Научная статья на тему 'Социальная история Великой Отечественной войны. Проблема «Дети войны». Особенности в условиях оккупации'

Социальная история Великой Отечественной войны. Проблема «Дети войны». Особенности в условиях оккупации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1100
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ВОЙНА / ОККУПАЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / ПОЛИТИКА / CHILDREN / WAR / OCCUPATION / TERRITORY / POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев Александр Алексеевич

В данной работе, на основе материалов Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками, рассекреченных документов архивов блокады Ленинграда, изданных других источников и впечатлений собственного детства автора на оккупированной территории, рассматриваются вопросы проблемы «Дети и война» в условиях оккупации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HISTORY OF GREAT PATRIOTIC WAR. WAR CHILDREN. FEATURES OF BEING UNDER OCCUPATION

«Children and war» issue is considered as regards living under occupation. The author used the materials of Nuremberg judgment over the main war criminals, declassified documents of Leningrad blockade archives, other sources and his own childhood memories of living on the occupied territory.

Текст научной работы на тему «Социальная история Великой Отечественной войны. Проблема «Дети войны». Особенности в условиях оккупации»

УДК 378

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ПРОБЛЕМА «ДЕТИ ВОЙНЫ». ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ

Александр Алексеевич Алексеев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент, кандидат исторических наук, тел. (903)906-66-94

В данной работе, на основе материалов Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками, рассекреченных документов архивов блокады Ленинграда, изданных других источников и впечатлений собственного детства автора на оккупированной территории, рассматриваются вопросы проблемы «Дети и война» в условиях оккупации.

Ключевые слова: дети, война, оккупация, территория, политика.

SOCIAL HISTORY OF GREAT PATRIOTIC WAR. WAR CHILDREN. FEATURES OF BEING UNDER OCCUPATION

Alexander A. Alexeyev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., tel. (903)906-66-94

«Children and war» issue is considered as regards living under occupation. The author used the materials of Nuremberg judgment over the main war criminals, declassified documents of Leningrad blockade archives, other sources and his own childhood memories of living on the occupied territory.

Key words: children, war, occupation, territory, policy.

Проблема «Дети и война» всегда существовала в мировой истории, но не всегда в должной мере осознавалась обществом, в том числе как предмет изучения. В начале ХХ века в России её сформулировал А.М. Горький - по-Горьковски просто и глубоко. Дети приходят на смену поколений, они идут на строительство новых, более совершенных форм жизни, и они являются несознательными участниками войны. Поэтому нам, взрослым, писал А.М. Горький в предисловии к готовившемуся к изданию в 1916 году сборнику «Дети и война», надо знать, как мыслят дети о войне. В годы революции и гражданской войны было не до изучения проблемы. Голодная, истерзанная страна в начале 1920-х решала главную проблему детства. Детская Государственная комиссия под руководством Ф.Э. Дзержинского подбирала и обустраивала беспризорных детей гражданской войны.

О значимости проблемы «Дети и война» Великой Отечественной, её понимания, в тональности М. Горького, писали А.Т. Твардовский: «Дети и война -нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Поэт Борис Слуцкий:

.. .И отдали Отечеству не злато - серебро: Единственное детство - всё своё добро.

В годы войны по инициативе Союза писателей СССР готовился сбор материала по проблеме «Дети и Великая Отечественная война», для издания документального сборника, где предполагалось отражение войны в психике и поведении советских детей.

Но идея не была реализована в предполагаемом масштабе. Проблема была наименее изучаемой и в послевоенное время, малоизученной остаётся и теперь.

По отношению к детству привычны эпитеты: «счастливое», «беззаботное», «радостное», «безоблачное». В связи с Великой Отечественной появились другие: «военное» детство, «голодное», «обречённое», «потерянное».

Было и такое военное детство, его можно обозначить эпитетом «оккупированное».

Об оккупационной политике в отношении советских детей. Советские дети были объектом оккупационной террористической политики. Дети рассматривались как потенциал нации, их рождаемость могла быть допустима лишь минимальной, в степени потребности в рабочей силе «Великой Германии».

Жестокость по отношению к населению, в том числе женщинам и детям, предусматривалась в главных документах вермахта.

Из директивы главного командования Генерального штаба сухопутных сил от 16 декабря 1942г. «О борьбе с бандитами» (№ IA 1388/42). (Так фашисты называли партизан). Войска «имеют право и обязаны применять в этой борьбе любые средства без ограничений, также против женщин и детей...» (выделено нами - А.А.). Командир 2-го кавалерийского полка СС в докладе командованию о выполнении приказа о проведении усмирительной операции в районе При-пятских болот указывал, что им не удалось полностью использовать приказ по уничтожению женщин и детей, так как болота, куда их загнали, были недостаточно глубокими для того, чтобы они могли утонуть. Но в заключении отмечалось, что акцию, в ходе которой было уничтожено 6 526 человек, «следует считать удавшейся».

