сняты ограничения и не уменьшаются риски взаимодействия? К.Г. Юнг ввел в научный оборот термин «син-хронистичность» [Юнг 1997]. Долгое время он исследовал совпадения, связь между которыми не могла быть объяснена причинно-следственной зависимостью (то есть она не прослеживается в рамках доступной человеку парадигмы знаний, существующей в его сознании картины мира), и создал учение о предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. «Синхро-нистичность - отражение процессов существо-

вания и развития общества на основе пока еще непонятых принципов организации и самоорганизации, в которых социальные процессы связаны с биологическим, химическим и физическим уровнями организации материи» [Стерледев, Стерледева 2017, 172]. Возможно, решение проблемы синхронистичности объясняет принцип дополнительности материального и идеального как составляющих проявления некоего фундаментального уровня бытия. В холистической картине мира поле сознания бесконечно преодолевает пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; сознание соизмеримо со всей целостностью бытия. Вероятно, объяснение синхронистично-сти необходимо искать в точке синтеза квантовой физики и психологии или в признании роли сознания наблюдателя в квантовой теории измерений.

Продуктивная попытка презентации жизни как осуществления самовоспроизводящегося и самоорганизующегося поля была произведена в синергетике. Эта методология исследования целостности включает в себя представление о спонтанности, роли случайности, ситуации бифуркации, когда слабое, но топологически верное (способное вызвать резонанс) воздействие приводит систему к устойчивому состоянию. Об эффекте резонанса, «слабом» взаимодействии, очень важно помнить сейчас, в период глобальной социальной трансформации и масштабного интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, когда результаты наших коммуникативных интенций могут многократно усиливаться, обретают автономию и непредсказуемый характер.

Нам пока не известны точные механизмы проявления всеобщей связи явлений, но существуют многочисленные интуиции, указывающие на эту связь. И. Бродский говорил о необходимости внимательного и аккуратного использования языка, имея ввиду его роль в описании мира, самоопределении, подчеркивая значимость коммуникативных стратегий в решении бытийных задач и достижении психологического комфорта: «Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковс-

ким счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель - ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда - и книги стихов. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру» [Brodsky web]. Поэт воспринимал язык как инструмент создания реальности, организации сознания, гармонизации психики через правильные соответствия, точный подбор, по сути - раскрывая принцип установления резонанса между внутренним состоянием и внешним положением дел. Аналогичная мысль была высказана философом и психологом Д. Радьяром : «Верная координация ума и тела не только производит ясный красивый тон, но позволяет человеку найти соответствующее место в симфонии жизни» [Радьяр web].

Обусловленное невиданным ранее масштабом развития информационных технологий коммуникативное пространство продуцирует нелинейное имагинативное измерение образов и моделей. Виртуальная среда становится источником и демонстрацией изменчивости, альтернативой объективного мира, воплощением творческой и генерирующей деятельности социума. Электронно-виртуальная реальность усиливает возможность запускать синхронистические цепочки, поэтому чрезвычайно важно понимать, к чему это может привести.

Мы оказались в нелинейном измерении. Современная действительность ориентирует на актуализацию внутренних духовных ресурсов человека. Если не упустить момент, человечество отбросит много лишнего, заживет проще, практичнее, но в то же время более наполнено, многогранно. Изменится не просто образ жизни - изменится парадигма мышления, мироощущение, чувства. Мы становимся взрослее, в нас зарождается новое отношение к досугу, к повседневности, к окружающим. Взаимная ответственность перестает быть формальностью, приоритеты резко ме-

няются. Важно выбрать правильную тональность жизни, мобилизуя энергию для ответа на вызов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Предельное выражение этой тенденции, на наш взгляд, увлечение европейцев японским искусством кикцуги, основывающемся на умении наслаждаться естественностью несовершенства, за которым стоит способность довольствоваться тем, что есть, достигая умиротворения для создания гармоничных взаимоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бахтин 1979 - Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Гроф 2005 - Гроф С. За пределами мозга. М.: АСТ, 2005.

Кондо 2016 - Кондо М. Магия уборки в доме и жизни. М.: ОДРИ, 2016.

Маслоу 2019 - МаслоуА.Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019.

Радьяр web - Радьяр Д. Магия тона и искусство музыки // http://www.theosophy.ru/lib/mag-tona.htm.

Рассел 2018 - Рассел Х. Атлас счастья. М.: Бомбо-ра, 2018.

Стерледев, Стерледева 2017 - СтерледевР.К., Стер-ледева Т.Д. Синхронистичность как предмет повышенной опасности // Грамота. 2017. N° 3 (77), ч. 2. С. 171-174.

Эпштейн 2006 - Эпштейн М.Н. Философия тела // Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006. С. 179-194.

Эриксен 2003 - Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь мир, 2003.

Юнг 1997 - Юнг К.Г. О синхронистичности // Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 523-537.

Brodsky web - Brodsky J. Some Tips // http://www. umich.edu/~bhlumrec/c/commence/1988-Brodsky.pdf.

REFERENCES

Bakhtin M.M., 1979. Aesthetics of Verbal Creativity. Moscow, Iskusstvo Publ.

Grof S., 2005. Outside the Brain. Moscow, AST Publ.

Kondo M., 2016. The Magic of Cleaning Your Home and Life. Moscow, ODRI Publ.

Maslow A., 2019. Motivation and Personality. Saint Petersburg, Piter Publ.

Rudhyar D., The Magic of Tone and the Art of Music. URL: http://www.theosophy.ru/lib/mag-tona.htm.

Russell H., 2018. Atlas of Happiness. Moscow, Bombora Publ.

Sterledew R.K. Sterledewa T.D., 2017. Synchronicity As a Subject of Increased Danger. Gramota, no. 3 (77), pt. 2, pp. 171-174.

Epstein M.A., 2006. Body Philosophy. The Body of Freedom. Saint Petersburg, Aletejya Publ., pp. 179-194.

Eriksen Th.H., 2003. Tyranny of the Moment. Time in the Information Age. Moscow, Ves' mir Publ.

Jung C.G., 1997. About Synchronicity. Consciousness and the Unconscious. Saint Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., pp. 523-537.

Brodsky J. Some Tips. URL: http://www.umich.edu/ ~bhlumrec/c/commence/1988-Brodsky.pdf.

Information About the Author

Viktoriya A. Khrapova, Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Philosophy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, khrapova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5236-9147

Информация об авторе

Виктория Анатольевна Храпова, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, khrapova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5236-9147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.