В 1942г. в ряде мест на оккупированной территории были открыты школы. Целенаправленная оккупационная школьная политика началась в связи с провалом плана блицкрига. В сельской местности - начальные 4-х классные школы, в городах - 7-летние. В начальных школах рекомендовалось изучать немецкий, русский языки, арифметику, естествознание, краеведение, пение. При школьных отделах окружных управ создавались методические комиссии. В сельских школах на Псковщине был введён урок Закона Божьего. Обязательным атрибутом школы был портрет Гитлера (снаружи или внутри школы). Посещение школы детьми было обязательным, за непосещение родители могли подвергаться штрафу до 500 рублей.

С помощью школ предусматривалось решение задач: предотвращение бродяжничества детей, отвлечение их от связей с партизанами, обеспечение элементарной грамотности будущим неквалифицированным работникам в рейхе, воспитание послушания «новому порядку». Одной из главных задач являлось ослабление партизанской борьбы, «примирение» населения с нацизмом.

Социально-психологические проблемы детства на оккупированной территории. Чтобы дети стали взрослыми, общество создало соответствующую социальную структуру: детские ясли, сады, систему питания, школы, промышленность по производству товаров для детей, детские литературу, кино, клубы, библиотеки, детскую психологию, врачей-педиатров и др. Получается особый «Детский мир».

С началом оккупации сразу же рухнул «Детский мир». Прекратилось обеспечение всего населения продуктами питания, в том числе сахаром, солью; одеждой, обувью, мылом, керосином (в деревнях для освещения перешли от керосиновых ламп к лучине), спичками (огонь стали добывать первобытным способом). От «Детского мира» у ребёнка остались его психика и родные, не в полном составе, а то и без них. «Детский мир» у ребёнка теперь мог быть только в его воспоминаниях, воображении. Дети лишились весёлых детских игр, большой радости - переживания Праздника. Детям приходилось видеть не только убийство оккупантами наших людей, даже родных, но и повешенных. Появилась угроза жестокого наказания, и даже угроза жизни. Само существование не только взрослого, но и ребёнка зависело от милости оккупанта. В сознании, душе ребёнка появилась тревога; благо, что опасность не всегда и не в полной мере им осознавалась. Стресс для детской души, знают психологи, может быть страшной, всеразрушающей силой.

Всё это делало детей по характеру старше своих лет, отрицательно сказывалось на их физическом развитии. Многие из них после войны смогли продолжить своё образование, стать квалифицированными специалистами, но многие не смогли, особенно деревенские (большинство). Оккупация оставила особую, не изученную по морально-этическим причинам, проблему детей, отцами которых были военнослужащие оккупационных войск. По имеющимся данным, в ставке Гитлера считалось родившихся таких детей к концу войны около 3 млн. Судьбы их в СССР были трагичны.

Многие дети и подростки 13-17 лет на оккупированной территории, под влиянием взрослых, советского воспитания, становились партизанами. В Ленинградской области таких партизан было около 60%. Имена Лёни Голикова, Клавы Назаровой, тем более другие, к сожалению, современному поколению молодёжи почти не известны. Оккупанты детским и подростковым героизмом были серьёзно обеспокоены и потому, что детское сознание, детская психика проявлялись особым бесстрашием. Дети и подростки не только добровольно становились партизанами, но были и в специально организованных группах разведки, связи, снабжения боепитанием, продовольствием, водой, в частности в батальонах защитников Ленинграда.

Волею жестокой оккупационной действительности некоторые советские дети и подростки попадали и в «диверсанты», «воспитанники» СС, совершали террористические акты во вред своей Родине. Это в извращённом виде, цинично использовано в кинофильме «Сволочи». Трудно поверить в патриотизм и приверженность исторической правде о войне тех господ кинематографистов,

которые не видят детской героики войны. Предаётся забвению самое важное средство патриотического воспитания молодёжи.

Угон детей в зоны рейха, концентрационные лагеря. Именно так - «угон» населения в немецкое рабство это называлось. В исследованиях по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны иногда присутствует точка зрения о том, что, вывозя детей с оккупированных территорий СССР в зоны рейха, германский нацизм этим их спасал. В действительности он был озабочен двумя проблемами: лишением людских ресурсов нашей страны и возраставшим с 1943 года дефицитом рабочей силы в Германии. В приказе командующего группой армий «Север» Кюхлера от 17 сентября 1943г. требовалось в колоннах граждан, вывозимых с захваченных территорий, детей от 10 лет и старше считать рабочими. В целях маскировки отрыва детей от семей требовалось производить это не в пути следования, а на местах окончательного размещения. Для работы у немецких крестьян в Германии за время войны, по имеющимся данным, фашисты вывезли около 1 млн. советских детей.

Чтобы приблизиться к пониманию социально-психологической сущности этого явления, необходимо обратиться к воспоминаниям бывших детей - узников концлагерей.

Из дневника ученицы 8-го класса г. Пушкина Ленинградской области. «7 апреля 1943 года. Немцы угоняют молодёжь в Германию. Стараюсь не думать, что и меня ждёт эта страшная судьба... Я прочла пришедшее вчера письмо от Оли Климович. Оно написано так мелко, что цензоры, наверное, его не прочли и пропустили. Вот что пишет Оля своей матери:

«Здравствуй, дорогая мамочка. Шлю тебе сердечный привет из далёкой Германии. Живём в бараках, в комнате 24 девушки, кормят нас так: 300 граммов хлеба, 10 граммов маргарина, немного жидкого супа и несколько картошек. Мамочка. вспоминаю Петровское, где я могла есть вдоволь картошку с квасом. Приходится очень много работать. Встаю в пять утра и работаю до 7 вечера. Хожу в брюках, в куртке и деревянных колодках. Сшила себе костюм из одеяла. Живём за забором, на работу водят строем полицией. нам даже нельзя ни с кем разговаривать. Мне очень скучно без тебя, но я рада, что не вижу тебя здесь, в этой тюрьме.».

Вывоз в концентрационные лагеря населения, в том числе детей, с оккупированных территорий СССР как особый вопрос социальной истории войны остаётся недооценённым общественной наукой, малоизвестна современному обществу его сущность, социально-психологическая острота. Причины этой общественной беды, прежде всего, политические: недоверчивое отношение политического руководства в СССР к своим гражданам - бывшим узникам концлагерей, в том числе в детском возрасте. Удостаивались внимания лишь активисты антифашистской борьбы в лагерях. Только в конце 1980-х Совет Министров СССР принял постановление О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей. Это было не просто антигуманно, но бесчеловечно жестоко. Многие из них не могли подтвердить этот факт своей биографии - они раньше уничтожили подтверждающие документы и справки, что-

бы не иметь неприятностей в своей стране. Если бизнесовое общественное сознание (есть теперь такое) может простить современному поколению недооценку значимости этого вопроса, но история не простит.

Об отношении немцев к гражданскому населению. Не было однозначным, зависело от ряда факторов: близко ли, далеко находились партизаны; от положения на фронте; от особой позиции командования. Особым фактором была, вероятно, пограничность территории, в частности районов Псковской области, -с Латвией.

Речь немецкая была неприятна («лающей» казалась). Насколько мне известно, люди, бывшие детьми в оккупации и учившиеся после войны, при изучении иностранного языка немецкий старались не выбирать.

Бытует мнение, и в научной литературе, что после войны все, кто был на оккупированной территории, имели «клеймо». Положительный ответ на вопрос анкеты «Находились ли Вы или Ваши родственники на оккупированной территории?» долго закрывал путь к образованию, карьере, поездкам за границу. В такой общей интерпретации существа вопроса допускается преувеличение, неточность. Я всегда положительно отвечал на указанные вопросы анкеты, писал об этом в автобиографии. По отношению к людям, находившимся в оккупации в детском возрасте, дискриминации по этой причине не существовало. И люди, бывшие в оккупации взрослыми, далеко не все ей подвергались.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Судебный процесс по делу Верховного главнокомандования гитлеровского вермахта. Приговор пятого американского военного трибунала, вынесенный в Нюрнберге 28 октября 1948 года. (Перевод с немецкого Г. В. Кычаковой) / Под ред. проф. Д. С. Карева - М.: Прогресс, 1964.

2. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Под ред. Н. Л. Волков-ского. - М.: АСТ; СПб: Полигон, 2005.

3. Немецко-фашистский оккупационный режим (1941 - 1944гг.). - М.: Политиздат,

1965.

4. Звягинцев А. Г. Нюрнбергский процесс. Без грифа «Совершенно секретно» / Александр Звягинцев. - М.: Астрель: АТС, 2010.

5. Северо-Запад России в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945. - СПб: аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Главного штаба Сухопутных войск РФ, Ленинградского военного округа. Институт военной истории МО РФ, 2005.

6. Война глазами детей. Свидетельства очевидцев. - М.: Вече, 2011.

© А. А. Алексеев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.